Как выглядят кремлевские часы куранты
Как выглядели Кремлевские куранты во времена Ивана Грозного и Екатерины II: Знаки зодиака, буквы, Солнце и Луна
Кремлевские куранты – визитная карточка Москвы да и всей России. Мы настолько привыкли к их виду, к их характерному бою, что порой даже не задумываемся о том, что когда-то они были совсем другими. А между тем много веков назад этот символ Кремля выглядел с точки зрения современного человека весьма специфически. Например, циферблат представлял собой звездное небо, а его единственная стрелка в виде Солнца располагалась не внутри, а снаружи…
Одна стрелка и буквы-цифры
К Спасской башне, ранее именовавшейся Фроловской, испокон веков на Руси было отношение особое. Ее парадные проездные ворота горожане считали святыми. Неслучайно именно на ней были установлены главные часы государства.
На сегодняшний день историки так и не пришли к единому мнению, когда точно появились на Спасской башне часы. Вероятнее всего, это произошло сразу после того, как башня была отстроена по приказу Ивана III – в 90-х годах XV века. Первое же письменное упоминание о главных часах государства датируется 1585 годом – современники указывали, что в Кремле работали часовщики.
По данным историков, в то время на часах использовали старорусский (византийский) способ подсчета времени. Сутки на Руси в старые времена делили на «денные» часы и «нощные», причем, поскольку длительность светового дня в течение года менялась, это учитывалось при подсчете времени.
Часы Спасской башни. Н.Аввакумов.
Внешний вид таких часов для современного человека непонятен и непривычен: одна неподвижная стрелка располагалась не на самом циферблате, а чуть выше. Сам же циферблат вращался под этой стрелкой. На нем были изображены старославянские буквы, каждая из которых означала свою цифру, например, «А» – это «1», В — «2» и так далее. Таких букв было всего 17 – именно столько часов, по наблюдениям наших предков, длился самый продолжительный световой день в году.
Сохранившееся изображение старого 17-часового циферблата Фроловской (Спасской) башни. /Фото: german242.com
Любопытен сам механизм часов, состоявший из зубчатых колес, рычагов, канатов и валов. Часовщики, служившие при Спасских курантах, внимательно следили за работой механизма и регулярно корректировали ход часов. С наступлением рассвета, а также при заходе солнца они вручную поворачивали циферблат таким образом, чтобы стрелка, изображавшая солнечный луч, указывала на первую букву («А»). Чтобы было легче ориентироваться, им выдавали специальные таблицы с указанием того, сколько световых часов будет в тот или иной день. Таким образом, эти смотрители за курантами были не только ремонтниками-часовщиками – они по сути и отвечали за ход московского времени.
Увы, по причине частых пожаров Спасские часы, как бы бережно к ним ни относились, периодически приходили в негодность и ломались. Особенно сильно пострадал механизм курантов при пожаре 1624 года – настолько, что восстанавливать их уже не стали и продали на лом ярославскому монастырю.
На смену самым первым часам в 1625 году пришли новые – крупнее по размеру (диаметром около пяти метров), с красивым боем. Их поручили изготовить английскому механику по имени Христофор Галовей, а помогали ему русские кузнецы-часовщики.
А.Васнецов. Красная площадь при царе Алексее Михайловиче. Если приглядеться, можно увидеть на башне часы.
На дубовом циферблате новых часов был отображен так же старорусский вариант подсчета времени. Внутренний круг был лазурно-голубого цвета, изображая небосвод. На нем были нарисованы золотистые и серебристые звезды, а также Луна и Солнце. Буквы же на циферблате были медными, с золотым покрытием.
Кремлевские куранты тех лет (современная реконструкция). /Фото: mos-kreml.ru
Вверху на башенной стене был еще один круг, на котором располагался текст молитвы, а также знаки зодиака. Кстати, их фрагменты до сих пор сохранились под современными часами.
Для установки новых часов пришлось надстраивать башню, увеличив ее на четыре яруса. У нее появилась красивая арочная окантовка из кирпича с резными украшениями. Циферблат разместили в верхней шатровой части, на уровне 7–9 ярусов, а мелкие колокола для перезвона – на 10-м. Через определенные периоды они отзванивали мелодию. Именно эти часы считают прообразом современных курантов.
Несколько лет назад циферблат часов находился ниже, чем сейчас (современная реконструкция). /Фото: mos-kreml.ru
Для обслуживания новых часов Кремль содержал штат специалистов-часовщиков, причем, большинство из них были иностранцами
До перехода на современное суточное время Кремлевские куранты выглядели именно так. Реконструкция по изображениям А.Мейерберга (музей в г. Александрове Владмирской обл.)
От Екатерининских времен до наших дней
И снова в судьбу часов на Спасской вмешался пожар. В 1737 году он повредил не только их, но и деревянные детали кремлевской башни, в том числе и вал курантов. Колокольная музыка главных российских часов перестала звучать на Красной площади, а после переноса Петром столицы из Москвы в Петербург отношение к курантам уже не было таким бережным – они оказались никому не нужны. Часы постоянно ломались, а чинили их плохо.
Когда на престол взошла Екатерина, она решила дать часам вторую жизнь. Но оказалось, что к этому времени они были в настолько плохом состоянии, что восстанавливать их просто не имело смысла. Тогда государыня приказала заменить Петровские часы на другие – «английские» (именно так про них писали современники), которые удалось отыскать в Грановитой палате. Их устанавливали отечественный мастер Иван Полянский и немецкий инженер-часовщик Фатц.
В 1770 году куранты прозвонили свою первую мелодию, и это был «Ах, мой милый Августин». Почему выбрали именно ее? Да просто эта песенка очень нравилась иностранцу Фатцу. Мелодия про Августина регулярно звучала в Москве почти год, и никого из русской знати это не смущало.
В середине XIX века, в результате тщательного обследования курантов, оказалось, что они находятся в «полном расстройстве». Часы претерпели серьезный ремонт, занималась им компания «Братья Бутеноп».
Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве. 1801 г.
Мастера заменили шестерни и колеса (на этот раз использовались специальные сплавы, устойчивые к резким перепадам температуры), у курантов появился новый маятник и более современный ход. Были также изготовлены другие циферблаты (6 м в диаметре) для каждой из четырех сторон башни – черные с позолоченной окантовкой и медными цифрами с минутными делениями. Стрелки часов также покрыли позолотой.
Что касается музыкальной части курантов, то к уже имевшимся колоколам прибавились дополнительные, которые пришлось снять с других кремлевских башен. Всего колоколов получилось 48. Музыкальный механизм полностью переделали.
Современные куранты выглядят примерно так, как в позапрошлом веке. /Фото: mosprogulka.ru
Лишь через год Ленин велел восстановить часы. У Кремлевских курантов появился новый маятник, механизм вращения стрелок снова заработал. С помощью музыканта Михаила Черемных (более известного в советские годы как художник-график) удалось разобраться в колокольном строе.
В прошлом веке куранты претерпели две серьезные реставрации – в 1974 году и 1999-м. В наше время куранты занимают с 8 по 10 ярусы шатровой части башни. Внешне циферблат представляет собой именно тот вариант, который изготовили в XIX веке братья Бутеноп.
Лига историков
8.3K постов 36.2K подписчик
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Забавно 🙂
Сюда ещё напрашивается цветастая яркая разукраска декора башен (который сейчас чисто белёный). По аналогии с раскрашенными цветастыми античными скульптурами.
Отличный пост! Жаль что во время Петра Голландия ещё не перешла на юлианский календарь, ещё 200 лет со старым возились.
Спасибо за пост. Очень интересно
@moderator Перенесите пожалуйста в лигу историков, я забыл
СССР глазами иностранных туристов. 1931 г. Ленинград и Москва
Семья путешествует с кинокамерой в 1931 году. Им повезло заснять Храм Христа Спасителя за полгода до его разрушения.
Москва, 7 ноября 1967
Москва, Храм Василия Блаженного в начале XX века. Колоризация
Стритфуд в Москве прошлого
Самым популярным фастфудом были пшеничные калачи. По форме они напоминали навесные замки с дужкой. Калач держали за эту самую ручку, чтобы не трогать основную его часть грязными руками. Саму ручку не съедали, а выбрасывали. Бедняки, однако, ею не брезговали: их положение не позволяло выбрасывать хлеб. Кстати, выражение «дойти до ручки», которое означает «потерять человеческий облик» пошло именно от этих калачей.
Еще продавались сайки — удлиненные вытянутые булочки из сдобного теста с изюмом.
На московских ярмарках разносчики предлагали сытные гречневики — пирамидки из гречневой муки, которые разрезали пополам и ели с постным маслом и приправами.
Перекусить можно было и горячим пирожком с любой начинкой, правда сомнительного качества. Порой для начинки выбирались объедки с трактирного стола или попросту просрочка.
Но самым популярным блюдом были подовые пироги, которые готовили в русской печи «на поду»: в нижней части, без противня или сковороды.
Помимо закусок предлагались и полноценные блюда — например, щи или каша с мясом. Их приносили в больших глиняных корчагах, которые закутывали тканью, чтобы еда долго не остывала. Порции для покупателей раскладывали в деревянные или глиняные миски.
Вот как описывал подобную торговлю в Гостином дворе Иван Слонов в книге «Из жизни торговой Москвы»: …среди публики по рядам ходили многочисленные разносчики, носившие на головах в длинных лотках, покрытых теплым одеялом, жареную телятину, ветчину, сосиски, пироги, сайки и прочее. При этом все разносчики на разные голоса выкрикивали названия своих товаров. Затем были еще интересные типы рядских поваров. Они носили в одной руке большой глиняный горшок со щами, завернутыми в теплое одеяло, в другой — корзину с мисками, деревянными ложками и черным хлебом. Миска горячих щей с мясом стоила 10 копеек.
Как выглядели Кремлевские куранты во времена Ивана Грозного и Екатерины II
Кремлевские куранты – визитная карточка Москвы да и всей России. Мы настолько привыкли к их виду, к их характерному бою, что порой даже не задумываемся о том, что когда-то они были совсем другими. А между тем много веков назад этот символ Кремля выглядел с точки зрения современного человека весьма специфически. Например, циферблат представлял собой звездное небо, а его единственная стрелка в виде Солнца располагалась не внутри, а снаружи…
Одна стрелка и буквы-цифры
К Спасской башне, ранее именовавшейся Фроловской, испокон веков на Руси было отношение особое. Ее парадные проездные ворота горожане считали святыми. Неслучайно именно на ней были установлены главные часы государства.
На сегодняшний день историки так и не пришли к единому мнению, когда точно появились на Спасской башне часы. Вероятнее всего, это произошло сразу после того, как башня была отстроена по приказу Ивана III – в 90-х годах XV века. Первое же письменное упоминание о главных часах государства датируется 1585 годом – современники указывали, что в Кремле работали часовщики.
По данным историков, в то время на часах использовали старорусский (византийский) способ подсчета времени. Сутки на Руси в старые времена делили на «денные» часы и «нощные», причем, поскольку длительность светового дня в течение года менялась, это учитывалось при подсчете времени.
Часы Спасской башни. Н.Аввакумов.
Внешний вид таких часов для современного человека непонятен и непривычен: одна неподвижная стрелка располагалась не на самом циферблате, а чуть выше. Сам же циферблат вращался под этой стрелкой. На нем были изображены старославянские буквы, каждая из которых означала свою цифру, например, «А» – это «1», В — «2» и так далее. Таких букв было всего 17 – именно столько часов, по наблюдениям наших предков, длился самый продолжительный световой день в году.
Сохранившееся изображение старого 17-часового циферблата Фроловской (Спасской) башни.
Любопытен сам механизм часов, состоявший из зубчатых колес, рычагов, канатов и валов. Часовщики, служившие при Спасских курантах, внимательно следили за работой механизма и регулярно корректировали ход часов. С наступлением рассвета, а также при заходе солнца они вручную поворачивали циферблат таким образом, чтобы стрелка, изображавшая солнечный луч, указывала на первую букву («А»). Чтобы было легче ориентироваться, им выдавали специальные таблицы с указанием того, сколько световых часов будет в тот или иной день. Таким образом, эти смотрители за курантами были не только ремонтниками-часовщиками – они по сути и отвечали за ход московского времени.
Увы, по причине частых пожаров Спасские часы, как бы бережно к ним ни относились, периодически приходили в негодность и ломались. Особенно сильно пострадал механизм курантов при пожаре 1624 года – настолько, что восстанавливать их уже не стали и продали на лом ярославскому монастырю.
На смену самым первым часам в 1625 году пришли новые – крупнее по размеру (диаметром около пяти метров), с красивым боем. Их поручили изготовить английскому механику по имени Христофор Галовей, а помогали ему русские кузнецы-часовщики.
А.Васнецов. Красная площадь при царе Алексее Михайловиче. Если приглядеться, можно увидеть на башне часы.
На дубовом циферблате новых часов был отображен так же старорусский вариант подсчета времени. Внутренний круг был лазурно-голубого цвета, изображая небосвод. На нем были нарисованы золотистые и серебристые звезды, а также Луна и Солнце. Буквы же на циферблате были медными, с золотым покрытием.
Кремлевские куранты тех лет (современная реконструкция).
Вверху на башенной стене был еще один круг, на котором располагался текст молитвы, а также знаки зодиака. Кстати, их фрагменты до сих пор сохранились под современными часами.
Для установки новых часов пришлось надстраивать башню, увеличив ее на четыре яруса. У нее появилась красивая арочная окантовка из кирпича с резными украшениями. Циферблат разместили в верхней шатровой части, на уровне 7–9 ярусов, а мелкие колокола для перезвона – на 10-м. Через определенные периоды они отзванивали мелодию. Именно эти часы считают прообразом современных курантов.
Несколько лет назад циферблат часов находился ниже, чем сейчас (современная реконструкция).
Для обслуживания новых часов Кремль содержал штат специалистов-часовщиков, причем, большинство из них были иностранцами.
До перехода на современное суточное время Кремлевские куранты выглядели именно так. Реконструкция по изображениям А.Мейерберга (музей в г. Александрове Владмирской обл.)
От Екатерининских времен до наших дней
И снова в судьбу часов на Спасской вмешался пожар. В 1737 году он повредил не только их, но и деревянные детали кремлевской башни, в том числе и вал курантов. Колокольная музыка главных российских часов перестала звучать на Красной площади, а после переноса Петром столицы из Москвы в Петербург отношение к курантам уже не было таким бережным – они оказались никому не нужны. Часы постоянно ломались, а чинили их плохо.
Когда на престол взошла Екатерина, она решила дать часам вторую жизнь. Но оказалось, что к этому времени они были в настолько плохом состоянии, что восстанавливать их просто не имело смысла. Тогда государыня приказала заменить Петровские часы на другие – «английские» (именно так про них писали современники), которые удалось отыскать в Грановитой палате. Их устанавливали отечественный мастер Иван Полянский и немецкий инженер-часовщик Фатц.
В 1770 году куранты прозвонили свою первую мелодию, и это был «Ах, мой милый Августин». Почему выбрали именно ее? Да просто эта песенка очень нравилась иностранцу Фатцу. Мелодия про Августина регулярно звучала в Москве почти год, и никого из русской знати это не смущало.
В середине XIX века, в результате тщательного обследования курантов, оказалось, что они находятся в «полном расстройстве». Часы претерпели серьезный ремонт, занималась им компания «Братья Бутеноп».
Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве. 1801 г.
Мастера заменили шестерни и колеса (на этот раз использовались специальные сплавы, устойчивые к резким перепадам температуры), у курантов появился новый маятник и более современный ход. Были также изготовлены другие циферблаты (6 м в диаметре) для каждой из четырех сторон башни – черные с позолоченной окантовкой и медными цифрами с минутными делениями. Стрелки часов также покрыли позолотой.
Что касается музыкальной части курантов, то к уже имевшимся колоколам прибавились дополнительные, которые пришлось снять с других кремлевских башен. Всего колоколов получилось 48. Музыкальный механизм полностью переделали.
Современные куранты выглядят примерно так, как в позапрошлом веке.
Лишь через год Ленин велел восстановить часы. У Кремлевских курантов появился новый маятник, механизм вращения стрелок снова заработал. С помощью музыканта Михаила Черемных (более известного в советские годы как художник-график) удалось разобраться в колокольном строе.
В прошлом веке куранты претерпели две серьезные реставрации – в 1974 году и 1999-м. В наше время куранты занимают с 8 по 10 ярусы шатровой части башни. Внешне циферблат представляет собой именно тот вариант, который изготовили в XIX веке братья Бутеноп.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
К Спасской башне, ранее именовавшейся Фроловской, испокон веков на Руси было отношение особое. Ее парадные проездные ворота горожане считали святыми. Неслучайно именно на ней были установлены главные часы государства.
На сегодняшний день историки так и не пришли к единому мнению, когда точно появились на Спасской башне часы. Вероятнее всего, это произошло сразу после того, как башня была отстроена по приказу Ивана III – в 90-х годах XV века. Первое же письменное упоминание о главных часах государства датируется 1585 годом – современники указывали, что в Кремле работали часовщики.
По данным историков, в то время на часах использовали старорусский (византийский) способ подсчета времени. Сутки на Руси в старые времена делили на «денные» часы и «нощные», причем, поскольку длительность светового дня в течение года менялась, это учитывалось при подсчете времени.
Внешний вид таких часов для современного человека непонятен и непривычен: одна неподвижная стрелка располагалась не на самом циферблате, а чуть выше. Сам же циферблат вращался под этой стрелкой. На нем были изображены старославянские буквы, каждая из которых означала свою цифру, например, «А» – это «1», В — «2» и так далее.
Таких букв было всего 17 – именно столько часов, по наблюдениям наших предков, длился самый продолжительный световой день в году.
Сохранившееся изображение старого 17-часового циферблата Фроловской (Спасской) башни.
Любопытен сам механизм часов, состоявший из зубчатых колес, рычагов, канатов и валов. Часовщики, служившие при Спасских курантах, внимательно следили за работой механизма и регулярно корректировали ход часов. С наступлением рассвета, а также при заходе солнца они вручную поворачивали циферблат таким образом, чтобы стрелка, изображавшая солнечный луч, указывала на первую букву («А»). Чтобы было легче ориентироваться, им выдавали специальные таблицы с указанием того, сколько световых часов будет в тот или иной день. Таким образом, эти смотрители за курантами были не только ремонтниками-часовщиками – они по сути и отвечали за ход московского времени.
Увы, по причине частых пожаров Спасские часы, как бы бережно к ним ни относились, периодически приходили в негодность и ломались. Особенно сильно пострадал механизм курантов при пожаре 1624 года – настолько, что восстанавливать их уже не стали и продали на лом ярославскому монастырю.
На смену самым первым часам в 1625 году пришли новые – крупнее по размеру (диаметром около пяти метров), с красивым боем. Их поручили изготовить английскому механику по имени Христофор Галовей, а помогали ему русские кузнецы-часовщики.
На дубовом циферблате новых часов был отображен так же старорусский вариант подсчета времени. Внутренний круг был лазурно-голубого цвета, изображая небосвод. На нем были нарисованы золотистые и серебристые звезды, а также Луна и Солнце. Буквы же на циферблате были медными, с золотым покрытием.
Кремлевские куранты тех лет (современная реконструкция).
Вверху на башенной стене был еще один круг, на котором располагался текст молитвы, а также знаки зодиака. Кстати, их фрагменты до сих пор сохранились под современными часами.
Для установки новых часов пришлось надстраивать башню, увеличив ее на четыре яруса. У нее появилась красивая арочная окантовка из кирпича с резными украшениями. Циферблат разместили в верхней шатровой части, на уровне 7–9 ярусов, а мелкие колокола для перезвона – на 10-м. Через определенные периоды они отзванивали мелодию. Именно эти часы считают прообразом современных курантов.
Для обслуживания новых часов Кремль содержал штат специалистов-часовщиков, причем, большинство из них были иностранцами.
До перехода на современное суточное время Кремлевские куранты выглядели именно так. Реконструкция по изображениям А.Мейерберга (музей в г. Александрове Владмирской обл.)
От Екатерининских времен до наших дней
И снова в судьбу часов на Спасской вмешался пожар. В 1737 году он повредил не только их, но и деревянные детали кремлевской башни, в том числе и вал курантов. Колокольная музыка главных российских часов перестала звучать на Красной площади, а после переноса Петром столицы из Москвы в Петербург отношение к курантам уже не было таким бережным – они оказались никому не нужны. Часы постоянно ломались, а чинили их плохо.
Когда на престол взошла Екатерина, она решила дать часам вторую жизнь. Но оказалось, что к этому времени они были в настолько плохом состоянии, что восстанавливать их просто не имело смысла. Тогда государыня приказала заменить Петровские часы на другие – «английские» (именно так про них писали современники), которые удалось отыскать в Грановитой палате. Их устанавливали отечественный мастер Иван Полянский и немецкий инженер-часовщик Фатц.
В 1770 году куранты прозвонили свою первую мелодию, и это был «Ах, мой милый Августин». Почему выбрали именно ее? Да просто эта песенка очень нравилась иностранцу Фатцу. Мелодия про Августина регулярно звучала в Москве почти год, и никого из русской знати это не смущало.
В середине XIX века, в результате тщательного обследования курантов, оказалось, что они находятся в «полном расстройстве». Часы претерпели серьезный ремонт, занималась им компания «Братья Бутеноп».
Мастера заменили шестерни и колеса (на этот раз использовались специальные сплавы, устойчивые к резким перепадам температуры), у курантов появился новый маятник и более современный ход. Были также изготовлены другие циферблаты (6 м в диаметре) для каждой из четырех сторон башни – черные с позолоченной окантовкой и медными цифрами с минутными делениями. Стрелки часов также покрыли позолотой.
Что касается музыкальной части курантов, то к уже имевшимся колоколам прибавились дополнительные, которые пришлось снять с других кремлевских башен. Всего колоколов получилось 48. Музыкальный механизм полностью переделали.
Лишь через год Ленин велел восстановить часы. У Кремлевских курантов появился новый маятник, механизм вращения стрелок снова заработал. С помощью музыканта Михаила Черемных (более известного в советские годы как художник-график) удалось разобраться в колокольном строе.
В прошлом веке куранты претерпели две серьезные реставрации – в 1974 году и 1999-м. В наше время куранты занимают с 8 по 10 ярусы шатровой части башни. Внешне циферблат представляет собой именно тот вариант, который изготовили в XIX веке братья Бутеноп.