Как выиграть в домино секреты
Правила игры в домино – играем как знатоки
Удивительно, как древнейшая забава вот уже тысячи лет является любимым времяпрепровождением детей и взрослых. Правила игры домино варьируются и зависят от того, какая разновидность выбрана: «козел», «осел», «чечевэ», «семерочка» или другие. Всего видов игр с использованием прямоугольных костей (камней) свыше 40! Но суть при этом всегда одна – нужно составить последовательную цепь из костяшек символ к символу. Тот, кто выложит свою часть костей быстрее, считается победителем раунда. Часто в домино ведется подсчет очков. Читайте далее подробные условия классической игры и хитрости, помогающие выигрывать.
Домино и его история
Доподлинно неизвестно, как, где и кто придумал игру домино. Согласно основной версии, она впервые зародилась в XII веке до нашей эры в Древнем Китае. Купцы из Индии завезли сюда еще более древнюю забаву – кости (кубики с символами от 1 до 6). Взяв идею на вооружение, китайцы изготовили плоские продолговатые костяшки. Основой служила все та же слоновья кость. Символы от 1 до 6 наносились попарно и были разделены чертой. С течением времени кости совершенствовались, добавился цвет, обозначающий достоинство, менялись символы. Таким образом появилась еще одна знаменитая китайская игра – маджонг. По другой версии, домино придумали монахи-доминиканцы. С обращения «Dominus vobiscum», что в переводе с латинского означает «Господь да пребудет с вами», начинается католическая месса.
Как бы там ни было, но в Европе домино впервые появилось только в XIII веке нашей эры благодаря итальянскому путешественнику и купцу Марко Поло. А широко распространилось только в XVIII веке. Сегодня классикой домино считается набор из 28 черно-белых костей с точками от 0 до 6 (дубль-6 домино). Каждая кость имеет плоскую продолговатую форму, где ширина в 2 раза меньше длины. Существуют также наборы от 10 до 190 костей с цифрами или точками от 0-3 до 0-18. Есть треугольные и квадратные домино. Американские эскимосы используют для подобной игры фишки, напоминающие домино. Для детей есть специальное детское домино – кости с нанесенными вместо точек-символов картинками.
В чем польза игры?
Настольная забава является отличным вариантом семейного досуга, а также отдыха в компании друзей. Играть в домино полезно в любом возрасте.
Игра способствует развитию:
Игрокам, чтобы выигрывать, приходится мыслить нестандартно. Многие придумывают свою успешную стратегию. Домино дарит расслабление, помогает наладить общение в компании игроков. От здорового азарта появляется жизненная энергия. Игра бодрит и способствует снятию стресса.
Правила
Домино – настольная игра для двоих участников и более. По желанию игроки могут делиться на пары, тогда они рассаживаются через одного. Все правила игры оговариваются в начале, будь то классика, «козел», «семерочка» или любая другая разновидность. Некоторые пункты можно исключать: бонусы за 6-6 и 0-0, правило 13, первый ход в дубль. Также участники решают, до скольких очков будет вестись счет – 100, 200, 300.
Далее мы расскажем о традиционных правилах игры домино, простых и понятных для начинающих.
По сколько фишек раздавать в домино
В начале игры кости выкладываются на стол символами вниз и перемешиваются двумя руками. Одна движется по часовой стрелке, другая против. Это называется «сделать замес».
Оставшиеся костяшки («базар») лежат в стороне и ждут своего часа.
Первый ход
Первым ходит тот, у кого на руках есть 1-1 или другой дубль. Если дублей несколько, выставляют наименьший. В последующих раундах игру начинает победивший в предыдущей сдаче, либо же его партнер. Теперь ход начинается с любого камня.
Игроки поочередно по обе стороны выложенного дубля подставляют фишки с подходящими символами. Переход хода осуществляется по часовой стрелке. За неимением костяшек с нужными символами, участник идет на «базар» (последняя кость всегда остается нетронутой). Когда добирать больше нечего, игрок стучит по столу и пропускает ход.
Конец раунда – как считать очки
Раунд считается законченным в 2 случаях:
«Рыбой» называют ситуацию, когда у всех игроков еще остались фишки, но ни одна из них не может быть поставлена, потому как не подходят символы. В обоих случаях ведется подсчет очков:
Цель игры заключается в том, чтобы набрать как можно меньше очков. Проигрывает тот участник, который первый набирает оговоренную вначале сумму.
Кстати, в игре «козел» (один из видов игры домино) действуют описанные традиционные правила, за исключением того, что счет всегда ведется до 101 очка.
Стратегии и тонкости
Постоянно выигрывать в домино, не мухлюя, невозможно. Все же в этой игре присутствует элемент везения. Примерно на 30% успех зависит от полученных камней, а оставшиеся 70% – от выбранной стратегии.
Какие секреты домино полезно знать?
Домино – это классика настольных игр. Полезная и увлекательная, она идеально подходит для досуга детей и взрослых. Несмотря на кажущуюся простоту, она сложнее преферанса (с точки зрения комбинаций). Чтобы научиться в нее играть, знания правил недостаточно. Будьте готовы проявить смекалку, находчивость и хитрость!
Как научиться играть в домино с нуля
Домино — развлекательная игра для взрослых и детей. Способствует развитию памяти, логики и внимания. Вы можете использовать её, чтобы пережить дождливые вечера и повеселиться в компании. К счастью, играть в домино несложно, как в классическом варианте, так и в более сложных вариантах.
Разновидности игры в домино
Родиной домино считается Китай. В китайской игре было представлено 32 костяшки. В России распространены 28 домино.
Каждая костяшка имеет прямоугольную форму и разделена на 2 половины с одной стороны. Каждая её часть отмечена от 0 до 6 точек, что означает баллы. В классический набор из 28 элементов входят 7 дублей — костяшек с одинаковым количеством очков на обеих половинах.
Основными материалами для изготовления домино являются пластик, дерево, кость и металл.
Существует еще детское домино. На нем изображены прямоугольные фишки с изображениями фруктов, овощей, игрушек и других вещей, которые могут понравится ребенкй.
Всего существует более 40 видов домино. Есть самые доступные, которые подходят новичкам и требуют определенных навыков.
Помимо классических домино, наиболее популярными играми являются:
Разница в играх в основном связана с количеством участников и способом подсчета очков. Вы можете играть в домино вдвоём, тройками или парами.
Правила классического домино
Классические домино — самый распространенный вариант этой игры. У вас должен получиться набор для игры, состоящий из 28 костяшек.
Цель игры — построить следующую цепочку элементов так, чтобы количество очков на соседних половинах было одинаковым. Последовательность ходов производятся по часовой стрелке.
Количество участников
В игре принимают участие 2-4 человека. В игру можно играть в одиночку или парами. Количество получаемых игроками фишек варьируется:
Остальные фишки (нераскрытые) откладываются в резерв. Из этого резерва игроки берут фишки, требуемые для продолжения игры.
Как ходить и отбиваться
Игрок с наибольшим количеством удвоений (например, 6-6) имеет право ходить первым. В случае, если у игроков нет дубля, первый ход делается игроку, у которого на руках дубль с максимальным количеством точек.
Затем игроки создают цепочку из костяшек таким образом, чтобы количество очков на половинках разных жетонов было одинаковым. Например, один конец цепочки заканчивается 6 точками, а другой — 5 точками. Найдите среди своих частей те, на половине которых по 6 или 5 точек, и поместите их на правильный конец цепочки.
Если у игрока нет нужного предмета, он идет на базар и берет там костяшки до тех пор, пока не найдет нужный элемент или резерв не опустеет. Если подходящей костяшки найти не удается, в таком случае ход пропускается.
Игра заканчивается, когда у одного из игроков заканчиваются фишки или нет фишек для продолжения игры.
Играя в домино, нужно быть осторожным и следить за каждым ходом соперника. Имея в руке костяшки разного достоинства, немедленно подумайте о своем следующем шаге. Попробуйте определить намерения игрока. Начиная с этого места, начните игру со слабыми или сильными фишками.
Как играть в «Козла»
Чтобы начать игру в домино «Козёл», вам понадобится классический набор из 28 элементов. Количество игроков колеблется от двух до четырех человек.
Все фишки переворачивают изнанкой и хорошо перемешивают. Каждый участник берет себе по 7 или 5 камней. Костяшки должны быть вытянуты таким образом, чтобы другие игроки не могли видеть количество очков, указанное на камнях.
Первый ход делает игрок с наименьшим двойным или наименьшим счетом, например, 1-1, 1-2. Затем игроки по очереди выстраивают цепочку из совпадающих фигур.
Игра заканчивается, когда один из игроков выложил все свои фишки или когда у соперников есть камни, но игра не может продолжаться (это называется рыбой). В этом случае дубль нельзя считать последним камнем.
«Морской козел»
В играх «Козёл» и «Морской козел» есть аналогичные правила. В игре задействовано столько же игроков. Костяшки обрабатываются по такому же принципу. Камень с наибольшим количеством дублей или точек играет первым.
Однако есть некоторые отличия:
Ход с тайтлом 6-6 именуется «ход на сто». Победителем становится участник, вышедший с этой фишкой и завершивший раунд первым. Однако, если во время игры у него осталось фишек на сумму 25, то он считается проигравшим.
Подсчет очков
Тип игры влияет на счет. В классическом домино счет идет в пользу игрока с наименьшим количеством очков.
В играх «Морской козёл» и «Козёл» очки начисляются игроку или паре игроков, набравших наибольшее количество очков. При этом баллы начисляются только в том случае, если набрано не менее 25 баллов. Если игрок имеет дубль 0-0 в конце раунда, он получает дополнительные 25 очков. Фишка со значением 6-6 добавляет 50 очков. Игра ведется по согласованию между игроками (100, 200, 300 или 500 очков).
При рыбе
Участник, закончивший игру рыбой, называется рыбаком. Он автоматически имеет право сделать первый ход в следующем раунде. Игра не заканчивается ничьей с рыбой. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество очков на камнях после подсчета очков.
Пустышка и дубль пустышки
Костяшка с пропущенными точками именуется пустышкой. Пустышка также именуется мылом, или нулевым дублем. Правилами запрещено делать первый ход этой костяшкой. Игрок, у которого остается этот элемент в конце игры, получает 10 очков.
Самостоятельно научиться играть в домино проще всего, если у вас есть опытный педагог. Самое сложное — это выяснить, как подсчитывать очки и запреты, но принцип игры прост и понятен. Вечером можно научиться играть на любительском уровне, но чтобы играть на профессиональном уровне, нужно потратить годы на тренировку.
Принципы игры в парное домино
Игры, в которых известна вся информация о позиции соперников, называются играми с полной информацией, например шахматы.
Ребенок приходит в школу с огромным числом вопросов к жизни, к миру. И ему начинают давать множество ответов, но на вопросы, которые он не задавал. /А.Г. Асмолов
С комбинаторной точки зрения домино существенно сложнее преферанса. Действительно, согласно правилам в преферансе игра идет «масть в масть», поэтому все масти (пика, трефа, бубна, черва) в достаточной мере изолированы. Напротив, почти каждая костяшка (две клетки) домино представляет собой своеобразный «переходник» от одной масти (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6) к другой, поэтому здесь они тесно взаимосвязаны.
Если согласно правилам домино соединить все 28 костяшек в прямую линию, то на концах стола будет обязательно находиться одна и та же масть. Это обусловлено тем, что каждая масть присутствует в четном числе (8) клеток. Оказывается, что и в практической игре можно обнаружить полезные эвристические закономерности, справедливые не абсолютно, а лишь с определенной (но достаточно высокой) вероятностью. Рассмотрим ряд таких тактических и стратегических принципов.
Напомним, что в домино играют две соперничающие пары (Красный + Желтый против Синий + Зеленый). Будем считать, что игроки ходят по часовой стрелке, в результате чего на столе возникает цепочка («стол») костяшек, к краям которой пристраиваются новые камни.
В первой игрок ходит так, чтобы на оставшихся у него костях было наибольшее разнообразие мастей. Обороняющийся игрок полагает, что данная стратегия позволяет минимизировать вероятность попасть ему в «прокат» в будущем.
Пусть игрок Красный производил, например, 1-давление. В результате борьбы соперничающих пар на столе оказались выложенными ровно шесть костей масти 1, а последний камень этой масти находится на руках Красного. Поэтому на одном из краев «стола» находится камень масти 1, который неприкосновенен для других игроков. Здесь будем говорить, что Красный взял «концевой камень». Теперь он застрахован от «проката» по крайней мере на ближайший ход.
1. Два простых камня + дубль оказываются слабым давлением (сила = 2,5). Данное давление скорее оборонительное, а не атакующее средство. Оно ограничивает возможности соперников выставлять свое сильное давление. Так, в позиции, приведенной ниже, Красному следует играть не дублем 2/2, а простым камнем 1/2.
Этот ход одновременно ослабляет чужое 2-давление и демонстрирует свое 1-давление. Отметим, что, когда другие игроки выставляют два камня масти 1, это давление становится сильным. Теперь у Красного появляется шанс получить концевой камень.
2. Три простых камня или три простых камня + дубль оказываются средними давлениями (сила = 3 и сила = 3,5 соответственно). Если партнеры (добровольно или вынужденно) хотя бы один раз поддержат это давление, то оно сразу станет сильным.
