Как выглядит ваучер на перелет
Как оформить и использовать ваучер?
Что такое ваучер?
Как получить ваучер?
Если билет подлежит вынужденному или добровольному возврату, то его можно отменить в разделе управления билетом.
При вынужденном возврате вернется полная стоимость за неиспользованные билеты и услуги. Зачисленные на счет средства будут доступны в личном кабинете программы Utair Status. Не беспокойтесь, если у вас нет кабинета программы Utair Status, в программе можно зарегистрироваться.
При неявке на рейс (no show) добровольному возврату подлежат билеты, оформленные по тарифу Евробизнес, сборы составят: 6 000 ₽ (80 €) + 200 ₽ + 185 ₽.
Подробная информация об условиях действующих тарифов на сайте.
Для оформления ваучера выполните следующие действия:
Можно ли оплатить билеты, используя ваучер для своих близких?
Срок действия ваучера
Срок действия ваучера для оплаты воздушной перевозки и дополнительных услуг – 3 года с даты отправления рейса, указанного на первом неиспользованном участке маршрута в билете.
Как оформить билет с использованием ваучера?
Активированный ваучер доступен в личном кабинете Utair Status в виде отдельно начисленных средств, которые можно использовать в течение трех лет с даты отправления первого рейса, указанного в Договоре воздушной перевозки. Оформляя билеты из личного кабинета, на этапе оплаты нужно выбрать параметр «Оплатить ваучером». Вам становятся доступны все средства, зачисленные по ваучеру. В настоящее время оформить билеты с использованием ваучерного счета можно только на сайте Utair.
Есть ли доплата в рублях при оформлении билета за ваучер?
Да, в случае, если стоимость выбранного билета превышает сумму ваучера в личном кабинете.
Можно ли оплатить билет, используя баланс миль и ваучер?
Нет. При оплате билета необходимо выбрать одну из форм оплаты – ваучер или мили.
Можно ли оплатить ваучером дополнительные услуги?
Да, но только вместе с оформлением билета на сайте Utair. При оформлении билета и дополнительных услуг можно использовать баланс ваучера. Мили и баланс ваучера нельзя потратить одновременно, но мили можно будет потратить отдельно, например, на дополнительные услуги или другой билет.
Вместо билета: в чём особенность новых ваучеров авиакомпаний
Что такое «ваучер» или «сертификат» от авиакомпании
Если кратко, то ваучерами принято называть какие-либо документы, которые подтверждают скидку на товар или услугу. Наверняка вы держали в руках когда-нибудь хоть один подобный ваучер, который, например, позволял вам купить холодильник со скидкой.
Но в нынешних обстоятельствах ваучерами заменили возврат денег за билеты. Коронавирус повлиял на воздушные перевозки: границы закрыты, полёты ограничены, люди сдают купленные билеты и хотят получить деньги назад. Это вполне логично, ведь рейсы не состоялись не по их вине. Но авиакомпании приняли решение не возвращать деньги. Вместо этого они придумали выдавать электронные ваучеры, или сертификаты (в принципе, неважно, как их называть).
Процесс следующий: деньги зачисляют на депозит клиента (в личном кабинете на сайте) в счёт будущих полётов, и пассажир может изменить дату вылета и рейс в соответствии со стоимостью отменённого билета. Каким-либо образом обналичить эти деньги нельзя.
Кому и зачем нужны ваучеры
Ну, точно не пассажирам. Мы слышали разные истории, и всех их объединяет недовольство: люди хотят получить осязаемые деньги, а не призрачный сертификат на полёт, который неизвестно когда состоится. И состоится ли вообще.
Ваучеры нужны, в первую очередь, авиакомпаниям: им просто не хватает запасов средств, чтобы вернуть деньги всем, кто сдаёт билеты. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) сообщила, что ситуация с авиаперевозками в России продолжает ухудшаться. К середине апреля пассажиропоток уменьшился на 95%, представители отрасли просят субсидии и деньги на топливо.
13 апреля АЭВТ отправила в Правительство России письмо. В нём предлагали помочь авиационной отрасли.
Цитата из письма: «. позволить авиакомпаниям вместо возврата пассажиру и/или грузоотправителю денежных средств за перевозочный документ сохранять неиспользованные перевозочные документы в качестве «ваучеров» или выдавать «ваучеры» или иной, установленный законодательством, документ».
Другими словами, просят внести такой закон, который позволил бы авиакомпаниям не возвращать деньги за билет, а выдавать вместо них ваучер на следующий полёт. Теперь уже официально.
глава службы поддержки туроператора Biletix
Оксана Алёхина
Авиакомпании оказались в тяжёлой ситуации, когда они ищут возможность сохранить все денежные средства у себя. В этом их поддерживают международные авиационные регуляторы, такие, как Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), призывающая узаконить билетные сертификаты, как форму возврата за отменённые рейсы.
Несколько российских компаний уже ввели практику возвратов в виде билетных сертификатов. Однако у каждой авиакомпании свои индивидуальные условия по их использованию.
Как работают ваучеры в авиакомпаниях
По действующему законодательству России за отменённые рейсы авиакомпании должны возвращать деньги за билеты в полном объёме.
S7 Airlines
S7 предлагает такую формулировку: «Деньги можно вернуть в виде сертификата». То есть, по сути, деньги возвращают, но не в самом привычном нам виде. К сумме каждого сертификата S7 начисляют ещё 10% от его стоимости. Срок действия — один календарный год с момента оформления, и продлить срок нельзя.
Ваучером можно оплатить билет с таксами и сборами, дополнительный багаж, места в самолете, спецпитание, перевозку питомца. При этом пассажиров в билете можно поменять: если вы брали билет на себя, то ваучером можно оплатить билет, оформленный на другого человека. Если сертификат использован не полностью, остаток не сгорит и его можно использовать позже.
получила ваучер от S7
Анна Апанасова
В январе мы собрались с ребёнком в Таиланд. Тогда ещё вирус был только в Китае, никто ничего не знал. Мы готовили сложный маршрут, с пересадками и заездом в Куала-Лумпур. Но хорошо, что у меня не было времени сразу распланировать все рейсы, иначе сейчас на руках оказалась бы куча этих ваучеров.
В итоге купили два билета в одну сторону из Владивостока в Бангкок на 7 июня. Билеты взяли возвратные на случай, если передумаем лететь. Класс «эконом» стоил 24 000 рублей, а я специально заплатила больше, 38 900 рублей, чтобы при необходимости вернуть деньги.
В начале апреля я уже решила, что никуда не полечу, потому что Таиланд закрыт, и к июню запрет не снимут. Зачем рисковать? Зашла на сайт S7 и увидела информацию, что обменять билет можно только на ваучер. Я сразу обратилась на горячую линию — там посоветовали написать через форму «Обратной связи». В ответ мне написали, что вернуть деньги теперь нельзя, но можно получить сертификат и полететь потом.
Мне это неудобно, потому что если я не полечу сейчас, я не полечу в этом году вообще по личным обстоятельствам. Я для этого и брала билет с возможностью возврата. А меня лишили выбора и в одностороннем порядке предложили сертификат вместо билета. Обычно мы летаем чартерами, а в этот раз сделали исключение, поэтому я ещё и лишаюсь возможности полететь в следующий раз чартерным рейсом — ваучер действует только на регулярные.
«Аэрофлот»
«Аэрофлот» в апреле перестал возвращать деньги за отменённые рейсы. При этом оформление ваучеров компания начнёт не раньше 15 мая. Механизм работы ваучеров тоже пока не известен. Планируют, что ваучер со скидкой будут выдавать до конца 2020 года и для российских, и для международных рейсов, а срок действия ваучеров составит три года.
Важный нюанс: оформить ваучер можно будет только в офисе или представительстве «Аэрофлота».
Lufthansa
Вместо отменённого билета авиакомпания предлагает билетный сертификат на ту же сумму и дополнительную скидку в 50 евро на следующую поездку.
У этого сертификата есть несколько нюансов:
Finnair
Finnair предлагает вернуть деньги на банковский счёт пассажира или на кредитную карту, либо выдать подарочный ваучер. Он оформляется на стоимость купленного билета плюс дополнительные 10% от суммы, а действует в течение года. Хотя даты путешествия можно выбрать на более позднее время. Если билет будет стоить дешевле, то остаток можно потратить на другие билеты, а если дороже — доплатить.
Ваучер не персональный, поэтому его можно передать другому человеку или оплатить им билеты других пассажиров. Билеты бронируются на рейсы Finnair (с кодом AY) через сайт или центр обслуживания клиентов.
Последние события
12 стран Евросоюза просят Еврокомиссию временно изменить правила компенсации. Вместо полного возврата средств за билеты предлагают предоставлять клиентам ваучеры на будущие полёты. С такой совместной инициативой выступили министры транспорта Бельгии, Франции, Нидерландов, Ирландии, Чехии, Польши, Латвии, Португалии, Мальты, Кипра, Болгарии и Греции.
В России Федеральная антимонопольная служба изучит процесс выдачи ваучеров у некоторых авиакомпаний и сравнит цены на билеты отменённых и планируемых рейсов. Также ФАС советует авиакомпаниям настроить обмен таким образом, чтобы люди могли делать это онлайн, а не только в офисах продаж, как это планирует сделать «Аэрофлот».
Мошенники
Будьте осторожны и не попадайтесь на мошеннические схемы. В сложившейся ситуации вам могут предложить купить ваучер, как иногда это делают с бонусными милями.
Если вам предложат каким-либо образом вывести депозитные деньги за ваучер, тоже не верьте. Сделать это легальным путём невозможно. Лучше позвоните в авиакомпанию и сообщите о нарушении.
Документы на тур
Когда будут готовы документы на тур и что в них входит?
Вы купили тур в турфирме и уже полностью оплатили его.
Наконец, подходит дата долгожданного отпуска, и вы ждете звонка от менеджера по туризму о готовности документов.
Когда же будут готовы документы на тур?
Когда можно будет получить документы на тур, зависит от нескольких факторов:
Каждый туроператор выставляет свои временные рамки по выписке документов, например, всем известный туроператор Pegas Touristik дает агентству распечатать для вас документы ориентировочно за 2-4 дня до планируемого вылета. Не менее популярный Coral Travel и туроператор Sunmar, в свою очередь, выдают документы на тур уже за 1,5-2 недели до вылета (бывает и раньше).
Каждая авиакомпания за разное время до вылета начинает выписку авиабилетов. Т.е., после подтверждения вашего тура, теоретически, туроператор уже готов выдать часть документов (ваучер и мед. страховку), однако, он ждет, пока авиакомпания откроет ему возможность напечатать билеты. Именно поэтому, в некоторых случаях, документы выдаются впритык к вылету.
Это влияет опять-таки на дату выписки авиабилетов по туру. При бронировании тура с перелетом регулярным рейсом, билеты обычно можно распечатать сразу после их оплаты. Приобретение тура с перелетом чартером обычно предполагает получение документов на тур за несколько дней до вылета.
Представим, что все звезды сошлись и туроператор, от которого забронировано ваше путешествие, заранее открывает выписку документов. Тогда выдача документов станет возможной сразу после того, как агентство оплатит заявку. Это же важно помнить и при приобретении «горящих туров» — даже, если рейс у вас уже завтра, агентство сможет распечатать вам документы только после того, как оно оплатит ваше бронирование туристическому оператору.
Что входит в пакет документов на тур:
1) Загранпаспорт либо РФ паспорт.
Если же вы планируете отдых на курортах России или ближнего зарубежья, то с собой вам нужно будет иметь РФ паспорта на всех граждан, старше 14 лет. Для детей, младше 14 лет, нужно иметь при себе свидетельство о рождении детей.
2) Свидетельство о рождении ребенка.
Крайне важно помнить, что выезжая с ребенком заграницу, нужно иметь с собой свидетельство о рождении (для всех детей до 18 лет), в доказательство того, что вы вывозите из России именно своего ребенка. Спрашивают этот документ при прохождении таможенного контроля.
3) Виза – для въезда в визовые страны потребуется заранее оформленная виза. Порядок и сроки оформления визы можно узнать в визовых центрах вашего города. Если вы приобретаете путевку, «от» и «до» сформированную туроператором, то подробно о сроках и требованиях к документам на визу вам сообщает менеджер по туризму.
4) Согласие на выезд ребенка заграницу. Документ это важный, но не всегда требуется его оформление. Итак, в каких случаях требуется его оформить?
4.1 Для выезда за границу с обоими родителями согласие на выезд детей не требуется.
4.2 Если ребенок выезжает за границу с одним из родителей, то согласие на выезд ребенка не требуется. Исключением является только ситуация, когда от второго родителя ранее поступал запрет на выезд ребенка.
4.3 Когда ребенок выезжает за границу без родителей в сопровождении третьего лица, оформляется согласие на это третье лицо.
4.4 Также существует практика оформления согласия на «самовыезд», когда ребенок вылетает заграницу один, без чьего-либо сопровождения.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: согласие на выезд ребенка просят сделать, если ребенок отправляется на отдых с одним родителем или без родителей для оформления шенгенской визы.
5) Ваучер – это документ, в котором указана вся основная информация по вашему туру.
Как выглядит ваучер?
Как мы видим, здесь фигурирует информация о туристах, о датах их заселения в гостиницу и выселения из нее, типе номера, типе питания, здесь же указывается название принимающей стороны (Incomingpartners) туроператора и ее контактные данные.
Что делать с ваучерами?
Ваучер, как правило, выдается один на всех (на номер). Его выдают, как в одном, так и в трех экземплярах. В самом развернутом своем варианте этот документ состоит из нескольких частей: туристский ваучер, ваучер на размещение в отеле и ваучер на трансфер.
Ваучер на трансфер забирают, пока вас везут от аэропорта до отеля. Ваучер на размещение в отеле вы отдаете при заселении в отель. Туристский ваучер остается на руках до конца поездки в доказательство того, что в стране вы находитесь в туристических целях.
6) Электронные авиабилеты или Маршрут-квитанция электронного билета.
Все авиабилеты на самолет уже несколько лет выглядят, как распечатка подробной информации о вашем перелете на обычном белом листе формата А4. Такие авиабилеты может распечатать вам, как турагентство, так и вы сами на любом доступном принтере, имея лишь сам файл с электронным билетом.
Обычный электронный авиабилет выглядит подобным образом:
Вверху располагается название авиакомпании. Ниже – фамилия и имя пассажира. Еще ниже – дата отправления, номер рейса, город и время отправления (в авиабилетах всегда указывается местное время!!), город прибытия, время прибытия (не всегда), класс перелета, а также допустимая норма бесплатного провоза багажа. Под этой строкой может размещаться дополнительно информация о допустимом весе ручной клади и о том, за сколько начинается и заканчивается регистрация на рейс.
Электронные билеты необходимо взять в путешествие в одном экземпляре на каждого человека. Сами авиабилеты никто у вас забирать не будет, их могут только попросить предъявить при прохождении паспортного контроля перед регистрацией на рейс.
Для прохождения регистрации на рейс понадобится лишь предъявить заграничные паспорта на стойке регистрации.
7) Медицинская страховка или Медицинский полис – обязательный документ в составе турпакета. Медицинский полис может быть выписан, как один на всех отправляющихся в путешествие людей, так и на каждого туриста в отдельности.
Ниже размещаю пример мед. страховки, приобретенной в составе тура:
В верхнем левом углу мы видим название страховой компании. Ниже и справа – номер брони, который могут спросить в случае активации страховки. При получении документов на тур рекомендую проверить правильность данных каждого из туристов, т.к., если будет допущена хотя бы одна ошибка, страховка будет не действительна.
Медицинское страхование у туроператоров встречается с оплатой безусловной франшизы и без. Если таковая предусмотрена страховой компанией туристического оператора по данному направлению, то её стоимость вы сможете найти так же на первой странице страхового полиса сверху. В случае наступления страхового случая, первым делом, необходимо активировать мед. страховку, позвонив по указанному на ней телефону круглосуточного сервисного центра.
Не хотите платить за франшизу? Хотите, чтобы Вы или Ваш ребенок были застрахованы на максимально возможную сумму? Хотите застраховать багаж от потери или чтобы страховка покрывала в том числе случаи, произошедшие в состоянии алкогольного опьянения? Оформите дополнительный медицинский полис (стоимость от 300-600 рублей).
Оформить медицинскую страховку без франшизы за активацию, страховку от задержки рейса, страховку от невыезда, от потери багажа и для занятия активными видами отдыха рекомендую на любом из сервисов Cherehapa, Сравни.ру, Strahovkaru или Tripinsurance, предварительно сравнив цены, т.к. иногда где-то цены подгружаются в 1,5-2 раза выгоднее;
8) Полис страхования от невыезда – выдается в комплекте вместе с остальными документами в том случае, если он был оформлен заранее. Действие его распространяется на конкретный ряд случаев и причин, в результате которых турист не сможет отправиться в приобретенный им тур. Фактически, наличие страхования от невыезда имеет вес до дня отправления в путешествие. После – необходимость в его наличии у вас на руках попросту отпадает.
9) Путёвка (не является обязательным документом в настоящее время!!).
Турфирма обязана выдать путевку только в том случае, если она работает без кассового аппарата, отчитываясь перед контролирующими органами по БСО (бланкам строгой отчетности). Именно путёвка, в данном случае, и будет являться БСО.
Если же турфирма при приобретении вами тура, выдает кассовый чек, то путёвка не является обязательным для выдачи документом.
10) Памятка по стране – это миниатюрная книжечка или распечатка интересной и полезной информации по стране, в которую вы отправляетесь на отдых. В ней вы найдете рассказ о традициях и обычаях местного населения, о языке, на котором происходит общение, о магазинах и сувенирах, экскурсиях внутри страны, а также много другой полезной информации.
Подытоживая выше сказанное, еще раз хочу отметить, что крайне важно проверить наличие полного пакета документов на тур перед выходом из дома, т.к. из-за случайно оставленного документа может сорваться желанная поездка на отдых!
Дополнительные полезные сервисы:
— Взять байк (скутер, мотоцикл) в прокат можно на сервисе BikesBooking;
— Взять в прокат машину Economybookings, AutoEurope или в Myrentacar;
— Заказать универсальную симкарту для путешественников можно на Дримсим;
— Арендовать яхту можно на сайте HopaYacht, а заказать себе морской круиз — на Dreamlines;
— Забронировать такси или индивидуальный трансфер: KiwiTaxi или intui.travel;
— Билеты на автобусы по России, СНГ и Европе многие заказывают на Autobus.Travel или Busfor;
— Билеты на поезда, автобусы, паромы, чартеры в Юго-Восточной Азии на 12Go.
Заранее Вам желаю отличного отдыха и ярких эмоций от путешествия! 🙂
Сгорит ли ваучер авиакомпании, если рейс снова отменят?
Летом 2020 года мой рейс Дюссельдорф — Симферополь — Дюссельдорф отменили из-за пандемии и предложили выдать ваучер. Я согласилась. Летом 2021 года моя поездка по этому же маршруту, скорее всего, тоже не состоится.
Что будет с моими деньгами, если путешествие отложится во второй раз? Что предусмотрел «Аэрофлот» в этом случае?
Виктория, если вы еще не оплатили ваучером новые билеты, а поездка в период его действия не состоится, «Аэрофлот» вернет вам деньги. Правда, у авиакомпании есть на это три года. Если же вы уже потратили ваучер на новые билеты, то будут действовать общие правила возврата денег за отмененный рейс. Расскажу обо всем по порядку.
Какие правила возврата действуют, если вы купили билет до 1 мая 2020 года
До коронавируса пассажир мог вернуть полную стоимость билета, если отказ от полета был вынужденным. Например, если рейс отменили, задержали или человек не смог улететь из-за болезни.
Когда началась пандемия, перевозчики стали массово отменять вылеты. Чтобы авиакомпании не разорились, Правительство РФ разрешило им возвращать деньги не сразу, а через три года. Или вовсе засчитывать стоимость билета в счет других перелетов — выдавать ваучеры.
Ваучер — это электронный документ. Он подтверждает обязательство авиакомпании оказать пассажиру услуги на сумму, которая указана в сертификате, либо вернуть деньги. Это значит, что вы можете купить билет на новый рейс не только на лето 2021 года, а вообще на любые даты в течение трех лет. Еще вы вправе изменить маршрут и оплатить ваучером билет в другой город или страну. Если вы не используете сертификат за три года, компания обязана вернуть вам деньги.
По новым правилам авиакомпании возвращали деньги даже по невозвратным тарифам и тем пассажирам, которые заранее не уведомили перевозчика о неявке на рейс. Но эти правила ввели только для билетов, которые пассажиры купили до 1 мая 2020 года. Вылет должен был состояться:
Если вы подпадаете под новые правила и хотите получить ваучер, нужно направить авиакомпании уведомление одним из трех способов: через сайт, по почте или лично. Например, на официальном портале «Аэрофлота» есть специальная форма для оформления сертификата. Заявку на ваучер можно отправить в течение трех лет с даты, когда самолет должен был вылететь.
Авиакомпания рассматривает уведомление в течение 20 дней и выдает электронный сертификат. У ваучера есть срок действия — период, когда можно обменять его на билет. У всех авиакомпаний он составляет три года с даты рейса, который не состоялся.
Как победить выгорание
Что будет, если вы не воспользуетесь ваучером
Если вы не воспользуетесь ваучером в течение трех лет с даты отмененного рейса, напишите заявление на возврат денег. Тогда авиакомпания вернет стоимость билета с процентами за пользование вашими деньгами.
Через три года после несостоявшегося вылета авиакомпания вернет вам стоимость билета и дополнительно 1293,28 Р :
10 000 Р × 43 дня (с 10.05.2020 по 21.06.2020) × 5,5% / 365 = 64,79 Р
10 000 Р × 35 дней (с 22.06.2020 по 26.07.2020) × 4,5% / 365 = 43,15 Р
10 000 Р × 1018 дней (с 27.07.2020 по 10.05.2023) × 4,25% / 365 = 1185,34 Р
64,79 Р + 43,15 Р + 1185,34 Р = 1293,28 Р
Из-за коронавируса многие страны до сих пор закрыты для туристов. Авиасообщение с другими государствами возобновляется медленно. Мы не советуем оформлять новые билеты в счет ваучера, если не уверены, что сможете ими воспользоваться. В этом случае лучше дождаться 2023 года и получить обратно деньги с процентами.
Если вы уже оформили новые билеты
Допустим, вы потратили свой ваучер на покупку нового билета. Теперь, чтобы вернуть билет, придется ориентироваться на общие нормы. Вы сможете получить назад деньги, только если у вас возвратный тариф или вынужденная причина отказа от перелета.
Если вы купили билет по возвратному тарифу, нужно заранее сообщить авиакомпании, что не полетите этим рейсом. Тем, кто уведомил авиакомпанию за 24 часа до окончания регистрации на рейс, вернут полную стоимость билета за вычетом расходов перевозчика. К ним относятся, например, сборы за оформление билета и бронирование.
Если вы сообщили, что не полетите, меньше чем за сутки и успели до окончания регистрации, вам вернут стоимость билета за вычетом неустойки. Она составляет 25% от стоимости билета. Еще могут вычесть фактически понесенные перевозчиком расходы.
Если уведомление придет авиакомпании после окончания регистрации на рейс, деньги за билет не вернут. Можно потребовать неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу других организаций, например аэропортовые сборы. Но по факту авиакомпания вряд ли вернет эти сборы добровольно, а деньги небольшие, чтобы ради них судиться.
Если ваш тариф невозвратный и вы добровольно откажетесь от перелета, стоимость билета тоже не вернут. Полную стоимость билета должны выплатить, когда отказ от билета был вынужденным, то есть если перевозчик отменил или задержал рейс, изменил маршрут. Еще деньги возвращают, если заболел сам пассажир или близкий родственник, с которым он хотел лететь. Это не исчерпывающий список: в нем есть оговорка, что перевозчик может признать отказ пассажира от полета вынужденным и в других ситуациях. Например, с наступлением пандемии суды часто считают отказ вынужденным, если страна или регион закрылись для туристов, и пассажиру по этой причине пришлось отказаться от полета.
Авиакомпании не всегда добровольно соглашаются вернуть деньги за билеты, даже если отказ вынужденный. Иногда пассажирам приходится доказывать свою правоту в суде. Приведу несколько примеров.
Семья из Красноярска купила билеты в Якутск на рейс авиакомпании «Якутия». Уже в аэропорту Емельяново супругу, у которого первая группа инвалидности, стало плохо. Ему помогли врачи из медпункта аэропорта, но запретили вылет и вызвали скорую помощь. Пассажира увезли в больницу. После этого его жена попросила перевозчика вернуть деньги за билеты.
Авиакомпания отказалась. Перевозчик сказал, что супруги не уведомили его об отказе от полета до окончания регистрации на рейс. Пассажирка пояснила, что она была с мужем в больнице, когда шла регистрация, и поэтому не могла вовремя связаться с авиакомпанией. Но перевозчик настаивал, что пассажиры опоздали с уведомлением, поэтому отказ от полета добровольный и по правилам тарифа деньги не возвращаются.
Суд сказал, что этот довод несостоятелен: в деле есть справка, которую выдал аэропорт Емельяново. В ней сказано, что пассажира сняли с рейса сотрудники аэропорта в 10:30. То есть персонал, который занимался предполетным обслуживанием пассажиров, знал, что отказ от перевозки был вынужденным.
Судебная практика по возврату денег из-за коронавирусных ограничений неоднозначна.
Так, житель Комсомольска-на-Амуре в 2020 году собирался лететь в Геленджик. Но в марте губернатор Краснодарского края ввел в регионе карантин. Въезды в населенные пункты закрыли, а дома отдыха и гостиницы перестали принимать туристов. Еще в крае отменили культурно-массовые мероприятия и закрылись развлекательные центры. Из-за всех этих ограничений пассажир отказался от поездки. Он написал претензию и просил вернуть деньги за билеты. Тариф был возвратным, однако агентство и перевозчик деньги не вернули и предложили мужчине ваучер.
Тогда пассажир обратился в суд. Для билетов, которые он купил, действовали новые правила возврата — те, что правительство приняло из-за пандемии. Суд напомнил, что по этим правилам авиакомпания вправе выписать пассажиру ваучер или вернуть деньги, но не сразу, а в течение трех лет. Выяснилось, что «Аэрофлот» известил туриста о том, что правила поменялись, поэтому в иске гражданину отказали.
А вот жительнице Астрахани повезло больше. Женщина собиралась везти группу из 39 человек на соревнования в Москву с 26 по 29 марта 2020 года. Но мэр города запретил массовые мероприятия, и поездку пришлось отменить.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают