Как выглядит танк объект 490

Коллега Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490andrei_bt на своем веб-сайте btvt.info опубликовал материал «Объект 490. «Перспективный танк 21 века», о последнем советском проекте перспективного танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) в конце 1980-х и начале 1990-х годов, но доведенного только до макетной стадии.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

После того как было принято решение о калибре пушки перспективного танка, существующие варианты танков Объект 490 «Тополь» и Объект 490А «Бунтарь» потребовали полной перекомпоновки.

Компоновка «Бунтаря» претерпела изменения, в результате которых был создан танк «Объект 477», компоновка которого была утверждена в 1985 году. Из дневников Ю. М. Апухтина: 12.05.85. … Шомин, наконец, утвердил компоновку. Ковалюх добился, что конструкция автомата заряжания не кольцевая, а сзади замкнутый контур с подпиткой боеприпасами из корпуса. Посмотрим, что из этого получится.

Таким образом, в проекте вернулись к компоновке близкой классической за исключением вынесенного вооружения. Новый вариант «Объект 490» Е. А. Морозова находился в разработке параллельно с «Боксером»/«Молотом», и также был перепроектирован для оснащения орудием 152 мм 2А73.

Это привело к созданию одного из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения, отличающегося не имеющими аналогов уровнями защиты экипажа, подвижности и огневой мощи:

— защита экипажа с уровнем, эквивалентным

4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы;

— 32 унитарных выстрела L=1400 в полностью автоматизированной укладке;

— мощность двигателей до 2000 л.с.

— возможность движения при повреждении 2-х гусеничных движителей (с противоположных сторон).

Источник

«Объект 490» — последний советский проект перспективного танка

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) (с) btvt.info

Компоновка «Бунтаря» претерпела изменения, в результате которых был создан танк «Объект 477 », компоновка которого была утверждена в 1985 году. Из дневников Ю. М. Апухтина: 12.05.85. … Шомин, наконец, утвердил компоновку. Ковалюх добился, что конструкция автомата заряжания не кольцевая, а сзади замкнутый контур с подпиткой боеприпасами из корпуса. Посмотрим, что из этого получится.

Таким образом, в проекте вернулись к компоновке близкой классической за исключением вынесенного вооружения. Новый вариант «Объект 490» Е. А. Морозова находился в разработке параллельно с «Боксером»/«Молотом», и также был перепроектирован для оснащения орудием 152 мм 2А73.

Это привело к созданию одного из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения, отличающегося не имеющими аналогов уровнями защиты экипажа, подвижности и огневой мощи:

— защита экипажа с уровнем, эквивалентным

4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы;

— 32 унитарных выстрела L=1400 в полностью автоматизированной укладке;

— мощность двигателей до 2000 л.с.

— возможность движения при повреждении 2-х гусеничных движителей (с противоположных сторон).

Содержание:

Описание компоновки танка

Основным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на 5 изолированных друг от друга отсеков и распо­ложение их вдоль продольной оси от носа к корме в последовательности, соответствующей их вкладу и боевую эффективность танка.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Размещение отсеков танка «Объект 490». Вариант по публикации в ВБТТ №7. 1991, последней публикации Е. А. Морозова. При разработке проекта большое внимание уделено защите от боеприпасов, атакующих сверху. 1 — топливный отсек; 2 — отсек систем двигателя и силовой установки; 3 — отсек ос­новного вооружения; 4 — отсек автомата заряжания; 5 — отсек экипажа (с) btvt.info

Первым расположен топливный отсек с ми­нимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка (700 и 1000 мм от БПС и КС). Повреждение этого отсека, разделенного продольными перегородками, и частичная утрата топ­лива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности.