Отметим, что согласно правилам домино шесть или семь камней одной масти пересдаются. Поэтому очень сильные давления не допускаются. На руках одного игрока может быть одновременно несколько давлений.
Реализация давления напоминает кадровую политику, когда повсюду расставляют своих людей, которые дружат между собой и враждуют с другими. Атакующий игрок надеется, что рано или поздно «обескровленного» его давлением противника «прокатят».
Игровые ситуации в домино
Эпизод 1. Пусть в результате своего сильного, например, 1-давления Красный взял один концевой камень. А спустя некоторое время соперники вынудили его расстаться с этим камнем масти 1. Несколько удивительно, что после этого остальные игроки могут вычислить одну из оставшихся красных костяшек:
Принцип 1. Пусть в эпизоде 1 выставленная концевая костяшка Красного имела вид 1/n, тогда у него еще остался камень масти n.
Практика показала, что это правило реализуется более чем в 50% случаев. Приведем две причины, подтверждающие принцип 1.
Причина 1. Так как каждая масть (в частности, масть n) встречается в среднем дважды, то в начале партии у Красного наряду с камнем 1/n имеется еще и костяшка m/n. Далее в процессе игры возможны следующие варианты выставления этих камней Красным:
1. На одном из краев стола находилась масть n. Тогда Красный, развивая свое 1-давление, обязательно выставил бы камень 1/n.
2. На одном из краев стола находилась масть m. Здесь Красный может (но вовсе не обязательно) выставить камень n/m. Поэтому более чем в половине случаев камень 1/n выставляется раньше костяшки m/n. Поскольку камень 1/n остался у Красного, то костяшка m/n и подавно находится у него. Отсюда следует справедливость принципа 1.
Причина 2. Пусть, например, камни 1/n, 1/a, 1/b, 1/c составляют сильное 1-давление Красного. Назовем масть из набора
Далее, весьма вероятно, что дефицитные масти оказываются одноименным давлением у остальных игроков. Следовательно, кости с мастями a, b, c они станут выставлять наиболее часто и камни 1/a, 1/b, 1/c покинут Красного в первую очередь. Тогда концевой будет «поздно выставляемая» костяшка 1/n, а на руках у Красного останется костяшка m/n.
Разумеется, существуют и другие причины, которые подтверждают этот принцип (их поиск предоставляется читателю).
Эпизод 2. Если оборонительные ресурсы Сине-Зеленой пары невелики, то в результате 1-давления Красному удается захватить сразу два единичных конца.
Тогда на обоих краях стола будет находиться 1, а еще две костяшки масти 1 окажутся на руках Красного. Пусть для определенности на руках у Красного камни 1/n, 1/a, n/b. Если нет других («высших») соображений, то при своем ходе Красному следует позаботиться о сохранении максимального разнообразия мастей на оставшихся камнях. Поэтому логичным будет ход 1/n. Отсюда вытекает
Принцип 2. Пусть в эпизоде 2 первая выставленная концевая костяшка имела вид 1/n, тогда у Красного еще остался камень масти n.
Эти принципы в совокупности с информацией об известных камнях стола позволяют достаточно точно определить оставшуюся у Красного костяшку масти n. Пусть этот «вычисленный» камень имеет вид n/k и является последним у Красного. Тогда Желтому следует организовать n-давление или k-давление, чтобы его партнер (Красный) смог закончить партию. Более сложен вариант, когда соперников вынуждают выставить требуемые камни. Разумеется, для этого необходимо как-то вычислить костяшки Сине-Зеленой пары (например, исходя из тех же принципов 1 и 2!).
Справедливости ради приведем начальный набор камней на руках Красного, когда рассмотренные выше принципы 1 и 2 не могут быть выполнены. Вот один из абсолютно «беспринципных» раскладов:
Эпизод 3. Пусть Красный производил 1-давление и захватил концевой камень слева. В данной ситуации у него большой выбор ходов. Возникает вопрос: какую из костяшек выставить справа? Как бы Красный ни сыграл, но, вероятно, скоро противники заставят его расстаться с концевым камнем 1/2. Поэтому сейчас логично поставить костяшку 2/5. Так, исподволь, Красный готовит 2-давление.
Следовательно, имеет место
Принцип 3. Пусть в эпизоде 3 Красный имеет слева концевой камень 1/n, тогда ему следует справа выставлять костяшки масти n.
Здесь неявно подразумевается, что масть n не является давлением соперников. Остальным игрокам следует иметь в виду, что при такой стратегии Красного может нарушиться принцип 1.
Эпизод 4. Обсудим часто встречающуюся проблему: когда Красному выгодно делать «рыбу»? Напомним, что здесь пара Красный + Желтый выигрывает, если сумма очков на ее камнях меньше, чем соответствующая сумма у другой пары. Приведем полезный рецепт хорошего решения. А именно: нужно мысленно сделать «рыбу» и подсчитать общее число очков на столе (S) и у себя на руках (R). Справедлив
Конечно, перед окончательным решением об «изготовлении рыбы» Красному следует обратить внимание на число камней у Желтого, а также вспомнить, в какой масти было давление партнера.
Эпизод 5. Пусть в какой-то момент времени перед Красным возникла следующая проблема выбора. При одном ходе у него образуется свой концевой камень на одном краю стола, но затем это позволяет и Синему взять его концевой камень на другом краю. А при другом ходе концевых костяшек ни у кого из них нет.
Первый вариант для Красного оказывается хуже, если у него на руках имеются дополнительные камни. Действительно, в результате последовательного образования концевых костей Красному придется расстаться со своей концевой костяшкой. Поэтому при успешной реализации давлений справедлив
Принцип 5. 2-давление сильнее 1-давления.
Для успешной реализации давления игрокам важно своевременно его начать.
Эпизод 6. Для игрока, делающего первый ход (заходчика), вовсе не обязательно сразу выставлять свое давление. Это можно сделать и на втором ходе. Так, пусть у него в начале партии имеются следующие камни:
Принцип 6. При наличии камня-переходника делайте мягкий заход.
Напротив, остальным игрокам рекомендуется сразу выставлять свое сильное давление.
Эпизод 7. После первых трех-четырех кругов игры выявляются основные масти-давления игроков (например, 1 у Красного, 2 у Синего, 3 у Желтого и 4 у Зеленого). Теперь у пары игроков, которая сможет продолжить свое давление (или даже получить концевой камень), возникнет позиционное преимущество.
С другой стороны, некоторые масти все еще полностью находятся на руках игроков, и их естествен но назвать «свежими» (например, 0 и 6). Выставлять свежие масти опасно. Так, если Красный выложит камень со свежей мастью 0, то весьма вероятно, Синий выставит костяшку 0/2. Таким образом, Сине-Зеленая пара продолжит развивать свое 2-давление. Поэтому соблюдайте
Принцип 7. Не выставляйте свежих мастей.
У принципа 7 существуют исключения. Например, пусть у Красного имеется три (или более) камня со свежей мастью 0. В этом случае образование Синим концевого камня не столь опасно, поскольку ему, скорее всего, не выдержать продолжительного 0-давления со стороны Красного.
Эпизод 8. Профилактические мероприятия эпизода 7 можно дополнить. Так, когда нет возможности выставить свое давление, тогда «здоровый образ игры» состоит в блокировке давления соперника. Например, пусть Синий производил 2-давление и у него остались камни 2/m и 2/n. Теперь игрокам Красному и Желтому опасно выставлять костяшки с мастями m и n. Зачастую блокировка давления противника быстрее отправляет его «в прокат», чем развертывание своего давления. Поэтому полезно правило
Принцип 8. Не давайте сопернику продолжить его давление.
Эпизод 9. В обозначениях эпизода 7 рассмотрим следующую ситуацию. Пусть Зеленый выложил слева свежую масть 0, а у Красного нет подходящего камня 0/1 для продолжения своего 1-давления.
Тогда правильным является выставление Красным справа тоже свежего давления (0 или 6). Теперь если Синий «пристроит» к свежей масти 0 свое 2-давление (выставит камень 0/2), то в ответ Желтый симметрично «пристроит» к свежей масти 6 свое 3-давление (выставит камень 6/3). Поскольку «2-давление сильнее 1-давления», пара Красный-Желтый получает преимущество.
Принцип 9. Поддерживайте свежие масти с обеих сторон.
Если все участники придерживаются этого принципа, в середине игры возникают моменты своеобразной «игры в поддавки». Игроки начинают выставлять только свежие масти (давление свежими мастями), «вежливо» предлагая сопернику первым получить концевой камень. Пара, которая не может поддержать свежие масти с двух сторон, обычно проигрывает.
Разумеется, перечисленные «принципы» далеко не исчерпывают всех тактических и стратегических приемов игры в домино, но, несомненно, принесут определенную пользу игрокам.
Автор: В. ИЛЬИЧЕВ, доктор технических наук
Источник: Журнал «Наука и жизнь», #4, 2007 год