Как выровнять балансир на лифте
123. Назначение и устройство подвесок кабины лифта и противовеса
Подвески служат для крепления тяговых канатов к кабине и противовесу. По числу канатов подвески бывают одно-, двух-, трех и многоканатные. По конструкции подвески делятся на балансирные (рычажные), пружинные и полиспастные.
Подвески предназначены для выравнивания нагрузок в каждом из канатов, на которых подвешены кабины и противовес. Неравномерность нагрузок возникает при неравномерной выработке ручьев канатоведущего шкива, неточном их изготовлении или отклонении в диаметрах отдельных канатов. Возможны условия, при которых одни канаты перестают нести Haгpyзку в то время как другие перегружаются. Это, в свою очередь, приводит к дальнейшему неравномерному изнашиванию ручьев шкива. Сила натяжения во всех каната должна быть одинаковой. Из этого условия принимаются соответствующие размеры плеч рычагов. Например, при равенстве усилий в канатах плечи двухканатной балансирной подвески должны быть одинаковыми.
Балансирная подвеска. Кабина пассажирского лифта с лебедкой, оборудованной канатоведущим шкивом, подвешивается не менее чем на трех канатах. При трехканатной подвеске (рис. 23) к концам верхнего балансира, имеющего одинаковые плечи, прикреплены два каната, а нижний балансир на одном конце имеет тягу, передающую усилия от двух канатов верхнего балансира, а к другому — прикреплен третий канат. Соотношение плеч нижнего балансира 1 :2. При равномерной нагрузке на все канаты система подвески будет уравновешена и все рычаги будут находиться в горизонтальном положении. Так как все соединения в балансирной подвеске выполнены в виде шарниров, то при обрыве или ослаблении одного из канатов равновесие нижнего балансира нарушается, он поворачивается и нажимает на подпружинный рычаг, выполненный в виде рамки. Рамка передает усилие на ролик блокировочного контакта, который размыкает цепь управления лифта. Расстояние между балансиром и рамкой должно быть не менее 20 мм.
Пружинные подвески (рис. 24) обычно применяют для подвешивания противовеса. Крепят канаты к ушковым болтам, пропускаемым через верхнюю балку противовеса. На болтах устанавливают пружины, которые гасят вибрации, возникающие при движении, пуске и остановке противовеса. Тяга одноушковая имеет гайку и контргайку, которые служат для регулировки длины пружин при удлинении канатов в процессе эксплуатации. Полиспастные подвески чаще всего применяют в грузовых лифтах, а также в случаях, когда нагрузка со стороны кабины и противовеса настолько велика, что без полиспастной подвески возникает необходимость применения канатов большого диаметра или большого числа канатов. Такое конструктивное решение значительно увеличивает расходы на изготовление и эксплуатацию лифта. Поэтому полиспастная подвеска является весьма экономичной.
Рис. 23. Конструкция трехканатной балансирной подвески кабины лифта
1 — стяжное кольцо: 2 — зажим:
3 — клин; 4 — нижний балансир:
5 — ушковый болт; 6 — верхний балансир: 7 — палец: 8 —шайба; 9 — патрон
Рис. 24. Конструкция пружинной подвески противовеса
1 — болт зажима; 2 — зажим; 3 —
канат: 4 — патрон; 5 — палец; 6 — шайба: 7 — гайка; 8 — контргайка:
9 — болт регулировки пружины;
10 — шплинт; 11— пружина; 12 —верхняя балка противовеса
На рис. 41 изображена трехканатная балансирная подвеска лифта модели ЭМИЗ. Устройство балансиров и крепление канатов аналогично рассмотренной трехканатной подвески, при помощи которой подвешиваются кабины лифтов модели КМЗ-1958 и лифтов с раздвижными дверями.
Несущая плита 4 крепится к балкам верхней рамы каркаса кабины. Ушковый болт 14 подвески вставлен в отверстие несущей плиты кабины, на него надеты пружина 3, шайба, навинчены гайка и контргайка 2 Для исключения возможности свинчивания контргайки и гайки ушковый болт на конце зашплинтован. Четырехканатные подвески (рис. 42) отличаются от рассмотренных подвесок тем, что у них плечи всех балансиров одинаковые. При
неравномерной осадке канатов в ручьях канатоведущего шкива изменяется положение балансиров относительно горизонтали. Если не принимать никаких мер, балансиры могут принять такое положение, при котором нагрузки на канатах не будут выравниваться (это может произойти, когда балансиры займут вертикальное
положение или же плечи балансиров при опускании упрутся в каркас кабины). Это приведет к неравномерному распределению нагрузки между канатами и соответственно к неравномерному износу ручьев канатоведущего шкива Чтобы этого не случилось, на лифтах модели КМЗ-1958 и на лифтах с автоматическими дверями установлен специальный блок-контакт 9 (рис. 43), который включен в электрическую цепь управления лифтом. Этот блок-контакт носит название СПК (блок-контакт контроля слабины тяговых канатов).
С левой стороны канатной подвески к швеллерам верхней рамы каркаса кабины шарнирно крепится рычаг 3 (он изготовлен в виде рамки из стального уголка). К середине длинного плеча нижнего балансира 4 (см. рис. 40) двумя болтами крепится выполненный из полосовой стали упор 6 (см. рис. 43).
Рис. 41. Трехканатная балансирная подвеска лифта модели ЭМИЗ:
1 — гайка; 2 — гайка иконтргайка, 3
пружина;
4 — несущая плита, 5 — фонарь; 6 — ушковая тяга; 7 — палец; 8 — верхний балансир; 9 — стяжное кольцо, 10 — канат, 11 — шайба; 12 — шплинт, 13 — нижний балансир, 14 — ушковый болт, 15 — блок контакт ловителей, 16 — ролик; 17 — регулировочная муфта; 18 — рычаг; 19 — тяга, 20 — гайка и контргайка, 21, 22 — рычаги
над рычагом 3 часть этого упора загнута под углом 90° и перекрывает сверху рычаг 3 В приподнятом положении этот рычаг удерживается пружиной Если по какой-либо причине положение нижнего балансира отклонится от горизонтали настолько, что упор приблизится к рычагу 3 (длинное плечо станет ниже короткого плеча), а при дальнейшем отклонении будет опускать его, упор 8 рычага 3 нажмет на рычаг блок-контакта 9, в результате чего контакт разомкнет цепь управления лифтом. Если балансир перекосился при движении кабины, то при размыкании блок-контакта СПК она остановится Если же перекос балансира произошел после остановки, кабину пускать в ход от аппаратов цепи управления нельзя Если наоборот, короткое плечо нижнего балансира от клонится от горизонтального, а длинное плечо — вверх, то на рычаг 3 будет уже давить стальная полоса 5, жестко прикрепленная к планке верхнего балансира 4, и блок-контакт СПК также разомкнет нет, управления лифтом То же самое произойдет при пере косе верхнего балансира Для обеспечения срабатывания блок контакта СПК не обходимо, чтобы расстояние между полосой 5 и рычагом
3, а также между упором 6 и рычагом 3 при горизонтально расположенных всех балансирах было не более 20 мм Если это расстояние уменьшится до 5 мм, балансиры необходимо выровнять (установить горизонтально)
Трехканатная балансирная подвеска лифтов модели ЭМИЗ не имеет специального блок-контакта, контролирующего ослабление канатов и перекос балансиров Эту роль выполняет блок-контакт ловителей 15 (КЛ) (см рис. 41). Устройство отключения лифта состоит из фонаря 5, который при помощи болта жестко прикреплен к рычагу 22. Фонарь выполнен из полосовой стали необходимой прочности и имеет верхнюю и нижнюю площадки Он может свободно перемещаться между швеллерами верхней рамы каркаса кабины. Рычаг 22 жестко соединен с рычагом 21, который, в
свою очередь, шарнирно соединен с тягой 19. На этой тяге свободно укреплен ролик 16. Рабочее положение этого ролика зафиксировано гайкой и контргайкой 20. Над этим роликом на площадке, прикрепленной к швеллеру, установлен блок-контакт КЛ 15. В рабочем положении шток блок-контакта поднят и находится в кольцевой выточке ролика 16 (для исключения самопроизвольного спадания с него). Контакт замкнут, электросхема
лифта находится в рабочем положении. Если по какой-либо причине нижний балансир отклонится от горизонтали настолько, что одно из плеч опустится до упора в верхнюю площадку фонаря, то под действием этого фонарь опустится и надавит на рычаг 22 Верхняя часть рычага 21 с тягой 19 сделает поступательное движение влево, шток блок-контакта сойдет с ролика, под действием пружины опустится вниз и цепь управления лифтом разомкнется Одновременно с этим кабина сядет на ловители, так как рычаг 18, жестко укрепленный на валу, с которым шарнирно соединены тяги клиньев, повернется против часовой стрелки, клинья подойдет к направляющим.
Рис 42 Четырехканатная балансирная подвеска лифта модели ЭМИЗ
1,3— верхние балансиры, 2 — канат; 4 — нижний балансир, 5 — шайба,
6 — палец, 7
шплинт, 8 — несущая плита, 9 — пружина
Рис. 43. Верхняя балка каркаса кабины лифта:
1 — направляющая; 2 — блок контакт ловителей (КЛ); 3 — рычаг, 4 — верхний балансир; 5 — стальная полоса (приварена к щеке балансира); 6 — упор; 7 — патрон; 8—упор рычага; 9 — блок-контакт слабины тяговых канатов (СПК); 10 — башмак кабины; 11 — смазывающий аппарат; 12 — регулировочная муфта, 13 — гайка и контргайка; 14 — возвратная пружина
7. Укорачивают тяговые канаты. Снимают нагрузку с редуктора. Взойдя на крышу кабины, включают переносную лампу, если естественного освещения недостаточно. Разбандажируют свободные концы канатов и в этих же местах на канатах делают метки в виде бандажей на уровне свободных концов канатов.
Распасовывают один из трех канатов: отвинчивают контргайки и гайки 2 (см. рис. 38, г) на зажимах одного из канатов; в виде бандажа делают вторую метку на канате на расстоянии, равном двойной длине укорачивания — 21 мм от конца каната; перемещением свободного конца совмещают обе метки на канате; крепят свободный конец каната зажимами, располагают их один от другого на расстоянии не менее шести диаметров каната, но не более 120 мм, такой же длины должен быть свободный конец; перепасовывают остальные канаты, бандажируют концы всех канатов; ставят редуктор под нагрузку.
В соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора СССР расстояние от верхней части упора или головки буфера до опорной плиты противовеса, когда кабина находится в верхнем рабочем положении, должно быть не более 200 мм (уровень пола кабины находится выше уровня этажной площадки верхнего крайнего рабочего этажа на 50 мм, а на лифтах, загружаемых напольным транспортом и больничных, — на 15 мм).
Конечные выключатели должны обеспечивать снятие напряжения с приводного электродвигателя лифта, наложение механического тормоза и остановку кабины при переходе кабиной крайних рабочих положений, но не более чем на 200 мм При эксплуатации лифта канат может удлиниться И если ранее конечный выключатель верха отключал приводной двигатель при переходе кабиной расстояния 200 мм, то теперь, когда расстояние между опорной плитой противовеса и верхней частью упора или головкой буфера уменьшилось, этот конечный выключатель не сработает Необходимо укоротить канаты или уменьшить расстояния на переход кабиной верхнего рабочего положения путем перестановки конечного выключателя так, чтобы оба расстояния по возможности были равны. Канаты необходимо укорачивать и в случаях, если расстояние между опорной плитой противовеса и верхней частью упора (головкой буфера) достигает 50 мм
8 Выравнивают балансирные трехканатные и четырехканатные подвески (см рис 41 и 42) Проверяют величину осадки канатов в ручьях канатоведущего шкива Эта осадка должна быть не более 0,5 мм Если осадку канатов в ручьях канатоведущего шкива визуально определить трудно, проверяют состояние балансирной подвески при движении кабины. Для этого, взойдя на крышу кабины на верхнем крайнем рабочем этаже, закрывают за собой дверь шахты и замечают положение балансиров подвески, перемещая кабину по шахте, проверяют состояние балансиров; заменяют канатоведущий шкив, если при движении наблюдается передергивание канатов в ручьях канатоведущего шкива или расстояние между упором 8 (см рис 43) и роликом блок-контакта 9, а также расстояние между рычагом 3 и одним из плеч балансира 4 уменьшаются до 5 мм Эти расстояния должны быть не менее указанных при движении кабины по всей высоте шахты
На лифтах с другими балансирными подвесками расстояния между плечами балансиров и подвижными элементами, при нажатии на которые отключаются электросхемы управления лифтов, должны быть не менее 5 мм при движении кабины по всей
высоте шахты. Если при движении кабины не наблюдается передергивания канатов в ручьях канатоведущего шкива и балансиры остаются неподвижными, отклонение их положений от горизонталей незначительно, что указывает на неравномерную вытяжку канатов. И если расстояния между плечами балансиров и подвижными элементами, воздействующими на отключающие электросхему лифта контакты, достигли 5 мм, балансиры необходимо выровнять.
Изменяют расстояния по вертикали между центрами пальцев верхнего и центрами пальцев нижнего балансира (найти b и с, см. рис. 44). При четырехканатной подвеске измеряют расстояние между центрами пальцев третьего (верхнего) балансира.
По номограмме находят величины L1 и L2 укорачиваний или удлинений канатов, прикрепленных к верхнему балансиру (к одному из верхних балансиров при четырехканатной подвеске).
Устанавливают кабину против противовеса и проверяют состояние его подвески. Расстояния между нижними частями патронов 4 (см. рис. 39) и верхней балкой каркаса противовеса должны быть не менее L1 для одного ушкового болта и не менее L2 — для другого при их положительном значении. Кроме этого, при четырехканатной подвеске расстояния между одним из патронов, между оставшимися двумя канатами, и верхней балкой
каркаса противовеса должны быть не менее b1/2.
Если канаты крепятся зажимами, то указанные расстояния должны быть измерены от нижней части ушка канатодержателя до верхней балки каркаса противовеса.
Делают отметку на одном из ушковых болтов 13 (см рис. 39), если расстояния между нижними частями патронов при клиновом креплении канатов или нижними частями ушек ушковых болтов и верхней балкой каркаса противовеса более требуемого. Для этого находят на противовесной подвеске концы канатов, соответствующие концам канатов кабиной подвески; делают отметки на ушковых болтах, к которым крепятся концы канатов, отходящие от верхнего балансира подвески кабины и для которых найдены величины L1 и L2 по номограмме, под контргайками на расстоянии L1 и L2 от них, если значения L1 и L2 отрицательные, и на уровне контргаек, если их значения положительные. Отметки можно делать мягкой проволокой, изоляционной лентой и т. д. При четырехканатной подвеске на одном из остальных двух ушковых болтов, который связан канатом с поднятым плечом второго верхнего балансира, делают отметку на
расстоянии b1/2 мм от контргаики, а на втором — на уровне
контргайки; снимают нагрузку с редуктора.
У трехканатной подвески отвинчивают контргайки и гайки до сделанных отметок на том канатодержателе, на котором отметка удалена от контргайки на расстояние L1 или L2, и, наоборот, завинчивают гайки и контргайки на это расстояние, если отметка сделана на уровне контргайки. У четырехканатной подвески укорачивают или удлиняют те канаты, для которых найдены длины L1 и L2 и сделаны соответствующие им отметки на
ушковых болтах
Рис. 44. Номограмма (а) для определения размеров укорачивания или удлинения канатов при выравнивании трехканатной балансирной подвески и различные положения балансиров (б, в)
Для укорачивания и удлинения тех канатов/ которые прикреплены ко второму верхнему балансиру, отвинчивают контргайку и гайку до отметки на одном канатодержателе, а на другом ушковом болте завинчивают гайку и контргайку на расстояние b1/2
мм от отметки и фиксируют положение гаек
контргайками. Ставят редуктор под нагрузку.
Если верхний балансир трехканатной подвески не перекошен, а нижний перекошен, то нижний балансир можно выравнять укорачиванием или удлинением канатов, прикрепленных к верхнему балансиру, на длину с. Таким же образом можно выравнять нижний балансир укорачиванием или удлинением каната этого балансира тоже на длину с. Канат укорачивают или удлиняют на противовесе, если не требуется укорачивания канатов для увеличения расстояния между опорной плитой противовеса и упором (буфером).
Линия, проходящая через нулевую точку осей координат, рассекает номограмму на две части. Справа и слева номограммы по вертикали нанесены размеры b, при которых построены наклонные прямые линии, характеризующие зависимость размеров укорачивания или удлинения L1 и L2 канатов, прикрепленных к верхнему балансиру, с — расстояние по вертикали между центрами пальцев нижнего балансира. Если размер b имеет положительное значение (верхний балансир расположен так, как показано на рис. 44, б), то для нахождения размера L1 необходимо использовать характеристики (наклонные линии), расположенные слева от жирной линии, а для нахождения размера L2— справа. Если же размер b имеет отрицательное значение (верхний балансир расположен так, как показано на рис. 44, в), то для нахождения размера необходимо использовать характеристики при заданном размере b, расположенные справа от жирной линии, а для нахождения размера L2— слева. Поскольку верхний балансир относительно нижнего балансира симметричен, то можно брать значение размера b всегда положительное, только надо помнить, что L1 относится всегда к опущенному плечу верхнего балансира, L2 — к приподнятому.
Определение величин L1 и L2 по номограмме.
liftovik
Лифтовые будни
Немного о том, что происходит по ту сторону дверей шахты лифта.
В случае неравномерного износа лунок КВШ, при движении кабины канаты постоянно принимают разное положение и балансирные плечи передвигаются в вертикальном положении вверх вниз на подвеске, зачастую из кабины слышно похрустывание сверху кабины, на профессиональном сленге это называется «балансир играет», ничего страшного в этом нет.
Чуть выше балансирной подвески канаты стягиваются стяжным кольцом, собирая канаты в один пучок. При значительном износе лунок КВШ, канаты всё больше меняют свое местоположение в вертикальной плоскости при движении кабины. Канат трется о стяжное кольцо, стираясь сам он протачивает и стяжное кольцо.
На фотографии канат со следами трения о стяжное кольцо. Круглое кольцо в данном случае было заменено на стяжной элемент с роликами по каждый канат. Данное устройство так же стягивает канаты, и при перемещении каната в вертикальной плоскости с канатом перемещается ролик, тем самым уменьшая износ каната и кольца.
По мере износа КВШ рамка СПК опускается до такого положения из которого она уже не возвращается в исходное положение («зажата рамка СПК»), соответственно контакт СПК не возводится в рабочее замкнутое положение, лифт останавливается.
При неравномерном износе КВШ минимальный зазор между колесом контакта СПК и флажком рамки может обеспечиваться по всей высоте лифтовой шахты, но в одной точке, как правило крайние этажи, рамка нажимает на контакт размыкая его. Лифт останавливается.
Как выровнять балансир тяговых канатов на лифте
Показать панель управления
Комментарии • 33
Интересный способ! Спасибо. Молодцы, в перчатках работают!
Главное чтоб зазора под противовесом хватило.
Агась! Бо можно сбить на свою голову. Я обычно при перечалке канатов накидываю 100 мм запаса короче чтоб было куда сбить. При замене тоже самое.
Опасные ребята. Хорошо что у меня нет лифта в доме
@Лифты правильно писать не еще а ещё
у вас пружины целые на противовесе?
Konstantin Krul К нам Джон возвращаеться😉 старые знания круче новых умений😉
+александр примус чем отличается модернизация лифта от замены?на крыше кабины прямоугольная рамка с тросами,это спк?при перевозке грузов в грузопассажирском лифте,почему нужен механик?в правилах пользования лифтом это не указано.почему в одних шахтах лифта плоский противовес,а в других стандартный?от чего зависит форма и размер противовеса?