10 самых экстравагантных и креативных православных храмов, которые разрывают шаблоны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Православные церкви – не такие уж консервативные здания, как может показаться на первый взгляд. Большая их часть, конечно, выстроена в традиционном стиле, но есть среди храмов настолько неординарные и поражающие своей оригинальностью, что остается лишь всплеснуть руками и изумиться креативности тех, кто их воздвигал. Представляем вам своего рода рейтинг самых необычных православных храмов из разных уголков мира.
1. Храм преподобного Антония Великого, Кения
Этот православный храм расположен в кенийском городке Ишамаре. Здесь служат батюшки-кенийцы, в числе прихожан тоже местные жители (всего более сотни человек).
При храме работает православная школа. Чтобы попасть в нее, многим ребятишкам приходится каждое утро преодолевать по несколько километров пешком.
2. Собор Святой Троицы в Париже
Этот православный храм Корсунской епархии РПЦ, построенный два года назад недалеко от Эйфелевой башни, спроектировал архитектор Жан-Мишель Вильмотт. Собор построен из светлого французского камня, который испокон веков использовали для строительства многих парижских зданий.
Собор представляет собой целый комплекс зданий, в который входят сам по себе храм, начальная школа, выставочный центр, управление епархии и концертный зал.
3. Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Питере
Храм в честь Святой Живоначальной Троицы, расположенный в северной столице, получил прозвище «Кулич и Пасха» по вполне объективным причинам. Владелец усадьбы за Невской заставой, доверенное лицо Екатерины II генерал-прокурор Вяземский, поручил архитектору построить храм именно в виде пасхальных блюд.
В здании церкви, по форме напоминающем кулич и окруженном 16 колоннами, проходят литургии. А здание колокольни (пасха), построенное в форме пирамиды, разделено на два яруса: в нижнем проходит крещение, в верхнем расположена звонница.
4. Нижегородский храм иконы Богоматери «Державная»
Храм, который в народе окрестили «голубым вагоном», появился в городе около 13 лет назад. После того как местные железнодорожники передали Нижегородской епархии вагон, высшее духовенство решило найти подарку практическое применение и сделать в нем временный храм – на тот период, пока рядом строится новый, каменный. Сверху на храм-вагон установили купол с крестом, а ко входу пристроили обычную лестницу. Впоследствии вагончик было решено использовать как подсобное помещение.
Кстати это далеко не первый случай в России, когда под храм использовали железнодорожные вагоны, но, пожалуй, самый известный.
5. Храм св. Николая в Екатеринбурге
Храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях располагается прямо в жилом доме Екатеринбурга. Вдоль одной стены расположена надпись – слова апостола Павла из 13 главы Послания к Коринфянам. Вдоль другой – яркий детский рисунок, изображающий ребенка на колокольне.
Несмотря на очень простенький вид, у прихода очень насыщенная жизнь – проходят праздники, занятия, совместные выезды на природу, среди прихожан очень много семей с детьми.
6. Храм Живоначальной Троицы, Антарктида
Этот храм – самая южная православная церковь на нашей планете: он расположен на антарктической станции Беллинсгаузен. Подворье образовано 15 лет назад.
Храм был срублен плотниками на Алтае и переправлен в Антарктиду на научно-исследовательском судне «Академик Сергей Вавилов». Священники храма, равно как и сотрудники станции, каждый год меняются.
Частые гости в этих местах – пингвины, в октябре сюда прилетают поморники и серые чайки, а зимой через территорию полярной станции проходит миграция морских котиков.
7. «Радужный храм» «Живоносный источник» под Саратовом
«Радужный храм», расположенный возле села 3-я коммуна в Саратовской области, построен в честь иконы Богоматери «Живоносный источник» усилиями художника Александра Шадрина и его жены. А причиной построить его послужило драматическое событие, случившееся в их семье. Сын Шадриных, упав с лошади, получил тяжелейшую травму головы и был доставлен в больницу в почти безнадежном состоянии. Однако супруги верили в выздоровление, молились и отпаивали мальчика водой из местного святого источника. Ребенок выздоровел, после чего обоим родителям ночью пришло видение о том, что возле источника нужно поставить часовню. То, какой она должна быть, художник тоже увидел во сне.
Вскоре был возведен храм. В строительстве супругам помогали жители села, друзья, и местное духовенство.
Правда, через какое-то время храм по просьбе настоятеля все-таки пришлось перекрасить, ведь, по православным канонам, он не может быть настолько разноцветным.
8. Храм трех всадников, Крым
На плато пещерного города Эски-Кермена есть храм, высеченный прямо в оторвавшейся от горного массива овальной глыбе. Рядом расположены камень поменьше, внутри которого находится ризница, и древний некрополь. Археологи и историки относят этот пещерный храм к XII-XIII векам.
На древней фреске, расположенной внутри храма-камня, изображены три святых воина-всадника, в одном из которых явно угадывается Георгий Победоносец. По поводу двух других выдвигаются самые разные версии. Есть даже предположение, что это св. Георгий в трех ипостасях: драконоборец, спаситель и защитник. Поэтому церковь принято называть просто «Храм трех всадников».
Скорее всего, постройка пещерной церкви в честь святого Георгия была связана с угрозой нашествия на полуостров татар.
9. Знаменский храм в Дубровицах
Храм Знамения Пресвятой Богородицы под Подольском, в поселке Дубровицы, больше напоминает старинный европейский католический собор, нежели традиционную русскую церковь.
Он выстроен в стиле рококо и щедро украшен лепниной. Открытая паперть богато декорирована резьбой по камню. Окна обрамлены волютами, изображениями раковин и виноградной лозы. Храм украшают скульптуры Григория Богослова, Василия Великого и изображения двенадцати апостолов.
Предположительно, задние было построено еще при первом владельце, Голицыне. В 1840-х годах храм был отреставрирован. В 1931 году большевиками была взорвана колокольня с церковью Адриана и Натальи, но сам основной храм чудом уцелел. Сейчас здесь проходят богослужения.
10. Проект храма в Екатеринбуге
Пару лет назад одно из архитектурных бюро предложило выстроить в Екатеринбурге на месте недостроенной телебашни собор святой Екатерины. По этой задумке, он должен был выглядеть очень оригинально и позволил бы сохранить башню и одновременно дать ей новую жизнь – православную.
У смелого проекта хватало как сторонников, так и противников. Весной этого года башню все-таки снесли. Но если проект храма когда-нибудь будет реализован, он станет не только одним из самых экстравагантных, но самым высоким христианским храмом в мире.
В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри.
Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.
Пройдя дальше, мы окажемся в средней части храма, ее еще называют «корабль». Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.
В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня, это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.
Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери, они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.
Третий ряд: (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.
Четвертый ряд: библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.
Пятый ряд: ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева, Ной, Авраам, Моисей и другие.
Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя.
Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.
Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.
Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее, центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон. Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
Справа и слева по краям солеи, устраиваются клиросы, где поют певчие. Также петь могут и на хорах сверху. Клиросы и поющие на них знаменуют собой хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.
В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).
Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.
За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол, происходит таинство Евхаристии.
Престол в алтарной части храма
За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.
Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов.
Росписи на стенах
Свод под куполом храма символизирует небесный свод.
Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры
1. Как храм устроен внутри
Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).
Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верующие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также оглашенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.
2. Как храм выглядит снаружи
Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны завершаются полусферическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. различных форм — шлемовидные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктивную нагрузку не несут: это декоративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.
3. Как устроен иконостас
4. Что находится за иконостасом
5. О чем рассказывают мозаики и росписи
Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон треугольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опорах Опоры — в архитектурной терминологии любые свободностоящие столбы и колонны. — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы, и Богоматери.
6. Как возникла крестово-купольная система
Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Восточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базилику — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.
7. Как строились древнерусские храмы
Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отличаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы византийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.
К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одновременно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и композиция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформлении фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе романского стиля.
Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использовать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, построены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.
Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и деревянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые композиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекрытия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.
8. Что изменилось после Орды
В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в небольших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в которых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных решений — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассоциирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византийским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — завершение квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.
Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохранилось.
9. Видим ли мы древнерусские храмы в их первоначальном виде
К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чужеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам первоначальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.
На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).
Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на территориях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Успенский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополнением угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и построенная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).