Как выпрямить кость для резьбы

Разновидности кости, используемые в резьбе

О бивне мамонта мы уже писали статью, здесь же рассмотрим другие виды кости, пригодные для резьбы. Одни из них более доступные, чем бивень мамонта, другие виды кости, некогда пользовавшиеся большой популярностью, сейчас находятся под запретом.

Цевка (простая кость)

Наиболее доступная кость, подходящая для резьбы — цевка (кость крупных рогатых животных). Эта кость широко использовалась в декоративно-прикладном искусстве. Из неё возможно изготовить шкатулки, кубки, украшения и многое другое. Кость довольно пластична, хорошо обрабатывается бормашиной и ручным инструментом, поддаётся полировке.

Перед резьбой эту кость нужно предварительно подготовить. Для этого её сначала варят несколько часов, чтобы отделить от остатков мяса и обезжирить, затем отбеливают и только после этого кость можно обрабатывать. Плотность кости зависит от возраста и питания животного.

Животную кость широко использовали в резьбе разные народы, на русском Севере использовали коровью кость, в Средней Азии использовали челюсти лошади, верблюда и другие части скелета животных.

Эта кость не обладает красивыми оттенками, как бивень мамонта, её не редко окрашивают в зелёный или коричневый тона для придания более благородного оттенка. На этой кости, как и на клыках моржа широко применяется цветная гравировка.

Трубчатая форма кости диктует её применение, иногда сама форма подсказывает художнику будущее изделие, не редко кость распиливают на пластины, обклеивают ими шкатулки и ларцы. Из неё также возможно изготовление монтированной скульптуры, т.е. состоящей из нескольких отдельных, заранее подготовленных деталей.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Рога крупного рогатого скота

В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.

Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.

Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.

Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера. Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах.
Рога оленя широко используется в северных районах России. Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.

Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный. Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог. Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Зуб кашалота

Зуб кашалота — красивый поделочный материал, отлично поддаётся обработке при помощи бормашины, хорошо полируется, имеет толстый слой минерализованного дентина. Во время предварительной обработки, когда вываривается челюсть, пульпа выпадает, и у основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала. Благодаря своей плотности и однородности своей структуры этот материал позволяет изготавливать небольшие скульптуры. Использовать его стали из-за ограниченности запасов так называемой благородной кости (бивня мамонта и клыка моржа), по красоте он практически им не уступает, имеет желтовато-розовый оттенок. Сейчас этот материал встречается довольно редко, в продаже обычно попадаются старые запасы, это связано с запретом на отстрел китов. Кроме скульптуры зуб можно использовать для изготовления рукоятей для ножей, рельефной резьбы и цветной гравировки.

Клык моржа по своему строению имеет нечёткий переход от внутренних слоев дентина к минерализованному слою. Пульпа (ее обычно называют шадра) проходит на большую глубину внутри клыка и имеет некрасивую структуру с множеством ячеек. Она довольно хрупкая, при этом обладает довольно большой твёрдостью. Эти качества создают неудобства для создания произведений, в особенности это касается скульптуры, тем не менее клык подходит для создания небольших скульптур. Чаще всего этот материал используют для нанесения цветной гравировки, рельефной резьбы, рукоятей для ножей, твёрдость этого материала позволяет использовать технику ажурной резьбы. Самые крупные клыки имеют длину до 500-800 мм. и весят до 3,5 кг., в среднем клык весит 1 кг.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Клык моржа

Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.

Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Позвонок кита

Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат. Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита. Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.

Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Зубы мамонта

Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Стабилизированное дерево и кость

В последнее время для изготовления рукоятей для ножей устойчиво пользуется большим спросом стабилизированная древесина. Стабилизация — это процесс полимеризации материала под вакуумом с использованием жирорастворимых красителей или без них, при этом древесина пропитывается полимерными веществами насквозь. В качестве стабилизатора можно использовать мономерамы и акриловые смоламы. Древесина, подвергшаяся стабилизации, обладает уникальными качествами, она не подвержена климатическим изменениям, не трескается и не деформируется, выдерживает достаточно высокие температуры. Наряду с древесиной можно стабилизировать рога копытных животных, бивни и зубы мамонта, а так же любую другую кость. При этом кость приобретает те же качества, что и дерево при стабилизации.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбыКак выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Кость коровы Стеллера

Эта кость встречается довольно редко, изделия из неё также не часто можно встретить. Однако, это вполне приемлемый материал для не больших скульптур. Стоит отметить, что структура этой кости пористая, поэтому на готовом изделии поры будут заметны. Вместе с этим кость отлично поддаётся обработке, хорошо полируется, она гораздо мягче чем бивень мамонта, но при этом не так «держит» мелкие детали в отличии от более благородной кости. По цвету кость бежево-серая, не имеет ярко выраженной текстуры.

Источник

Резьба по кости — советы профессионалов

Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.

Источник

Часто задаваемые вопросы по обработке кости

Здесь попытаюсь собрать однотипные вопросы, которые часто задают касательно обработки кости. Сразу стоит оговориться, что я не профессионал, а любитель, резьба для меня — любимое хобби, поэтому в ответах я не претендую на объективность и полноту.

Q: Я хочу начать резать, с чего мне начать?

A: Начните с начала, «дорогу осилит идущий». Начнёте резать — поймёте, что к чему, появятся конкретные вопросы, на которые проще найти ответы, чем на абстрактный «с чего начать?»

Q: Какой инструмент мне нужен?

При любом способе обработки совсем необязательно сразу иметь весь спектр инструмента, и интструмент необязательно должен быть дорогим. Инструмент накапливается постепенно, годами, пропорционально навыкам, по мере продвижения вам требуется всё больше и всё более специфичный инструмент.

Q: Где вы берёте кость?

Также желательно иметь под рукой пластилин, для предварительного моделирования того, что вы хотите вырезать. Когда освоитесь с неприхотливой костью, можно переходить на капризные «благородные» материалы: бивень мамонта, клык моржа, зуб кашалота, рог барана. Эти материалы более плотные и каждый со своим характером и спецификой. Думаю, когда вы дойдёте до обработки бивня, мои советы вам уже не понадобятся.

Q: Я хочу начать резать, чтобы заработать много денег.

Кроме того, для успешной продажи ваши изделия должны быть достаточно оригинальными и интересными, нести индивидуальный почерк мастера и в идеале, должны быть узнаваемы среди работ других мастеров.

FAQ будет пополняться, вы можете помочь мне в расширении топика, задавая ваши вопросы.

Источник

Как выпрямить кость для резьбы

Текущее время: 29.12.21, 23:53

Работа с рогом и костью

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Работа с рогом и костью

Рог — это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный, так называемый монолитный конец.

Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые условно можно разделить на две группы.

К первой относятся такие изделия, в которых в основном используется природная форма рога. Скульптура, в которой художники, используя естественную форму и рисунок рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки, пороховницы, кубки. Во многих местах России пастухи издревле применяли рог для изготовления раструба звонкоголосой жалейки. В Белоруссии и Польше рог шел на раструбы народных музыкальных инструментов — волынок. У народов Кавказа коровий рог служил основой традиционных сосудов для вина — кубков. Его богато украшали резным серебром или латунью.

Ко второй группе относятся предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, пуговицы, лотки, туалетные коробочки, женские украшения, а также резные и точеные фигурки, выполненные из монолитного конца рога. Пластинки коровьего рога хорошо режутся (в распаренном виде ножницами), гнутся, прессуются, полируются и окрашиваются. Рог можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой.

Рисунок рога очень разнообразен, хотя и имеет мягкие, приглушенные цвета с постепенным переходом от черного к почти белому. Роговая масса полупрозрачна, и слои рога, просвечивая, придают ему неповторимое своеобразие.

Распиливают рог на пластины обычной столярной пилой. Для черновой обработки применяют тесло или косарь, а для выравнивания поверхности пластин — небольшой рубанок и рашпили. Для выпрямления пластин используют прессы, струбцины и зажимы. Шабером, циклями и кусочками битого стекла шлифуют поверхность рога перед полированием. Шаберы различных сечений легко изготовить из напильников и надфилей, сточив с них насечку. Для шлифования поверхностей, имеющих сложную кривизну, применяют фигурные цикли. Окончательную шлифовку и полировку производят специальными пастами вручную или на шлифовальных дисках. Круги для войлочного шлифовального диска можно вырезать из голенищ старых валенок. Диаметр диска может быть от 15 до 30 см, а толщина — 3—4 см. Войлочные круги склейте клеем БФ-6 и высушите под прессом. Проделав в центре готового диска отверстие, укрепите его на валу точильного станка вместо абразивного камня. Можно укрепить диск гайками с шайбами на металлическом стержне с резьбой, а сам стержень зажать в патроне сверлильного станка.

Кроме войлочного, нужен еще и матерчатый диск — на нем полируют детали, имеющие сложную конфигурацию: благодаря своей гибкости он способен полировать самые труднодоступные и узкие углубления. Кроме того, матерчатым кругом снимают лишнюю пасту после полирования на войлочном кругу. Чтобы изготовить такой диск, вырежьте из обрезков сукна или хлопчатобумажной ткани несколько десятков одинаковых кругов. Сложив вместе столько кругов, сколько возьмет швейная машинка, прошейте их. Отступив от края на 3—4 см, сначала прошейте по окружности, а затем по спирали, постепенно приближаясь к центру. Сшитые круги последовательно склейте друг с другом. Клей наносите узкой полоской, идущей вдоль края на расстоянии 3—4 см от него. Тряпичный круг, как и войлочный, укрепляется на валу точильного станка.

Подготовив инструменты и приспособления, приступайте к обработке заготовленного сырья. Удалить костный стержень из рогового чехла можно двумя способами — вымочить-рог в воде (на это уйдет две-три недели) или выварить в течение нескольких часов. После вымачивания или вываривания легкими ударами костным стержнем о деревянную колоду снимите с него роговой чехол. Затем проварите роговой чехол в воде, добавив немного питьевой соды. После этого тщательно вычистите рог изнутри деревянной лопаткой и обрежьте тонкие неровные края.

Обычно рог имеет серый налет, который мешает рассмотреть естественный рисунок. Чтобы проявить рисунок, обработайте рог вчерне шабером или циклей. Учитывая форму рога, пропорции и рисунок, определите, для каких целей можно применить заготовку.

Случается, в иной заготовке отчетливо угадывается образ какого-нибудь животного. Не только форма, но и расположение цветовых пятен рисунка подчеркивают это сходство. Редкий мастер удерживается, чтобы не выполнить из такого рода анималистическую скульптуру. Монолитный конец рога дает возможность наносить на него глубокие порезки и даже обрабатывать скульптурно. Обычно из монолитной части вырезают морду животного. Причем вырезают осторожно, чтобы не нарушить целостности, которая присуща анималистической скульптуре из рога. Часто бывает достаточно слегка наметить глаза и нос — и сразу можно узнать, к примеру, медведя, муравьеда или барсука. Порой выразительность скульптуры усиливают добавлением нескольких мелких, но характерных деталей. Скажем, белые клыки из кости превращают рог в забавного моржа.

Существует и более трудоемкий способ создания анималистической скульптуры — наборный, когда фигурка склеивается из отдельных деталей. Работать над наборной скульптурой можно только после освоения многих технических приемов обработки рога.

Прежде всего необходимо научиться распрямлять и гнуть пластинки рога. Зажав монолитную часть в тисках, распилите рог на кольца или пластинки. Оставшийся монолитный конец может быть потом использован для мелких резных и токарных работ. Кольца и пластинки кипятите в воде до тех пор, пока они не станут мягкими. Слегка дав рогу остыть, распрямите кольцо или пластинку руками и зажмите в прессе между двумя медными полированными плитами, предварительно подогретыми. Чтобы заготовки рога не треснули, винт пресса нужно вращать очень медленно. После высыхания прямо в прессе заготовки надежно сохраняют полученную форму.

Есть и другой способ выпрямления рога — его применяют, когда нужно распрямить целый рог. Отпилите монолитный конец и разрежьте раструб вдоль выпуклой части. Возьмите рог металлическими щипцами, углубите в муфельную печь и держите на весу. Перед этим обязательно наденьте огнезащитные рукавицы. В зависимости от температуры в муфельной печи рог будет развертываться быстрее или медленнее. Как только он развернется совсем, не давая остыть, зажмите его в прессе между двумя медными плитами. После полного остывания рог можно вынимать из-под пресса.

Из распрямленных роговых пластинок толщиной не более 5 мм можно изготовить способом прессования декоративные лотки, коробочки, а также детали наборной скульптуры. Из березового, дубового или букового бруска изготовьте матрицу и пуансон. В матрице вырежьте полукруглыми стамесками углубление, соответствующее форме будущего изделия. В пуансоне эта же форма должна быть выпуклой, но с таким расчетом, чтобы при соединении пуансона и матрицы между ними оставался зазор, равный толщине пластинки.

Перед прессованием роговую пластинку прострогайте рубанком, следя за тем, чтобы толщина ее была одинаковой на всех участках. Затем окончательно обработайте пластинку рашпилями, отшлифуйте и отполируйте. Нагретую в муфельной печи пластинку нужно сразу же прессовать, осторожно, без резких движений вдавливая ее пуансоном в матрицу под прессом. После полного остывания изделие или деталь выньте из-под пресса.

При работе с рогом часто возникает необходимость согнуть некоторые детали под определенным углом. Крупные детали можно согнуть, нагревая их над электрической или газовой плитой, а мелкие — над пламенем свечи. Нужно следить за тем, чтобы пламя не касалось рога. После размягчения пластинку согните под нужным углом и дайте ей остыть в этом положении. Крупные детали гните или скручивайте в рукавицах.

Ювелирные изделия, декоративные панно и другие вещи, имеющие темную однородную окраску, в некоторых случаях можно инкрустировать металлической проволокой. По контуру процарапанного тонкой иглой рисунка просверлите отверстия чуть 240 меньше диаметра заготовленной проволоки. Проволоку можно взять латунную, медную или алюминиевую. Смазав конец проволоки клеем БФ-2, шилом слегка расширьте отверстие и вставьте в него проволоку. Затем проволоку обрежьте кусачками заподлицо. Таким же образом заполните все остальные отверстия рисунка. После высыхания клея концы проволоки сточите напильником, затем отшлифуйте инкрустированную поверхность наждачной бумагой и отполируйте пастой ГОИ.

Крупную деталь или целый рог без инкрустации довольно легко шлифовать шабером или кусочками стекла. Шлифовать нужно все время вдоль направления волокон. Проверить качество шлифовки можно на глаз, поместив рог так, чтобы на него падал боковой свет, хорошо выявляющий мельчайшие царапины. При шлифовании с рога снимаются очень тонкие стружки. На последней стадии шлифовки, чтобы снимаемые стружки были как можно тоньше, обрабатывайте рог очень легкими прикосновениями инструмента.

Детали, имеющие сложную поверхность, шлифуйте подходящими по размерам и форме циклями. Но чтобы удалить очень мелкие царапины, которые трудно заметить невооруженным глазом, отшлифуйте поверхность еще и пемзовой пастой. Размолотую и просеянную пемзу разведите в широкой посудине водой до густоты сметаны. Затем смочите края тряпичного диска и нанесите на него пасту деревянной лопаточкой. Поверхность рога тоже покройте слоем пасты с помощью щетинной кисти. Включив станок, начинайте шлифовать, осторожно прижимая рог к диску. Шлифовку можно считать законченной после полного удаления пасты с поверхности рога. Закончив шлифовку, протрите рог чистой тряпкой и высушите.

Следующий этап отделки рога — полировка. Полируют рог на войлочном круге с пастой ГОИ. Паста наносится на круг во время его вращения. При полировании не следует сильно прижимать предмет к диску — от сильного трения на роге могут возникнуть оплывы. После того как на выпуклых и других доступных участках возникнет интенсивный блеск, а углубленные места, забитые пастой, уже не прополировываются, продолжайте полирование на чистом и сухом тряпичном диске — оставшаяся в углублениях паста удалится, одновременно отполируются углубленные места.

Полировать можно и вручную куском войлока, но это займет значительно больше времени.

Для многих поделок полировка — заключительная стадия работы. Если же изделие состоит из отдельных деталей, работа завершается только после склеивания. Все детали нужно отшлифовать и отполировать до склеивания.

В наборной скульптуре детали склеивают рыбьим клеем или клеем БФ-2. Пластины рыбьего клея размельчите и залейте водой. Примерно через пять часов, когда клей окончательно разбухнет, распустите его в клееварке. Места склейки зачистите наждачной бумагой, смажьте тонким слоем клея, приложите друг к другу и накрепко свяжите прочными нитками. В некоторых случаях детали можно склеить под прессом или стянуть струбцинами — все будет зависеть от конфигурации деталей. Окончательно рыбий клей высохнет примерно через 5—6 часов.

Некоторые детали из рога по желанию можно окрасить в более темный цвет. Красивую окраску с серебристым лоском дает водный раствор азотнокислого серебра. Азотнокислое серебро, больше известное под названием ляписа, можно купить в аптеке. Тон окраски будет зависеть от концентрации раствора. Погрузите пластинку в раствор и выньте из него, как только она станет бурой. Затем опустите ее в стеклянную посуду с чистой водой и поставьте на свет, лучше на солнце. Пластинку нужно вынимать из воды, как только она приобретет желаемую окраску. Просушенную пластинку натрите куском замши до появления мягкого серебристого блеска.

Подкраску можно применять и в тех случаях, когда необходимо сделать более выразительной гравировку, выполненную на светлом роге. Гравированный рисунок натрите масляной краской более темного тона, чем цвет рога. Затем протрите поверхность чистой сухой тряпкой. Оставшаяся в гравированных линиях краска сделает рисунок более четким и выразительным.

Некоторые мастера предпочитают не полировать, а лакировать рог. Лак защищает рог’ от проникновения в него влаги.

Изделия из рога
Все роговые вещества содержат белок кератина, относящийся к протеиновым телам. Роговое вещество нерастворимо в воде и кислотах, но при нагревании в них набухает и становится мягким; в щелочах растворяется только при кипячении, при сгорании дает запах тлеющего волоса.

Из рогов изготовляют сувениры и художественные изделия, простейшие духовые инструменты, бокалы, мундштуки, пуговицы, гребни, ручки для ножей и вилок.

Для выделки изделий чаще всего используют рога оленей, козуль (у них самые плотные рога), быков и реже коров. От бычьих рогов на роговые изделия используют главным образом концы, а коровьи рога для данной цели вообще считаются малоценным материалом.

Отбеливание. Естественный цвет рога большей частью темно-бурый, неровный, иногда с черными или грязными пятнами. Чтобы изделие из рога сделать белым и пригодным для любой окраски, его обрабатывают одним из следующих способов:

1. Едкое кали (1 масс. ч.) растворяют в воде (20 масс. ч.), добавляют к раствору гашеную известь (6 масс. ч.) и свинцовый сурик (1 масс. ч.). Смесь тщательно перемешивают и погружают в нее изделие на 15—20 мин; затем вынимают, протирают слегка шерстяной тряпкой и опускают в 5%-ный раствор соляной кислоты, в которой оно становится белым. После этого изделие либо сушат, либо переносят в ванну для окрашивания.

2. Изделие обезжиривают в течение 1—2 ч в теплом 5%-ном растворе соды, промывают водой и опускают в 15%-ный раствор азотнокислого свинца на 20—24 ч. Затем промывают водой и погружают на 1 ч в 5%-ный раствор соляной кислоты. Изделие приобретает белый цвет.

Шлифование и полирование. Шлифование поверхности рога в домашних условиях производят порошком пемзы и толченым древесным углем (лучше липовым): сначала смесь порошков насыпают на тампон из шерстяной ткани и трут им по поверхности рога во всех направлениях, затем порошок пемзы и уголь смешивают в равных количествах, увлажняют водой и этой смесью трут по поверхности, но только уже вдоль волокон рога и с сильным нажимом.

Шлифование заканчивают, когда с обрабатываемой поверхности будут удалены все неровности.

Полирование поверхности рога производят только вдоль волокон. Для этого берут тампон из фланели, смачивают его в уксусе, в котором растворено немного поваренной соли (5—6 г соли на 100 г уксуса), и натирают поверхность рога, затем изделие погружают в слабый раствор соды и протирают отмученным мелом или зубным порошком.

Рог можно отполировать также, покрыв его тонким слоем мыла и натирая тонким порошком пемзы или отмученным мелом до тех пор, пока мыло не будет полностью удалено. Но лучший эффект получается при полировании политурой, смешанной с растительным маслом и тонким порошком пемзы или талька; при натирании этой смесью поверхность рога приобретает зеркальный блеск.

Окрашивание. Окрашивают только отбеленные изделия из рога. Отбеленный рог можно окрашивать в различные цвета. Для окрашивания применяют те же составы, что и для окрашивания кости, но есть и специальные составы, пригодные только для окрашивания рога:

— в серый цвет — уксуснокислый свинец растворяют в воде в соотношении 1 : 1,5. Изделие погружают в раствор и выдерживают при кипячении в нем 20—30 мин. Затем промывают водой и опускают на 15—20 мин в водный раствор азотнокислой закиси ртути (1 :4);

— в зеленый цвет — хромовокислый цинк (100 г) растворяют в воде (1 л) и погружают в него изделие на 1—2 ч;

— в черный цвет — азотнокислую ртуть (250 г) растворяют в воде (1 л) и погружают в раствор изделие на 10—12 ч, изделие при этом становится сначала красным, затем коричневым. Для получения черной окраски коричневое изделие опускают на 1—2 ч в раствор полисульфида натрия (серная печень), затем тщательно промывают водой, подкисленной уксусной кислотой. После высушивания и полировки изделие приобретает красивый черный цвет;

— в серебристо-белый цвет — отбеленное изделие протирают бензином (для обезжиривания) и опускают на 20—24 ч в теплый 12%-ный раствор азотнокислого свинца. Затем изделие переносят в 3—5%-ный раствор соляной кислоты;

— в желто-бронзовый цвет — отбеленное, обезжиренное изделие погружают в 2—3%-ный раствор хлористого цинка и выдерживают в нем до получения нужного цвета;

— в черно-бронзовый цвет — отбеленное, обезжиренное изделие погружают в 2—3%-ный раствор хлорной меди и выдерживают в нем до получения нужного цвета, затем сушат при температуре около 60° С;

— под перламутр — отбеленное изделие погружают на 1—2 ч в горячий 10%-ный экстракт крушины, затем переносят в горячий 5%-ный раствор уксуснокислого свинца, в котором выдерживают 1 ч. После этого изделие опускают на 10—15 мин в 2—3%-ный раствор соляной кислоты. На поверхности изделия осаждается серебристо-белый слой хлористого свинца с перламутровым отливом.

Окраску, напоминающую черепаху, можно получить тремя способами:

1. Отбеленное изделие погружают на 5—10 мин в разбавленную азотную кислоту (1 масс. ч. кислоты на 5 масс. ч. воды) для получения золотисто-желтого грунта; затем промывают водой и тампоном наносят на отдельные места густую кашицу, приготовленную из смеси свинцового сурика (1 масс. ч.) и гашеной извести (4 масс. ч.). На местах, покрытых кашицей, образуются темные пятна.

2. Неотбеленное изделие из рога покрывают в отдельных местах тестообразной смесью, содержащей известь (3 масс. ч.), свинцовый сурик (1 масс. ч.), соду (1—2 масс. ч.) и воду (10 масс. ч.). Изделие кладут в теплое место, при этом на обмазанных тестом местах проявляются темные пятна; чем больше в тесте соды, тем пятна чернее.

3. Смешивают негашеную известь (1 масс. ч.) и свинцовый глет (2 масс. ч.); к смеси добавляют 5%-ный раствор нашатырного спирта до получения густого теста. Изделие в отдельных местах покрывают приготовленной массой и выставляют на солнце на несколько часов, затем промывают, сушат и полируют.

Склеивание. Изделия из рога склеивают роговым и шеллачным лаками, составами, описанными для склеивания кости. Для получения клея из рога обезжиренный рог истирают в порошок и растворяют в горячем спирте. Полученный роговой лак очень стоек, эластичен и дает хорошее сцепление не только с поверхностью рога, но также с поверхностью кожи и кости.

Для склеивания роговых изделий можно также применять следующие составы: (масс. ч.)
вариант 1: Смола-мастика 10, Скипидар 4, Льняное масло 12. перед применением состав подогревают.
вариант 2. Столярный клей 5, Рыбий клей 10, Спирт-денатурат 1, Мраморная крошка 2. столярный и рыбий клей замачивают в воде до набухания, затем нагревают и в теплый клеевой раствор добавляют тонко растертую мраморную крошку и спирт-денатурат.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Работа с костью

Выжигание по кости

Работа Наталии Бобровской. Она является автором и исполнителем рисунков на рукояти ножа.
http://www.carver7.ru/forum_viewtopic.php?42.774″ onclick=»window.open(this.href);return false;

Если такие ручки делаются на ножи, то на бритве такая ручка точно была бы эталоном работы с костью.

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

Re: Работа с костью

Кости мамонта и мастодонта

Почти пятьдесят миллионов лет планету населяли животные, имеющие хобот, их было более 160 различных видов. Слоны отличаются от своих предков отсутствием эмали вокруг бивней, состоящих из твердого дентина. Имея африканское происхождение, три родословные этого вида привели к происхождению африканского слона, мигрировавшего позже азиатского слона и разнообразных мамонтов. Примерно три миллиона лет назад мамонты начали свое перемещение в Европу и, в конце концов, мигрировали из Азии в Северную Америку, около 1,5 миллиона лет назад. Существовало много разновидностей мамонтов, но многие люди считают американского мастодонта и мохнатого мамонта классическими представителями предков слона; оба вида люди называют словом «мамонт».

Примерно между 40 000 и 10 000 лет назад до конца не разгаданные события привели к резкому исчезновению этих видов, как и многих других млекопитающих той эпохи. Эксперты объясняют это комбинацией факторов, среди которых, климатическое изменение естественной среды обитания и человеческая деятельность, оказавшая влияние на исчезновение этих видов. Останки древних животных извлекают почти каждый день на многих территориях северного полушария, но хрупкость костей и их полуразрушенное состояние делают их нестойкими. Однако, останки, извлекаемые в полярных районах, замерзли с течением времени. Хорошо сохранившиеся во льдах, они очень значительны и красивы на вид.

В Сибири можно найти много доисторических бивней мамонтов, но только недавно были сняты строгие ограничения на их экспорт. Очевидно, что и другие полярные районы, включая Аляску и Канаду, также хранят в себе ценные исторические ресурсы. Тундра в России также покрывает значительные территории, и природная среда, влияющая на местные залежи, еще долго останется постоянной. Защищенные коркой льда лежат бессчетные запасы мамонтовых бивней, некоторые сохранились очень хорошо. Российское правительство заняло более серьезную позицию в вопросах приобретения и защиты мамонтовых находок за последние двести лет, хотя, бывали случаи, когда ценные находки безумно расточались, когда они обнаруживались в процессе добычи полезных ископаемых. Необходимость прокормить страну привела к увеличению экспорта этих залежей, в целях привлечения ценного иностранного капитала. Доходы от стофунтовой мамонтовой кости могут быть незначительными для многих западных стран, но для русских граждан представляют большую удачу.

Использование останков мамонта для создания художественных произведений – это одна из старинных и чтимых традиций человечества. Проживая в непосредственной близости от обширных стад мамонтов, человек нашел много способов использования мамонтового сырья, включая изготовление инструментов из костей и усиление примитивных построек человека при помощи огромных костей. Древние люди выцарапывали, вырезали и разукрашивали изображения мамонтов, как дань этим почитаемым и величественным существам, жившим рядом с ними. Невероятной красоты многие древние произведения искусства были выполнены человеком именно из мамонтовой кости.

Разницу между мамонтовым бивнем и слоновой костью определить легко, при условии, что перед вами целый бивень. Внешняя часть бивня по-разному минерализируется, принимая окрас прилегающей к кости почвы; размеры и искривленность бивней также существенно различаются. Внутренние срезы различаются сложнее, хотя обычно, у мамонта цвет среза будет кремовый или медовый. Хорошо сохранившиеся бивни, заточенные в лед, и не контактировавшие с почвой могут быть исключением из этих правил, имея внутренний окрас очень схожий с окрасом современных видов.

В результате частичного оттаивания, происходящего во время периодических колебаний температур в мировой истории, кости мамонта могут расширяться и сжиматься. Характерные трещины и расколы не характерны для современных бивней, работать с таким сырьем очень трудно из-за хрупкости и работа требует большого напряжения. После извлечения кости, нужно провести процесс восстановления, подобно процессу восстановления дерева с твердой древесиной, в целях ограничения и предотвращения растрескивания материала после его просушки.

Как и сечение бивня современного слона, сечение на мамонтовом бивне показывает то же строение кости, но с слегка более выделенными заострениями. Однако, после того как бивень обработан и превращен в предмет искусства, определение происхождения кости может представлять определенную трудность, за исключением датировки радиоуглеродным методом или определения экспертом в этой области. Это создало серьезные трудности для работников таможни по всему миру в их попытке противостоять импорту современных слоновых костей.

Стоимость костей мамонта варьируется в зависимости от их состояния, причем состояние костей может розниться существеннее, чем другие виды костей. Раскопки происходят постоянно во многих теплых странах мира, но за них не предлагают вознаграждение. Полярные находки являются чаще случайными, и обнаруженные кости часто повреждены и поломаны. Парные бивни находят редко, они очень хрупкие и нестойкие, их трудно экспонировать в таком состоянии, также как и одиночные бивни. Подобно слоновым костям, кости мамонта знатоки разрезают на более мелкие части; они знают, как получить наибольшую прибыль. Большие кости ценятся коллекционерами, но размер не очень влияет на цену за один фунт, в отличие от большей цены на большие зубы кита.

Кора может выглядеть очень красиво, но на ней может быть очень трудно гравировать. Очень расстраивает мастеров-резчиков, когда при резьбе они задевают «подкорку» ниже коры. Дентин ровнее и более восприимчив к окрашиванию; художнику не нужно гравировать несколько раз по одной и той же области, чтобы добиться желаемого результата. Как и с зубом кита, резчики предпочитают ровную поверхность. Среднюю часть кости или «дентин» могут разрезать на пластины, если кость хорошо сохранилась. Размер этих пластин ограничивается только качеством самой кости.

Отрезать часть кости с десятитысячилетней историей земли требует нервов и стали. Многие художники чувствуют глубокую ответственность, перед работой над исторически значимым и красивым напоминанием такого величественного и уже исчезнувшего с лица земли животного. Понимание исторического родства с мамонтом и художественное вдохновение автора особо значимы для коллекционеров. Многие величайшие работы мастеров выполнены именно на мамонтовых костях.

Художественная резьба по кости

. Кость как материал, из которого создавали высокохудожественные произведения, добывалась в разных местах. Так, жители побережья Белого моря Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Войгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, у Шпицбергена и около устья Печоры.

Одновременно с этим в районах вечной мерзлоты добывали ископаемую мамонтовую кость. Ею особенно славилась далекая, суровая Якутия. Много бивней находили на островах в море Лаптевых. Не случайно побережье Ледовитого океана с близлежащими островами называли «мамонтовым берегом». В середине XVIII века в Петербурге в типографии Академии наук издавались: «Ежемесячные сочинения», где можно было прочитать следующее: «Мамонтовая кость находится в земле, особливо в ярах по большим рекам и по берегу Ледовитого моря. Когда вода оные берега несколько подмоет, тогда кость из земли оказывается. Самая лучшая та, которая из реки Хатанги в Мангазею и с реки Индигирки в Якутск привозится». Ещё в середине XVII века «охочие служилые люди» Семен Дежнев и Юрий Селивестров с товарищами промышляли в районе устья Анадыря. В 1656 году они добыли там 289 пудов «кости рыбьи моржового зуба». Оттуда промышленники доставляли десятки и сотни пудов кости в Москву, где она особенно высоко ценилась. Если в Якутске пуд самых лучших мамонтовых бивней продавали по три-четыре рубля, то в Мангазее уже по шесть рублей, в Москве, естественно, намного выше. Обычно охотники платили государству налог – «десятую кость», а с 1649 года была введена государственная монополия на ее продажу.

Основные технические приемы обработки кости сложились много веков тому назад и практически не меняются до наших дней.
Простая кость (кость домашних животных) называется цевкой; она имеет сероватый оттенок и потому требует обязательного отбеливания.
Моржовая кость очень прочная, имеет белый, прозрачно-зеленоватый цвет с розово-теплым оттенком при просвечивании.
Мамонтовая «голубая» кость, так называемая ископаемая, поскольку ее обнаруживают, как правило, в районах вечной мерзлоты, несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый оттенок. Иной раз она бывает окрашена солями грунтовых вод в коричневый или сине-зеленоватый цвет. Эта особенность удачно используется мастерами при решении декоративных задач. Мамонтовый бивень по структуре и цвету очень близок к слоновой, который на тонкий срез несколько прозрачней.

Бивни мамонта, слона, моржовая кость и зуб кашалота, называемые благородной костью, мастера исстари применяли для резных работ. Благородная кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря слоистому строению кости на ее поверхности появляется легкий текстурный рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придает кости необыкновенную теплоту и декоративность. Ископаемую мамонтовую кость добывали в северных районах нашей страны, слоновую же вывозили из-за границы, велась также охота на моржей и кашалотов. Немудрено, что мастера всегда испытывали трудности с материалами, поэтому постоянно велись поиски более дешевой и доступной кости. Таким материалом оказалась так называемая цевка — трубчатая кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и вполне доступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбеливать кость нужно в растворе перекиси водорода (гидроперита). Обычно на 200 г горячей воды достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Полежав примерно около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания периодически смачивайте пилу мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу. Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем — большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачивают на токарном станке.

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты: для грубой обработки — косарь, наборы стамесок и рашпилей; для выполнения ажура — лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спицы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже сделайте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски.

Резьбу выполняют с помощью резцов-штихелей. Штихели для гравировки по металлу можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Штихели — для начала хотя бы трех основных видов — можно сделать и самим. руководствуясь рисунками, которые мы здесь приводим. Грабштихель — резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий. Болтштихель — резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации. Для резцов подходит углеродистая сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку резца накалите докрасна (примерно до 800°С), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45—30°. Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку, как показано на рисунке. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу. Для гравировки по кости служит коготок (форма его изображена на рисунке).

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную (на проем), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из приемов, так и сочетанием, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы — сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 1—2 мм. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску. Проникая через отверстия, краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стирался, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиральниками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природной формы цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными, поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненный на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются в результате кропотливого труда. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте его лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель — крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость в настое шафрана, красно-коричневой — в отваре листьев щавеля.

Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины — олив-ково-зеленый, цветы зверобоя — красный, листья крапивы — зеленый, кора крушины — желто-зеленый, дубовая кора — коричневый, луковая шелуха — золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком или гравировальной иглой. Гравировать можно и грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветным карандашом.

Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравировки, должна быть идеально отполирована. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте тонкомолотой пемзой или зубным порошком.

Резную кость нередко используют как декоративную накладку на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Отбеливание изделий из кости

Кость широко используют для изготовления различных художественно-декоративных изделий и сувениров; из кости изготовляют клавиши музыкальных инструментов, биллиардные шары, шахматные фигуры и другие изделия.

Изделия из кости, пожелтевшие от времени или изготовленные из темной костной массы, отбеливают следующими способами.

1. Наиболее быстрым и надежным способом является беление перекисью водорода. Отбеливающее действие перекиси водорода основано на ее способности при разложении выделять кислород, который окисляет окрашенные вещества в бесцветные соединения. Перекись водорода быстро разлагается при нагревании и в щелочной среде.

Изделие из кости погружают в 3%-ный раствор перекиси водорода так, чтобы оно целиком было покрыто жидкостью, и ставят в теплое место (температура 30—35° С) на 20—24 ч. Отбеленное изделие промывают чистой водой и сушат на воздухе или вытирают мягкой тканью.

2. Изделия промывают 5%-ным раствором соды и покрывают свежеприготовленной кашицей из хлорной извести. Кашицу готовят из хлорной извести и воды, размешивая их в любом соотношении. Через 10—12 ч кашицу с изделия смывают водой и протирают поверхность сухой мягкой тканью.

3. К мыльному раствору приливают небольшое количество нашатырного спирта и промывают изделие. Промытое изделие погружают в 1%-ный раствор гидросульфита. Побелевшее изделие споласкивают теплой водой, добавив к ней немного уксуса.

4. К раствору 3%-ной перекиси водорода добавляют немного нашатырного спирта и погружают изделие в раствор на 10—12 ч; отбеленное изделие промывают чистой водой и вытирают сухой тряпкой.

Кроме того, изделия из кости можно мыть бензином, скипидаром, спиртом-денатуратом. Из средств, имеющихся в продаже, можно использовать кислородсодержащие отбеливатели.

Чистка и отбеливание
Чтобы восстановить первоначальную белизну слоновой кости, их осторожно протирают перекисью водорода с нашатырным спиртом и вытирают чистой сухой мягкой тканью. Сильно пожелтевшие протирают 5%-ным раствором соды и намазывают кашицей из хлорной извести и воды. Через несколько (1-2) часов, состав удаляют с клавиш сухой тряпкой. Жировые загрязнения смывают бензином.

Окрашивание изделий из кости
Перед окрашиванием изделие из кости погружают на 3—4 ч в 3%-ный раствор соляной кислоты; за это время с поверхности изделия удаляются присутствующие в нем минеральные соли, которые мешают процессу окрашивания. После обработки кислотой изделие тщательно промывают водой и погружают на 10—15 мин в слабый раствор хлористого олова (1 г хлористого олова на 4 л воды) для протравливания поверхности. Затем изделие окунают в чистую воду и быстро переносят в ванну для окрашивания.

Для окрашивания изделий применяют протравные органические красители и некоторые минеральные соли. Кость можно окрашивать в различные цвета, применяя следующие способы:

— в желтый цвет — окрашиваемое изделие погружают в раствор красителя протравного желтого (1—2 масс. ч. на 100 масс. ч. воды) и выдерживают в нем до нужной интенсивности окраски. По другому способу окрашиваемое изделие погружают на 5— 10 мин в раствор сернокислого цинка (1 масс, ч на 5 масс. ч. воды), затем переносят в раствор хромовокислого калия (1 масс. ч. на 5 масс. ч. воды), в котором выдерживают до получения нужной окраски;

— в желто-коричневый цвет — изделие погружают на 15—20 мин в раствор двухромовокислого калия (1 масс. ч. хромпика на 5 масс. ч. воды);

— в коричневый цвет — изделие погружают на 10 мин в раствор хлорного железа (1 масс. ч. на 10 масс. ч. воды), а потом переносят в раствор хромпика (1 масс. ч. на 10 масс. ч. воды);

— в черный цвет — изделие погружают на 10 мин в раствор танина (1 масс. ч. на 30 масс. ч. воды), затем переносят в раствор уксуснокислого железа (1 масс. ч. на 5 масс. ч. воды). По другому способу изделие окрашивают, погружая его в раствор водорастворимого нигрозина (1 масс. ч. на 30 масс. ч. воды);

— в серый цвет — изделие погружают в растворы, приготовленные для окраски в черный цвет, но разбавленные в два раза водой;

— в синий цвет — индиго (15 масс. ч.) растворяют в концентрированной серной кислоте (100 масс. ч.); полученный раствор осторожно небольшими порциями вливают в горячую воду (1л) и погружают в него на 3—5 мин изделие;

— в красный цвет — кармин (2 масс. ч.) растворяют в 10%-ном нашатырном спирте (2—3 масс. ч.) и приливают воду (10 масс. ч.); после растворения кармина к раствору добавляют еще воду (490 масс. ч.) и нагревают раствор до кипения. В кипящий раствор погружают изделие и держат в растворе до получения на нем ярко-красной окраски;

— в зеленый цвет — уксуснокислую медь (2 масс. ч.) растворяют в 6%-ной уксусной кислоте (20 масс. ч.). Изделие погружают в раствор на 30—40 мин.

Изделия из кости можно окрашивать также в растворах анилиновых красителей всех цветов. Для приготовления раствора анилинового красителя в воду (1 л) вливают уксус (1—2 чайные ложки) и высыпают порошок анилинового красителя (0,5—1,5 г). Изделие погружают в раствор на 10—12 ч, периодически проверяя интенсивность окраски.

Ремонт изделий из кости
Для заделки трещин в изделиях из слоновой кости применяют замазку, приготовленную из воска, канифоли и скипидара. Компоненты, взятые в равных количествах, смешивают при умеренном нагревании до получения густой жидкости.

Трещину промазывают теплой жидкостью; при замазке трещин на окрашенных изделиях жидкость подкрашивают в нужный цвет небольшим количеством минеральной краски.

Для склеивания разбитых изделий из кости применяют костный и нитроцеллюлозные клеи, а также следующие составы:

1. Смешивают шеллак (1 масс. ч.), скипидар (1 масс. ч.) и эфир (2 масс, ч.); этой смесыо обмазывают склеиваемые части и плотно прижимают друг к другу.

2. Натуральный каучук (1 масс. ч.) растворяют в бензине (1 масс. ч.) и смазывают склеиваемые части.

3. К рыбьему клею (90 масс. ч.) добавляют воду (120 масс. ч.) и нагревают на водяной бане (температура 60—70°С), процеживают и добавляют желатину (50 масс. ч.). Затем при непрерывном перемешивании добавляют окись цинка (30 масс. ч.) и скипидар (2 масс. ч.), смешанный со спиртом (20 масс. ч.).

Резьба из мамонтовой кости

Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть фото Как выпрямить кость для резьбы. Смотреть картинку Как выпрямить кость для резьбы. Картинка про Как выпрямить кость для резьбы. Фото Как выпрямить кость для резьбы

«Производственная техно-химическая рецептура», Москва 1931г

Сообщение N*X*S » 23.01.11, 13:34

Справочник Кустаря, Москва 2001г.
Печать по книге «Производственная техно-химическая рецептура», Москва 1931г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *