Как выработать в себе навыки бизнесмена
17 навыков успешного предпринимателя
Вопрос, который часто посещает каждого потенциального — и многих действующих предпринимателей каждый день: «Как узнать, есть ли у меня задатки предпринимателя?» Да, в сети полно идей, советов, подсказок и даже великолепных цитат по этому поводу. Но вы уверены, что у вас действительно есть соответствующие навыки? Вот семнадцать навыков, которыми должен обладать каждый успешный предприниматель.
1. Способность управлять деньгами.
Все просто, если вы не можете управлять деньгами, вы не можете управлять бизнесом. Вы знаете, куда каждый месяц уходят ваши деньги? Вы тратите меньше, чем зарабатываете? Если ответ на эти вопросы — нет, вам будет трудно управлять бизнесом, также как вашим бюджетом.
2. Способность заработать деньги.
Если вы можете управлять деньгами, сможете ли вы увеличить их количество? Для того, чтобы получить инвестиции, нужно не только понять, где взять деньги, но и, как их правильно потратить.
3. Способность снять стресс.
Стресс — это не смешно. Если вы позволите себе разочаровываться и расстраиваться, вам будет очень неуютно в качестве предпринимателя. Научитесь использовать стресс в свою пользу.
4. Продуктивность.
Это обширная тема, потому что не существует единственно верного пути быть продуктивным, работающего для всех. Узнайте свои наиболее продуктивные часы работы, режим и приложения для повышения производительности, которые вам подходят, чтобы создать свой собственный план достижения успеха.
5. Талант заводить предпринимателей друзей.
Улучшайте свои шансы на успех, найдя предпринимателей друзей, которые будут в состоянии понять ваши затруднения и смогут, когда потребуется, дать вам необходимые рекомендации.
6. Способность выявлять сильные и слабые стороны.
Как владельцу бизнеса, вам не нужно быть совершенным во всем. Вы, тем не менее, должны понимать свои сильные и слабые стороны. Чтобы оценить эту характеристику нужно обратить внимание на сделанные вами деловые решения, выбранных партнеров и нанятых работников.
7. Талант нанимать эффективных людей.
Найм — один из самых важных навыков, обладать которым должен любой предприниматель. Благодаря наличию замечательных людей в своей команде, вы сможете получить доступ к новым сильным сторонам. Найм правильных людей крайне важен для достижения запланированных целей.
8. Способность к обучению новых сотрудников.
Когда вы приводите новичка, надежный процесс адаптации гарантирует, что он знает, что делать и чего не делать. Это поможет направить компанию в правильном направлении, и будет способствовать повышению уровня ответственности хороших работников и даст вам основания следить за проступками.
9. Способность управлять персоналом.
Если у вас есть правильные люди, вы должны хорошо ими управлять. Еще в самом начале роста вашего бизнеса, вы будете управлять каждым, так что стоит быть эффективнее. Если вы еще незнаете секретов управления, уделите время, чтобы научиться мотивировать, поощрять и развивать свой персонал.
10. Кондиции к простейшему SEO.
В начале, вы будете выполнять работу каждого подразделения компании. Понимаете ли вы основы SEO и маркетинга? Если нет, освежите знания в этой области, прежде чем начать бизнес.
11. Способность проводить A/B тестирование.
Сплит-тест — простейший процесс, который включает в себя одновременный запуск двух сценариев проверки. Обычно используется для повышения эффективности сайтов, но может также использоваться во многих областях управления проектами и маркетинга.
12. Талант нетворкинга.
Наряду с SEO, социальные сети представляют собой ключевую часть любой бизнесмаркетинговой стратегии. Вы не просто должны понимать возможности каждой платформы, вы должны вооружиться лучшими стратегиями, чтобы ваш стартап был замечен в каждой социальной сети.
13. Способность сосредоточиться на клиентах.
Чтобы было ясно, без клиентов, у вас нет бизнеса. Убедитесь, что все ваши презентации, продукты и услуги ориентированы на реальные потребности клиентов. Если вы не знаете, что это такое, исследуйте и задавайте вопросы так, чтобы создать великолепную клиентскую службу.
14. Способность закрыть продажу.
Позволяя клиентам узнать, что вы понимаете важность их потребностей, вы все равно испытываете затруднения, пытаясь продать продукт. Если вы нервничаете на этом шаге, попробуйте посетить семинар или мастер-класс, чтобы приобрести столь необходимые навыки.
15. Способность отслеживать новые тенденции.
Бизнес движется быстро, так что вы должны обладать способностью видеть любые изменения в вашей отрасли. Будьте в курсе появления новых стартапов и технологических достижений в областях, способных нарушить ваш бизнес.
16. Умение проигрывать.
Ни один венчурный бизнес не приходит к успеху гладкой дорожкой. Знания о том, как справиться с взлетами и падениями имеют важное значение. Помните, что каждый успешный человек терпел поражения десятки раз, прежде чем выигрывал. Неудача еще не конец — это просто один из промежуточных пунктов на пути к успеху.
17. Жажда улучшения собственного мира.
В конце концов, самая лучшая и устойчивая мотивация заключается в желании нести положительные изменения миру. Когда вы сосредоточены на своем бизнесе и приоритет отдан успеху, вы найдете себя готовым к любым штормам ради достижения цели.
Не позволяйте этому списку запугать или отговорить вас. Быть предпринимателем сложно, но всем этим навыкам можно научиться. Если вы заметили, что чего то не умеете, постарайтесь научиться! Ваш конечный успех всегда зависит от ваших способностей.
Прирожденный предприниматель: как развить бизнес мышление
Многие хотят открыть свое дело, но далеко не всем это удается. Многочисленные примеры успешных предпринимателей вдохновляют, но за этим успехом стоит огромный труд, а самое главное — правильные инструменты. В основе любого подхода, чем бы вы ни занимались, лежит правильное мышление. Бизнесмены как раз отличаются особым складом ума, который может развить каждый. Кроме того, умение мыслить системно полезно не только для собственного дела, но также для решения повседневных задач.
Сам себе менеджер
Редко когда бизнес ограничивается одним человеком, так или иначе, для любого дела нужна команда. А управлять процессами (уж тем более — другими людьми) — настоящее мастерство, без которого ничего не получится. Но в первую очередь нужно научиться управлять собой, т.е. стать менеджером самому себе. Для начала необходима строгая самодисциплина. Четкая постановка целей, понятная мотивация, распределение времени, ресурсов — первичные навыки, которыми нужно овладеть. Научитесь выстраивать рабочие процессы сначала для себя, а после этого приступайте к новым начинаниям. Здесь важно соблюдать баланс — несмотря на строгий распорядок, не бойтесь экспериментировать. В противном случае вы загоните себя в рамки, пойдете шаблонным путем. Изучать истории успеха полезно, но полностью скопировать чей-то опыт не получится. Поэтому нестандартный подход, гибкость ума, готовность к ошибкам — ключевые факторы.
Личная ответственность
Поговорим об ошибках. Мало кому удавалось выстроить компанию с нуля, не набив ни одной шишки. Илону Маску приходилось закрывать несколько бизнес-проектов, пока он не добился значительных результатов. Стива Джобса увольняли из его же компании. Когда мы читаем биографии бизнесменов, мы обращаем внимание только на их успехи, но у каждого случаются провалы. Будьте готовы к ошибкам, проигрышу, трудностям, разрушению ваших планов в силу внешних обстоятельств. Любой вызов судьбы должен стать для вас не преградой, но возможностью — изменить подход, посмотреть с другой стороны, раскрыть внутренний потенциал. На той стадии, когда вы уже работаете с командой, все трудности компании и каждого отдельного сотрудника — ваши трудности тоже, равно как и успехи. Личная ответственность и вовлеченность помогут быстро реагировать на изменения, принимать верные решения в критических ситуациях.
Собственная ниша
Кто-то с детства мечтает стать космонавтом — в результате строит космические корабли, а кто-то очень вовремя запускает стартапы, тонко чувствует потребности современного общества. Как люди понимают, что «выстрелит», а что «прогорит»? Технический прогресс развивается настолько стремительно, что невозможно угадать, что будет востребовано завтра, а что уже через полгода никому не будет нужно. Как при такой неизвестности выбрать нишу, найти свой продукт или услугу, правильно разработать стратегию продвижения? Есть масса книг, в которых вы можете познакомиться с прикладными бизнес инструментами, но в основе вашего дела должны лежать универсальные советы, которые неподвластны времени:
Инструментарий
Итак, главным инструментом для достижения любой цели является наш собственный мозг. Он может постоянно развиваться, если ему давать полезную нагрузку. В психологии этот феномен называется нейропластичностью. Это происходит благодаря наращиванию нейронных связей — они отвечают за наши умения, мыслительные процессы, способность обучаться и адаптироваться. Использовать такую способность мозга для развития бизнес мышления можно на специальных тренажерах Викиум — они прокачивают логику, стратегические навыки, умение продумывать на несколько шагов вперед, учиться на своих ошибках.
Поддержание тонуса мозга необходимо каждому из нас, но без прикладных бизнес-инструментов выстроить собственное дело будет трудно. Как в любой структуре, в бизнесе есть устоявшиеся методы, алгоритмы, механизмы. Викиум собрал экспертизу 12 успешных предпринимателей страны, которые в формате лекций поделились своим опытом в курсе «Думай как предприниматель». Он поможет изменить сознание, чтобы научиться правильно ставить и достигать цели, сохранять равновесие в сложных ситуациях, принимать объективные решения, опережать конкурентов. Научитесь бизнес-мышлению вместе с Викиум!
Начни с себя: как сделать бизнес успешнее, прокачав личные качества владельца
В каких случаях и почему владельцы бизнеса чаще всего обращаются за услугами консалтинга или коучинга?
У каждого бизнеса есть жизненный цикл, определённые стадии развития: становление и интенсивное развитие, стабилизация, затем спад либо уход, после которого весь цикл начинается заново. Переход от одной стадии к другой сопровождается внутренней турбулентностью. Помимо неё есть также внешняя неопределённость, которая естественным образом бросает собственнику вызовы. Очень важно понимать, каким образом преодолевать ограничения внешней среды и максимально использовать её возможности, обеспечить внутреннюю интеграцию бизнеса на разных стадиях развития. Для того чтобы найти ответы на эти вопросы и понять, как обеспечить бизнесу адаптацию к внешней среде, собственники и обращаются к консультантам, коучам и бизнес-тренерам.
Процессы в бизнесе на определённых стадиях могут существенно разниться между собой. Их корректировка — задача, которую также выполняют консультанты.
Кроме того, эффективность любого бизнеса — это прежде всего продуктивность людей, работающих в нём. Любой собственник рано или поздно начинает это понимать, и утверждение о том, что незаменимых людей нет, становится неактуальным. Качество команды, её уровень компетентности и мотивации — ключевые факторы эффективности бизнеса в целом. Неважно, о чём именно мы говорим: о стратегической, операционной или любой другой эффективности. Она существенно определяется людьми, и для их развития тоже обращаются к коучам, менторам и тренерам.
Если мы хотим укомплектовывать команду людьми, показывающими хорошие результаты, то нужно понимать: те, кто отлично подходил нам на стадии стабилизации, могут оказаться недостаточно компетентны на стадии спада или кризиса. Умение определить качественный и количественный состав команды — это тоже цель, с которой обращаются к консультантам. Когда есть цель и осознанная необходимость развиваться, требуется консультант, чтобы построить оптимальный путь для достижения этой цели.
Таким образом, можно выделить 4 типичных запроса, с которыми собственники обращаются к коучу:
Вы даёте предпринимателям универсальные советы или проводите своеобразный аудит их бизнеса и находите индивидуальное решение проблем?
Конечно, никто никаких советов не даёт. Ни коуч, ни бизнес-тренер не работают в режиме советования.
Допустим, обращается клиент, которого не удовлетворяет текущее состояние бизнеса или показатели продаж. От него поступает запрос: необходимо увеличить КПД торговой команды. Это может выражаться в росте объёма продаж, снижении дебиторской задолженности, привлечения дополнительных клиентов и так далее. Прежде чем что-то предлагать, консультант проводит предварительную диагностику, после чего у него появляется предположение, с чем может быть связана возникшая ситуация. И он решает этот вопрос. Если речь идёт о комплексном консалтинге, то всё происходит именно так.
Если же говорить о бизнес-тренинге, то только с помощью него одного мы не можем решить радикальные сложности. Когда в компании есть HR, то совместно с ним определяется уровень компетенций сотрудников, реальный и нормативный, к которому мы стремимся. Тренинги выстраиваются в соответствии с моделью компетенций.
Коучинг — это многогранная работа, которая включает в себя и конкретизацию, и диагностическую работу, а также постановку целей, планирование их достижения и сопровождение в процессе реализации. И эта работа начинается с контракта, когда мы чётко обсуждаем, что будет делать коуч, а что клиент.
Как персональный бизнес-коучинг может помочь в развитии компании в целом?
Бизнес-коучинг — это, прежде всего, работа с целями. В большинстве компаний существует большая сложность, связанная с их отсутствием. Есть только целевые показатели, а понимания того, что нужно делать и как достичь цели, нет. Коуч же помогает её определить.
Ещё одна задача коуча — проработать риски, которые могут возникнуть на пути реализации. Аналитика и разработка вариантов реагирования и предотвращения рисков — работа, которая проводится совместно с ним. После этого уже начинается работа с ресурсами. И это тоже делается вместе с бизнес-коучем.
Планирование, целеполагание, координация, мотивация, контроль — любые компетенции, необходимые для достижения целей в бизнесе, прорабатываются с бизнес-коучем. Он не даёт советов и не говорит как надо. Он развивает компетенции заказчика в зависимости от того, какие цели он перед собой ставит. Бизнес-коуч — это полноценное сопровождение на всех этапах, доверенное лицо, с которым мы шагаем вместе. Это как тренер в спортклубах, который составляет программу питания, следит за тем, чтобы вы не пропускали тренировки и так далее.
Какие навыки, необходимые для успешного ведения бизнеса, приобретут те, кто решит записаться к вам на консультацию или тренинг?
Дело в том, что есть знания, а есть навыки, которые не формируются в ходе тренинга. Это невозможно сделать за два дня, в течение которых идёт тренинг, навыки формируются в течение 30-70 дней, в зависимости от сложности или особенностей человека.
Коучинг — более длительная процедура, он может продолжаться несколько месяцев. Поэтому очень часто тренинги сочетают с коучингом, тогда и можно обеспечить формирование навыка.
Речь идёт прежде всего о навыках работы с целями: постановки, планирования результатов и достижения. Это ключевой момент, с которыми работает бизнес-коуч. Работа с персоналом, мотивация команды, формирование коллектива, работа с ресурсами — всё это, конечно, тоже важно, но по сравнению с целеполаганием и планированием вторично. Я бы сказал так: приобретённые в результате работы с коучем навыки зависят от поставленной перед ним задачи и запроса клиента.
В чём заключается особенность ваших методов и чем они отличаются от методов других коучей?
Я не работаю в классической модели коучинга. Потому что иначе движение к цели может быть слишком долгим и мучительным. Заказчики из бизнеса, как правило, хотят быстрого результата с минимальными затратами. И приходится использовать интегративный поход, который сочетает в себе коучинг, менторинг, тренинг и консалтинг.
Я работаю как бизнес-тренер без малого 15 лет, потому учу людей не только вести переговоры, но и планировать, прогнозировать, работать с рисками, внедрять систему ключевых показателей эффективности, системы делегирования и многое другое. Так как у меня есть экспертные знания в этих областях, я активно их использую в коучинге. Умение работать не в классике, а в каком-то новом уникальном комбинировании различных методов, имеющихся в арсенале, — моя собственная фишка. Не могу сказать, что есть какой-то единый метод, который я применяю ко всем клиентам. Всё зависит от ситуации.
На чём основаны ваши тренинги и консультации? У вас есть свой собственный бизнес?
Да, у меня есть бизнес. Я занимаюсь смазочными материалами, произвожу многофункциональную смазку с антикоррозионными свойствами. Всё, чем я делюсь со своими клиентами, работает и в моём бизнесе. Кроме этого, я занимаюсь консалтинговым бизнесом и продаю свои услугу уже 15 лет. Есть команда, два офиса — в Санкт-Петербурге и Москве, до пандемии был ещё один офис в Майами.
Прежде всего, я практик и только потом уже теоретик. Я не тот коуч, который кроме этого ничем больше не занимается. Бизнес-коучинг для меня — это, с одной стороны, профессия, а с другой — дополнение к основному, что у меня есть. Некая надстройка к базису, которым я обладаю, хоть и в коучинге я давно.
В завершение хотелось бы отметить, что, выбирая коучинг, мы осознанно идём по одному из самых сложных путей – к себе. Но в результате такого выбора мы получаем возможность открыть отдельную вселенную, хранящую целый континуум разнообразных возможностей. Главное – решиться.
6 способов развить предпринимательское мышление
Инвестиционный аналитик НК «Роснефть»
Многие полагают, что для построения бизнеса нужны особые качества. Так ли это?
Автор и лектор курса бесплатного онлайн-курса «Предпринимательство» Тимофей Крылов утверждает, что это не так. Каждый человек обладает от рождения и способностями, и тягой к предпринимательству. Но как их развить?
Статистически, однако, среди сотрудников компаний по-прежнему куда больше исполнителей или в крайнем случае успешных менеджеров, чем лидеров – людей, потенциально способных возглавить бизнес. И это естественно. Лидерские качества появляются не сами по себе, а лишь в процессе работы. Каким же образом развить их в себе?
Управляй собой…
Быть хорошим исполнителем – первый шаг к тому, чтобы стать лидером. Если человек хорошо справляется со своими обязанностями, с порученным ему делом – значит, он уже научился взаимодействовать с коллективом, решать текущие задачи, нести ответственность за свою часть работы. Хороший исполнитель – ценное приобретение для любой компании. А если такой человек вырос из «низов», это говорит о том, что в данной организации работают эффективные менеджеры. И любой хороший исполнитель может сделать следующий шаг и стать одним из них.
… и другими.
Успешный менеджер – это человек, умеющий организовать работу других людей таким образом, чтобы общими усилиями команда достигла высокого результата. Как мы помним, один в поле не воин. Точно так же и группа одиночек, как правило, нуждается во внешнем управлении, чтобы их работа была эффективной. Менеджер – одна из самых популярных и востребованных профессий в последнюю четверть века. Управлять другими обучают в вузах, на специальных курсах и тренингах.
Менеджер:
Эффективный управленец – это всегда человек, который разделяет ценности компании. По дороге к лидерству очень важно не забывать, что это не гонка за деньгами и властью.
Главная мотивация лидера – поделиться с людьми чем-то хорошим, чего у них прежде не было, сделать их жизнь лучше благодаря тем возможностям (товарам, услугам), которые предлагает компания, а вовсе не продемонстрировать свои личные успехи.
И если вы поднялись на эту ступеньку и стали эффективным менеджером компании, у вас есть все шансы сделать и следующий шаг – стать лидером.
Сила убеждения
Настоящий лидер – это человек, который, без преувеличения, живет жизнью компании, ее интересами. И в этом его главный секрет. Он не отбывает повинность, не ждет окончания рабочего дня. Для него успех компании и есть его личный успех, достижения сотрудников компании – повод для гордости.
Он всегда увлечен тем, что делает и совершенно уверен: прибыль – не главное, куда важнее те возможности, которые компания предоставляет клиентам.
Именно эта уверенность в себе и в успехе компании увлекает других и превращает человека из менеджера – человека, который обучен управлять людьми – в лидера, за которым люди идут сами.
Лидер:
Другими словами, лидер и есть тот, кто максимально развил в себе естественные способности к ведению бизнеса и предпринимательское мышление, а значит, готов создать и развивать собственное дело. И кстати говоря, чем активнее компания поощряет человека к развитию в себе этих качеств, тем большим потенциалом она обладает.
Если же фирме нужны лишь безынициативные исполнители – скорее всего, в скором времени ей грозит застой.
Все компании-долгожители и мировые лидеры в производстве различных товаров как раз и придерживаются методов «выращивания» лидеров в своих рядах – из самых обычных рядовых сотрудников. И это путь, который может пройти каждый, если будет по-настоящему увлечен своим делом, уверен создатель курса.
Как развить предпринимательское мышление
Научиться разбираться в том, как движется денежный поток и как его приумножить – лишь первый шаг к тому, чтобы развить в себе предпринимательское мышление. Бытует мнение, что к бизнесу нужно иметь талант. В определенном смысле это так: одни люди от природы имеют деловую хватку, другим коммерческая деятельность дается сложнее.
Любой человек может успешно построить бизнес, если начнет планомерно развивать в себе нужные качества, приобретет правильные привычки и изменит образ мыслей.
Известный бизнес-тренер Роберт Кийосаки в своих статьях и книгах приводит несколько советов, как нужно мыслить и действовать, чтобы стать богатым. При этом он уверен: конечной целью любого делового человека является построение такого бизнеса, который позволит иметь стабильный доход при минимуме затрат времени и сил. Вот несколько из этих советов. И следовать им вы можете начать прямо сейчас.
Бесплатный онлайн-курс «Предпринимательство» – это возможность вложить время и силы в свое развитие, научиться новому и пообщаться с людьми, чьи интересы и цели совпадают с вашими.
Сделай себя сам: как предпринимателю прокачать важные навыки
Рекомендации из «Настольной книги лидера»
Предпринимателям необходимо постоянно развиваться и учиться новому. Без этого невозможно построить эффективный и успешный бизнес, создавать новые продукты и завоёвывать новые рынки. В «Настольной книге лидера» Рон Ашкеназ и Брук Мэнвилл, специалисты по стратегиям и изменениям, подробно рассказывают о том, как и зачем руководителям компаний и топ-менеджерам следует получать новые знания и навыки. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем выдержки из неё.
Формальное обучение
Формальное обучение исторически подразумевает занятия и лекции в учебных аудиториях, дополненные чтением и дискуссиями. Недавние перемены в сфере образования расширили и размыли границы этой категории, к которой теперь также относятся распространение и использование цифрового контента, онлайн-семинары, ролевые игры, симуляции и т. д. Но сущность подхода остаётся той же: кто-то более опытный в данной области предлагает формализованные знания ученикам, стремящимся получить и ассимилировать их.
Формальное обучение может быть особенно выгодным в тех предметах, где факты и методы давно устоялись или где знания, которые вам нужно получить, настолько детализированы или технически сложны, что полное или частичное самостоятельное обучение становится менее эффективным (или вообще невозможным). К таким предметам относятся основы бизнеса и такие области технического знания, как бухгалтерский учёт, корпоративные финансы, маркетинг или различные юридические направления, например интеллектуальная собственность или трудовое право.
Формальное обучение также может быть полезным для того, чтобы наверстать упущенное и усовершенствовать свои навыки в устойчивых практиках таких областей, как процессы управления талантами, диверсификационный менеджмент, политика вознаграждений и т. д. Программы в виде семинаров, предполагающие более активное участие обучающихся и более расширенную помощь преподавателей, позволят вам отточить такие поведенческие и стилистические навыки, как взаимодействия ради оказания влияния, оценка эффективности деятельности сотрудников, разрешение конфликтов или разработка межличностных стратегий для ведения переговоров.
Участие в программах университетов или других исследовательских учреждений (научно-исследовательских центров, лабораторий бизнесконсорциумов и т. п.) может помочь вам накопить знания и получить представление о будущих тенденциях в отрасли, обществе, глобальной экономике и подобных областях, что необходимо для выработки правильной стратегии в вашей компании. Большинство дальновидных руководителей также находят время для участия в различных отраслевых или спонсируемых СМИ конференциях, где собираются идейные лидеры, выдающиеся топ-менеджеры и ключевые политические фигуры. Это позволяет им услышать мнение авторитетных людей относительно наиболее насущных проблем, появляющихся инноваций и форм лидерских практик. Такой подход может помочь вам в деле формирования собственных стратегий, критериев эффективности и планов для вашего бизнеса.
Неформальное обучение (в процессе работы)
Только через реальную деятельность абстрактные теории и революционные бизнес-идеи могут органично войти в образ вашего мышления. Например, вы поймете, что такое на самом деле платформенная стратегия, как развивать продукт совместно с потребителем, как разнообразие типов мышления среди сотрудников обеспечивает повышение эффективности. Только опыт даст вам чёткость суждений, необходимую для принятия решений, и эмоциональный интеллект, чтобы выслушивать и использовать конструктивную критику вашей деятельности. Только в работе развивается стойкость и упорство для преодоления неудач.
Результаты ваших наблюдений и размышлений только улучшатся, если вы будете получать обратную связь от других людей и обсуждать проделанную работу с тем, кому вы доверяете, например с неформальным наставником или ментором из числа руководителей. Многие профессионалы также считают полезным вести дневник, а менее личным опытом и мыслями делиться с более широкой аудиторией через блоги или другие формы социальных медиа.
Обучение у других
Как мудро заметил Джон Лундгрен из Stanley Black & Decker, «многому из того, что я узнал о лидерстве, я обязан паре потрясающих боссов, за которыми я наблюдал и чьё поведение изучал на ранних этапах своей карьеры, и я зарёкся никогда не вести себя так, как один очень плохой босс, который также у меня был».
Ценность инструктора (ментора)
Если у вас никогда не было такой возможности, то вот что мы можем предложить вам для начала. Во-первых, как советует Джон Бальдони в статье «Прежде чем работать с инструктором, осмыслите ваше восприятие», чётко сформулируйте для себя, почему вы хотите получить помощь и что конкретно вы стремитесь извлечь из этих взаимоотношений.
И не ждите, что инструктор сам проделает всю работу и чудесным образом сделает вас лучше. Совершенствование возможно только через собственную деятельность и обязанности. Инструктор может направлять вас и ставить перед вами непростые задачи, но процесс истинной лидерской трансформации запускаете и завершаете вы.
Обучение на ошибках
Если организация стремится к совершенству, она должна уметь учиться на ошибках. Личное умение вставать после падения не менее важно для вашего карьерного успеха как лидера. Рон с соавторами в статье «Восстановление после карьерных неудач» объясняют, что критически важным фактором выживания при неудачах является способность отступить на шаг, проанализировать случившееся, извлечь необходимые уроки, а затем двигаться дальше. Люди, которые тратят время на обвинения других или жалость к себе как к жертве, с большей вероятностью терпят неудачи снова или так и не достигают желаемого.
Даже у лучших лидеров не всё всегда получается. Поэтому, когда что-то идёт не так, они используют это как толчок к обучению. Они оценивают негативный опыт с точки зрения самосовершенствования, приобретая знания, которые помогут им в будущем в похожих ситуациях. А затем старается лучше подготовиться к лежащим впереди поворотам. Если вы будете стараться попадать только в ситуации, где успех гарантирован, вы не научитесь быть стойким и адаптироваться. Вы не научитесь вставать, отряхиваться, размышлять над тем, что пошло не так, а затем пробовать другой подход.
Выходите за пределы зоны комфорта. Обучение и рост происходят, когда вы расширяете пределы собственных возможностей и берёте на себя новые и сложные задачи. Будьте готовы включаться в способствующие вашему росту инициативные проекты, где главным будете не вы, где вы можете услышать критику по поводу вашего стиля и эффективности или оказаться в незнакомых ситуациях. Однако есть некоторые ограничения: не стоит присоединяться к программам для овладения навыками, которые явно намного превосходят ваши сегодняшние способности. Чтобы учиться, вы должны постепенно расширять свои горизонты, а не ломать себя. Также опасайтесь программ развития, которые обещают дать вам некое мистическое самоосознание, и тех, которые подвергают вас серьёзному физическому риску при ложных обещаниях, например «хождение по горящим углям научит вас самоконтролю» (а такая тенденция в области тимбилдинга действительно существовала).
Сохраняйте интеллектуальное смирение и слушайте, слушайте, слушайте. Вы не сможете расти, если не будете открыты новым идеям и вызовам. Слишком многие лидеры страдают от излишней самоуверенности, которая не даёт их разуму приобретать новые навыки и знания. Поэтому выработайте привычку почаще слушать вместо того, чтобы всегда высказываться первым.
Вы будете постоянно общаться с сотрудниками, потребителями, членами совета директоров, партнёрами и другими важными для вас лицами. Рассматривайте их как источник информации о тенденциях, инновациях, проблемах, которые нужно решать, и тех направлениях вашей работы как лидера, где вы на высоте или терпите неудачи. Вы будете получать оценку вашей деятельности, критику вашего мышления и мнения о том, почему и как вы можете работать лучше. Воспринимайте такие обсуждения как ценный ресурс, а не нападки на ваш авторитет.
Практикуйте традиционный цикл обучения. Мы хотим ещё раз подчеркнуть: проверенные временем исследования показали, что люди учатся и развиваются, проходя итерационный цикл, состоящий из действия, оценки результатов, анализа произошедшего и шагов к улучшению на основе усвоенного. Работая над получением новых навыков и знаний, структурируйте процесс в соответствии с этим циклом.
Отдавайте предпочтение тем формам обучения и развития, которые соответствуют реальной работе и вашим актуальным задачам. В целом можно сказать, что всегда более осмысленно и полезно обучение в первую очередь тому, что непосредственно связано с вашей работой и удовлетворяет насущные потребности в навыках или знаниях. И именно такому обучению уделяют время большинство лидеров.