Многие из нас, собирающиеся самостоятельно оцифровывать свой старый плёночный архив, сталкиваются с необходимостью выпрямления фотоплёнок, хранившихся скрученными в рулонах.
Обычно предлагается метод замачивания плёнок в дистилляте с последующей просушкой.
Подумав над процедурой с замачиванием плёнки в дистилляте, пришёл к выводу, что можно делать проще.
Из этого получилась такая процедура.
В кастрюлю на дно кладу блюдечко донцем вверх. Наливаю немного воды, чтобы верхняя часть донца оставалась сухой.
Улитку фотобачка с вмотанной плёнкой (эмульсией наружу) ставлю на блюдечко и закрываю кастрюлю крышкой. Оставляю в таком виде на ночь или на день (перед работой). В крышке кастрюли есть 2 мм дырочка, которая, возможно, препятствует конденсации водяных паров в виде капель.
Перед намоткой плёнки на улитку удаляю с плёнки пыль.
После 9-10 часов такой выдержки плёнка несколько переувлажнена и её надо выдержать 3-5 мин перед нарезкой и закладкой в сливеры. После этой процедуры она *не скручивается* в прежнем направлении, а изогнута так, как была в улитке. Но при высыхании постепенно распрямляется.
Перед нарезкой плёнки ещё раз удаляю пыль, если она есть. Закладываю отрезки в сливер и кладу его под книжный пресс на 9-10 часов. После этого плёнки уже можно сканировать.
Недостаток этой процедуры один — она медленная. Но и то, при одной улитке в сутки выпрямляются 2 плёнки. Но если использовать N улиток, то процесс ускорится в N раз!
Научите, как распрямить старые скрученные ч/б фотопленки
Сообщество –
Как создать сообщество?
Как вступить в сообщество?
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество». Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Поиск:
Найдено: 20 сообщений
Показаны: с 1 по 20
Tonyss Гость
19.12.2002 23:29:45 | Научите, как распрямить старые скрученные ч/б фотопленки
Пожалуйста, подскажите, как распрямить безболезненно (с целью сканирования на пленочном сканере) старые фотопленки, многие 50-60-х годов. Хранились они в плотно скрученных рулонах. Заранее спасибо.
Но на ум приходит еще кое что. Свернуть в другую сторону тоже плотно и подождать. месяц/другой.
Tonyss Гость
19.12.2002 23:54:11 | Научите, как распрямить старые скрученные ч/б фотопленки
Однажды мне на ходу рассказали про размачивание пленки в воде.
Можно ли назвать этот способ безболезненным?
Если да, то какие есть тонкости?
Еще одно уточнение: водопроводная вода старой пленке не может повредить?
Есть ли смысл профильтровать через бытовой фильтр?
Agers Гость
20.12.2002 09:57:04 | Пленка
Нет, резать и в сливер запихивать не стоит. Она тогда вместе со сливером скрутится. Есть очень простой способ: аккуратненько скрутить пленку наружу эмульсией (в противоположную сторону от того, что было) и засунуть в баночку от пленки на несколько суток. Обычно, помогает. Только надо делать это аккуратно, чтобы не поцарапать пленку: если рулончик вышел слишком большим и не лезет в баночку, не затягивайте его, а аккуратно распустите его и скрутите заново.
Спасибо, уважаемый Гиперпотам.
Еще одно уточнение: водопроводная вода старой пленке не может повредить?
Есть ли смысл профильтровать через бытовой фильтр?
А по моему, проще зарядить пленку в обычный бачек для проявки, залить водой на 30 мин t 20C, потом промыть в проточной воде и на последок залить какой-нибудь смягчитель. Сушить в непыльном месте в подвешанном состоянии с бельевой прищепкой в низу пленки, в качестве груза.
Много раз проделывал такую процедуру. Последовательность действий простая.
Пленка выдерживается в воде не менее 10-15 минут.
После сушки пленку надо свернуть [b:7daf8c7620]эмульсией наружу[/b:7daf8c7620] в нетугой рулон диаметром 10-15 см и зафиксировать ее резиновым кольцом (или иным способом) и положить в непыльное место на 2-3 дня. Такая выдержка позволяет получить практически идеально выпрямленные негативы.
Balaj273 сообщений: 330 в Клубе: 7502 дня 1/6 суши, Москва WWW
20.12.2002 22:13:07 | поправка
Я имел ввиду сливеры Kenro, конечно, а не Kenzo. 🙂 Видимо, музыкой навеяло! 🙂
Tonyss Гость
21.12.2002 01:52:31 | Научите, как распрямить старые скрученные ч/б фотопленки
Огромное всем спасибо за советы!
Чувствую теперь себя достаточно вооруженным теоретически.
Есть еще один вопрос по старым ч/б пленкам:
слышал краем уха, что в 50-60-х годах серебро было другое (больше, наверное). И кажется есть особенности по сканированию таких пленок.
Если не сложно, поделитесь, плиз!
Dинь К (e-mail) Гость Москва
21.12.2002 02:06:11 |
Здорово! спасибо огромное за такое подробное объяснение. Возникло несколько вопросов уточняющих. 1. речь идет про любые пленки или только ч/б? 2. В этих процедурах обязателен этап смачивания? то есть что то при этом происходит с основой? что она становится мягче?
Действительно, современные ч/б пленки имеют несколько отличную структуру зерна по сравнению с пленками, выпускавшимися до начала 90-х годов (прошлого столетия). Современные эмульсии строятся на основе т.н. тонких кристаллов галогенидов серебра. На сканировании это может быть и отражается, но достоверными фактами отличия я не располагаю. Зато достоверно располагаю фактами, что пленки, произведенные в 50-60 годах в СССР были много лучше по качеству изображения, чем такие же, произведенные в 70-80 годах. Это факт. Видимо, не экономили на серебре.
1. Такая обработка возможна для любых позитивных и негативных пленок.
2. Замачивание позволяет размягчить эмульсию, которая высыхая в основном и придает форму пленке. Основа (подложка) обычно полимерная, воду не впитывает, а поэтому коробится вслед за эмульсией. Поэтому замачивание очень ускоряет процесс. Да и пыль и грязь лишнюю смывает.
k_sashka сообщений: 210 фотографий: 1 в Клубе: 7082 дня
21.12.2002 15:32:53 |
Незнаю, насколько мой совет покажется Вам полезным и своевременным, но:
1. Попробуйте заправить пленку в бачок 2. Залейте ее дистилированой, ХОЛОДНОЙ водой ( 20C. При температуре > 20С желатиновый слой очень сильно размягчается и есть шанс повредить изображение на пленке.
P.S. К моим советам можно не прислушиваться (не рекомендую) 🙂
. представьте себе, что у вы располагаете несколькими дюжинами пленок, десяти-, двадцати-, а может пятидесятилетней давности. Причем хранились эти пленки совсем не в архиве Госфильмфонда, а дома на антресолях или в чулане принятым во многих семьях способом – свернутые в тугой рулон эмульсией внутрь, и запихнутые в пластиковые стаканчики или картонные коробочки из-под кассет. При попытке развернуть такую пленку она немедленно старается принять форму завитого на бигуди локона волос, как упрямый кудрявый волос всячески сопротивляясь вашим попыткам его распрямить.
Писатели-фантасты, творившие в 60-70 годы прошлого столетия, сильно ошиблись в своих прогнозах на будущее. Реальность во многом опередила воображение литераторов, особенно в сфере распространения компьютерных технологий в быту. В последние 20 лет темп развития технологий, связанных с компьютерами, многократно ускорился, и это обусловлено не только стремительным ростом вычислительных мощностей настольных (или персональных, если читателю этот термин больше нравится) компьютеров. Всецелое проникновение компьютеров в те области человеческой культуры, которые издревле считались вотчиной лириков – в музыку и изобразительное искусство, в фотографию и кинематографию, навсегда изменило наше представление об этих дисциплинах, и этот процесс уже необратим. Удивительные возможности манипулирования мультимедийными данными (под мультимедийными данными я понимаю звук, фото и видео изображения, а также их комбинации, преобразованные в компьютерный код) открывают перед человеком доселе неведомые горизонты творчества, упрощают рутинные операции, расширяют аудиторию слушателей и зрителей, позволяют моделировать реальность по своему желанию.
В фотографии компьютерные технологии стали развиваться сразу в нескольких направлениях:
Фотографическое сообщество потрясают споры: что лучше – цифра или пленка? Ответ на этот вопрос не является целью данной статьи. У обоих направлений есть свои несомненные плюсы и минусы, хотя уже теперь очевидно, что будущее принадлежит цифровой фотографии. Всеобщее проникновение цифровой фотографии в повседневную жизнь это лишь вопрос времени.
Но что делать тем, у кого скопился обширный архив пленок, или тем, кто хочет перевести в электронную форму пленочный архив своих родителей для целей насыщения семейного веб-сайта или для печати утерянных со временем фотографий? Тут ответ один – сканирование пленок, т.е. перевод аналогового изображения в компьютерную форму посредством специальных технических средств.
Теперь представьте себе, что у вы располагаете несколькими дюжинами пленок, десяти-, двадцати-, а может пятидесятилетней давности. Причем хранились эти пленки совсем не в архиве Госфильмфонда, а дома на антресолях или в чулане принятым во многих семьях способом – свернутые в тугой рулон эмульсией внутрь, и запихнутые в пластиковые стаканчики или картонные коробочки из-под кассет. При попытке развернуть такую пленку она немедленно старается принять форму завитого на бигуди локона волос, как упрямый кудрявый волос всячески сопротивляясь вашим попыткам его распрямить. Мне на ум сразу приходит старорежимный и малопонятный парикмахерский термин «химия». «Мама к празднику сделала «перманентную химию»» – вот она, ностальгия!
Но, все таки, приступим.
Во-первых, не бойтесь повредить эмульсию, раскручивая старые пленки. Если пленка не хранилась при очень высокой температуре и большой влажности то это маловероятно. Условия домашнего хранения являются более или менее «нормальными» для пленок на полимерных основах. Они на это были рассчитаны производителями. Сложности могут возникнуть при работе с очень старыми пленками, так как в середине прошлого века выпускались негативные пленки на целлулоидных подложках, подверженных высыханию, да и механические свойства эмульсий также были не столь хороши, как у современных пленок. Все нижеизложенное одинаково справедливо как для 35 мм пленок, так и для среднеформатных (тип 120/220). Последние, правда, требуют к себе более бережного отношения, так как имеют более тонкую подложку и легче деформируются и заламываются.
Особое внимание стоит обратить на пленки, которые хранились в условиях повышенной влажности или на холоде. У таких пленок наиболее вероятно слипание эмульсии с подложкой и растрескивание эмульсионного слоя.
Так же с особым вниманием следует обращатся с пленками, долго хранившимся условиях повышенной температуры и очень низкой влажности. Дело в том, что при этом ломкой становится сама подложка, такая пленка может просто рассыпаться в руках при первой же попытке. Тут будет уместным использовать метод, почерпнутый мной в конференции на сайте foto.ru. Рулончик с пленкой помещается в сухую кружку, которая, в свою очередь, помещается в емкость с небольшим количеством воды и выдерживается там не менее суток. После такой процедуры пленка впитает некоторое количество влаги и станет более эластичной.
ВНИМАНИЕ! Современные системы удаления пыли и царапин с негативов и слайдов при сканировании и печати НЕ РАБОТАЮТ на негативах, изображение в которых создается кристаллами металлического серебра. А таковыми являются большинство старых черно-белых пленок. Поэтому чем аккуратнее вы будете обращаться со старыми пленками, тем меньше вы прибавите царапин и пыли – тем меньше вам придется корпеть над ретушью в Фотошопе, в конце концов.
Для процедуры размачивания лучше всего воспользоваться проявочным бачком. В противном случае вы не сможете избежать слипания пленки. Вариант с прокладыванием кальки, безусловно, остроумен, но остается вероятность прилипания эмульсии к самой бумаге, что также недопустимо. Мне встречались описания методов размачивания пленок без непосредственного контакта с водой, но, по моему мнению, традиционное замачивание настолько простая процедура, что нет смысла изобретать что-то новое. Хотя, конечно, пределов человеческой изобретательности не существует, и могут быть особые случаи, требующие нестандартного подхода.
В бачок заливается вода с температурой не выше 25 градусов. Не полагайтесь на свое чутье – лучше воспользуйтесь термометром; бытовой термометр вполне пригоден для этих целей (но не для проявки!). Если у вас возникнут сомнения в точности вашего термометра – просто уменьшите температуру на 2-3 градуса, это не критично. Затем поместите спираль с пленкой (или пленку с коррексом) в бачок. Для обработки лучше использовать дистиллированную воду – она не дорогая и надо ее немного, а пятен от солей, растворенных в водопроводной или минеральной воде, будет существенно меньше. Можно добавить каплю-другую стабилизатора (стабилизирующего раствора) из комплекта реактивов для процесса C-41. В любой фотолаборатории вам с радостью нальют маленький пузырек, даже бесплатно. Это лучше чем шампунь или средства для мытья посуды, поскольку стабилизатор предназначен для обработки пленок. При обработке нескольких пленок воду лучше поменять после 2-5 пленок, в зависимости от загрязненности последних.
Пленка выдерживается в воде не менее 10-15 минут; увеличение времени вреда не принесет, особой пользы, впрочем, тоже не будет. После выдерживания аккуратно извлеките пленку из спиралей или коррекса (помните: мокрая эмульсия очень нежная и ее легко повредить при грубом обращении) и подвесьте ее в непыльном месте закрепив внизу небольшой груз. Для этих целей вполне подойдет обычная бельевая пластмассовая прищепка (осторожнее с эмульсией, не цепляйте прищепку поверх изображения!). Лучшим местом для сушки пленок будет ванная комната – там, где больше влажность, там меньше пыли. Можно даже перед сушкой включить на некоторое время горячий душ для увеличения влажности. Время сушки обычно составляет около часа в зависимости от температуры и влажности в помещении. Для ускорения процесса перед сушкой излишки влаги с пленки можно снять специальными щипцами или пропустить пленку между смоченными чистой дистиллированной водой пальцами, но я не советую это делать со старыми пленками. Будет больше царапин, а от них избавится сложнее, чем от высохших капель. Капли, при необходимости, можно аккуратно убрать слегка влажным ватным тампоном уже с сухой пленки.
Теперь очень важный момент! После сушки пленку надо свернуть эмульсией наружу в нетугой рулон диаметром 10-15 см и зафиксировать ее снаружи тонким резиновым кольцом (или иным способом, например прищепкой) через слой бумаги или кальки, и в таком виде положить в сухое и непыльное место на 2-3 дня. Такая выдержка позволяет получить практически идеально выпрямленные негативы. Я дополнительно упаковываю каждую пленку в маленький (15 х 20 см) полиэтиленовый пакет для дополнительной защиты от пыли (такие пакеты продаются в супермаркетах в виде рулонов под названием «пакеты для завтраков»)
. представьте себе, что у вы располагаете несколькими дюжинами пленок, десяти-, двадцати-, а может пятидесятилетней давности. Причем хранились эти пленки совсем не в архиве Госфильмфонда, а дома на антресолях или в чулане принятым во многих семьях способом – свернутые в тугой рулон эмульсией внутрь, и запихнутые в пластиковые стаканчики или картонные коробочки из-под кассет. При попытке развернуть такую пленку она немедленно старается принять форму завитого на бигуди локона волос, как упрямый кудрявый волос всячески сопротивляясь вашим попыткам его распрямить.
Писатели-фантасты, творившие в 60-70 годы прошлого столетия, сильно ошиблись в своих прогнозах на будущее. Реальность во многом опередила воображение литераторов, особенно в сфере распространения компьютерных технологий в быту. В последние 20 лет темп развития технологий, связанных с компьютерами, многократно ускорился, и это обусловлено не только стремительным ростом вычислительных мощностей настольных (или персональных, если читателю этот термин больше нравится) компьютеров. Всецелое проникновение компьютеров в те области человеческой культуры, которые издревле считались вотчиной лириков – в музыку и изобразительное искусство, в фотографию и кинематографию, навсегда изменило наше представление об этих дисциплинах, и этот процесс уже необратим. Удивительные возможности манипулирования мультимедийными данными (под мультимедийными данными я понимаю звук, фото и видео изображения, а также их комбинации, преобразованные в компьютерный код) открывают перед человеком доселе неведомые горизонты творчества, упрощают рутинные операции, расширяют аудиторию слушателей и зрителей, позволяют моделировать реальность по своему желанию.
В фотографии компьютерные технологии стали развиваться сразу в нескольких направлениях:
Фотографическое сообщество потрясают споры: что лучше – цифра или пленка? Ответ на этот вопрос не является целью данной статьи. У обоих направлений есть свои несомненные плюсы и минусы, хотя уже теперь очевидно, что будущее принадлежит цифровой фотографии. Всеобщее проникновение цифровой фотографии в повседневную жизнь это лишь вопрос времени.
Но что делать тем, у кого скопился обширный архив пленок, или тем, кто хочет перевести в электронную форму пленочный архив своих родителей для целей насыщения семейного веб-сайта или для печати утерянных со временем фотографий? Тут ответ один – сканирование пленок, т.е. перевод аналогового изображения в компьютерную форму посредством специальных технических средств.
Теперь представьте себе, что у вы располагаете несколькими дюжинами пленок, десяти-, двадцати-, а может пятидесятилетней давности. Причем хранились эти пленки совсем не в архиве Госфильмфонда, а дома на антресолях или в чулане принятым во многих семьях способом – свернутые в тугой рулон эмульсией внутрь, и запихнутые в пластиковые стаканчики или картонные коробочки из-под кассет. При попытке развернуть такую пленку она немедленно старается принять форму завитого на бигуди локона волос, как упрямый кудрявый волос всячески сопротивляясь вашим попыткам его распрямить. Мне на ум сразу приходит старорежимный и малопонятный парикмахерский термин «химия». «Мама к празднику сделала «перманентную химию»» – вот она, ностальгия!
Но, все таки, приступим.
Во-первых, не бойтесь повредить эмульсию, раскручивая старые пленки. Если пленка не хранилась при очень высокой температуре и большой влажности то это маловероятно. Условия домашнего хранения являются более или менее «нормальными» для пленок на полимерных основах. Они на это были рассчитаны производителями. Сложности могут возникнуть при работе с очень старыми пленками, так как в середине прошлого века выпускались негативные пленки на целлулоидных подложках, подверженных высыханию, да и механические свойства эмульсий также были не столь хороши, как у современных пленок. Все нижеизложенное одинаково справедливо как для 35 мм пленок, так и для среднеформатных (тип 120/220). Последние, правда, требуют к себе более бережного отношения, так как имеют более тонкую подложку и легче деформируются и заламываются.
Особое внимание стоит обратить на пленки, которые хранились в условиях повышенной влажности или на холоде. У таких пленок наиболее вероятно слипание эмульсии с подложкой и растрескивание эмульсионного слоя.
Так же с особым вниманием следует обращатся с пленками, долго хранившимся условиях повышенной температуры и очень низкой влажности. Дело в том, что при этом ломкой становится сама подложка, такая пленка может просто рассыпаться в руках при первой же попытке. Тут будет уместным использовать метод, почерпнутый мной в конференции на сайте foto.ru. Рулончик с пленкой помещается в сухую кружку, которая, в свою очередь, помещается в емкость с небольшим количеством воды и выдерживается там не менее суток. После такой процедуры пленка впитает некоторое количество влаги и станет более эластичной.
ВНИМАНИЕ! Современные системы удаления пыли и царапин с негативов и слайдов при сканировании и печати НЕ РАБОТАЮТ на негативах, изображение в которых создается кристаллами металлического серебра. А таковыми являются большинство старых черно-белых пленок. Поэтому чем аккуратнее вы будете обращаться со старыми пленками, тем меньше вы прибавите царапин и пыли – тем меньше вам придется корпеть над ретушью в Фотошопе, в конце концов.
Для процедуры размачивания лучше всего воспользоваться проявочным бачком. В противном случае вы не сможете избежать слипания пленки. Вариант с прокладыванием кальки, безусловно, остроумен, но остается вероятность прилипания эмульсии к самой бумаге, что также недопустимо. Мне встречались описания методов размачивания пленок без непосредственного контакта с водой, но, по моему мнению, традиционное замачивание настолько простая процедура, что нет смысла изобретать что-то новое. Хотя, конечно, пределов человеческой изобретательности не существует, и могут быть особые случаи, требующие нестандартного подхода.
В бачок заливается вода с температурой не выше 25 градусов. Не полагайтесь на свое чутье – лучше воспользуйтесь термометром; бытовой термометр вполне пригоден для этих целей (но не для проявки!). Если у вас возникнут сомнения в точности вашего термометра – просто уменьшите температуру на 2-3 градуса, это не критично. Затем поместите спираль с пленкой (или пленку с коррексом) в бачок. Для обработки лучше использовать дистиллированную воду – она не дорогая и надо ее немного, а пятен от солей, растворенных в водопроводной или минеральной воде, будет существенно меньше. Можно добавить каплю-другую стабилизатора (стабилизирующего раствора) из комплекта реактивов для процесса C-41. В любой фотолаборатории вам с радостью нальют маленький пузырек, даже бесплатно. Это лучше чем шампунь или средства для мытья посуды, поскольку стабилизатор предназначен для обработки пленок. При обработке нескольких пленок воду лучше поменять после 2-5 пленок, в зависимости от загрязненности последних.
Пленка выдерживается в воде не менее 10-15 минут; увеличение времени вреда не принесет, особой пользы, впрочем, тоже не будет. После выдерживания аккуратно извлеките пленку из спиралей или коррекса (помните: мокрая эмульсия очень нежная и ее легко повредить при грубом обращении) и подвесьте ее в непыльном месте закрепив внизу небольшой груз. Для этих целей вполне подойдет обычная бельевая пластмассовая прищепка (осторожнее с эмульсией, не цепляйте прищепку поверх изображения!). Лучшим местом для сушки пленок будет ванная комната – там, где больше влажность, там меньше пыли. Можно даже перед сушкой включить на некоторое время горячий душ для увеличения влажности. Время сушки обычно составляет около часа в зависимости от температуры и влажности в помещении. Для ускорения процесса перед сушкой излишки влаги с пленки можно снять специальными щипцами или пропустить пленку между смоченными чистой дистиллированной водой пальцами, но я не советую это делать со старыми пленками. Будет больше царапин, а от них избавится сложнее, чем от высохших капель. Капли, при необходимости, можно аккуратно убрать слегка влажным ватным тампоном уже с сухой пленки.
Теперь очень важный момент! После сушки пленку надо свернуть эмульсией наружу в нетугой рулон диаметром 10-15 см и зафиксировать ее снаружи тонким резиновым кольцом (или иным способом, например прищепкой) через слой бумаги или кальки, и в таком виде положить в сухое и непыльное место на 2-3 дня. Такая выдержка позволяет получить практически идеально выпрямленные негативы. Я дополнительно упаковываю каждую пленку в маленький (15 х 20 см) полиэтиленовый пакет для дополнительной защиты от пыли (такие пакеты продаются в супермаркетах в виде рулонов под названием «пакеты для завтраков»)