Как выглядит трапеция в цирке
«Первое, с чего мы начинаем, – учим садиться на трапецию». Вот как тренируются цирковые артисты
Новости Беларуси. Говорят, театр начинается с вешалки, а цирк? С манежа, ярких костюмов, загримированных артистов? Каждый из нас хоть раз приходил в шатер за впечатлениями и удивлялся, как легко и изящно все выглядит, сообщили в программе «Центральный регион» на СТВ. Поэтому цирк, пожалуй, начинается с искреннего желания стать частью этого сложного, но такого интересного мира, ведь тренироваться звезды манежа начинают с малых лет, чтобы тело привыкло к нагрузкам, а душа к волнению.
Анастасия Кончиц, корреспондент:
Костюм – это финальное перевоплощение? Сколько проходит времени, прежде чем ребята его надевают и выходят на сцену?
Марина Казак, руководитель образцовой цирковой студии «Мечтатели» Борисовского городского Дворца культуры имени М. Горького:
Это все очень индивидуально. Кто-то может выйти на сцену уже через месяц, кто-то – через год, два и более. Зависит от ребенка и от сложности номера, в первую очередь. Малышей мы сначала выпускаем в танцевальные постановки либо на подтанцовку к уже более окрепшим артистам, а потом они потихоньку становятся сольными артистами. У нас с напарницей такая система работы, что здесь нет конкуренции. Мы воспитываем деток с малых лет, что мы друг другу помогаем, а не пытаемся стать лучше кого-то. Поэтому мы пример.
Облепиха! Быстрее-быстрее! Все-все!
Марина Казак:
У нас есть очень много всего – практически все, что есть в большом цирке. Это эквилибристы, ходулисты, воздушные гимнасты, акробаты, пластика, обручи, жонглеры – перечислить очень сложно.
Для начала мы занимаемся общими физическими упражнениями, цирковой реквизит вводим на втором году занятий. Реквизит находит своего ребенка. Мы смотрим, не знаем, куда бы он пошел, а глаза горят на обручи. Очень многие любят обручи. Он красивый, еще и блестящий, для маленьких деток вообще прекрасный реквизит. Очень любят воздушные реквизиты – трапецию, кольцо. Мы очень рады, когда дети предлагают что-то свое, потому что это всегда интересно, всегда что-то новое. Мы даже, бывает, учимся вместе с ними, они нам что-то предлагают. Когда красиво, ярко и опасно – это вообще очень интересно.
Пробуем выйти. Можно. Оп, и держим! Сходим, аккуратно. Хорошо, молодцы!
Сергей Климкович, артист образцовой цирковой студии «Мечтатели» Борисовского городского Дворца культуры имени М. Горького:
Был номер с братом «Силовая пара». С этим номером мы ездили на шоу «Україна мае талант!» Номер был с воздушными ремнями, выступали с братом и еще две девочки. Благодаря этому номеру мы получили грамоту «Заслуженный коллектив года». Зал аплодировал стоя. Номер был эффектный, нам было лет 11 – дети выполняли воздушный номер. Это благодаря нашим тренерам – без них ничего бы не получилось. Это их выдержка, сила, нервы. Я сам не представляю, как они нас терпели. Сюда я с радостью приходил, не мог представить жизни без цирковой студии, постоянно хотел сюда приходить. Даже на больничном – в школу не хожу, но сюда надо прийти по-любому, потому что тянуло. Это как второй дом. Бывало, мы с утра до вечера занимались, и не хотелось уходить.
Марина Казак:
Цирк надо любить всей душой. Он немного отличается от всех других видов творческой деятельности, так как в нем собрано все – театр, и танцы, и сила нужна, чтобы получить какой-то номер. Если человек уже сюда приходит и как в болото его засасывает, в хорошем смысле слова, то отсюда сложно выбраться.
Анастасия Кончиц:
Я готова начинать тренировку.
Алена Сипакова, руководитель образцовой цирковой студии «Мечтатели» Борисовского городского Дворца культуры имени М. Горького:
Чтобы начать, нам надо размяться. На разминку уходит 20 минут.
– Я могу приступать?
– Не совсем. Чтобы приступить к «воздуху», обязательно нужна страховка. Послужит страховкой наш мат. Без него ни один ребенок не заходит на «воздух». Беремся ручками. Первое, с чего мы начинаем, – учим детей садиться на трапецию. Задираем ножки и забираемся. Самый простой трюк – опускаем руки, переходим на коленки, спускаемся и пытаемся опустить по одной руке. Руководитель всегда стоит и поддерживает ножки. Натягиваем носочки, ручки красиво в стороны. И это уже полутрюк.
Ангелина Поздеева, артистка образцовой цирковой студии «Мечтатели» Борисовского городского Дворца культуры имени М. Горького:
Тут всегда очень дружно. У нас тренеры проводят разные форматы тренировок: игровые, мы ездим в аквапарки, в походы, катаемся на лодках. Один раз мы пришли в цирковую, и нам говорят: будет тренировка на улице. Мы пошли кататься на горках, это было зимой. Такая спонтанная тренировка – очень весело. Благодаря тренерам у нас очень дружный, сплоченный коллектив, они всегда стараются, чтобы мы были дружные. Если ссора, то мы ничего не будем делать, пока не помиримся, потому что это очень заметно. Всегда надо дружить – это главное в нашем коллективе.
Яна Стефанович, артистка образцовой цирковой студии «Мечтатели» Борисовского городского Дворца культуры имени М. Горького:
Мне кажется, без руководителей не было бы сплоченности. Без поддержки друг друга это невозможно сделать, если ты будешь выполнять трюк, и у вас какое-то разногласие. А поддержка друг друга – это очень нужно.
Ангелина Поздеева:
Надо чувствовать друг друга. Бывают такие моменты на репетиции, когда мы забираемся на плечи или какой-то верхний трюк, верхний человек может упасть. Нижнему надо обязательно словить его, любыми способами держать, чтобы верхний не упал. Лучше, чтобы мы получили травму, чем другой человек. У нас так заведено.
Яна Стефанович:
Если она упадет, то может что-то сломать, а я, нижняя, могу словить ее и смягчить травму – ее может вообще не быть.
Ангелина Поздеева:
А разные характеры – это неважно, потому что, когда начинаешь работать, мы сплачиваемся и все получается.
Яна Стефанович:
И там уже не характер, главное – понимание друг друга и поддержка.
Ангелина Поздеева:
Когда у тренеров что-то не получается, они опаздывают или не получается приходить, мы занимаемся, показываем тренировку младшим, помогаем им делать трюки.
Яна Стефанович:
Сначала нужно научиться запоминать, ставить легкие номера, чтобы понимали, что им надо сделать, зачем.
Ангелина Поздеева:
Мы проводили разминку, и там надо было поставить номер и посмотреть, как занимаются маленькие дети. Мы смотрим, спрашиваем тренеров: мы тоже такие были, тоже так трудно было с нами? Потому что маленьким надо долго объяснять, надо выпрямить, натянуть. Кажется, когда уже выросли, что это все легко, автоматически делаешь. А маленьким надо объяснять.
Яна Стефанович:
Тренировке уделяется очень много времени, потому что без этого никак. Если нет времени, то нет номеров, достижений. Если захотеть, можно успеть все.
«Я не вижу жизнь без этого коллектива». История парня, который с 11 лет выступал в цирковой студии, а сейчас сам тренирует детей (здесь подробности).
Трапеция – это стол, который стал геометрической фигурой
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы решили подробно рассказать о такой геометрической фигуре, как ТРАПЕЦИЯ.
Ее подробно изучают на уроках геометрии в 8-м классе. И эти уроки являются частью общего знакомства школьников с различными четырехугольниками.
Определение трапеции
Трапеция – геометрическая фигура, которая представляет собой четырехугольник, у которого две противоположные стороны располагаются на параллельных прямых. А две другие стороны должны, наоборот, быть не параллельными.
Вот так выглядит классическая трапеция:
У этой фигуры стороны АВ и CD являются параллельными. А вот AD и CB – нет.
Происхождения слова
Первое упоминание об этой фигуре встречается еще в трудах известного древнегреческого математика Евклида.
В его книге «Начала» этим термином описывается абсолютно любой четырехугольник, который не является параллелограммом.
Если кто не помнит, параллелограммом называют четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. Выглядит эта фигура в классическом понимании вот так:
Интересно, что и всем известные фигуры – квадрат, прямоугольник (что это?) и ромб (это как?) – также являются частным случаем параллелограмма. Ведь действительно – у них противоположные стороны параллельны друг к другу.
И получается, что Евклид был в целом прав. Он просто поделил все четырехугольники на две большие категории – параллелограммы и трапеции.
Кстати, само слово ТРАПЕЦИЯ также имеет греческое происхождение. В древние времена оно звучало как «трапедзион». И в переводе это означает « обеденный стол». Поэтому слово «трапеза», которое у нас является синонимом любого приема пищи тоже родом оттуда.
Стороны трапеции
Парные стороны трапеций имеют свои названия:
Закрепим это с помощью рисунка:
В данном случае стороны АВ и CD параллельны друг другу. А значит, именно они являются основаниями. А вот АС и BD – наоборот, явно не параллельны. И соответственно, это боковые стороны.
Кстати, расположение сторон не зависит от расположения самой фигуры. Даже вот в таких положениях
все равно параллельные стороны будут считаться основаниями, а непараллельные – боковыми.
Равнобедренная и прямоугольная трапеции
Вариант трапеции, который мы рассмотрели – это самые распространенные виды геометрической фигуры. Но есть и частные случаи:
Равнобедренная трапеция – та, у которой боковые (не параллельные) стороны равны. Ее еще называют равнобокой или равнобочной.
Выглядит она вот так:
В данном примере графически показано, что стороны AD и ВС равны между собой. Об этом свидетельствуют небольшие черточки.
Прямоугольная трапеция – та, у которой одна из боковых сторон и основания образовывают прямой угол.
Выглядит она вот так:
В данном примере, углы DAB и ADC являются прямыми, то есть равны 90 градусам. А соответственно, трапеция называется прямоугольной.
Тут важно заметить, что под прямым углом к основанию должна идти только одна боковая сторона. Если будут обе, то трапеция автоматически превратится в квадрат.
Свойства трапеций
С трапециями связаны несколько понятий в геометрии, которые активно используются для решения различных теорем.
Средняя линия
Средняя линия трапеции – это отрезок, который идет параллельно основаниям и соединяет середины:
Со средней линией связана одна интересная теорема. Очень часто на уроках геометрии школьников просят определить ее длину. И сделать это весьма просто.
Длина средней линии трапеции равна половине суммы длин ее оснований.
Звучит может и несколько тяжеловато. Но на деле – это весьма просто. Так, чтобы посчитать в нашем примере длину отрезка MN, который является средней линией, надо применить формулу:
И это правило распространяется на все виды трапеций.
Биссектриса углов трапеции
Биссектриса – это линия (луч), которая делит угол пополам. Так вот
Любая биссектриса, выведенная из угла трапеции, отсекает на основании отрезок, равный по длине боковой стороне.
На данном рисунке отрезок АЕ является биссектрисой угла ABD. И исходя из этого, отрезки АВ и ВЕ равны между собой, о чем свидетельствуют небольшие черточки на них.
В то же время у биссектрис в трапеции есть еще одно свойство.
Две биссектрисы, выведенные из углов одной боковой стороны, пересекаются под прямым углом.
Все эти теоремы в процессе школьного обучения, ученикам еще необходимо доказывать. Ну а мы решили не приводить долгие математические и геометрические выкладки. Просто примите как данность!
Вот и все, что мы хотели рассказать вам о трапеции.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
А я, глядя на трапецию, пуделя своего вспомнил, о трапеции он ничего не знал, но вставал в такую стойку, что передние и задние лапы образовывали трапецию.
Групповая трапеция
Групповая трапеция рассчитана на одновременное выступление четырех-пяти гимнасток. Она состоит из длинной металлической перекладины, подвешенной к штамборту пятью-шестью тросами, разделяющими перекладину на четыре-пять трапеций.
Номер начинается: с синхронного выполнения упражнений одновременно всеми исполнительницами. Далее следуют построения различных пирамид в висе. Две гимнастки, повиснув на подколенках или зацепившись ногами за петли, держат остальных участниц группы в различных положениях. Подобного рода гимнастические построения создают красивые фигурные композиции в воздухе.
Интересный номер на одинарной трапеции создали артисты Денисовы. Зацепившись за трапецию пятками, один из участников номера удерживает в руках небольшую трапецию, на которой точно в таком же положении, как и он, висит партнер, тоже держащий трапецию с партнершей. Эта трехэтажная пирамида поднимается вверх и опускается.
Другой трюк: раскачавшись на трапеции (при этом следует отметить очень широкую амплитуду), артист, вися на пятках, принимает с мостика, установленного у барьера манежа, партнершу, которая, взявшись за короткую трапецию в его руках, также повисает на ней пятками. Находясь в таком положении, партнеры продолжают раскачиваться. Еще трюк: вися на трапеции на одном носке, артист держит в руках короткую трапецию, па ней удерживается на пятках партнер тоже с трапецией в руках, на которой партнерша висит на одной пятке.
Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.
Эквилибр на трапеции
Трапецию, которая предназначена для выполнения на ней эквилибристических трюков, изготовляют из круглого железа. К концам труб для утяжеления трапеции и для ее устойчивости привертывают металлические шары.
От концов труб вверх идут два металлических прута с кольцевыми отверстиями для подвески (рис. 255). Размеры трапеции показаны на рис. 255. Эти размеры можно увеличивать или уменьшать, но при этом необходимо помнить, что чем тяжелее трапеция, тем легче выполнять на ней эквилибристические трюки. Подвешивать трапецию можно прямо за колосники, если помещение, где происходят тренировки или выступления, не будет слишком высоким. Подвесные тросы должны быть не меньше 4—5 м. На коротко подвешенной трапеции работать значительно труднее. В очень высоком помещении, например в цирке, для подвески трапеции применяют штамберт — металлический прут с укрепленными на его концах фланцами. В фланцах высверливают четыре отверстия. Через верхние отверстия штамберт подвешивают к потолку, через боковые растягивают в стороны, а за нижние отверстия подвешивают трапецию (рис. 256). Для подвески штамберта берут восьмимиллиметровый — пятимиллиметровый трос, для растяжки и для подвески трапеции — пятимиллиметровый. Но трапецию можно подвесить и на веревке диаметром 14—15 мм. В таком случае в веревку вплетают трехмиллиметровый трос.
В центре трапеции, в ее верхней части, высверливают два несквозных отверстия диаметром 8—10 мм каждое. К ним прикрепляют металлическую площадку. Внизу к площадке приваривают две шпильки, соответствующие диаметру отверстий, а к верхней части площадки прикрепляют «бублик» (рис. 257). Прежде чем приступить к тренировкам на трапеции, следует научиться выполнять стойку на голове в партере и на стуле. Если занимающийся может хоть ненадолго зафиксировать стойку на голове, не держась руками, ему следует переходить к тренировкам на трапеции.
Исполнитель, сидя на трапеции, берется руками за подвесные тросы (трос в этом месте надо обмотать изоляционной лентой, чтобы он не повредил рук) немного выше уровня плеч. Подтянувшись на руках, исполнитель поворачивается вниз головой и зажимает трос носками ног (рис. 258) Затем он ставит голову на «бублик» и разводит ноги, слегка согнув их в пахах перед собой. Почувствовав уверенное равновесие, исполнитель плавно разводит руки в стороны (рис 259). Хорошо освоив это упражнение, занимающийся учится выполнять на трапеции стойку на голове с соединенными и выпрямленными вверх ногами (рис. 260).
Очень красивым получается трюк, когда эквилибрист выполняет стойку на голове на качающейся трапеции. Для этого исполнитель вначале, сидя на трапеции, раскачивается, а затем переходит в стойку на голове. При раскачивании трапеции равновесие осуществляется разведенными в стороны руками и ногами. Обычно этим трюком эквилибристы, работающие на трапеции, заканчивают свое выступление.
Некоторые исполнители соединяют трюки партерного ручного эквилибра с трюками на трапеции, включая их в финал. Интересен номер на трапеции, в котором принимают участие два исполнителя. Одним из них должна быть девушка. Партнер, который выполняет на трапеции стойку на голове, держит за руку девушку, демонстрирующую элементы гимнастики (рис. 261). Движения девушки должны быть плавными, без рывков.
При исполнении трюка, показанного на рис. 262, партнер, стоящий на голове, должен осторожно отклонить корпус в сторону, противоположную той руке, в которой находится партнерша. При выступлении двух эквилибристов на трапеции вначале следует продемонстрировать сольную работу одного из партнеров, затем показать парные трюки и закончить номер снова сольным трюком. Это может быть стойка на голове на раскачивающейся трапеции. Трюки, о которых рассказано в этой книге, вполне могут быть освоены членами коллективов художественной самодеятельности и народного цирка. Правда, многие трюки требуют упорного труда, но этот труд приведет к мастерству в эквилибристическом жанре.
Как выглядит трапеция в цирке
Сольное выступление девушки на трапеции (пособие для начинающих)
Предлагаемый номер — сольное выступление девушки на трапеции — можно подготовить в любом клубе. Исполняются две несложные комбинации. Костюм гимнастки должен быть легким и не стеснять движений, желательно светлого цвета. Можно выступать и в обычном, хорошо облегающем купальнике, украшенном блестками и поясом.
После того как номер объявлен, гимнастка выходит из правых кулис, раскрывая руки в сторону зрителей. Затем, подняв одну руку в направлении трапеции, подходит к веревочной лестнице или канату. Быстро взбирается и садится на трапецию, держась руками за веревки так, чтобы, зрительный зал был от нее справа. Во время подъема лестницу или канат держит помощник, а затем убирают лестницу в сторону. Эта небольшая пауза необходима гимнастке для короткого отдыха. Держась руками за веревки пониже, она опускается на подколени, перехватывает руками трапецию, опускает ноги и из виса начинает исполнять первую комбинацию; размахивание в висе — переворот назад в упор, спад назад в вис, продев обе ноги под трапецию, — вис на подколенях. Поочередно снимая ноги, делает вис на правой и левой подколенях (фото 1).
Взявшись руками за трапецию, опустившись в вис сзади и мягко отпустив одну руку, выполняет пируэт (поворот на 360 градусов), держась за трапецию другой рукой. Закончив пируэт, гимнастка берет свободной рукой трапецию и повторяет то же самое, не отпуская другую руку и исполняя пируэт в другую сторону. После этого, продев ноги, делает мах на двух подколенях назад и вторым махом вперед берется за веревки и садится на трапецию. Отрывая одну руку и поворачивая туловище, делает комплимент в сторону зрителей.
После непродолжительной паузы начинается вторая комбинация: сидя на трапеции, гимнастка берется руками за веревки повыше, подтягивается и встает ногами на трапецию, исполняет флажок, стоя (фото 2). Перехватив кисти так, чтобы руки были впереди веревок на уровне верхней части бедер, делает кувырок вперед, садится на трапецию. Флажок в висе (фото 3). Заканчивая флажок, садится на трапецию и, держась руками за веревки, а затем, отпустив их, держит баланс на спине (фото 4). После этого, взявшись руками за веревки, соскальзывает на подколенки, перехватывает руками трапецию (к этому моменту помощник подал канат в первоначальное положение), захватывает ногами канат и спускается на сцену. Несколько шагов в сторону зрителей, комплимент — и гимнастка убегает за кулисы.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Размахивание в висе — поднять прямые ноги немного ниже горизонтального положения, быстрым движением опустить их вниз — назад и прогнуться. При разучивании упражнения, махи в висе необходимо повторять по 4 — 6 раз. Они должны быть сильными, но эластичными — без обрывов и резких рывков. Переворот назад в упор — после размахивания в висе, вторым махом вперед быстро поднять ноги так, чтобы бедра оказались на уровне трапеции, а носки — над ней. Подтягиваясь на руках и поднимая туловище вверх, закончить переворот в упор прямыми руками на трапецию. Начинать рекомендуется с помощью руководителя (фото 5).
Спад из упора в вис — ноги подаются вперед, а туловище назад. Мягко перейти в вис. Следить, чтобы спад был без обрывов и начинался с движения ногами вперед. Вис на одном подколенке — из виса на двух подколенях (ноги вплотную одна к другой, руки раскрыты в стороны, спина незначительно прогнута) спокойно выпрямить одну ногу до вертикального положения, так же плавно отвести ее в сторону и опустить вниз. Зафиксировав положение, проделать все движения в обратном порядке. Этот вис исполняется на обеих ногах поочередно, а все движения обязательно должны быть мягкими, без рывков.
Пируэт в висе сзади — опуститься в вис сзади как можно ниже, отпустить одну руку и, открыв ее в сторону, выполнить поворот на 360 градусов, держась за трапецию другой рукой. Это упражнение желательно исполнить два раза — в разные стороны.
Флажок стоя — стоя ногами на трапеции, поставить их серединой стопы вплотную к веревкам, наклонить туловище назад и выпрямить руки. Ноги и туловище составляют одну прямую линию. Опираясь ногами на трапецию, отпустить левую руку и, разворачивая туловище и ноги влево, выполнить флажок с поворотом на 270 градусов. Обратным движением встать в исходное положение. Подготовительным упражнением может быть простая оттяжка назад, выпрямляя руки, но, не отпуская левой.
Кувырок вперед — взяться руками за веревки, как было указано выше, и, выпрямляя их, наклонить туловище вперед — вниз. Повиснув на руках, медленно выполнить кувырок вперед, не сгибая ног, и мягко сесть на трапецию.
Флажок в висе — сидя на трапеции, взяться правой рукой за веревку как можно выше, а левой за трапецию, там, где левый угол трапеции и веревка
образуют угол. Левая рука незначительно согнута, находится впереди веревки и прижата к ней локтевым суставом. Повиснув на правой руке, максимально согнуть ноги, подтягивая их к туловищу, а левой рукой вывести трапецию из-под ног и отвести ее влево. Одновременно с движением левой рукой выпрямить ноги, слегка прогнуться, а голову незначительно наклонить назад. Согнуть ноги и обратным движением левой рукой провести под них трапецию, сесть в исходное положение. Подготовительное упражнение: повиснув на правой руке, сгибать ноги так, чтобы можно было свободно выводить трапецию левой рукой.
Начинать репетиции следует с освоения перечисленных упражнений каждого отдельно. Необходимо достигнуть правильного и очень легкого их исполнения. Мышечное напряжение не должно быть заметным. Для этого надо многократно повторять все упражнения и комбинации даже в том случае, если они исполняются правильно и уверенно. Только после того, как будет достигнута необходимая четкость исполнения каждого из элементов, а также движений, их связывающих, рекомендуется переходить к репетициям комбинаций.
Репетиции следует проводить на небольшой высоте, чтобы гимнастка не задевала ногами пол, и в одинарной лонже. Лонжа — веревка, пропущенная через блок. На одном конце ее — пояс для гимнастки, другой держит руководитель занятий. Руководитель должен следить, чтобы веревка не была ослаблена. Блок укрепляется повыше, примерно на метр в стороне от трапеции.
Трапецию можно сделать из куска обыкновенной водопроводной трубы сечением 20—22 мм. Ширина — 60—65 см. Ровно обмотать ее плотной и прочной тканью в 1 — 2 слоя. Во время обмотки ленту следует хорошо пропитать казеиновым клеем. В веревки обязательно вплетается тонкий стальной трос ( 2 мм ) и вместе они укрепляются на концах трубы так, чтобы исключалась возможность ее вращения и обрыва. Углы, образованные концами трубы и веревками, плотно обмотать бинтами.
Следует учесть, что успех выступления во многом зависит от того, как гимнастка держится на сцене и на трапеции. Все ее жесты, движения, вплоть до исполнения самих трюков, должны быть пластичными, мягкими и красивыми. Для этого наряду с освоением элементов гимнастики на трапеции рекомендуется заниматься в хореографическом коллективе. Эти занятия разовьют у исполнительницы чувство ритма. Большое значение при постановке подобного номера имеют занятия с режиссером, который поможет исполнительнице достичь артистичности, необходимой для выступлений перед зрителем.
Журнал «Советский цирк» июль 1960 г