Как выглядят херувимы по библии

Отличие серафимов и херувимов

В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?

Ангельские чины

В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.

Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.

Молитвы Ангелу Хранителю:

Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.

Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.

Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.

Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.

Иерархия ангелов

Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.

У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).

На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.

За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:

Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.

Серафимы

Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.

Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.

В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.

Херувимы

Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Молитвы Архангелу Михаилу:

В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».

Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.

Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.

Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.

Источник

Херувимы

Херуви́мы — 1) ангель­ский чин (сте­пень ангель­ской иерар­хии), при­над­ле­жа­щий к триаде высших ангель­ских чинов (в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре нередко пере­чис­ля­ется после чина сера­фи­мов, но иногда, в перечне ангель­ских сте­пе­ней, ста­вится не на второй, а на первой пози­ции); 2) ангелы, пред­ста­ви­тели этого чина.

Как выглядят херувимы по библии. Смотреть фото Как выглядят херувимы по библии. Смотреть картинку Как выглядят херувимы по библии. Картинка про Как выглядят херувимы по библии. Фото Как выглядят херувимы по библии

Согласно тол­ко­ва­нию «Дио­ни­сия Аре­о­па­гита», назва­ние «херу­вимы» «озна­чает их силу – знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»1. Между тем известны и другие тол­ко­ва­ния этого име­но­ва­ния. Есть пред­по­ло­же­ние, что еврей­ское слово «керу­бим» в форме мно­же­ствен­ного числа может быть свя­зано с аккад­ским гла­го­лом в зна­че­нии «бла­го­слов­лять, хва­лить, молиться».

Как выглядят херувимы по библии. Смотреть фото Как выглядят херувимы по библии. Смотреть картинку Как выглядят херувимы по библии. Картинка про Как выглядят херувимы по библии. Фото Как выглядят херувимы по библии

Херу­вимы в Ветхом Завете

В Библии херу­вимы неод­но­кратно пред­стают в виде анге­лов, на кото­рых вос­се­дает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной сто­роны, когда речь идет о ков­чеге Завета, это ука­зы­вает на ковчег, как на место осо­бого Божьего при­сут­ствия, с другой, в более широ­ком кон­тек­сте, на особую духовно-бла­го­дат­ную бли­зость херу­ви­мов к Богу.

В сюжете о гре­хо­па­де­нии Адама и Евы гово­рится о том, что после изгна­ния первых людей из рая херу­виму было пору­чено охра­нять путь к дереву жизни в рай­ском саду: «И изгнал Адама, и поста­вил на востоке у сада Едем­ского Херу­вима и пла­мен­ный меч обра­ща­ю­щийся, чтобы охра­нять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ).

В биб­лей­ских текстах херу­вимы часто бывают пред­став­лены в виде раз­лич­ных сим­во­ли­че­ских обра­зов: известны образы херу­ви­мов, выре­зан­ные из мас­лич­ного дерева и позо­ло­чен­ные или в виде рельеф­ной резьбы, а также литые из золота и выши­тые в тка­не­вой атри­бу­тике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ).

Биб­лей­ская сим­во­лика пред­став­ляет их кры­ла­тыми, что, с одной сто­роны, ука­зы­вает на их при­над­леж­ность к небу, а с другой – на их спо­соб­ность к быст­рому пере­ме­ще­нию. Опи­са­ния их лиц весьма раз­ли­ча­ются: у херу­ви­мов ков­чега Завета есть только одно лицо; херу­вимы в храме Иезе­ки­иля дву­лики ( Иез.41:18 ), а те, что опи­саны в его виде­нии, обла­дают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были рас­про­стер­тыми и под­дер­жи­вали свод, над кото­рым в вели­ко­ле­пии вос­се­дал Бог. Когда они дви­га­лись, их крылья изда­вали шум.

Внеш­ний вид херу­ви­мов, пред­став­лен­ный в раз­лич­ных книгах Библии, сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает на неко­то­рые их осо­бен­но­сти и каче­ства. Не сле­дует пони­мать бук­вально, что такого рода внеш­ние опи­са­ния харак­те­ри­зуют их про­стран­ствен­ную форму. В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии», автор­ство кото­рого при­пи­сы­ва­ется Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, гово­рится о том, что опи­са­ние изоб­ра­же­ний «нужно для того, чтобы мы не пред­став­ляли грубо, подобно невеж­дам, небес­ных и Бого­по­доб­ных умных сил, име­ю­щими много ног и лиц, нося­щими скот­ский образ волов или зве­ри­ный вид львов, с изо­гну­тым клювом орлов, или с пти­чьими перьями; равно не вооб­ра­жали бы и того, будто на небе нахо­дятся огне­вид­ные колес­ницы, веще­ствен­ные троны, нужные для воз­се­да­ния на них Боже­ства, мно­го­цвет­ные кони, вое­на­чаль­ники, воору­жен­ные копьями, и многое тому подоб­ное, пока­зан­ное нам Св. Писа­нием под мно­го­раз­лич­ными таин­ствен­ными сим­во­лами ( Иез.1:7 ; Дан.7:9 ; Зах.1:8 ; 2Мак.3:25 )»2.

Херу­вимы в хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти

В связи с тем, что опи­са­ния херу­ви­мов в Библии раз­но­об­разны, в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции воз­никло мно­же­ство спо­со­бов для тол­ко­ва­ния их обра­зов. Как пра­вило, авторы схо­ди­лись во мнении, что каждый эле­мент внеш­него вида дан­ного ангель­ского чина пред­став­ляет собой символ, однако интер­пре­та­ции их зна­че­ний часто отли­ча­лись. Многое зави­село от кон­тек­ста, в кото­ром херу­вимы были упо­мя­нуты в Писа­нии.

В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии» херу­вимы сле­дуют после сера­фи­мов и отно­сятся ко вто­рому чину первой триады ангель­ских сил. Их основ­ное свой­ство – «знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»3.

Кли­мент Алек­сан­дрий­ский пола­гает, что уста­нов­лен­ные на ков­чеге Завета фигуры херу­ви­мов пред­став­ляют собой лишь сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние и не явля­ются вос­про­из­ве­де­нием их реаль­ного облика. Свою пози­цию он аргу­мен­ти­рует запре­том Бога на изоб­ра­же­ние святых пред­ме­тов (сле­до­ва­тельно, и херу­ви­мов) и невоз­мож­но­стью для вос­при­я­тия чело­ве­ком небес­ных существ. Кли­мент дает сле­ду­ю­щее объ­яс­не­ние облику литых из золота фигур: «Имя Херу­вима озна­чает “вели­кое знание”. Вместе они имели две­на­дцать кры­льев, как ука­за­ние на чув­ствен­ный мир, две­на­дцать знаков Зоди­ака и опре­де­ля­е­мый ими ход вре­мени. …изоб­ра­же­ние херу­ви­мов имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: лицо явля­ется сим­во­лом души, крылья – слу­же­ния и дей­ствия воз­вы­ша­ю­щихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непре­стан­ном созер­ца­нии» (кн. 5, VI. 35. 6–7; 36. 3–4)4.

В воору­жен­ном пла­мен­ным мечом страже Едем­ского сада, постав­лен­ного после изгна­ния первых людей, Бла­жен­ный Авгу­стин видел вре­мен­ную кару. По его мнению, меч назы­ва­ется пла­мен­ным потому, что «всякое стра­да­ние словно жжет». При этом глав­ная цель пла­мени не истреб­ле­ние, а очи­ще­ние5. Иоанн Зла­то­уст же напро­тив, вос­при­ни­мал этот образ как знак того, что после нару­ше­ния запо­веди вход в рай для чело­века стал недо­сти­жи­мым. В «Бесе­дах на книгу Бытия» он пишет о том, что эпитет ангель­скому оружию «обра­ща­е­мое» был дан Мои­сеем, чтобы пока­зать, как заграж­дало оно все воз­мож­ные пути и «непре­станно вызы­вало страх и вос­по­ми­на­ние»6. Исходя из пони­ма­ния имени херу­ви­мов как «вели­кое знание», Иоанн Зла­то­уст в беседе «О тво­ре­нии мира» даёт объ­яс­не­ние образу херу­ви­мов как пре­муд­ро­сти, «на кото­рой Он (Бог) почи­вает». Там же он даёт объ­яс­не­ние нали­чию мно­же­ства глаз на всех частях их тела: «пре­муд­рость смот­рит всюду, имеет повсюду отвер­стое око»7. В слове «Против ано­меев» он выска­зы­вает мнение, что «херу­вимы служат Богу пре­сто­лами; это ска­зано о херу­ви­мах не потому, чтобы Бог нуж­дался в пре­столе, а чтобы отсюда ты ура­зу­мел досто­ин­ство этих сил»8.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин истол­ко­вал образ четы­рёх зверей из виде­ния Про­рока Иезе­ки­иля как херу­ви­мов. Он считал, что херу­вимы были пред­став­лены в виде льва, тельца и орла по при­чине вос­при­я­тия людьми этих живот­ных как наи­бо­лее бла­го­род­ных и силь­ных. В лице льва он видел ука­за­ние на «царей и князей века сего, кото­рые вос­при­и­мут на себя иго Церкви, изоб­ра­жа­е­мой под видом колес­ницы, или поко­рятся Еван­ге­лию». В лице орла содер­жится ука­за­ние на при­ше­ствие Мессии свыше. Все вместе они ука­зы­вали на мно­же­ство разных наро­дов, кото­рые в буду­щем примут Еван­ге­лие9.

При­ме­ча­ния:

1 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава VII. О Сера­фи­мах, Херу­ви­мах и Пре­сто­лах, и о первой их Иерар­хии / О небес­ной иерар­хии.

2 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава II. О том, что Боже­ствен­ные и небес­ные пред­меты при­лично изоб­ра­жа­ются под сим­во­лами, даже с ними и несход­ными изоб­ра­же­ния для опи­са­ния, умных Сил, не име­ю­щих образа, имея в виду, как выше ска­зано, наш разум, забо­тясь о свой­ствен­ной и ему срод­ной спо­соб­но­сти воз­вы­шаться от доль­него к гор­нему, и при­спо­соб­ляя к его поня­тиям свои таин­ствен­ные свя­щен­ные изоб­ра­же­ния. / О небес­ной иерар­хии.

5 Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и других авто­ров I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.

6 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Беседа XVIII / Беседы на книгу Бытия.

8 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Слово третье. / Против ано­меев.

Источник

Херувимы: значение ангелов в иудаизме и христианстве

Херувимы относятся к самым загадочным существам Божественной иерархии, поскольку в Библии нет единого описания этих небесных созданий. По христианской традиции среди помощников Бога они занимают второе место после серафимов.

Кто такие

В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами. Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.

В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Как выглядят херувимы по библии. Смотреть фото Как выглядят херувимы по библии. Смотреть картинку Как выглядят херувимы по библии. Картинка про Как выглядят херувимы по библии. Фото Как выглядят херувимы по библии

Херувим с огненным мечом

Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.

Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга. Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.

Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.

Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.

Второй высший ангельский чин

Херувимы занимают высокое место в различных религиозных традициях, что вполне закономерно. Изначально они появились в иудаизме, на основе которого возникло позднее христианство.

В иудаизме

По древнееврейским преданиям, Господь создал херувимов на третий день, и они до сих пор входят в ближайшее окружение Бога. В момент Исхода евреев из Египта, когда Моисей привел соплеменников к берегу Красного моря, Бог прилетел на помощь к своему народу именно на херувиме.

В еврейском толковании Экклезиаста (на иврите оно называется «мидраш») херувимы входят в число созданий, через которых душа спящего человека общается с Создателем. В этом толковании также говорится, что Господь, восседая на херувиме, следит за событиями во Вселенной. Подчеркивается, что херувим не принадлежит материальному миру и сам является частью Бога.

Мидраш Тадше говорит, что образы двух херувимов на Ковчеге Завета олицетворяют два главных божественных качества – милосердие и справедливость.

В христианстве

В эпоху раннего христианства теологи не имели единого мнения относительно херувимов. Многие видели в них лишь символ, который объясняет действия Творца.

Однако Богослов Климент Александрийский, живший во II–III веках н.э., относит херувимов к разряду «песнословящих духов». Он расшифровывает имя херувим как «Великое Знание» и дает подробное описание этих духов. В частности, он пишет, что херувимы имеют 12 крыльев – это соответствует 12 знакам Зодиака и символизирует ход времени.

Кроме того, теолог пишет, что лицо этих ангелов – символ души, а крылья указывают на действия во имя Всевышнего, а уста символизируют высокие речи, восхваляющие Господа.

В IV веке в христианской религии складывается устойчивый взгляд на эту группу ангелов. Архиепископ Иоанн Златоуст говорит, что херувимы олицетворяют мудрость Создателя. Их образы заполнены множеством глаз, которые разбросаны по всему их телу. Это мудрость вездесущего и всезнающего Бога.

Византийский монах Феодор Студит относит херувимов к наивысшим ангелам, которые ближе всего к Богу.

Как выглядят херувимы по библии. Смотреть фото Как выглядят херувимы по библии. Смотреть картинку Как выглядят херувимы по библии. Картинка про Как выглядят херувимы по библии. Фото Как выглядят херувимы по библии

В богословском трактате «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит назвал херувимов вторым высшим ангельским чином. Богослов особо указал на способность этих ангелов знать Господа и созерцать его образ во всем благолепии. Кроме того, в этом сочинении говорится, что херувимы передают высшую мудрость и божественный свет тем существам, которые не могут общаться с Господом непосредственно.

Кого сейчас называют и как они выглядят

В настоящее время в среде верующих идут споры относительно природы херувимов. Бытует мнение, что херувимы не относятся к числу ангелов, а лишь исполняют поручения Господа, то есть выступают в роли посланников. Таким образом, херувимов определяют в разряд небесных курьеров, несправедливо лишая их ангельского чина.

Такое толкование выглядит как упрощенный взгляд на устройство Небесного Царства, поскольку для разных поручений Творец использует разных посланников, и если дело ответственное, его вряд ли поручат рядовому ангелу. Впрочем, в качестве послов выступают порой и самые высокие ангелы, например, архангел Гавриил, который передает пророкам волю Творца.

Внешний облик херувимов также порождает массу дискуссий. Известно описание четырех существ, которых пророк Иезекииль встретил у Небесного престола: лев, бык, орел и человек. Но после истории с золотым тельцом, которому поклонялись сбившиеся с пути евреи, Бог решил сотворить особого ангела. В облике херувима присутствуют черты всех четырех созданий.

Есть и иные трактовки, которые по-своему рисуют этих ангелов: четырехкрылые существа; колеса, источающие яркий огонь; устрашающие создания с многочисленными очами. В отдельных древнееврейских источниках встречается утверждение, что херувим – это не живое существо, а некий атрибут, который используется в богослужении.

Скорее всего, херувимы имели способность к перевоплощению, а потому любое их описание относится к проявлению их в материальном мире. Истинную их природу человеческий взор не воспринимает, ее могут видеть лишь существа духовного мира: другие ангелы и сам Творец.

Херувимчики в искусстве — самая распространенная ошибка трактовки

Сцены из жизни Небесного Царства всегда привлекали внимание живописцев эпохи Возрождения. Тем более, такие талантливые художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль получали от церковной власти заказы на оформление храмов.

Видимо, память о судах святой инквизиции заставляла художников проявлять крайнюю осторожность при обращении к божественной тематике. Одни просто полагались на рекомендации священников, другие старались понравиться заказчику, предлагая благостные картинки, радующие взор. Так появились на картинах милые ангелочки, больше похожие на римских купидонов, чем на настоящих ангелов. Причем их изображали не только на полотнах, но также украшали ими витражи и фрески, делали скульптуры этих невинных крылатых малышей.

Как выглядят херувимы по библии. Смотреть фото Как выглядят херувимы по библии. Смотреть картинку Как выглядят херувимы по библии. Картинка про Как выглядят херувимы по библии. Фото Как выглядят херувимы по библии

Многие эти изображения дошли до наших дней и считаются шедеврами мирового искусства. При этом посетители музеев, глядя на эти юные создания, ошибочно именуют их херувимчиками. Однако эти персонажи никак не связаны с истинными херувимами, занимающие второе по значимости место в Господнем окружении.

В живописи Ренессанса этот юный отрок с крылышками назывался putto (то есть «младенец»), или putti во множественном числе. Их редко помещали в центр картин. Обычно они играли вспомогательную, декоративную роль в основном замысле. Этим обрамлением зачастую занимались ученики, чтобы мастер мог направить все усилия на главную идею. Сам образ putti возник на стыке античной мифологии и библейских сюжетов.

Как выглядят херувимы по библии. Смотреть фото Как выглядят херувимы по библии. Смотреть картинку Как выглядят херувимы по библии. Картинка про Как выглядят херувимы по библии. Фото Как выглядят херувимы по библии

Подлинные херувимы редко становились объектом творчества живописцев. Во всяком случае, специальных полотен, посвященных этим ангелам, нет. Они появлялись лишь там, где того требовал сюжет картины. Например, Рафаэль Санти на картине «Видение пророка Иезекииля» изобразил Бога, которого несут орел, телец, лев и ангел.

Заключение

Хотя сведения о херувимах не слишком детальны, эти небесные ангелы играют значимую роль в христианской традиции. Они олицетворяют справедливость, милосердие и великую мудрость Господа. Недаром одна из главных молитв в Православной литургии называется Херувимская Песнь.

Как выглядят херувимы по библии. Смотреть фото Как выглядят херувимы по библии. Смотреть картинку Как выглядят херувимы по библии. Картинка про Как выглядят херувимы по библии. Фото Как выглядят херувимы по библии

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *