Как выглядят херувимы по библии
Отличие серафимов и херувимов
В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?
Ангельские чины
В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.
Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.
Молитвы Ангелу Хранителю:
Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.
Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.
Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.
В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.
Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.
Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.
Иерархия ангелов
Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.
У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).
На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.
За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:
Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.
Серафимы
Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.
Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.
Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.
В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.
Херувимы
Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Молитвы Архангелу Михаилу:
В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».
Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.
Главные различия
Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.
Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.
Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.
Отображения в иконописи и литературе
Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.
Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».
Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.
Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.
Херувимы
Херуви́мы — 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции); 2) ангелы, представители этого чина.
Согласно толкованию «Дионисия Ареопагита», название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»1. Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться».
Херувимы в Ветхом Завете
В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу.
В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ).
В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ).
Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики ( Иез.41:18 ), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.
Внешний вид херувимов, представленный в различных книгах Библии, символически указывает на некоторые их особенности и качества. Не следует понимать буквально, что такого рода внешние описания характеризуют их пространственную форму. В сочинении «О небесной иерархии», авторство которого приписывается Дионисию Ареопагиту, говорится о том, что описание изображений «нужно для того, чтобы мы не представляли грубо, подобно невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями; равно не воображали бы и того, будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для возседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Св. Писанием под многоразличными таинственными символами ( Иез.1:7 ; Дан.7:9 ; Зах.1:8 ; 2Мак.3:25 )»2.
Херувимы в христианской письменности
В связи с тем, что описания херувимов в Библии разнообразны, в святоотеческой традиции возникло множество способов для толкования их образов. Как правило, авторы сходились во мнении, что каждый элемент внешнего вида данного ангельского чина представляет собой символ, однако интерпретации их значений часто отличались. Многое зависело от контекста, в котором херувимы были упомянуты в Писании.
В сочинении «О небесной иерархии» херувимы следуют после серафимов и относятся ко второму чину первой триады ангельских сил. Их основное свойство – «знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»3.
Климент Александрийский полагает, что установленные на ковчеге Завета фигуры херувимов представляют собой лишь символическое изображение и не являются воспроизведением их реального облика. Свою позицию он аргументирует запретом Бога на изображение святых предметов (следовательно, и херувимов) и невозможностью для восприятия человеком небесных существ. Климент дает следующее объяснение облику литых из золота фигур: «Имя Херувима означает “великое знание”. Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени. …изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании» (кн. 5, VI. 35. 6–7; 36. 3–4)4.
В вооруженном пламенным мечом страже Едемского сада, поставленного после изгнания первых людей, Блаженный Августин видел временную кару. По его мнению, меч называется пламенным потому, что «всякое страдание словно жжет». При этом главная цель пламени не истребление, а очищение5. Иоанн Златоуст же напротив, воспринимал этот образ как знак того, что после нарушения заповеди вход в рай для человека стал недостижимым. В «Беседах на книгу Бытия» он пишет о том, что эпитет ангельскому оружию «обращаемое» был дан Моисеем, чтобы показать, как заграждало оно все возможные пути и «непрестанно вызывало страх и воспоминание»6. Исходя из понимания имени херувимов как «великое знание», Иоанн Златоуст в беседе «О творении мира» даёт объяснение образу херувимов как премудрости, «на которой Он (Бог) почивает». Там же он даёт объяснение наличию множества глаз на всех частях их тела: «премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око»7. В слове «Против аномеев» он высказывает мнение, что «херувимы служат Богу престолами; это сказано о херувимах не потому, чтобы Бог нуждался в престоле, а чтобы отсюда ты уразумел достоинство этих сил»8.
Преподобный Ефрем Сирин истолковал образ четырёх зверей из видения Пророка Иезекииля как херувимов. Он считал, что херувимы были представлены в виде льва, тельца и орла по причине восприятия людьми этих животных как наиболее благородных и сильных. В лице льва он видел указание на «царей и князей века сего, которые восприимут на себя иго Церкви, изображаемой под видом колесницы, или покорятся Евангелию». В лице орла содержится указание на пришествие Мессии свыше. Все вместе они указывали на множество разных народов, которые в будущем примут Евангелие9.
Примечания:
1 Дионисий Ареопагит. Глава VII. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии / О небесной иерархии.
2 Дионисий Ареопагит. Глава II. О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными изображения для описания, умных Сил, не имеющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения. / О небесной иерархии.
5 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.
6 Cвятитель Иоанн Златоуст. Беседа XVIII / Беседы на книгу Бытия.
8 Cвятитель Иоанн Златоуст. Слово третье. / Против аномеев.
Херувимы: значение ангелов в иудаизме и христианстве
Херувимы относятся к самым загадочным существам Божественной иерархии, поскольку в Библии нет единого описания этих небесных созданий. По христианской традиции среди помощников Бога они занимают второе место после серафимов.
Кто такие
В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами. Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.
В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».
Херувим с огненным мечом
Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.
Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга. Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.
Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.
Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.
Второй высший ангельский чин
Херувимы занимают высокое место в различных религиозных традициях, что вполне закономерно. Изначально они появились в иудаизме, на основе которого возникло позднее христианство.
В иудаизме
По древнееврейским преданиям, Господь создал херувимов на третий день, и они до сих пор входят в ближайшее окружение Бога. В момент Исхода евреев из Египта, когда Моисей привел соплеменников к берегу Красного моря, Бог прилетел на помощь к своему народу именно на херувиме.
В еврейском толковании Экклезиаста (на иврите оно называется «мидраш») херувимы входят в число созданий, через которых душа спящего человека общается с Создателем. В этом толковании также говорится, что Господь, восседая на херувиме, следит за событиями во Вселенной. Подчеркивается, что херувим не принадлежит материальному миру и сам является частью Бога.
Мидраш Тадше говорит, что образы двух херувимов на Ковчеге Завета олицетворяют два главных божественных качества – милосердие и справедливость.
В христианстве
В эпоху раннего христианства теологи не имели единого мнения относительно херувимов. Многие видели в них лишь символ, который объясняет действия Творца.
Однако Богослов Климент Александрийский, живший во II–III веках н.э., относит херувимов к разряду «песнословящих духов». Он расшифровывает имя херувим как «Великое Знание» и дает подробное описание этих духов. В частности, он пишет, что херувимы имеют 12 крыльев – это соответствует 12 знакам Зодиака и символизирует ход времени.
Кроме того, теолог пишет, что лицо этих ангелов – символ души, а крылья указывают на действия во имя Всевышнего, а уста символизируют высокие речи, восхваляющие Господа.
В IV веке в христианской религии складывается устойчивый взгляд на эту группу ангелов. Архиепископ Иоанн Златоуст говорит, что херувимы олицетворяют мудрость Создателя. Их образы заполнены множеством глаз, которые разбросаны по всему их телу. Это мудрость вездесущего и всезнающего Бога.
Византийский монах Феодор Студит относит херувимов к наивысшим ангелам, которые ближе всего к Богу.
В богословском трактате «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит назвал херувимов вторым высшим ангельским чином. Богослов особо указал на способность этих ангелов знать Господа и созерцать его образ во всем благолепии. Кроме того, в этом сочинении говорится, что херувимы передают высшую мудрость и божественный свет тем существам, которые не могут общаться с Господом непосредственно.
Кого сейчас называют и как они выглядят
В настоящее время в среде верующих идут споры относительно природы херувимов. Бытует мнение, что херувимы не относятся к числу ангелов, а лишь исполняют поручения Господа, то есть выступают в роли посланников. Таким образом, херувимов определяют в разряд небесных курьеров, несправедливо лишая их ангельского чина.
Такое толкование выглядит как упрощенный взгляд на устройство Небесного Царства, поскольку для разных поручений Творец использует разных посланников, и если дело ответственное, его вряд ли поручат рядовому ангелу. Впрочем, в качестве послов выступают порой и самые высокие ангелы, например, архангел Гавриил, который передает пророкам волю Творца.
Внешний облик херувимов также порождает массу дискуссий. Известно описание четырех существ, которых пророк Иезекииль встретил у Небесного престола: лев, бык, орел и человек. Но после истории с золотым тельцом, которому поклонялись сбившиеся с пути евреи, Бог решил сотворить особого ангела. В облике херувима присутствуют черты всех четырех созданий.
Есть и иные трактовки, которые по-своему рисуют этих ангелов: четырехкрылые существа; колеса, источающие яркий огонь; устрашающие создания с многочисленными очами. В отдельных древнееврейских источниках встречается утверждение, что херувим – это не живое существо, а некий атрибут, который используется в богослужении.
Скорее всего, херувимы имели способность к перевоплощению, а потому любое их описание относится к проявлению их в материальном мире. Истинную их природу человеческий взор не воспринимает, ее могут видеть лишь существа духовного мира: другие ангелы и сам Творец.
Херувимчики в искусстве — самая распространенная ошибка трактовки
Сцены из жизни Небесного Царства всегда привлекали внимание живописцев эпохи Возрождения. Тем более, такие талантливые художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль получали от церковной власти заказы на оформление храмов.
Видимо, память о судах святой инквизиции заставляла художников проявлять крайнюю осторожность при обращении к божественной тематике. Одни просто полагались на рекомендации священников, другие старались понравиться заказчику, предлагая благостные картинки, радующие взор. Так появились на картинах милые ангелочки, больше похожие на римских купидонов, чем на настоящих ангелов. Причем их изображали не только на полотнах, но также украшали ими витражи и фрески, делали скульптуры этих невинных крылатых малышей.
Многие эти изображения дошли до наших дней и считаются шедеврами мирового искусства. При этом посетители музеев, глядя на эти юные создания, ошибочно именуют их херувимчиками. Однако эти персонажи никак не связаны с истинными херувимами, занимающие второе по значимости место в Господнем окружении.
В живописи Ренессанса этот юный отрок с крылышками назывался putto (то есть «младенец»), или putti во множественном числе. Их редко помещали в центр картин. Обычно они играли вспомогательную, декоративную роль в основном замысле. Этим обрамлением зачастую занимались ученики, чтобы мастер мог направить все усилия на главную идею. Сам образ putti возник на стыке античной мифологии и библейских сюжетов.
Подлинные херувимы редко становились объектом творчества живописцев. Во всяком случае, специальных полотен, посвященных этим ангелам, нет. Они появлялись лишь там, где того требовал сюжет картины. Например, Рафаэль Санти на картине «Видение пророка Иезекииля» изобразил Бога, которого несут орел, телец, лев и ангел.
Заключение
Хотя сведения о херувимах не слишком детальны, эти небесные ангелы играют значимую роль в христианской традиции. Они олицетворяют справедливость, милосердие и великую мудрость Господа. Недаром одна из главных молитв в Православной литургии называется Херувимская Песнь.
Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!