Как выглядят наблюдатели на выборах

Почему люди становятся наблюдателями на выборах? Кто будет наблюдать за выборами в Госдуму и зачем это нужно

Предстоящие в конце следующей недели выборы депутатов Госдумы — это сложный технологический процесс. За тем, чтобы все его механизмы работали правильно, слаженно и честно, следит множество специалистов: от сотрудников ЦИК до наблюдателей на территориальных участках. Наблюдатели — важные участники процесса, ведь именно от них зависит прозрачность и легитимность голосования. «Лента.ру» собрала несколько историй о людях, которые выбрали для себя этот путь и рассказали о причинах, по которым решили это сделать.

Честность под контролем

Среднего портрета наблюдателя не существует — это самые разные люди, которыми движут разные мотивы. У студента, педагога, актера и бухгалтера могут быть свои, совершенно не совпадающие причины для заботы о чистоте и достоверности голосования, но не вызывает сомнений тот факт, что подобных неравнодушных людей много. Как рассказали в Общественном штабе по наблюдению за выборами в Москве, в Корпус наблюдателей столичной Общественной палаты уже записались 16 тысяч человек.

«Кто-то из знакомых сказал, что в меня встроен ген справедливости. Очень не люблю, когда кто-то поступает не по совести. Поэтому на сентябрьских выборах я решила попробовать себя в роли наблюдателя, контролирующего ход выборов в Москве…Мне хочется лично убедиться в том, что выборы проходят честно», — пишет в Instagram общественный деятель, актриса театра и кино Ирина Безрукова.

Просто так стать наблюдателем не получится, каждый из них проходит серьезное обучение. В этом году оно стоит из двух этапов: в онлайн-части дают больше теории, а во время очной части участники вместе с преподавателями отрабатывают знания на практике.

«Учиться никогда не поздно, а учиться чему-то важному, что впоследствии будет напрямую связано с нашей большой страной и ее гражданами, вообще дело ответственное, — считает бухгалтер Екатерина Доломанова. — Была на лекциях, разбирали вопросы, как решать возможные проблемы во время голосования. Блок теории в пять часов был невероятно интересным и понятным, а блок практики в небольшой сценке позволил точно оценить свои силы».

Своими впечатлениями от обучения делится и администратор ПАО ТД ХОЛДИНГ-ЦЕНТР Наталья Игнатова: «Ты понимаешь, по какой системе проходят выборы. Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Получила огромное количество нужной информации и большое удовольствие».

Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть фото Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Как выглядят наблюдатели на выборах. Картинка про Как выглядят наблюдатели на выборах. Фото Как выглядят наблюдатели на выборах

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Наблюдатели — кто они и зачем им это?

После обучения наблюдатель полностью готов к работе на избирательном участке. Для кого-то это будет первый подобный опыт, а кто-то раньше уже следил за чистотой процедуры голосования. По данным Общественного штаба, больше половины (54,4 процента) тех, кто вошел в Корпус наблюдателей, — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.

«В этом году я в первый раз буду работать наблюдателем, — пишет волонтер Ксения Кириллова. — Я осознаю, что это важная роль, ведь я буду помогать осуществлять прозрачные, легитимные выборы. И, конечно, крайне интересно узнать и посмотреть на выборы изнутри, а не со стороны избирателя, как обычно».

Учитель ГБОУ №1302 Елена Кудряшова уже имеет опыт подобной работы: она была наблюдателем во время голосования по поправкам в Конституцию в 2020 году. «Наблюдатель — это не просто пунктир или галочка, мы обеспечиваем прозрачные выборы, это слаженная работа многих людей», — говорит педагог.

Среди наблюдателей немало студентов московских вузов и колледжей. Для них это первое реальное участие в политической жизни страны.

«Мне, как будущему политологу, очень интересно, как происходит форма прямого волеизъявления граждан, — пишет студент МГУ Валерия Кальянова. — Я решила более детально окунуться в мир под названием «политика» и стать наблюдателем».

Для многих молодых людей возможность стать наблюдателем — это еще и шанс попробовать себя в политике и научиться ответственности.

«Изначально мне было интересно себя попробовать в чем-то новом»

Я попала в эту сферу и раскрываю для себя новые горизонты — дальше только больше и интереснее», — отмечает студентка ГБПОУ «Колледж Царицыно» Полина Худобина.

«Это новый и необычный опыт лично для меня, — пишет студент РТУ «МИРЭА» Константин Муравицкий. — Думаю, что такой вид работы дает возможность погрузиться в гущу событий, увидеть весь процесс изнутри, а также в будущем судить о выборах из личного опыта».

Голосование на думских и других выборах пройдет с 17 по 19 сентября. Свои списки кандидатов к настоящему времени зарегистрировали 14 политический партий. В семи субъектах федерации — Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях — голосование будет проходить также и в дистанционном электронном формате.

Источник

Как выглядят наблюдатели на выборах

Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть фото Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Как выглядят наблюдатели на выборах. Картинка про Как выглядят наблюдатели на выборах. Фото Как выглядят наблюдатели на выборах

Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть фото Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Как выглядят наблюдатели на выборах. Картинка про Как выглядят наблюдатели на выборах. Фото Как выглядят наблюдатели на выборах

Права и обязанности наблюдателей

В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?

Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

Какие действия вправе совершать наблюдатель?

Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;

обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.

Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?

При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).

Какие действия запрещено совершать наблюдателю?

Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?

Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:

наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;

помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;

председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;

участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;

по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?

Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).

Жалоба может быть устной и письменной.

Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.

В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.

Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.

Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.

Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.

Источник

Как стать наблюдателем на выборах?

Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?

Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.

Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.

Кто такие наблюдатели

Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:

Как озеленить дом

Полномочия наблюдателей

У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:

А вот что наблюдатели делать не могут:

То есть наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но это не значит, что их работа бесполезна. На практике в 95% случаев сам факт наличия наблюдателей предотвращает фальсификации: больше всего нарушители боятся, что их увидит кто-то «чужой». А еще это отличная отговорка для начальства: мол, не можем вбросить бюллетени, потому что за нами следят.

Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.

Как стать наблюдателем

Есть несколько способов стать наблюдателем.

Через партию или кандидата. Наблюдателей может назначить политическая партия, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов, или кандидат, зарегистрированный по одномандатному округу.

Чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии. Обычно штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.Можно и не ходить самостоятельно по избирательным штабам, а обратиться в общественную организацию, которая поможет с оформлением документов и подскажет, как действовать на выборах. Например, в общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».

Движение «Голос» внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента

На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.

Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.

Порядок назначения наблюдателей довольно простой:

Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.

Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:

Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.

Стоит ли становиться наблюдателем

Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.

Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.

Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году

Избирательный участокЯвкаНаблюдатели
240019%Есть
240123%Есть
240221%Есть
240361%Нет
240421%Есть

Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.

«Для меня это был очень интересный опыт, что-то вроде экскурсии за кулисы»

Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.

Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.

Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.

Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.

В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.

А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.

Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

Как выглядят наблюдатели на выборах

Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть фото Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Как выглядят наблюдатели на выборах. Картинка про Как выглядят наблюдатели на выборах. Фото Как выглядят наблюдатели на выборах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть фото Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Как выглядят наблюдатели на выборах. Картинка про Как выглядят наблюдатели на выборах. Фото Как выглядят наблюдатели на выборах

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть фото Как выглядят наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Как выглядят наблюдатели на выборах. Картинка про Как выглядят наблюдатели на выборах. Фото Как выглядят наблюдатели на выборахОбзор документа

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2021 г. N 13/110-8 «О разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года»

В целях обеспечения гласности в деятельности комиссий, руководствуясь статьями 21 и 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 27 и 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение N 1).

2. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года (приложение N 2).

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А. Памфилова
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.А. Бударина

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8

Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой избирательной комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов.

2. Наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

3. Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.

Наблюдатели от политической партии назначаются уполномоченным органом политической партии в соответствии с уставом политической партии.

5. Политические партии, кандидаты, субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований части 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ*.

6. В соответствии с частью 3 1 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении N 1 к настоящим Разъяснениям.

7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее времени окончания работы комиссии (18 часов по местному времени).

При этом политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля могут представлять как общий список назначенных наблюдателей по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.

9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

В списке также делается запись, подтверждающая, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ.

Список наблюдателей, назначенных политической партией, субъектом общественного контроля, должен быть подписан соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверен печатью. Список наблюдателей, назначенных кандидатом, подписывается кандидатом или его доверенным лицом, заверение печатью не требуется.

10. При приеме списка назначенных наблюдателей член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.

В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе уполномоченное лицо политической партии, кандидат либо его доверенное лицо, уполномоченное лицо субъекта общественного контроля, представившие список назначенных наблюдателей, уточняют необходимые сведения и вносят их в список.

11. В территориальной избирательной комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую избирательную комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой избирательной комиссии.

12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (в дни досрочного голосования) на избирательном участке, политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом соответствующую территориальную избирательную комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).

13. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых избирательных комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.

Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.

15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, кандидатом или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя.

16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

17. Направление наблюдателя, назначенного политической партией, субъектом общественного контроля, подписывается соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверяется печатью. Направление наблюдателя, назначенного кандидатом, подписывается самим кандидатом или его доверенным лицом, проставление печати не требуется.

18. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).

19. При представлении наблюдателем направления в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.

* Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ).

Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование территориальной избирательной комиссии, в которую представляется список наблюдателей)

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом/субъектом общественного контроля
__________________________________________________________________________________________
(наименование политической партии*/фамилия, имя, отчество кандидата/наименование субъекта общественного контроля)

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоАдрес места жительства, контактный телефон**Наименование избирательной комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер избирательного участкаДата осуществления наблюдения
12345

Подтверждаю, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

МП*** (подпись уполномоченного лица политической партии/кандидата либо его

доверенного лица/уполномоченного лица субъекта общественного контроля,

* Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу.

** Контактный телефон указывается по желанию.

*** Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом.

Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование территориальной избирательной комиссии)

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политическими партиями, кандидатами, субъектами общественного контроля в участковую избирательную комиссию избирательного участка N ______*

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоКого представляетАдрес места жительства, контактный телефон**Дата осуществления наблюдения
12345
Председатель территориальной
избирательной комиссии
_____________________________ (подпись, дата)________________________________ (инициалы, фамилия)
МП

* Список передается в участковую избирательную комиссию территориальной избирательной комиссией не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования).

** Контактный телефон указывается при наличии.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8

Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года

Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

2. Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

3. Наблюдателем при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.

В каждую участковую комиссию субъектом назначения наблюдателей может быть назначено из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года), имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

5. При назначении наблюдателей субъекты назначения наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ*.

7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в Комиссию не позднее времени окончания работы Комиссии (18 часов по местному времени).

При этом субъектом назначения наблюдателей может быть представлен как общий список назначенных наблюдателей по всем участкам, так и несколько списков по ряду участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.

8. В исключительных случаях при образовании участков не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей может быть представлен в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию.

9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка, наименование участковой комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

Список назначенных наблюдателей должен быть подписан субъектом назначения наблюдателей и заверен печатью. Заверение печатью списка наблюдателей, назначенных кандидатом, инициативной группой по проведению референдума, не требуется.

10. При приеме списка назначенных наблюдателей член Комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.

В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе субъект назначения наблюдателей, представивший список назначенных наблюдателей, уточняет необходимые сведения и вносит их в список.

11. В Комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

В исключительных случаях при образовании участков в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой комиссии.

12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в Комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (дни досрочного голосования) на избирательном участке, участке референдума, субъект назначения наблюдателей вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом Комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).

13. Секретарь Комиссии или иной уполномоченный член Комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в Комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.

14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 67-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.

15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении, выданном субъектом назначения наблюдателей.

16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление должно быть подписано субъектом назначения наблюдателей и заверено печатью. При этом в случае направления наблюдателя кандидатом, инициативной группой по проведению референдума проставление печати не требуется.

17. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).

18. При представлении наблюдателем направления в участковую комиссию секретарем участковой комиссии или иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке, участке референдума в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.

* При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены (пункт 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ).

Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов,
голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование комиссии, в которую представляется список наблюдателей*(1))

(наименование выборов, референдума)

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоАдрес места жительства, контактный телефон*(3)Наименование комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер участкаДата осуществления наблюдения
12345

МП*(4) (подпись кандидата/уполномоченного лица избирательного объединения/

уполномоченного лица иного общественного объединения/уполномоченного

лица субъекта общественного контроля/уполномоченного лица инициативной

группы по проведению референдума, дата)

*(2) Указывается субъект назначения наблюдателей.

*(3) Контактный телефон указывается по желанию.

*(4) Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом, инициативной группой по проведению референдума.

Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных
референдумов, голосование на которых состоится 17,18 и 19 сентября 2021 года

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование комиссии, в которую представлен список наблюдателей)

(наименование выборов, референдума)

СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных в участковую комиссию участка N ______*

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоКого представляетАдрес места жительства, контактный телефон**Дата осуществления наблюдения
12345
Председатель комиссии_____________________________ (подпись, дата)________________________________ (инициалы, фамилия)
МП

** Указывается при наличии.

Обзор документа

ЦИК разъяснила порядок работы со списками наблюдателей, представляемыми:

— в территориальные избиркомы при проведении выборов депутатов Госдумы восьмого созыва;

— в комиссии при проведении выборов в региональные и местные органы, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *