Как вырабатывается электричество для детей
Конспект занятия «Что такое электричество?»
Альбина Бакай
Конспект занятия «Что такое электричество?»
Конспект №2
Тема занятия: «Что такое электричество?»
Давайте поприветствуем друг друга.Педагог просит детей встать в круг и произносит:
Плещут в олны океана:
(Встречные движения рук, словно волны)
(Соединим большие пальцы и все остальные, поднимая руки вверх)
И звенят задорно птицы:
(Руки согнуты в локтях, пересекаются друг с другом, машем кистями рук, словно крылья птиц)
(Руками перед собой создаём круг)
С высоты кивают горы:
(Руки прямые подняты над головой, ладоши соединены, немного наклоняемся вперёд)
И в твоё окошко ветер
(Слегка хлопаем в ладоши)
Постучится на рассвете:
(Машем себе в лицо ладошками)
2. Вступительная часть
Материал: Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки осторожности. Электричество. Уроки тётушки Совы»; Игрушка, например «попугай», работающая на батарейках.
— Ребята, к вам в гости пришла игрушка- попугай. Давайте с ней поиграем. Почему попугай не разговаривает? Что случилось? (высказывания детей)
— Игрушка не разговаривает, потому что в ней нет батареек.
— Найдите место, куда нужно вставлять батарейку. А как правильно вставить батарейку? (Минус к минусу, плюс к плюсу)
— Игрушка заработала, заговорила!
— А что такое электричество? Давайте поговорим.
– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны. Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.
Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки осторожности. Электричество. Уроки тётушки Совы».
– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
– Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
3. Динамическая пауза
-Разомнемся немного. Выполняйте движения со мной.
Ток бежит по проводам,
(топчем ножками на месте)
Свет несет в квартиру нам.
(выпрямляем руки перед собой «ладони направленны вверх», затем сгибаем их, направляя к себе)
Чтоб работали приборы,
(выпрямляем руки перед собой «ладони направленны в низ»)
(сжимаем ладонь в кулак, при назывании следующего прибора, разжимаем)
(сжимаем ладонь в кулак, при назывании следующего прибора, разжимаем)
Ток энергию принес.
Материал: воздушные шарики по количеству детей; и один шарик на стену, пульверизаторы, нитки, и четыре воздушных шарика для второго опыта.
Электричество в жизни человека играет большую роль. Электрические приборы –это наши друзья, с которыми нужно всегда быть внимательными и осторожными. Но есть электричество неопасное, тихое незаметное, оно живет повсюду само по себе. И если его поймать, то с ним можно поиграть.
-Предлагаю отправиться в путешествие в страну «Волшебных предметов».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. (Отправляются в путешествие)
— Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
— А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
— Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
— Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
— Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились) Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
5. Динамическая пауза
— есть электричество неопасное, тихое, незаметное.
Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть.
Хотите узнать, как оно появляется? Послушайте.
Жили-были маленькие-премаленькие заряды-попрыгунчики.
Красные заряды-попрыгунчики – ленивые,
Красные – плюсы, синие – минусы.
Заряды-плюсы притягиваются к зарядам-минусам, и между ними проходит электрический разряд, то есть появляется неопасное, незаметное электричество.
6. Природные явления
Материалы: иллюстрации электрического ската, угря и молнии.
Электрический угорь – всё тело, которого электрический заряд.
Молния – это тоже мощный заряд электричества. Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Тёмная мрачная туча состоит из капелек воды и кристалликов льда они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы.
7. Основы безопасности
Материал: иллюстрации, где дети не выполняют правила безопасности.
-Ребята, а где можно встретить электричество? (различные варианты детей)
-Какие вы знаете электрические приборы?
-Чего нельзя делать, чтобы вас не ударило током?
• НЕ прикасайся к электрическим розеткам
• НЕ используй электроприборы без родителей
• НЕ прикасайся к электроприборам мокрыми руками
• НЕ играй вблизи проводов
• НЕ вставлять в розетку никакие предметы.
Ты, малыш,запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!
(во время чтения стихотворения, показывать детям картинки, что бывает с детьми, когда они не следуют данным правилам)
8. Динамическая пауза
Материал: шнур с узелками
Игра называется – «Ток бежит по проводам».
Подойдите все к шнуру, посмотрите на нем узелки. Давайте представим, что это частицы электрического тока, и они бегут по проводам. Положите руки на узелки, мы превращаемся в частицы электрического тока и будем двигаться по кругу, шнур двигать нельзя, руки переставлять только на узелки.
Мы будем идти по кругу вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее, при этом произносим знакомые нам слова про электричество.
Дети, перехватывают правой и левой рукой узелки на шнуре,говорят:
«Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Ток энергию принес.»
Материал: авторучки, полоски бумаги
— Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
— Поднесите расческу к бумаге.
— Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)
— Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
— Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к расческе).
— Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
10. Заключительная часть
— Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
-Какое электричество опасно? Где мы можем его встретить? (различные электрические приборы, розетки, оголенные провода)
-Какие правила вы запомнили, чтобы вас не ударило опасным током? (НЕ прикасайся к электрическим розеткам. НЕ используй электроприборы без родителей. НЕ прикасайся к электроприборам мокрыми руками. НЕ играй вблизи проводов. НЕ вставлять в розетку никакие предметы)
— Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.
— Как снять электричество с шариков? (Смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)
— А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в класс. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
— Вам понравилось наше путешествие?
11. Домашнее задание
Материал: Педагог озвучивает его и раздаёт каждому листы с домашним заданием (домашнее задание заранее подготовить в печатном виде)
№1 Раздать памятки о правилах безопасности с электричеством (выучить их)
№2 Выучить стихотворение на второй памятке («вредные мыши с розеткой играли…»)
№3 Провести дома опыт:
Материал: пластмассовые линейка или ручка, пёрышко, шерстяная перчатка (или любая другая шерстяная одежда)
Где еще живет доброе электричество?
Предлагаю взять пластмассовые линейки или ручки и прикоснуться ими к перышкам
Ничего не происходит. А теперь делаем предметы волшебными.
Дети трут о шерстяную перчатку пластмассовые предметы и подносят к перышкам.
Перышки притянулись, прилипли.
Вывод: «доброе» электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Конспект занятия-игры с элементами ТРИЗ-технологии «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебное электричество. Беседа о добрых помощниках» Ребенок и окружающий мир Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Волшебное электричество» Беседа о «добрых помощниках».
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.
Конспект занятия «Волшебное электричество» НОД ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ‘’ БАБОЧКА ‘’ ВОСПИТАТЕЛЬ Быликина Е. А Конспект занятия «Волшебное электричество» Цель: расширять представления.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе светских норм поведения. Задачи: 1. В игровой форме уточнить и закрепить.
Образовательная деятельность по коммуникации «Что такое весна?» Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Звездочка» с. Обильного» Георгиевского.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Опасное и «доброе» электричество» Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку; закрепить.
Технологическая карта урока. Тема урока «Электричество. Невидимая сила» ФИО учителя Кузнецова Елена Александровна ОУ МКОУ «Лебединская СОШ» Тема урока: Невидимая сила. Электричество Тип урока: Урок «открытия».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»
Класс: д/с
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.
Задачи:
Предварительная работа:
Ход занятия
1. Организационный момент
По дорожке мы шагаем,
И друзей своих встречаем. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.
Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно водят вправо-влево
Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки к голове « рога»
Здравствуй, козлик! Прикладывают указательные пальцы к голове.
Здравствуй, стриж! Взмахивают кистями, как крыльями.
Здравствуй, заинька- малыш Приставляют ладони к голове делают ушки.
Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руки вверх, и приветственно машут ею
Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед.
Сегодня нам в группу принесли письмо, а от кого оно я так и не поняла, может быть, вы догадаетесь.
Она красива и мила,
А имя ее от слова зола.
«Дорогие ребята! Хотела прийти к вам в гости, но не могу, потому что у меня много дел по дому. И если я все не сделаю, то мачеха будет меня ругать.
Мне моя крестная фея подарила много подарков и сказала, что эти приборы мне помогут облегчить мой труд. А что это за приборы и что с ними делать я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!»
Ребята поможем Золушке?
2. Основная часть
Как вы думаете, какие приборы могли бы облегчить труд Золушке?
В полотняной стране по реке простыне
Плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)
Только я, только я, я на кухне главная.
Без меня как не трудитесь – без обеда насидитесь.
(Электрическая плита)
Что за машина? Воды наберёт,
Бельё постирает и отожмёт.
Жаль, не умеет его просушить
И в шкаф аккуратно на полки сложить.
(Стиральная машина)
— Как можно назвать эти приборы, одним словом?
— Как вы думаете, почему эти приборы называют электроприборами?
— А вы знаете откуда в наш дом, детский сад приходит электричество?
Электричество рождается на больших электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, попадает в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Электричеству приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Приходит оно в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам электричество и попадает в розетки, а затем в электроприборы.
Теперь вы знаете, откуда в наш дом приходит электричество. Давайте с вами поиграем в игру «Ток бежит по проводам»:
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
Змейкой прямо через лес
Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И пылесос включи (изображают разную бытовую технику).
Как вы думаете, у нас в группе есть электричество?
По каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество? (Лампочки, розетки, выключатели)
Скажу вам по секрету, что много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Поиграем в игру «Что есть, что было».
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:
стиральная машина – корыто,
пылесос – веник,
электроплита – русская печь,
электролампа – свеча,
электрочайник – самовар,
мультиварка – котелок,
холодильник – погреб,
утюг – рубель.
Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность. А всё ли электричество опасно? Нет, есть ещё электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. И сейчас мы превратимся в волшебников и поучимся ловить неопасное электричество. Произносим слова: раз, два, три, четыре, пять – хотим волшебниками стать.
Дети проходят и садятся за столы
Опыт 1.
Перед вами на тарелочках лежат бумажные звездочки. Возьмите воздушный шарик и медленно опустите на звездочки. Что мы видим? (Ничего не произошло). А теперь попробуйте потереть воздушный шарик об волосы и медленно. Что происходит со звездочками? (Они прилипли к шарику).
Как вы думаете почему? (ответы детей).
Вывод: в наших волосах живет тихое электричество.
Опыт 2.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
Как же заставить бабочек притянуться к палочке? (Предположения детей).
Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
Вывод: электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.
Мы сегодня с вами много узнали об электричестве. Узнали, что оно может быть опасным и не опасным. Чем опасно электричество? (ответы детей).
Каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.
Запомните такие правила безопасности (по карточкам-схемам):
А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
3. Заключительная часть
Электричество, все знают, – это очень хорошо.
Если правильно всё делать – благо нам даёт оно.
Если ж правила нарушишь – будет много разных бед.
Соблюдай ты все советы и не нарушай запрет.
Детям об электричестве
Электричество очень важное явление для всех людей. Без него мы бы никогда не смогли включить телевизор или компьютер, приготовить вкусную еду или сделать ремонт в квартире. На самом деле в проводах происходит много всего интересного. Люди не могут увидеть своими глазами всего волшебства, но на самом деле внутри проводов живут крохотные человечки, называющие себя электронами. Это веселый народ, живущий очень дружно. Они постоянно держатся за руки и находятся в движении. И от их веселых хороводов вся техника в доме оживает и начинает работать.
Почему работает наша техника в доме
Электроны – это неутомимые помощники. Но их основная сила не в работе, а в веселье. Они постоянно движутся, играют между собой, танцуют и бегают. Это они крутят двигатели стиральных машин, и разогревают фен. Они разжигают лампочки у нас под потолком когда веселятся и играют между собой. Это их потоки добра и улыбок спускаются сверху в нашу комнату и делают её светлее.
Откуда берутся электроны
Они появляются в специальных местах, называемых электростанциям. Их нам дарит сама природа. Когда в печах сжигают угли, пропускают через турбины потоки воды или используют газ, идущий из-под земли, то появляется большое количество электронов. Но они до такой степени энергичные, что их сразу же отправляют в путешествие по проводам, чтобы они не наделали большой беды. Они расходятся по электрическим сетям всей страны, на заводы, фабрики, освещают улицы и комнаты в наших домах. Существуют специальные домики, где они могут жить очень долго, а человек выпускает их оттуда тогда, когда захочет. Это жилище для электронов называется аккумуляторами. Они накапливаются там и остаются до тех пор, пока к их домику не будет подключен электрический прибор. На радостях маленькие человечки сразу же запускают его и заставляют работать. Но больше всего электронов возникает в атомных станциях.
Опасные и полезные провода
Для того чтобы управлять непокорными человечками, люди создали для них провода и закрыли их в специальную оболочку. Прямое касание их маленьких ручек к нашим рукам слишком опасно для здоровья, поэтому электрики работают только в резиновых перчатках. А ещё электроны до такой степени любят купаться, что когда на провода попадает вода, то они сразу же бегут резвиться в волнах. Поэтому если на электрические приборы промокают, нельзя трогать их руками. Они не любят, когда люди их трогают, поэтому больно бьют своими маленькими ручками и сильно кусают. Это больно и неприятно, а также очень опасно, потому что нам может быть от этого очень плохо. Играть с ними не получится, но зато можно позволить им работать на пользу людям.
Существа волшебные и полезные
Нужно уметь дружить с маленьким народом, обитающим в нашем доме. Если не уметь с ним обращаться, то тогда можно навредить всему дому. Никогда не пытайтесь притронуться к ним. Нельзя совать пальцы в розетку, брать проводку мокрыми руками или ремонтировать электроприборы, не отключенные от сети. Есть специальные мастера, которых называют электриками. В специальных школах их обучают, как безопасно общаться с электронами и умеют это делать лучше всех. Если с электричеством возникают неполадки, необходимо обязательно вызвать электрика и не пытаться лезть самостоятельно.
Три провода и три народа
В стенке к каждой розетке идёт целых три провода. Каждый из них является отдельной страной, в которой живут разные человечки. Электроны живут в стране Фаза, они очень активные и поэтому их поселили отдельно от более спокойного народа в стране Ноль. Но если эти два провода соединить, то обязательно будет много шума и искр, потому что жители Нуля и Фазы начинают сильно ссориться. Это сильно мешает стране Заземления, которая находится в третьем проводе. Они постоянно разнимают драку и не дают ссориться соседям. Если некому будет разнимать эту ссору, то тогда жители двух стран сильно злятся. Они могут сжечь бытовую технику и даже вызвать пожар в доме. Без Заземления может начаться настоящая война, поэтому его обитатели постоянно приходят на помощь. Так они дружно и живут все вместе, а благодаря их веселой жизни у нас в доме есть электричество. И так будет продолжаться всегда.