Как выровнять вокал по громкости
Как выровнять вокал по громкости
Paulina Steel,
sound designer.
Итак, после того как сделана эквализация вокала, можно приступить к его динамической обработке. Поскольку наши статьи рассчитаны на широкого читателя, хочется начать эту главу с небольшого разбора явления динамики. Интересно, что когда людям, только начинающим свой музыкальный путь, мы задавали вопрос, что же такое динамика в музыке в их понимании, то каждый из них отвечал по-разному, имея в виду что-то свое, зачастую субъективное. Среди ответов часто встречались: скорость, напряжение, движение, драматизм и т.п. На самом же деле, динамика напрямую не имеет отношения к этим понятиям. Динамика связана с громкостями, а именно: с их разницей в ходе композиции. По сути в академической музыке динамика обозначается f и p (форте и пиано и их градациями).
Разберем, что в отношении вокала может дать нам каждый из них.
На вокале гейт используется не слишком часто, больше в случаях, связанных с реставрацией. Работа его достаточно грубая, сильно заметна на таком нежном инструменте как вокал, поэтому рекомендуем включать в цепь гейт лишь в крайних случаях и с особой осторожностью.
De-Esser. Из названия ясно, что прибор этот работает на устранение излишков в шипящих и свистящих звуках. По сути это полосовой компрессор, работающий начиная от частоты 2k. У каждого человека своя диктиция и особенности речевого аппарата, которые могут быть наиболее заметны в сфере произношения шипящих. Плюс существует множество ‘верхастых’ микрофонов, которые особенно чувствительны в той же сфере. Все это в купе может давать удручающие последствия в сфере звуков ‘с’,’ш’,’щ’,’ч’. Порой сначала этих последствий может быть не слышно, но после использования эквалайзера и компрессора, они становятся очень явными.
Чаще всего в цифровых ди-эссерах есть пресеты типа Male vocal или Female vocal. В большинстве случаев они нуждаются в корректировке частоты, на которой он работает, порога срабатывания и ширины полосы. Также следует помнить о неповторимости дикции каждого человека, поэтому настройки ди-эссера в каждом случае индивидуальны.
Зачастую де-эссер как средство сглаживания шипящих вообще не используется, особенно в современной западной музыке. Такой подход также имеет право на жизнь и зависит от вкуса и слуха звукорежиссера.
Де-эссер может также использоваться для смягчения тембра голоса в диапазоне частот от 2k до 4k. У людей, обладающих резким тембром или не слишком профессиональных вокалистов при громком пении и речи зачастую заметен явный подъем в этом диапазоне так называемой второй форманты. В случае, если звукорежиссер решит сгладить его с помощью эквалайзера, это повлияет на весь сигнал, даже в тех местах, где это не нужно. В то время как ди-эссер позволяет смягчить именно те участки акапеллы, которые в этом нуждаются, за счет правильного подбора уровня порога.
Неумелой работой с этим прибором можно случайно сделать вокалиста шипилявым или чересчур глухим. Поэтому следует кропотливо подбирать глубину порога, а также аккуратно относиться к степени сжатия.
В цепи гейт и ди-эссер ставятся, как правило, в разрыв до эквалайзера и компрессора соответственно.
Compressor. Обычно ставится в разрыве цепи после эквалайзера, но существует множество точек зрения по этому поводу, и полемику в этом вопросе можно считать незавершенной.
Компрессор, как средство сжатия динамического диапазона как бы усредняет громкость акапеллы, приводя ее приблизительно к одному уровню. Этот уровень и есть порог (threshold) компрессора, который должен верно подобрать звукорежиссер. Если пороговая величина слишком высока, то вокал вообще не будет скомпрессирован, а если она слишком глубока, то будет наоборот пережиматься, что повлечет за собой эффекты перегруза на сигнале.
Если в композиции разные части спеты или прочитаны достаточно отличающимися уровнями и это входит в общую музыкальную концепцию песни, то следует разделить все более тихие и более громкие части по отдельным дорожкам и обрабатывать их соответственно различными компрессорами со своими уровнями порога, а возможно, вообще с различными настройками.
Есть несколько наиболее распространенных подходов к компрессии вокала:
— сильная и заметная компрессия
Обработка вокала: чтобы ваш голос сиял
Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.
Питч: Корректируем высоту тона
Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.
Эквализация
Вокальная партия, записанная на хороший студийный конденсаторный микрофон, не требует тонны эквалайзера. В идеале она может вообще не нуждаться в эквализации. Более эффективным здесь может оказаться выбор правильного микрофона для определённого типа пения. Наши уши настолько точно настроены на нюансы человеческого голоса, что даже маленькая порция эквалайзера способна иногда немного «законсервировать» пение вокалиста. Просто старайтесь всячески избегать чрезмерную обработку.
Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.
Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.
Компрессия
Сжатие неоднократно используется в вокале, ведь многие исполнители имеют излишне широкий динамический диапазон. Лучшие певцы берут его на вооружение для создания драматического музыкального эффекта. Стоит помнить, что обширные колебания уровня в миксе могут сделать вокал слишком громким или чересчур мягким в разных частях песни. Это зависит от динамики минусовки. Компрессия может сохранить тональность и музыкальный эффект более агрессивного или более непринужденного пения, выровняв реальный уровень громкости. Чаще всего это сглаживание должно быть четким. В единичных ситуациях звучание голоса намеренно сжимают для придания «театрального» музыкального эффекта. Это полезно только тогда, когда такая обработка соответствует песне / музыкальному стилю.
Есть несколько способов добиться стабильной вокальной компрессии. Если уровни певца преимущественно равны, но случайное слово или фраза выскакивает слишком сильно, порог компрессора можно установить на более высокое значение, с большим соотношением (6:1, 8:1). Так вы сможете ограничить уровень только этих битов. В остальных случаях можно «ровнять» на пониженных значениях регулятора Ratio (3:1, 4:1). Таким образом сжатие будет применяться на всех уровнях. При втором подходе наиболее громкие отрезки исполнения все равно будут сжаты сильнее, чем более тихие фразы. Общее выравнивание может быть значительно тоньше. Нередко использование двух компрессоров последовательно, как указано выше, для управления различными аспектами детализации.
Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.
Время и пространство
Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).
Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.
Помимо реверберации, иногда добавляется дискретная задержка (эхо). Она помогает придать вокалу небольшую глубину, не помещая его полностью в искусственное пространство. Классическая версия этого эффекта называется Slap Echo. Обычно это запаздывание в 100–150 миллисекунд или около того, часто синхронизированная с темпом песни. Обратная связь может быть добавлена для повторяющихся эхо. Многие плагины Delay / Echo умеют воссоздавать звучание старых аналоговых (аппаратных) устройств. Они зачастую обладают более теплыми задержками, имитирующими высокочастотные потери в лентопротяжных механизмах или схемах типа «Bucket Brigade». Это создаст более утончённый тон эхо-эффекта.
Удвоение
Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.
Xtra FX
Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.
Вершина айсберга
Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.
Обработка вокала. Часть 3. Коррекция
С помощью редактора Celemony Melodyne будем корректировать питч (высоту тона) и модуляцию голоса вокалиста.
В процессе записи вокала исполнитель может немного сфальшивить, взяв ноту на полутон ниже или выше (разница может быть совсем незначительная), но этого вполне достаточно, чтобы внести в композицию некоторую дисгармонию. Для исправления подобных неточностей мы и будем использовать программу Celemony Melodyne Studio Edition 3.
Обработка вокала с помощью Melodyne позволяет сделать вокал более гармоничным. После коррекции он уже намного приятнее впишется в композицию.
Давайте пошагово рассмотрим процесс коррекции вокала.
Коррекция вокала в Celemony Melodyne Studio Edition 3
1. Запустим программу и откроем файл с вокалом, для этого в меню выберем File / Open. Нужно отметить, что данный музыкальный редактор не работает с файлами формата MP3, поэтому позаботьтесь, чтобы ваш вокал был записан в формате WAV (для того, чтобы обеспечить высокое качество готового трека все сэмплы, лупы и вокальные партии должны быть записаны в формате WAV или подобном ему).
После загрузки в программу, отдельные части вокала будут распределены по соответствующим нотам, как показано на рисунке ниже.
Если этого не произошло, выберете в меню Definition / Reset Detection to Melodic Mode и всё станет на свои места.
2. Для начала откорректируем питч. Выделим весь вокал, нажав комбинацию клавиш Ctrl+A. Удерживая правую кнопку мыши, из меню, выберем пункт Edit Pitch.
Мы видим, что не все ноты на своих местах.
Для того, чтобы откорректировать питч, наведём указатель мыши на вокал и нажмём два раза правой кнопкой.
3. Изменяем модуляцию. Удерживая правую кнопку мыши, из раскрывающегося меню, выберем пункт Pitch Modulation.
Для каждого отдельного кусочка корректируем кривую модуляции с помощью мыши.
У меня получилась следующая картинка.
4. Сохраняем вокал в файл WAV, для этого в меню выбираем File / Save Audio, выставляем необходимые параметры сохранения и жмём Save As.
Как сделать идеальный вокал
Вокал — залог успеха практически любого трека. Поэтому важно, чтобы инженеры полностью понимали, как лучше всего его записать и встроить в микс. В этой статье мы разбиваем технические особенности записи и обработки вокала: от размещения микрофона до наложения эффектов.
Вокал делает треки запоминающимися. Не важно, будь то битбокс или просто крики под гитарное соло и синтезаторы. Трудно отрицать, что именно сочетание правильных мелодии и текста проще всего врезаются нам в голову на долгие и долгие годы. В этой статье мы рассмотрим процесс записи вокала и расскажем о некоторых уникальных техниках работы с этим инструментом.
Микрофон
Существует множество факторов и потенциальных препятствий, которые лежат между инженером, вокалистом и великолепно звучащим вокалом. В этом блоке мы проследим цепочку событий от начала до конца, начиная с одного из самых важных решений, которые должен принять любой инженер: выбора микрофона.
Сразу отметим, что в большинстве студийных записей используются конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой. Если вы отправитесь в профессиональную студию для записи вокала, скорее всего, там вы найдете целый шкаф для микрофонов, изобилующий потрясающими моделями.
Важно понимать, что не существует универсального решения для записи вокала. Разные голоса и стили исполнения подходят для разных микрофонов. Некоторые звучат потрясающе на более мягком, теплом и интимном вокале, в то время как другие лучше реагируют на певцов, которые любят громко и четко выговаривать все слова и фразы. Одни микрофоны лучше настроены на захват верхних частот, другие более богато звучат на средних. У всех микрофонов свои особенности.
Выбрав походящий микрофон, вам нужно будет решить, добавлять ли перед аудиоинтерфейсом отдельный предусилитель. Большинство современных аудиоинтерфейсов обладают встроенной функцией фантомного питания (которое необходимо для конденсаторного микрофона) и позволяют настраивать уровни записи. Так что можно записывать вокал прямо в DAW, не оборудуя перед интерфейсом целую вереницу различных железок для обработки звука.
Однако точно так же, как и модель микрофона, любая обработка на канале, через которую вы проводите сигнал, будет оказывать существенное влияние на звучание вокала. Это связано с внутренним устройством девайсов для обработки. Они предназначены для обогащения звука и, в некоторых случаях, для управления динамикой. Voxbox от Manley и Avalon VT-737SP от Avalon Design — два отличных примера канальной обработки для записи вокала. Оба включают в себя модули эквалайзера и компрессора и, что особенно важно, используют ламповую схему для добавления приятных гармонических искажений и текстуры.
Работа с вокалом в DAW, можно сказать, избаловала нас в отношении того, насколько большие изменения эквалайзером и компрессором мы хотим внести до записи на компьютер. Ведь мы знаем, что у нас еще будет возможность изменить эти (и многие другие) эффекты позже в процессе аранжировки и сведения. Но добившись сильного и характерного звука с самого начала вы сэкономите кучу времени в дальнейшем на его полировку. Канальная обработка эффектами поможет вам сформировать желаемый звук еще до записи.
Однако стоит отметить, что ваша DAW и/или аудиоинтерфейс действительно могут стать золотой серединой в этом вопросе. Они позволяют формировать звуковой тракт с помощью программных плагинов, таким образом после записи вокала можно будет более тщательно настроить их работу в будущем. Например, производитель аудиоинтерфейсов и плагинов Universal Audio создал множество высококачественных эмуляций наиболее востребованных в мире устройств для обработки сигнала, эквалайзеров и компрессоров. А интерфейсы UA позволяют пользователям решать, нужно ли фиксировать весь звуковой тракт эффектов в аудиофайл.
Основы звукозаписи
Какой бы вариант работы вы не предпочли, есть некоторые основы, которые нужно знать каждому независимо от используемого оборудования и условий записи. В первую очередь нужно всегда следить за уровнем поступающего сигнала, который ни при каких обстоятельствах не должен пиковать, или другими словами, уровень входящего сигнала в вашей DAW не должен достигать красного цвета. Не существует стопроцентного способа безболезненно убрать цифровое искажение из записи. И в отличие от некоторых форм аналогового искажения, его цифровой собрат звучит максимально не музыкально.
Также важно помнить, что в вашей DAW фейдер, который управляет громкостью записываемого канала, отвечает не за входной уровень. Он регулирует громкость звука при его воспроизведении с компьютера уже после записи. Чтобы правильно выстроить все уровни, нужно настраивать свой аудиоинтерфейс и приборы канальной обработки, если вы их используете.
Все вокальные микрофоны лучше крепить на стойки, а не держать в руках. Это поможет записать более чистый сигнал, и исполнителю будет спокойнее. Не забудьте приобрести поп-фильтр. Это небольшой, обычно круглый экран, который прикручиваются к микрофонной стойке. Он помогает устранить «взрывные» звуки, типа «Б» и «П».
Поэкспериментируйте с расстоянием между певцом и микрофоном. В этом также могут помочь поп-фильтры, поскольку они служат разделителем между вокалистом и микрофоном. Разместите поп-фильтр на нужном расстоянии и попросите исполнителя спеть прямо в него. Правильное расстояние будет зависеть от громкости голоса вокалиста и чувствительности микрофона. Некоторые модели справляются лучше при небольшой дистанции, другие наоборот. В целом, расстояние от 10 до 15 см является отличной отправной точкой для большинства вокалистов и микрофонов.
Талант
Последние несколько абзацев были посвящены чисто техническим аспектам. Но даже самое лучшее в мире оборудование и энциклопедические знания техники записи вокала не могут спасти бездарное исполнение. Если вы хотите великолепно звучащий вокал, вам понадобится великолепный певец.
Но что делает певца великим? Конечно, это субъективный вопрос. Однако по сути вам нужен тот, кто сможет правильно передать всю суть песни, тот, кого вы захотите переслушивать снова и снова. Таких людей найти сложно. Есть много посредственных вокалистов, которые способны отлично попадать в ноты и тайминг. Но тех, кто может уловить волшебство песни, тех, кто живет и дышит сантиментами, найти не так просто.
Возможно, у вас уже есть кто-нибудь на примете, кто отвечает вашим требованиям. Возможно, вы сами тот человек. Если нет, придется потратить некоторое время на изучение портфолио вокалистов в Интернете. Попробуйте поспрашивать у ваших друзей продюсеров, не могут ли они кого порекомендовать. Если вы сомневаетесь в своих способностях правильно записывать и продюсировать профессионального вокалиста, просто помните, что фантастический вокал, записанный плохо, будет содержать в себе больше энергии и эмоций, чем непримечательное исполнение, записанное через лучшее в мире оборудование. Всегда отдавайте предпочтение таланту.
Запись и редактирование
Во время записи настоятельно рекомендуется сохранять по несколько дублей каждой партии: лид-вокал, бэки, гармонии, импровы и т.д. Тому есть множество причин. Во-первых, вокалистам, как и всем музыкантам, нужно некоторое время, чтобы разогреться, подготовить свой голос на первых дублях. Редко бывает так, что именно первая попытка оказывается лучшей. Но не спешите удалять «неудачные» дубли. В наши дни, когда места на жестком диске предостаточно, имеет смысл сохранять каждую попытку, даже если некоторые из них не кажутся такими уж многообещающими на момент записи. Всегда лучше перестраховаться, чем потом жалеть. Бывают случаи, когда этот именно первый дубль содержит в себе какое-то необъяснимое волшебство, особенно если вокалист по-настоящему загорелся треком.
Итак, после записи вокала, у вас должно получиться несколько дублей. В зависимости от того, какую DAW вы используете и как предпочитаете записывать вокал, они будут либо выстроены друг над другом, либо расположены на одной звуковой дорожке. В любом случае, ваша задача теперь состоит в том, чтобы отобрать лучшие моменты. Этот процесс в профессиональной среде называется «редактирование вокала». Но нужно не просто вычленить наиболее удачные кусочки относительно гармонии и тайминга. Иногда все сводится именно к вайбу и ощущениям.
При редактировании начните с одной короткой части песни и потихоньку поочередно просмотрите все. Например, начните с первой половины первого куплета. Установите петлю и прослушайте каждый дубль отдельно для сравнения.
После выберите наиболее удачные кусочки и либо переместите их в самый верх, либо просто вырежьте нужные фрагменты и придайте им такой цвет, чтобы вы могли запомнить свои любимые отрезки. При необходимости, перетащите все выбранные вами отрывки на новую дорожку и воспользуйтесь кроссфейдами, чтобы склеить все воедино. При редактировании будьте осторожны с тем, насколько близко вы размещаете друг к другу начало и конец фраз. Можно легко непреднамеренно потерять тихий звук «С» в конце слова, и еще проще обрезать фрагмент так близко, что дыхание вокалиста полностью исчезнет. Помните, певец — человек, а не робот. Отсутствие дыхания может вызвать у слушателей ощущение клаустрофобии.
Тюнинг и тайминг
Как только у вас сформировалась целая партия вокала, скорее всего, вы захотите поправить отдельные моменты по питчу и таймингу. Обычно такую работу можно проделать с помощью стандартных инструментов, доступных в вашей DAW. В качестве альтернативы рассмотрите сторонние плагины, такие как Antares Auto-Tune или Celemony Melodyne. Что касается коррекции вокала по питчу, есть два метода работы: прозрачная и легкая настройка, которая вносит небольшие изменения в исходный вариант, сохраняя при этом первоначальную музыкальную идею; и более экстремальная коррекция высоты тона, при которой автотюн становится характерным слышимым эффектом. Как наиболее яркий пример последнего, пожалуй, можно привести трек Cher «Believe» 1998 года. С тех пор данный метод работы уже много раз то входил, то выходил из моды. Он точно не подойдет для каждого проекта, но, при грамотном использовании, можно придать песне очень интересный оттенок.
Если вам нужно пододвинуть отдельные моменты по таймингу, просто переместите аудиофайлы, которые вы скомпилировали. Оба вышеупомянутых плагина также позволяют настраивать вокал по времени. Чтобы уменьшить нагрузку на компьютер при использовании плагинов, продюсеры часто рендерят получившийся вокал на новую аудиодорожку (без каких-либо других эффектов) и используют результат в качестве мастер-дубля.
Если вам понравится такой подход, после рендеринга оттюненной версии отключите исходную дорожку с установленным плагином. Но не спешите ее удалять, пока полностью не закончите проект. Если по мере написания трека вы почувствуете, что нужно изменить одну или две строчки, или что вам нужно перенастроить тюн, или выбрать другой дубль, вы скажете себе спасибо за то, что сохранили исходники.
Сведение вокала
Следующим этапом вам нужно выровнять вокальную партию в общем миксе трека, чтобы он звучал как важная часть вашего проекта и имел привилегированный статус относительно других инструментов. Для начала необходимо уделить должное внимание вокалу точно так же, как и любому другому компоненту трека. Это касается характера звучания, динамики и пространства. В этом смысле нет универсального решения, поскольку каждое музыкальное произведение уникально.
Какой микрофон вы использовали? Насколько акустически правильно обработано помещение для записи? Сколько дорожек в вашем проекте? Инструменты акустические или электронные? Это хаус-музыка? Фолк? Каждый жанр, каждый инструмент, каждая мелочь в миксе требуют разного баланса. Поэтому, что касается сведения, важно не просто воспринимать всю полученную информацию о конкретных техниках просто как примеры работы, важно также сопротивляться искушению использовать без изменений любые стандартные пресеты, предложенные плагинами.
Тем не менее, есть некоторая база, которую необходимо понять, если вы хотите, чтобы ваш вокал звучал как можно более профессионально. На всех вокальных дорожках, как правило, используются одни и те же инструменты, независимо от жанра. Скорее всего, вам понадобится эквалайзер, чтобы сформировать характер; компрессор для управления динамикой и реверберация, которая способна придать сухому звуку ощущение пространства.
Эквалайзер служит двум целям. Во-первых, он помогает точно, практически хирургически решать проблемы с нежелательными частотами на записи. Они зачастую могут быть вызваны усилением основного тона в голосе вашего певца вашим микрофоном, предусилителем и акустикой комнаты. Во-вторых, эквалайзер позволяет улучшить характер звучания голоса, поднимая или опуская определенные частотные группы. Такой прием используется, чтобы добавить блеск, цвет, четкость и разборчивость голосу. Чтобы определить, какие частоты нужно усилить, а какие ослабить полагайтесь прежде всего на свой слух.
Компрессия используется для сужения динамического диапазона и часто оказывается необходимой при сведении вокала. Ослабление самых громких пиков позволяет повысить уровень более тихих моментов и может гарантировать, что вокал будет звучать более богато и мощно. Если вам нужен особенно сильный вокал для всей песни целиком или для ее части (например, припева), параллельная компрессия — ваше спасение.
Нью-Йоркская компрессия
Параллельная компрессия, также известная как Нью-Йоркская, является широко распространенной студийной техникой, используемой как во всех пяти районах города, так и за их пределами. Представим, что у вас есть партия ударных, запрограммированная для разных элементов: бочки, малого барабана и хай-хэта. На каждом из каналов установлены свои настройки для эквалайзера и компрессора, соответствующие каждому звуку. Предположим, вы затем группируете все три звука вместе, отправляя их на отдельную шину обработки, где вы добавляете еще один компрессор. Последний будет влиять на все три дорожки и эффективно работать как собирающий компрессор.
Если навесить на шину обработки сильный компрессор с низким порогом срабатывания и высокой степенью сжатия, звук ударных станет мощным, пробивающим. Сам по себе такой экстремальный вариант вряд ли подойдет для большинства треков. Однако, если подмешать обработанный сигнал к оригинальной партии ударных, он добавит миксу веса и уверенности. Эту технику можно применить и к вокалу. Обработка параллельной компрессией — это изящный прием, с помощью которого можно усилить лид-партию во всей песне, если изначальная запись не соответствует настроению и качеству. Точно так же этот метод можно применять только в самых важных частях песни, где требуется дополнительная мощность. Для этого просто используйте автоматизацию.
Что касается обработки параллельной компрессией исключительно вокала, рекомендуем также изучить деэссинг. Опять же, в зависимости от выбора исполнителя, вокального микрофона и места для записи, есть возможность, что звуки «С» будут сильно вырываться из микса, отвлекая слушателя. Деэссеры — это частотно-зависимые компрессоры, которые работают только в пределах заданной пользователем полосы частот. Многополосные компрессоры также зачастую способны справится с подобной задачей. Однако плагины, специально предназначенные для этой цели, в большинстве случаев работают лучше.
Пространственные эффекты
Теперь мы переходим к эффектам и начинаем добавлять в микс пространства. Это будет особенно весело, если вам удастся найти вокал, записанный в акустически сухой комнате. После обработки эквалайзером и компрессором, скорее все, вокал звучит немного высоко и сухо. Эту проблему исправляют различные пространственные эффекты, типа реверба или дилея. Их работу давайте разберем на небольшом примере.
Послушайте «Break My Heart» певицы Дуа Липа. Первые строки звучат невероятно сухо. Вначале в нескольких репликах вообще нет слышимой реверберации и каких-либо вокальных эффектов. До середины первого куплета. Когда Дуа Липа поет «I like…», появляются ярко выраженные эффекты реверберации и дилея, заполняющие пробел до следующей фразы. Такой же прием используется во второй половине первого куплета, обеспечивая более объемную вокальную обработку.
Есть еще множество подобных примеров в любых жанрах и стилях. Главное, что нужно понять — пространственная обработка в большинстве случаев не статична. Вместо этого она изменяется, появляется и исчезает там, где это необходимо.
Как это достигается? Эффекты могут быть добавлены в проект двумя способами: они могут быть встроены непосредственно на канал, или выведены как отдельные дополнительные каналы-шины (aux). После создания новой шины в проекте на всех каналах появится регулятор, позволяющий настраивать громкость посыла на эффект. Иными словами, он контролирует, насколько громкий сигнал из обрабатываемого канала отправляется на этот дополнительный канал-шину. Предположим, что эффект, который вы закинули на новую шину, — это реверберация. Пока регулятор уровня посыла находится в нижнем положении, на вспомогательный канал не будет отправляться никакой сигнал, а вокал останется сухим, необработанным. Поворачивая ручку, вы услышите, как добавляется реверберация. В песне «Break My Heart» появление той реверберации, которую мы слышали в середине первого куплета, достигается за счет автоматизации именно уровня посыла вокальной партии на вспомогательный канал, на котором и установлены все эффекты.
Эффекты
Есть и более простые способы работы с эффектами. В некоторых случаях могут понадобиться статичные реверберация или дилей на протяжении всего трека. Это может быть уместно, в зависимости от того, над чем вы работаете. Возможно, вы записываете мелодию в стиле прогрессив-хаус или какую-нибудь короткую фразу, которая будет появляться и исчезать время от времени. Может быть, вы написали простую песню для акустической гитары и голоса и вам не нужно, чтобы она звучала слишком профессионально. В обоих случаях (и во многих других) действительно простая статическая обработка окажется более эффективной.
Однако, если вы пишете музыку с более динамичной структурой: с взлетами и падениями, дропами и билдапами, куплетами, предприпевами и припевами, — нужно учиться грамотно управлять эффектами. Они, согласно структуре трека, также должны исчезать, чтобы потом в нужный момент снова появиться и порадовать слушателей.
Разумеется, реверберация и дилей не единственные доступные нам эффекты. Например, вокал можно насытить дополнительными искусственными гармониками, как это можно услышать в работах Джеймса Блейка или Джейкоба Кольера. Для такого приема нередко используется вокодер. Это эффект, который создает копии оригинального аудиосигнала с измененной высотой и модифицирует характер их звучания в зависимости от выбранного синтезатора.
Подобный эффект можно достичь, если просто продублировать необходимую дорожку, отсканировать ее в Auto-Tune или Melodyne и изменить ноты в партии. Помимо этого, существуют такие плагины, как Waves Ovox, которые позволяют вам подойти к решению такой задачи творчески.
Вообще, когда дело доходит до обработки звука эффектами, способов на него повлиять бесконечное множество. При чем это касается как легкого, едва заметного улучшения, так и радикального изменения всей партии до неузнаваемости. Каждый конкретный случай уникален, поэтому не бойтесь экспериментировать с чем-то новым, если все проверенные методы не принесли вам желаемых результатов.
Семплирование и ресемплинг
Помимо обработки эффектами не стоит забывать о том, что семплирование само по себе — мощный инструмент. В танцевальной музыке популярны всевозможные статтер-эффекты, которые зацикливают небольшие отрезки вокала. С помощью таких эффектов можно нарезать лид-вокал и разбросать различные партии по всему треку, добавив изменений по высоте и ритму. Также семплеры способны превратить обычный ван-шот семпл в продолжительные устойчивые текстуры, которыми можно играть целые аккорды. После семплирования вокала ничто не мешает вам продолжить играть с ним: поменять ноты в партии, добавить новые эффекты или вообще ресемплировать результат и начинать все сначала.
Способов записи, обработки и сведения вокала бесконечное количество. В идеале вам нужно стремиться к тому, чтобы изначальная запись была настолько качественной, насколько это возможно. Иначе вы рискуете потерять кучу времени пытаясь исправить различные нежелательные артефакты, которых можно было бы легко избежать.
Гранулярные эффекты
Растягивание семплов по времени было популярным с самого зарождения семплеров. Растягивание вокала (в большинстве семплеров) — это копирование крошечных отрезков семпла для увеличения его длины. Именно поэтому чрезмерное растяжение звучит так зернисто и нечетко. Если вам нравится такое качество, то непременно попробуйте гранулярный синтез для обработки вокала. С его помощью можно разбить исходный сигнал на несколько крошечных кусочков, а после объединить их бесчисленным множеством различных способов, достигая невероятных эффектов.
С более экстремальными настройками гранулярный синтез может превратить ваш вокал в какие-то космические атмосферные звуки, воздушные пэды или тревожные, высокие запилы. Главное помнить, если эксперименты с гранулярным синтезом зашли слишком далеко, и оригинальный вокал больше не узнать, всегда можно использовать технику параллельной обработки.