За топливным отсеком в корпусе расположен отсек систем двигателя и силовой установки, а над ним — отсек ос­новного вооружения. Эти отсеки имеют более высокий уровень защиты, так как выход из строя двигателя или пушки существенно снижает боевые возможности танка. Расположенный в носовой части корпуса топливный отсек является эк­раном для силовой установки и повышает ее живучесть при снарядном обстреле. Силовая установка включает в себя 2 одина­ковых двигателя (на макете 5ТДФ, в перспективе планировалась установка 4ТД). Трансмиссия с гидрообъемной передачей позволяет регулировать ве­личину мощности, передаваемой на каждый гусеничный обвод. Это позволяет:

Затем размещается отсек автомата заряжания (A3) с боекомплектом, имеющий еще более вы­сокий уровень защиты и экранируемый от фрон­тального огня тремя предыдущими, а в верхнем поясе отсеком основного вооружения. Поражение этого отсека, кроме потери танком своей огневой мощи, может привести к детонации зарядов с тяжелыми последствиями. Для нейтрализации вы­соких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в днище отсека предусмотрены «вышибные пластины» (на первом варианте в крыше), выполняющие функции предохранительного клапана. Длина отсека A3 предусмат­ривает возможность размещения унитарного боеприпаса (L=1400 мм) и позволяет упростить кинематику подачи и досылания боеприпаса в камору пушки. В первом варианте компоновки танка выстрелы в АЗ размещались в конвейерах вертикально (32 выстрела), поступая в размещенный по центру расходный механизм на 4 выстрела, в заключительном варианте – горизонтально.

Последним в кормовой части танка размещен отсек экипажа. Экипаж расположен в удобной позе — сидя с обеспечением всех эргономических требований (санузел, отопление, кондиционер, приготовление пищи). На крыше, во второй башне, размещен комплекс электронно-оптических средств поиска целей и управ­ления основным и дополнительным вооружением. Такая компоновка танка обеспечивает диффе­ренцирование уровня защиты и живучести отдель­ных компонентов танка в соответствии с их зна­чимостью.

Интересной особенностью компоновки являюсь применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°).

Новый вариант перспективного танка отличался от первоначального решениями по схеме броневой защиты, автомата заряжания и гусеничного движители (4+2 катка).

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ), снимок 1989-1991 годов. Вооружение — 152-мм пушка 2А73 с автоматом заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерами, 30-мм гранатомет на задней башне и два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. По периметру танка и в шахтах между бортами отсека экипажа для поражения целей, атакующих сверху были размещены 26 мортир КАЗ «Штандарт» (с) btvt.info

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Развитие проекта танка «Объект 490». 1 и 2 – с вертикальным размещением выстрелов в двух конвейерах АЗ и расходным механизмом в центре, вышибные пластины выполнены в крыше отсека АЗ; 3 – с горизонтальным размещением в двух конвейерах. Вышибные пластины выполнены в днище отсека АЗ (с) btvt.info

Огневая мощь

Особенно лаконично была построена СУО танка. Прицельные комплексы строились в виде отдельно расположенного тепловизионного модуля и лазерного дальномера размещенного справа (по ходу танка) в бронемаске. Телевизионный модуль и канал наведения управляемого снаряда размещался слева. Панарамический прицел с визуальным каналом располагался на задней башне, изображение передавалось как командиру-наводчику так и механику водителю. Дневно-ночная ТВ панорама размещалась на станке автоматического гранатомета на задней башне.

Модульная установка тепловизионного и телевизионного прицелов в бронемаске танка позволяла размещать разработанные и производимые серийно в 80-е годы приборы, например 1ПН71 1ПН126 «Аргус» и пр. имевшие большие габаритные размеры, при этом приводы по углу места и азимуту не требовались, так как прицелы стабилизировались с пушкой. Дополнительная точность достигалась благодаря «активной» подвеске, снижавшей нагрузки на стабилизатор вооружения. Поиск целей (при приведении к углу и положению заряжания) мог в то же время осуществляться независимым дневным панорамическим прицелом и дневно-ночной панорамой установленными на блоке вооружения второй башни.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Интересной особенностью компоновки танка «Объект 490» являлось применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°). На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка. По бортам башни устанавливались мортиры системы «Туча» — 12 штук (с) btvt.info

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Над отсеком экипажа танка «Объект 490» размещалась вторая башня с дополнительным вооружением, панарамическим прицелом с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел, устанавливающийся на станке вместе с автоматическим гранатометом. Вид на корму – вторая башня с блоками динамической защиты и дополнительным вооружением, установлен максимальный угол возвышения пушки. Мортиры КАЗ «Штандарт» в кормовой части и бортах отсека экипажа. В кормовой части отсека два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения по-походному (кормой вперед) (с) btvt.info

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

К ограничениям компоновки танка «Объект 490» можно отнести недостаточные углы склонения пушки на борт и корму (с) btvt.info

Проблему создания и серийного производства компактных танковых прицелов с тепловизионным каналом не удалось решить спустя десятилетия после развала СССР. На данный момент проблема решается путем закупки и лицензионного производства зарубежных компонентов (в РФ). Уровень развития технологий в СССР, РФ отражает прибор 1ПН126, принят в 2005 г. Сложно представить себе вариант «альтернативной истории» развития систем технического зрения в СССР, в случае если бы он не развалился, но надеяться на компактность и высокие характеристики, позволяющие отказаться от визуального канала было бы безосновательно.

Круговой обзор из танка планировалось реализовать при помощи телекамер переднего обзора расположенных на верхней лобовой детали носового узла корпуса и на надгусеничных полках, а так же камер заднего обзора размещенной по центру кормы корпуса. Также у экипажа имелись призменные приборы наблюдения с выводом изображения над окулярами панорамического прицела.

Защита

4.04.74. Проскуряков (ВНИИТМ):

Надо обеспечить защиту от натовского снаряда калибра 120 мм с увеличенной начальной скоростью. Без брони танка нет. Защиту решать не за счет толщины, а за счет новых решений.

Маневренность должна быть повышена за счет гидромеханической трансмиссии. Ее сейчас Исаков делает совместно с ВНИИТрансмашем на мощность 1500 л.с. Это должно повысить средние скорости движения, уменьшить время разгона, повысить управляемость, плавное изменение радиусов поворота машины, обеспечить максимальную скорость заднего хода.

Решения компоновки танка 21 века уделяли ключевое внимание обеспечению защиты компонентов танка в соответствии с их вкладом в боевую эффективность. Если первый (топливный) отсек имел лобовую противоснарядную защиту на уровне, заданном ТТТ, то последний отсек (эки­пажа) будет практически защищен в 2-2,5 раза сильнее. Поскольку создание снарядов с таким уровнем бронепробиваемости в обозримом будущем невозможно, указанное построение компоно­вочной схемы дает возможность обеспечить высо­кую вероятность выживаемости танка в бою при минимальной массе брони.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Вид макета танка «Объект 490» сверху (с) btvt.info

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Данное направление развития было заложено А. А. Морозовым еще в 70-е, после завершения проектирования и начала крупносерийного производства танка Т-64А. Подробно решения описаны в записях дневников о проектировании танка «Объект 450» по Теме «101».

В раннем варианте разработки проекта защита верхней детали носового узла корпуса включала плиту из стали толщиной 80 мм установленную под углом 60°. На плиту устанавливался съемный пакет (170 мм/60°) с тандемно-установленными активными элементами защиты, которые разделялись 50 мм стальной плитой. По своей идее такая защита была схожа с устанавливаемым сейчас на танк «Оплот» модулем ДЗ «Дуплет».

Защита башни представляла из себя комбинированную структур с разнесенным (бронемаска), комбинированным с активными элементами (лоб и борта) бронированием.

Эквивалент защиты с верхней полусферы – 180…200 от УЯ и 600 от кумулятивных боеприпасов. Единственным уязвимым местом танка являлась башня в ее центральной части, где бронирование составляло 50 мм (5°). Однако, даже в случае поражения этого участка кумулятивными боеприпасами или УЯ из строя мог быть выведен только один из двигателей.

Крыша отсека боекомплекта представляла комбинированную структуру с активными элементами и многослойным бронированием, на заключительном варианте «вышибные пластины» выполнялись в днище для снижения ослабленных зон защиты сверху.

Наружные и центральные детали в защитных конструкциях корпуса и башни выполнялись из стали высокой твердости, внутренние из стали средней твердости. Это позволяло уменьшить формирование осколочного потока при пробитии элементов бронирования.

Заключительный из описанных (П. Ф. Гнедаш, Л. И. Мазуренко, Е. А. Морозов. Возможный вариант нетрадиционной компоновочной схемы танка. Вестник бронетанковой техники, №7. 1991) вариант танка 21 века защищала комбинированная броня (сталь+наполнитель+сталь) расположенная под углом 80°. Деталь формировала защиту верхнего и среднего пояса защиты танка.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Заключительный вариант танка танка «Объект 490»: а – продольный разрез; б – вид в плане со снятой башней и крышей корпуса; 1 — пушка; 2 — башня; 3 – погон башни; 4 – крышка отсека автомата заряжания; 5 – отсек экипажа; 6 – кормовые люки экипажа; 7 – отсек автомата заряжания; 8 – отсек силовой установки; 9 – топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 — двигатели; 12, 15, 19, 20 – бортовые коробки передач для передачи мощности к ведущим колесам переднего и заднего обводов; 13, 14, 18, 21 – ведущие колеса передних и задних обводов; 17, 22 – гусеницы передних и задних обводов (с) btvt.info

Схема защиты включала слой активных элементов защиты с комбинированной схемой с продольным обжатием наполнителя (сталь + ЭДЗ + наполнитель), повышающая защиту на

40%. Общий габарит бронирования составлял 260 мм. Конструкция обеспечивала защиту не только от боеприпасов, атакующих по горизонтали, но и защиту от боеприпасов (УЯ, кумулятивных) атакующих сверху.

Отсеки танка были изолированными и разделялись перегородками – 20 мм для отсека топлива, систем двигателя. 20 мм перегородка между 1 и 2 двигателями. Перегородки с габаритом 50 мм устанавливалась перед отсеком боекомплекта и капсулой экипажа. В днище капсулы экипажа был предусмотрен эвакуационный люк, служивший, также в качестве санитарного узла.

Бронирование днища корпуса также было дифференцированным 20, 50 и 100 мм (комбинированное) в зонах размещения топлива и двигательного отсека; отсека боекомплекта; капсулы экипажа.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Перспективные устройства защиты разработки НИИ Стали (1990-е годы). Снизу в центре фото перспективного элемента ДЗ 32Э, слева элемент «Гофр». Габаритные размеры перспективного активного элемента были вдвое меньше серийного 4С22. Это позволяло обеспечить большую площадь прикрытия защищаемых проекций (с) btvt.info

Подвижность

Расположенная в средней части танка, впереди боевого отделения, силовая установка обеспечивала дополнительную защиту экипажа. Четырехгусеничная ходовая часть, обусловленная такой компоновочной схемой, существенно повышает живучесть танка при минном подрыве. Увеличению живучести способствует также раздельное исполнение систем, обслуживающих каждый двигатель.

На базе танка с двумя двигателями можно создать семейство машин с использованием одного или двух двигателей в зависимости от типа и назначения машины, от массы и мощности, потребляемой навесным оборудованием.

Требования к подвижности танков непрерывно возрастают. Предполагается, что средняя скорость танка ближайшего будущего при движении по сухим грунтовым дорогам должна достигать 50…55 км/ч. Для достижения такой скорости удельная мощность танка должна быть не менее 21…23 кВт/т, а максимальная скорость, обеспечиваемая скоростным диапазоном трансмиссии 80…90 км/ч.

Преодоление естественных препятствий и искусственных заграждений, проделывание проходов при помощи навесного и встроенного оборудования требуют дополнительного увеличения мощности силовой установки.

Одной из важных мер защиты танка является повышение подвижности с целью эффективного маневрирования под огнем (в том числе и задним ходом, не подставляя уязвимую корму). Исследования показывают, что за счет защитного маневрирования на поле боя вероятность попадания в танк снижается в 2-4 раза, защищенность повышается в 1,5-2 раза. Это относится в особенности к защите от управляемых ракет.

Таким образом, для увеличения подвижности танка с прогнозируемой массой (свыше 54 тонн) требуется силовая установка мощностью 1320…1470 кВт.

Высокие динамические качества танков в ука­занном диапазоне мощностей в сочетании с хоро­шей топливной экономичностью при малой загруз­ке можно обеспечить двигателями с двумя уровня­ми мощности (4ТД – 800 и 1000 л.с.).

Второй, нижний, уровень мощности необходим для экономичной эксплуатации танка при ограниченной скорости движения и сравни­тельно легких дорожных условиях.

Для перспективного танка может быть применена силовая установка с двумя одинаковыми двигателями, размещенными в средней части танка, бортовыми гидрообъемно-механическими трансмиссиямии гидрообъемным приводом механизма поворота. Механизм реверса обеспечивает возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями.

Маршевое движение танка в колоне предпологалось осуществлялять кормой вперед. В кормовом люке механика водителя имелся иллюминатор и ТВ система заднего обзора. Кресло выполнялось поворотным.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Ходовой макет шасси танка «Объект 490» с силовой установкой с двумя двигателями и 4-гусеничной ходовой частью: 1 — кабина, 2 — передняя часть; 3 — задняя часть (с) btvt.info

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Схема шасси танка с силовой установкой, имеющей два двигателя: 1- ведущее колесо; 2 — направляющее колесо; 3 – бортовой редуктор; 4 — гидрообъемно-механическая трансмиссия; 5 — редуктор ГОП; 6 — реверс с понижающим редуктором; 7 — двигатель; 8 — гидрообъемный привод механизма поворота (с) btvt.info

Каждый из двигателей развивал мощность 590…660 кВт·с кратковременным форсированием до 740 кВт. Таким образом, общая мощность силовой установки достигает 1180…1320 кВт, а удель­ная мощность макета 33…37 кВт/т. Это позволит обеспечить удельную мощность танку равную 29 кВт/т.
При такой компоновке отпадет необходимость длительной разработки нового танкового двигателя большой мощ­ности. Предлагаемая схема повышает долговечность и топливную экономичность силовой уста­новки за счет рационального использования мощ­ности одного или обоих двигателей.
Варианты танка прорабатывались с эжекционной, комбинированной и вентиляторной системой охлаждения.

Возвращение к истокам – 4ТД

Для перспективного танка 21 века предполагалось использовать двигатель 4ТД, основанный на технологиях, отработанных на серийном двигателе 6ТД-2. Установка двух двигателей 6ТД-2 являлась избыточной по мощности, кроме того для уменьшения габаритов оптимальной была установка двух двигателей меньших размеров. Создание нового двигателя 4ТД в 80-е годы не имело рискованных технических аспектов с учетом технологий 6ТД и отсутствия проблемных вопросов неуравновешенности 5ТД и 3ТД. 4ТД развивал мощность в номинальном и форсированном режиме 800 и 1000 л.с.

Много лет потребовалось некогда конфликтовавшим на территории СССР разработчикам танков для того, чтобы прийти к выводу –

«А в результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение принять для последующей разработки единое МТО с харьковским двигателем 6ТД-2, но со всеми танковыми системами двигателя, созданными тагильчанами».

Э.Б. ВАВИЛОНСКИЙ
(начальник отдела силовых установок, ведущий конструктор отдела нового проектирования УКБТМ).
Источник — Главный конструктор Владимир Поткин. Танковый прорыв. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

Еще одним подтверждением правильного направления выбранного Морозовым стала демонстрация в октябре 2018 года на симпозиуме AUSA проекта перспективного двигателя, для боевых бронированных машин США, созданного в рамках программы «Advanced Combat Engine». Им оказался американский «аналог» 4ТД созданный с применением технологий современного уровня —

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

«Advanced Combat Engine» продемонстрированый на AUSA 2018.
Оппозитный 2-тактный двигатель объемом 14.3л, четырехцилиндровый, был разработан для TARDEC армии США (Tank Automotive Research, Development and Engineering Center) в партнерстве с Cummins. Мощность 1000 л.с. при 2400 об./мин.
Двигатель является частью 30-летней стратегии модернизации американской бронетехники.

Преимущества проекта танка 21 века А. А. Морозова.

1) максимальной мощности — при движении и тяжелых дорожных условиях и в бою;

2) в частичном режиме (

50% Мmax — при движении по хорошим грунтовым дорогам и до­рогам с твердым покрытием. Оба режима долж­ны быть по экономичности равноценны, обеспечи­вая минимальный удельный расход топлива. Это наиболее радикальный путь повышения запаса хода танка при ограниченном объеме возимого топлива.

Источник

«Объект 490» с точки зрения защиты

Теория танка

В ходе НИОКР по теме «490» было проработано несколько вариантов архитектуры перспективного ОБТ – как классическую, так и несколько новых. Высокие характеристики обещала новая компоновка с разделением танка на несколько отсеков разного назначения. При этом корпус выполнили в форме горизонтального клина с наклонной крышей. Предлагалось разделить единый гусеничный движитель на две пары гусениц.

Танк новой архитектуры должен был отличаться повышенным уровнем устойчивости ко всем основным угрозам. Боевые качества планировалось повышать за счет автоматизированного боевого отделения и орудия увеличенного калибра. Новое необычное шасси позволяло повысить подвижность.

Защита компоновкой

Главной особенностью «Объекта 490» была необычная компоновка с разделением корпуса и башни на отсеки с разным оснащением и задачами. Предложенный вариант размещения агрегатов сам по себе позволял прикрыть наиболее важные элементы танка, а также защитить экипаж от основных угроз.

Носовой отсек, предлагалось отдать под размещение крупного топливного бака, разделенного продольными стенками. Броня и бак должны были прикрывать прочие отсеки, защищая их от основных угроз с носовых углов. Конструкция бака в случае поражения допускала потерю части топлива, но позволяла сохранить подвижность и боеспособность.

Позади топливного отсека и под башней помещалось моторно-трансмиссионное отделение. При такой компоновке двигатель и трансмиссия прикрывались броней, баком и башней. Все это снижало до минимума вероятность поражения и полной потери подвижности.

Боевое отделение разделялось на две части. Первая, включающая вооружение и часть автоматики заряжания, компоновалась в виде башни лафетной компоновки на крыше корпуса. Механизированная укладка боекомплекта и средства подачи выстрелов в башню помещались в собственном отсеке в корпусе, позади МТО. Как и двигатель, укладка имела максимально возможную защиту за счет нескольких факторов.

Для экипажа предусмотрели собственный отсек-капсулу в корме корпуса. Такое размещение капсулы фактически исключало поражение экипажа с передних углов. При атаке противотанкового средства, бьющего в танк из верхней полусферы, вероятность поражения капсулы тоже снижалась за счет ее уменьшенной площади. Обитаемый объем оснащался системой противоатомной защиты.

Таким образом, компоновка «Объекта 490» была оптимизирована с т.з. взаимного расположения агрегатов и с учетом наиболее вероятных угроз. При атаке с основных направлений, спереди и сверху, отсеки и агрегаты прикрывали друг друга, обеспечивая наилучшую защиту наиболее важных. Кроме того, обеспечивалась мощная защита экипажа.

Защита броней

Бронирование «Объекта 490» прорабатывалось с учетом защиты от бронебойных снарядов зарубежных 120-мм орудий. Предлагалось использовать комбинированное и гомогенное бронирование, а также блоки динамической защиты.

Верхняя лобовая деталь выполнялась заодно с наклонной крышей корпуса в виде комбинированной преграды с возможностью монтажа ДЗ. Также в составе лба использовалась стальная броня с ДЗ, прикрывающая топливный отсек. Крыша с наклоном 81° имела максимально возможную приведенную толщину и соответствующий уровень защиты. При всех преимуществах, такая крыша корпуса серьезно усложнила разработку погона для башни.

Защита экипажа обеспечивалась круговым бронированием кормового отсека и комбинированной защитой сверху. Кормовая стенка капсулы имела проемы для люков.

Как выглядит танк объект 490. Смотреть фото Как выглядит танк объект 490. Смотреть картинку Как выглядит танк объект 490. Картинка про Как выглядит танк объект 490. Фото Как выглядит танк объект 490

Лобовая часть башни тоже должна была получать комбинированную лобовую преграду. Крыша и борта выполнялись из гомогенной брони ограниченной толщины. Так, крыша башни с небольшим наклоном вперед имела толщину всего 50 мм – но значительную приведенную толщину при обстреле спереди.

Предлагалось использовать днище корпуса с дифференциальным бронированием, в т.ч. с комбинированными участками. Под наиболее важными отсеками и агрегатами находилось 100-мм днище, на других – от 20 мм.

Основные элементы бронекорпуса предлагалось выполнять в виде комбинированной защиты из двух листов стали с наполнителем между ними. Для сокращения заброневого действия осколков предлагалось комбинировать сорта стали. Внешние и средние элементы бронирования требовалось выполнять из стали высокой твердости, внутренние – средней твердости.

Металлическое бронирование планировалось дополнять динамической защитой. В восьмидесятых годах НИИ Стали разрабатывал новые типы подобных изделий, и с их помощью можно было усиливать бронирование танков. Применение брони и ДЗ позволяло не только защитить танк от современных угроз, но и обеспечить задел на будущее.

Защита подвижностью

Скорость и маневр являются одной из составляющих живучести ОБТ на поле боя. В проекте «490» эти факторы не только учитывались, но и являлись одними из ключевых. Именно с ними было связано создание особой силовой установки на основе двух силовых агрегатов, работающей с двумя гусеничными движителями.

При расчетной массе до 52-54 т «Объект 490» нуждался в силовой установке суммарной мощностью до 1450-1470 л.с. Наличие двух двигателей и двух трансмиссий не только обеспечивало работу четырех гусениц, но и в некоторой мере повышало живучесть. Поражение одного из силовых агрегатов не лишало танк подвижности.

Характеристики защиты

По расчетам, лобовая проекция «Объекта 490» действительно могла выдержать попадание существующих зарубежных бронебойных снарядов. Верхняя проекция корпуса имела стойкость к кумулятивным боеприпасам, эквивалентную 600 мм гомогенной брони. При этом крыша башни отличалась куда менее высокой стойкостью.

Впрочем, поражение башни не во всех случаях могло иметь фатальные последствия. В частности, единичное пробитие брони грозило лишь выведением из строя отдельных устройств боевого отделения и, в худшем случае, только одного блока силовой установки. После такого поражения танк сохранял подвижность и, возможно, боеспособность. Важно, что шансы экипажа выжить и сохранить здоровье повышались многократно.

Таким образом, как минимум на уровне теории перспективный танк имел существенные преимущества перед наличной техникой в области защиты и живучести. «Объект 490» мог бы вступать в бой с современными и перспективными ОБТ противника и подвергаться минимальному риску. Все это в известной мере должно было облегчить борьбу с бронетехникой противника и решение боевых задач.

На стадии макета

Разработка «Объекта 490» с характерными особенностями защиты завершилась в конце восьмидесятых годов. К этому времени ХКБМ изготовило целый ряд макетов и прототипов для отработки различных идей и решений. Итогом таких работ стало строительство полноразмерного макета ОБТ «490». Однако дальше проект не продвинулся.

В то время политическая и экономическая обстановка не способствовала дальнейшему развитию проекта и запуску серии. Из-за распада СССР перспективы многих проектов стали туманными. Дальнейшие события фактически поставили крест на «Объекте 490» и других разработках ХКБМ. Армия независимой Украины не интересовалась перспективными отечественными танками, а другие потенциальные заказчики отсутствовали.

Длительные и важные НИОКР дали реальный результат в виде массы наработок по разным темам, но большую их часть так и не удалось использовать на практике. Тем не менее, основные решения проекта «490» и сейчас представляют большой интерес, как с технической, так и с исторической точки зрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *