Как выглядят доклады в универе
Как написать и оформить студенческий доклад: нюансы и советы
Доклад является формой сообщения, которое представляет собой краткий обзор темы. В процессе изложения могут быть отмечены разные мнения о предмете, но выражение собственной точки зрения не предусмотрено. Тем не менее, доклады готовят не только для выступления на школьных уроках, но для выступления научно-исследовательского характера – на конференциях, семинарах, дискуссиях или защитах. В этих случаях избежать аналитической части не получится, поэтому желание выражать свою позицию и делать самостоятельные суждения даже приветствуется.
Очевидно, что в основе доклада должна лежать плодотворная исследовательская работа, которую обучающийся выполнял добросовестно и самостоятельно. По итогу доклад является отражением способностей студента, его аналитических умений, знаний по теме исследования и уровня подготовки. Доклад можно представить как письменно, так и устно. Многие студенты выбирают второй вариант, полагая, что это быстрее и проще, но по факту – у вас в любом случае должен быть письменный доклад, ведь исследование в уме провести невозможно. Да и выступать будет проще, если доклад будет корректно оформлен и изложен.
Выступление перед аудиторией
С чего начать?
Для того, чтобы написать доклад, вы должны иметь чёткое представление о том, из чего он будет состоять, какие аспекты затрагивать и чего достигать в итоге. Начать следует с составления структуры работы, которая должна включать в себя приветствие, введение, основную часть и заключение. В общем виде, доклад должен занимать до 5 страниц, учитывая факт написания 14 кеглем. Данная мера – не прихоть, ведь докладчику отводится короткий промежуток времени, за который он должен изложить суть своей работы и успеть осветить сделанные выводы, которые по факту и являются главной целью доклада.
Если со вступлением всё понятно – это формальность, то к содержанию введения и основной части у многих возникают вопросы. Во введении необходимо обозначить актуальность темы, уровень её теоретической и практической разработанности и другие аспекты, которые помогут аудитории понять что и для чего было вами изучено. В основной же части вы должны разъяснить как вы изучали предмет и какие результаты получили по итогу, но не путайте с заключением. В заключении вы делаете выводы на основе отмеченных закономерностей и благодарите аудиторию за проявленное внимание.
Стандарты оформления по ГОСТу
Как таковых, стандартов оформления нет: правила могут устанавливать кафедра или ВУЗ, но фактически доклад всегда оформляется как реферат или другой вид научной работы. Поэтому следует делать упор на ГОСТы 7.32-2001 и 7.9-95.
Обратите внимание, что публицистический стиль изложения не подойдёт, только научный. Даже если вы выражаете свою позицию, используйте местоимение «мы». В тексте должны содержаться лаконичные предложения, которые легко будет воспринимать даже на слух. По этой же причине следует ограничить использование нераспространённых выражений и слов, а также конструкций, которые зазря делают текст длиннее (вводные и общие слова).
Написание доклада
Данный этап является главным, но оформление тоже не стоит упускать из вида. Объём работы для написания доклада очень велик, поэтому рациональнее выполнять работы поэтапно.
Для начала необходимо выбрать тему, которая соответствует вашим интересам и знаниям. Далее вы подбираете литературу по теме, не только с целью приобретения знаний, но и с целью выявления проблемы, которую стоит осветить в докладе. И только после этого можно приступить к составлению плана, имея ввиду, что изложенный материал должен быть изложен в понятной и доступной каждому форме. Когда доклад будет готов, позаботьтесь о том чтобы сделать логичные выводы, которые не являются прописной истиной, но и не сложны для восприятия слушателя. Для устного доклада необходимо также предусмотреть какие вопросы могут возникнуть у аудитории и продумать ответы на них.
Сама структура работы идентична структуре любой научной работы и включает следующие части: оглавление, введение, основная и заключительная части, список литературы.
Как оформить доклад?
Для написания доклада необходимо использовать Microsoft Word. Что касается самого текста, то шрифт классически — Times New Roman, кегль 12 для сносок и 14 для основного текста, выравнивание по ширине, полуторный межстрочный интервал, нумерация внизу страницы. Также важно иметь ввиду, что заголовки не оправляются знаками препинания, каждая глава должна начинаться с новой страницы (разрыв страницы), а нумерации на 1 и 2 листе (титул и содержание) быть не должно.
Оформление титульного листа
Как выглядит доклад в конечном виде
Основная часть
Основные нюансы, которые следует учесть – это то, что каждая глава должна начинаться с новой страницы (ставить разрыв страницы, даже если на странице осталось место), указанные в содержания названия нельзя никаким образом видоизменять в самой работе, а располагать названия необходимо по центру.
Архитектура как искусство
Для многих обывателей архитектурные композиции являются не только продуктом человеческой деятельности, но и дверцей в прошлое. Поэтому изучение архитектуры позволяет не только дать понимание того как проектировать, но и даёт возможности изучить прошлое через предметы архитектуры, которые сохранились до наших дней.
Список литературы
Оформление списка также подчиняется стандартам, установленным ГОСТами 7.32.2001 и 7.1.2003. Первый нюанс заключается в том, что список должен быть оформлен грамотно и этому стоит уделить внимания не меньше, чем грамотности всей остальной работы. Кроме правил расстановки знаков препинания, есть также правила расположения источников – начинать следует с нормативных актов, далее идут монографии, статьи и электронные ресурсы. Пример:
Титульный лист должен выглядеть примерно так:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сыктывкарский медицинский государственный университет
Искусство в жизни современных людей
Работу выполнил: Петров Иван Васильевич,
Руководитель: Иванов Николай Александрович,
к.а.н., доцент кафедры
Выступление
Как правило, для выступлений с докладом есть регламент, согласно которому вы должны изложить самое важное за 10-15 минут, иногда даже 5-7 минут (например, на защите диплома). Постарайтесь обозначить только самое важное: например, расскажите про эксперимент вкратце и сообщите о результатах, а разъяснения дайте когда вам зададут вопросы из аудитории.
Убедитесь в том, что аудитория владеет вашей терминологией или выделите дополнительное время для объяснения, если без этого не обойтись. Говорите уверенным размеренным голосом, всем видом показывая, что вы владеете материалом и готовы обсудить каждый озвученный фрагмент.
Идеальным вариантом станет наличие презентации. Во-первых, это упростит вам задачу (на слайды можно вынести определения, например), а, во-вторых, имея визуальный контент аудитории будет проще вникать в представленную вами информацию, особенно если это графики.грим ребенку на хэллоуин в домашних условияхпродвижение сайтов медицинской тематикисчетчик сайта liveinternetкак убрать прыщ за 1 ночьтрафикконтекстная реклама в яндексе директseo контент этолобановский александр отзывы
Как правильно оформить доклад по ГОСТу: правила и практические советы
Если вы читаете эту статью, то это значит, что вам нужно подготовить доклад в письменном виде: грамотно и в соответствии с требованиями ГОСТа. Рассказываю, как всех удивить не только устным, но и письменным докладом.
Что такое доклад?
Стандартный доклад в школе, институте или университете — краткое информативное сообщение по конкретному вопросу. Обычно в нем приводят различные точки зрения на предмет исследования и высказывают собственную позицию в рамках тематической проблематики.
В процессе подготовки научного доклада студент или школьник проделывает серьезную научно-исследовательскую работу, учится анализировать, самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, доступно преподносить информацию.
С устным вариантом все просто: вы можете записывать информацию даже на китайском или идише. Главное, чтобы вам было понятно. С письменным вариантом сложнее. Есть определенные правила, которых следует придерживаться при оформлении, и они не всегда совпадают с требованиями ГОСТа и теми, что предъявляются к реферату.
Какими документами руководствоваться при оформлении?
Если вам выпала участь (или честь) выполнять доклад письменно, не стоит паниковать. Отправляйтесь на кафедру и узнавайте, какие существуют требования конкретно на вашей кафедре и у вашего научного руководителя.
После этого найдите ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 7.9-95.
Отдельного ГОСТа с требованиями по оформлению доклада нет. В этом случае используются те же документы, что и при написании рефератов, курсовых и дипломных.
План работы
Составление плана — лучшее, что вы можете сделать при подготовке. Благодаря ему работа гарантированно получится качественной и грамотной.
Вот 5 основных этапов:
Структура
Приведенные выше элементы непосредственно относятся к тексту. Остальные являются неотъемлемой частью доклада как вида самостоятельной работы:
Каждый элемент доклада начинается на новой странице. Это относится и к главам, и к параграфам.
Иногда преподаватели требуют оставить только основную часть, а все остальное, включая библиографию, выбросить. Помните, что даже если вы не составляете список литературы, то в тексте у вас должно быть указано, откуда взята информация.
Оформление доклада по ГОСТу 2020
Технические требования
При оформлении придерживайтесь следующих параметров:
Требования по содержанию
В письменном варианте можно использовать только научный стиль изложения — в этом его принципиальное отличие от других видов работ, а также от устного варианта.
6 полезных советов по подготовке и оформлению
Чтобы посмотреть, как все правила работают на практике, скачайте примеры оформления доклада для студентов вузов и учащихся школы.
Если у вас не получается выполнить работу самостоятельно, доверьте это дело опытным экспертам Studently.
Как оформить доклад правильно – коротко о главном
Неправильное оформление доклада может испортить впечатление даже от очень интересной темы. Поэтому, если преподаватель не дал вам никаких специальных указаний по оформлению доклада, воспользуйтесь нашими советами. В статье приведены самые распространенные правила оформления научно-исследовательских работ.
Общие требования к оформлению
Сначала стоит разобраться, что собой представляет доклад.
Доклад – это устное сообщение на определенную тему. Зачастую, никакого оформления для доклада вообще не требуется. Если вы не будете сдавать доклад после выступления на проверку, то можете оформить его совершенно в любой форме. Главное – собственное удобство для публичного чтения текста.
Совершенно иначе обстоят дела с докладами, которые нужно сдавать на проверку учителю, преподавателю или конкурсной комиссии. В таком случае необходимо руководствоваться теми требованиями, которые предъявляет к оформлению работы проверяющий. Здесь и начинаются проблемы. Если для курсовых и дипломных работ обычно выпускаются специальные методические указания по их оформлению, то для докладов такие инструкции выпускаются крайне редко. Означает ли это, что можно дать волю фантазии и воплотить на бумаге все свои творческие порывы? Вовсе нет.
Нужна помощь в написании доклада?
Какие ГОСТы использовать
При написании и оформлении такого вида работ следует руководствоваться ключевыми положениями ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84) и правилами ЕСКД, предъявляемыми к оформлению текстовых документов.
Как оформить титульный лист
Титульный лист доклада
Для доклада обязательно должна быть оформлена титульная страница. На ней указывается официальное название организации (сверху по центру), тема доклада (по центру листа), авторы (в правой нижней части страницы), город и год выполнения доклада (снизу по центру строки). При этом используется шрифт Times New Roman 14 пт, строчные буквы.
Для написания названия доклада можно использовать также ПРОПИСНЫЕ буквы, полужирное начертание. В названии не допускается использование переносов, а также не должно быть предлогов «висящих» в конце строки.
Абзацный отступ на титульной странице не используется.
Номер страницы не ставится, но учитывается.
Как оформить содержание
Содержание (оглавление) доклада
Оглавление следует сразу за титульной страницей, содержит сведения о разделах и подразделах доклада и страницах, на которых они располагаются. Шрифт Times New Roman 14 пт, допускается применение как строчных, так и прописных букв. Допускается не оформлять содержание, если текст доклада небольшой по объему и не разбит на разделы.
Как оформить текст доклада
Текст доклада оформляется шрифтом Times New Roman 14 пт или 12 пт. Для написания основного текста допускается применение только строчных букв..
По всему тексту должен применяться абзацный отступ, который составляет 1,25 см. Чаще всего используется полуторный межстрочный интервал, но допускается применение одинарного.
Точка после названий глав не ставится. В названии глав могут применяться прописные буквы, полужирное начертание.
Внимание! Необходимо убедиться в отсутствии лишних пробелов и переносов, так как при копировании текста в Word из других источников часто могут появляться переносы там, где их быть не должно. О том, как убрать лишние проблемы читайте ниже, в разделе «Полезные советы».
Оформление формул в докладе
Формулы выполняются в редакторе Microsoft Equation 3.0. Располагать формулы необходимо отдельной строкой, по центру, отделяя ее, при этом, абзацными отступами сверху и снизу от основного текста. Формулы нумеруются арабскими цифрами, которые заключаются в круглые скобки ставятся справа от формулы.
Как оформить иллюстрации в докладе
Оформление рисунков, изображений, в том числе диаграмм и схем
К иллюстрациям относятся схемы, графики, диаграммы, рисунки и фотографии. Если в тексте доклада присутствует несколько иллюстраций, они должны быть пронумерованы.
Каждая иллюстрация должна иметь информативное и точное название. Название располагается под иллюстрацией по центру строки и начинает со слов: «Рисунок 1 –». Далее следует само название с заглавной буквы.
Выравниваются иллюстрации по центру и располагаются сразу после текста, в котором они упоминаются.
Как оформить таблицы
Оформление таблицы в докладе
В таблицах допускается использовать шрифт 10 или 12 пт. Каждая таблица должна иметь номер и название, начинающееся со слов: «Таблица 1 – ». Название располагается сверху от таблицы.
Таблицы располагаются в тексте сразу за их упоминанием в тексте.
Как оформить список литературы
Оформление списка использованных источников
Оформление списка источников регламентировано ГОСТ Р 7.0.5-2008.
Для книг должны быть указаны: фамилия и инициалы авторов, название, место издания, издательство, год издание количество страниц.
Для статей из журналов указывается фамилия и инициалы авторов, название статьи, название журнала, год изданий, номер выпуска и страницы, на которых расположена статья.
Список литературы располагается в алфавитном порядке.
В тексте доклада должны быть указаны ссылки на источники с указанием в квадратных скобках номера соответствующего источника.
Полезные советы, как оформить доклад правильно
Напоследок несколько советов по подготовке и оформлению доклада:
Совет 1. Чтобы убрать лишние проблемы, нажмите сочетание клавиш Ctrl+F, затем вкладку «Заменить». В строке «Найти» поставьте два пробела, в строке «Заменить на» поставьте один пробел. Нажмите кнопку «Заменить все». Готово!
Совет 2. Не расставляйте номера ссылок на источники литературы в черновом варианте доклада. Возможно, вы еще переделаете список литературы – какое-то количество источников добавиться или удалиться. Очень трудно будет потом соотнести по номерам все источники. Указывайте в скобках название книги или автора. И только убедившись в том, что работа полностью закончена, оформляется ссылки на источники.
Совет 3. Если в тексте присутствуют непонятные сложные термины, раскрывайте их смысл. Так вы сделаете доклад более доступным для слушателей.
Совет 4. Текст оформленного материала и текст выступления может незначительно отличаться. Текст выступления может быть максимально упрощен для слушателей. (Но не перестарайтесь. Разговорная речь не приветствуется на выступлении).
Совет 5. Используйте возможности Word для создания автоматического оглавления. Такое оглавление смотрится намного лучше, чем то, что сделано вручную. Кроме того, элементы такого оглавления – ссылки, при нажатии на которые открывается страница с соответствующей главой.
Совет 6. Перед печатью проверьте еще раз текст на ошибки (орфографические ошибки Word выделяет красным цветом). Визуально оцените оформление (это удобно сделать, уменьшив масштаб страницы): проверьте наличие подписей ко всем таблицам и рисункам, убедитесь в использовании одинакового шрифта в тексте, обратите внимание на выравнивание текста (оно должно быть по ширине).
Подведем итоги
Главное, что необходимо помнить: доклад – текст для выступления. Поэтому при написании доклада в первую очередь необходимо уделять внимание его информативности, лаконичности и доступности изложения для слушателя. От этого зависит результат выступления с докладом. Оформление – вторично, хотя и немаловажно.
Доклад студента: образец оформления и требования к написанию
Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете. В некоторых случаях допускается изложение собственной точки зрения автора в рамках тематической проблематики, например, в выступлениях на семинарах, конференциях, диспутах, защите ВКР. Написание доклада предполагает научно-исследовательскую работу, требующую от студента способности к самостоятельным изысканиям, умения преподносить информацию, доступно и квалифицированно отвечать на вопросы.
Требования к докладу
До того как приступить к написанию доклада, необходимо составить план, продумать структуру и содержание будущей работы.
Обычно объем текста не превышает пяти страниц формата А4, набранных 14 кеглем.
Структура
У качественного доклада четыре основных структурных элемента:
Требования по ГОСТу
Стандарты оформления письменного доклада схожи с правилами представления реферата.
Отдельного ГОСТа для студенческого доклада не существует, поэтому ориентироваться следует на методические рекомендации вуза или кафедры.
Если особых требований к структуре, содержанию и оформлению доклада не предъявляется, можно опираться на известные ГОСТы – 7.32-2001, 7.9-95, используемые при написании курсовых, дипломов, рефератов и других видов исследовательских работ и отчетов.
Отличительная особенность доклада – научный стиль изложения. Не допускается использование:
Позиция автора в докладе должна демонстрироваться минимально, недопустимо использование местоимений «я», «моя» (точка зрения).
Как писать доклад
Перед тем как приступить к написанию доклада, следует основательно продумать, с чего начать и чем закончить сообщение. Справиться с задачей помогает составление подробного плана с заголовками и подзаголовками.
Написание доклада включает пять основных этапов:
Порядок и содержание элементов:
Оформление доклада
После того как определена структура доклада, составлен план, можно приступать к его оформлению. Обычно используют текстовый редактор Ворд, шрифт Times New Roman, 12-14 кегль, полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине листа. Разметка страницы – левое поле 30 мм, остальные по 20 мм. Обязательна нумерация страниц: зачастую – в верхнем правом углу.
В заголовках точки не ставятся. Титульный лист и содержание не нумеруются. Каждая отдельная часть доклада должна начинаться с нового листа.
Как сделать титульный лист для доклада
На странице-титуле сверху указывается название учебного заведения, затем тип работы, ее тема, информация об исполнителе и руководителе, год написания.
Можно воспользоваться готовыми бланками титульных листов из Microsoft Word. Выберите в левом верхнем углу панели инструментов блок «Вставка».
Щелкните по строке «Титульная страница», приложение предложит несколько вариантов обложки. Останется только внести нужные данные – и все готово. В модели «Сетка» предусмотрено место для тезисов доклада.
Образец доклада студента
Представляет собой перечисление основных пунктов плана и должно выглядеть приблизительно так:
Содержание
2. Альгинат в медицине. 11
3. Альгинат в косметологии. 16
Основная часть
Оформляется следующим образом:
Альгинат в производстве
Ряд исследований, проведенных в мире в 40-70 годы двадцатого века, установил, что альгинат натрия полностью безопасен для человека, что позволило использовать его в качестве пищевой добавки, именуемой как Е401.
Литература
Список использованных источников выполняется по ГОСТам 7.32.2001, 7.1—2003. Важно внимательно следить за расстановкой знаков препинания и корректностью употребления заглавных букв. Между инициалами имени, отчества и фамилией после точки делается пробел – А. А. Александров.
В списке литературы сначала указываются печатные издания, затем электронные ресурсы.
Обложка доклада должн выглядеть таким образом:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский педагогический государственный университет
Альгинат натрия в жизни современного человека
Работу выполнил: Иванов Петр Сергеевич,
Руководитель: Евтушенко Ирина Васильевна,
Как выступать перед слушателями
Длительность доклада не должна превышать десяти-пятнадцати минут. Поэтому следует подбирать наиболее важные и интересные сведения.
Презентация к докладу облегчает восприятие информации слушателями. Визуальное сопровождение выступления может состоять из слайдов со схемами, графиками, диаграммами и другим иллюстративным материалом – видео, фото.
Написание доклада – увлекательный вид самостоятельной работы, предполагающий не только рутинное изучение многочисленных теоретических источников для полного раскрытия сути вопроса, но и творческий подход в изложении собственных мыслей. Соблюдая приведенные выше правила и рекомендации, написать интересное выступление, которое будет высоко оценено слушателями и преподавателями, совсем несложно.
Доклад
Доклад — это отчет или документ, в котором содержится информация и дается суть предмета или исследования в отношении конкретной ситуации. Часто состоит из информации о вопросе, которая передается слушателю или доклад может быть в виде монологовой речи, публичной, расширенной, официальной коммуникации по предмету, основанной на документальных доказательствах.
Цель доклада — проинформировать кого-то о чем-то. Однако доклады могут содержать рекомендации, предложения или другие мотивирующие элементы.
Доклад часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение.
Доклад играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих школьников и студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Доклад пишется с целью:
Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.
Структура доклада
Структура доклада традиционно включает в себя следующие части:
Содержание доклада
Доклада, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
Примерный объем доклада в страницах:
Материал основной части доклада могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для доклада является логическая связь между материалом и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части доклада ссылок на использованные источник.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает…») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать…» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения доклада.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для доклада их рекомендуемое количество от 3 до 10. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 4 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в докладе.
Список источников оформляется в соответствии с требованиями ПРИЛОЖЕНИЕ:
В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Приложения следует оформлять как продолжение доклада на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Титульный лист доклада – образец и пример оформления
Титульный лист доклада — это не только основная информация об учебном заведении, предмете и дисциплине, данные о студенте и преподавателе, но и лицо проекта, демонстрация компетентности студента. Если вы не знаете, как оформить титульный лист доклада, вы можете обратиться к руководству университета или к положениям ГОСТа. Я предоставила пример и образец титульного листа доклада и основные требования оформления как должна выглядеть титульная страница доклада для школы, колледжа или университета.
Порядок оформления титульного листа для доклада, независимо от школы или университета, должен быть следующим (фактически, этот стандарт применим к любому письменному заданию на любом этапе обучения или исследовательской деятельности):
Скачать титульный лист доклада:
Скачать образец титульного листа для школы:
Скачать образец титульного листа для колледжа:
Скачать образец титульного листа для университета:
Оглавление (содержание)
Оглавление содержит последовательно заголовки разделов доклада и указывает страницы, с которых начинается каждый раздел. Доклад можно разделить на главы и пункты, следует указать номера страниц, с которых начинается каждый абзац наброска. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, абзаца печатаются в середине строки, в конце точки заголовка не устанавливается. Никаких кавычек или разрывов слов не допускается.
Пример:
Введение
Введение — это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Пример:
Основная часть
В основной части раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
Пример:
Заключение
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
Пример:
Список использованных источников
Список использованных источников представляет со-бой перечень использованных книг, статей, фамилии авторовприводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Приложение
Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1».
Пример:
Как написать доклад — правила и советы
Доклад — это вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой студента.
Различают следующие виды докладов: научный доклад и учебный доклад.
Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления.
Подготовка доклада зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение доклада способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.
Этапы подготовки доклада:
Подготовка списка литературы (Библиографический поиск)
Любой студент рано или поздно сталкивается с необходимостью работать в библиотеке. Но прежде чем отправляться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю методическую библиотеку. Возможно, в ней найдутся полезные для работы книги и статьи из журналов. Затем следует изучить фонды библиотеки педагогического колледжа, а после этого уже обращаться в публичные библиотеки.
Поиски необходимой литературы продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы.
Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.
Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к Педагогической энциклопедии в 4гомах, Российской педагогической энциклопедии в 2 томах и специальным словарям. Статьи Педагогической энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список опубликованных по ней работ. Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к каталогам.
Каталоги — это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.
К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.
В предметном каталоге названия книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.
В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.
Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.
Выбор необходимой литературы и периодики осуществляйте самостоятельно, так как даже опытный библиограф не в состоянии учесть все направления и оттенки ваших индивидуальных профессиональных читательских интересов. Такой подход позволяет открыть новые аспекты той или иной проблемы.
Во «владениях библиотеки» внимательно изучите каталоги и картотеки. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Обстоятельный справочный материал поможет вам в подборе необходимой литературы.
Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках: фамилия и инициалы автора, заглавие работы, место и год издания, если это статья из сборника, обязательно выпишите название сборника или книги, а если это журнальная статья — название журнала, год и номер.
На основе карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется список литературы. Предлагаем примеры описания библиографического аппарата литературы и источников (на основании ГОСТ 7.1. — 84).
Методика написания текста для доклада
Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.); схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.
План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или заголовки статей.
Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей.
Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана — трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков — названий к произведениям.
Иногда в начале написания доклада уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.
Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст.
Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.
Полезно знать о недостатках плана. План имеет тенденцию говорить только то, что говорит источник, но не дает информации о том, что и как сказано, т.е. в нем мало говорится о фактическом содержании, о компоновке источника.
При составлении плана при чтении текста сначала попытайтесь определить границы мыслей. Немедленно отметьте эти точки в книге. Дайте необходимые отрывки заголовка, сформулировав соответствующую точку в плане. Затем повторите чтение, чтобы убедиться, что вы установили правильный «поворот» содержания и уточнили формулировку. Постарайтесь сделать так, чтобы заголовки-пункты плана были наиболее полными в мыслях автора.
Читайте текст один за другим и сделайте черновой набросок с необходимыми деталями. Чтобы облегчить написание плана, отметьте наиболее важные моменты в книге с помощью легко стираемых карандашных линий. Запишите любые цитаты, чтобы их можно было легко осветить одним взглядом.
Этапы написания доклада
На этапе подготовки и планирования предстоит решить, что планируется написать в докладе и зачем, и только затем определить, как это делать.
Необходимо принять решения по следующим пунктам:
Принципиальным и чрезвычайно ответственным моментом в разработке доклад является выбор темы. Тема должна содержать в себе проблему, так как именно проблема определяет в первую очередь успех всей работы. Четкая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель. Цель – лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность данного доклада.
Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования. Задача – способы и условия достижения цели. Здесь необходимо определить:
Актуальность доклада – это степень важности темы в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в аспектах противоречий и трудностей, не определенных разработками его предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.
Новизна темы доклада характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Критериями новизны выступают: вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования.
Под источниками подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под литературой – книги, монографии, публикации в периодической печати.
Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада:
На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.
План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет читателю легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.
По завершении составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста доклада. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:
Редактирование – важный этап, на котором необходимо провести самоанализ доклада, то есть, определить, отвечает ли он требованиям по содержанию, оформлению, стилистике.
Как написать тезисы к докладу
Тезисы в докладе – это четко и ясно сформулированный план (структура) доклада.
Требования к тезисам для доклада:
Во-первых, научную проблему следует формулировать обоснованно и понятно, т.к. абстрактная проблематика затрудняет не только написание доклада, но и чтение его тезисов. Для этого выберите материал, интересующий Вас аспект (структура воображаемого мира героя, границы, композиционно-речевые формы и т.п.) и определитесь с темой доклада.
Как не надо:
Мне понравилось, как главный герой с братом в повести «Кондуит и Швамбрания» представляют волшебную страну, ведь сила воображения – это прекрасно, а дружба – это чудо.
Как надо:
Благодаря точке зрения ребенка мы видим, как построена воображаемая страна и где проходит ее граница. Поэтому в центре внимания в нашем докладе специфика воображаемого мира ребенка в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
Во-вторых, выбранная тема исследования должна определить Ваш терминологический аппарат. Современной наукой выработано достаточно понятий, выбрав ряд которых, Вы сможете провести интересное Вам самому/самой исследование.
Как не надо:
В фильме «Начало» камера так интересно дергается, то наезжая, то отъезжая, что иногда сложно оторвать взгляд и вообще непонятно, где сон, а где явь.
Как надо:
Смена ракурсов в ключевых сценах фильма «Начало» фокусирует зрительское внимание, а раскадровка размывает границу между реальным и воображаемым мирами.
В-третьих, Ваше исследование может являться развитием какой-либо научной традиции или школы. Разумеется, исследуете ли Вы воображаемое с психологических, феноменологических, социокультурных, философских, теоретико-литературных или иных позиций, это должно быть оговорено в Ваших тезисах, чтобы используемые Вами определения не вызывали сомнений в их верифицируемости.
Как не надо:
Трансмутации культурного дискурса в «Американском психопате» реконструируют имагинативную антропоморфность воображаемого и фантазмы пластичности диссубъективного сверхсознания.
Как надо:
Воображаемый мир героя в романе Б.И. Эллиса «Американский психопат» построен на культурных стереотипах, отражает его желания и влечения, в первую очередь, тягу к насилию, компенсирующую однообразную жизнь нью-йоркского банкира.
Наконец, анализ материала должен превалировать над его пересказом, т.к. Ваша задача – решить научную проблему, а не поделиться интересным произведением. Поэтому, если в сюжете есть событие, о котором Вы не можете не рассказать, – цитируйте, но не очень много, т.к. объем тезисов ограничен, а для выступления подготовьте раздаточные материалы или презентацию.
Как не надо:
В рассказе В. Пелевина «Синий фонарь» дети ночью в лагере рассказывают страшилки. Сначала Толстой рассказывает о том, как мужик вернулся из командировки и увидел, что все вокруг на самом деле мертвые.
Как надо:
Рассказ В. Пелевина «Синий фонарь» содержит ряд вставных новелл, являющихся по сути творческим переосмыслением фольклорного жанра детских страшилок.
Речевые стандарты, характерные для доклада
Тема:
Проблема:
Актуальность:
Первоисточники:
Описание подходов к решению проблемы:
Изложение различных точек зрения:
Отношение к различным точкам зрения:
Согласие (положительная оценка)
Несогласие (неоднозначная оценка)
Несогласие (отрицательная оценка)
Оформление доклада — требования и правила
Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Пояснительная записка доклада выполняется на одной стороне листа белой (писчей) бумаги формата А4 (210 х 297 мм).
Поскольку техническая документация, выполняемая по ГОСТ 2.105-95, предусматривает наличие рамки с отступами от краев листа (слева – 20 мм, справа, сверху, снизу – 5 мм) и основной надписи формы 2а снизу (высотой 15 мм), то устанавливаются следующие значения полей текста от рамки:
Абзацы в тексте начинают отступом первой строки от левого поля текста величиной 15 – 17 мм.
Межстрочный интервал сплошного текста – полуторный для используемого шрифта (Times New Roman).
Для набора текста документа может быть использован шрифт, кегль №18 – для заголовков, №16 – для подзаголовков,№14 – для основного текста.
Выравнивание текста следует производить по ширине страницы, за исключением случаев, вызванных особенностями оформления различных участков текста.
Для выделения в тексте применяется только размер шрифта Использование курсива, жирного или подчеркивание – не допускается. Все сноски или подстрочные примечания набирают через один интервал на той же странице, к которой они относятся.
Не допускается в текстовый документ, набранный с помощью ПК, вписывать рукописным способом формулы, символы, а также выполнять иллюстрации.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, не допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черной пастой или тушью.
Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.
Основной текст разделяют на разделы подразделы. Разделы, как и подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов. Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Номер пункта и подпункта составляется аналогично, например 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Заголовки следует печатать с абзацным отступом от основного текста строчными буквами, начиная с прописной буквы, шрифт, кегль №18, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Многострочный заголовок печатают с однострочным интервалом. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам, между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала. Разделы документа следует начинать с новой страницы. Заголовки подразделов не должны печататься в конце страницы. Необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста.
Не подлежат нумерации следующие разделы: «Введение», «Содержание», «Список используемых источников», «Перечень сокращений», «Приложения» (внутри раздела «Приложения» производится своя нумерация). Заголовки данных разделов располагают по центру страницы (симметрично тексту), записывая также с прописной буквы.
Изложение текста в докладе
Текст доклада должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В докладе должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
При изложении текста доклада обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста документа, например, «применяют», «указывают» и т.п. Пояснительная записка пишется в безличной форме («принять», «выбрано» и др.).
В тексте доклада не допускается:
Если в докладе приводятся поясняющие надписи, наносимые непосредственно на изделие (например, на планки, таблички к элементам управления и т.п.), то их выделяют шрифтом (без кавычек), например, ВКЛ., ОТКЛ.
В тексте доклада числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти словами.
Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.
Нумерация страниц в докладе
Все страницы текстового документа нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц – сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист не нумеруется, но в общем объеме документа учитывается под номером 1. Нумерация страниц производится в основной надписи формы 2 или 2а в соответствующих графах. Иллюстрации и таблицы, расположенные на листе формата А3 сгибают под формат А4 и учитывают как одну страницу.
Иллюстрации в докладе
Иллюстративный материал может быть представлен в виде рисунка, чертежа, схемы, диаграммы, графика, фотографии. Все виды иллюстраций именуются «рисунком». Рисунки должны быть выполнены в соответствии с требованиями государственных стандартов. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
Рисунки располагают после ссылки на них в тексте. Все условные обозначения и сокращения на рисунке должны быть объяснены в тексте документа. Буквенные и иные обозначения в тексте и на рисунке должны быть одинаковыми. Позиционные обозначения для электро- и радиоэлементов должны быть такими же, как и в схемах данного изделия.
Для элементов регулировки дополнительно указывают в подрисуночном тексте назначение каждой регулировки и настройки. Нумерация рисунков выполняется арабскими цифрами. Рисунки допускается нумеровать в пределах раздела. В этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и номера иллюстрации, разделенных точкой. После номера рисунка точка не ставится.
При ссылках на иллюстрации в тексте следует писать «… в соответствии с рисунком 1.1» или «…как показано на рисунке 1.1».
Таблицы в докладе
Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.
Номер и название таблицы следует располагать над таблицей слева без абзацного отступа в пределах ее границы.
При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над ее первой частью, над другими частями пишут «Продолжение таблицы…» с указанием ее номера. При этом не допускается головку таблицы заменить номером граф.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего документа. Допускается нумерация в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. После номера ставится тире и строчными буквами, начиная с прописной, вписывается название таблицы. Точка в конце наименования не ставится.
Основные элементы таблицы:
На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Текст и заголовки в таблице располагают по центру граф, кроме текста левого столбца (если это перечень наименований данных), который располагается по левому краю столбца.
Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Ширина таблицы произвольная.
Ограничительные слова «более», «не более», «менее», «не менее» и др. должны быть помещены в одной строке или графе таблицы с наименованием соответствующего показателя после обозначения его единицы физической величины, если они относятся ко всей строке или графе.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов и типоразмеров изделий, обозначения нормативных документов не допускается.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
Таблица располагается непосредственно под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу.
Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Шапка таблицы должна быть отделена от остальной части таблицы. Разделять заголовки и подзаголовки граф и боковика диагональными линиями не допускается.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Критерии оценки доклада
Доклад оценивается по системе:
Текст и содержание доклада оцениваются вот так:
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Примеры и образцы готовых докладов
Примеры готовых докладов написанные на отлично на разные темы для школьников всех классов и студентов, выполненные без ошибок и соответствующие требованиям преподавателей.