Как выглядит вольга и микула
Вольга и Микула, иллюстрации И. Я. Билибина
Осенью 1907 года произошло важное событие в жизни Ивана Яковлевича Билибина. Директор Школы Императорского общества поощрения художеств Николай Константинович Рерих пригласил его занять место преподавателя класса графики, а на следующий год и класса композиции. Эти классы Билибин вел до 1917 года, и молодая художественная поросль России была обязана самородным секретам его мастерства!
Еще находясь с экспедицией на русском севере, у Билибина родился замысел издать книжкой былину «Вольга и Микула», на острое социальное звучание которой обратили внимание уже первые исследователи.
«Вольга и Микула» относится к новгородскому циклу былин, в ней образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира.
Как пашет Микула землю –– дубы с корнем выворачивает, а борозды от его плуга, как рвы. Утром сеет золотое зерно, вечером уже поле колосится, ночью Микула колосья жнет, а на другой день пироги печет и народ на пир созывает. А ходит Микула только с маленькой сумочкой, но даже великан Святогор не смог поднять эту сумочку, а когда попытался –– ушел по колено в землю, потому что в маленькой сумочке находилась вся тяжесть земная.
А Вольга, если охотится –– соколом оборачивается. Чтобы зверя добыть –– в волка превращается. В поход пошел на царство Индейское –– туром обернулся, добежал до крепости –– в горностая превратился, тетиву у вражеских луков перекусил. Превратил своих дружинников в муравьев; проползли муравьи под крепостной стеной, вновь обернулись воинами.
В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Едет князь за данью, и видит, в чистом поле пашет Микула. Прельстила Вольгу его сила, и сказал он Микуле: «Едем с нами!» Микула согласился, но попросил дружинников выдернуть из земли его соху да бросить ее под ракитовый куст. Никто этого не осилил –– ни дружина Вольги, ни он сам. Тогда Микула сделал это играючи.
Микула выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, где геройство и сила проявляются точно так же, как и в битве.
В первой иллюстрации к былине Иван Яковлевич показал выезд дружины Вольги. Дородная осанка Вольги и его достоинство сразу говорят о том, что он из княжеского рода-племени. Богатую упряжь, щиты и копья, головы коней с развевающимися гривами Билибин дал на фоне декоративного пейзажа, линии которого узорчаты и движутся по-разному: то убыстряя свой ход, то замедляя, пытаясь околдовать повествованием и не выпускать до самого окончания истории.
Все иллюстрации отличались вкусом и изяществом. Былина выглядела воистину народной, уходящей корнями вглубь веков. В этих работах мастера особая роль принадлежала стилизации, при помощи которой ему удалось передать атмосферу сказочности и старины. Оформление былины художник возвел в ранг особого, высокого искусства.
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Тема: величие русского человека, огромная ценность труда.
Композиция: тонический стих (читается нараспев).
История создания
В народе былины пользовались большой популярностью: людям нравились истории о всемогущих героях. Но богатырей было сложно отождествить с собой: они явно принадлежали к благородному роду, и невероятные возможности былинных богатырей воспринимались именно как результат происхождения.
Первым народным богатырём, который пахал и сеял, но силою мог посоревноваться с кем угодно — даже с самим князем Вольгой! — стал Микула Селянинович.
Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к Новгородскому циклу былин (Киевский былинный цикл представлен произведениями об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце).
Значение произведения
Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд простого человека. Неоспоримо противопоставление князя, который живёт за счёт крестьянства, и простого человека — как говорится, «от сохи». Причём в этом противопоставлении побеждает Микула Селянинович, который и на жизнь зарабатывает своим трудом, и физически сильнее целой княжеской дружины.
Надо сказать, что в ранних древнерусских былинах подобные сюжеты были бы невозможны: всемогущие богатыри отождествлялись с языческими богами, и любой человек по определению не мог с ними сравниться.
Действующие лица
Вольга — легендарный богатырь, князь. Один из древнейших фольклорных персонажей. Легко прочитывается параллель «Вольга — князь Олег»: Вольга — Вольг — Волег — Олег. Однако историки утверждают, что Вольга скорее собирательный образ. Особенность Вольги в том, что он может превращаться в любых животных.
Микула Селянинович — богатырь-пахарь, обладающий невероятной силой. Фольклорные источники утверждают, что у Микулы было две дочери — Василиса и Настасья. Василиса вышла замуж за боярина Ставра Годиновича, а Настасья — за богатыря Добрыню Никитича.
Важное и интересное
Согласно былинам князя Вольгу княгиня Марфа Васильевна родила от змеи, случайно наступив на пресмыкающееся. Отсюда его невероятное умение превращаться в животных.
В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её. Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости».
Краткое содержание
Молодой князь Вольга Святославович хочет мир посмотреть и себя показать, поэтому собирает дружину из тридцати молодцов и отправляется с ними в путь. По дороге они слышат скрип сохи и посвистывание пахаря, однако ни в тот же день, ни на следующий, ни через день пахаря не видят. Когда дружина Вольги наконец доезжает до пахаря, между ним и князем завязывается разговор. Вольга сообщает, что едет собирать подать с трёх городов, пожалованных ему князем Владимиром. Пахарь же сообщает, что в этих городах полно разбойников: когда пахарь ездил в те города за солью, местные мужики потребовали у него денег — пришлось даже поколотить их.
Вольга приглашает пахаря отправиться с ними. Пахарь соглашается, но, чуть они отъезжают, вспоминает, что забыл соху (орудие для вспахивания земли) в земле (то есть не вынул и не спрятал). Вольга посылает пять человек выдернуть соху, но они не в силах справиться с заданием. Князь отправляет десять человек выдернуть соху, но и десятерым это не под силу. А Микула Селянинович легко выдёргивает соху одной рукой. Вольга спрашивает, как пахаря зовут. Тот отвечает: Микула Селянинович.
Когда князь с дружинниками и Микула Селянинович попадают в город, к ним бросаются мужики, которые хотели обобрать Микулу Селяниновича. Мужики просят прощения и демонстрируют пахарю своё уважение.
Вольга, увидев это, жалует Микуле Селяниновичу в подарок три города.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто такой богатырь? Назовите самых известных былинных богатырей.
Ответ. Богатырь — былинный герой, обладающий невероятной силой и спасающий тем самым землю русскую. Самые известные былинные богатыри — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
Дайте определение былины.
Ответ. Эпическая песнь о русских богатырях. Эти богатыри обладали невероятными возможностями. Они были защитниками простых людей и воплощали силу земли Русской.
Микула Селянинович – как простой пахарь превзошёл всю княжескую дружину?
Когда речь заходит о русских богатырях, мы чаще всего вспоминаем знаменитую троицу (Илья-Добрыня-Алёша), а вот имя Микулы Селяниновича остаётся незаслуженно забытым. А ведь он был одним из главных силачей Руси, верным защитником родины, преданным сыном земли, впитавшим её силу.
Он трудолюбив и горд, решителен и отважен, а одержать победу над ним было невозможно, ведь ему покровительствовала сама Мать-Сыра Земля. О Микуле Селяниновиче сложено немало преданий, но самым известным остаётся сказание о его противостояние с князем Вольгой. Каким же был Микула Селянинович? Что олицетворял богатырь? И с каким христианским святым связывают его образ?
Образ Микулы Селяниновича
Чаще всего в былинах богатыри предстают отважными воинами, что находятся на службе у местного правителя. Однако Микула Селянинович кажется очень необычным на их фоне. Он демонстрирует нам превосходство крестьянской силы над военными принципами.
В легендах отмечалось, что “весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля”. Микула считался сыном земли, которая одарила его своей необыкновенной силой. При этом богатырь не кичился своей мощью, оставаясь простым пахарем. Образ Микулы Селяниновича – это действительно пример “человека из народа”, что жил и трудился на благо родины, защищал соотечественников, оберегал покой.
Николай Константинович Рерих «Микула Селянинович», 1910 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Воинская и крестьянская силы
Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.
Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.
Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.
Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru
Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.
Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.
Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / © Константин Васильев / nevsepic.com.ua
Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.
В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.
Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.
Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.
Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / © Stepan Gilev / artstation.com
Встреча Микулы и Святогора
Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.
Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?
Микула предложил Святогору поднять свою котомку / © Георгий Юдин / obraz.volxv.info
Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.
Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.
Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com
Отец богатырш
Микула Селянинович стал не просто известным богатырём-пахарем, но и отцом знаменитых богатырш – Василисы и Настасьи. А вот о его супруге былины ничего не говорят, поэтому можно только догадываться, кто ею мог быть.
В христианских верованиях образ Микулы Селяниновича соединился с Николаем Чудотворцем. Примечательно, что этого святого считали покровителем урожаев, помощником в планировании полевых работ. Празднество, посвящённое Николаю, совпадало со старинным праздником матери-Земли.
Андрей Петрович Рябушкин «Настасья Микулишна», дочь Микулы Селяниновича,1898 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Микула Селянинович – знаменитый русский богатырь, о котором часто забывают, оставляя его образ в тени Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Но именно Микула в большей степени являлся олицетворением простого крестьянина, что своим ежедневным тяжким трудом и великой силой достоин особого уважения. Он сумел доказать, что не воинское искусство, а единство и помощь от земли – главная сила человека.
Описание картины “Вольга Святославович и Микула Селянинович” Ивана Билибина
Картину “Вольга Святославович и Микула Селянинович” как иллюстрацию к былине “Вольга и Микула” (впервые записана в 1860 году) написал русский художник Иван Билибин в 1940 году.
Контраст мощи, обратный цветовому различию
Можно также отметить некоторое идеализирование воинских образов: чуть гиперболизирован их рост, глаза преисполнены храбрости.
Верх картины посвящен русской народной тематике. Этот образ олицетворяет сам Микула. Образ его и коня схожи – оба мощные, выносливые, нацеленные на результат. Союзом этих образов подчеркнуты истоки невиданной силы крестьянина. Эта часть полотна – поле и крестьянин с плугом и конем – выполнена в темно-серой, монохромной палитре, к тому же – пахота усыпана камнями – символизируя тяжкий труд.
Однако и над Микулой, и над воинами невообразимо ярко сияет солнце. Это предвещает светлое будущее.
Общая палитра картины действительно сказочная – насыщенный красный, зеленый, синий, золотой.
Но, при обращении к былине, Микула невольно начинает вызывать уважение, а не жалость. Его плуг не смогли поднять воины Вольги, такая задачка только Микуле по плечу. И солнце вдруг видится по-другому: оно начинает сиять именно для могучего крестьянина, защищая его, покровительствуя, наделяя силами его и вспаханную им землю.
Иван Билибин написал несколько иллюстраций к былине “Вольга и Микула Селянинович”. Одна из них называется “Дружина Вольги”, она написана за 37 лет до данной иллюстрации. По сути, картины представляют собой один и тот же сюжет.
Полотно хранится в Государственном Русском музее, в городе Санкт-Петербург.
Картинки «Вольга и Микула Селянинович» (30 фото)
Вольга Святославович — русский богатырь, князь, предводитель дружины, старейшина рода. Вольга не отличался особой силой, его главное «оружие» — способность, как и у бога Велеса, оборачиваться в любое живое существо. Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла.
Микула Селянович. С рисункка В. Ермолова.
Сам подъехал к сошке оратаюшко, подхватил да махнул в ракитов куст — улетела сошка под облака.
Крестьянин вспахивает землю.
Прославление мирного крестьянского труда.
Он брал то ведь сошку одной рукой. Сошку из земли он повыдернул. Из омешиков земельку повытряхнул. бросил сошку за ракитов куст.
Серия картинок, посвященная былине «Вольга и Микула Селянович».
Крестьянин и богатырь.
Крестьянин в красной рубахе.
Детский рисунок про Микулу Селяновича.
Серия вопросов на картинке по былине «Вольга и Микула Селянович»
Кто такой Микула Селянович.
Говорит оратай таковы слова, — Поди-ка, ты, Вольга Слатославович! Мне ка надобна Божья помочь крестьянствовати.
А у оратая кудри качаются, что не схвачен ли жемчуг рассыпаются. У оратая глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя.
Вольга Святославович — богатырь, персонаж русских народных былин.
Когда воссияло солнце красное, на тое ли на небушко на ясное. Тогда зарождался молодой Вольга, молодой Вольга Святославович.