Как выиграть всерос по математике
Как стать призёром Всероса по математике и информатике
Реальная история студента МФТИ о том, почему стоит участвовать во всевозможных олимпиадах и ездить ботать в летнюю школу
Долгая дорога к успеху в математике
К призёрству на Всеросе я плавно шёл с пятого класса. Раз в неделю мы приходили на кружок и по 2-3 часа решали задачи. Достаточно найти одного хорошего преподавателя, который даст базовые знания, а дальше — практиковаться как можно больше.
Постепенно ребята из нашего маткружка стали участвовать во всевозможных олимпиадах, причём по разным предметам. Опыт олимпиад стал ключевым в моей подготовке: я меньше волновался, больше узнавал разных подходов и методов решения задач. В результате на очередную олимпиаду приходил как к себе домой. Это не значит, что я был совершенно спокоен. На заключительном этапе в 11-ом классе было трудно справиться с волнением — всё-таки это большая ответственность.
Я, например, думал, что стану историком, когда в 6 классе занял одно из первых мест в Москве по этому предмету. Но в следующем году уровень конкуренции среди «историков» серьёзно возрос, я не успел под него подстроиться, а вот в математике успел — так определился мой путь.
На протяжении всей средней и старшей школы я посещал математический кружок раз в неделю. Домашних заданий в кружке нам не задавали: мы приходили, решали, кто сколько мог. Конечно, были и обычные уроки по школьной программе, но никаких других дополнительных занятий не было. Если математики слишком много — тоже плохо, может надоесть. Я знаю нескольких ребят, в том числе трёхкратного призёра Всероса по математике, которые побеждали в олимпиадах, занимаясь только в нашем кружке.
Я становился призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике три года подряд: в 9, 10 и 11 классах. Каждый раз я оказывался в числе «средних» призёров: не приближался к победителям, но и не был «в хвосте».
Так выглядит диплом призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Короткий путь к призёрству по информатике
До 8 класса я был с компьютером «на вы», а потом в школу пришла новая преподавательница курса программирования, и я заинтересовался информатикой. Я понял, что не хотел бы заниматься теоретической наукой и увидел возможности применить знания на практике.
Поначалу в олимпиадной информатике я опирался на знания по математике и умение решать задачи. Так я прошёл на финальный этап ВсОШ: оказался третьим или четвёртым с конца, ничего не занял и уехал расстроенный.
На выездной школе ученики не распыляются на другие школьные предметы, нет больших перерывов — все сосредоточены на занятиях. Мой уровень значительно вырос, и эффект летней школы сказался через год — я стал призёром на Всеросе.
Хотя я занялся информатикой довольно поздно и добился успеха на олимпиаде, не советую затягивать с подготовкой. Единицы выпускников способны взять призовые места, если начали готовиться во втором полугодии 10 класса. Нужно как минимум за 2-3 года готовиться к Всероссийской олимпиаде.
Выбор вуза: между МФТИ и НИУ ВШЭ
Я выбирал между факультетом инноваций и высоких технологий МФТИ и факультетом компьютерных наук Вышки. В обоих вузах были кафедры «Яндекса», а я мечтал поработать в этой компании. В Вышке факультет только открывался, и было непонятно, что из этого выйдет. Поэтому я послушал совета родителей и лучших друзей — «выбрать что-то проверенное» — и пошёл на Физтех.
Из нашей школьной олимпиадной компании трое пошли на Физтех и двое в Вышку. Мы до сих пор общаемся, так что я могу судить о сходствах и отличиях учёбы в наших вузах. С точки зрения качества образования, набора дисциплин и подготовки выпускников принципиальной разницы я не вижу. Ключевое отличие — уклад жизни, и если бы я снова поступал, то выбрал бы МФТИ.
Пожалуй, на Физтехе приходится больше ботать. Для меня это плюс, так как получается воспитательный эффект — меньшая нагрузка меня бы расслабила. Сейчас я привык много трудиться и всегда знаю, чем себя занять. В любом случае надо быть готовым к тому, что придётся работать больше, чем в школе. Свободного времени у студентов сильных вузов мало, тусовки — редкая возможность.
По моим ощущениям, Физтех — это что-то более коллективное, ВШЭ — более индивидуальное. МФТИ расположен в Долгопрудном, студенты вместе и учатся, и отдыхают — это создаёт командную атмосферу. Сначала я этого не понимал, но теперь считаю атмосферу единения главным преимуществом Физтеха.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как затащить Всерос: советы от кандидатов в сборную по математике
До 31 октября в России проходит школьный этап Всероссийской олимпиады (ВсОШ) по математике. Следующий – муниципальный – с 1 ноября по 31 декабря. Мы поговорили с кандидатами в сборную России по математике на следующую Международную олимпиаду. Ребята дали несколько советов тем, кто начинает или уже продолжает подготовку к муниципальному этапу и планирует выйти в заключительный.
Данила Демин
16 лет, 11 класс, Сочи. С начальной школы занимался в математическом кружке, взял победителя Всеросса в 9 классе, поехал на летние сборы и прошел на октябрьские.
«Решать раз в неделю пару задач – плохо. Нужно дать себе установку решать хотя бы одну задачу каждый день. Такую установку мне дал Кирилл Андреевич Сухов, руководитель Международной сборной, и я как послушный ученик так и делал, когда готовился к Всероссу. Но надо понимать, что хотя бы одна задача – это программа для дней, когда тебе трудно заниматься. По мере ваших возможностей старайтесь решать побольше»
«На саму олимпиаду лучше взять лишнюю шоколадку и бутылку воды. Если вдруг вода закончилась, а пить хочется, это доставляет дискомфорт, отвлекает. Это точно того не стоит»
«Не нервничайте на олимпиаде. У меня, например, в состоянии паники выключается мозг, и я не могу думать. Подумать о хорошем, попить водички – найдите рычаг, как выключить стресс. У всех наверняка бывают задачи, от которых получаешь настолько крутое удовольствие, что хочется их забыть и решить снова. Такое же отношение к олимпиадам помогает не переживать»
«Это, наверное, совет только начинающим. Геометрию можно решить либо геометрически, либо счетом. Допустим, вы задачу не решили. Если вы пошли геометрическим путем и нашли пару лемм, вам дадут несколько баллов. При этом в российских олимпиадах любой недоведенный счет оценивается в ноль баллов. Выгоднее решать геометрически, поэтому сразу учитесь этому»
«Пытайтесь записывать задачи в чистовик не в самом конце и проверять себя. Терять баллы из-за невнимательности сильно обидно. У меня была такая история: в 8 классе на олимпиаде я придумал очень сложное, но красивое для меня решение, я недавно узнал, что такое производные и как ими пользоваться, и решил этим геометрию. Я выразил все через синусы, сделал замену переменной, все выразил, взял производную и. неправильно посчитал квадратное уравнение, потерял знак. И в итоге получил 0 баллов»
Матвей Исупов
16 лет, 10 класс, Ижевск. Математикой увлекся в 4 классе. В 8 классе впервые попал на Всероссийскую олимпиаду школьников, получил диплом и приглашение на сборы кандидатов в международную сборную, но не прошел дальше летних сборов. В этом году закончил 9 класс, получил призера ВсОШ и после летних сборов прошел уже на следующий этап.
«Компания и дружеская поддержка очень помогают и дают стимул. Мне повезло найти в Ижевске друзей, с которыми мы могли заниматься вместе. Так легче переживать и какие-то сложные моменты, когда решать не хочется»
«Используйте любое возможное время для тренировки. У меня бывало такое, что резко хотелось что-то порешать в автобусе по дороге в школу. Дорога занимала около 50 минут, я доставал тетрадку и решал»
«Все понимают, что волнение мешает и нужно учиться его выключать во время олимпиадных туров. Чтобы не паниковать, я надеваю маску дурачка и думаю: «Ну ладно, не получится, что в этом такого?». И это во многих ситуациях реально помогает. Ты отказываешься от переживаний за результат и просто делаешь»
«У задачи просто обязано быть хорошее решение. Порой у меня иногда появляется какая-то идея решения и хочется ее реализовать, но это может унести дальше от верного пути. Поэтому мысль, что решение должно быть хорошим и достаточно простым, помогает не уйти в дебри»
Константин Мясников
11 класс, Челябинск. Математикой начал заниматься с 5 класса, призер ВсОШ-2019, после летних сборов был вторым в рейтинговом списке кандидатов.
«Учитесь распределять время. Обращайте внимание на легкие задачи и не засиживайтесь долго на сложных. Я знаю много случаев, когда человек тратил время на поиск решения сложной задачи, не решал легкую и из-за этого не получал диплом или получал диплом хуже. Но и не перескакивайте с одной задачи на другую»
«Следите за выгоранием. У меня есть друг, который после Всеросса начал очень активно ботать пару месяцев и из-за этого ему просто надоела математика, он перестал решать и не так хорошо написал сборы»
Как победить на Всероссийской олимпиаде: три новые истории школьников Тинькофф Поколения
Для школьников, которые увлекаются программированием и математикой, каждый год проводятся олимпиады. Узнают о них и начинают участвовать по-разному: кто-то занимался в школьном кружке или почти случайно прошел на городской этап в первый раз. А потом увлекся и начал побеждать.
Призеры и победители Всероса могут в течение четырех лет поступить без экзаменов в вуз, куда бывает сложно попасть из-за большого конкурса. Тинькофф Поколение помогает подготовиться к олимпиадам. Можно бесплатно заниматься на курсах по олимпиадной математике, алгоритмам и машинному и глубокому обучению, но для этого нужно пройти отбор. Занятия проходят онлайн, а школьники из Москвы могут учиться очно.
В прошлой статье мы рассказали про опыт старшеклассников, а сейчас взяли интервью у призеров Всероса, у которых впереди есть еще олимпиадные сезоны. Ребята подробнее расскажут, как готовиться в течение года и сохранять спокойствие на самой олимпиаде.
— похвальная грамота олимпиады им. Эйлера;
— победитель Всероссийской олимпиады по информатике им. Мстислава Келдыша;
— победитель олимпиады им. Максвелла.
— участник финала Всероссийской олимпиады школьников по информатике;
— призер Всероссийской олимпиады школьников по математике;
— призер олимпиады им. Максвелла.
По математике и информатике я уже всех в семье обогнал, но папа может помочь с физикой — он тоже в олимпиадах участвовал
Я начал всерьез заниматься математикой в конце шестого класса. Тогда по итогам муниципального этапа Всероса я прошел на финал олимпиады им. Эйлера.
На олимпиаде Эйлера попробовал решить задачу, за которую почти никто из ребят не взялся. Решить ее до конца не получилось, но моя идея понравилась судьям, и меня позвали в летнюю заочную школу при Физико-математическом лицее в Долгопрудном. Там я начал заниматься по «листочкам», так называются наборы задач по одной теме, и набил на них руку.
После летней школы я прошел отбор в Тинькофф Поколение. Тинькофф Поколение — это дополнительные курсы, на которых я занимаюсь математикой и программированием. Еще хожу на кружок к Павлу Александровичу Кожевникову, с опережением — за 10—11 класс, и к Илье Анатольевичу Иванову-Погодаеву.
В этом году я участвовал в двух Всеросах: по информатике и математике.
На информатике все прошло ужасно. Я решил первую задачу на полный балл, а потом несколько часов решал вторую. Не хватило буквально нескольких минут, чтобы сдать ее. Мне хотелось за каждую задачу получить максимальный балл, и я сидел над ней до последнего — не мог переключиться.
Второй тур написал гораздо лучше, но из-за того, что завис над задачей в первый день, упустил возможность стать призером. Очень злился на себя за это, ни тренеры, ни родители не могли меня отвлечь от переживаний. Хорошо, что на олимпиадах придумывают развлечения, чтобы мы могли отвлечься. Мне понравилось играть в VR-автоматы.
Всерос по математике прошел для меня спокойнее. Я чувствовал, что написал хорошо. Вообще, по математике обычно заранее представляю уровень задач, не было такого, что на олимпиаде оказалось проще или сложнее, чем я думал.
На каникулах я поехал на смену по математике в «Сириус», это образовательный центр в Сочи, и в Летнюю компьютерную школу. В следующем году хочу добавить физику, но пока занимаюсь мало.
Все-таки из этих трех предметов, математика, физика и информатика, мой любимый — математика. Когда вырасту, конечно, хочу стать математиком и заниматься наукой.
2019: призер МОШ по информатике для 6—9 классов
2020: победитель Всероссийской олимпиады им. Келдыша
2021: призер Всероса по информатике
Я привыкаю к олимпиадам, но при этом и ответственность растет. В пятом классе я даже не ожидала, что хорошо выступлю, а теперь жду от себя результатов
Я учусь в школе № 2007, у нас сильная подготовка по математике и информатике. В пятом классе я пошла на школьный кружок по программированию. Мы начали с простых игр на Pascal, например, писали змейку. У меня получалось, и мне предложили подготовиться к Московской олимпиаде школьников по информатике для 6—9 классов.
Для участия в олимпиадах начала учить Python, но на региональном этапе Всероса в прошлом году поняла, что его не хватает для некоторых задач. Сейчас я пишу на C++.
Я хожу в три кружка — в школьный кружок, в Тинькофф Поколение и в Центр педагогического мастерства. В сумме это 20 часов программирования в неделю. Мне нравится, что задания везде отличаются. А еще, если ходишь в несколько кружков, можно пообщаться с разными людьми, с кем-то подружиться.
Обычно в начале учебного года на кружках нет подготовки к олимпиадам, мы изучаем теоретические темы. Ближе к региональному этапу Всероса появляются дистанционные туры, разборы задач прошлых лет. В Москве перед региональным и финальным этапом Всероса проходят сборы — на них мы каждый день готовимся к олимпиаде.
Перед олимпиадами я не очень волнуюсь, но несколько случаев запомнилось. В шестом классе на региональном этапе Всероса я не стала решать задачу, потому что условие показалось длинным и запутанным. Я подумала: «Слишком много текста, даже разбираться в этом не буду». Сейчас я бы разобрала условие по частям и постаралась понять, что от меня требуется.
Еще был случай на Технокубке. У меня не получалось решить задачу. Во время этой олимпиады участники видят онлайн результаты друг друга. Я видела, что многие эту задачу уже решили. Какое-то время я просто смотрела на таблицу с результатами и думала: «Вот еще один участник решил, и еще один». Потом поняла, что так ничего не получится, и десять минут в нее не заглядывала — как раз за это время сама смогла решить.
Перед самой олимпиадой я стараюсь не готовиться и заняться чем-то другим. А сразу после тура мы договариваемся с другими участниками пойти погулять, чтобы не переживать, если чего-то не решили. У меня много друзей-олимпиадников, с которыми потом можно пообщаться.
Я люблю гулять, играть с друзьями в настолки, особенно в «Монополию». Читаю научную фантастику, сейчас — «Задачу трех тел» Лю Цысиня. Раньше еще занималась плаванием, у меня даже разряд есть, а сейчас думаю пойти на рисование.
На олимпиадах я поняла, что можно получить хороший результат, если много готовился. Это работает везде, не только в учебе.
Перед Всеросом я волновался, но чувствовал предвкушение — надвигается испытание, которое я хочу пройти с высоко поднятой головой
В школе на информатике мы программировали на Pascal в шестом-седьмом классе, а с восьмого класса у нас был Python.
Олимпиадами я не интересовался, но в девятом классе практически случайно прошел на региональный этап Всероса. И конечно же, выступил там отвратительно.
Мне было обидно, что я плохо написал, но зато стало интересно. Я познакомился с ребятами из олимпиадной тусовки, они добрые и отзывчивые, несмотря на то, что соперники. Я расспрашивал, как они занимаются и как нужно готовиться, чтобы выступить лучше. Но тогда я еще не знал, что сам скоро в это погружусь.
Потом началась пандемия, дистанционка. Просто учиться в школе и делать уроки мне стало скучно. Я стал думать, где еще можно развиваться, и вернулся к мысли про олимпиадное программирование. Прошел курс в интернете, понял, что мне это нравится, и стал заниматься всерьез.
Мне захотелось чего-то достичь, но чем позже ты начинаешь, тем меньше времени для разгона, нужно стартовать быстро. Все лето перед десятым классом я занимался с репетитором. Он показал мне базовые алгоритмы, и через пару месяцев я уже решал задачи на уровне призера третьей степени перечневых олимпиад.
Осенью я поступил в кружок Тинькофф Поколения и попал в параллель B. У нас была полная свобода, например, не было код-ревью, как у младших параллелей. Мы изучали темы, которые чаще всего встречаются на олимпиадах. Я старался решать все задачи и не пропускал занятия, так что у меня получилось закрыть пробелы в теории, которые мешали продвигаться дальше.
У меня не было строгого графика занятий для подготовки к олимпиадам. Я занимался в свободном режиме: по вечерам зависал на разных сайтах, смотрел лекции, что-то решал. Готовился по три часа в день, но эти три часа искал информацию и решал интересные задачи.
В январе начался региональный этап Всероса. Я волновался и понимал, что не смогу оправдать плохие результаты после такой интенсивной подготовки. Но региональный этап прошел аномально хорошо, и я почувствовал себя увереннее на своем уровне.
Уверенность помогла мне на Всеросе. Во втором туре четыре часа не мог решить задачу А, это самая простая задача контеста. Я понимал, что при моей подготовке должен ее решить, но ничего не получалось. Помог конструктивный диалог с самим собой. Я вышел в туалет и сказал себе, глядя в зеркало: «Гриша, на самом деле ты все можешь, это не тот случай, не опускай руки».
Первый раз попробовал такой психологический трюк, раньше таких напряженных ситуаций у меня не было. Если что-то не получалось на других олимпиадах, успокаивал себя: «Ничего страшного, не получится в этот раз — получится в другой». А на финале Всероса так сказать уже не мог, надо было прямо сейчас успокоиться и решать.
После олимпиады чувствуется опустошение. Нужно возвращаться в школу и сдавать долги за все время, что ты пропустил, попадаешь из одного стресса в другой. Хорошо бы отдохнуть хоть неделю.
Когда я достиг своей глобальной цели и стал призером, было сложно перестроиться. Пока не знаю, к чему стремиться в следующем году. Было бы здорово выступить от России на международной олимпиаде, например IATI, или взять победителя Всероса, но пока я не думал об этом.
8 принципов подготовки к Всероссийской олимпиаде (победа в ней стоит того)
Всероссийская олимпиада школьников — главный интеллектуальный конкурс страны. Победитель заключительного этапа получает не только денежный приз и несколько минут славы, но и выбирает любой вуз по профилю олимпиады. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о том, что поможет покорить вершину Всероса.
Согласитесь, приятно, когда МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО приглашают учиться у них, а вы говорите: «Ну, не знаю, я ещё думаю». Что же нужно сделать, чтобы выиграть олимпиаду и сказать эту заветную фразу? Много и упорно работать. Схема простая: берёте и учите. Забываете про сон, про отдых и работаете не покладая рук. Совет верный, но уж очень размытый. Так и хочется спросить, ну а что именно делать-то? Может, какой секрет есть? Есть, и не один.
1. Влюбитесь в предмет
Чтобы хорошо подготовиться к ВсОШ, выберите предмет, которым горите. Допустим, вас хлебом не корми — дай теорию Ньютона проверить или сто новых слов по французскому выучить. Часто ребята идут на олимпиады по тем предметам, в которых больше достигли. И зря. Не всегда успехи говорят об истинных пристрастиях. Поэтому выбирайте самый любимый предмет, даже если к началу олимпиадного пути вы знаете чуть меньше, чем ничего. Подготовка к олимпиаде это не 2-3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книжку Юрия Вяземского. Не потому что думают только о победе, просто такое времяпрепровождение для них и есть отдых.
2. Определитесь
Победа в олимпиаде стоит немалых усилий. Не распыляйтесь, чтобы не пролететь. Может, вы и возьмёте призовые места на региональном этапе, но когда до участия в заключительном не хватит нескольких баллов, будет очень обидно. Конечно, есть ребята, которые в один год умудряются выиграть сразу по трём предметам, но это, скорее, исключение, чем правило. Если уж очень хочется одержать победу в нескольких дисциплинах, распределите силы. В девятом классе участвуйте во ВсОШ по английскому, а в десятом — по истории.
3. Анализируйте
Изучите требования разработчиков олимпиады. Вместе с заданиями прошлых лет обычно вывешивают и ключи. Научитесь видеть логику олимпиадных заданий. Не удивляйтесь, она там есть. Разделите задания на типы, выберите из них самые весомые по баллам и самые часто встречающиеся. Формулировка заданий вряд ли будет повторяться, а вот структура вполне может попасться вновь. Внимательно посмотрите критерии оценки и выполняйте олимпиадные задания в соответствии с ними. При таком аналитическом подходе вы поймёте, какой объём знаний требуется для каждого уровня ВсОШ. Обязательно найдите ответы победителей и призёров олимпиады. Полезно увидеть, как выглядят работы реальных людей, а не просто критерии, заранее прописанные разработчиками заданий.
4. Мыслите критически
Олимпиада сильно отличается от ЕГЭ. Здесь недостаточно понять формат и выполнить задания по шаблону. Нужно уметь думать нестандартно. Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Вот вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: «Есть ли вопросы?». Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно. Чтобы исправить положение, сначала придётся выдавливать из себя вопросы. Но со временем они станут возникать естественным образом. Это будет означать, что вы немного освоили метод критического мышления. Когда у вас легко появляются вопросы к предложенной информации — вопросы по содержанию, а не «можно ещё раз повторить? Я чихнул и не услышал» — это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах. Умение логически мыслить тоже появляется благодаря тренировкам. Прочтите вузовский учебник по логике и выполните задания к каждой главе.
5. Пишите разборчиво
Учитесь писать аккуратно. Поставьте себя на место преподавателя, который оценивает невнятно написанную работу. Если вы дали верный ответ к заданию, но зашифровали его каракулями, вместо заслуженного балла получите минус. Чтобы избежать досадного недоразумения, пишите понятно.
6. Составьте график
В подготовке к олимпиаде главное — начать. Для новичков это проблема, потому что информации нужно запомнить много. Школьный этап через неделю, а на завтра ещё из-за рэп-батла Оксимирона и Гнойного нужно стихотворение Гумилёва выучить. Ученик в такой ситуации паникует.
С приёмами тайм-менеджмента вы возьмёте себя в руки, справитесь и с эмоциями, и с предстоящими задачами. Распределите работу равномерно: сегодня изучите Древнюю Грецию, завтра закрепите материал и переходите к Римской империи. Если учить каждый день хотя бы немного, ваши знания и уверенность в себе возрастут. Чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывайте информацию друзьям или родственникам, на крайний случай — коту.
7. Окружите себя победителями
Общайтесь с победителями. Ребята, которые успешно прошли все круги Всероссийской олимпиады, помогут советами и личными историями. Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому нужно обращаться именно к призёрам и победителям олимпиад в вашем предмете. Победители и абсолютные победители — самые подходящие собеседники, так как они готовились к олимпиаде целенаправленно и заработали победу своим трудом.
8. Познайте дзен
На олимпиаде часто бывают ситуации, которые выводят из равновесия неподготовленных участников. Вы пытаетесь сосредоточиться, но сосед шелестит обёрткой от шоколадки. А ещё кто-нибудь обязательно сдаст задания раньше всех. Они уже закончили, а вы только приступаете ко второму листку. Здесь главное не паниковать. Кто знает, может, они не написали и половину и просто решили уйти? Или в спешке наделали ошибок. В любом случае, ничто и никто не должен отвлекать вас от выполнения заданий. Отключитесь от окружающего мира на время олимпиады: есть только задания и вы.
Тренируйте концентрацию. Чаще участвуйте в олимпиадах, чтобы набраться опыта. Каждая олимпиада — это выход из зоны комфорта и стресс для организма. Если мини-стресс случается часто, вы будете меньше волноваться и обрастёте защитным панцирем. Чем больше тренировок — тем лучше результат.