Как выглядит взлетная полоса самолета

FrequentFlyers.ru

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Ликбез

Вопрос на поверхности: что такое ВПП и почему она из бетона

08/02/2021

Когда люди планируют авиаперелет, последнее, о чем они задумываются – это взлетно-посадочная полоса (ВПП). Фокус всегда на самолете: кто производитель, какой тип, модель, компоновка салона, год выпуска. Между тем у ВПП характеристик не меньше, и все они играют ключевую роль для безопасности полетов, рассказывает рассказывает Игорь Провкин, генеральный директор «Опытный Завод N31 ГА:

Первая в мире и в истории

ВПП принадлежат той категории вещей, которые, кажется, окружали нас всегда. Допустить отсутствие аэровокзалов и, тем более, аэропортов в современном виде — нетрудно. Но разве могло быть время, когда самолеты летали, а ВПП еще не было?

Братья Райт свой первый взлет осуществили в 1903 году в дюнах Северной Каролины в Китти Хоук, а их первым аэропортом посадки стали коровьи пастбища в Дейтоне, Огайо. Первая взлетно-посадочная полоса располагалась не совсем на земле, поскольку братья Райт использовали для взлета катапульту.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Разгонная катапульта братьев Райт

Первая взлетно-посадочная полоса с твердым бетонным покрытием появилась во время Первой Мировой Войны в 1916 году во французском Клермон-Ферране.

Согласно сегодняшнему определению Международной организации гражданской авиации (ИКАО), ВПП – это прямоугольная область на аэродроме, подготовленная для посадки и взлета самолетов. В понятие ВПП включаются как поверхность самой полосы, так и рулежные дорожки, пандусы, перроны и т.д.

Современные ВПП играют важнейшую роль в надежности перелетов и чрезвычайно дороги в строительстве и обслуживании. Их создание обходится в десятки миллиардов рублей. В крупных аэропортах обычно есть несколько взлетно-посадочных полос в разных направлениях, чтобы экипажи самолетов и диспетчеры могли иметь оптимальный выбор с учетом направления превалирующего ветра.

Кстати, составление розы ветров фактически является одним из предварительных шагов при планировке аэропорта. Многие из первых аэропортов или военных авиабаз строились в виде треугольника из трех взлетно-посадочных полос под углом 60° друг к другу именно по этой причине – чтобы иметь лучшие условия для взлета/посадки при любом ветре. Со временем научились определять ВПП с наиболее интенсивной загрузкой, тогда крупные аэропорты стали планировать с главной и вспомогательными полосами.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

На спутниковых снимках некоторых аэродромов США прекрасно видно остатки расположения ВПП в виде треугольника

Ключевое покрытие

Для покрытия ВПП, рулёжных дорожек и стоянок используются различные материалы. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и железобетонные полосы. Взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием обозначается аббревиатурой ИВПП. Ряд натуральных поверхностей – лед, песок, коралловая крошка, снег, глина, дерн – это экзотика.

Грунтовые аэродромы в непогоду «раскисают», что делает невозможным их эксплуатацию. Сегодня в качестве покрытия стандартно используют бетон – он отличается надежностью и долговечностью. В России бетонные ВПП могут быть как цельнолитые, так и выложенные из готовых стандартных рифлёных плит аэродромного покрытия.

В исторической перспективе именно бетон сыграл ключевую роль в формировании отрасли гражданской авиации. Высококачественные бетонные и асфальтовые поверхности могут выдерживать большой вес и момент удара колес самолета о поверхность в разных точках полосы, а также позволяют производить в аэропорту десятки тысяч взлетов и посадок в год.

Именно широкое распространение бетона и постоянное совершенствование технологий, обеспечивающих износостойкость и надежное сцепление колес самолета с поверхностью, позволили гражданской авиации превратиться в гигантскую отрасль мировой экономики.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Стандартная аэродромная плита ПАГ-14 имеет размеры 6х2 м, толщина 14 см. ПАГ-18 и ПАГ-20 — соответственно, 18 и 20 см в толщину.

Самые-самые

Размеры взлётно-посадочных полос могут серьезно отличаться: от 300 до 12 000 метров в длину и от 10 до 300 метров в ширину. Самая большая грунтовая ВПП – на американской авиабазе Эдвардс, расположенной на поверхности высохшего озера Роджерс, ее размеры: 11917×297 м. Другими «исполинами» можно назвать ВПП в аэропорту города Чамдо, КНР — 5500 м и в российских Жуковском – 5402×120 м и Ульяновск-Восточный — 5000×105 м. В мире насчитывается еще три полосы длиной около 5000 м – в Китае, Бразилии и ЮАР.

Самой короткой ВПП в мире принято считать полосу аэропорта Хуанчо-Ираускин на острове Саба (Малые Антильские острова). Её длина – всего 396 метров. В России самая короткая взлётно-посадочная полоса на аэродроме Новонежино в Приморском крае, ее длина – 472 метра.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Аэропорт Хуанчо-Ираускин. Выкатываться здесь точно не стоит.

Стандартная длина полосы для международного аэропорта – 3000-3500 м. Региональные аэропорты в России часто имеют ВПП до 2000 м.

Особые меры

Чтобы поверхность дольше не изнашивалась и обеспечивала безопасные взлет и посадку, применяются особые дополнительные покрытия из высокопрочных материалов. Их характеризует быстрая полимеризация, что позволяет в минимальные сроки проводить на ВПП работы по заделке сколов и трещин, а также выполнять герметизацию швов. Кроме того, они дают возможность наносить на поверхность ВПП антискользящий слой, обеспечивающий безопасное торможение самолета в дождь или гололед.

У ВПП есть характеристика – классификационное число покрытия (PCN), оно демонстрирует несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений. Этот показатель соотносится с классификационным числом воздушного судна (ACN), которое отражает относительное воздействие самолета на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания.

Система ACN/PCN введена ИКАО как метод классификации прочности покрытия взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов для воздушных судов с максимальной взлетной массой более 5 700 кг.

Соответственно, полосы делятся по категории прочности основания: «А» – высокий уровень прочности, «В» – средний, «С» – низкий, «D» – очень низкая прочность.

Рифленый бетон и формула будущего
Чтобы соответствовать самым высоким категориям, большинство крупных аэропортов сегодня стремятся к переходу на поверхности ВПП из рифленого бетона. При его использовании основным видом износа становится только смещение плит от тепловых нагрузок или из-за движения песчаной/гравийной подушки, на которых они лежат.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Плиты из рифленого бетона

Такие смещения могут происходить из-за сезонных перепадов температуры, критическими для базовых свойств ВПП они не является. Последствия такого смещения решаются либо обработкой межшовного пространства гудроном, либо заменой плит.

Довольно ненадежным покрытием ИВПП является асфальт. Под воздействием высокой температуры он практически всегда плавится и деформируется, крайне трудоемок в ремонте, после которого на нем остаются «заплатки».

Аналогичным считается покрытие ИВПП с миксом цементобетона и асфальта. Это так называемый асфальтобетон, когда бетонные плиты сверху закатывают в асфальт. Со временем с плоской и ровной поверхности бетона асфальт отваливается, образуя выбоины. Проблема в том, что это может произойти в любой момент, размер выбоины предсказать невозможно, а «подлатать» поверхность быстро не получится.

Это чревато повреждением и ускорением износа шасси при регулярных рейсах из такого аэропорта, не говоря уже о драматическом снижении коэффициента сцепления. Поэтому ремонт для поддержания нормального состояния таких ВПП должен производиться крайне внимательно и регулярно, но не во всех аэропортах за этим тщательно следят.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Для России рифленый бетон снимает еще и проблему резкой смены погоды. В ряде регионов в летний период жара достигает 40 градусов, а зимой температура опускается до минус 40. Такие резкие перепады пагубно сказываются на покрытии, и от серьезного и потенциально опасного для безопасности полетов износа спасает только «бронебойное» рифленое покрытие полосы, а также соблюдение технологии строительства: подготовка площадки, соблюдение последовательности и качества выполнения всех слоев, качественный дренаж и т.д.

Впрочем, вскоре представления о том, что такое по-настоящему прочная ВПП могут измениться. Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) сообщили, что им удалось почти в два раза повысить максимальную прочность бетона для взлетно-посадочных полос. Новый композит прочнее применяемых сегодня составов на 46% за счет более высокого уровня статической прочности на сжатие и более высокой ударной выносливостью. В его составе использована смесь портландцемента с суперпластификатором, доменным гранулированным шлаком, карбонатной мукой и карбонатом калия. Формула способствует интенсификации процессов гидратации при твердении, а использование карбоната калия позволяет применять новый материал для бетонирования при отрицательных температурах.

Игорь Провкин, генеральный директор «Опытный Завод N31 ГА»

Источник

8 самых красивых взлетно-посадочных полос в мире

Аэропорт Кранебиттен, Инсбрук, Австрия

Небольшой аэропорт расположен в горах в четырех километрах от центра Инсбрука. Здесь очень красиво в любое время года: летом можно любоваться поросшими лесом горами и зелеными долинами, а зимой — разглядывать снежные шапки. Благо самолет летит так низко над некоторыми вершинами, что можно рассмотреть даже отдельные деревья.

Кранебиттен считается одним из самых сложных аэропортов для пилотов: взлетно-посадочная полоса длиной всего два километра окружена горами, из-за которых образуются сильные ветры. И несмотря на это, ни одного происшествия в аэропорту не было, ведь сажать самолеты здесь могут только очень опытные капитаны, прошедшие специальное обучение на симуляторе.

Аэропорт Лицзян (Саньи), Лицзян, Китай

Город Лицзян, как и Инсбрук, расположен в горах, но здесь у пассажиров создается ощущение, что горные вершины вообще никогда не закончатся, а приземляться придется на одном из пиков. Из иллюминатора можно даже разглядеть камни на склонах. А потом самолет резко идет вниз и садится в живописной долине.

Путешественники, побывавшие в Лицзяне, рассказывают, что пережили удивительные впечатления: дух захватывает и от страха, и от красоты вокруг. Нервничают даже те, кто обычно не боится летать, так что, если у вас есть хотя бы легкая форма аэрофобии, стоит выбирать места в середине салона.

Аэропорт Лондон-Сити, Лондон, Великобритания

Почти в центре города расположен небольшой аэропорт Лондон-Сити с одной короткой взлетно-посадочной полосой. Из иллюминаторов открываются потрясающие виды: можно рассмотреть Тауэрский мост, собор Святого Павла, London Eye и другие достопримечательности. Если окажетесь с восточной стороны, то вам откроется наилучший обзор города.

Сегодня в Лондон-Сити летают в основном деловые рейсы на небольших самолетах, но уже есть планы по расширению и строительству второй полосы. Так что, возможно, не только бизнесмены смогут любоваться столицей Великобритании с воздуха.

Аэропорт Квинстаун, Квинстаун, Новая Зеландия

Новая Зеландия многим кажется сказочной страной — и сказка эта начинается еще на подлете. Обязательно устраивайтесь у иллюминатора и доставайте фотоаппарат: при ясной погоде с высоты видны горы, долины и озера. А самые красивые виды открываются, если вы прилетаете в небольшой Квинстаун: взлетно-посадочная полоса, окруженная лугами, упирается в озеро Уакатипу.

Эта красота, как и в предыдущих аэропортах из подборки, тоже сопряжена с риском: в долине часто бывают туманы, а с гор дуют неприятные для посадки ветра.

Международный аэропорт Мале, остров Хулуле, Мальдивы

Этот мальдивский аэропорт расположен на отдельном острове, и при заходе на посадку можно вдоволь полюбоваться архипелагом. Сюда направляются все международные рейсы, так что, если вы летите на Мальдивы, заранее подготовьтесь к необычной посадке. Отличный вид на ярко-синее море и небольшие живописные острова открывается с обеих сторон самолета. Говорят, иногда из иллюминатора можно даже разглядеть дельфинов.

У некоторых путешественников создается ощущение, что самолет собирается сесть на воду: взлетно-посадочная полоса и начинается, и заканчивается прямо у океана. А на нужный остров вас отвезут на корабле или катере — большинство отелей предоставляют услугу трансфера.

Аэропорт Донегол, Донегол, Ирландия

В крошечный аэропорт на севере Ирландии летают только местные авиакомпании, а с апреля до октября сюда можно добраться на чартере из Роттердама. Графство Донегол сложно назвать туристическим: здесь нет широко известных достопримечательностей или городов, отмеченных в путеводителях. Тем не менее, опытные путешественники долетают до этого места именно ради видов на подлете и аэропорта: здесь настолько красиво, что Донегол входит во все подборки самых живописных взлетно-посадочных полос.

Достаточно посмотреть на фото, чтобы понять, почему: синее море, небольшие озерца, острова на горизонте — такое увидишь, пожалуй, только в ирландской глубинке.

Аэропорт Барра, остров Барра, Шотландия

Это один из самых необычных аэропортов в мире. Привычной нам взлетно-посадочной полосы тут просто нет! Маленькие самолеты садятся прямо на пляж, а на время прилива воздушная гавань и вовсе закрывается. Неудивительно, что она входит в топ-10 самых опасных аэропортов мира. И во все рейтинги самых красивых тоже.

Конечно, ни о каких международных рейсах речи не идет: в Барру прилетают только местные авиалинии. Купить билет сюда можно, например, из Глазго, но учтите, что лететь будете на небольшом двадцатиместном самолете — более крупные авиасудна аэропорт не принимает.

Аэропорт Керкира «Иоаннис Каподистрия», остров Корфу, Греция

Этот аэропорт наверняка помнят все, кто хоть раз летал на Корфу. Единственная взлетно-посадочная полоса очень короткая и расположена так близко к морю, что, кажется, самолет вот-вот нырнет. Просто посмотрите на это видео: создается впечатление, что большие лайнеры могут не вписаться в поворот, хотя это, конечно, не так — за всю историю аэропорта тут не было ни одной аварии.

А когда самолет заворачивает на посадку, можно полюбоваться на одну из самых известных достопримечательностей острова, Влахернскую церковь на маленьком островке Понтиконисси.

Источник

Взлётно-посадочная полоса

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искусственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов (ЛА). [1]

Содержание

Обозначение и размеры

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Взлётно-посадочные полосы имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Нулевой курс заменяют курсом 360°. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение — ВПП 07. Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.

Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.

В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».

Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5,5 км в длину (Банда) и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой(СЛА) авиации. Так например для дельталёта(мотодельтаплана) достаточно 100 м разбега при взлёте и столько же для посадки. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.

Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.

Освещение ВПП

Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.

Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Порог (торец) полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.

Группы сигнальных огней:

Разметка ВПП

Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.

Активная (рабочая) полоса

Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.

Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (лучше абсолютного штиля!) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к положению «против ветра», тем лучше.

В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско 4 взлётно-посадочные полосы — одна пара параллельных между собой ВПП практически перпендикулярно пересекается другой парой параллельных ВПП. В аэропорту Лас-Вегаса, который также имеет 4 ВПП, угол между 2-мя парами параллельных полос составляет 60°. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.

В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07R/25L используют в основном только для взлёта, а 07L/25R — для посадки. Однако в связи с близостью полос выполнять эти операции одновременно не допускается (одним из условий разрешения на совместную эксплуатацию параллельных ВПП является выполнение требования: расстояние между полосами должно быть более 1,5—2 км).

Аэропорты Домодедово и Пулково — единственные в России аэропорты, позволяющие использовать обе ВПП независимо и одновременно для взлета и посадки (режим ВП — взлёт-посадка). При этом аэропорт Домодедово в 2010 году сертифицирован на выполнение параллельных операций ВВ (взлёт-взлёт).

Сообщать экипажам самолётов номер активной (рабочей) полосы (а также погоду — скорость и направление ветра у поверхности земли, видимость, облачность, температуру воздуха, давление и т. п.) в небольших аэропортах — обязанность авиадиспетчера, а в крупных аэропортах это осуществляется с помощью системы автоматического радиовещания метеорологической информации АТИС.

Источник

Взлетно-посадочная полоса

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов (ЛА). [1]

Содержание

Обозначение и размеры

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Взлётно-посадочные полосы нумеруются согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП имеет магнитный курс 72°. Соответственно, её обозначение — ВПП 07. Следует отметить, что любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.

В более крупных аэропортах строят 2 или более ВПП. Часто они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — Л (левая), Ц (центральная) и П (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 133°/313°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13/31Л, ВПП 13/31Ц и ВПП 13/31П. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8л/8п/9л/9п.

В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».

Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5 км в длину и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для малой, спортивной авиации. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.

Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.

Освещение ВПП

Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет из себя световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Торец полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определенной последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.

Группы сигнальных огней:

Разметка ВПП

Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.

Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть фото Как выглядит взлетная полоса самолета. Смотреть картинку Как выглядит взлетная полоса самолета. Картинка про Как выглядит взлетная полоса самолета. Фото Как выглядит взлетная полоса самолета

Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.

Активная (рабочая) полоса

Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и(или) посадок воздушных судов в данный момент времени.

Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (кроме абсолютного штиля, разумеется) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к «против ветра», тем лучше.

В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско пара параллельных между собой взлётно-посадочных полос расположена перпендикулярно другой паре. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определенную опасность.

В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07П/25Л используют в основном только для взлёта, а 07Л/25П — для посадки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *