Как выровнять заднее колесо велосипеда
Как можно исправить «восьмерку» на колесе велосипеда, основные методы
Катание на велосипеде – отличное времяпрепровождение с семьей или друзьями, а также польза для здоровья. Но во время прогулки можно случайно наехать на кочку или угодить в яму. Основная мощь ударов приходится именно на колесо, в результате оно может деформироваться, что приведет к возникновению различных проблем с ободом. Не все пользователи знают, как исправить «восьмерку» на колесе велосипеда самостоятельно. Существует несколько основных способов. Освоить методику не составит большого труда.
Определение проблемы
«Восьмерка» – деформация велосипедных колес из-за нарушений и отклонений обода от плоскости. Итог – нарушение правильной формы. Если колесо вращать по оси, траектория будет напоминать форму восьмерок. Кататься на транспортном средстве можно, но при езде будет чувствоваться виляние и постукивание, колеса велосипеда становятся непрочными, продолжат дальше искривляться и придут в негодность.
Существует несколько разновидностей «восьмерки»: между двумя спицами, напротив одной из спиц, напротив соседних элементов.
Чтобы определить проблему, велосипед следует перевернуть, затем зафиксировать. Оценить степень деформации можно такими методами:
Если обнаружена «восьмерка» заднего колеса, для кручения колеса лучше воспользоваться педалями.
Причины возникновения и профилактика
Появление деформации возможно из-за длительной эксплуатации. Основными причинами возникновения «восьмерки» являются:
Искривления обода возникают не только от лихой езды. Даже при правильной эксплуатации велосипеда, деформации неизбежно появляются со временем.
Лучший совет специалистов для профилактики – это регулярный осмотр обода, спиц, центральной втулки, покрышек на предмет неисправностей или изношенности. Необходимо проводить своевременную замену узлов и деталей велосипеда. Это позволит избежать лишних проблем и дорогостоящего ремонта.
Методы устранения
Даже если нет опыта в подобных делах, действуя аккуратно и следуя правилам, исправить «восьмерку» на колесах велосипеда можно своими руками в домашних условиях. Перед началом работ необходимо подготовить инструменты:
Применяют два метода правки велосипедного колеса: силовой и подтяжка спиц. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны.
Силовой
Основа данного способа – выровнять обод с применением грубой физической силы. Исправить на велосипеде «восьмерку» можно, следуя пошаговой инструкции:
Оптимальный захват – 60 градусов с обеих сторон от центра искривления.
Чтобы выпрямить таким методом обод, нужно обладать физической силой. Для исправления большой деформации лучше позвать помощника, который будет удерживать велосипедное колесо, прижимая его к полу. Если приложить достаточную силу, искривление сгладится.
Такая правка отлично подойдет в дороге, вдали от населенного пункта. Однако, у способа много недостатков:
Нужно действовать аккуратно и умело, иначе можно добиться обратного эффекта.
Подтяжка спиц
Метод заключается в регулировке спиц: подтяжка или ослабление. Работы по исправлению «восьмерки» на колесе выполняют с помощью спицевого ключа:
При регулировке не рекомендуется пользоваться плоскогубцами, так как ими можно случайно стереть грани ниппеля.
В случае значительной деформации обода колеса лучше начать проверку всех спиц на предмет натяжения. Провести профилактику: подтянуть или ослабить элементы. Исправление «восьмерки» проводят методом регулировки:
Когда ремонт завершен, нужно проверить колесо на искривление контактным методом.
Устранение «восьмерки» на велосипеде методом регулировки спиц новичкам может показаться сложным и длительным процессом. Однако, этот способ очень точный и позволит избавиться даже от самых сложных дефектов. В результате тренировок работа не будет занимать много времени. Следует помнить, что «восьмерка» образуется даже у самых аккуратных и опытных велосипедистов, поэтому нужно знать, как отремонтировать колесо своими руками.
Видео
Рассказываем, как выправить погнутое колесо
Возможно, одной из самых частых причин обращения в велосервис считается исправление «восьмерок» колеса. При этом степень повреждения может быть разной – от небольшого биения до заметного искривления геометрии колеса, когда обод идёт «волной». Для многих исправление восьмерок по сложности схоже с запуском космического спутника, но на самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд.
Как устроено велосипедное колесо
Прежде чем мы приступим к ремонту колеса, неплохо сначала разобраться как оно устроено и из чего собрано. Обод, алюминиевый или карбоновый, обычно имеет от 24 до 62 отверстий для монтажа спиц в зависимости от типа колеса. Спицы могут быть как полностью прямыми, так и с загнутыми концами (фланцами) под 90 градусов в месте крепления к втулке. Вне зависимости от способа крепления спиц к втулке, все спицы делятся пополам – одна половина с левой стороны и вторая половина с правой стороны. Спицы в ободе чередуются – одна идет на правую сторону, следующая – на левую и так далее. В ободе спицы крепятся с помощью специальных ниппелей, которые имеют несколько разных форм в зависимости от фирмы производителя, соответственно, для их монтажа могут понадобиться разные спицевые ключи.
Как найти искривление в колесе
Начать следует прежде всего с демонтажа покрышки и камеры с колеса, чтобы верно задефектовать искривление колеса.
Когда колесо полностью собрано, то визуально может показаться, что на колесе присутствует восьмерка, тогда как на самом деле это может быть криво установленная покрышка.
Для дефектовки колеса можно воспользоваться двумя способами – закрепить колесо в раме велосипеда или в специальном центровочном станке. Второй вариант наиболее предпочтителен, так как этот профессиональный инструмент во многом упрощает работу по исправлению восьмерки и имеет все необходимые приспособления для правильной настройки натяжения спиц.
Самый простой способ найти восьмерку на колесе в первом случае – раскрутить колесо и приставить какой-нибудь инструмент у верхнего пера напротив обода. Неподвижный инструмент покажет изменяющееся расстояние до обода в случае наличия восьмерки, в данном случае это называется «осевое биение». Кроме того, следует также обратить внимание не только на боковое смещение обода, но и на вертикальное. Это называется «эффект яйца» или «радиальное биение», когда колесо не имеет идеальную форму окружности.
ВАЖНО: НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОПАДАНИЯ ПАЛЬЦЕВ В СПИЦЫ!
Как выправить колесо
Прежде чем заняться исправлением восьмерки и брать в руки инструмент, необходимо найти дефект и выделить его на колесе. Последовательность действий в данном случае будет такой: сначала убираем радиальное биение, а затем – осевое биение.
Радиальное искривление колеса убирается в первую очередь, так как оно напрямую влияет на геометрию колеса, его биение на высокой скорости и, следовательно, на получаемый накат. На деле происходит так, что велосипедное колесо с «яйцом» напоминает колесо автомобиля без правильной балансировки, когда на высокой скорости по кузову идет вибрация, что влечет за собой повышенный износ подшипников и прочих деталей.
Для устранения радиального биения в первую очередь следует пометить зону искривления на самом ободе. Если вы исправляете обод в раме, то достаточно закрепить перпендикулярно ободу на нижних перьях линейку. Место, где обод начинает прижиматься к маяку, максимально к нему прижимается и начинает отходить, следует пометить маркером или мелом. В точке максимального приближения обода спицу, которая ближе всего к месту «яйца», следует натянуть.
При этом следует иметь в виду, что при выправлении яйца добавляется осевое биение из-за изменения натяжения левых или правых спиц. Рекомендуется сразу подтянуть спицы, которые находятся с противоположной стороны искривления. Например, если восьмерка ушла вправо, то подтянуть следует левую спицу.
Обратите внимание, что при подтягивании спиц не следует делать много оборотов и сильно натягивать спицы. Это может привести к сильной деформации обода и риску разрыва спицы. Регулировать натяжение или ослабление следует по пол-оборота с дальнейшей проверкой искривления обода.
После исправления радиального искривления, следует переходить к осевому биению.
Принцип действий таков: если восьмерка ушла влево, то тянуть следует спицы, уходящие к втулке справа. Если восьмерка ушла вправо, тянуть спицы следует те, которые уходят к втулке слева. При этом следует иметь в виду, что перед выправлением восьмерки следует точно так же, как и в предыдущем случае с «яйцом», пометить поврежденную область и тянуть не одну, а сразу несколько соседних спиц.
Закручивать спицу следует на пол-оборота, после чего аккуратно провернуть колесо и посмотреть на изменения в биении. Продолжайте выправлять до тех пор, пока сильное биение не устранится.
Вместо заключения
Решив заняться устранением восьмерок на колесе следует учитывать, что зловредное биение бывает двух видов – радиальное и осевое, причем исправлять их необходимо именно в такой последовательности. Бывают случаи, когда в результате удара о препятствие обод получает значительные повреждения и выправить его только за счет натяга спиц не получится. В таком случае выправить обод довольно проблематично – требуется специальный инструмент для восстановления геометрии обода, но чаще всего требуется его замена, особенно, если пострадали стенки обода. Тем не менее, небольшие колебания колеса можно устранить самостоятельно, для этого потребуется лишь спицевой ключ, понимание процесса спицовки колеса и механизма его работы.
Как исправить «восьмерку» на колесе?
Восьмерка» на колесе велосипеда широко известный тип деформации, при котором участок обода отклоняется от плоскости вращения. Причинами возникновения таких дефектов часто становятся низкое качество обода, расшатанность спиц и агрессивная манера катания. Чтобы реже сталкиваться с задачей, как поправить «восьмерку » на колесе велосипеда, рекомендуется заниматься подтяжкой спиц не реже 1 раза в 3 месяца.
Правильно подтягивать спицы следует по направлению касательной окружности втулки, трижды перекрещивая их на промежутке от фланца втулки к ободу. Так обеспечиваются нужные прочностные характеристики и оптимальная упругость колеса. Спицы размещаются по окружности поочередно: 1-ая изнутри, 2-ая снаружи втулки и с аналогичным чередованием далее. Затем каждая спица проводится в гнездо обода, вверху снабжается ниппелем, и выполняется подтяжка спицы ниппельным ключом.
Как выпрямить «восьмерку » на велосипедном колесе своими руками?
Для исправления «восьмерки » потребуются:
Незначительная деформация устраняется без снятия колеса. Нужно перевернуть велосипед и проверить положение колес по отношению к тормозным колодкам. Алгоритм действий при решении задачи, как исправить восьмерку на колесе электровелосипеда или обычного велосипеда, включает следующие этапы:
Если проблема осталась, значит, ремонт был выполнен некорректно, и придется повторить весь алгоритм выпрямления обода заново. Что касается вопроса, как выправить «восьмерку » на заднем колесе велосипеда, принцип выравнивания колес идентичен и от их местоположения практически не зависит.
Принцип устранения кривизны обода типа «яйцо »
Выше мы описали, что делать, если на электро велосипеде колесо «восьмеркой ». Теперь рассмотрим более сложный тип искривления обода – яйцевидный. Этот дефект выглядит как деформация обода до овального состояния, когда один участок обода находится ближе к центру. Обычно такое искривление наблюдается после падений и столкновений с преградами.
Исправить «яйцо » непросто. Нужно:
Корректировка искривления обода типа «зонт »
Еще один вариант деформации обода – «зонт ». Этот дефект выглядит как смещение обода колеса в произвольную сторону и его косое расположение относительно центра втулки. Масштабы этой деформации зависят от конструкции велосипедной рамы и типа используемых тормозов. Причиной искривления обода типа «зонт » нередко становятся ошибки при сборке колеса.
Убирается этот дефект аналогично «восьмерке »: спицы с равным усилием натягиваются с одной стороны и ослабляются с другой. Но при устранении «зонта » важно не уменьшать усилие, а делать его равномерным по всей окружности. В остальном инструкция правки «зонта » идентична рекомендациям по устранению «восьмерки »:
Рекомендации по устранению деформации обода
Если вас интересует вопрос, как самому убрать «восьмерку » на переднем велосипедном колесе или искривление обода на заднем колесе, учтите также следующие нюансы. Прежде всего, избегайте чрезмерного натяжения спиц – оно грозит повреждением обода. Если при корректировке некоторые спицы будут сильно натянуты, нужно ослабить эти и соседние спицы и осуществить выправку повторно.
Если же спицы окажутся чересчур ослабленными, при катании они могут сломаться. Такие спицы необходимо подтянуть и повторно выполнить регулировку. При устранении любой деформации обода важны точность и скрупулезность. Если же поспешить с исправлением такого дефекта или пренебречь правила регулировки, работу придется переделывать.
Предлагаем вашему вниманию еще одну познавательную статью – о том, как подобрать размер велосипеда по росту.
О горном велосипеде — Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?
Восьмерка на велосипедном колесе – наиболее распространённая деформация. Сегодня при создании велосипедов используются новейшие технологии, но даже у сверхсовременного байка колесо остается весьма консервативным, спицевым. Конструкция в этом случае не представляет из себя ничего сложного: втулка, да обод и спицы, которые их объединяют. В ходе эксплуатации каждый велосипедист сталкивается с деформацией колеса. И появление «восьмерки» на колесе – далеко не редкость. Связано это с нарушением целостности обода и разболтанностью спиц.
И все-таки почему возникает данная деформация? В процессе эксплуатации колесо неизбежно подвергается нагрузке, как только велосипедист занимает свое место на седле. Добавим неровности дороги – ямы, кочки, плохое покрытие или отсутствие такового и вопрос с причинами возникновения «восьмерок» отпадает сам собой. К тому же неопытные велосипедисты часто неправильно распределяют свой вес на байке, а это также увеличивает нагрузку. Резкие торможения, прыжки и прочий экстрим, а также длительная эксплуатация также делают необходимым регулировку колес.
Как видите, в процессе эксплуатации велосипед испытывает нагрузки, которые в наименьшей степени зависят от стиля вашей езды. Со временем изменяется геометрия обода колеса – происходит его деформирование. Скорость его проявления зависит от наличия дефектов обода (восьмерка, смещение «зонта» и «яйцо»). Стоит отметить, что срок эксплуатации колес зачастую также зависит и от материалов, из которых они изготовлены и их качества. Порой недорогие модели могут потребовать ремонта куда раньше, чем те, что изготовлены из дорогих комплектующих (к примеру, высокопрочного обода).
Как определить, что колесо искривлено?
Когда существует подозрение, что колесо утратило первоначальную форму, следует перевернуть велосипед и начать тщательную проверку.
Для начала нужно осмотреть колесо в месте предполагаемых искривлений. Для этого его раскручивают, при этом в случае с задним можно сделать это при помощи педалей. Визуально очевидно, что искривленные участки во время вращения смещаются в сторону. Теперь осталось схватить его рукой в том месте и остановить, что довольно непросто.
Еще одним, более действенным способом является использование мелка или маркера. Крутя колесо, его нужно подвести к ободу. Первым делом штрих останется на выпуклости «восьмерки». Раскручивая сильнее и приближая мелок к ободу можно определить и границы искривления.
Как исправить «восьмерку»
И вот искривление найдено. Исправить его своими усилиями под силу каждому велосипедисту, а, учитывая, что деформация – явление не редкое, со временем приходит и ценный опыт. Существуют два способа избавления от «недуга»:
• силовое выпрямление;
• подтяжка и ослабление спиц колеса.
Необходимый набор инструментов для устранения деформации:
1) мел для отметки участка с дефектом;
2) спицевой ключ;
3) станок для правки колес (желательно, но не обязательно).
Восьмерку, небольшую по размеру, можно устранить без демонтажа колеса. Для диагностики проблемы переверните велосипед колесами вверх, чтобы проверить правильность положения колеса относительно тормозных колодок. Этот процесс можно разделить на несколько операций. Сначала нужно выявить деформацию. В процессе вращения колеса прижмите к нему кусочек мела. В местах образовании восьмерки вы увидите соответственный след. Этот простой способ поможет определить точное место деформации обода.
Далее предстоит подтягивание и ослабление спиц, но только с определенной стороны, о котором детально будет рассказано ниже. Если такие манипуляции выполнить с неточностями, можно придать колесу еще большей деформации. Есть несколько способов, при помощи которых ее можно убрать.
Силовое выпрямление
Посчитав возможным такой вариант развития событий, следует снять колесо с рамы. А вот покрышку и камеру снимать не следует. Колесо поворачиваем выпуклостью к себе и беремся за обод и покрышку руками. При этом средняя деформация требует расположения рук, равного 10 и 2 часам на циферблате. Используем колено, приставив его к выпуклой области, и сильно давим от себя.
Если силы достаточно, это делается на весу. А можно расположить колесо вертикально, деформированным участком вверх. В этом случае требуется помощь напарника, который прижмет колесо к полу. После такого экстремального выпрямления колесо вновь возвращается на раму и проходит проверку.
Но данный метод не всегда является эффективным. Он не точен, не исправляются небольшие деформации. Кроме всего прочего, неумелыми действиями можно спровоцировать и новые изгибы. Да и не каждый обод поддастся воздействию ногой – высокопрочные современные колеса останутся «при своем». Хотя в случае, если колесо подвело вас где-то в пути и «восьмерка» случилась внезапно из-за, к примеру, наезда на крупный камень, «силовое выпрямление» — единственно возможный способ.
Регулировка спиц колеса
От правильности натяжения спиц нередко зависят и ходовые качества велосипеда. Натяжение спиц добавляет прочности и эластичности колесу. Покрышки в данном случае снимаются, тщательно проверяется натяжение каждой спицы. Случается, что обод искривляется и в результате их общего ослабления. В ситуации, когда спицы болтаются как гитарные струны, следует их подтянуть на 1 оборот ключа. В найденной области искривления ищется спица, расположенная в ее центре, то есть у самой выпуклости. Поворот спицы необходимо осуществить в сторону, противоположную направлению выпуклости. При этом спицы, находящиеся по бокам от центральной, ослабляются.
Если восьмерка находится между двумя ближними спицами, тогда при помощи специального ключа подтягивается первая спица на треть оборота, а спицу, находящуюся рядом, подкручиваем в обратном направлении, ослабляя зажим также на треть. В случае если «восьмерка» имеет размер в три спицы, предпринимаются следующие действия:
• затягивание центральной спицы на четверть оборота ключом;
• легкое ослабление крайних спиц (в два раза меньше натяжения по центру).
Если «восьмерка» имеет размер в семь спиц, алгоритм действий таков:
• центральная спица затягивается на пол-оборота;
• вторая и третья спица должны быть ослаблены на четверть оборота;
• четвертая и пятая затягиваются на одну восьмую;
• шестая и седьмая (то есть крайние) ослабляются на одну восьмую.
То есть чередование натяжения и растягивания спиц должно проводится так, чтобы крайние спицы «восьмерки» были ослаблены. После проведения процедуры колесо устанавливается на свое место и тестируется на возможные искривления. В случае если «восьмерка» выгнута в обратную сторону, ликвидируется все натяжение и усиливается затяжка на ослаблявшихся спицах. После чего все повторяется, но уже в меньшей степени. Результатом долгой операции становится выравнивание колеса до идеально ровного круга. Сначала работа пойдет не так быстро, но с приобретением опыта растет и скорость регулировки спиц.
Меняем спицы
Не все мастера умеют собирать колеса качественно, а потому лучше всего научиться делать это самостоятельно. Осуществляется сборка согласно определенному алгоритму.
1. Работы по набору спиц:
• необходимо смазать резьбу спицы и обод в местах, где имеется соприкосновение с ниппелями, иначе спица не будет натянута с достаточной жесткостью;
• в ситуации, когда у фланцев втулки присутствует зенковка с единственной стороны, головки спиц находятся на незенкованной, он нужен для изгиба спицы;
• вставляется девять спиц во фланец таким образом, чтобы между ними находилось по незанятому отверстию, и чтобы головки располагались с внешней стороны. В ситуации с задним колесом начинать следует с правой части втулки;
• на ободе среди отверстий, смещенных вправо, следует найти ближайшее от отверстия для ниппеля камеры;
• в данном отверстии крепится первая спица, она считается ключевой;
• от ключевой спицы следует отсчитать четыре отверстия, продвигаясь по часовой стрелке, поставить следующую спицу и завернуть ниппель;
• в результате между спицами должно находиться три незанятых отверстия, самая близкая к вентильному отверстию спица располагается справа от него, а нарезанная часть втулки обращена к мастеру;
• далее закрепляются остальные семь спиц, при этом используется каждое четвертое отверстие обода;
• после переворачивание колеса с ободом соединяются еще девять спиц, вставляемых в левый фланец снаружи;
• десятая спица должна находится справа от ключевой, соседствуя с ней, но при этом не пересекая;
• после монтажа десятой спицы последующие восемь набираются в определенной выше последовательности;
• и вот приводные спицы уже размещены на своих местах и их головки находятся с внешней стороны фланца. При этом ниппеля завернуты лишь на некоторое число оборотов;
• устанавливаются натяжные спицы с головками с внутренней стороны фланца. Продевается спица во фланцевое отверстие и крутится втулка так, чтобы все спицы, находящиеся на местах, получили определенное направление, наиболее близкое к касательной относительно фланца. Первая натяжная спица должна пересечь три стоящих на месте приводных, при этом каждая натяжная должна пройти снаружи от первых двух пересекаемых ею под третью, также пересекаемую;
• остальные спицы добираются по тому же принципу.
2. Натяжение
Перед натяжением спиц, следует завернуть все ниппеля в равной степени. Затем нужно начать процесс, заворачивая каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается «дрожь», усиливается натяжение. Устанавливаем колесо для проверки и убираем все дефекты типа «восьмерки».
Устраняем радиальное биение
Обод колеса в виде овального «яйца» выглядит так: одна часть обода располагается ближе к центру, чем остальные. Такой изъян колеса появляется после неудачных приземлений. Исправить такую поломку гораздо сложнее, чем обычную восьмерку:
1) снимите покрышку и осмотрите обод;
2) переверните корпус велосипеда, прокрутите колесо, держа сверху какой-либо предмет. Отметьте мелом часть обода, которая будет приподнимать этот предмет;
3) одновременно проследите три направления:
— ослабьте напряжение с центральной спицы;
— натяните соседние спицы на то же количество оборотов, чтобы не было восьмерки;
— спицы в противоположном конце колеса следует натянуть для исключения появления «яйца» в другом месте.
Для устранения такой восьмерки нужен немалый опыт, процесс характеризуется своими сложностями. После исправления «яйца» нужно надавить на спицы всем весом, как в вышеуказанной схеме — для их усадки.
Правка «Зонта»
Велосипедистам знакомо такое понятие, как «зонт». Дефект заключается в следующем: обод колеса смещен в одну сторону и расположен не идеально ровно по отношению к центру втулки. Насколько серьезна ситуация от такого смещения непосредственно для велосипеда, зависит от конструкции рамы и от конфигурации тормозов. Такой вид неисправности часто возникает в случае неправильной сборки колеса. «Зонт» устраняется по аналогии, как и обычная восьмерка. С одной стороны нужно натянуть спицы, а с другой – ослабить. В отличие устранения обычной восьмерки, в процессе правки зонта усилие для каждой следующей спицы не должно быть слабее, а сохранять равномерность по всей окружности.
Подведем итоги
Восьмерки появляются на колесах даже самых опытных и подкованных в езде велосипедистов. Для того, чтобы выправить колесо, нужно помнить несколько простых правил. Всегда аккуратно перетягивайте спицы колеса – существует риск повреждения обода. Если во время выправки одна или несколько из спиц окажутся перетянутыми, ослабьте их и ближние спицы. Только затем повторяйте регулировку еще раз.
При езде на велосипеде спицы часто ломаются, пребывая в состоянии ослабления. Если в процессе процедуры протягивания одна или несколько спиц колеса оказались ослаблены, обязательно их подтяните, чтобы после этого заново повторить регулировку.
Наглядное видео: