Как выглядит танк т34 изнутри
Танк Т-34: подробности внутреннего устройства
Советский танк Т-34 в сознании всех жителей стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, неразрывно связан с Великой Отечественной войной. Этот танк являлся непременным участником практически всех значимых сражений. Его появление на поле боя даже в первые, самые тяжёлые для СССР годы войны, почти всегда становилось для вражеских войск большой проблемой и наносило им потери.
Танки Т-34 многим знакомы «вживую», они в качестве памятников установлены во множестве населённых пунктов, причём не только по всей России или Беларуси, но и в целом ряде других стран, включая даже Германию, Польшу и Эстонию. Внешний облик «тридцатьчетвёрки» стал одним из наиболее узнаваемых символов Победы.
Но даже при столь широкой известности Т-34, постоянно подпитываемой фильмами и публикациями на тему Великой Отечественной войны, множество людей затрудняется точно сказать, как именно устроен этот танк внутри, сколько человек составлял его экипаж и как распределялись функции каждого из танкистов в бою.
Внутреннее устройство танка Т-34
Внутреннее пространство кабины танка Т-34 делилось на две части. В средней части корпуса, непосредственно под башней, находилось боевое отделение, а впереди него было размещено отделение управления.
«Тридцатьчетвёрки», действовавшие на фронте в начале и в конце войны, сильно различались между собой как снаружи, так и изнутри. С весны 1944 года в войска начали поступать танки Т-34-85 с заметно увеличенной в размерах башней, в которой устанавливалась 85-миллиметровая пушка взамен прежней калибром 76 мм.
Танки Т-34-76, на долю которых пришёлся самый трудный период войны, сохранились к настоящему времени в считанных количествах, хотя реставраторы смогли весьма достоверно восстановить не один такой танк. Но следует помнить, что в подавляющем большинстве фильмов о Великой Отечественной войне, невзирая на показываемый её период, фигурируют именно Т-34-85.
Экипаж и его взаимодействие
Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.
Место командира
Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.
Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.
Место наводчика
Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.
Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.
Место заряжающего
Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.
Место механика-водителя
Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.
Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.
Место стрелка-радиста (пулемётчика)
В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.
Фото и видео
Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.
Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители
Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.
На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.
Т-34-85: внутри советской «тридцатьчетверки»
Танк Т-34 хорошо показал себя в начале Великой Отечественной войны, однако со временем 76-мм пушка стала устаревать, и к августу 1943 года в СССР появилась идея установить на машину орудие калибра 85 мм. Это и стало началом истории Т-34-85. Для установки новой пушки пришлось увеличить диаметр погона башни с 1420 до 1600 мм. Также это дало возможность установить более широкую башню, в которой могло находиться 3 члена экипажа.
Верхняя и нижняя лобовая детали танка достигают толщины 45 мм и установлены под углом 60 градусов. Справа и слева находятся бронированные крышки, закрывающие механизм натяжения гусениц. Также в передней части машины расположены 2 буксировочных крюка, запасной трак и пулемет. Клаксон и фара находятся слева по ходу движения.
Броня во лбу башни достигает 90 мм, а по бокам и в задней части — 75 мм. И хотя башня у Т-34-85 литая, ее крыша — это приваренный лист металла. Между тем, модернизация подарила танку неподвижную командирскую башенку с вращающимся люком.
По обеим сторонам корпуса установлены дополнительные топливные баки объемом 90 литров каждый. Рядом с ними можно заметить крышки масляного бака. Также на крыше корпуса расположены небольшие люки для доступа к механизмам подвески, зажатые болтами. Таким же образом закреплена и крышка горловины топливного бака, поэтому чтобы заправить танк, понадобится гаечный ключ.
Ходовую часть Т-34-85 нельзя назвать высокотехнологичной. Зачастую на гусеницах танков устанавливают различные механизмы, чтобы они не разваливались. В советской же машине ничего не мешает пальцу гусеницы выпасть из неё. Впрочем, когда время жизни некоторых «тридцатьчетверок» исчислялось парой-тройкой боев, это было не так уж и важно.
Каждая гусеница Т-34-85 представляет собой 72 звена из стали Гадфильда. В половине из них есть центральная направляющая, а в других предусмотрены отверстия для установки зимних шпор. Ведущее колесо не зубчатое. В нём есть специальные ролики, которые взаимодействуют с центральной направляющей и приводят гусеницы в движение. Также с каждой стороны есть 5 опорных катков на подвеске «Кристи».
Бронирование кормы такое же, как и в лобовой части. Чтобы открыть люк доступа к моторному отделению, снова понадобится гаечный ключ. Под люком находится стартер, трансмиссия и фрикционы механизма поворота. Также в задней части танка расположены 2 выхлопные трубы, 2 топливных бака, буксировочные крюки и маленький стоп-сигнал.
Повернув башню, можно открыть люк в задней части корпуса. Он закрывает дизельный 12-цилиндровый двигатель мощностью 500 л.с. В свою очередь, под люком трансмиссионного отделения видны решетки системы охлаждения. Ниже находится большой маховик, который передаёт мощность на трансмиссию, а в самом низу расположены механизмы управления фрикционами и тормозами. Также есть 2 мультициклонных воздушных фильтра, которые приходилось менять после 25 часов работы машины.
Т-34-85 сложно назвать удобным танком для экипажа. Десятки тысячи этих машин штамповались с целью отражения атак врага и последующих наступательных операций. Времени на создание комфортных условий внутри попросту не было. Несмотря на это, машина блестяще показала себя во время Второй мировой войны и стала частью Великой Победы над фашистской Германией.
Больше подробностей о «тридцатьчетверке», секреты конструкторов, внутреннее устройство, а также наглядную инструкцию по управлению знаменитым танком смотрите в видео от компании Wargaming.
Через люк эвакуации
А тут мехвод рычаги дергал и педали жал
А там мотор был. И фрикцион остался вроде.
Что ты собираешься переключать рычагами фрикционов, чучело?
Автору- спасибо за фотки.
Тут наводчик был, наверное
Люк мехвода и рычаги
Тесно мехводу было, ой тесно
А тут пулемет по фашистам тр-тр-тр-тр-тр!
теперь его только тут увидишь в деле.
Вид из командирской башенки. Когда фашисты использовали трофейные 34-ки первого выпуска, где еще 4 человека экипаж был, первым делом они командирскую башенку мастрячили, ибо обзор был на уровне почти не было.
Указатель положения башни
немного башни и МТО
если будет поближе добираться, можешь показать этот танк. только у него люки заварены (кажется)
Курганская обл., с. Любимово и с. Уксянское
Цитата |
ТС, ты скажи лучше где этоу меня дед на таком воевал и погибхочу сыну показать |
Ты на Марсе живешь?В России наверно в любом городе такие памятники стоят)
уверен что не на 34-85, ну тут хоть что-то
внутрь нигде нельзя попасть
знаю только что в музее Т34 на дмитровском шоссе показывают что-то из внутренностей
прощелкал, сори
был в тех краях года 4 назад, постараюсь в ближайшее время сгонять еще разок
Так на школьников и рассчитано! Взрослые-то поймут и так
спасибо!
им написал, пока жду ответа ))
Так и ознакомься с этим «ряд отличай», прежде чем херню писать.
Достали пионеры малограмотные. Лишь бы перднуть че-нить.
Ну и нахрена было писать не глядя?
У нас в Полоцке такой памятник, дак люк только несколько лет назад заварили, одно время там даже бомж поселился, вот после того люк и заварили.
В 1980 г. поставлен танк Т-34-85 на постаменте в честь памяти экипажа танка ОТ-34 47-го Отдельного огнемётного танкового полка 6-й гвардейской армии 1-й Прибалтийского фронта под командованием младшего лейтенанта Халева, который 2 июля 1944 г. первым ворвался в город.
Танк был подбит и кончились боеприпасы, экипаж отбивался гранатами. Звание Героя Советского Союза В. Д. Халеву присвоено 24 марта 1945 года посмертно. Похоронен в братской могиле на пл. Свободы.
Находится в юго-западной части города, внутри шоссейного кольца около дороги на Минск.
55°28’28.72″N 28°45’0.0″E
Вот этот танк освобождал Сахалин от Японцев.
У нас в Симферополе тоже имеется тридцатьчетверка, да не простая, а ОТ-34 (советский средний огнемётный танк Великой Отечественной войны), таких в мире осталось 2 штуки, один в Тагиле, второй у нас. Но тоже уже заварены лючки.
Вот он красавец :
Новое в блогах
Внутри советского танка Т-34
Пожалуй, нет более известного танка, чем советский Т-34. Представленная в 1939 году, эта машина не была лишена «детских болезней». Но инновационная конструкция, и задел для последующих модернизаций позволили создать танк, совмещавший гениальную простоту с революционными решениями. Созданная в 1944 года модель Т-34-85 с новым орудием и башней привела все характеристики танка в идеальные пропорции. Это подтверждается тем, что серийное производство машины «пережило» всех ровесников (сборка проходила до 1958 года). А его активное боевое применение вплоть до 1990-х годов демонстрирует, что характеристики танка в некоторых условиях оказывались «вне времени».
Расположение экипажа танка Т-34-85
Об этом танке было написано множество книг, и столько же – еще будет написано. Не будем повторяться, а просто рассмотрим внутренние объемы танка. Взглянем на условия, в которых танкисты многих стран мира добывали славные победы, и ощущали горечь поражений.
Советские войска на броне Т-34-85 в Китае, август 1945 года
Механик-водитель
Вид сверху на приборы управления механика-водителя
Вид на отделение управления
«Приборная панель» механика-водителя
Вид на место механика-водителя с боевого отделения. Люк открыт. Под правым рычагом можно рассмотреть баллоны со сжатым воздухом, которые использовались для запуска двигателя
Вид на место мехвода через открытый люк
Стрелок-радист
Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для курсового пулемет ДТ, калибра 7,62-мм
У сидения стрелка-радиста располагался штатный огнетушитель
Оператор радиостанции орудовал устройством 9-РС, которое ранее располагалось в отделении управления, но позже переместилось в башню (с 1944 года – то бишь, с начала производства Т-34-85). Пулемет в лобовом бронелисте – ДТ калибра 7,62 мм. Стрельба осуществлялась с помощью прицела ППУ-8Т. Справа располагался стеллаж с пятью пулеметными магазинами. В полу под сидением стрелка-радиста находится люк для эвакуации обитателей отделения управления.
Несмотря на должность «стрелок-радист», у этого члена экипажа в Т-34-85 радиостанция бела перенесена в башню
Наводчик
Вид глазами наводчика на визир прицела ТШ-16 и казенную часть пушки Д-5Т
Прицельная сетка прицела ТШ-16
Две вращающиеся рукояти, отвечавшие за наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Заряжающий
Третий башнер располагался справа от казенной части орудия. На стенке башни крепилась укладка с четырьмя дисками для спаренного пулемета ДТ. Снаряды укладывались в корме башни, и на полу боевого отделения – за спинами стрелка-радиста и механика-водителя. Два выстрела на хомутах крепились вертикально под правой рукой заряжающего. Масса снарядов: от 5,4 килограмм (подкалиберный) – до 9,5 (осколочно-фугасные).
В казенную часть 85-мм орудия заряжающий отправлял снаряды массой до 9,5 килограмм
Справа видна смотровая щель, под которой располагалась запираемая амбразура для стрельбы из личного оружия
Командир
Радиостанция 9-РС располагалась в башне, слева от места командира
Командир располагался за наводчиком и заряжающим. Для обзора поля боя использовался прибор МК-4, который дублировался пятью смотровыми щелями в командирской башенке. Для связи с экипажем использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.
Общий вид на место командира
Как видите, танк Т-34-85 – при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку. Но, вероятно, в период его создания приоритеты были иные – технологичность, простота и скорость производства.
И на закуску-отзывы ветеранов о Т-34
Разумеется, говоря о мемуарах советских танковых генералов — вроде Катукова или Лелюшенко, — нельзя не учитывать, что, нахваливая Т-34, они вполне могли выполнять некий идеологический заказ и помогать в создании очередной послевоенной советской легенды. В этой связи я решил обратиться к другому источнику — книге Артема Драбкина «Я дрался на Т-34», в которой собраны записи бесед с советскими ветеранами-танкистами. Насколько я понимаю, как минимум часть этих воспоминаний попала на страницы работ М. Барятинского, а также книг иностранных авторов — вроде, скажем, уже упоминавшегося исследования англичанина Роберта Кершоу «Tank men». Скажу сразу: советские танкисты прекрасно знали о недостатках Т-34 и не стеснялись о них говорить. Некоторые ветераны вообще ничего не упомянули (или забыли упомянуть) о достоинствах танка. Приведу несколько высказываний людей, переживших самую страшную войну. Подчеркну: я специально отобрал комментарии, которые касаются Т-34-76, а не более поздней и, соответственно, более «продвинутой» версии танка — Т-34-85.
Так, ветеран А.В. Боднарь высказался по поводу «паровозных» катков, ставившихся на Т-34 в 1942 году, следующим образом: «К апрелю 1942 года мы подошли к Гжатску, это сегодняшний город Гагарин. Здесь мы встали в оборону. Нас пополнили. Пришло много Т-34, и батальон состоял практически только из этих танков. «Тридцатьчетверки», к сожалению, пришли производства Сталинградского тракторного завода. У них опорные катки были без бандажей, и при движении грохот стоял страшный» («Я дрался на Т-34», с. 73). Ветеран С.Л. Ария жалуется на переговорное устройство: «Из недостатков можно выделить внутреннюю связь, которая работала безобразно» (там же, с. 83). «Кроме того, — добавляет он, — были совершенно безобразные триплексы на люке механика-водителя. Они были сделаны из отвратительного желтого или зеленого оргстекла, дававшего совершенно искаженную, волнистую картинку. Разобрать что-либо через такой триплекс, особенно в прыгающем танке, было невозможно. Поэтому войну вели с приоткрытыми на ладонь люками. Вообще, в Т-34 забота об экипаже была минимальная. Я лазил в американские и английские танки. Там экипаж находился в более комфортных условиях…» (там же). Раскрывает Семен Львович и секрет самой нужной принадлежности Т-34: «Брезент был крайне необходим: им накрывались, когда ложились спать, на нем садились покушать, если грузились в вагоны, им нужно было танк сверху накрыть, иначе внутри было бы полно воды. Это были танки военного времени. На верхнем люке вообще не было никаких прокладок, а на люке механика-водителя были какие-то прокладки, но они не держали воду» (там же). Тем не менее общий вывод С.Л. Арии: «В принципе удачная машина, достаточно надежная» (там же).
Не в восторге от переговорного устройства на Т-34-76 и ветеран П.П. Кулешов: «Общаться через переговорное устройство — это долго. Я должен сказать радисту, а он уже сообщает экипажу. Поэтому управлялись ногой! Так подтолкнул, сяк подтолкнул…» (там же, с. 272). Плохо отзывался он и об управлении танком: «Управление на Т-34 тяжелое. По днищу на коробку скоростей идут тяги. Они иногда выскакивали из креплений, и приходилось их кувалдочкой туда забивать. Рычаги переключать помогаешь себе коленом… тяжело. Что ломалось в танке? Летели топливные насосы, коробки скоростей, тормозная лента могла полететь, но это только от расхлябанности… Сама ходовая часть очень мощная. Наши танки Т-34, Т-34-85 — это незаменимые танки во время Великой Отечественной войны. Качественные были! И маневренность хорошая, и проходимость хорошая… Могла гусеница порваться, но это опять от расхлябанности» (там же).
А вот мнение фронтовика Г.С. Шишкина: «Рацией, как правило, не пользовались — она часто подводила… Танковым переговорным устройством тоже не пользовались.
Механиком управляли ногами. Вправо, влево — по плечам, в спину — быстрее, на голову — стой» (там же, с. 298). Вместе с тем надежность Т-34 он расценил следующим образом: «Очень надежные были танки, я бы сказал, что сверхнадежные. Ну мы, конечно, хитрили, подкручивали ограничитель оборотов двигателя, что категорически запрещалось делать. Конечно, двигатель портился быстро, но ведь и жизнь танка была недолгой… Часто гусеницы соскакивали. А так, пожалуй, больше ничего не скажу… Мотор нормально работал. Надежность работы фрикционов зависела от механика-водителя. Если правильно пользовался, то он надежно работал» (там же).
Ветеран Отрощенков С. А., служивший танкистом с первых дней войны, сообщает интереснейшую информацию, касающуюся загадки противоречивых отзывов о броне Т-34. Так, часть экспертов и ветеранов называли броню танка «хрупкой». Это, напомню, приводило к частым ранениям членов экипажей металлической «крошкой», отлетавшей от внутренней поверхности брони при попадании снарядов. Другие эксперты говорили об обратном, считая качество брони «тридцатьчетверки» очень высоким, а ее бронелист — «вязким» (в США, напомню, вообще решили, что он был «слишком вязким»). Вот что говорит по этому поводу Сергей Андреевич: «Большую опасность для экипажа представляли осколки брони. Причем сама броня была довольно вязкая, надежная, но грубо сваренные стыки броневых листов, окалина на внутренней отделке от попадания снаряда давали много мелких осколков, часто губительных для экипажа. Но, скажу прямо, танк Т-34 был сделан на совесть, с душой. Экипаж чувствовал себя защищенным. Другое дело, что артиллерия постоянно совершенствовалась, и неуязвимых танков не существовало» («Я дрался на танке», с. 297). Еще раз подчеркну: речь идет именно о Т-34-76. Также складывается впечатление, что ветеран-танкист ведет речь о «тридцатьчетверках» лета 1943 года — тех, что «не блистали качеством», но тем не менее выиграли Курскую битву (и много других).
— Ну, вам и попало, товарищ капитан!
— Да что попало! Видишь, все отскакивает, только считай!
Хочу привести свидетельство бывшего офицера-танкиста Советской (а затем и Украинской) Армии — Надточей Игоря Анатольевича. В 1993 году он закончил Киевское высшее танковое инженерное училище им. маршала Якубовского, служил заместителем командира учебной мотострелковой роты по технической подготовке в знаменитой сержантской «учебке» Десна (354-й гвардейский мотострелковый полк) и начальником автобронетанковой службы 27-го отдельного батальона специального назначения Национальной гвардии Украины. Во время учебы и службы сталкивался с танками Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-80УД и «Оплот». В 1991 году ему посчастливилось встретиться и с Т-34-85: находившиеся в хранилище танки перегонялись на утилизацию. Это делалось в связи с выполнением обязательств по заключенному еще Советским Союзом договору об ограничении обычных вооружений в Европе. Вот вкратце мнение Игоря Анатольевича, бывшего в тот день за механика-водителя: «Заправили. Завели сжатым воздухом с первого раза. В вождении Т-34-85 оказался более легким, чем Т-55, с которыми мне приходилось иметь дело. Тем не менее быстро стало понятно, что механик-водитель этой машины должен быть физически крепким человеком: переключение передач и фрикционов поворотов требовало значительных усилий. Оптимальные передачи для вождения танка по грунту (и в бою) — 2-я и 3-я: они позволяли вести Т-34-85 на скоростях от 5 до 30 км/ч. 4-я и 5-я передачи годились для форсированного марша по шоссе. Вести танк пришлось с открытым люком водителя: через триплекс разглядеть ничего невозможно. В целом оптика на танке хорошего качества