Как выглядит танк е 100

E-100: альтернативный «Маус»

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

Конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва. Конкуренцию для танка Maus фирмы Порше в этой серии должен был составить немецкий танк Е-100. Производство прототипа Е-100 началось во Франкфурте-на-Майне, а в конце войны его шасси оказались на полигоне Хаустенбек, где и попали в руки британцев.

Первый звонок для немецких танкистов

Лето 1941 года для руководства Третьего Рейха ознаменовалось не только головокружительными успехами на Восточном фронте, но и целым рядом неприятных открытий, которым на первом этапе кампании не придали особого значения. Единственным «сюрпризом», не оставшимся незамеченным Гитлером, было преимущество новейших советских танков над немецкими. До поры до времени оно компенсировалось неопытностью советских танкистов, низким качеством изготовленной в СССР бронированной техники и наличием в ней конструкторских недоработок. Но по мере накопления Советами необходимого опыта все могло измениться не в лучшую для немцев сторону. Высшее руководство Германии осознавало серьезность этой проблемы и проявляло беспокойство.

Особенно удручающее впечатление произвело наличие у Красной Армии бронированных монстров КВ-1 и КВ-2 в огромном по немецким меркам количестве, исчислявшемся сотнями единиц. Осенью 1941 года Управление вооружений сухопутных сил (нем. – Heereswaffenamt, далее – УВС) поставило перед крупнейшими машиностроительными концернами Германии задачу в сжатые сроки создать немецкие тяжелые и сверхтяжелые танки прорыва, превосходящие советские аналоги и бронированием, и вооружением.

Порше против Хеншеля

В гонку за право производить серийные тяжелые танки включились компания «Хеншель и сын АГ», развивавшая проект тяжелого танка конструкторов УВС, начатый еще в конце 30-х годов, а также фирма Фердинанда Порше. Их соперничество вылилось в создание компанией «Хеншель и сын АГ» прототипа VK4501 (H), позднее ставшего легендарным танком Pz.Kpfw VI «Tiger I». В свою очередь, фирма Порше создала прототип VK4501 ₽, более известный как PzKpfw VI «Tiger» ₽, который в серию не пошел и известным не стал. Борьба за «Tигр» породила противостояние между крупнейшими немецкими производителями бронетехники, в котором активное участие принимали и функционеры УВС, в том числе конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, по совместительству являвшийся старшим советником службы конструирования УВС. Книпкамп был лично заинтересован в победе Хеншелей, так как именно его вариант подвески со знаменитым шахматным расположением катков использовался при создании прототипа VK4501 (H).

В свою очередь Порше пользовался благосклонностью рейхсминистра Фрица Тодта, курировавшего создание танка «Тигр». Благоволил к нему и сам фюрер. Такое положение вещей не могло не раздражать прямых конкурентов Порше – концерн Круппа, компанию «Хеншель» и активно сотрудничавшую с ними службу конструирования 6-го департамента бронетехники и механизации УВС.

Предприятия концерна Круппа не только конкурировали с Порше в создании сверхтяжелого танка, но и подыграли компании «Хеншель», поставив для прототипа VK4501 ₽ фирмы «Порше» башню с погоном в 1820 мм вместо необходимых 2000 мм. Это задержало работы по созданию прототипа, а 8 февраля 1942 года Порше не повезло еще больше, так как рейхсминистр Тодт погиб в авиакатастрофе, и его место занял Альберт Шпеер, менее благоволивший знаменитому промышленнику. В результате после показа Гитлеру обоих прототипов 20 апреля 1942 года (фюреру, любившему полноразмерные дорогие «игрушки», сделали подарок ко дню рождения), а также после еще целого ряда каверз, устроенных фирме «Порше» функционерами УВС, высшее руководство Рейха остановило свой выбор на машине компании «Хеншель». Фердинанд Порше не мог простить этого своим конкурентам.

Когда на совещании у Гитлера 8 июля 1942 года, на котором присутствовал Порше, решался вопрос создания сверхтяжелого танка прорыва, он сделал все, чтобы был забракован проект прототипа VK 7201 совместной разработки концерна Круппа и конструкторов УВС. Таким образом Порше удалось «насолить» двум своим противникам сразу. В это время его фирма начинает разработку проекта под индексом «Объект 205 «Мышонок» (нем. – «Mauschen»), который вылился в создание двух прототипов танка, известного под названием Pz.Kpfw VIII «Maus» (нем. – мышь). Круппу в этом проекте досталась только разработка башни под 128-мм танковую пушку и спаренное с ней 76-мм орудие, предназначенное для борьбы с пехотой и среднебронированными целями.

Медленный старт проекта Е-100

Но Книпкамп не собирался сдаваться. В инициативном порядке он создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой целой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва, которые должны были учесть все недостатки и достоинства танков, уже имевшихся на вооружении Вермахта. Конкуренцию для танка «Маус» фирмы Порше в этой серии должен был составить танк Е-100.

30 июня 1943 года, когда на предприятии Порше и заводах-«смежниках» уже полным ходом изготавливались агрегаты и комплектующие для первых двух танков «Маус», танк Е-100 только начал разрабатываться специалистами службы конструирования УВС. В этом им помогали конструкторы автомобилестроительной компании «Адлерверке», штаб-квартира которой и по сей день находится во Франкфурте-на-Майне. Она поставляла Вермахту полугусеничные бронетранспортеры, велосипеды и автомобили, и ее владельцы были в хороших отношениях с Книпкампом.

Е-100: технические характеристики

Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на совещании 8 июля 1942 года. Он должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. При этом танк должен был весить от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120–150 мм. В то же время конструкторы Книпкампа хотели вписаться в вес 100–120 тонн и снабдить Е-100 150-мм пушкой. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном Круппа для танка «Maus».

Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Несложно догадаться, что его катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.

В отличие от танка «Maus» Е-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине – боевое отделение, сзади – моторно-трансмиссионное. Для высвобождения как можно большего пространства ведущими сделали не передние «звездочки», как это было принято у немецких танков, а задние. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него (так же как и для танка «Maus») разработали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.

Для повышения живучести танка его решили сделать ниже, чем «Maus», на 37 см. Кроме того, максимально уменьшили количество вертикальных поверхностей и прямых углов у его бронирования – если «Maus» имел практически вертикальные борта, то Е-100 такой «прямолинейностью» не обладал. Все эти конструктивные решения позволили спроектировать танк на 50 тонн легче, чем «Maus», но и в 120 тонн конструкторам вписаться не удалось – по расчетам получившаяся машина должна была весить 137,8 тонны.

Силовая установка Е-100 была проще и надежнее, чем у его «конкурента». Фердинанд Порше и в «Тигре» ₽, и в сверхтяжелом танке упорно внедрял свою систему раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, который приводился в движение бензиновой силовой установкой. Конструкторы Книпкампа пошли более простым путем и установили в кормовом отделении танка 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. (им оснащались такие танки как PzKpfw V «Panther» и VI Ausf. B «Tiger II» («Королевский Тигр»), а также коробку передач Maybach OG 401216В. Мощность двигателя была явно недостаточной, однако более мощного мотора на тот момент в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить. Они приняли решение, что на первых порах лучше смириться с невысокой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока появятся более мощные двигатели. Проектную же скорость для Е-100 его инженеры установили на уровне 38–40 км/ч.

Скорый конец проекта

Производство прототипа Е-100 началось на предприятии компании «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне. Позднее сборкой занялось предприятие компании «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Однако в связи с тем, что до 80% производственных мощностей компании «Хеншель и сын АГ» были разрушены авиацией союзников, было приказано прекратить работы над созданием Е-100. Башню от корпорации Круппа новый танк так и не получил, а шасси «зависли» на полигоне Хаустенбек около города Падерборн. Ниже — те немногие фото танка e100, а вернее его шасси, которые сохранились до наших дней.

Здесь они и попали в руки британских военных весной 1945 года. Шасси танка были отправлены в Англию, где местные инженеры смогли собрать их и привести в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни обладает очень низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время несостоявшийся «конкурент» танка «Maus» был отправлен на переплавку. Фердинанд Порше победил, а его детище в этой гонке бронированных монстров уцелело и прославилось на весь мир. Но принесло ли это радость конструктору, отсидевшему 22 месяца во французской тюрьме и с подорванным здоровьем отпущенному умирать на родину? Вряд ли.

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

Источник

Немецкий сверхтяжелый танк Е-100 (6 фото + 4 видео)

История разработки

Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы. Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года. В основу её работы были заложены личные инициативы конструктора, подкреплённые изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.

Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke. Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжёлых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей. Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжёлый танк которой носил название Maus.

В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжёлого танка изготавливался на заводе компании Henschel.

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

Немецкая линейка Е-серии

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

Основные параметры конструкции

Корпус

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

Башня (оборудование)

Броневая защита

Экипаж

Вооружение

В истории реального прототипа Е-100 до установки вооружения дело так и не дошло, хотя вопрос о том, какие именно боевые модули ставить на эту машину, прорабатывался долгое время. Разработчики от концерна Krupp предусматривали для оснащения сверхтяжёлого танка целых три варианта основного орудия, в числе которых был вариант САУ со 173-миллимитровой пушкой.

Пушка калибром 128 мм KwK 44 L/55 предполагалась как первоначальная версия, своим происхождением обязанная зенитному орудию аналогичного калибра. В дополнение к ней 75-миллиметровое орудие KwK44/1 L/70 предназначалось для поражения пехоты вне укрытий и слабозащищённой техники противника. Боезапас снарядов калибра 128 мм составлял 50 выстрелов, калибра 75 мм — 100 выстрелов.

Пушка KwK 44 L/38 и пулемет

Основным вооружением серийных Е-100 решено было сделать 150-миллиметровую танковую пушку KwK 44 L/38. Именно на такой версии главного калибра пушки для сверхтяжёлых танков настаивал Гитлер. Компания Krupp ещё в начальный период Второй мировой войны смогла произвести 150-миллиметровое орудие с начальной скоростью полёта снарядов в 600-800 м/с, базируемое на железнодорожной платформе. Но все попытки адаптировать свою конструкцию для танкового вооружения оказались безуспешными.

>> Также оказалось невозможным для крупповского концерна доработать интеграцию в танковую башню Е-100 единого немецкого пулемёта MG34. Пулемёт в модификации MG42 калибра 7,92 мм предполагался лишь для перевозки в укладке танка.

Технические характеристики

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

Ходовая часть

Огромный вес тяжёлого немецкого танка диктовал особый подход к разработке его ходовой части. Решение, использованное в Е-100, было сделано конструкторами из компании MAN и впоследствии признано одним из наиболее удачных элементов всего этого проекта. Хотя подвеска получилась в итоге более сложной и дорогой в изготовлении, что в условиях испытываемого Германией дефицита ресурсов стало серьёзным препятствием при создании танка.

Ходовая часть машины в качестве опоры имела 8 катков диаметром 900 мм с каждого борта. Направляющие колёса располагались спереди, ведущие — сзади, с применением зубового зацепления. Как и для всей тяжёлой немецкой броне техники, предусматривалось два варианта гусениц: транспортировочные шириной 55 см и боевые шириной 100 см. Метровые гусеницы позволили снизить удельное давление на грунт до показателя 1,4 кг/кв. см.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат прототипа представлял собой 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-230 P30 мощностью 700 л.с. в сочетании с коробкой передач Maybach OG 401216В. Мощности такого двигателя для гигантской 140-тонной машины было явно недостаточно. В будущие серийные образцы Е-100 намеревались ставить двигатель Maybach с индексом 234 и предполагаемой мощностью в 1200 «лошадей», но наладить производство таких двигателей в Германии 1945 года было возможно лишь теоретически.

В борьбе за снижение избыточной массы танка конструкторы были вынуждены отказаться от торсионной подвески. Новая внешняя система подвески на основе пружин Бельвилля снизила параметры бортовой раскачки. Машина получила комбинированную трансмиссию, бортовые редукторы были очень компактно размещены в моторном отделении, что сделало доступ к ним более удобным. Отсутствие торсионных валов также позволило установить эвакуационные люки для экипажа в днище танка.

Габариты и вес

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

Достоинства и недостатки

В числе достоинств сверхтяжёлого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:

* Крепчайшая лобовая бронезащита;
* Прочная броня по бортам за счёт достаточной толщины боковых сторон башни и броневых экранов;
* Удачная конструкция подвески;
* Серьёзные ударные характеристики основной пушки;
* Наличие достаточно эффективного вспомогательного орудия.

* Огромный вес;
* Ограниченная подвижность;
* Слабые динамические характеристики мотора;
* Недостаточно защищённый лоб башни;
* Низкая скорость поворота башни;
* Длительное время перезарядки основного орудия.

>> В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.

Применение в боевых условиях Второй мировой войны

Как выглядит танк е 100. Смотреть фото Как выглядит танк е 100. Смотреть картинку Как выглядит танк е 100. Картинка про Как выглядит танк е 100. Фото Как выглядит танк е 100

Тот факт, что танк Е-100 не был доведён до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжёлых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.

Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжёлого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.

Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.

Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.

Источник

Немецкий сверхтяжелый танк Е-100: история разработки, основные характеристики, достоинства и недостатки

История разработки

Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы. Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года. В основу её работы были заложены личные инициативы конструктора, подкреплённые изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.

Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke. Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжёлых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей. Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжёлый танк которой носил название Maus.

В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжёлого танка изготавливался на заводе компании Henschel.

К началу 1945 года незавершённая конструкция гигантского танка состояла из корпуса, шасси и силовой установки. В таком виде она готовилась к испытаниям, причём неготовую к тому моменту танковую башню намеревались заменить массо-габаритным макетом. Спустя несколько месяцев так и не укомплектованный всем необходимым на прототип оборудованием предсерийный образец Е-100 был захвачен наступавшими по территории Германии британскими частями.

Немецкая линейка Е-серии

Разработка боевых машин Е-серии в Германии была обусловлена конкурентной борьбой конструкторских групп. Проект, название которого произошло от немецкого слова «Entwicklung» («развитие») примечателен тем, что выдвинул идею унификации узлов и агрегатов перспективных боевых машин. После первых лет войны наличие нескольких отдельных ветвей в развитии бронетехники негативно сказывалось на её производстве и ремонтопригодности.

Кроме идеи унификации, перспективная бронетехника отражала варианты замены и совершенствования для уже существующих образцов с учётом накопленного опыта их боевого применения. В составе немецкой Е-серии индекс входящих в неё машин был основан на их предполагаемой минимальной массе.

Все машины новой серии изначально предполагалось сделать заднеприводными, с единым блоком силового агрегата и трансмиссии, расположенным в кормовой части конструкции. Большинство из боевых машин Е-серии до конца войны не продвинулось далее ранней стадии проектирования. Сверхтяжёлый танк Е-100 на этом фоне оказался наиболее проработанной моделью.

Основные параметры конструкции

Конструкция Е100 выполнена по схеме, считающейся наиболее традиционной для немецкого танкостроения: с силовым отделением в кормовой части танка и трансмиссией с передачей на передние колёса.

Корпус

Башня (оборудование)

Башня сверхтяжёлого германского танка являлась самостоятельной разработкой германского концерна Krupp. Изначально она предполагалась общей для конструкции как Maus, так и Е-100. Данная башня в крупповской компании получила обозначение Mausturm II и в ходе дальнейшей работы применительно к Е-100 представляла собой существенно облегчённый вариант с проектной массой 35 тонн. Снижение веса предполагалось достичь путём уменьшения толщины бортового бронирования до 80 мм и применения 128-миллиметрового орудия вместо 150-миллиметрового. Натурный образец башни так и не был изготовлен. Известно, что погон башни, первоначально предполагаемый не менее чем в 3 метра, был уменьшен до 2600 мм.

Броневая защита

Фронтальная бронезащита Е-100 обладала толщиной 200 мм, что делало танк практически неуязвимым для лобовой атаки. Бронирование танковой башни с кормовой части также было усиленным и составляло 150 мм. Серьёзной броневой защитой оснащались борта (120 мм на корпусе и 80 мм на башне). Днище танка, верхние плоскости корпуса и бортов бронировались листами толщиной 40 мм.

Экипаж

Вооружение

В истории реального прототипа Е-100 до установки вооружения дело так и не дошло, хотя вопрос о том, какие именно боевые модули ставить на эту машину, прорабатывался долгое время. Разработчики от концерна Krupp предусматривали для оснащения сверхтяжёлого танка целых три варианта основного орудия, в числе которых был вариант САУ со 173-миллимитровой пушкой.

Пушка калибром 128 мм KwK 44 L/55 предполагалась как первоначальная версия, своим происхождением обязанная зенитному орудию аналогичного калибра. В дополнение к ней 75-миллиметровое орудие KwK44/1 L/70 предназначалось для поражения пехоты вне укрытий и слабозащищённой техники противника. Боезапас снарядов калибра 128 мм составлял 50 выстрелов, калибра 75 мм — 100 выстрелов.

Пушка KwK 44 L/38 и пулемет

Основным вооружением серийных Е-100 решено было сделать 150-миллиметровую танковую пушку KwK 44 L/38. Именно на такой версии главного калибра пушки для сверхтяжёлых танков настаивал Гитлер. Компания Krupp ещё в начальный период Второй мировой войны смогла произвести 150-миллиметровое орудие с начальной скоростью полёта снарядов в 600-800 м/с, базируемое на железнодорожной платформе. Но все попытки адаптировать свою конструкцию для танкового вооружения оказались безуспешными.

Также оказалось невозможным для крупповского концерна доработать интеграцию в танковую башню Е-100 единого немецкого пулемёта MG34. Пулемёт в модификации MG42 калибра 7,92 мм предполагался лишь для перевозки в укладке танка.

Технические характеристики

Заявленные для танка Е-100 показатели максимальной скорости в 38-40 км/ч были вряд ли достижимы и рассчитывались на создание в будущем 1200-сильного двигателя. По оценкам специалистов, реальная скорость, которую был способен развить немецкий гигант, находилась в пределах 23 км/ч.

Ходовая часть

Огромный вес тяжёлого немецкого танка диктовал особый подход к разработке его ходовой части. Решение, использованное в Е-100, было сделано конструкторами из компании MAN и впоследствии признано одним из наиболее удачных элементов всего этого проекта. Хотя подвеска получилась в итоге более сложной и дорогой в изготовлении, что в условиях испытываемого Германией дефицита ресурсов стало серьёзным препятствием при создании танка.

Ходовая часть машины в качестве опоры имела 8 катков диаметром 900 мм с каждого борта. Направляющие колёса располагались спереди, ведущие — сзади, с применением зубового зацепления. Как и для всей тяжёлой немецкой броне техники, предусматривалось два варианта гусениц: транспортировочные шириной 55 см и боевые шириной 100 см. Метровые гусеницы позволили снизить удельное давление на грунт до показателя 1,4 кг/кв. см.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат прототипа представлял собой 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-230 P30 мощностью 700 л.с. в сочетании с коробкой передач Maybach OG 401216В. Мощности такого двигателя для гигантской 140-тонной машины было явно недостаточно. В будущие серийные образцы Е-100 намеревались ставить двигатель Maybach с индексом 234 и предполагаемой мощностью в 1200 «лошадей», но наладить производство таких двигателей в Германии 1945 года было возможно лишь теоретически.

В борьбе за снижение избыточной массы танка конструкторы были вынуждены отказаться от торсионной подвески. Новая внешняя система подвески на основе пружин Бельвилля снизила параметры бортовой раскачки. Машина получила комбинированную трансмиссию, бортовые редукторы были очень компактно размещены в моторном отделении, что сделало доступ к ним более удобным. Отсутствие торсионных валов также позволило установить эвакуационные люки для экипажа в днище танка.

Габариты и вес

Достоинства и недостатки

В числе достоинств сверхтяжёлого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:

В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.

Применение в боевых условиях Второй мировой войны

Тот факт, что танк Е-100 не был доведён до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжёлых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.

Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжёлого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.

Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.

Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *