Как вывести двумерный массив таблицей
Двумерные массивы
Объявление, ввод и вывод двумерного массива
Чтобы создать массив из n строк и m столбцов, можно объявить его указанным образом:
Затем необходмио размер “внешнего” массива изменить на n (сделать n строк в таблице):
Затем размер каждого массива-строки необходимо изменить на m. Это можно сделать циклом:
Заметим, что строки могут иметь разную длину, например, можно сделать массив в форме “лесенки”, где каждая строка будет содержать на один элемент больше предыдущей:
Для считывания, вывода на экран и обработки двумерных массивов необходимо использовать вложенные циклы. Первый цикл – по первому индексу (то есть по всем строкам), второй цикл – по второму индексу, то есть по всем элементам в строках (столбцам). Например, вывести на экран двумерный массив в виде таблицы, разделяя элементы в строке одним пробелом можно следующим образом:
А считать двумерный массив с клавиатуры можно при помощи еще более простого алгоритма (массив вводится по строкам, то есть в порядке, соответствующему первому примеру):
Обработка двумерного массива
Данный алгоритм плох, поскольку выполняет одну или две инструкции if для обработки каждого элемента. Если мы усложним алгоритм, то мы сможем обойтись вообще без условных инструкций.
Сначала заполним главную диагональ, для чего нам понадобится один цикл:
Можно также внешние циклы объединить в один и получить еще одно, более компактное решение:
Многомерные массивы
Их можно рассматривать как “трёхмерные” таблицы, но проще думать о таких массивах, просто как о величине, определяемой тремя параметрами-индексами.
Их тоже можно создавать в одну строку, добавив ещё один уровень вложенности конструкторов. Например, пусть требуется создать массив размера x×y×z, то есть первый индекс будет принимать значения от 0 до x-1, второй индекс от 0 до y-1, третий индекс от 0 до z-1. Можно использовать такое объявление:
Передача двумерных массивов в функцию
Передавать двумерные массивы в функцию всегда лучше по ссылке, т.е. добавляя знак “&” перед идентификатором параметра. Например:
Это обязательно делать в случае, когда функция должна модифицировать передаваемый массив, если же функция не модифицирует передаваемый массив, всё равно лучше массив передавать по ссылке, так как в этом случае не производится копирование массива (если массив передается по значению, то создается копия массива, что требует дополнительного времени).
Форматирование чисел при выводе
Допустим, мы заполним массив таблицей умножения: a[i][j] = i * j как в примере в начале раздела. Если мы теперь попробуем вывести этот массив на экран, разделяя элементы в строке одним пробелом, то из-за того, что числа имеют различную длину столбцы таблицы окажутся неровными:
Для того, чтобы получить ровные столбцы необходимо, выводить числа так, чтобы одно выводимое число имело ширину, например, ровно в 3 символа, а “лишние” позиции были бы заполнены пробелами. Тогда получится следующая таблица:
Заметим, что мы теперь не выводим пробел после каждого числа, поскольку мы добавили этот пробел к ширине выводимого поля. Функция width действует однократно, только на следующее выводимый в поток значение, поэтому ее нужно вызывать перед каждым выводом числа на экран.
Вывод двумерного массива в виде таблицы
Погуглил, вроде сделала чтобы матрица выводилась как матрица, а всё равно все элементы выводятся в 1 столбик. В чём ошибка?
Добавлено через 51 минуту
Допёр
Вывод двумерного массива на печать в виде таблицы
Доброго времени суток. Подскажите каким образом можно вывести двумерный массив на принтер в виде.
Как вывести результат двумерного массива на экран в виде таблицы?
как вывести результат двумерного массива на экрант в виде таблицы
Вывод содержимого файла в виде двумерного массива
На входе есть файл, в который записана матрица из символов. Нужно считать ее и вывести на экран.
Вывод одномерного массива в виде таблицы
Дан одномерный массив А из 15 целых чисел. А=12 43 45 87 98 52 72 4 90 15 17 31 7 54 77. Нужно.
Вывод двумерного массива в виде таблицы
Создать двумерный масив и метод который выводит на экран значение масива в виде таблицы масив.
Вывод двумерного массива в виде таблицы
Необходимо вывести двумерный массив (20х10) на экран, используя модуль crt; Т.к массив довольно.
[Fortran-90] Вывод двумерного массива в виде таблицы
Добрый день. Вот это есть, с неявными циклами write(*,10) ((b(i,j),j=1,m),i=1,n) 10 format.
Двумерные массивы
Объявление, ввод и вывод двумерного массива
Подобные объекты (массивы массивов) также называют двумерными массивами. Двумерные массивы можно представлять в виде квадратной таблицы, в которой первый индекс элемента означает номер строки, а второй индекс – номер столбца. Например, массив A[3][4] будет состоять из 12 элементов и его можно записать в виде
Для считывания, вывода на экран и обработки двумерных массивов необходимо использовать вложенные циклы. Первый цикл – по первому индексу (то есть по всем строкам), второй цикл – по второму индексу, то есть по всем элементам в строках (столбцам). Например, вывести на экран двумерный массив в виде таблицы, разделяя элементы в строке одним пробелом можно следующим образом:
А считать двумерный массив с клавиатуры можно при помощи еще более простого алгоритма (массив вводится по строкам, то есть в порядке, соответствующему первому примеру):
Обработка двумерного массива
Данный алгоритм плох, поскольку выполняет одну или две инструкции if для обработки каждого элемента. Если мы усложним алгоритм, то мы сможем обойтись вообще без условных инструкций.
Сначала заполним главную диагональ, для чего нам понадобится один цикл:
Можно также внешние циклы объединить в один и получить еще одно, более компактное решение:
Многомерные массивы
Передача двумерных массивов в функцию
В функцию можно передавать двумерный массив в качестве параметра, если размер этого массива фиксирован и объявлен в описании функции. То есть если заранее известен размер массива, то можно определить функцию, получающую в качестве параметра двумерный массив такого размера:
Проблема заключается в том, что в этом случае нельзя использовать массивы произвольного размера.
Чтобы использовать массивы произвольного размера, нам на помощь прийдут указатели. Для начала разберемся, как представлять двумерный массив в виде указателей.
Итак, двойной указатель можно объявить так:
Функцию, получающую в качестве параметра двумерный массив, можно объявлять так:
При таком способе объявления массива и выделения памяти можно сделать так, чтобы в разных строчках массива было различное число элементов.
Форматирование чисел при выводе
Допустим, мы заполним массив таблицей умножения: A[i][j]=i*j как в примере в начале раздела. Если мы теперь попробуем вывести этот массив на экран, разделяя элементы в строке одним пробелом, то из-за того, что числа имеют различную длину столбцы таблицы окажутся неровными:
Для того, чтобы получить ровные столбцы необходимо, выводить числа так, чтобы одно выводимое число имело ширину, например, ровно в 3 символа, а “лишние” позиции были бы заполнены пробелами. Тогда получится следующая таблица:
Заметим, что мы теперь не выводим пробел после каждого числа, поскольку мы добавили этот пробел к ширине выводимого поля. Функция width действует однократно, только на следующее выводимый в поток значение, поэтому ее нужно вызывать перед каждым выводом числа на экран.
Упражнения
Общие требования к оформлению программ.
Решение задачи осуществляется функцией, получающей в качестве параметра массив (типа int ** ), его размеры, дополнительные параметры при необходимости.
Типичный вид программы на примере задачи A:
A: Максимум
Найдите индексы первого вхождения максимального элемента. Выведите два числа: номер строки и номер столбца, в которых стоит наибольший элемент в двумерном массиве. Если таких элементов несколько, то выводится тот, у которого меньше номер строки, а если номера строк равны то тот, у которого меньше номер столбца.
B: Снежинка
C: Шахматная доска
D: Диагонали параллельные главной
E: Побочная диагональ
Числа на диагонали, идущей из правого верхнего в левый нижний угол равны 1.
Числа, стоящие выше этой диагонали, равны 0.
Числа, стоящие ниже этой диагонали, равны 2.
Полученный массив выведите на экран. Числа в строке разделяйте одним пробелом.
Ввод | Вывод |
---|
F: Поменять строки
Дан двумерный массив. Поменяйте в нем первую и последнюю строку. Полученный массив выведите на экран.
Выведите массив на экран разделяя числа в строке одним пробелом.
G: Поменять столбцы
H: Симметричен ли массив?
I: k-я диагональ
J: Транспонировать прямоугольную матрицу
K: Транспонировать квадратную матрицу
L: Поменять две диагонали
Дан квадратный массив. Поменяйте местами элементы, стоящие на главной и побочной диагонали, при этом каждый элемент должен остаться в том же столбце (то есть в каждом столбце нужно поменять местами элемент на главной диагонали и на побочной диагонали).
M: Кинотеатр
В кинотеатре n рядов по m мест в каждом. В двумерном массиве хранится информация о проданных билетах, число 1 означает, что билет на данное место уже продано, число 0 означает, что место свободно. Поступил запрос на продажу k билетов на соседние места в одном ряду. Определите, можно ли выполнить такой запрос.
Программа получает на вход числа n и m. Далее идет n строк, содержащих m чисел (0 или 1), разделенных пробелами. Затем дано число k.
Программа должна вывести номер ряда, в котором есть k подряд идущих свободных мест. Если таких рядов несколько, то выведите номер наименьшего подходящего ряда. Если подходящего ряда нет, выведите число 0.
Ввод | Вывод |
---|
N: Прямоугольник Паскаля
Даны два числа n и m. Создайте массив n×m и заполните его по следующим правилам:
Выведите данный массив на экран, отводя на вывод каждого элемента массива ровно 6 символов (см. пример).
O: Ходы коня
На шахматной доске стоит конь. Отметьте положение коня на доске и все клетки, которые бьет конь.
Программа получает на вход координаты коня на шахматной доске в шахматной нотации (то есть в виде “e4”, где сначала записывается номер столбца (буква от “a” до “h”, слева направо), затем номеру строки (цифра от 1 до 8, снизу вверх).
Клетку, где стоит конь, отметьте буквой “K”, клетки, которые бьет конь, отметьте символами “*”, остальные клетки заполните точками.
Выведите на экран изображение доски.
Ввод | Вывод |
---|
P: Ходы ферзя
Решите предыдущую задачу для ферзя. Ферзь обозначается буквой “Q”.
Ввод | Вывод |
---|
Q: Заполнение змейкой
По данным числам n и m заполните двумерный массив размером n×m числами от 1 до n×m “змейкой”, как показано в примере. Выведите полученный массив, отводя на вывод каждого элемента ровно 4 символа.
Ввод | Вывод |
---|
R: Заполнение диагоналями
По данным числам n и m заполните двумерный массив размером n×m числами от 1 до n×m “диагоналями”, как показано в примере. Выведите полученный массив, отводя на вывод каждого элемента ровно 4 символа.
Ввод | Вывод |
---|
S: Поворот прямоугольного массива
Дан прямоугольный массив размером n×m. Поверните его на 90 градусов по часовой стрелке, записав результат в новый массив размером m×n.
Выведите получившийся массив. Числа при выводе разделяйте одним пробелом.
Ввод | Вывод |
---|
T: Поворот квадратного массива
Дан квадратный массив. Поверните его на 90 градусов по часовой стрелке. Результат запишите в этот же массив, вспомогательный массив использовать нельзя.
Выведите результат на экран, разделяя числа одним пробелом.
Ввод | Вывод |
---|
U: Таблица умножения
Выведите получившийся массив на экран (при выводе можно использовать вложенные циклы), отводя на вывод каждого числа ровно 4 символа.
Ввод | Вывод |
---|
V: Заполнение в шахматном порядке
Выведите полученный массив на экран, отводя на вывод каждого элемента ровно 4 символа.
Ввод | Вывод |
---|
W: Заполнение спиралью
По данным числам n и m заполните двумерный массив размером n×m числами от 1 до n×m по спирали, выходящей из левого верхнего угла и закрученной по часовой стрелке, как показано в примере. Выведите полученный массив, отводя на вывод каждого элемента ровно 4 символа.
Тесты к этой задаче закрытые.
X: Сапер
На поле для игры в сапер клеточки с минами обозначаются символом “*”, а в каждой пустой клеточке записано число от 0 до 8, равное количеству мин в 8 клетках, соседних с данной.
Дан список мин на поле. Постройте по данному списку изображение поля.
Выведите изображение поля на экран, клетки при выводе разделяйте одним пробелом.
Тесты к этой задаче закрытые.
Y: Крестики-нолики
Напишите программу, которая по изображению поля для игры в «Крестики-нолики» определит, могла ли такая ситуация возникнуть в результате игры с соблюдением всех правил.
Напомним, что игра в «Крестики-нолики» ведется на поле 33. Два игрока ходят по очереди. Первый ставит крестик, а второй – нолик. Ставить крестик и нолик разрешается в любую еще не занятую клетку поля. Когда один из игроков поставит три своих знака в одной горизонтали, вертикали или диагонали, или когда все клетки поля окажутся заняты, игра заканчивается.
Вводится три строки по три числа в каждой, описывающих игровое поле. Число 0 обозначает пустую клетку, 1 – крестик, 2 – нолик. Числа в строке разделяются пробелами.
Требуется вывести слово YES, если указанная ситуация могла возникнуть в ходе игры, и NO в противном случае.
Тесты к этой задаче закрытые.
Z: Городской план
План города представляет собой прямоугольник, разбитый на \(n\times m\) квадратиков. Каждый квадратик может быть занят зданием или быть свободным. Если два соседних (по стороне) квадратика заняты зданием, то это — оно и то же здание.
Двумерные массивы
Одномерный массив можно представить как линейную структуру, в которой элементы следуют друг за другом. Однако бывают более сложные структуры данных. Например, двумерные массивы, которые можно описать как таблицу, в ячейках которой располагаются значения. Для обращения к данным массива указывается номера их строк и столбцов. Часто табличные массивы называют матрицами.
Обычно двумерные массивы на языке программирования Pascal описываются так:
Однако можно их описывать и по-другому:
При этом описание может быть в разделе type и тогда создается новый тип, который можно использовать при объявлении переменных. Или массив может быть описан непосредственно в разделе переменных. m и n – это константы, их можно опустить и вставить конкретные значения, но лучше так не делать. Обычно подразумевают, что в интервале от 1 до m определяется количество строк, а в интервале от 1 до n – количество столбцов массива.
1 вариант – описание массива через раздел type:
2 вариант – описание массива в разделе переменных:
При использовании третьего варианта описания лучше сначала определить некоторый тип одномерного массива (строка двухмерного массива), который затем используется при описании двухмерного массива:
Для обращения к элементу двухмерного массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках через запятую – значения двух индексов (первый указывает номер строки, а второй – номер столбца), на пересечение которых стоит элемент (например, a[i,2]:=6). В языке программирования Pascal допустимо разделение индексов с помощью квадратных скобок (например, a[i][5]:= 7).
Если описывается двумерный массив как типизированная константа, то при задании значений его элементов он рассматривается как массив массивов. При этом в общих круглых скобках через запятую перечисляются заключенные в круглые скобки значения элементов строк (каждая строка в своих скобках):
Рассмотрим простой пример работы с двумерным массивом. Сначала заполним его данными, а затем выведем их на экран в виде таблицы.
Размерность массива (т.е. количество содержащихся в нем значений) определяется произведением количества строк на количество столбцов. В примере выше в массив помещается 15 значений.
Когда пользователь вводит очередное число, то процедура read считывает его и помещает в ячейку с текущими индексами i и j. Когда i равна единице, значение j меняется пять раз, и, значит, заполняется первая строка таблицы. Когда i равна двум, значение j снова меняется пять раз и заполняется вторая строка таблицы. Аналогично заполняется третья строка таблицы. Внутренний цикл for в общей сложности совершает 15 итераций, внешний только 3.
Как пользователь вводит значения – не важно. Он может их разделять либо пробелом, либо переходом на новую строку.
Вывод значений двумерного массива организован в виде таблицы. Выводятся 3 строки по 5 чисел в каждой. Внутри строк числа разделяются пробелом.
На самом деле, это не совсем корректно написанная программа. Мы несколько раз используем цифры 3 и 5. А что если мы захотим поменять размерность массива? Придется просмотреть всю программу (представьте, что она очень большая) и исправить значения. Это неэффективно. Поэтому в программе следует использовать константы. В случае чего их значения можно поменять всего лишь в одном месте.
Вторая проблема – это «кривость» выводимой на экран таблицы значений матрицы, в случае если есть значения разной разрядности (однозначное, двузначное и т.д. числа). Неплохо бы под каждое число отводить равное количество знаков.
Вот так может выглядеть подправленный вариант программы:
Pascal: Занятие № 10. Двумерный массив в Pascal
Двумерный массив в Pascal
Матрица или двумерный массив – это прямоугольная таблица чисел (или других элементов одного типа). Каждый элемент матрицы имеет два индекса (номер строки и номер столбца).
Исходные данные для решения многих задач можно представить в табличной форме:
Таблица результатов производственной деятельности нескольких филиалов фирмы может быть представлена так:
zavod1: array [1..4] of integer; zavod2: array [1..4] of integer; zavod3: array [1..4] of integer;
Или в виде двумерного массива так:
var A: array[1..3,1..4] of integer; begin
begin var a := new integer[3,4]; <. >end.
Описание, ввод и вывод элементов двумерного массива
Варианты описания двумерного массива (традиционный pascal)
const N = 3; M = 4; var A: array[1..N,1..M] of integer;
const M=10; N=5; type matrix=array [1..M, 1..N] of integer; var A: matrix;
for i:=1 to N do for j:=1 to M do begin write(‘A[‘,i,’,’,j,’]=’); read ( A[i,j] ); end;
for var i:=0 to a.RowCount-1 do for var j:=0 to a.ColCount-1 do a[i,j]:=readinteger;
var a := MatrRandomInteger(3,4,0,10); // целые числа в диапазоне от 0 до 10 var a1 := MatrRandomReal(3,4,1,9) // веществ. числа в диапазоне от 1 до 9
Следующий фрагмент программы выводит на экран значения элементов массива по строкам:
for i:=1 to N do begin for j:=1 to M do write ( A[i,j]:5 ); writeln; end;
begin var a := MatrRandomInteger(3,4,0,10); var a1 := MatrRandomReal(3,4,1,9); a.Println; a1.Println(6,1) // 6 позиций всего на вывод, 1 знак после десят. запятой end.
Рассмотрим следующую задачу: Получены значения температуры воздуха за 4 дня с трех метеостанций, расположенных в разных регионах страны:
Номер станции | 1-й день | 2-й день | 3-й день | 4-й день |
---|---|---|---|---|
1 | -8 | -14 | -19 | -18 |
2 | 25 | 28 | 26 | 20 |
3 | 11 | 18 | 20 | 25 |
Т.е. запись показаний в двумерном массиве выглядела бы так:
t[1,1]:=-8; | t[1,2]:=-14; | t[1,3]:=-19; | t[1,4]:=-18; |
t[2,1]:=25; | t[2,2]:=28; | t[2,3]:=26; | t[2,4]:=20; |
t[3,1]:=11; | t[3,2]:=18; | t[3,3]:=20; | t[3,4]:=25; |
Или в pascalabc.NET:
var t := Matr(3,4,-8,-14,-19,-18,25,28,26,20,11,18,20,25); t.Println;
Объявление двумерного массива:
var t: array [1..3, 1..4] of integer;
Самостоятельно подумайте, как находится сумма элементов массива pascal.
Методы матриц для работы со строками и столбцами:
begin var a := MatrRandomInteger(3,4); a.Println; a.Row(0).Sum.Println(); a.Row(1).Average.Println; a.Row(2).Product.Println; a.Col(0).Min.Println; a.Col(1).Max.Println; end.
Главная и побочная диагональ при работе с двумерными матрицами в Pascal
Главная диагональ квадратной матрицы n x n (т.е. той, у которой количество строк равно количеству столбцов) проходит с верхнего левого угла матрицы (элемент 1,1) до правого нижнего угла матрицы (элемент n,n).
Побочная диагональ квадратной матрицы n x n проходит с нижнего левого угла матрицы (элемент n,1) до правого верхнего угла матрицы (элемент 1,n).
Формулу поиска элементов диагоналей проще всего искать, нарисовав элементы матрицы:
Если индексы начинаются с единицы (традиционный Паскаль):
1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 |
3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,4 |
4,1 | 4,2 | 4,3 | 4,4 |
Если индексы начинаются с нуля (pascalAbc.NET):
0,0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 |
2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 |
3,0 | 3,1 | 3,2 | 3,3 |
где n — размерность квадратной матрицы
Побочная диагональ матрицы в pascalAbc.Net имеет формулу:
n=i+j+1
где n — размерность квадратной матрицы
var i,j,n:integer; a: array[1..100,1..100]of integer; begin randomize; writeln (‘введите размерность матрицы:’); readln(n); for i:=1 to n do begin for j:=1 to n do begin a[i,j]:=random(10); write(a[i,j]:3); end; writeln; end; writeln; for i:=1 to n do begin for j:=1 to n do begin if (i=j) or (n=i+j-1) then a[i,j]:=0; write(a[i,j]:3) end; writeln; end; end.
var A:array[1..5,1..5] of integer; i,j:integer; sum,sum1,sum2:integer; begin randomize; for i:=1 to 5 do for j:=1 to 5 do A[i,j]:=random(10); write (‘Исходный массив A: ‘); for i:=1 to 5 do begin writeln; for j:=1 to 5 do write (A[i,j]:2,’ ‘); end; sum1:=0; for i:=1 to 5 do for j:=1 to 5 do if (i-j=1) then sum1:=sum1+A[i,j]; sum2:=0; for i:=1 to 5 do for j:=1 to 5 do if (j-i=1) then sum2:=sum2+A[i,j]; sum:=sum1+sum2; writeln; writeln(‘Сумма = ‘,sum); end.
Рассмотрим еще один пример работы с двумерным массивом.
var index1,index2,i,j,N,M:integer; s,min,f:real; a:array[1..300,1..300] of real; begin N:=10; M:=5; for i:=1 to N do begin for j:=1 to M do begin a[i,j]:=random(20); s:=s+a[i,j]; write(a[i,j]:3); end; writeln; end; f:=s/(N*M); writeln(‘srednee znachenie ‘,f); min:=abs(a[1,1]-f); for i:=1 to N do begin for j:=1 to M do begin if abs(a[i,j]-f)