Как выиграть вош по информатике

Как стать призёром Всероса по математике и информатике

Реальная история студента МФТИ о том, почему стоит участвовать во всевозможных олимпиадах и ездить ботать в летнюю школу

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

Долгая дорога к успеху в математике

К призёрству на Всеросе я плавно шёл с пятого класса. Раз в неделю мы приходили на кружок и по 2-3 часа решали задачи. Достаточно найти одного хорошего преподавателя, который даст базовые знания, а дальше — практиковаться как можно больше.

Постепенно ребята из нашего маткружка стали участвовать во всевозможных олимпиадах, причём по разным предметам. Опыт олимпиад стал ключевым в моей подготовке: я меньше волновался, больше узнавал разных подходов и методов решения задач. В результате на очередную олимпиаду приходил как к себе домой. Это не значит, что я был совершенно спокоен. На заключительном этапе в 11-ом классе было трудно справиться с волнением — всё-таки это большая ответственность.

Я, например, думал, что стану историком, когда в 6 классе занял одно из первых мест в Москве по этому предмету. Но в следующем году уровень конкуренции среди «историков» серьёзно возрос, я не успел под него подстроиться, а вот в математике успел — так определился мой путь.

На протяжении всей средней и старшей школы я посещал математический кружок раз в неделю. Домашних заданий в кружке нам не задавали: мы приходили, решали, кто сколько мог. Конечно, были и обычные уроки по школьной программе, но никаких других дополнительных занятий не было. Если математики слишком много — тоже плохо, может надоесть. Я знаю нескольких ребят, в том числе трёхкратного призёра Всероса по математике, которые побеждали в олимпиадах, занимаясь только в нашем кружке.

Я становился призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике три года подряд: в 9, 10 и 11 классах. Каждый раз я оказывался в числе «средних» призёров: не приближался к победителям, но и не был «в хвосте».

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

Так выглядит диплом призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Короткий путь к призёрству по информатике

До 8 класса я был с компьютером «на вы», а потом в школу пришла новая преподавательница курса программирования, и я заинтересовался информатикой. Я понял, что не хотел бы заниматься теоретической наукой и увидел возможности применить знания на практике.

Поначалу в олимпиадной информатике я опирался на знания по математике и умение решать задачи. Так я прошёл на финальный этап ВсОШ: оказался третьим или четвёртым с конца, ничего не занял и уехал расстроенный.

На выездной школе ученики не распыляются на другие школьные предметы, нет больших перерывов — все сосредоточены на занятиях. Мой уровень значительно вырос, и эффект летней школы сказался через год — я стал призёром на Всеросе.

Хотя я занялся информатикой довольно поздно и добился успеха на олимпиаде, не советую затягивать с подготовкой. Единицы выпускников способны взять призовые места, если начали готовиться во втором полугодии 10 класса. Нужно как минимум за 2-3 года готовиться к Всероссийской олимпиаде.

Выбор вуза: между МФТИ и НИУ ВШЭ

Я выбирал между факультетом инноваций и высоких технологий МФТИ и факультетом компьютерных наук Вышки. В обоих вузах были кафедры «Яндекса», а я мечтал поработать в этой компании. В Вышке факультет только открывался, и было непонятно, что из этого выйдет. Поэтому я послушал совета родителей и лучших друзей — «выбрать что-то проверенное» — и пошёл на Физтех.

Из нашей школьной олимпиадной компании трое пошли на Физтех и двое в Вышку. Мы до сих пор общаемся, так что я могу судить о сходствах и отличиях учёбы в наших вузах. С точки зрения качества образования, набора дисциплин и подготовки выпускников принципиальной разницы я не вижу. Ключевое отличие — уклад жизни, и если бы я снова поступал, то выбрал бы МФТИ.

Пожалуй, на Физтехе приходится больше ботать. Для меня это плюс, так как получается воспитательный эффект — меньшая нагрузка меня бы расслабила. Сейчас я привык много трудиться и всегда знаю, чем себя занять. В любом случае надо быть готовым к тому, что придётся работать больше, чем в школе. Свободного времени у студентов сильных вузов мало, тусовки — редкая возможность.

По моим ощущениям, Физтех — это что-то более коллективное, ВШЭ — более индивидуальное. МФТИ расположен в Долгопрудном, студенты вместе и учатся, и отдыхают — это создаёт командную атмосферу. Сначала я этого не понимал, но теперь считаю атмосферу единения главным преимуществом Физтеха.

Что запомнить

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?

👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как победить на Всероссийской олимпиаде: три новые истории школьников Тинькофф Поколения

Для школьников, которые увлекаются программированием и математикой, каждый год проводятся олимпиады. Узнают о них и начинают участвовать по-разному: кто-то занимался в школьном кружке или почти случайно прошел на городской этап в первый раз. А потом увлекся и начал побеждать.

Призеры и победители Всероса могут в течение четырех лет поступить без экзаменов в вуз, куда бывает сложно попасть из-за большого конкурса. Тинькофф Поколение помогает подготовиться к олимпиадам. Можно бесплатно заниматься на курсах по олимпиадной математике, алгоритмам и машинному и глубокому обучению, но для этого нужно пройти отбор. Занятия проходят онлайн, а школьники из Москвы могут учиться очно.

В прошлой статье мы рассказали про опыт старшеклассников, а сейчас взяли интервью у призеров Всероса, у которых впереди есть еще олимпиадные сезоны. Ребята подробнее расскажут, как готовиться в течение года и сохранять спокойствие на самой олимпиаде.

— похвальная грамота олимпиады им. Эйлера;

— победитель Всероссийской олимпиады по информатике им. Мстислава Келдыша;

— победитель олимпиады им. Максвелла.

— участник финала Всероссийской олимпиады школьников по информатике;

— призер Всероссийской олимпиады школьников по математике;

— призер олимпиады им. Максвелла.

По математике и информатике я уже всех в семье обогнал, но папа может помочь с физикой — он тоже в олимпиадах участвовал

Я начал всерьез заниматься математикой в конце шестого класса. Тогда по итогам муниципального этапа Всероса я прошел на финал олимпиады им. Эйлера.

На олимпиаде Эйлера попробовал решить задачу, за которую почти никто из ребят не взялся. Решить ее до конца не получилось, но моя идея понравилась судьям, и меня позвали в летнюю заочную школу при Физико-математическом лицее в Долгопрудном. Там я начал заниматься по «листочкам», так называются наборы задач по одной теме, и набил на них руку.

После летней школы я прошел отбор в Тинькофф Поколение. Тинькофф Поколение — это дополнительные курсы, на которых я занимаюсь математикой и программированием. Еще хожу на кружок к Павлу Александровичу Кожевникову, с опережением — за 10—11 класс, и к Илье Анатольевичу Иванову-Погодаеву.

В этом году я участвовал в двух Всеросах: по информатике и математике.

На информатике все прошло ужасно. Я решил первую задачу на полный балл, а потом несколько часов решал вторую. Не хватило буквально нескольких минут, чтобы сдать ее. Мне хотелось за каждую задачу получить максимальный балл, и я сидел над ней до последнего — не мог переключиться.

Второй тур написал гораздо лучше, но из-за того, что завис над задачей в первый день, упустил возможность стать призером. Очень злился на себя за это, ни тренеры, ни родители не могли меня отвлечь от переживаний. Хорошо, что на олимпиадах придумывают развлечения, чтобы мы могли отвлечься. Мне понравилось играть в VR-автоматы.

Всерос по математике прошел для меня спокойнее. Я чувствовал, что написал хорошо. Вообще, по математике обычно заранее представляю уровень задач, не было такого, что на олимпиаде оказалось проще или сложнее, чем я думал.

На каникулах я поехал на смену по математике в «Сириус», это образовательный центр в Сочи, и в Летнюю компьютерную школу. В следующем году хочу добавить физику, но пока занимаюсь мало.

Все-таки из этих трех предметов, математика, физика и информатика, мой любимый — математика. Когда вырасту, конечно, хочу стать математиком и заниматься наукой.

2019: призер МОШ по информатике для 6—9 классов

2020: победитель Всероссийской олимпиады им. Келдыша

2021: призер Всероса по информатике

Я привыкаю к олимпиадам, но при этом и ответственность растет. В пятом классе я даже не ожидала, что хорошо выступлю, а теперь жду от себя результатов

Я учусь в школе № 2007, у нас сильная подготовка по математике и информатике. В пятом классе я пошла на школьный кружок по программированию. Мы начали с простых игр на Pascal, например, писали змейку. У меня получалось, и мне предложили подготовиться к Московской олимпиаде школьников по информатике для 6—9 классов.

Для участия в олимпиадах начала учить Python, но на региональном этапе Всероса в прошлом году поняла, что его не хватает для некоторых задач. Сейчас я пишу на C++.

Я хожу в три кружка — в школьный кружок, в Тинькофф Поколение и в Центр педагогического мастерства. В сумме это 20 часов программирования в неделю. Мне нравится, что задания везде отличаются. А еще, если ходишь в несколько кружков, можно пообщаться с разными людьми, с кем-то подружиться.

Обычно в начале учебного года на кружках нет подготовки к олимпиадам, мы изучаем теоретические темы. Ближе к региональному этапу Всероса появляются дистанционные туры, разборы задач прошлых лет. В Москве перед региональным и финальным этапом Всероса проходят сборы — на них мы каждый день готовимся к олимпиаде.

Перед олимпиадами я не очень волнуюсь, но несколько случаев запомнилось. В шестом классе на региональном этапе Всероса я не стала решать задачу, потому что условие показалось длинным и запутанным. Я подумала: «Слишком много текста, даже разбираться в этом не буду». Сейчас я бы разобрала условие по частям и постаралась понять, что от меня требуется.

Еще был случай на Технокубке. У меня не получалось решить задачу. Во время этой олимпиады участники видят онлайн результаты друг друга. Я видела, что многие эту задачу уже решили. Какое-то время я просто смотрела на таблицу с результатами и думала: «Вот еще один участник решил, и еще один». Потом поняла, что так ничего не получится, и десять минут в нее не заглядывала — как раз за это время сама смогла решить.

Перед самой олимпиадой я стараюсь не готовиться и заняться чем-то другим. А сразу после тура мы договариваемся с другими участниками пойти погулять, чтобы не переживать, если чего-то не решили. У меня много друзей-олимпиадников, с которыми потом можно пообщаться.

Я люблю гулять, играть с друзьями в настолки, особенно в «Монополию». Читаю научную фантастику, сейчас — «Задачу трех тел» Лю Цысиня. Раньше еще занималась плаванием, у меня даже разряд есть, а сейчас думаю пойти на рисование.

На олимпиадах я поняла, что можно получить хороший результат, если много готовился. Это работает везде, не только в учебе.

Перед Всеросом я волновался, но чувствовал предвкушение — надвигается испытание, которое я хочу пройти с высоко поднятой головой

В школе на информатике мы программировали на Pascal в шестом-седьмом классе, а с восьмого класса у нас был Python.

Олимпиадами я не интересовался, но в девятом классе практически случайно прошел на региональный этап Всероса. И конечно же, выступил там отвратительно.

Мне было обидно, что я плохо написал, но зато стало интересно. Я познакомился с ребятами из олимпиадной тусовки, они добрые и отзывчивые, несмотря на то, что соперники. Я расспрашивал, как они занимаются и как нужно готовиться, чтобы выступить лучше. Но тогда я еще не знал, что сам скоро в это погружусь.

Потом началась пандемия, дистанционка. Просто учиться в школе и делать уроки мне стало скучно. Я стал думать, где еще можно развиваться, и вернулся к мысли про олимпиадное программирование. Прошел курс в интернете, понял, что мне это нравится, и стал заниматься всерьез.

Мне захотелось чего-то достичь, но чем позже ты начинаешь, тем меньше времени для разгона, нужно стартовать быстро. Все лето перед десятым классом я занимался с репетитором. Он показал мне базовые алгоритмы, и через пару месяцев я уже решал задачи на уровне призера третьей степени перечневых олимпиад.

Осенью я поступил в кружок Тинькофф Поколения и попал в параллель B. У нас была полная свобода, например, не было код-ревью, как у младших параллелей. Мы изучали темы, которые чаще всего встречаются на олимпиадах. Я старался решать все задачи и не пропускал занятия, так что у меня получилось закрыть пробелы в теории, которые мешали продвигаться дальше.

У меня не было строгого графика занятий для подготовки к олимпиадам. Я занимался в свободном режиме: по вечерам зависал на разных сайтах, смотрел лекции, что-то решал. Готовился по три часа в день, но эти три часа искал информацию и решал интересные задачи.

В январе начался региональный этап Всероса. Я волновался и понимал, что не смогу оправдать плохие результаты после такой интенсивной подготовки. Но региональный этап прошел аномально хорошо, и я почувствовал себя увереннее на своем уровне.

Уверенность помогла мне на Всеросе. Во втором туре четыре часа не мог решить задачу А, это самая простая задача контеста. Я понимал, что при моей подготовке должен ее решить, но ничего не получалось. Помог конструктивный диалог с самим собой. Я вышел в туалет и сказал себе, глядя в зеркало: «Гриша, на самом деле ты все можешь, это не тот случай, не опускай руки».

Первый раз попробовал такой психологический трюк, раньше таких напряженных ситуаций у меня не было. Если что-то не получалось на других олимпиадах, успокаивал себя: «Ничего страшного, не получится в этот раз — получится в другой». А на финале Всероса так сказать уже не мог, надо было прямо сейчас успокоиться и решать.

После олимпиады чувствуется опустошение. Нужно возвращаться в школу и сдавать долги за все время, что ты пропустил, попадаешь из одного стресса в другой. Хорошо бы отдохнуть хоть неделю.

Когда я достиг своей глобальной цели и стал призером, было сложно перестроиться. Пока не знаю, к чему стремиться в следующем году. Было бы здорово выступить от России на международной олимпиаде, например IATI, или взять победителя Всероса, но пока я не думал об этом.

Источник

Как подготовиться к олимпиаде по информатике в любом классе

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

Варианты подготовки к олимпиадам по информатике

Расскажем о трех способах, как можно подготовиться к олимпиадам по программированию.

Самостоятельно:

Вариант, для которого не нужны расходы, но требуется самодисциплина и много времени. Все учебные материалы можно найти в интернете: электронные учебники и задачники, онлайн-тренажеры, видеоуроки для новичков на Youtube и пр.

Для победы в олимпиаде недостаточно школьных уроков по информатике – нужно много тренироваться, хорошо знать один из языков (Python, C++ и др.) и разбираться в задачах на динамическое программирование.

С репетитором:

Удобнее всего заниматься онлайн. Вы сэкономите не только время, но и деньги, так как дистанционные уроки стоят в 2 раза дешевле личных встреч. Через видеосвязь учитель расскажет новую тему, покажет примеры на интерактивной доске, проверит знание пройденного материала и ответит на вопросы.

Выбрать подходящий сервис для занятий с репетитором можно на нашем сайте. В детском разделе есть описание программ с ценами.

На онлайн-курсах:

Самый удобный вариант подготовки, который можно совмещать с учебой в школе, спортивными секциями и кружками. Занятия проводят в режиме реального времени и записывают. Если вы пропустите онлайн-урок, то посмотрите его запись. На занятиях подробно разбирают задачи из всероссийской и вузовских олимпиад, показывают типичные ошибки в коде, учат тестировать решение и отвечают на вопросы.

В детском разделе нашего сайта собраны лучшие подготовительные курсы от проверенных онлайн-школ. С помощью фильтра можно выбрать программу по стоимости, сроку обучения, формату (онлайн или видеокурс) и другим параметрам, а также почитать реальные отзывы учеников.

Для вашего удобства мы подготовили прямые ссылки на онлайн курсы подготовки к олимпиадам:

Как быстро подготовиться к олимпиаде по программированию

План подготовки зависит от того, в какой конкретно олимпиаде вы участвуете. Задания школьного или городского турнира по информатике проще, чем задачи финала Всероса. К отборочным турам готовиться легче и быстрее, так как уровень сложности повышается с каждым этапом.

Если вы знаете один из языков программирования, то к муниципальным состязаниям сможете подготовиться самостоятельно. Но чтобы попасть на финальное соревнование ВсОШ, потребуется помощь наставника.

Еще один фактор, который влияет на подготовку к олимпиаде по программированию – это цель. Ваши усилия зависят от того, какого результата добиваетесь – хотите принять участие ради интереса или занять призовое место. Победа во всероссийской или перечневой олимпиаде – это возможность получить льготы по учебе:

Если вы планируете участвовать в олимпиаде, но времени на подготовку остается мало – купите видеокурсы. В онлайн-школах есть подготовительные программы, которые состоят из занятий в записи. Если у вас есть возможность заниматься интенсивно, то вы сможете смотреть по 3-4 урока в неделю и изучите всю программу за короткий срок. На занятиях дают тот же материал, который проходят при онлайн-обучении.

