Как вывести в паскале числа
Ввод-вывод данных в Pascal
Компьютерные программы обрабатывают (изменяют) различные данные. Программа получает данные, что-то делает с ними и выводит их в измененной форме или выводит другие данные.
Откуда или с помощью чего можно ввести данные в программу? Обычно это можно сделать с помощью клавиатуры или из файлов.
Куда можно вывести данные? На экран, в файл, на принтер и др.
Стандартным устройством ввода является клавиатура, а вывода — монитор. Стандартные — значит «работающие по-умолчанию»; т.е. если не указано ничего иного, то программа будет считывать данные с клавиатуры, а выводить их на монитор. Вместе клавиатуру и монитор называют консолью. Таким образом консоль представляет собой стандартное устройство ввода-вывода.
Вывод данных на экран. Форматированный вывод
Write() чаще используется, когда надо вывести для пользователя сообщение на экран, после чего получить данные, не переводя курсора на новую строку. Например, выводим на экран «Введи число: » и не переводим курсор на новую строку, а ждем ввода.
Еще один пример. В памяти компьютера хранятся данные. Из программы мы обращаемся к ним с помощью переменных num, fl и st. Вывести их значения на экран можно по-разному.
Во втором случае мы видим, что процедуры вывода (как write() так writeln() ) позволяют конструировать выводимую информацию из различных компонент (строк-констант и переменных).
В третьем случае был осуществлен так называемый форматированный вывод. При этом для выводимого значения указывается ширина поля вывода (количество знакомест). Если мы выводим вещественное (дробное) число, то вторым числом через двоеточие указывается количество знаков после запятой. Если для вещественных чисел не осуществлять форматирование, то они отобразятся так, как определено для данного компьютера. Если указать только число знакомест без фиксирования дробной части, то вывод будет в экспоненциальной форме.
Ввод данных с клавиатуры
Когда данные вводятся, то они помещаются в ячейки памяти, доступ к которым обеспечивается с помощью механизма переменных. Поэтому, когда в программе на Pascal используется процедура read() (или readln() ), то в качестве фактического параметра (аргумента) ей передается имя переменной, которая будет связана с вводимыми данными. Потом эти данные можно будет использовать в программе или просто вывести на экран.
В процедуры ввода можно передавать не один фактический параметр, а множество.
При вводе данных их разделяют пробелом, табуляцией или переходом на новую строку (Enter). Данные символьного типа не разделяются или разделяются переходом на новую строку.
Как вывести в паскале числа
Информация, выводимая любой программой должна быть легко читаемой, понятной для пользователя. Для этого, в частности, нужно, чтобы действительные числа были выведены в алгебраической форме, как число с точкой, а также в записях содержались пробелы, отделяющие числа от текста и др. Для этого в языках программирования используются форматы вывода.
При использовании форматов для вывода значений в текстовые файлы или на экран около имени, выводимого данного явно указывается размер поля для размещения его значения (после знака : ), в виде
переменная: ширина поля |
Форматный вывод для данных различных типов
_ _ _ 34
Если переменная i :=2345666, то данный формат ( i :5) не может быть использован (выводимое число занимает больше позиций) и будет просто игнорироваться и все значение переменной отобразиться на экране.
Writeln ( p :12); или Writeln ( p :6:2);
Если переменная p :=1234.6789, то в первом случае на экране появится
_1.2346 E +004, а во втором 1234.68
Пусть значение переменной X равно 123.45678, тогда оператор
Write(X); выведет «_1.23456780000000000E+02»
Write(X:10:5); выведет «_123.45678»
Для строковой переменной ss :=’СТРОКА’ и для символьной переменной c :=’ C ’, операторы
Writeln ( ss :8); Writeln ( c :4);
Т.е. в первой строчке две первые позиции из восьми отводимых будут пустыми, а остальные занимаются словом СТРОКА. Во второй строке из 4 позиций отводимых под переменную, первые три будут свободными, а последняя занята символом С.
Может оказаться полезным, что оператор Write (‘ ‘: n ) выведет на экран n пробелов. При n =6 будет
Оператор вывода writeln имеет такой вид:
writeln(‘ За ’,t:6:2,’ сек. скорость троллейбуса v=’,v:5:1,’ м/с,’);
На экране появится (знак подчеркивания показан для демонстрации пустых позиций форматированного вывода):
За _ _1.00 сек. скорость троллейбуса v = _ _1.5 м/ c ,
Как вывести в паскале числа
Информация, выводимая любой программой должна быть легко читаемой, понятной для пользователя. Для этого, в частности, нужно, чтобы действительные числа были выведены в алгебраической форме, как число с точкой, а также в записях содержались пробелы, отделяющие числа от текста и др. Для этого в языках программирования используются форматы вывода.
При использовании форматов для вывода значений в текстовые файлы или на экран около имени, выводимого данного явно указывается размер поля для размещения его значения (после знака :), в виде переменная:ширина поля.
Форматы для данных различных типов
Если переменная i :=34, то на экран будут выведены 3 пустых позиции (они для наглядности показаны знаком подчеркивания) и число 34, т.о. всего 5 позиций.
Если переменная i :=2345666, то данный формат ( i :5) не может быть использован (выводимое число занимает больше позиций) и будет просто игнорироваться и все значение переменной отобразиться на экране.
Writeln ( p :12); или Writeln ( p :6:2);
Если переменная p :=1234.,6789, то в первом случае на экране появится
Еще один пример. Пусть значение переменной X равно 123.45678, тогда оператор
Write(X); выведет «_1.23456780000000000E+02»
Write(X:10:5); выведет «_123.45678»
Пример программы, демонстрирующей возможности форматированного вывода числовых данных (3_1_7. exe ).
Writeln ( ss :8); Writeln ( c :4);
Т.е. в первой строчке две первые позиции из восьми отводимых будут пустыми, а остальные занимаются словом СТРОКА. Во второй строке из 4 позиций отводимых под переменную, первые три будут свободными, а последняя занята символом С.
Может оказаться полезным, что оператор Write (‘ ‘: n ) выведет на экран n пробелов. При n=6 будет
writeln(‘ За ’,t:6:2,’ сек. скорость троллейбуса v=’,v:5:1,’ м/с,’);
то на экране появится (знак подчеркивания показан для демонстрации пустых позиций форматированного вывода):
Покажем еще один пример использования форматированного вывода. Далее приведена программа и результаты ее работы.
a :=2 e 5; <вещественная переменная>
b :=3.1415926; <вещественная переменная>
s :=’ privet ’; <строковая переменная>
Язык программирования TurboPascal
Turbo Pascal. Ввод и вывод данных
Формат оператора:
Допускается использование оператора ввода без параметров
который выполняет переход на новую строку при вводе данных.
При вводе данных с помощью оператора READ нужно иметь в виду следующие основные правила:
ЗАДАЧА. Ввод данных.
Введем в программу следующие исходные данные:
Обозначим символом пробел при вводе. При вводе числа будем разделять пробелом. Между числами допускается любое количество пробелов. Тогда экран монитора при вводе данных может выглядеть следующим образом:
Введите a, b, c:2
3
Введите x, y, z:44.447.5
76
Введите s1,s2,s3:A B C
Вывод данных
Здесь a1,a2,a3. an могут быть либо переменными, либо строкой символов, заключенной в апострофы. Все элементы перечисляются через запятую. Добавление к оператору WRITE символов LN обеспечивает автоматический переход курсора после вывода данных на новую строку.
Допускается использование оператора ввода без параметров
который выполняет переход на новую строку, поэтому последующий оператор вывода с параметрами будет выводить данные с новой строки. Оператор вывода без параметров часто используется для формирования пустых строк.
Бесформатный вывод. Форма представления выводимых данных зависит от типа данных:
При бесформатном выводе отводимое количество позиций равно размеру данных. При выводе символа отводится одна позиция, при выводе целого числа – число позиций равно числу значащих цифр плюс одна позиция под знак, если число отрицательное. Это необходимо учитывать при последовательном выводе данных, например чисел, чтобы значения разных переменных не сливались друг с другом.
ПРИМЕР. Рассмотрим фрагмент программы:
Два числа слились. Для того чтобы числа не сливались необходимо использовать разделяющие пробелы или разнесение информации по разным строкам.
Результат:
Результат:
Форматный вывод. Для вывода вещественных чисел необходимо указать в операторе WRITE формат представления числа, который имеет вид:
где: m – целое число, указывающее общее количество позиций отводимое под значение переменной, включая позицию под знак числа, точку и количество цифр дробной части; n – целое число, определяющее количество цифр дробной части.
8 позиций |
Символом обозначен пробел.
Вывод вещественных чисел выполняется по следующим правилам:
В качестве примера рассмотрим печать вещественного числа в различных форматах.
Результат работы программы:
Печать вещественного числа
Печать в фиксированном формате
Печать в плавающем формате
Для вывода целых чисел необходимо указать в операторе WRITE формат представления числа, который имеет вид:
k – целое число, указывающее общее количество позиций, отводимое под значение переменной.
В целых числах отсутствует дробная часть, поэтому нет необходимости указывать в формате число позиций дробной части.
Pascal: Занятие №1. Часть 3: Типы данных в Паскаль
Типы данных в Паскале
Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.
Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.
Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.
Целочисленные типы данных в Паскаль
Тип | Диапазон | Требуемая память (байт) |
byte | 0..255 | 1 |
shortint | -128..127 | 1 |
integer | -32768.. 32767 | 2 |
word | 0..65535 | 2 |
longint | -2147483648..2147483647 | 4 |
Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).
Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:
Pascal | PascalABC.NET | ||||||||||||||||||
Pascal | PascalABC.NET | ||||||||||||||||
ДЕЙСТВИЕ | РЕЗУЛЬТАТ | СМЫСЛ |
---|---|---|
2 + 3 | 5 | плюс |
4 — 1 | 3 | минус |
2 * 3 | 6 | умножить |
17 div 5 | 3 | целочисленное деление |
17 mod 5 | 2 | остаток от целочисленного деления |
Порядок выполнения операций
var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.
Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal
Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.
Пример операции inc:
Более сложное использование процедуры inc:
Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.
Пример использования функции odd:
begin WriteLn(Odd(5));
Пример использования процедуры sqr в Pascal:
var x:integer; begin x:=3; writeln(sqr(x)); <ответ 9>end.
Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:
Пример использования процедуры sqrt в Pascal:
var x:integer; begin x:=9; writeln(sqrt(x)); <ответ 3>end.
- Автомобиль был во владении у юридического лица что это значит
- Usb hub что это такое