Как выражается множественное число в ржя
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЮлия Шильникова
Похожие презентации
1 Морфология жестового языка.
3 Два подхода по морфологии жестового языка.
6 2. Второй подход по принципу «от значения к форме», «от смысла к тексту».
7 особенности морфологии РЖЯ Значение ‘ множественность передается двумя способами: 1. аналитический. к жесту-номинативу добавляются специальный жест МНОГО или РАЗНЫЙ. Дифференциация конкретного значения осуществляется с помощью контекста, конситуации. 2. повторение жеста-номинатива. при одноручных жестах для передачи значения ‘множественность’ часто применяется исполнение жеста двумя руками. Конситуация ситуация, которая позволяет уточнить значение определённых слов в данном предложении ДОМ МНОГО, ДЕРЕВО РАЗНЫЙ. = ‘дома’, ‘деревья. ДЕРЕВО, РЕБЕНОК, БОЛТАТЬ, повторенные несколько раз = ‘деревья’, ‘дети’, ‘болтают’
8 Значение ‘ принадлежность’ выражается тремя способами: 1. используется специальный жест ПРИНАДЛЕЖАТЬ (ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ) (рис. 14.). 2. жесты МОЙ, ТВОЙ, ВАШ, СВОЙ и т. д. 3. жеста ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (рис. 15). способ выражения потенциальной принадлежности. Место исполнение локализация таких жестов, как ТВОЙ, ЕГО, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, зависит от конситуации общения. КНИГА, ДЕВОЧКА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ и ЗАВОД ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЛАГЕРЬ = ‘книга девочки’, ‘заводской лагерь’ ПОДАРОК МАМА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ; ИГРУШКИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД = ‘подарок для мамы’, ‘игрушки детскому саду’
9 Временные значения выражаются двумя способами. 1. жестами БЫЛО, ЕСТЬ, БУДЕТ (рис. 16, 17, 18). 2. жесты, обозначающие время: ВЧЕРА, ЗАВТРА, ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ и т.д. 3. специальные жесты ДАВНО и НЕДАВНО (рис. 19,20) вместо жеста БЫЛО. когда действие оценивается как происшедшее очень давно или, наоборот, сравнительно недавно, 4. жест ‘ближайшее будущее’ (рис. 21). 5. жест ‘в это самое время’ (рис. 22). РАБОТАТЬ БЫЛО и РАБОТАТЬ БУДЕТ = работаю’, ‘работал’, ‘буду работать’ ВЗГЛЯД В ОКНО ПОТЕМНЕТЬ БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ ДОЖДЬ = «небо потемнело, с минуты на минуту пойдет дождь». СЕЙЧАС ПЯТЬ ЧАСОВ СОБАКА ГУЛЯТЬ В ЭТО САМОЕ ВРЕМЯ = Ответ на вопрос «Что делает мама?»
11 Аспектуальные значения передаются двумя основными способами. 1. при помощи жестов ЗАКОНЧЕНО, ГОТОВО. жест РАНО (ЕЩЕ НЕ) (рис. 23). 2. изменение способа исполнения жеста (различный характер качества движения). ЧИТАТЬ ЗАКОНЧЕНО = ‘прочитал’ ; РУБИТЬ ГОТОВО = ‘нарубил’ ОБЕДАТЬ РАНО = ‘еще не обедал’, УЧИТЬСЯ РАНО = ‘еще не выучил ‘покупать’, ‘поручать’, ‘решать’ = жесты исполняются сравнительно медленно и повторяются несколько раз; ‘купить’, ‘поручить’, ‘решить’ = жесты исполняются резко, однократно.
14 Пространственные отношения Выражаются при помощи изменения локализации. изменяются качество движения и ориентация жеста. жест-номинатив СТУЛ = движение отсутствует. ‘опрокинутый стул'(рис. 25). ‘стулья расположены напротив друг друга’ (рис. 26). ( ‘множественность’ передано показом жеста СТУЛ двумя руками. Если речь идет о предметах, присутствующих при разговоре, способ исполнения жеста отражает реальное пространственное расположение объектов. СТУЛ левее или правее нейтрального пространства = ‘стул находится слева’ от говорящего.
17 Субъектно-объектные отношения Выражаются способом исполнения жеста. направления движений = роли субъекта и объекта. Движение от себя: ПОМОГАЮ, СМОТРЮ; движение к себе: ПОМОГАЕТ МНЕ, СМОТРИШЬ НА МЕНЯ и др. Например, УЧИТЬ, УВАЖАТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ, ПОМОГАТЬ, СМОТРЕТЬ, СВЯЗЫВАТЬСЯ и др.
21 Таким образом, РЖЯ располагает широким набором специфических средств для выражения различных морфологических значений.
Выражение принадлежности.
Значение ‘множественность’передается в РЖЯ двумя основными способами.
‘ИГРЫ’ — ИГРАМНОГО
‘играть в течение длительного времени’—ИГРАТЬМНОГО
‘ДЕРЕВЬЯ’ —ДЕРЕВО РАЗНЫЙ
Отметим, что при одноручных жестах (ДЕРЕВО и др.) для передачи значения ‘множественность’часто применяетсяпараллельное исполнение жеста-номинатива двумя руками.При этом противопоставление единственного числа (жестикулирует одна рука,обычно правая) и множественного числа (обе руки) проявляется особенно отчетливо. Использовать такой специфический способ выражения смысла ‘множественность’ жестовому языку позволяет его своеобразная субстанция!
Значение ‘принадлежность’ выражается тремя способами.
‘КНИГА ДЕВОЧКИ’- КНИГА, ДЕВОЧКА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
На первое место обычно ставится главное, т.е. ключ слово, определение стоит на втором месте, обязательно используется жест принадлежности.
На первое место обычно ставится главное слово, на втором месте стоит определение, обязательно используется жест принадлежности.
‘ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ’=ПОДАРОК МАМА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ;
‘ИГРУШКИ ШКОЛЕ’ = ИГРУШКИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ШКОЛА.
Порядок следования жестов в высказываниях с этим жестом может быть различным.
Жесты (ТВОЙ, ЕГО, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ) обычно обращен в ту сторону, где реально находится собеседник(напротив говорящего, справа или слева от него).
Если собеседник отсутствует, жест исполняется обычно правеенейтрального пространства, передавая тем самым значение «третьего лица».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Как выражается множественное число в ржя
Рис. 14. Принадлежность
Второй способ выражения значения ‘множественность’ — повторение жеста-номинатива. Так, жесты ДЕРЕВО, РЕБЕНОК, БОЛТАТЬ, повторенные несколько раз, означают соответственно ‘деревья’, ‘дети’, ‘болтают’ и т. д. Отметим, что при одноручных жестах (ДЕРЕВО и др.) для передачи значения ‘множественность’ часто применяется параллельное исполнение жеста-номинатива двумя руками. При этом противопоставление единственного числа (жестикулирует одна рука, обычно правая) и множественного числа (обе руки) проявляется особенно отчетливо. Что позволяет жестово-му языку использовать такой специфический способ выражения смысла ‘множественность’? Как ты думаешь, дорогой читатель? Ну конечно же, его своеобразная субстанция!
Значение ‘принадлежность’ выражается тремя способами. Во-первых, используется специальный жест ПРИНАДЛЕЖАТЬ (ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ) (рис. 14.). Высказывания: КНИГА, ДЕВОЧКА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ и ЗАВОД ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЛА-
Рис. 15. Предназначение
ГЕРЬ выражают: ‘книга девочки’, ‘заводской лагерь’ и т. д. Во-вторых, в РЖЯ имеются жесты МОЙ, ТВОЙ, ВАШ, СВОЙ и т. д. В-третьих, в РЖЯ есть способ выражения так называемой потенциальной принадлежности, т. е. особый способ выражения отношений к ситуации, когда отношение принадлежности между объектом и субъектом еще предстоит реализовать, как, например, ‘подарок для мамы’, ‘игрушки детскому саду’ и т. д. Эти значения передаются при помощи специального жеста ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (рис. 15).
Порядок следования жестов в высказываниях с этим жестом может быть различным: ПОДАРОК МАМА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ; ИГРУШКИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД и др.
Подчеркнем одно важное обстоятельство. Место исполнения, локализация таких жестов, как ТВОЙ, ЕГО, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, зависит от конситуации общения. Жест обычно обращен в ту сторону, где реально находится собеседник (напротив говорящего, справа или слева от него). Если собеседник отсутствует, жест исполняется обычно правее нейтрального пространства, передавая тем самым значение «третьего лица».
Как выражается множественное число в ржя
Существуют ли «части речи» в РЖЯ? Морфология РЖЯ
Но возможен и второй подход к изучению морфологии жестового языка, который, как представляется автору, позволяет создать описание РЖЯ, обладающее достаточной объяснительной силой. При таком подходе нет необходимости «втискивать» единицы РЖЯ в рамки частей речи. Бесспорно, при помощи этой категории удобно анализировать единицы многих словесных языков (недаром она используется со времен Аристотеля!). А вот факты жестового языка, как мы только что убедились, плохо укладываются в «части речи».
Сущность предлагаемого автором подхода заключается в анализе морфологии РЖЯ по принципу «от значения к форме», «от смысла к тексту». Этот принцип широко применяется в современной структурной лингвистике. Как он работает? Скажем, рассматривая какое-либо высказывание РЖЯ, мы обнаруживаем, что в нем выражено значение ‘множественности’. Дальнейший анализ направлен на выделение формально-грамматических показателей, т. е. формы выражения смысла ‘множественность’. Проанализировав ряд высказываний, обнаруживаем набор показателей, при помощи которых интересующее нас значение выражается в РЖЯ.
Применяя этот подход, мы выявили многие существенные особенности морфологии РЖЯ. Расскажем о них.
Значение ‘множественность’ передается в РЖЯ двумя основными способами.
Значение ‘принадлежность’ выражается тремя способами. Во-первых, используется специальный жест принадлежать (принадлежность) (рис. 17). Высказывания: книга, девочка, принадлежность и завод, принадлежность, лагерь выражают: ‘книга девочки’, ‘заводской лагерь’ и т. д. Во-вторых, в РЖЯ имеются жесты мой, твой, ваш, свой и т. д. В-третьих, в РЖЯ есть способ выражения так называемой потенциальной принадлежности, т. е. особый способ выражения отношений к ситуации, когда отношение принадлежности между объектом и субъектом еще предстоит реализовать, как, например, ‘подарок для мамы’, ‘игрушки детскому саду’ и т. д. Эти значения передаются при помощи специального жеста предназначение (рис. 18).
Рис. 17. Принадлежность
Рис. 18. Предназначение (для)
Порядок следования жестов в высказываниях с этим жестом может быть различным: подарок мама предназначение; игрушки предназначение детский сад и др.
Подчеркнем одно важное обстоятельство. Место исполнения, локализация таких жестов, как твой, его, предназначение, зависит от конситуации общения. Жест обычно обращен в ту сторону, где реально находится собеседник (напротив говорящего, справа или слева от него). Если собеседник отсутствует, жест исполняется обычно правее нейтрального пространства, передавая тем самым значение «третьего лица».
Рис. 19. Было
Рис. 20. Есть
Рис. 21. Будет
В случае, когда действие оценивается как происшедшее очень давно или, наоборот, сравнительно недавно, вместо жеста было употребляются специальные жесты давно и недавно (рис. 22, 23).
Рис. 22. Давно
Рис. 23. Недавно
Рис. 24. Рано (еще не)
В РЖЯ обнаружены также особые способы выражения различных отношений между предметами или явлениями реальной действительности (денотатами), к примеру пространственные, субъектно-объектные отношения и др.
Рис. 25. Опрокинутый стул
Рис. 26. Стулья, расположенные напротив друг друга
Рис. 27. Смотрю
Рис. 28. Смотрю в разные места
Рис. 29. Осматриваю
Рис. 30. Смотришь на меня
Рис. 31. Смотрят друг на друга
Итак, в парадигму жеста смотреть входят жесты, имеющие некоторое общее основное значение. Конфигурация таких жестов одинакова, но они отличаются по способу исполнения движения (локализацией, направлением и качеством) и, таким образом, передают различные морфологические значения.
Как мы с вами установили, возможность изменения способа исполнения жеста обусловлена его кинетической субстанцией (особенности субстанции) и тесной связью высказываний РЖЯ с конситуацией (специфика функционального назначения РЖР).
Заключим рассказ о морфологии РЖЯ.
Анализ, проведенный в этом разделе, позволяет утверждать, что РЖЯ располагает широким набором специфических средств для выражения различных морфологических значений.
Убедился ли ты, читатель, что подход к рассмотрению фактов РЖЯ, предложенный автором, позволяет достаточно полно и адекватно описать морфологию РЖЯ, выявить его специфику и принципиальное отличие от словесных (вербальных) языков?
Различные подходы в современных исследованиях по морфологии РЖЯ.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
Различные подходы в современных исследованиях по морфологии русского жестового языка.
В реальной речевой деятельности говорящих на любом языке, в том числе и общающихся при помощи русской жестовой речи, конечно, никаких «частей речи» не существует. Мы произносим слова, сочетания слов.
Морфологическая классификация слов русского языка и выделение классов слов — частей речи — это способ, которым пользуются исследователи и другие люди, чтобы проанализировать известные им факты языка. В единицах языка объективно существуют «признаки», которые делают применяемую классификацию разумной, логичной, позволяющей выявить особенности той или иной языковой системы. Но эти существующие «признаки» можно трактовать по-разному.
Например, к какой части речи относится причастие в русском языке? Одни специалисты считают причастие особой формой прилагательного, другие — глагола, а третьи настаивают на выделении такой части речи — «причастие». И все лингвисты по-своему правы, т. е. у них есть веские основания считать так, а не иначе. Таким образом, полнее и легче можно объяснить, как функционируют слова, которые мы называем причастиями, в русском языке, выявить их отличия (не менее важно обнаружить и сходство) от других слов, относимых нами к существительным, глаголам и т. п.
В современных исследованиях по морфологии жестового языка существуют два подхода, развиваемых специалистами.
1. Первый подход используют большинство зарубежных специалистов. Согласно их точке зрения, изучая морфологию РЖЯ, целесообразно выделять классы жестов, сопоставимые с частями речи в словесных языках: жесты-существительные, жесты-прилагательные, жесты-глаголы и др.
И действительно, некоторые жесты сравнительно легко расклассифицировать таким образом, например включить в группу жестов-существительных МАТЬ, СТОЛ, КНИГА и т. д.; в группу жестов-глаголов УЧИТЬ, СПРАШИВАТЬ и др.
Но как быть с жестами, обозначающими одновременно ‘лыжник’, ‘ходить на лыжах’ ‘хождение на лыжах’, ‘утюг’, ‘гладить’ и ‘глажение’? Необходимо выделить формально-грамматические признаки, позволяющие отнести такого рода жесты к существительным или глаголам.
Американские специалисты считают, что ими являются характеристики качества движения.
В американском жестовом языке движения при исполнении жестов-существительных всегда повторяющиеся и сдержанные (т. е. движения с малой амплитудой, быстрые, напряженные).
В жестах-глаголах, в отличие от жестов-существительных, используется значительно более широкий набор движений. Они могут выполняться (в ряде жестов) в разных направлениях, совершаться не только в быстром темпе, но быть также сравнительно замедленными и т. д.
Это все присуще и русскому жестовому языку. Однако, для отнесения жеста к жестам-существительным или жестам-глаголампо качеству движения, не всегда достаточно. Например, жест со значением ‘лыжи’, ‘ходить на лыжах’ или ‘хождение на лыжах’.
Характер движения при передаче значений ‘лыжи’ и ‘медленно ходить на лыжах’ или ‘долго ходить на лыжах’ действительно различен. При передаче значения ‘медленно ходить на лыжах’ движения имеют большую амплитуду, выполняются замедленно. Но вот при передаче значения ‘быстро ходить на лыжах’ качество движения такое же, как в жесте ‘лыжи’. Тогда как их различить? И американские лингвисты вынуждены признать, что выделенные признаки «работают» не на все жесты. Следует искать дополнительные признаки,. Процедура классификации усложняется. Способ описания оказывается малоэффективным.
2. Возможен второй подход к изучению морфологии жестового языка. Г.Л. Зайцева считает его более эффективным. При таком подходе нет необходимости «втискивать» единицы РЖЯ в рамки частей речи. Бесспорно, при помощи категории частей речи. удобно анализировать единицы многих словесных языков (недаром она используется со времен Аристотеля!). А вот факты жестового языка, плохо укладываются в «части речи».
Сущность предлагаемого автором подхода заключается в анализе морфологии РЖЯ по принципу «от значения к форме», «от смысла к тексту». Этот принцип широко применяется в современной структурной лингвистике.
Как он работает? Скажем, рассматривая какое-либо высказывание РЖЯ, мы обнаруживаем, что в нем выражено значение ‘множественности’. Дальнейший анализ направлен на выделение формально-грамматических показателей,т. е. формы выражения смысла ‘множественность’. Проанализировав ряд высказываний, обнаруживаем набор показателей, при помощи которых интересующее нас значение выражается в РЖЯ.
Применяя этот подход, выявили многие существенные особенности морфологии РЖЯ.
Жесты в высказываниях КЖР исполняются в начальной форме (ср. именительный падеж существительного или инфинитив глагола в русском языке).
Изменения фонем или их оппозиции позволяют:
1) противопоставлять, дифференцировать слова с разным лексико-семантическим значением («бал» — «мал»),
2) передавать грамматическую информацию («рука» — «руки», т. е. единственное и множественное число).
1) лексическое значение:
2) или морфологическое (грамматическое) значение:
однократность — повторяемость движения;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском: