Как выглядят люди без одежды
Как отличаются лица людей, позирующих в одежде и без. Фотопроект Дилана Хэмма
В январе 2016 года Дилан Хэмм пригласил желающих принять участие в его фотопроекте «Лица обнажённых». Идея заключалась в съемке двух портретов одного и того же человека: в одежде и без нее. При этом фотограф пообещал участникам, что сама обнаженная натура сфотографирована не будет, а останется «за кадром».
Фотопроект, по словам Дилана Хэмма, начался с вопроса, над которым он размышлял годами: осознаем ли мы, что выражение нашего лица «рассказывает» о нас гораздо больше, чем мы думаем?
«Я хотел сравнить два выражения лица, запечатленные на этих портретах. Мне нужны были конкретные доказательства того, что такое простое действие, как обнажение, может отразиться на лице человека».
Результаты фотографа поразили. Различия были иногда тонкими, неожиданными и забавными. Кстати, реакция на сам процесс раздевания была разной: смех, возгласы, шуточки. Удивительно, но эта бравурность не совпадала с результатами. Участники фотоэксперимента на вторых портретах выглядят по-разному: растерянными, нервными, глупыми, счастливыми, трогательными, беззащитными.
Некоторые люди едва приподнимают бровь, другие выглядят более расслабленными и даже слегка усмехаются. Фотограф предполагает, что это изменение внешности на втором портрете имеет отношение к тому, кто этот человек на самом деле. Дилан Хамм интересуется проблемами гендерной психологии и подсознания, а также процессами человеческого самовосприятия и восприятия других людей.
Серия портретов «Лица обнажённых» («Naked Faces») еще не привела фотографа к ответу на вопрос, лежащий в основе проекта. По его признанию, это, скорее, этап большого исследования, которое будет продолжено. Легкие, и, как нам кажется, незначительные изменения в нашей мимике, могут быть очень заметными для окружающих и рассказать о нас гораздо больше, чем нам кажется.
В Сети проекты Дилана Хэмма (Dylan Hamm) представлены на его личном сайте, в Instagram и Facebook.
Отношение к женской наготе в обществе: взгляд сквозь века
К женской наготе по разному относились не только разные народы, но и в различные эпохи. Более того, проследить изменения взгляда на обнаженное женское тело можно на относительно небольшом отрезке времени, соизмеримом с продолжительностью человеческой жизни. То, что казалось нашим родителям непристойным и шокирующим – сегодня можно увидеть на улице, а в кино и театре можно невозбранно лицезреть сцены, которые еще несколько десятков лет назад считались порнографическими.
Всем известно, что представители многих племен Африки, Южной Америки и Океании до сих пор предпочитают ходить голыми. Для них в женском теле нет ничего неприличного или возбуждающего, так как отсутствует главное – тайна. Самым эротичным местом у женщин этих племен считается… затылок. Именно эта часть тела является интимной, ведь она прикрыта волосами.
Именно такое отношение к голому телу было и у наших далеких предков, пока цивилизация не заставила их облачиться в одежду. Благодаря этому сексуальными стали считаться те части женского тела, которые тщательно скрыты предметами гардероба.
Этот факт можно проиллюстрировать тем, что королева Англии и Ирландии Елизавета I, в XVI столетии встречала послов иностранных держав в платье с полностью открытой грудью, но при этом ноги ее скрывали длинные подолы. Ступни уже считались пикантной частью тела, а все что выше – просто неприличным для публичной демонстрации.
В античную эпоху отношение к женской наготе было разным, в зависимости от места и времени. У спартанцев оно было утилитарным, у этрусков – сибаритским, а у эллинов гедонистично-религиозным. Представители минойской цивилизации, существовавшей на острове Крит, не видели ничего вульгарного в наготе. Микенские женщины носили платья с открытой грудью, что позаимствовали позднее и греческие дамы.
Крито-микенские фрески, ок. 1325–1250 до н.э.
Правда, в Элладе одежда оставляла обнаженной лишь одну грудь – правую, а левая прикрывалась тогой. В разное время такой наряд считался от вполне обыденного, до весьма откровенного, но при этом никто не сомневался в соблюдении его хозяйки необходимых приличий. Совершенно очевидно, что такое частичное обнажение не было связано с какими-либо табу, а было просто обычаем и, возможно, данью моде.
Женщины в Греции были менее свободны, чем на Крите, так как к ним нередко относились как к рабыням и прислуге. Большой свободой пользовались лишь куртизанки – они свободно появлялись в обществе, участвовали в массовых гуляниях и даже были основными действующими лицами празднеств, посвященных Афродите, так называемых Афродисий.
Гетера Фрина. Античная статуя
Благодаря бытоописателю Афонаусу мы имеем возможность получить некоторое представление о куртизанках и их роли в праздновании дней любви и красоты:
У спартанцев было все проще – их жизнь была основана на суровом прагматизме. В Спарте мальчики и девочки ходили обнаженными, так как так было проще заниматься гимнастическими упражнениями. Лакедемоняне не придавали особого значения наготе – просто быть обнаженным было удобно и женщины без одежды никого не вводили в ступор. Сложно удивить голым женским телом мужчину, который рос без одежды, среди таких же голых сверстников.
Этруски совсем иначе относились к обнаженному телу. Для них красивая женщина без одежды была предметом роскоши, который было приятно созерцать. Свободные женщины этого народа ходили в одеждах, а вот рабыни прислуживали на пирах обнаженными, радуя гостей своими формами.
Фрагмент росписи гробницы «Леопардов». 2‑я четверть 5 века до нашей эры
Свободные этрусские женщины были достаточно раскрепощенными. Считалось нормальным во время пира предаться любовным утехам, отгородившись от присутствующих лишь легкой ширмой. Один из греческих историков описывал дам этого народа как распущенных, любящих выпить, но при этом прекрасно выглядящих и тщательно ухаживающих за телом, лицом и одеждой.
В ранний период Древнего Рима царили достаточно пуританские нравы. Мужчины были обязаны торговать или воевать, а женщины находиться дома и воспитывать детей. Не было ни театров, ни помпезных терм с бассейнами, ни вакханалий. Власти строго следили не только за моральным обликом граждан, но и за их режимом. Известно, что цензор Катон Старший по ночам ходил по улицам Рима и следил за тем, не горят ли у кого часом окна после полуночи.
Считалось, что порядочный человек и патриот ночью должен спать, чтобы наутро проснуться свежим и бодрым и с максимальной отдачей посвятить себя государственным делам, службе или физическому труду. Зато в период поздней республики и империи римляне настолько раскрепостились, что перещеголяли как эллинов, так и этрусков.
В общественных местах римлянки были одеты в тоги, оставляя открытыми лишь руки, шею и ступни. Зато в банях и дома вполне можно было пренебрегать одеждой и наслаждаться наготой. Женское, да и мужское тело можно было обнажать не стыдясь, но голыми все же не ходили. Жители империи рассуждали просто – нагота является признаком раба или нищего. Рабов обоего пола на рынках продавали обнаженными, а самые бедные граждане не могли себе позволить одежду, в те времена изготавливавшуюся вручную.
«Триумф Вакха и Ариадны» в Палаццо Фарнезе, Рим. XVI век
В Средние века отношение к обнаженному телу формировалось под действием религии. Христианство внушало, что плоть греховна и временна, поэтому лишь отдаляет человека от Бога. Тем не менее, были времена, когда сексуальность в жизни людей Средневековья просто била ключом. Это касается, в большей степени, раннего и позднего периода.
Жан Фуке. Меленский диптих. 1450 год
Во II-III столетии нашей эры существовало необычное христианское течение адамитов, адепты которого считали наготу святой. Своей целью они считали возвращение человека в то состояние, в котором его создал и поместил в рай Бог. Разумеется, в их стройной теории мироздания места одежде не находилось. Закончилось для адамитов все очень плохо – они попали в известный папский список «80 христианских ересей», после чего их предали анафеме и начали преследовать.
Но идеи этих сектантов не были забыты и позднее реинкарнировались в других «ересях». В XIV веке на территории нынешней Болгарии активизировались так называемые «богумилы», а столетием позже, в Чехии, еще одна секта того же толка. Последний всплеск адамитской ереси пришелся на XVIII столетие, после чего любители проводить церковные службы в неглиже массовой активности не проявляли, хотя существуют и по сей день.
Арест адамитов в Амстердаме, XVII век
В тех краях, куда не дотянулась еще жесткая рука христианской церкви, царила своя атмосфера. Вот что писал о нравах язычников-кельтов, проживавших на Британских островах, побывавший у них в гостях с VIII веке преподобный Бонифаций, впоследствии канонизированный:
Также сохранились воспоминания современников королевы Ульстера, расположенного на Севере Ирландии, которые рассказывали, что в 610 году эта достойная особа встречала иноземных гостей в кругу придворных дам и все были обнажены по пояс. Также в знак своего особого расположения визитерам, аристократки демонстрировали им свои интимные части тела, задирая юбки.
Участницы фестиваля в Ковентри
В X столетии зародилась красивая, но вряд ли правдивая легенда о леди Годиве, супруге графа Мерсии Леофрика, которая, чтобы спасти Ковентри от налогового гнета, проехала обнаженной верхом по его центральным улицам. Горожане, якобы, из благодарности и уважения к своей спасительнице ушли с улиц и закрыли ставни, чтобы ненароком ее не увидеть. Может это и правильно, ведь историки установили, что на момент самоотверженного подвига, леди Годива уже отметила свой 60-летний юбилей.
Так или иначе, но дыма без огня не бывает и, раз такое предание существует, значит были прецеденты для его появления. Отдельно стоит упомянуть, что подвиг леди Годивы в Ковентри празднуют до сих пор и даже придумали специальный фестиваль, в котором главные роли отводятся обнаженным всадницам.
Корейская крестьянка. XIX век
В Средневековье любительницы обнажиться встречались среди представителей абсолютно всех религий. Индуизм, буддизм и даже ислам не избежали подобных течений, которые или безжалостно подавлялись или, назло всему, существовали некоторое время. Корейские крестьянки до конца XIX столетия носили платья с открытой грудью, а жительницы жаркой индийской Бенгалии, до прихода англичан, носили только юбки, приберегая яркие сари для торжеств.
Не удивительно, что наиболее нетерпимым к женскому обнаженному телу во все времена был ислам. Но, немотря на это, случались и исключения. Арабский путешественник и купец Ибн Баттута, посетивший в XIV веке африканскую страну Мали, был поражен странным поведением женщин этой исламской страны. По его словам молодые девушки, рабыни и прислуга ходили кругом обнаженными, а во дворе султана даже его дочки ходят при всех без единой нитки на теле.
Девушка из Западной Африки
Еще больший шок у Ибн Баттуты вызвали семейные отношения малийских правоверных. Путешественник в ужасе описывал закон, позволяющий женщине официально завести любовника, если ее муж был уличен в измене. Разрыв шаблона у араба произошел не зря. Отдаленная от исламских религиозных столиц страна в Западной Африке, считалась оплотом ислама и одним из главных духовных центров. Здесь находились крупнейшие в средневековом мире библиотеки религиозной литературы, а местные медресе выпускали образованнейших богословов.
В Европе с приходом Ренессанса прекратились гонения на обнаженное тело, а художники и скульпторы начали создавать свои эротичные шедевры. Дамы полюбили платья с открытой грудью, а при дворах монархов стало модно заводить любовников и фаворитов. Первым известным произведением эпохи Возрождения, воспевавшим женскую наготу, стало полотно «Рождение Венеры» Боттичелли.
Что же касается нравов, то лучше всего их опишут очевидцы. Епископ Бурхардт, занимавший высокий пост папского церемонимейстера, так рассказывал о пире знати:
Мы уже писали о парадном наряде английской королевы Елизаветы I, оставлявшем обнаженной грудь. Но это был далеко не самый откровенный наряд, который позволяла себе британская аристократия. В 1750 году некая мисс Чадлей заявлялась на балы и приемы в прозрачном балахоне на голое тело, который она сама называла «Костюм Ифигении перед жертвоприношением».
В том же галантном XVIII веке, известный сердцеед и авантюрист Казанова, после визита в Лондон отмечал, что англичане резвятся в борделях с усердием, достойным лучшего применения. Но любовные похождения жителей британской столицы не впечатлили эксперта по женскому полу. Итальянец с разочарованием писал, что жители туманного Альбиона предпочитают напиться в стельку и отплясывать с голыми проститутками, избегая всего изысканного и томного.
В викторианской Англии все диаметрально изменилось. Женщины начали прятать от посторонних глаз не только грудь, но и руки. При дворе целомудрие доходило до идиотизма – все фигурные ножки мебели были закрыты кружевными чехлами, дабы не смущать королеву-пуританку и ее приближенных.
Рубеж XIX-XX столетия стали эпохой настоящей сексуальной революции. Первое шоу со стриптизом состоялось 9 февраля 1893 года в «Мулен Руж», в Париже. Это было не шоу для холостяков, а обычная студенческая вечеринка, в ходе которой гости решили выбрать королеву красоты. Одна из девушек, очевидно изрядно перебравшая, во время исполнения конкурсного танца начала раздеваться, что пришлось по душе присутствующим. В итоге ей пришлось уплатить в полиции 100 франков штрафа, но оно того стоило.
Мода на стриптиз разлетелась по миру, но не везде была принята благосклонно. Может показаться странным, но в прогрессивном США раздевание под музыку начали порицать. Поэтому стриптиз за океаном переродился в бурлеск, который стал вскоре самостоятельным направлением эротического танца.
Вскоре после стриптиза родился и эротический кинематограф. Первый фильм такого плана назывался «Невеста отходит ко сну» и вышел в 1896 году. Короткий ролик без звука показывал сцену переодевания юной девушки перед сном. В 1910 году вышел и первый порнофильм «Free Ride», относящийся к существующему и ныне жанру Fake taxi.
Кадр из первого порнофильма
Нельзя не упомянуть и такое явление, получившее распространение в XX веке, как нудизм. Подобно адамитам, первые нудисты были преследуемы практически во всех странах мира. Забавно, но большевикам идеология единения с природой путем обнажения пришлась по душе. Даже В.И. Ленин отзывался о нудистах положительно, считая их взгляды естественным проявлением пролетарской эмансипации. В Москве 20‑х годов даже проходили парады нудистов, над которыми гордо реял лозунг «Долой буржуазное ханжество».
В 30‑х годах нудизм подхватили нацисты, а в 60‑х «новые левые». Стоит ли упоминать культ обнаженного тела у хиппи и нравы «сексуальной революции»? После всего этого тот факт, что обнаженное женское тело в современном обществе табуировано, кажется странным. При наличии развитой порноиндустрии с миллиардными оборотами, мы продолжаем изображать целомудренное общество, неприемлющее вызывающие сексуальные наряды и публичное обнажение.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
«Я бы такую, как ты, вообще не трогал» Российские девушки перестали бриться, а парни надели платья. Как это помогло им найти и принять себя
Медиа десятилетиями транслируют формулу успеха, которая якобы напрямую связана с красотой. У богатых и счастливых — идеальные фигура, кожа, волосы, зубы. И, следовательно, идеальная жизнь. В реальности это, конечно же, не так. Растяжки, целлюлит, различного рода недостатки и несовершенства являются типичными физиологическими особенностями человеческого тела, но в обществе их принято стесняться и всеми силами скрывать. Это порождает множество комплексов не только у взрослых женщин и мужчин, но у детей и в особенности у подростков. Популярные блогеры и активисты бодипозитива рассказали «Ленте.ру» о том, как стандарты красоты разрушали их жизнь и какой ценой они добились успеха, несмотря на порицание общества.
«Женщина обязана выглядеть сногсшибательно и в пылу сражений, и за секунду до смерти»
Женская красота является одним из важнейших художественных инструментов киноиндустрии. В разные эпохи образы и внешний вид менялись в зависимости от потребностей аудитории. Во времена немого кино типаж актрис определялся очень просто: это должна была быть молодая женщина с большими глазами, тонкими губами с четким контуром и пышными волосами.
Такой формат соблюдался из-за специфики изображения — от исполнительниц требовались яркие выразительные черты лица, заметные на экране. Кроме того, такой типаж притягивал мужчин, а женщины стремились быть похожими на любимиц противоположного пола. Одними из наиболее популярных актрис того времени были Мэйбл Норманд, Вера Холодная, Лиллиан Гиш и Мэри Пикфорд, внешность которых считалась эталоном красоты.
Вера Холодная, 1920 год
Фото: Mary Evans Picture Library/ALEXA / Legion-media.ru
К 60-м в кино сформировался образ идеальной женщины. Внешность была улучшена до нереалистичности за счет косметики и обилия искусственного студийного света. Культ молодости и красоты вынуждал девушек любого возраста поддерживать свежий и юный вид в повседневной жизни. Примерами для подражания тогда стали Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Вивьен Ли и Мария Стюарт.
Через несколько десятилетий невинный образ леди сошел на нет. На смену ему пришли решительные и сильные героини. Обязательным атрибутом экранной красотки 1980-1990-х была сверхсексуальная внешность.
«Женщина-воин», волнующая взгляд зрителя, обладала холодным рассудком и интеллектом, что еще больше подливало масла в огонь эротических фантазий мужчин. Главные героини таких лент, как «Лара Крофт: расхитительница гробниц», «Зена — королева воинов», «Обитель зла» и «Женщина-кошка» укрепили в сознании общества стереотип о том, что женщина обязана выглядеть сногсшибательно, что бы с ней ни произошло — и в пылу сражений, и за секунду до смерти.
Игра на комплексах
Завышенные требования к человеческой внешности навязывает и порноиндустрия. Сейчас кино с отметкой 18+ в большинстве своем показывает аккуратные женские тела без единого намека на волосяной покров. Однако так было не всегда. Мода на женское бритье возникла после 1915 года, когда американский бизнесмен и основатель бренда Gillette Кинг Камп Жиллетт (King Camp Gillette) решил удвоить доходы и распространить свою продукцию для бритья и ухода за телом еще и на женскую половину общества.
Реклама продукта сыграла на комплексах и неуверенности покупательниц, вынуждая их приобретать средства для депиляции.
Твое тело — твое дело
В эпоху социальных сетей трудно не сравнивать себя с другими пользователями. Реальность такова, что большинство юзеров показывают только лучшие стороны себя и своей жизни, оставляя правду за кадром. На фотографиях запечатлены красивые улыбчивые люди с белоснежными зубами, лоснящейся кожей без морщин, растяжек и целлюлита. Женщины показывают свои тела после родов, хвастаясь идеальной фигурой без признаков вынашивания ребенка, а мужчины демонстрируют скульптурную мускулатуру.
Но вместе с трендом на «идеальность» заметно возросла популярность бодипозитива — движения, которое выступает за право комфортно себя чувствовать в своем теле при любом внешнем виде, свободно самовыражаться и принимать тела других людей такими, какие они есть. Бодипозитив помогает женщинам и мужчинам изменить восприятие своего образа и роли в обществе, бороться с навязанными стандартами красоты и распространять идеи вариативности внешнего вида.
На Западе бодипозитив давно стал частью жизни общества. Люди не боятся самовыражаться и выглядеть так, как хочется. Модные бренды стремятся показывать моделей разных рас, типажей и комплекции. Например, героем рекламной кампании марки нижнего белья Savage x Fenty, который принадлежит певице Рианне, стал темнокожий плюс-сайз-манекенщик с несколькими татуировками, девушка с растяжками на бедрах снялась в бикини для бренда Inamorata Woman, основанного супермоделью Эмили Ратаковски, а модель с ампутированной ногой стала лицом британской марки Kurt Geiger.
«Бить за такое — уже не норма» Как живут в России мужчины, которые носят женскую одежду и макияж
Тенденция на феминизацию мужчин все больше охватывает западную культуру. Недели моды удивляют публику обилием манекенщиков на каблуках, а знаменитости, такие как певец Гарри Стайлс и актер Билли Портер, все чаще снимаются для журналов в женских платьях. Размытые гендерные рамки уже стали нормой в западных странах, жители которых не только носят традиционно женские вещи, но и делают яркий макияж. В России же люди, следующие веяниям иностранной моды, пока скорее исключение из правил. Несмотря на осуждение в обществе они продвигают идеи равенства полов в массы и получают поддержку десятков тысяч подписчиков в соцсетях. Как российские блогеры популяризируют тренд на мужской макияж и каким трудом им дается разрушение заскорузлых стереотипов — в материале «Ленты.ру».
Вернули красоту
Первым популяризатором мейкапа для мужчин называют короля Франции Людовика XVI, который правил в конце XVIII века. Монарх заставлял подданных носить громоздкие парики, поскольку стеснялся лысины, образовавшейся на его голове уже в 23 года. Кроме того, в период его правления при дворе буквально запрещалось появляться без пудры на лице и подкрашенных губ.
Доподлинно известно, что помимо декоративной косметики европейцы пользовались и уходовыми средствами. Например, настойку из сока мокрицы применяли для избавления от веснушек, для омоложения лица на ночь наносили маску из воска, меда и вина, а для очищения пор лекари предлагали маску из глицерина и серы.
Мужчины продолжали краситься вплоть до Великого мужского отречения (Great Male Renunciation), вдохновленного эпохой Просвещения в конце XVIII века. Такой термин предложил психоаналитик Джон Флюгель в 1930 году для исторического периода, когда мужчины отказались от любых средств улучшения внешности.
Представители высшего общества, не желая походить на буржуа, перестали носить яркие цвета. Вместо этого они отдавали предпочтение пастельным тонам, которые были не по карману среднему классу
Считается, что отказу аристократов от париков, яркой одежды, каблуков и косметики во многом поспособствовала королева Виктория, которая правила более 60 лет. Монаршая особа была строгой моралисткой, считавшей макияж главным атрибутом проституток и актрис (последних в те времена приравнивали к женщинами с низкой социальной ответственностью).
Король Франции Людовик XVI
Изображение: Joseph Siffred Duplessis
Окончательно макияж распространился среди маргиналов в конце XX века, а его главными поклонниками стали участники квир-движения и ЛГБТ-сообщества, которые в 1950-х годах своим нестандартным внешним видом давали отпор угнетателям, негативно относившимся к любому проявлению фемининности у мужчин.
Несмотря на сопротивление консерваторов, в 1970-х годах культура мужского макияжа продолжала развиваться. Именно тогда зародился дрэг — вид перформативного искусства, когда мужчина переодевается в женщину.
Музыкальная индустрия тоже популяризировала мейкап — на сцене все чаще выступали панки с цветными волосами, накрашенными ногтями и макияжем в стиле smoky eyes. Среди таких звезд — Принс, Дэвид Боуи и Мик Джаггер, смелость которых удивляла публику.
Рокер Дэвид Боуи на концерте в Лондоне в 1973 году
Фото: NBCU Photo Bank / NBCUniversal via Getty Images via Getty Images
В тот же период появились первые визажисты-мужчины: Уэй Бэнди, Кевин Окойн и Скотт Барнс, которые делали макияж таким знаменитостям, как Дайана Росс, Шер, Катрин Денев, Наоми Кэмпбелл и Мадонна.
Метросексуал или фрик?
1990-е — самый свободный период за всю историю макияжа как в СССР, так и за рубежом. В начале этого десятилетия журналист Марк Симпсон ввел новый термин — «метросексуал», определявший мужчин, которые живут в метрополиях и являются активными потребителями новой косметической продукции, одежды и других модных и экзотических товаров.
Главными отечественными звездами, которые дополняли свои сценические образы обильным макияжем, стали певцы Шура и Борис Моисеев, а также пародист Александр Песков. Среди иностранцев мейкап больше всего любили поп-исполнители Принс и Майкл Джексон. Актер Кристиан Бейл в 1998 году удивил фанатов появлением на красной ковровой дорожке с блестящими стрелками.
Эпоха толерантности закончилась в России в 2000-х, когда общество вновь обратилось к традиционным ценностям. Теперь мужчин с макияжем называли фриками. К таковым, например, относили стилиста Сергея Зверева.
Фото: Геннадий Усоев / Legion-media.ru
В то же время на Западе звезды продолжали пользоваться косметикой. Особенно популярной среди иностранных знаменитостей стала черная подводка, поклонников которой начали называть guyliner («парень с подводкой»). Тогда с подобным мейкапом выходили в свет преимущественно рокеры — Джаред Лето, Адам Ламберт и Пит Вентц. Фанаты копировали их образы и тоже наносили на веки темные тени.
Распространению косметики среди мужской части населения поспособствовало развитие социальных сетей, где постепенно размывались гендерные рамки. Если изначально макияж наносили только звезды, то с 2010 года он стал модным и среди относительно обычных мужчин.
Макияж продолжал эволюционировать. Раньше он применялся только для сцены и экрана, но вскоре мужчины начали использовать косметику, чтобы скрыть недостатки внешности, не привлекая к себе лишнего внимания
Главным вдохновителем мужчин на макияж считают блогера Джеффри Стара, который владеет собственным косметическим брендом. Джеффри с подросткового возраста сталкивался с хейтом, но продолжал делать мейкап. Последователи Стара сумели добиться более нейтрального отношения публики к мужскому макияжу.
Вскоре новый тренд заметили и производители косметических средств. Мужские линейки появились в ассортименте таких брендов, как Cover Girl, Maybelline, Milk Makeup, Chanel, Fenty, MMUK и других. Тенденцию не обошли стороной и дизайнеры: в 2016 году манекенщики с ярким макияжем прошли по подиуму на показе Vivienne Westwood, а в 2020 — на шоу бренда Dior.
Уходовая косметика подвергалась меньшей стигматизации, поэтому быстрее получила признание мужской аудитории. В использовании кремов, сывороток, масок и других средств признавались футболист Дэвид Бэкхем, комик Пит Дэвидсон, музыкант Фрэнк Оушен, рэпер Фарелл Уильямс и актер Дэниел Калуя.
Мужской макияж приняли и в политических кругах. Бывший президент США Дональд Трамп пользовался консилером в оранжевом оттенке марки Bronx, а бывший спикер конгресса США Джон Бейнер наносил на лицо бронзер из популярного супермаркета Costco.
К 2021 году мужской макияж достиг пика популярности. Основатель косметического бренда для мужчин Stryx Девир Кахан связывает тренд на мейкап с растущим числом публикацией фотографий в соцсетях и увеличением количества видеозвонков во время карантина. По его словам, за первые недели локдауна, который вводили в Великобритании в связи с пандемией коронавируса, продажи его косметики выросли на 50 процентов.
Кроме того, по мнению экспертов, распространению мужского макияжа во многом способствуют представители поколения Z (люди, родившиеся в период с 1996 по 2012 год). Именно молодежь продвигает идеи унисекса, а косметические марки, такие как Fenty, Chanel, Asos и другие, выпускают для них гендерно-нейтральную косметику.
Рок-музыкант Джаред Лето на выступлении премии MTV в 2007 году
Фото: Kristian Dowling / Getty Images
Производители бьюти-средств все чаще привлекают мужчин в качестве своих амбассадоров, а блогеры-мужчины наравне с девушками публикуют в соцсетях видеоуроки по нанесению макияжа. Главными российскими трендсеттерами в этой области являются Владос Мирос, Андрей Петров, Алексей Жидковский, Тетя Мотя, Игорь Синяк, Егор Андрюшин, Rustem Beauty, Даниэль Мэрлоу и другие.
«Лента.ру» пообщалась с некоторыми из этих героев и узнала, с какими трудностями они сталкиваются в повседневной жизни из-за тяги к женским образам
«В ГУМе ко мне пристали два нерусских парня»
Матвей, популярный бьюти-блогер
Краситься на постоянной основе я начал в 11 классе. Как сейчас помню, свой первый макияж я сделал 1 января 2020 года — прямо в новогоднюю ночь сел и накрасился. С детства у меня было понимание того, что я человек творческий и этот потенциал мне необходимо реализовать, иначе я потеряюсь в жизни.
На протяжении долго времени я думал, чем мне заниматься, а потом неожиданно все сошлось: я люблю рисовать, причем преимущественно лица, и чаще всего в своих работах делаю акцент на глаза. Мне показалось, что мои увлечения можно соединить, и получился макияж — так все и началось.
Мне всегда хотелось показать миру, на что я способен. Сначала родители неоднозначно отнеслись к моему хобби: они сильно не вмешивались, но и в восторге не были. Как сторонние наблюдатели они смотрели, к чему все это приведет. А друзья меня поддерживают и радуются моим успехам.
Отрицательно обо мне отзываются только клуши в интернете. Даже одноклассники скорее испытывают шок, нежели негатив по отношению ко мне. Сейчас уже даже родные реагируют совершенно спокойно, по крайней мере внешне. Остальные люди меня совершенно не волнуют.
Я вообще редко сталкиваюсь с хейтом в реальной жизни, чаще в социальных сетях. Мой внешний вид никогда не был поводом для драк или оскорблений, но единичные случаи все-таки бывают. Например, на днях в ГУМе ко мне пристали два нерусских парня, начали снимать на телефон и задавать вопросы, мужик я, баба или транс.
Меня это очень разозлило. Я ношу макияж, но при этом я высокий, под два метра ростом, а ко мне подходит незнакомый мужик и что-то говорит. Так хотелось в дверь его кинуть! Но все закончилось благополучно. Кстати, в тот день я выглядел совершенно обычно, на мой взгляд, с натуральным мейкапом.
Я всю жизнь боролся за себя. Конечно, хотелось бы, чтобы у меня была какая-то защита, возможно, в лице определенного человека, но пока приходится справляться с такими нападками самостоятельно. Что касается интернета — там мне действительно наплевать.
Вопреки всему негативу и трешу сейчас я чувствую себя гораздо лучше, чем до того, как начал краситься. Макияж помогает мне реализоваться в жизни. Я знаю, чем я хочу заниматься, куда мне двигаться и как применять свои навыки в финансовой сфере. Мне кажется, я выбрал нужное русло и иду в правильном направлении, зарабатывая на своем увлечении.
Я все же считаю, что мужской макияж нельзя назвать трендом — тренд бы уже прошел. Мужчины, которые красятся, считают себя творцами, у них это идет из детства. Просто изначально ты не осознаешь своего желания, а повзрослев, уже понимаешь, что хочешь делать мейкап постоянно.
Макияж — это не тренд, а люди и их творческие желания
Реализовывать свои пристрастия в нашей стране довольно сложно из-за постоянной цензуры. Все, что связано с мужским макияжем, жестко блокируется в России, поэтому он не так популярен среди парней. Когда люди чего-то не видят, они думают, что этого не существует, а если подобное появляется в их поле зрения, они впадают в нереальный шок.
Конечно, в США с этим проще, там все подается через призму разнообразия размеров, цветов, параметров и особенностей внешности, поэтому у них меньше буллинга в сторону людей, которые отличаются от других. К сожалению, у нас дела обстоят иначе. В моей школе, например, даже девочку-кореянку оскорбляли. Все из-за того, что у людей просто нет «насмотренности». Возможно, через пару поколений дышать будет легче, но точно не в ближайшие несколько лет.
Помимо макияжа я делаю яркий маникюр, и в этой сфере тоже замечаю дискриминацию. Мастера реагируют на меня по-разному: одни восхищаются, другие относятся с пренебрежением и даже агрессией. Когда я записывался в первый раз на маникюр в Москве, мне отказали в трех салонах из-за того, что я мужчина.
Творческий потенциал я реализую и в одежде, особенно для фотографий в соцсетях. С одной стороны, сниматься в традиционно женских вещах — это вау-эффект для медийности, с другой — я делаю это для удовлетворения, а не ради хайпа.
Я не воспринимаю себя в мужской одежде, мне комфортнее в унисекс-вещах или даже женских нарядах
Однако в повседневной жизни я все же крашусь и одеваюсь более нейтрально: свитер, джинсы с завышенной талией, могу дополнить свой образ кольцами. При этом публичные выходы я планирую тщательно: если уж показывать себя, то максимально.
Я ко всему отношусь спокойно, считаю, что нигде не должно быть рамок. Мне кажется, нет ни мужских, ни женских черт лица и характера. В первую очередь черты человеческие! Но так говорю я — человек, который нейтрально относится ко всему, а у масс гендерные стереотипы плотно засели в голове.
«Натуралы говорят, что я выгляжу лучше их бывших девушек»
Владислав, блогер-миллионник
Не помню, когда состоялось мое знакомство с макияжем, но предполагаю, что мне было лет восемь-девять. Я изучал все, что было вокруг меня, а поскольку я жил с мамой, то перенимал ее поведение. Серьезно увлекаться косметикой я начал в подростковом возрасте. В то время мы прикалывались с друзьями, снимали смешные видео и один раз пошли ради этого в «Ашан». Там мы приобрели «Балет» — дешевую тональную основу рублей за 200, и сделали с ее помощью грим.
Блогер Владислав Миров
Фото: предоставлено Владом
В тот же день моя подруга купила огромную палетку теней, забыла ее у меня дома и в итоге подарила. Именно тогда я начал серьезно заниматься гримом: искал фотографии в интернете и повторял эти образы на своем лице. Например, однажды я нарисовал грим Джокера. Вот такая интересная предпосылка к мейкапу.
Можно сказать, что макияж был некой моей нуждой. У меня были разные переломные моменты в жизни, которые положили начало этой истории. Я жил только с мамой, и без отца было сложно понять, что мне можно делать, а чего нельзя. Думаю, это во многом повлияло на мое не совсем обычное увлечение.
Позднее у меня появились проблемы с кожей, и их решением стала косметика. Я не знал, как правильно лечить высыпания, стеснялся их, поэтому начал пользоваться тональной основой. Если честно, раньше я краситься абсолютно не умел, у меня получался нелепый макияж. Лицо всегда имело странный оттенок, намалеванные брови выглядели очень несуразно.
Макияж — это больше про комплексы, которые связаны с желанием иметь идеальное фарфоровое личико, которого у меня никогда не было
Потом я решил развивать свой блог в Instagram, и, чтобы войти в роль, пришлось прибегнуть к косметике — как любому артисту. Мне хотелось показать зрителю красивый и смешной образ, поэтому я красил даже губы, но все же делал мейкап без фанатизма. Хотя, пересматривая старые фото и ролики, я вижу, что макияж был заметен — например, цвет лица отличался от цвета шеи. Но замечания мне никогда не делали ни друзья, ни приятели, ни незнакомые люди.
Сейчас на мероприятия или съемки делаю легкий макияж — с годами я улучшал свои навыки. У меня наработана рука, поэтому окружающие даже не понимают, накрашен я или нет. В такие моменты я только брови подкрашиваю и выравниваю тон, убирая покраснения и корректируя мешки под глазами, чтобы добиться эффекта идеального лица. В повседневной жизни я вообще перестал краситься, когда вылечил кожу.
Все-таки макияж для меня — это часть образа, а не атрибут повседневной жизни. Можно сказать, что работа обязывает меня хорошо выглядеть. Мейкап в формате smoky eyes, как многие другие мальчики-блогеры делают даже для посещения ресторана, для меня неактуален. Косметика стала для меня способом устранения недостатков и выделения достоинств.
Вообще, все участники истории про мужской мейкап делятся на два типа. Есть мальчики — яркие таланты, которые действительно умеют пользоваться косметикой и смотрятся с ней гармонично. А есть позеры, которые красятся только для того, чтобы на них обратили внимание, потому что им больше нечем брать аудиторию. Такие парни завлекают людей даже не тем, как здорово они делают макияж, а самим фактом того, что они ходят накрашенными в России, провоцируя общество на негатив.
Мужчины, которые делятся секретами макияжа, по-настоящему крутые. Среди них, например, мой приятель Сердар Камбаров. Если он красит других и себя прекрасно, почему бы ему не поделиться опытом с публикой? Другой тип людей — это просто веселые ребята, которые дурачатся на камеру, и макияж гармонично вписывается в их образ.
Макияж — это в первую очередь творчество и раскрытие себя. Круто, когда человеку искренне нравится то, чем он занимается. Так рождаются настоящие профессионалы, поэтому важно, чтобы ребята не стеснялись своего увлечения косметикой. В будущем они могут стать дрэг-актерами, визажистами или гримерами во МХАТе или ГИТИСе. Однозначно стоит поощрять талантливых людей.