Ниже расскажем подробнее о самых известных олимпиадах по программированию для школьников и дадим советы по подготовке.

Всерос

Самая известная и престижная всероссийская олимпиада среди школьников 7-11 классов. Победа в финале ВсОШ – это гарантированное поступление на бюджет в любой ВУЗ страны по профильному направлению, а также денежное вознаграждение. Конкурс проводится в 4 этапа, и с каждым туром уровень задач усложняется: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

3 совета, как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников:

Высшая проба

Организатором олимпиады является Высшая школа экономики. Она проводится ежегодно для двух возрастных категорий – 9-10 классы и 11 класс. Соревнование состоит из 2 этапов: отборочный тур проходит дистанционно, заключительный – очно, на утвержденных региональных площадках.

Как подготовиться к «Высшей пробе»:

Московская олимпиада школьников

Открытую олимпиаду по информатике для учеников 6-11 классов из всех регионов России организует Департамент образования г. Москвы. Она проводится в двух возрастных категориях (6-9 и 10-11 классы) и в 2 этапа: отборочный и заключительный (онлайн и очно). Победители и призеры финального тура получают льготы при поступлении в ВУЗы на профильные специальности.

Как подготовиться к МОШ:

Ломоносов

Организатором олимпиады является факультет вычислительной математики и кибернетики университета им. Ломоносова. Задания составляют таким образом, чтобы проверить не только базовые знания информатики, но и умение мыслить нестандартно, выходить за рамки шаблонных решений.

Наши советы по подготовке:

Где помогут разобрать олимпиадные задания с 5 по 11 класс

Удобнее всего готовиться к олимпиадам на онлайн-курсах:

Подготовиться к олимпиаде по информатике можно в онлайн-школе Фоксфорд. Вы можете купить полноценную программу, на которой готовят к ВсОШ и вузовским олимпиадам учеников 9-11 классов. Онлайн-курс состоит из 20 уроков в записи, на подготовку уйдет максимум 4-5 месяцев. Первый урок бесплатный.

А также в дистанционной школе есть специальный подготовительный интенсив по МОШ для 10-11 классов. На 6-часовом видеоуроке подробно разбирают задачи Московской олимпиады школьников.

Источник

Как я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников — 2018

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

«В гуманитарном классе школы № 1514, где я учусь, есть много часов литературы с прекрасным учителем, факультативы по «зарубежке», МХК, для энтузиастов — по философии. К тому же внешкольная жизнь литераторов тоже как-то сама собой вращается вокруг искусства: мы часто ходим в театры, на поэтические чтения, устраиваем что-то окололитературное сами. Так что, можно сказать, что литературе не просто уделяется внимание — это важная часть жизни многих учеников нашего профиля. А вот русского, к сожалению, у нас довольно мало, поэтому лингвистикой приходится заниматься вне школы. До 10-го класса я учился в Тюмени и время от времени занимал первые места на региональных этапах «Всероса». В 9-м классе скорее случайно прошел в финал «Всеросов» по русскому и по литературе и случайно же взял там дипломы. Во многом поэтому я переехал в Москву и школьные, муниципальные, региональные этапы больше почти не писал, нагло пользуясь «автопроходом» в финал.

«Всерос» для меня — это одновременно образ жизни и совершенно побочное мероприятие, к которому не надо готовиться. Вокруг него в Москве существует отличная тусовка, весь год проходят лекции, выездные школы. Олимпиадники знают друг друга и много общаются. Оказывается, что все это гораздо ценнее самой олимпиады: получаемые таким образом знания глубже и интереснее олимпиадного «прожиточного минимума». Литература стала моим способом существования. В последнее время я горячо полюбил современную поэзию, читал ее, говорил о ней, ходил на лекции. Возможность так проводить время появилась благодаря «Всеросу» и помогла его выиграть — но нельзя сказать, что это было ради него. В общем-то ради самой олимпиады я не сделал почти ничего. Задания заключительного этапа устроены так, что их невозможно решить без любви к предмету и без его понимания, но в то же время, чтобы выиграть соревнования по литературе, действительно необходимо только в общих чертах представлять себе школьную программу, а чтобы получить диплом по русскому — прочитать учебник Леканта «Современный русский язык».

«Всерос» стремится к тому, чтобы запрашивать не столько фактические знания, сколько понимание принципов. Поэтому и на русском, и на литературе задания были в основном чуть более сложные и изящные, чем обычно, но требовали при этом меньше каких-то конкретных теоретических знаний. На первом туре по литературе на выбор, как всегда, предлагался анализ поэзии или прозы. Я анализировал непростое и «красиво устроенное» стихотворение Жданова «Мороз в конце зимы трясет сухой гербарий. ». Второй (творческий) тур обрадовал предложением придумать литературную премию и образовательную передачу. Устный предлагал порассуждать о литературных ассоциациях к картинкам. Задания по русскому оказались также довольно нешаблонными, многие из них напоминали микроисследования.

Было бы нечестно сказать, что я не испытал радость от победы. Но нужно понимать, что в олимпиаде большую роль все-таки играют судьба и везение. Некоторые мои друзья объективно лучшие филологи, чем я. Не просто более эрудированные, но и банально более умные. И они не стали даже призерами. Победа на «Всеросе» — далеко не всегда показатель, его формат не позволяет в конечном счете использовать все свои сильные стороны. Можно невероятно тонко чувствовать литературу или понимать наиболее прогрессивные теории в лингвистике — и все равно проиграть. Так или иначе это осознают все олимпиадники. Поэтому мне было приятно подержать в руках корочки с золотыми буквами, но слишком большое значение я этому не придавал.

Что касается планов на дальнейшую учебу, то здесь вечный вопрос: «Вышка» или МГУ, филология или лингвистика. Вуз я еще не выбрал, но «Вышка», похоже, ближе мне по духу. Если какая-нибудь из государственных структур решит порадовать олимпиадников грантами, лето я потрачу на путешествия и участие в Международной олимпиаде. Если нет — на гораздо более бюджетные путешествия и опять же участие в Международной олимпиаде».

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

«Я учусь в школе «Глория», которая раньше называлась Государственная столичная гимназия. В прошлом году в школе были курсы по подготовке к олимпиадам по праву, однако диплом заключительного этапа мне тогда получить не удалось: я был первым «под чертой». Так что в этом году я начал подготовку на более высоком уровне.

Перед заключительным этапом я прошел муниципальный и региональный этапы. Первый пройти не представляет никакой сложности — задания там довольно легкие, выйти «на регион» может даже человек с общими знаниями по предмету. Региональный же этап существенно сложнее — его уже составляет федеральное жюри. В этом году из-за смены формата и других реформ он все же был довольно легким, но проходной балл все равно оказался весьма внушительным.

Задания регионального и заключительного этапов были схожи по типу и уровню сложности: вопросы на соотнесение, правовой кроссворд, перечисления. В этих типах заданий есть только небольшие различия в сложности, суть их не меняется. Другое дело — задачи. Если на региональном этапе каждая направлена на конкретную и зачастую довольно очевидную норму, то на заключительном задачи на порядок труднее: они посвящены более сложным нормам и обладают многоуровневой структурой. Человек без специальной подготовки сможет их решить, наверное, только наугад.

Основная моя подготовка проходила в Центре педагогического мастерства, действующем под эгидой Департамента образования Москвы. Безусловно, имела место и самоподготовка, но стоит признать, что без знаний, которые мне дали преподаватели центра, я вряд ли смог бы чего-то добиться на этой олимпиаде. Больше всего в изучении права мне помогла наглядно представленная в виде таблиц и дайджестов информация из различных нормативных правовых актов. Это было лучше, чем простое чтение и заучивание кодексов. Если у вас нет доступа к готовым выжимкам, я настоятельно рекомендую сделать их самостоятельно, иначе вы едва ли сможете запомнить столько материала. Честно говоря, ни одного бумажного кодекса за все время своей подготовки я так и не приобрел.

Заключительный этап олимпиады в Нижнем Новгороде в этом году был организован довольно хорошо. Мы жили и писали туры, по сути, в одном здании, всегда было понятно, что делать и куда идти, все правила нам детально разъяснялись. Конечно, формат олимпиады сильно изменился — теперь тестовых заданий у нас нет вообще, только соотнесения, «вставь слово», задачи и т. д. Однако в основном это сыграло на руку тем, кто действительно качественно подготовился к соревнованиям. Волновался я не очень сильно: к тому времени я уже хорошо написал «Высшую пробу». Конечно, проиграть было бы неприятно, но не настолько, как если бы я не имел вообще никакой подстраховки. Просто пришел на тур, написал все, что знаю, и сдал работу.

В прошлом году олимпиаду я проиграл, и те отрицательные эмоции были гораздо сильнее нынешних положительных. Тогда я думал, что, наверное, ребята с дипломами на седьмом небе от счастья. Но, получив свой диплом, я воспринял это как закономерный результат долгих месяцев подготовки, хоть и был рад. Убежден: чтобы выиграть «Всерос» по естественно-научным предметам или математике, нужно быть гением. Что касается олимпиады по праву, то здесь, скорее, нужна хорошая память, трудолюбие и любовь к этой дисциплине, а не гениальность. Хотя понимать законы тоже надо, но это зачастую не играет первостепенной роли.

Сейчас я выбирают между факультетами права в НИУ ВШЭ и в МГИМО. В моих ближайших планах — немного развеяться после месяцев подготовки, погулять с друзьями, может быть, куда-то съездить. Сам факт того, что мне больше не нужно вставать в шесть часов утра по выходным, уже весьма радует».

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

«Я учусь в школе № 2007, где учеников активно готовят к олимпиадам, в том числе и к отборочным этапам «Всероса». Моя подготовка заключалась в том, что я долго и упорно сидел и решал задачи. Кроме того, я занимался на московских олимпиадных сборах с другими участниками. Три отборочных этапа проходили в моей школе. Задачи на них оказались максимально легкими, для меня они выглядели, как «возьми и напиши». Задачи на финале в разы сложнее и технически, и по содержанию.

Для меня это был уже пятый «Всерос» по информатике. Ничем, кроме задач, он не отличался от предыдущих. Когда я узнал о дипломе призера, обрадовался. Но мои друзья и знакомые начали как-то слишком уж сильно меня хвалить. Кому-то это, может, и приятно, но мне такое не особенно нравится. Я считаю, что за последний год не так уж и много сил вложил в эту олимпиаду.

Могу с уверенностью сказать, что соревнования по информатике кардинально отличаются от «Всероса» по другим предметам. Эта олимпиада скорее техническая, нежели идейная. Чтобы стать призером, достаточно просто много заниматься, это под силу почти любому школьнику. Не надо быть гением, чтобы победить.

Сейчас я хочу только сидеть и отдыхать. Иногда посещать школу для того, чтобы написать ЕГЭ на хоть сколько-то приличный балл. Мне кажется, что еще не скоро в жизни мне предоставится возможность хорошо отдохнуть в течение такого длительного времени. Что касается выбора вуза, то я хочу пойти в Высшую школу экономики. Для меня очень важно, что там есть возможность совмещать работу и учебу».

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

«Я была призером регионального этапа в прошлом году, поэтому в этом получила возможность пропустить школьный и муниципальный туры. Региональный этап на этот раз был интересным благодаря нововведениями: вместо классического анализа нужно было развернуто ответить на вопрос по тексту. Автор текста, предложенного 11-му классу, Сергей Шаргунов посетил Казань во время заключительного этапа олимпиады и рассказал участникам о своем творчестве, ответил на вопросы слушателей и прочитал два своих рассказа. Порадовало творческое задание: написать собственный верлибр или стихотворение в прозе на заданную тему.

Во время подготовки к олимпиаде я перечитывала любимые тексты, причем не только отечественную классику, но и произведения современных авторов, в том числе зарубежных. Помогает и чтение литературоведческих трудов (Лотман — наше все). Стоит также ознакомиться с работами победителей и призеров прошлых лет. Московским школьникам помощь в подготовке предлагает Центр педагогического мастерства. Я, к сожалению, не посещала их лекции, но нашла много полезных материалов на сайте Школы юного филолога. Больше всего в подготовке мне помогла весенняя выездная школа, организованная ЦПМ. Четыре пары в день, лекции (особенно запомнилась лекция по оккультной нумерологии в «Пиковой даме»), семинары, посвященные анализу текста, творческие задания, репетиция устного тура — это был настоящий интенсив.

Первый тур заключительного этапа олимпиады приходился на 1 апреля, и на открытии организаторы пообещали нам много сюрпризов. Первым оказалась рифма к слову Казань, которую мы узнали тогда же, на открытии олимпиады, — «сказанье». На первом туре, однако, нам был предложен классический анализ прозаического или поэтического текста. Я выбрала для анализа философский рассказ Марины Вишневецкой «Т. И. Н. (опыт сада)». Я получала настоящее удовольствие от процесса разбора текста — близкого и поэзии, и кинематографу одновременно, — и в этом, наверное, залог успеха.

Второй тур оказался по-настоящему творческим: нужно было придумать свою литературную премию для современных поэтов и написать заявку для телеканала «Культура» на создание учебной программы по литературе. Устный тур пугал меня еще во время выездной школы. Тогда я переволновалась и не смогла ответить. Но задание на олимпиаде оказалось нестандартным и при этом на удивление «моим»: были даны изображения, нужно было выбрать одно и рассказать, с какими литературными произведениями оно может быть связано. Я выбрала изображение, сюжет которого был связан с антиутопиями, и дополнила свой рассказ свободными ассоциациями. Тогда, во время выездной школы, нервничая перед репетицией устного тура, я бы никогда не подумала, что получу за него на олимпиаде максимальный балл.

Перед каждым туром тренер нашей команды Владимир Владимирович Сперантов говорил, что самое главное — это свобода. Готовность выбрать нестандартный путь, необычное решение. Свобода, с одной стороны, и умение собраться, с другой — таков, на мой взгляд, секрет успеха. Олимпиада — к сожалению, первая и последняя — была для меня уникальным опытом, но теперь надо думать о будущем. Я с детства мечтала заниматься журналистикой, два года ходила в Школу юного журналиста при журфаке МГУ, поэтому я склоняюсь к выбору именно этого факультета».

Как выиграть вош по информатике. Смотреть фото Как выиграть вош по информатике. Смотреть картинку Как выиграть вош по информатике. Картинка про Как выиграть вош по информатике. Фото Как выиграть вош по информатике

«Сейчас я учусь в СУНЦ МГУ — это одна из лучших школ в России по результатам учеников на олимпиадах, а с 1-го по 9-й класс учился в школе № 7 в городе Кольчугино Владимирской области. В конце 9-го класса я сдал экзамены в СУНЦ и поступил. У нас в школе есть кружок олимпиадной химии, его ведут в основном студенты МГУ, которые раньше учились в СУНЦ и выигрывали соревнования. Благодаря этому кружку и самостоятельной подготовке я смог стать в 2017 году призером «Всероса», а в этом году — победителем.

В прошлом году мне пришлось писать все этапы олимпиады (школьный, муниципальный, региональный, заключительный). К каждому туру нужно было готовиться отдельно, поскольку они сильно отличаются по сложности друг от друга. Когда я, к своему удивлению, стал победителем регионального этапа, начал усиленно готовиться к финалу. Я побывал на химической смене в центре «Сириус» в Сочи и на других химических сборах, где значительно поднял свой уровень. Кроме того, я прочитал несколько книжек по физической, органической, неорганической и биохимии, а также прорешал задания «Всероса» прошлых лет.

В этом году заключительный этап олимпиады проходил в три тура: два теоретических и один практический. На первом этапе задачи были достаточно сложные, и я не смог решить на максимум ни одну. Во втором туре, к счастью, можно было выбирать, поэтому для меня он оказался более успешным. Практический тур был не очень сложным. Перед каждым раундом я сильно волновался, но когда начинал писать работу, старался сконцентрироваться на решении задач и про волнение забывал.

Когда меня пригласили на сцену для вручения диплома победителя, я очень обрадовался. А в родной школе меня встретили с шариками, тортами и поздравлениями. Я собираюсь поступать на химфак МГУ, поскольку там учатся и работают лучшие химики России. Сейчас я готовлюсь к Международной Менделеевской олимпиаде, которая пройдет в Минске, а после нее буду готовиться к отбору на международную олимпиаду по химии, куда мне очень хотелось бы попасть».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *