Как выпустить комикс в печать
Как я самостоятельно издал серию комиксов
опубликовано в авторской редакции
Не секрет, что в последнее время никто не хочет работать на постоянных работах. Кого не спроси, все художники, поэты, блогеры, писатели. Чаще всего последние. Сейчас практически у каждого второго есть своя книга, но при этом каждый первый из них сталкивается с тем, что она оказывается никому не нужна. Не нужна она в первую очередь оказывается издателям, которые просто разрываются от количества поступающих к ним предложений от новоиспеченных авторов.
Что делать в такой ситуации? Можно по полгода ждать отказа от издателя, можно просто отложить свое творение в долгий ящик, как и желание стать писателем. Но меня эти пути не устроили. Именно поэтому в 2018 году я самостоятельно на свой страх и риск издал серию из пяти книг с комиксами и не прогадал. Теперь же я хочу поэтапно рассказать о своем опыте всем начинающим авторам, которые хотят попробовать себя в самостоятельном издании своих работ, но по каким-то причинам этого еще не сделали.
Этап 1: Создание первой книги
Все началось с того, что я долгое время занимался рисованием персонажей в стиле комиксов, выкладывал их в интернет и показывал их друзьям. Почти все, кто видели рисунки, говорили о том, что мне нужно обязательно нарисовать свой комикс. Я, конечно, лишь отшучивался от этих предложений, думая, что у меня ничего не выйдет. Спустя время я прочел книгу Стена Ли «Как создавать комиксы», которая рассказывает о издании комиксов, и серьезно загорелся идеей все-таки создать свой собственный комикс.
За неделю я собрал концепт арты (шаблоны) героев комикса из своих рисунков, придумал глобальный сюжет, историю каждого персонажа. После этого, я связался со своим другом, который учится на режиссера неигрового кино. Вместе с ним мы написали сценарий и сделали под него режиссерскую раскадровку первой части моего комикса. Все эти подготовительные моменты были сделаны на полном энтузиазме и обошлись мне в неделю с лишним. Радости не было предела, казалось, что я уже создал свой комикс, однако далее следовал более трудоемкий этап – все это нужно было нарисовать.
В течении месяца я рисовал восемь страниц комикса. Делал я это после основной работы, когда никакого вдохновения и желания заниматься каким-то творчеством вообще не оставалось, так как все творчество и вдохновение ушли в работу. Все сцены с персонажами были нарисованы в первую неделю, так как я рисовал их уже много раз, и изобразить их же, но в другом ракурсе и с другими выражениями лица, проблем не составило. Больше проблем составили фоны, облака с текстом, эффекты, на рисование которых я потратил все последующие три недели. Все это я делал почти в слепую, вооружившись лишь собственным виденьем, сценарием, и книгой Стена Ли. Вскоре, когда комикс был нарисован, перенесен в нужный формат и правильно сверстан, я попросил свою знакомую художницу нарисовать для него обложку, и на следующий же день после того как она ее нарисовала, с гордостью понес материалы в ближайшую типографию.
Этап 2: Печать книги
Закончив работу над рисованием и версткой первой книги комиксов, я, отправил файлы в типографию, и начал с нетерпением ждать готовности моего первого самостоятельного издания. Комикс был выполнен из мелоновонной бумаги, в черно-белом цвете с использованием металлической скрепы. В процессе я пообщался с директором типографии, который обещал сделать мне скидку как самостоятельному издателю, что в последствии стало обыденностью: оказалось, что для самостоятельных издателей существует множество уникальных предложений и послаблений, которые иногда даже не доступно тем, кто пользуется услугам писателей. В результате, с учетом полученной скидки, за тираж в 500 экземпляров я заплатил 20.000 рублей. Спустя неделю, я уже сидел возле коробок со своим творением, решая, что все-таки с этим всем добром делать.
Этап 3: Начальные продажи
После того как нарисованный и напечатанный на полном энтузиазме комикс был готов, само собой встал резкий вопрос о продаже тиража. Почти сразу же была создана группа комикса в Вконтакте, так как было ясно, что моя целевая аудитория находится именно там. Наполнив группу фотографиями готового тиража, информацией о сюжете, вселенной комикса, концепт артами персонажей, эскизами, и прочим интересным контентом, я начал стучаться во все посвящённые комиксам группы своего города и не только. Я был приятно удивлен тому, насколько люди в этом сфере рады новым самостоятельным изданиям. Почти все спокойно и с радостью репостили мои записи, рассказывая своим подписчикам о моем продукте. Мои личные сообщения тут же начали переполняться вопросами «где купить», что стало для меня еще одним потрясением, я просто подумать не мог, что все будет так легко.
Параллельно с этим, я дарил и продавал комиксы друзьям, знакомым, рекламировал свою продукцию среди всех, кто, по моему мнению, подобным интересовался. Именно так и пошли мои первые продажи. Я правильно подобрал свою целевую аудиторию, нашел путь подхода к ней, и ступил на первую его ступеньку. Я уверен, что это применимо не только к комиксам, и вы тоже сможете получить первые продажи также легко как я, если поймете, кому же все-таки кроме вас нужен ваш продукт.
Поток заказов шел, но еще не был настолько большим, чтобы переходить к более активным и глобальным действиям. Огромным толчком и ответом на вопрос «а стоило ли оно того?» стал ноябрьский выпуск «Каталога комиксов». Каталог комиксов – ежемесячное интернет издание с более ста выпусков, рассказывающие любителям комиксов о новых релизах. Это издание имеет огромный вес в мире комиксов и получает более 30.000 просмотров на каждом выпуске. Именно в один из таких выпусков попал и мой комикс. Его поместили в специальную рубрику «самиздат», которая была создана для поддержки самостоятельных издателей, которым я и стал. Помимо этой рубрики в издании публикуются и известные всем серии комиксов, что вызвало у меня огромную гордость и желание заниматься этим далее. Кроме того, после этого я получил огромное количество новых заказов, фанатов, и кучу вопросов «когда новая книга?», из-за чего были получены средства и мотивация масштабировать мой новый маленький бизнес.
ЭТАП 4: Продажа в магазинах
Получив первые серьезные плоды своих трудов, и отправив в печать новые выпуски на деньги с продажи первого, я начал связываться с магазинами комиксов. Моей ошибкой в этом деле стало то, что я звонил. По телефону люди в полной мере не могли понять кто я, что мне нужно, и вообще чаще всего я получал ответы по типу «я этим не занимаюсь, вам перезвонит человек, который отвечает за новую продукцию». Само собой, никто мне не перезванивал. Спустя неделю таких звонков в стол, я взял комиксы, свои наработки, распечатал страницу каталога со своим комиксов, и поехал в магазин самостоятельно. В результате первая же встреча оказалась удачной. Я сразу же познакомился с директором магазина, который отнесся ко мне очень снисходительно, как к самостоятельному издателю, и был готов согласиться на абсолютно любые условия. В результате, спустя неделю мои комиксы лежали на полках, а также были добавлены в интернет-магазин. Эту новость тут же подхватили местные тематические и не тематические группы, что дало мне огромный поток заказов, и я больше мог не беспокоится о том, куда же деть комиксы, и мог просто рисовать их, будучи уверенным что их купят.
Для тех авторов, которые также хотят сотрудничать с магазинами, настоятельно рекомендую: выбирайте именно те магазины, в которые ходит ваша целевая аудитория, и именно те, с которыми по вашему мнению будет легче всего договориться. В моем случае выбор пал на не сетевые магазины, которые специализируются на комиксах и манге, в чем я опять оказался прав. Также, как я уже сказал, лучше выбрать не сетевые магазины, так как это избавит вас от лишней бюрократии, которая вам, как самостоятельному издателю противопоказана.
ЭТАП 5: Создание дополнительного товара
Когда комиксы начали продавать сами себя и обзавелись фанатской базой, было решено выпустить товары помимо книг, для дополнительного заработка и подогревания аудитории во время ожидания новых выпусков. Все началось с того, что я выпустил новогодний календарь на 2019 год, который неожиданно продался даже лучше, чем новый на то время выпуск. После этого я быстро смекнул и выпустил кружки, брелки и плакаты с персонажами комиксов, также сделав конкурс фанатских артов, рисунки победителей которого были напечатаны на этой продукции. Из этого можно сделать еще одну рекомендацию для самостоятельны издателей: создавайте контент для своей аудитории, когда она у вас появилась, если человек купил у вас пару книг, он купит у вас что угодно, и будет только рад. Конечно, это более коммерческий подход, но если вы собираетесь зарабатывать деньги на своих изданиях, то он вам подойдет.
ЭТАП 6: Участие в фестивалях
Данный этап, как и предыдущий, является больше следствием моего успеха как самостоятельно издателя, а не его причиной, как остальные, но не рассказать о нем я не мог, ведь это тоже часть моего пути.
Так как за все время что я занимаюсь комиксами, я познакомился с многими людьми из этой индустрии, я часто получаю приглашения на различные фестивали, мероприятия, связанные с комиксами, настольными играми, косплеем, и подобным.
Сейчас меня приглашают из-за известности моего продукта, но на первый фестиваль я был приглашен именно как самостоятельный издатель. Как я уже и говорил, для самостоятельных издателей открыто очень много предложений, одним из таких предложений является то, что на многих фестивалях и ярмарках есть отдельные места, для людей, которые занимаются самостоятельным творчеством: делают поделки, рисуют картинки, издают книги. На такие мероприятия можно попасть бесплатно, или же на очень щадящих условиях.
На своем первом фестивале я поставил одного из читателей за столик, в конце подарив ему продукцию. В результате были проданы все комиксы что я привез, при том что брал я с запасом, а читателей и фанатов появилось еще больше. Так что, если у вас появится подобная возможность, не в коем случае её не упускайте.
Пара слов читателю:
В заключении, хочу сказать: Если вы, прочитав статью, подумали, что все так просто, и вы можете просто напечатать свою книгу, найти аудиторию и это окупится, то вы правы. Главное просто начать, и не стесняться просить, спрашивать, заводить новые знакомства. Мир книг и комиксов намного добр и открыт для новых авторов, решивших самостоятельно издавать свои книги, чем вы думаете. Пока вы сидите и думаете, что у вас не получится, или ждете ответа издателя, кто-то продает свою книгу в магазине у вашего дома, так что дерзайте!
Реально ли запустить свой собственный независимый комикс? Опыт «Конца света»
Недавно к нам в редакцию обратилось двое парней, которые занялись разработкой и продвижением собственного комикса. Мы уже и раньше общались с нашими отечественными комиксистами, но на этот раз, авторы подошли довольно основательно к вопросу.
Они попросили поддержать нас на краудфандинге, что мы, конечно же прошляпили. Но, тем не менее, мы хотим рассказать об опыте парней. Думаем он будет интересен всем, кто хотел бы запустить свой собственный комикс в России.
Ребята делают комикс о мире, в котором концы света происходят каждую неделю. И каждый раз Земле угрожает что-то новое: зомби, гаргулии, мраглины, пришельцы, драконы, гигантские плюшевые игрушки и множество других мыслимых и немыслимых, забавных и опасных монстров и природных катаклизмов. Подробнее на странице комикса: http://ambrozio.ru/XDComics
Да, авторы — братья-двойняшки Александр и Игорь Зиненко, родом из Приднестровья, такой небольшой непризнанной страны между Молдовой и Украиной. Игорь – художник, автор идеи и сценарист нашего комикса, а Саша – сценарист и человек, который старается, чтобы больше людей узнавали о нашем комиксе.
Старт краудфандинга для комикса
YS: И много людей интересуются такими авторскими комиксами? История у вас, конечно, коммерческая) Это уже не первый ваш проект?
Мне трудно сказать наверняка, насколько люди интересуются авторскими проектами, так как это наш первый проект, который мы довели до такого масштаба. И, если честно, их трудно привлечь, если это не рекламируется на каждом углу без надписи «Марвел» или «ДиСи»)))
«Мне кажется, у нас с авторскими проектами на всех уровнях пока глухо, без рекламы люди не находят качественный контент и не утруждаются»
Но мы не можем себе позволить рекламу, зато умеем создавать. К тому же люди привыкли слышать «комикс» и представлять какие-нибудь мемы или просто ряд картинок, но мы создавали своей комикс на манер «застывшего» мультсериала. Ты смотришь на те же красочные кадры с необычным сюжетом, но только на бумаге.
YS: Расскажите немного о себе
По специальности вообще Игорь – экономист, а я — переводчик, но 7 лет назад мы поняли, что нам хочется рассказывать все те невероятные истории, которые рождаются в наших головах, и мы занялись творчеством. У каждого из нас была особая любовь к отдельным сферам искусства, поэтому такое разделение обязанностей, как писатель и художник, только сплотило нас, потому что позволило нам дополнять друг друга и создавать что-то более необычное.
YS: Откуда говорите идея комикса?
Сама идея комикса «Счастливого Конца Света» пришла к нам на фоне общественной паники в новостях. Календарь индейцев Майа заканчивался, и все начинали вести себя неразумно, опасаясь возможного конца света. Мы, видя всю абсурдность ситуации, решили обшутить происходящее и даже не представляли, что в итоге у нас родится такая неординарная история.
Всё начиналась с простого слова, которое Игорь увидел в интернете «Doomsday», что переводится как «судный день». Оно показалось ему похожим на слово «Birthday» («день рождения»). И он подумал, а что, если конец света будет наступать чаще – раз в год, как День Рождения. Потом он поделился этой идеей со мной, и мы подумали: «А давай он будет повторяться не раз в год, а раз в месяц или даже каждую неделю, и что люди настолько к нему привыкнут, что апокалипсисы станут для них чем-то обыденным». Нам показалась эта идея очень забавной, так как благодаря ей можно было создать много комичных ситуаций, и мы решили начать работу над комиксом.
YS: Зачем вы все это затеяли? Не жалеете сейчас?)
Хороший вопрос))) И в первые дни краудфандига ответ, наверное, был бы более пессимистичным (ребята отвечали это, когда еще не знали, что идея с краудфандингом провалится)), но, по правде, мы с самого начала понимали, что успешные сборы – это очень большая ответственность, по окончанию понадобится ещё полтора месяца на то, чтобы всё правильно скомпоновать, распечатать, разослать; поездки, договоры и т.д, учитывая что как подготовка краудфандинга, так и сам краудфандинг отнимают невероятно много сил: нужно постоянно привлекать аудиторию, создавать для этого контент, общаться с людьми и знакомить их с комиксом, а все люди разные, и порой один разговор выжимает из тебя все соки))).
«Для творческих людей, которые любят создавать больше, чем заниматься всей этой волокитой – это дополнительный стресс, не говоря о том, что ты хочешь сделать всё на высоком уровне, чтобы не подвести всех тех людей, которые поверили в твои труды»
Мы это прекрасно понимали до запуска, так как были знакомы с разными зарубежными примерами краудфандинга, и осознанно шли на этот шаг.
Жалеем ли мы сейчас? Наоборот. Первые несколько дней сборов позволили нам по-новому взглянуть на свои труды и помогли понять, как дальше может развиваться проект и как лучше рассказать нашу историю.
YS: С чем сталкиваются разработчики комиксов в России?
Мы не можем сказать за всех создателей комиксов в России, так как каждая ситуация разная и каждый человек по-своему подходит к делу, но если попытаться обрисовывать картину в целом, то, наверное, как и везде: есть издательства, которые занимаются выпуском комиксов, а есть энтузиасты, которые хотят создать что-то своё.
«Самую ощутимую сложность составляет нежелание людей поддерживать чужие старания»
На Западе и в Европе, люди как-то более охотней поддерживают авторские проекты и собирают гораздо бОльшие суммы, а потом ещё и ждут по нескольку лет (ссылка на сборы). У нас же нужно, чтобы ты каждый день кормил аудиторию бесплатно своими работами, чаще был на виду, и уже, может, потом они захотят поддержать тебя, и то может быть. Но это общее мнение, есть всё-таки люди, и мы им очень благодарны, которые видят наш проект впервые и с охотой поддерживают его. И это конечно радует. И есть те, кто постоянно следит за нами, те с кем мы регулярно общаемся через наши паблики. Они поддерживают нас, некоторые даже по нескольку раз уже вложились в краудфандинг. Не будем врать, это очень приятно, когда люди так верят в то, что ты делаешь.
«При этом вокруг невероятно много советчиков, которые говорят: «Вы конечно «молодцы», ребята, и удачи вам, но лучше бы вы сделали так-то и так-то»
Где-то в их словах есть правда, но в большинстве случаев это их догадки, и они не пробовали этого на практике. Мы знали, что возможно эта попытка может не увенчаться грандиозным успехом, но мы хотели попробовать и посмотреть, готовы ли люди поддержать качественный со всех сторон продукт.
Большинство авторов стремятся первый свой комикс отдать в издательства, но, как и в случае с книгами, тогда автор получает роялти с продаж и, может, какую-то сумму на старте, но они скорее символические, и не возмещают всех тех вложенных времени и усилий.
Честно говоря, этот краудфандинг задумывался нами как показатель. Мы хотели понять, возможно ли дальше продолжать делать крутой качественный продукт, и «не голодать», будучи художником и писателем, а также не зависеть от спонсоров, которые будут тебе указывать, каким должно быть твоё творение, на какую аудиторию, и размешать внутри свою рекламу, а напрямую создавать для читателей и зрителей то, что им и тебе интересно.
YS: Вам не кажется ваш комикс слишком детским и милым?)
Сейчас почему-то многие привыкли ассоциировать творчество для взрослых с какой-то грязью, мерзостью и пошлостью. Нам кажется, это неправильно. В основе должна быть история, которая заставит читателя и зрителя почувствовать причастность, чему-то научиться, где-то посмеяться, а не просто поглазеть на то, что повергнет вас в шок.
Вы не скажите, что «Гарри Поттер», «Аватар. Легенда об Аанге», те же «Симпсоны» и «Футурама» – это истории только для детей. Нет, эти истории интересны по-своему и детям и подростками и взрослым, и каждый в них видит что-то своё. В этом и вся прелесть. Вот что для нас важно.
Более того в нашем комиксе визуальная стилистика выбрана не просто так. Она позволяет создать атмосферу, погрузиться в придуманный нами альтернативный мир, и добавляет юмор. Мы рассказываем о концах света, но при этом они счастливые, мы говорим, что Земле каждую неделю угрожают разные монстры, и при этом есть парень, который живёт в своём маленьком мирке, окружённый сериалами и компьютерными играми, и не подозревает об этом. Этот контраст позволяет придать истории больше комичности. Поэтому в комиксе вы видите где-то яркие цвета, где-то тёмные. К примеру, на первых страницах мы видим всё в синих холодных тонах, ночь, вокруг снег, где читатель узнаёт о мрачной предыстории, но как только мы знакомим его с нелепым главным персонажем, история становится более красочной, и читатель, где-то неосознанно, начинает смотреть на неё его глазами.
Краудфандинг не зашел?
Уже после того, как завершился краудфандинг на комикс, мы решили узнать у ребят, что они поняли, за месяц своей работы. Надеемся, что кому-то этот опыт окажется полезным)
YS: Краудфандинг не зашел. Что вы поняли по итогам его проведения?
Мы услышали много вопросов за время краудфандинга, которые заставили нас увидеть, как думают люди, которые приходили на нашу страницу. Большинство из них смотрело на главную цель краудфандинга, так словно их просили вложить все свои деньги в наш проект, вместо того, чтобы просто внести свою сумму и получить за это выбранную награду. Большинство сравнивали сборы на проект с покупкой комикса в магазине и возмущались, почему цена на комикс выше. Это происходило, скорее всего по невнимательности самих зрителей, так как мы чётко подчёркивали, что мы не магазин и не издательство, мы художник и писатель, которые хотят запустить непростой, но необычный, как по задумке, так и по исполнению проект. Были и вопросы наподобие, почему вы не отдали свой комикс в издательство.
У нас были предложения от издательств, но мы хотели, чтобы наши труды окупились, а не просто, отдать свои немалые старания в издательство и получить за них маленькие роялти». Мы хотим создавать напрямую для тех, кому интересна наша история, но, видимо, люди привыкли «есть всё что дают», лишь бы бесплатно.
«Мы поняли, что как бы круто ни был оформлен наш проект и сколько бы сил мы не вложили в то, чтобы донести его суть, люди не захотят обратить на него внимание, пока это не будет преподнесено каким-нибудь лидером мнения, да и тут человек должен быть особый. Нас репостили люди с большой аудиторией по похожей тематике, но реакция была маленькой»
Были и приятные моменты, нас поддерживали наши знакомые, которые мы не думали, что нас поддержать, среди наших постоянных подписчиков были те, кто поддерживали нас по нескольку раз, и это позволило нас воспрять духом в особо «мрачные» дни.
Большее разочарование принесли люди, на поддержку которых мы рассчитывали, люди из сферы комиксов, которые завуалированно сказали: «Вы чего ребята! Не-не, у нас нельзя такие деньги за комиксы просить!»
Самое забавное было, что эти же люди следом поддержали зарубежный краудфандинг, где художник собирал куда большую сумму и где нужно было ждать год, а не как у нас месяц.
Нас удивило, что среди всех, кто следил за нами «вКонтаке» и «Ютьюбе», не набралось и 10% поддержавших (это среднестатистическая реакция в сети). Нас удивило, что к комиксам и рисовке, относятся как к чему-то детскому. История красочная, оригинальная и необычная, неужели должны быть грязь и уродства, чтобы проект считали взрослым? Нам советовали рекламировать проект, но если бы у нас были средства на массовую рекламу, мы бы не запускали краудфандинг)))
Несмотря на неудачный исход, и изматывающий марафон (а краудфандинг это ещё та психологическая травля, даже при положительном исходе: нужно сначала всё подготовить, потом готовить материалы по ходу краудфандинга, вносить своевременно изменения, и общаться с большим количеством незнакомых людей, а это даже через интернет огромный стресс, потому что все люди разные), краудфандинг дал нам почву для размышлений, дал понять, насколько невероятна наша история и напомнил почему мы так сильно хотим её рассказать, благодаря ему мы увидели новые пути реализации проекта, чем собственно сейчас и занимаемся.
Не уверены, поможет ли эта статья тем, кто захочет запустить свой краудфандинг, но очень надеемся, что она хоть чуть-чуть изменит представление людей о краудфандинге и вызовет у читателей желание поддержать качественные проекты и идеи, чтобы в нашей жизни было больше чего-то оригинального и необычного, пусть это и требует денежного вклада, а не сплагиаченного и «заремиксованного».
Как сделать и издать комикс
Меня зовут Женя, в интернете я больше известна как «тут был никнейм» 🙂
Пару лет назад я выпустила свой первый, маленький комикс под названием «тут было название». А совсем недавно вышел мой первый серьезный комикс под названием «тут было название».
В этой статье я расскажу про свой опыт создания и издания комикса.
Как я делала всё, пункт за пунктом. Надеюсь, это кому-то поможет!
Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЭТАП, на него необходимо обратить пристальное внимание! Каким бы качественным ни был рисунок, без хорошей основы комикс получится скучным.
Перед началом работы я обычно думаю, подходит ли формат комикса для моей истории? Может она будет смотреться выгоднее в виде рассказа, текстовой шутки или стендапа? Формат комикса отлично подходит для историй с яркой визуальной составляющей, когда происходящее легче нарисовать, чем описывать словами.
Почему я решила делать комикс:
— Его можно сделать в одиночку
— В моих руках лучшие спецэффекты мира, любые декорации и реквизит
— В моем распоряжении лучшие актеры мира, которые никогда не взбунтуются и не запросят дополнительный гонорар 🙂
Не получится сразу сесть и написать готовый сценарий с крутыми шутками и сюжетными поворотами. Во всяком случае, у меня не получается.
Поэтому я советую сначала набросать НАМЕРЕННО плохой скелет истории.
На этом этапе не важна логика или красота изложения — главное КАК МОЖНО СКОРЕЕ избавиться от пустого листа перед глазами! Мой принцип был такой: накидать базу, над которой впоследствии можно работать, чтобы было, что исправлять и улучшать.
— Клава(так зовут мою главную героиню) находит магическую консоль
— Она косячит и мир рушится
— Она исправляет ошибки и уезжает с принцем на белом коне
Далее черновой сценарий нужно развить: какие-то пункты дополнить, а те, которые не продвигают сюжет или не знакомят читателя с важными персонажами — беспощадно ВЫРЕЗАТЬ! Нам потом это ещё и рисовать придется! Так что чем меньше лишнего, тем лучше:)
Не такой уж и черновой скелет:
— Клава общается с незнакомцами и проявляет свои особенности
— Клава находит магическую игровую консоль, но не знает, что она магическая
— Клава ест и играет с котом
— Клава играет в эту консоль
— Она опаздывает на работу и её увольняют
— Она страдает Она злится
— Она ссорится с друзьями и всех ненавидит
— Теперь она страдает
— Клава играет в консоль и вдруг понимает, что она магическая
— Клава встречается с соседкой, которой потом никогда не будет в комиксе
— Происходят магические события, которым Клава сначала рада, а потом пытается их отменить и исправить
3. ГОТОВЫЙ СЦЕНАРИЙ
Теперь можно тщательно прописать сценарий, с диалогами и прочими плюхами. Этот этап у меня не очень получается 🙂
Поэтому я стремлюсь показывать, вместо того чтобы рассказывать. В общем, я советую не размусоливать в диалогах то, что может быть понятно из иллюстраций.
(На первом кадре текст дублирует иллюстрацию, на втором нет.)
Чтобы хоть как то облегчить себе работу над диалогами, я придумала каждому герою свою фишку, как они разговаривают и почему так.
Например, босс Клавы ОЧЕНЬ боится оскорбить окружающих, поэтому перед каждой фразой делает вежливые реверансы, пытаясь сгладить острые углы. Он очень нервничает и потеет, постоянно вытирает лоб и чешет затылок. А один из друзей Клавы не умеет играть в настолки, но сам себя считает супер стратегом, так что его бестолковая уверенность прослеживается во всех его фразах. И так далее!
Я советую дать почитать готовый сценарий своим друзьям И ВРАГАМ. Чем больше критики, тем лучше! У меня обычно так: первые две секунды после критики мне хочется обидеться, а потом я анализирую отзыв и пытаюсь понять, могу ли я исправить то, что людям не понравилось. Обычно прошу быть очень строгими ко мне, плохой отзыв в конечном итоге ГОРАЗДО полезнее хорошего. Есть, конечно, чрезмерно токсичные люди, которые не дают никакой полезной информации, просто гадят в душу, и всё… но с ними ничего не поделаешь. Для себя я решила, что лучше с ними, чем без них.
5. ЧЕРНОВАЯ РАСКАДРОВКА
Один из самых креативных этапов разработки комикса! Это наброски карандашом ВСЕХ сцен комикса.
Я делаю их очень маленькими, например, на листе А4 я уместила 8 страниц!
То есть каждая из них в 4 раза меньше конечного результата. Некоторые делают наоборот и рисуют раскадровку больше, чем итоговые страницы, но мне удобнее так.
Во время раскадровки я заметила такую закономерность — на одну страницу сценария у меня приходится 4-5 страниц комикса. Но, безусловно, у всех это будет по-разному.
Западные комиксы читаются как книги, слева направо и затем вниз на следующую строку и так далее. НО! Будет идеально, если содержание каждого кадра укажет читателю куда смотреть дальше. Это называется айфлоу, и у меня самой с этим проблемы. Я всегда держала перед глазами комикс ШАНСЫ Брайана Ли О`Мейли, смотрела как он располагает кадры и делала похожим образом. Не самый лучший способ, но мне помогло!
Это самый долгий и трудоемкий этап, по крайней мере для меня. Вам надо будет как-то перенести раскадровки в компьютер… У меня нет сканера, так что я просто сфотографировала всё на телефон. Вы можете рисовать чистовой лайн и от руки… но я вообще не представляю как это возможно. При работе на компьютере можно в любой момент нажать «отменить» и об ошибке никто не узнает! Можно переставлять кадры местами или даже копировать один и тот же кадр в разные места комикса, хе хе хе, НО ЛУЧШЕ ЭТИМ НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ.
Немного технических подробностей. Я рисовала комикс в программе Photoshop, размер страницы у меня был 210х148 мм плюс внутри были поля, чтобы страничка не прилипала к краям и было место для подрезки кадра. 300 dpi, режим CMYK для обложки и градации серого для основных страниц.
Из типографии комикс вышел размером 198x144x9 мм, где 9 мм это толщина комикса, то есть при рисовании обложки вам нужно учитывать это для ширины корешка 🙂
И ещё… Жуткая правда про общие планы в том. что Я НЕНАВИЖУ ИХ РИСОВАТЬ!
Это долго и муторно, а читатель пробегает по таким кадрам за пять секунд. Промучившись с честным расчетом перспектив и прорисовкой всяких деталек на зданиях я нашла такой вот чит: замоделить самые важные локации в 3D, с кубами вместо мебели и прочего. Даже если сцена, это просто набор кубов, можно перемещать камеру между ними, выбрать нужный ракурс, и тогда не придется беспокоится насчет построения перспективы! Так гораздо веселее и самое главное — быстрее!
Не для всех стилей нужна правильная перспектива и далеко не все умеют моделить… но общие планы нужны в любом случае! Можно использовать фотографии как референсы, но в таком случае я советую брать за основу кадры из мультиков или других комиксов. В них работа по минимализации реальности до самых важных элементов уже проделана за вас!
А! И не забудьте расставить текст в кадре перед началом отрисовки, так вы поймете сколько примерно места он занимает!
7. ПОКРАС (НЕ ЛАМПАС)
После этого я приступила к покраске. Я не очень дружу с цветом и тенями, у меня они занимают СЛИШКОМ много времени. Поэтому решила сделать свой комикс черно белым, с оттенками серого! Для этого использовала разные скринтоны (ряды точек разного диаметра, в зависимости от толщины которых меняется степень серости). На бумаге они выглядят очень стильно, я их обожаю! Данный этап не очень долгий, но о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-а-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-чень скучный. К счастью, это почти конец, комикс ПОЧТИ ГОТОВ!
После этого я советую распечатать все странички, собрать их в папку, и впервые насладиться вашим творением! Я, к примеру, побегала с папкой на вытянутых руках по комнате и начала перечитывать комикс снова и снова! СТО РАЗ! Пока не возненавидела, и тогда стала отмечать прямо в нём что хочу изменить.
На этом этапе можно снова подключить друзей, врагов, и прочих диванных экспертов! Они с радостью расскажут, как надо было бы сделать, какие огрехи увидеть ещё в самом начале разработки и так далее 🙂
Чтобы найти издателя, можно отправить пару интересных сцен из комикса издателям на почту с кратким описанием, либо собрать весь комикс в pdf и также отослать. Или все вместе, маленькая, но яркая сцена из комикса, которой вы гордитесь вероятнее побудит издателя прочитать весь комикс, чем просто приложенный pdf файл.
Вот только у меня не было этой статьи, когда я искала издателя…
Поэтому я распечатала весь комикс на офисном принтере, сшила его нитками(так как 108 страниц это слишком толсто для степлера) и поехала на фестиваль Бигфест летом 2018-го. Там я выловила издателей на фестивале, поболтала, вручила им свои самодельные версии комикса и поехала домой ждать ответа.
Издательство «тут было название издательства» ответили быстрее всех! Они предложили мне сотрудничество и комикс “тут было название комикса” увидел свет осенью 2018-го года.
Будьте готовы, что издатель попросит нарисовать пару альтернативных обложек для лимитированных изданий. Я прохладно отношусь к такому, но коллекционерам нравится! На Микрокомиконе они иногда покупали и подписывали для себя все доступные варианты обложек.
Кстати о подписях. Будет круто, если вы сделаете для этих целей специальное место, где они будут смотреться красиво и уместно. А еще милоты добавляет, если на форзаце тоже что-нибудь нарисовать.
На этом я с вами прощаюсь, а сама буду думать дальше, как продвигать комикс. Если есть идеи, пишите в комментариях 🙂
Я желаю вам всем удачи и смелости, не бойтесь написать плохой сценарий и ошибиться, никто про это не узнает кроме вас! Не откладывайте ничего “на понедельник”, начинайте прямо сейчас!