Как выглядят вертолеты скорой помощи
Скорая помощь в небе: как работают вертолеты санавиации
Фото: Антон Тушин
Вертолеты Ростеха помогают медикам оказывать экстренную помощь и перевозить пациентов в тех случаях, когда не справляется обычная скорая на колесах. Холдинг «Вертолеты России» поставляет машины для медицинской эвакуации как в региональные службы, так и в интересах единого оператора, созданного при участии Ростеха, – Национальной службы санитарной авиации (НССА).
За прошлый год бортами НССА было эвакуировано почти 3 тыс. россиян. В этом году интенсивность полетов выросла вдвое. Спасти еще больше жизней удается в том числе и благодаря расширению авиапарка: в июле Ростех начал поставки НССА крупной партии вертолетов Ми-8 и «Ансат». О развитии Национальной службы санитарной авиации и ее новых «винтокрылых санитарах» – в нашем материале.
Медицина высокого полета
Вертолет с красным крестом, распугивая птиц, взлетает с площадки небольшого городка в Ленинградской области. Задача санитарной авиации – доставить пожилого пациента с подозрением на послеоперационное кровотечение из местной лечебницы в Санкт-Петербург. На автомобиле дорога до областной больницы с учетом пробок может занять больше двух часов. А по небу – всего полчаса. Для больного, кроме скорости, важен еще и комфорт: в его состоянии тряска на пригородных дорогах может быть весьма опасна.
Спустя полчаса винтокрылая неотложка уже приземляется на специальной площадке у областной больницы. Рядом их ждет карета скорой, куда бережно перегружаются носилки с пациентом. Экипаж санвертолета − анестезиолог−реаниматолог и фельдшер – передает больного из рук в руки в отделение реанимации, где все уже готово к приему.
Фото: НССА
Вертолет возвращается на базу Национальной службы санитарной авиации в районе аэропорта Пулково. Сейчас у техников есть время заправить машину, а у медиков – немного отдохнуть. Но так бывает не всегда: вызовы могут поступать один за другим, и тогда вся бригада освобождается только к ночи, передавая смену коллегам.
Для Национальной службы санавиации подобные полеты в любое время суток без выходных и праздников – будничная задача. Ежедневно по всей стране совершаются десятки вылетов, которые спасают тысячи человеческих жизней в год.
Для пациентов доставка по воздуху обходится бесплатно, полеты оплачиваются из государственного бюджета. Кроме повседневных задач вертолеты НССА задействуются и в случаях чрезвычайных ситуаций и катастроф. Особенно актуальной стала работа службы во время пандемии коронавируса, когда вырос поток пациентов с острой пневмонией.
По правилу «золотого часа»
Санитарная авиация в России появилась в 1930-е годы с подачи Красного Креста, переживала подъем в 1960-е вместе с первыми вертолетами и снижала обороты в 1990-е. Долгое время полеты в медицинских целях находились в управлении субъектов РФ, каждый из которых решал задачу своими силами.
Но с 2016 года ситуация начала стабилизироваться: в рамках поручения президента России был утвержден проект по экстренной медицинской помощи в труднодоступных регионах страны, из бюджета были выделены необходимые средства. Для более эффективной работы по инициативе Ростеха при участии Минздрава и Минпромторга России в 2017 году был создан единый оператор – Национальная служба санитарной авиации (НССА).
Фото: Антон Тушин
Согласно распоряжению Правительства РФ, НССА является единственным исполнителем авиационных работ по оказанию медицинской помощи на территории страны. С 2019 года ее вертолеты несут круглосуточное дежурство в регионах России. Там, где у НССА пока нет своих машин, служба нанимает вертолеты по субподряду. При этом НССА задает стандарт и контролирует исполнение. По словам генерального директора Александра Мацука, к 2024 году планируется поставить собственные машины во всех регионах.
Глобальная задача НССА – возрождение системы санитарной авиации в стране, но, конечно, самым важным результатом является количество спасенных жизней. Вертолеты службы ежедневно вылетают в отдаленные уголки России, в труднодоступные районы, работают в больших городах, где из-за пробок автомобильная скорая помощь часто не оправдывает свое название.
Фото: Антон Тушин
Особенно возрастает роль санитарных вертолетов в тех случаях, когда счет идет на минуты. Правило «золотого часа» гласит, что выживаемость наиболее вероятна, а риск осложнений, соответственно, меньше, если медицинская помощь оказывается в первый час после обращения. Чаще других на бортах санавиации оказываются пациенты с инсультами, инфарктами, тяжелыми травмами, пострадавшие в ДТП, беременные женщины с патологиями, дети и новорожденные.
В 2020 году служба совершила 2,5 тыс. вылетов и спасла 2939 жизней, а в текущем году аналогичных цифр удалось достигнуть уже в первом полугодии. НССА выполняет полеты в Сахалинской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Самарской, Астраханской, Курской и Рязанской областях, Республиках Бурятия и Калмыкия, Республике Дагестан и Чеченской Республике, Ставропольском, Камчатском и Приморском краях, Чукотском автономном округе и других регионах.
Для специальных задач – специальные машины
Одна из основных проблем, с которой сегодня сталкивается санавиация, – это отсутствие инфраструктуры. По подсчетам НССА, для того чтобы медицинские вертолеты могли свободно доставлять пострадавших в больницы, стране необходимо около 2 тысяч вертолетных площадок. До этой цифры еще пока далеко, но работа ведется, в том числе силами Вертолетной сервисной компании, входящей в холдинг «Вертолеты России» Ростеха. Пока же вертолеты НССА в основном базируются в пригородных аэропортах. На логистику тратится много времени, от которого в данном случае напрямую зависят чьи-то жизни.
В собственном авиапарке НССА – вертолеты двух моделей, оборудованные под задачи санавиации: средние Ми-8 (модификации АМТ или МТВ-1) и легкий «Ансат».
«Ансат». Фото: НССА
Вертолеты оснащены всем необходимым, чтобы поддерживать жизнь и даже проводить некоторые манипуляции уже на борту. Все приборы приспособлены для работы в воздухе в условиях движения. Некоторые модели оснащаются специальным модулем с системой жизнеобеспечения для транспортировки новорожденных. Кроме самих вертолетов, Ростех отвечает и за оборудование – основная медтехника на борту произведена предприятиями Корпорации.
«Ансат» применяется большей частью в городах и на равнинной местности для полетов «короткого плеча». Он может брать на борт одного лежачего пациента и двух медработников. В кабине вертолета имеется аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга и дефибрилляции, аспиратор – все то, что позволяет оказывать медицинскую помощь в полевых условиях даже самым тяжелым больным.
Быстрый и маневренный «Ансат» может совершать посадку на площадки, подобранные с воздуха, в непосредственной близости от места происшествия. Пилоты НССА с одинаково ювелирной точностью приземляются на полотно дороги, лесные опушки и даже дачные участки.
Ми-8АМТ. Фото: Антон Тушин
Для больших регионов с отдаленными районами в труднодоступных зонах и сложными природными условиями, где часто необходима экстренная помощь на месте, используется Ми-8 – один из самых массовых, а значит, и самых надежных вертолетов в мире.
За один раз «восьмерка» при наличии дополнительных медицинских модулей может взять до четырех тяжелых лежачих больных и до двадцати легких и в кратчайшие сроки доставить их на большие расстояния. Ми-8 трудятся преимущественно на Дальнем Востоке, в Сибири, в Арктической зоне.
Работает Ми-8 и в горных районах. Например, в прошлом году врачи спасли жизнь новорожденного с пороком сердца, появившегося на свет в горном ауле Дагестана. Команда на Ми-8 поднялась в горы и доставила ребенка с мамой в Махачкалу для операции, без которой он не протянул бы и двух суток.
Ми-8МТВ-1. Фото: Виктор Молодцов
На старте проекта в НССА состояли четыре вертолета Ми-8АМТ и четыре «Ансата». В июле этого года началось долгожданное пополнение – службе был передан первый из 66 вертолетов следующей партии, которая полностью перекочует под крыло НССА до конца 2022 года. Благодаря новым машинам география программы расширится практически на всю страну. За прошедшее время по новому контракту служба уже получила пять «Ансатов» и четыре Ми-8МТВ-1, таким образом увеличив авиапарк до 17 машин.
Больше тысячи спасенных жизней в год: как работает воздушная скорая помощь
— В большом городе постоянно кто-то нуждается в срочной медицинской помощи. Если возникают экстренные и чрезвычайные ситуации, оказанием такой помощи занимаются службы городской медицины катастроф, работу которых координирует наш центр. Для срочной транспортировки пациентов в стационары мы используем автомобили скорой реанимационной помощи и санитарную авиацию, на пути которой не бывает пробок и светофоров. Долететь до любого места в пределах МКАД на медицинском вертолете можно примерно за семь минут, а добраться из центра города в ТиНАО — за 10–15 минут. На время ЧС наш центр становится главным медицинским штабом Москвы. В распоряжение штаба поступают все медицинские организации города — от станций скорой помощи и переливания крови до аптек. На вооружении нашей службы сейчас три воздушных судна.
Что внутри реанимационного вертолета
Запас лекарственных препаратов и перевязочных материалов рассчитан на 25 человек. То есть медики могут высадиться на месте происшествия в разгрузочных жилетах и оказать помощь не одному, а сразу нескольким пострадавшим. Каждый вертолет может одновременно эвакуировать до трех пациентов с травмами средней степени тяжести или до двух пациентов в тяжелом состоянии. С 1 июня 2018 года вертолетная служба работает круглосуточно. За одну смену у авиамедицинской бригады может быть от двух до 10 вылетов.
Кто входит в авиамедицинскую бригаду
Всего в штате центра экстренной медицинской помощи 130 опытных и высокопрофессиональных медиков. Все они прошли обучение на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» и имеют удостоверения и сертификаты, подтверждающие их право на работу в авиамедицинской бригаде.
Одна бригада состоит из врача и фельдшера. В нее входят сертифицированные анестезиологи и реаниматологи с опытом работы в наземной скорой помощи и отделениях реанимации стационаров. Это медики высшей квалификационной категории со стажем работы не менее 10 лет.
У них есть не только медицинские знаниям, но и навыки врачей-организаторов. То есть могут взаимодействовать с другими экстренными службами города и руководить организацией помощи на месте происшествия. Прилетев на место, врачи оценивают ситуацию, определяют, понадобятся ли дополнительные силы и передают данные диспетчерам центра, которые при необходимости направляют подкрепление.
Кому вызывают воздушную скорую помощь
Сотрудники нашего диспетчерского центра принимают в сутки до 100 звонков от оперативных служб города. В зависимости от состояния и количества пострадавших мы отправляем на место происшествия автомобили реанимации или вертолеты (или и те, и другие). Авиация используется для срочной эвакуации пациента в стационар, когда счет идет буквально на секунды. Такое бывает, например, при тяжелых травмах, ранениях, инфарктах и инсультах.
Также санавиацию обязательно задействуют, если тяжело пострадал ребенок. К примеру, был случай, когда подросток упал с 16-го этажа жилого дома. На вертолете его в течение нескольких минут доставили в Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии. Благодаря оперативности наших медиков мальчик выжил, а последствия его травм оказались минимальны.
Санитарная авиация помогает и при доставке пострадавших в больницы при пожарах. Ведь когда люди получают отравление угарным газом, счет идет на секунды. Был случай, когда люди при пожаре оказались заблокированы в холодильной камере магазина, в котором случился пожар. Спасатели сумели вызволить их, но требовалась срочная помощь. На трех вертолетах крайне тяжелых пациентов мы доставили в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, все они поправились. Это единичные примеры. Чтобы показать масштаб работы медиков санитарной авиации, могу сказать, что за прошлый год врачи наших авиамедицинских бригад спасли больше тысячи людей.
Где вертолеты ждут вылета
Медицинские воздушные суда дежурят в трех разных точках города. Один вертолет базируется на площадке городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова (улица Вешняковская, дом 23). Второй ждет вызовов на базе ГКБ имени С.С. Юдина (Коломенский проезд, дом 4). Третий стоит в аэропорту Остафьево в ТиНАО, неподалеку от Щербинки.
Пострадавших мы эвакуируем в те больницы и клиники, которые подходят по профилю оказания помощи и находятся неподалеку от места происшествия. Например, пациентов с инфарктами и инсультами чаще всего доставляем в больницы, входящие в городскую инсультную сеть. Вертолетные площадки есть у НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, ГКБ № 15 имени О.М. Филатова и ГКБ имени С.С. Юдина. Детей принимают в больнице имени З.А. Башляевой (улица Героев-Панфиловцев, дом 28), НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (улица Большая Полянка, дом 22), а также в детской городской клинической больнице № 9 имени Г.Н. Сперанского (Ленинградский проспект, дом 16, строение 1). Всего в Москве работает 10 вертолетных площадок на базе крупных медицинских центров. И еще 21 наземная площадка оборудована в ТиНАО (поселок Щапово, село Вороново, рабочий поселок Киевский, деревня Васюнино и другие). Зимой все площадки регулярно расчищают от снега.
Сейчас география полетов медицинских вертолетов не ограничивается местами их постоянной дислокации. На вызов направляется тот, кто в данный момент свободен. Но в будущем мы планируем разделить зоны ответственности каждого судна. В ближайших планах также организация круглосуточного дежурства медицинского вертолета на площадке детской городской клинической больницы имени З.А. Башляевой.
Вертолеты летят на помощь
Ми-26. Фото: «Вертолеты России»
Уже более полувека вертолеты используются для поисково-спасательных работ. Счет спасенных за это время жизней исчисляется сотнями тысяч. Сейчас ни одна поисково-спасательная служба не обходится без применения вертолетов, особенно в случае работы в удаленных районах, там, где отсутствуют дороги и другие средства сообщения. О том, какие вертолеты сегодня спешат на помощь тем, кто оказался в беде, ‒ в нашем материале.
Винтокрылые спасатели
История отечественной спасательной авиации началась в 1930-е годы, когда при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца СССР были созданы первые авиационные подразделения для эвакуации людей, доставки врачей и медикаментов. В 1960-е годы ряды поисково-спасательной авиации пополнились первыми отечественными вертолетами, а модель Ми-2 на долгие годы становится основной летающей машиной скорой помощи. Вертолеты стали незаменимыми помощниками в труднодоступных регионах страны.
Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на воде, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Преимущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземления. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.
Ми-2 полярной авиации
В России существует несколько организаций, применяющих вертолеты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это модели Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вертолетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали людей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участвовали в международных операциях.
В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московского авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.
Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вертолета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на территории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круглосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.
Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помощью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины типа Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 году, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.
Поисково-спасательные и санитарные вертолеты России
Ка-27ПС
Поисково-спасательная версия корабельного противолодочного вертолета Ка-27 создана для спасения экипажей морских и воздушных судов, терпящих бедствие. Выпускается с 1980 года. Вертолет оборудован специальной поисковой аппаратурой и различными спасательными средствами. Для поиска в ночное время используются мощные прожекторы. Спуск и подъем грузов до 300 кг и людей осуществляется с помощью электролебедки. Также существует отдельная модификация для поиска спускаемых космических аппаратов и эвакуации космонавтов.
Ка-27ПС
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту, посадку вертолета на корабль и разгрузку корабля без остановки последнего, автономное висение вертолета над заданной точкой, а совместно с радиолокационной станцией «Осьминог» вывод вертолета в точку, заданную пилотом. Вертолеты Ка-27ПС оснащены системой надувных баллонет, обеспечивающих плавучесть вертолетов в случае их аварийной посадки на водную поверхность. Механизм складывания лопастей позволяет существенно уменьшить габариты вертолетов при их хранении в ангарах кораблей и аэродромов.
Средний транспортник Ка-32 с соосной схемой несущих винтов выпускается с 1985 года в различных версиях и является развитием вертолета Ка-27ПС. Машина отличается высокой для своего класса грузоподъемностью и может поднимать 5 т груза на внешней подвеске. Вертолет как нельзя лучше подходит для спасения людей, тушения лесных пожаров и борьбы с огнем в высотных зданиях. В течение многих лет вертолет с успехом применяется в борьбе с природными и техногенными пожарами в разных точках мира. В зависимости от поставленных задач вертолет может оснащаться внешней подвеской для перевозки грузов, водосливным устройством, спасательной лебедкой, гидравлическим захватом или системой пожаротушения на высотных зданиях. Также на вертолете может устанавливаться инфракрасное оборудование для работы в темное время суток. Благодаря своим компактным размерам Ка-32 может садиться на площадку размером 22 на 22 метра.
Лебедка используется для десантирования спасателей и эвакуации пострадавших из мест, где приземление затруднено. Гидравлический захват применяется для разбора завалов, например при крупных ДТП, когда нужно быстро расчистить трассу от обездвиженных машин. Захват представляет собой большую металлическую клешню, которая может раскрываться на 2,2 метра и переносить груз весом до пяти тонн. Управление такой системой считается высшим пилотажем в гражданской авиации.
Ка-32. Фото: «Вертолеты России»
Специально для вертолетов Ка-32 создана уникальная система горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения. В 2012 году она была успешно применена на тушении пожара высокой сложности в одной из башен комплекса «Москва-Сити». Также используется водосливное устройство, которое за несколько секунд может набрать 5 тонн воды практически в любом водоеме глубиной от 2 метров и сбросить их на очаг пожара.
В настоящее время холдинг «Вертолеты России» ведет разработку новейшей модификации вертолета – Ка32А11М, которая получит систему пожаротушения повышенной емкости, новые двигатели ВК-2500, а также современную авионику, выполненную по принципу «стеклянной кабины».
Многоцелевой вертолет семейства Ми-8 – одного из самых массовых в истории авиации. Эти машины обладают высокими летно-техническими характеристиками и могут круглосуточно применяться в самых сложных климатических условиях.
Ми-8АМТ
Поисково-спасательная версия оснащается специальным оборудованием: прожекторами, лебедками, громкоговорителями и радиолокационными комплексами. Этот вертолет используется специалистами министерств по чрезвычайным ситуациям в разных странах. Противопожарный вариант Ми-8/17 обеспечивает тушение с помощью водосливного устройства на внешней подвеске, которое позволяет доставить до 4000 л воды и осуществить сброс на очаг возгорания с высокой точностью. Вертолет способен доставить в зону тушения пожарные бригады и спецтехнику. Конструкция и оборудование вертолета Ми-8 позволяет эксплуатировать его при автономном базировании на необорудованных площадках.
В рамках программы развития санитарной авиации российским эксплуатантам поставляются вертолеты модификаций Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1, оснащенные медицинским модулем, который позволяет поддерживать основные жизненные функции пациента во время транспортировки.
«Ансат»
Легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. Эта машина широко используется в России в качестве летающей скорой помощи. «Ансат» развивает максимальную скорость 275 км/ч и способен совершать перелет на расстояние свыше 500 км. С помощью быстросъемного оборудования многоцелевой «Ансат» может быть оперативно переоснащен для выполнения различных задач.
«Ансат»
В марте 2020 года Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» получил одобрение Росавиации на установку в вертолет «Ансат» медицинского модуля с комплексом для перевозки неонатальных пациентов. Оборудование позволяет проводить эвакуацию и оказывать медицинскую помощь новорожденным прямо в воздухе. В комплект входит аппарат искусственной вентиляции легких, блок мониторинга, аспиратор, инфузионный насос. Комплекс будет устанавливаться опционально на все «Ансаты», оборудованные медицинскими модулями.
Ка-226Т
Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным.
Ка-226Т. Фото: «Вертолеты России»
Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе в условиях городской застройки и в горной местности. Поисково-спасательный вариант вертолета может выполнять задачи в сложных климатических условиях с разным географическим ландшафтом, в том числе в горной местности. Высокая точность висения вертолета позволяет легко и безопасно осуществлять подъем пострадавших на борт.
Ми-26Т
Гражданская версия крупнейшего в мире серийного транспортного вертолета Ми-26Т, серийно производится с 1985 года. Рекордная грузоподъемность этого вертолета пригодилась в самых необычных ситуациях. Например, Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с вмерзшим в нее мамонтом. Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе своих «собратьев». Ми-26Т помогал в освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовал в миротворческих миссиях ООН.
Ми-26. Фото: «Вертолеты России»
Ми-26Т способен перевозить до 20 тонн техники и крупногабаритных грузов на внешней подвеске или в грузовой кабине. Вертолет вмещает до 60 человек. Он может применяться в тушении особо крупных пожаров. При пожаротушении к вертолету крепится водосливное устройство, способное переносить 15 тонн воды. Дальность полета Ми-26Т – 800 км, скорость полета – 270 км/ч.
События, связанные с этим
«Роствертол»: от самолетов к винтокрылым машинам
Рисков для исполнения госзаказа на фоне эпидемии коронавируса нет
Вертолеты летят на помощь
Вертолетный флот Миля
Ми-171А2: новое поколение легендарной «восьмерки»