Как выполняется подъем полуелочкой на лыжах
Техника подъёмов
При передвижении на лыжах по пересеченной местности обязательно приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа.
Существуют разные способы подъемов на лыжах, но основными из них являются следующие способы: скользящий шаг, ступающий шаг, «полуелочкой», «елочкой» и лесенкой. Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъема, условий скольжения, качества смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника. При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъема.
Подъем скользящим шагом (рис. 16) очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь короче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой (точка 1) заканчивается одновременно с отталкиванием ногой (точка 2). Туловище несколько больше наклонено вперед (точка 3), палки ставятся с большим наклоном (точка 4). После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом (точка 5). Подъем скользящим шагом применяется на склонах средней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом.
При подъеме ступающим шагом (рис. 17) полностью отсутствует скольжение, отталкивание одной лыжной палкой заканчивается позднее, чем постановка другой, что ведет к двойной опоре на палки. После выноса вперед лыжа опускается на снег сверху, прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16°), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепление лыж со снегом.
Рис. 17. Подъем ступающим шагом
При подъеме «полуелочкой» (рис. 18) верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения (точка 1), а нижняя отводится носком в сторону (точка 2) и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится прежде всего за счет развернутой в сторону лыжи.
Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
|
Рис. 18. Подъем «полуелочкой»
При подъеме «елочкой» (рис. 19) лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками (точки 1 и 2). Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж (точки 3 и 4). С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.
|
Рис. 19. Подъем «елочкой»
Подъем «лесенкой» (рис. 20) осуществляется боковыми приставными шагами. Лыжи ставятся поперек склона горизонтально на ребро (точки 7 и 2). Шаг начинается с ноги, расположенной выше по склону (точка 3). Когда верхняя лыжа встанет на снег, приставляется нижняя лыжа. Туловище при этом держится вертикально.
Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах (до 40°) как прямо, так и наискось.
Способы преодоления подъемов на лыжах
Выбор способа преодоления подъемов зависит не только от их крутизны; важную роль играют и другие факторы: сцепление лыж со снегом, физическая и техническая подготовленность лыжника, степень его утомления в данный момент и состояние лыжни. При благоприятном стечении обстоятельств квалифицированные лыжники преодолевают подъемы крутизной до 5° попеременным двухшажным ходом, не снижая соревновательной скорости. В других менее благоприятных условиях даже на более пологих склонах приходится переходить на способы преодоления подъемов скользящим, беговым и ступающим шагом.
Во всех этих способах нет фазы свободного скольжения и фазы скольжения с выпрямлением ноги. При подъеме скользящим шагом фазы скольжения и стояния лыжи по времени примерно равны. При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъемов.
Рис. 1. Подъем скользящим шагом
Все это диктуется необходимостью увеличить сцепление лыж со снегом и избежать их проскальзывания. Увеличивается и угол отталкивания ногой, что требует более активной работы рук. Палка ставится на снег под углом около 65-75°. Отталкивание ногой становится более продолжительным. Свободная нога выполняет маховое движение в период толчка другой ногой. При выносе ноги вперед недопустимо «выскальзывание» стопы, так как это вызывает стопорящее положение и затрудняет выполнение переката, что, в свою очередь, вызывает другие нарушения техники.
Подъем скользящим шагом изучается со школьниками вначале на пологих подъемах (до 3°) на хорошо подготовленной лыжне. Предварительно набрав скорость на ровном участке, школьники преодолевают отрезок подъема длиной 25-30 м. Постепенно с освоением техники преодоления подъема скользящим шагом крутизна склона увеличивается до 5-6°. Но спешить с дальнейшим увеличением крутизны подъемов не следует до тех пор, пока школьники прочно не освоят технику скользящего шага. Преждевременный переход на более крутые склоны затрудняет у школьников освоение техники их преодоления. Большую роль при этом играет физическая подготовка, особенно уровень развития силы мышц плечевого пояса.
Рис. 2. Подъем полуелочкой |
Подъем беговым шагом применяется на склонах средней крутизны, а при плохом скольжении и на более пологих подъемах. Переход на этот способ преодоления подъема зависит и от других факторов. При этом наблюдается значительное сокращение времени скольжения, что может привести к временному переходу на бег с фазой полета. В этом способе длина выпада в 3-4 раза больше длины скольжения. Маховые движения и подседания выполняются быстро, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп движения. В целом способ похож на бег на полусогнутых ногах при сохранении многих деталей подъема скользящим шагом.
Подъем ступающим шагом применяется в условиях, когда скольжение невозможно или нецелесообразно (из-за большой затраты сил). Это связано прежде всего с увеличением крутизны подъемов, но и условия сцепления лыж со снегом играют важную роль. Исключительно большое значение здесь имеют скорость выпада, энергичное отталкивание стопой и палкой. Обучение школьников этому способу подъема по координации особых затруднений не вызывает, но преодоление самых крутых подъемов требует хорошей физической подготовки.
Подъем «полуелочкой» (рис. 2) применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Важно добиться у школьников хорошей опоры на палки. Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутизны. Длина шагов при подъеме «полуелочкой» неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме.
Рис. 3. Подъем елочкой |
Подъем «елочкой» (рис. 3) применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.
Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение проводить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.
Рис. 4. Подъем лесенкой |
Подъем «лесенкой» (рис. 4) применяется на очень крутых склонах и при глубоком снежном покрове во время туристских походов на лыжах и прогулок.
Особых затруднений изучение этого способа не вызывает. После показа и объяснения ученики выполняют несколько приставных шагов внизу у подножия горы и сразу продолжают подъем по склону с хорошей опорой на палки. Поперечное расположение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°). Обычно лыжники легко осваивают этот способ подъема. Затем следует научить их подниматься по склону с продвижением вперед и назад. Ошибки, возникающие при изучении способа: недостаточное кантование лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.
Физическая культура. 2 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «2» класса
Урок № 22. Техника выполнения подъёма «полуёлочкой»
Урок посвящён одному из основных способов подъёма на лыжах.
Лесенка – способ подъёма в горку боком приставным шагом.
При подъёме «полуёлочкой» верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро.
Ступающий шаг – способ передвижения на лыжах, при котором отсутствует скольжение.
Стойка лыжника – положение ног и корпуса лыжника во время движения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
До того, как изучать различные техники подъёма в горку, вспомним, как правильно одеться на лыжную прогулку.
Одежда для катания на лыжах должна быть удобной и не слишком теплой. Не надевайте толстый свитер, ведь вам станет жарко, а расстегивая куртку, вы рискуете заболеть. Наденьте спортивную шапочку, варежки и ботинки по размеру.
Существует много способов подъёма в гору: «лесенка», “ёлочка”, “полуёлочка”.
«Лесенка». этот способ предназначен для подъёма на очень крутые склоны. Спортсмен поворачивается боком к подъёму и поднимается приставными шагами, ставя лыжи на ребра. Шаг начинается с ноги, расположенной выше по склону. Палки расположены с внешней стороны от лыж. Туловище при этом держится вертикально. На снегу остаются следы, напоминающие лестницу, что и дало название этому способу подъёма.
При подъёме «полуёлочкой» верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают также, как при попеременном двушажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперёд прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъём производится прежде всего за счёт развернутой в сторону лыжи. Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
Лучше всего техники усваиваются в игровой форме. Например, игра «Лестница» проводится на склоне учебной горки. Одного из учеников просят подняться вверх так, чтобы рисунок напоминал «лестницу», а остальные ребята должны повторить этот рисунок след в след. Те ученики, у которых отпечаток сильно разойдётся с отпечатком лыж направляющего, должны отойти в сторону. Победят те, кто дойдут до конца горки.
Игра «Кто вперёд». Две одинаковые по количеству участников команды строятся колоннами. Цель каждой команды – добраться до места начала движения соперника первыми. Игра начинается по свистку. Участники бегут сразу всей командой. Побеждает та, последний участник которой приходит быстрее последнего участника второй команды.
Что же нужно для отличного выполнения таких подъёмов в горку? Нужна сила, выносливость, упорство, решительность, смелость и очень важно – Равновесие!
Давайте познакомимся с некоторыми физическими упражнениями, позволяющими развить необходимые для подъёмов навыки. Первое упражнение на основную стойку лыжника. Упражнение выполняется парами. Вы принимаете основную стойку лыжника, а ваш друг проверяет, чтобы стойка была верной. Затем вы меняетесь местами. Друг выполняет, а вы проверяете.
Упражнение на равновесие можно выполнять и без лыж. Корпусом нужно принять основную стойку лыжника, руки завести за спину. Оттолкнуться левой ногой и прыгнуть на правую, удерживать на ней равновесие. Затем прыгнуть обратно на левую ногу.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Техника подъёма «лесенкой»
Подумайте и расставьте движения так, чтобы выполнялась техника подъёма лесенкой:
2. Лыжный подъём в горку
Найдите три слова, относящихся к уроку.
Обучение технике подъема «Полуелочкой»
При подъеме «полуелочкой» верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится, прежде всего, за счет развернутой в сторону лыжи. Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
Методика обучения
Технике подъема «лесенкой»
Разработал студент (ФИО) Рыженкова Алина
Курс 3 группа 309«К» дата 23.04.2014
Обучение технике подъема «лесенкой»
Подъем «лесенкой» осуществляется боковыми приставными шагами. Лыжи ставятся поперек склона горизонтально на ребро. Шаг начинается с ноги, расположенной выше по склону. Когда верхняя лыжа встанет на снег, приставляется нижняя лыжа. Туловище при этом держится вертикально. Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах (до 40°) как прямо, так и наискось.
Методика обучения
Технике спускам с гор
Разработал студент (ФИО) Рыженкова Алина
Курс 3 группа 309«К» дата 23.04.2014
Техника спускам с гор
Высокая стойкаприменяется для временного уменьшения скорости спуска за счет увеличения сопротивления встречного потока воздуха. Для большего торможения следует еще выпрямиться и развести руки в стороны. Иногда эту стойку применяют для отдыха или лучшего просмотра незнакомого склона в начале спуска.
основная (средняя) стойка наименее утомительна и позволяет выполнить при спуске любые другие приемы (торможения, повороты). При прямом спуске в основной стойке лыжи расставлены на 10-15 см одна от другой, ноги слегка согнуты в коленных суставах, туловище немного наклонено вперед, руки опущены и несколько выведены вперед, палки (обязательно кольцами назад) не касаются склона.
Низкая стойка применяется на прямых, ровных и открытых склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска. В этом положении колени сильно согнуты, туловище наклонено и подано вперед, руки вытянуты также вперед, локти опущены и прижаты. Лыжник в этой стойке принимает достаточно обтекаемое положение и значительно снижает лобовое сопротивление.
Методика обучения
Технике поворота переступанием
Разработал студент (ФИО) Рыженкова Алина
Курс 3 группа 309«К» дата 23.04.2014
При выполнении этого поворота лыжник переносит вес тела на наружную в повороте ногу, отрывает от снега внутреннюю лыжу носком вверх, отставляет ее внутрь поворота на нужный угол (в положение нового направления движения), ставит на снег и переносит на нее вес тела. Внешняя лыжа выполняет отталкивание и приставляется к внутренней. В зависимости от скорости и требуемого угла поворота переступание может быть выполнено несколько раз. На пологом склоне и на равнине при выполнении поворота лыжник увеличивает скорость движения с помощью одновременных отталкиваний палками. Это называется активным переступанием. На крутом склоне при большой скорости лыжник не отталкивается палками и лыжей.
Методика обучения
Технике поворота упором
Разработал студент (ФИО) Рыженкова Алина
Курс 3 группа 309«К» дата 23.04.2014
Поворот упором
Этот способ применяется при большой скорости для плавного изменения направления движения, если нет лыжни. Для того чтобы осуществить поворот упором, внешняя лыжа выдвигается вперед на 10-15см, закантовывается (т.е. ставится на ребро), пятка лыжи отводится в сторону, и вес тела переносится на эту лыжу. Поворот выполняется под воздействием «руления» носком лыжи. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, состояния снежного покрова и величины переноса веса тела на одну из лыж.
Методика обучения
Технике поворота «плугом»
Разработал студент (ФИО) Рыженкова Алина
Курс 3 группа 309«К» дата 23.04.2014
Поворот плугом
Методика обучения
Технике поворота на параллельных лыжах
Разработал студент (ФИО) Рыженкова Алина
Курс 3 группа 309«К» дата 23.04.2014
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 5466 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Презентация ТЕХНИКА ПОДЪЁМОВ «ЁЛОЧКОЙ», «ПОЛУЁЛОЧКОЙ», «СТУПАЮЩИМ, СКОЛЬЗЯЩИМ» ШАГОМ
Описание техники подъёмов «Ёлочкой», «Полуёлочкой, «Ступающим», «Скользящим» шагом
Просмотр содержимого документа
«Презентация ТЕХНИКА ПОДЪЁМОВ «ЁЛОЧКОЙ», «ПОЛУЁЛОЧКОЙ», «СТУПАЮЩИМ, СКОЛЬЗЯЩИМ» ШАГОМ»
ТЕХНИКА ПОДЪЁМОВ «ЁЛОЧКОЙ», «ПОЛУЁЛОЧКОЙ», «СТУПАЮЩИМ, СКОЛЬЗЯЩИМ» ШАГОМ
Выполнила: Щербакова М.А.
При передвижении на лыжах по пересеченной местности лыжникам приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Существуют разные способы подъемов на лыжах: скользящим шагом, беговым шагом, ступающим шагом, «полуелочкой», «елочкой» и лесенкой. Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъема, условий скольжения, качества смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника.
скользящий шаг ступающий шаг
Способы преодоления подъема в зависимости от его крутизны
Способы преодоления подъема в зависимости от его крутизны
При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъема.
Подъем скользящим шагом
Подъем скользящим шагом применяется на склонах средней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом.
Подъем ступающим шагом
Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.
Методика обучения способам преодоления подъемов
При освоении подъема «лесенкой» надо учить занимающихся четко ставить лыжи на ребро, параллельно друг другу и параллельно склону. При подъемах «полуелочкой» и «елочкой» обращать внимание на оптимальное разведение носков лыж (в зависимости от крутизны склона) и достаточную опору на палки.
Подъемы изучаются на учебных склонах, а осваиваются на пересеченной местности.
1. при подъеме скользящим и ступающим шагом на лыжу давят мало согнутыми в коленях ногами;
3. при подъеме «лесенкой» не горизонтально ставят лыжи, недостаточно кантуют лыжи, плохо опираются на палки.