Как выйти на европейский рынок
Как выйти на Европейский Рынок эффективно и с минимальными затратами?
Многие успешные компании из Китая и России хотят выйти на рынки ЕС, но не знают как начать или совершают одни и те же ошибки.
На примере одной китайской компании, которую мы успешно продвинули, поделюсь опытом.
На тот момент их опыт продаж в ЕС заключался в разовых мелкооптовых поставках B2B через платформу Alibaba или розничных продажах B2C через Aliexpress.
Мы взялись за эту работу и обеспечили за полтора года впечатляющий уровень продаж.
Ниже некоторые полезные выводы:
Страна выхода в ЕС? Эстония
Эстония удобна с точки зрения логистики (особенно для Северной Европы и Германии), отсутствия налога на прибыль, недорогих услугах таможенного хранения и так далее. Ну и мы тут физически находимся.
Изучение рынка? Необязательно
Дорогого и презентабельного не проводили, так как достаточно было изучить таможенную базу импорта в ЕС.
Но при этом учесть еще, что китайские цены, указываемые в транспортных документах, могут быть занижены в разы от реальных (с целью экономии Покупателями ввозных пошлин и НДС).
Объем рынка видеокамер стал понятен и перспективы их продаж тоже.
Бренд? Очень желательно!
Был зарегистрирован в ЕС новый “благозвучный” бренд на эстонскую компанию.
Бренд и эстонская юрисдикция компании позволили утверждать что видеокамеры имеют “европейское” происхождение и лишь собираются в Китае (OEM или ODM).
Европейская сертификация СЕ? Обязательно!
Видеокамеры были сертифицированы для использования в ЕС. Собирались сделать в Латвии, но в итоге сертификацию сделали в Китае (там оказалось достаточно профильных лабораторий и недорого).
Таможенное хранение? Очень желательно!
Видеокамеры поступали в Таллинне на таможенный склад и хранились там.
При необходимости, растаможивали требуемый объем товара (и только тогда платили пошлины и НДС) и сразу отправляли в место назначения в ЕС.
Каналы продаж? Маркетплейсы и сети магазинов
Опыт показал, что наиболее эффективным каналом продаж стали европейские маркетплейсы с обеспечением доставки (fulfillment services) конечному потребителю (Amazon UK, DE, FR, ES, IT, но не только Amazon).
Далее идет поставка на реализацию в сети магазинов.
Свой сайт оказался менее эффективным чем ожидалось.
Локализация? Есть нюансы
Если Северная Европа (и Германия) английский воспринимают хорошо, то Франция (как и Испания и Италия) предпочитают использовать свои языки. Надо учесть это при локализации продукта через маркетплейсы или онлайн сервисы.
А при “физической” продаже в магазинах надо обязательно делать перевод на язык страны магазина (вкладываемые инструкции, печать на упаковке или стикеры). Но всё решаемо.
Сервис-центр? Обязательно!
Статистика показала, что 5-10% онлайн продаж были возвращены только потому что Покупатель передумал (ну или попользовал, например, на лыжных каникулах или дайвинге, и больше не надо). Законы ЕС это не запрещают.
Как правило, эти видеокамеры были в рабочем состоянии и требовали переупаковки (или незначительного ремонта типа замены корпуса). Поэтому необходим ЕС-почтовый адрес для приема товара и минимальные площади для переупаковки и с последующей отправкой новому Покупателю.
Неожиданные проблемы? It happens
Например, после аварии самолета из-за возгорания аккумулятора в каком-то электронном изделии, грузовые авиакомпании усложнили требования к перевозке товаров, содержащих аккумуляторные батареи. Были проблемы с приемом к перевозке и у нас.
Что еще оказалось важным? Регистрация плательщика НДС в каждой стране ЕС!
Если склад расположен на территории страны, или продажи в этой стране выше некоторого уровня, то требуется регистрация в налоговых органах этой страны Евросоюза в качестве плательщика НДС (или как у нас его называют VAT).
Процедура сложная, в каждой стране разная, но это надо делать.
Зато факт наличия номера плательщика НДС повышает уровень продаж В2В в этой стране, так как Покупатель зачитывает НДС при покупке.
Есть что ещё сказать? Да
Многое осталось несказанным (мобильные приложения, ПО, дизайн, экспо, реклама, онлайн поддержка, финансирование, отношения с конкурентами и тд).
Всем успехов! И удачи с выходом на внешние рынки!
Как выйти на европейский рынок
9 МИН
Как выйти на международный рынок за 5 шагов
Пандемия перевела многие бизнес-процессы в онлайн и увеличила объёмы электронной торговли. Если в ваших планах — международная экспансия, самое время перейти к активным действиям. Рассказываем, как оценить зарубежный рынок, найти свою аудиторию и что делать с конкурентами.
Шаг 1
Оценка рынка
60 % экспортеров начинали с изучения рыночной статистики. Подумайте, где ваши товары будут пользоваться спросом, в каких странах ценится то, что транслирует ваш продукт: например, комфорт или экономия средств. Если вы составляли маркетинговую стратегию, загляните в раздел «Позиционирование компании».
Китай по-прежнему мировой лидер в сфере электронной коммерции, на него приходятся 57 % от общемирового объёма онлайн-продаж. В 2020 году розничная электронная торговля показала значительный рост в Латинской Америке, Аргентине и Сингапуре: 37 %, 79 % и 71 % соответственно.
«Для начала выберите рынок, схожий с тем, который вы хорошо знаете. Или попробуйте начать работу в стране, рынок которой близок по характеристикам (язык, культура и т.д.) вашим целям, но более доступен», — советуют эксперты. Так, перед выходом в США можно провести тестовый выход на рынок Австралии.
Ещё один подход — выйти сначала в соседние страны, чтобы сэкономить на доставке и отработать схемы логистики. Например, если вы работаете на Дальнем Востоке можно выходить в Азию, а из европейской части России — в Латвию или Эстонию.
Инструменты 
Чтобы прощупать рынок и познакомиться с потенциальными клиентами, воспользуйтесь The Consumer Barometer, бесплатным инструментом, который создал Google вместе с аналитиками TNS и IAB Europe. Он поможет узнать, что пользователи ищут и покупают в интернете в той или иной стране, а также как они принимают решение о покупке.
Шаг 2
Поиск конкурентов
Ваша цель не столько стать лучше конкурентов, сколько отстроиться от них. Уникальность, за которую вас ценят «родные» клиенты, может не сработать на зарубежном рынке. Поэтому посмотрите на конкурентов, возьмите лучшие практики и обратите особое внимание на ошибки.
Как можно найти конкурентов:
Помимо прямых конкурентов — тех, кто продаёт товары и услуги, аналогичные вашим — есть косвенные. Они предлагают другой продукт, но воюют с вами за один сегмент потребителей. Например, открывая онлайн-продажи косметики за рубежом, стоит искать не только похожие магазины, но и косметологические клиники.
Инструменты 
Шаг 3
Адаптация контента
52 % потребителей считает, что доступность продукта на родном языке — более важный критерий выбора, чем цена. И речь не только о переводе контента. В каждой стране — свой культурный код, его определяют особенности менталитета, доставшиеся от предков привычки, местные традиции поведения. Его нужно учитывать при локализации.
Что включает локализация бренда:
Инструменты 
Для маркетинговой локализации можно воспользоваться бесплатным сервисом Global Market Finder. Он переведёт описание товара или услуги более чем на 50 языков и на основании поисковых запросов пользователей определит страны, где они могут быть наиболее востребованы. Кроме того, сервис поможет рассчитать стоимость рекламы. А вот с культурным кодом не всё так просто. Он может зависеть от конкретного региона, например, штата в США. Поэтому лучше привлечь специалиста оттуда, куда вы запланировали экспансию.
Шаг 4
Каналы сбыта
Каналы сбыта зависят от вашего продукта, аудитории и других факторов. Кто-то открывает международный онлайн-магазин, а кто-то работает через местных дистрибьюторов. В последнее время всё более популярными становятся маркетплейсы — торговые площадки, которые продают товары и услуги разных продавцов через интернет.
Не путайте маркетплейсы с сайтами-агрегаторами. Последние ничего не продают, только информируют о товаре или услуге. А чтобы что-то купить, нужно переходить по ссылке в интернет-магазин.
При очевидных плюсах у маркетплейсов есть и минусы: высокая конкуренция, дорогая логистика, зависимость от установленных площадкой правил, меньше возможностей для коммуникации с покупателем.
Инструменты 
Для контрактов с ежемесячным расчётами можно воспользоваться сервисом Сбера «Грингейт». Он позволит получать и отправлять деньги таким маркетплейсам, как Booking.com, Apple, Google, Airbnb, Upwork. Таким образом, он подходит и тем, кто продаёт товары, и тем, кто оказывает услуги (IT, консалтинг, туризм).
Шаг 5
Валютный контроль
Если вы покупаете или продаёте товары, заказываете работу или оказываете услуги нерезидентам, вы становитесь участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для проведения любых операций с зарубежным партнёром нужно предоставить подтверждающие документы, то есть пройти валютный контроль. Список документов зависит от типа и суммы валютной операции, а также от вида сделки. Кроме того, потребуется расчётный или валютный счёт.
«ВЭД без границ» — пакет услуг от Сбера для предпринимателей, которые постоянно работают с иностранными контрагентами или совершают небольшие платежи в валюте. Его главные плюсы: вся работа с операциями и документами ведётся онлайн, а оформлением занимается ваш личный менеджер.
В пакет «ВЭД без границ» входит:
Как вывести бизнес на международный рынок: основные вопросы
Выход компании на зарубежные рынки — это точка роста для любого бизнеса. На профессиональном языке торговля с зарубежными странами называется «внешнеэкономическая деятельность». Одной из составляющих внешнеэкономической деятельности является осуществление экспортно-импортных операций, то есть либо мы продаём товары, либо их закупаем. Так как развитие экспорта является одним из приоритетных направлений в развитии экономики страны, то как раз о нём и поговорим.
С чего начинается экспорт
Важный шаг для развития бизнеса — это понимание причин, истоков желания торговать за пределами страны. Здесь я вижу три основные причины:
Коль мы идём от возникновения идеи к получению средств, давайте рассмотрим построение нашей модели на первой причине. То есть когда внутренний рынок перенасыщен и мы ищем новые рынки сбыта.
Как понять, ждут ли нас за границей?
Давайте разбираться. В первую очередь посмотрим, какие страны являются основными странами-партнёрами России по данным статистики за прошлый год. Это поможет нам проанализировать потенциальную аудиторию и требования, предъявляемые к продукции. Также немаловажные аспекты, на которые необходимо обратить внимание, — это торговые барьеры, налогообложение и наличие подобных производств (даже если производства имеются в достаточном количестве — для потребителей ваш товар будет являться импортным, что само по себе иногда может сыграть определяющую роль в выборе).
На следующем этапе ответим на вопрос, а есть ли потенциал у вашего товара. В профессиональной терминологии — экспортный потенциал. Как его определить? Очень просто. Нужно честно ответить себе на несколько вопросов:
С помощью этих простых вопросов вы можете оценить свои потенциальные риски.
На случай, если у вас есть опасения по третьему пункту, спешу их развеять. Если нет собственного производства и нет необходимости забивать склады продукцией, которая может «пойти» или нет, можно заручиться партнёрской поддержкой производителей или агентов.
Код ТН ВЭД — начало всех начал и без чего ещё невозможно экспортировать
Как внутри страны важен код ОКПЭД (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности), так для внешнеторговых сделок необходим код ТН ВЭД. По этому коду мы увидим все требования, которые страна-контрагент предъявит к вам, он же указывается в экспортной декларации.
Есть три способа определения кода ТН ВЭД:
Есть ещё один вопрос, ответ на который поможет вам выстроить дальнейшую стратегию: какой вид экспорта для вас наиболее приемлем — прямой, когда вы работаете через зарубежные агентства и сбытовые организации, или косвенный, когда сбыт происходит через представительства зарубежных компаний, внешнеторговые предприятия на внутреннем рынке или агентов и комиссионеров. Для себя вы определяете приоритет — что позволит вам целенаправленно организовывать дальнейшую работу. Мой вам совет — ищите сильного проводника.
Следующий момент в работе с зарубежными странами — это логистика. Планирование логистики относится к подготовительным этапам. Необходимо понимать, какие возможные способы доставки, виды транспорта, оптимальные и альтернативные маршруты будут задействованы при экспорте вашего товара. Не стоит скидывать со счетов и период, в который будет организовываться доставка (например, учитывать, что в Европе Рождественские праздники начинаются ещё в декабре, а Новый год в Китае — в феврале).
Работаем по правилам или без?
Конечно, по правилам. Причём по правилам страны-импортёра. Начну с того, что озвучу одну непреложную истину. Менталитет — достаточно устойчивая конструкция, это константа, а вот предложения и рыночная конъектура — это переменная. Поэтому не учитывать менталитет — это заведомо неправильная позиция.
Пример из реальных будней экспортёров. Мёд — это традиционное русское лакомство, для нас его целебные свойства второстепенны. А вот для китайцев мёд — слишком сладкий продукт, их культура питания не признаёт его употребления, поэтому заходить с экспортом мёда в Китай необходимо не с позиции угощения, а с позиции здоровья. Это яркий пример, который отражает влияние менталитета и традиций на торговлю.
С учётом выбранной для экспорта страны мы начинаем анализировать свою целевую аудиторию — потребителя, в том числе неплохо было бы посмотреть на полки с товаром.
Ещё один пример от реального экспортёра. Вьетнам, если помните, — один из известных поставщиков сушёных фруктов и тому подобных снеков. Тем не менее, российский предприниматель смог зайти на вьетнамский рынок с фруктовыми сушёными снеками, просто сделав более маленькую упаковку, чем привыкли местные жители, и сыграв на аудитории, которой можно положить небольшую упаковку с перекусом, например, в школьный рюкзак. Оказалось, что традиционно товар упаковывали в так называемую семейную упаковку объёмом 200 грамм.
Подобные истории демонстрируют, что изучение целевой аудитории, наблюдение и анализ — это составляющие любого бизнеса, не только экспортного.
К кому обратиться за помощью в поиске партнёра?
Этот вопрос страшит многих. Но государство позаботилось о своих экспортёрах. Сегодня существуют государственные и частные структуры, которые берут на себя подбор партнёров по заданным критериям. В частности, сюда можно отнести Российский экспортный центр, Московский экспортный центр, Торгово-промышленные палаты, посольства и торговые представительства РФ в иностранных государствах, ассоциации и союзы предпринимателей, акселераторы, бизнес-миссии.
Если вы непременно желаете развить навыки самостоятельного подбора партнёра, то здесь на помощь придут международные выставки, деловые поездки и интернет-агрегаторы.
Например, в декабре прошлого года участником выставки из маленького, по меркам страны, населённого пункта на просторах Забайкалья был заключён контракт с крупной индийской компанией на поставку овечьей шерсти на 60 млн рублей. Самое интересное, что все договорённости на поставку руна были достигнуты на тематической выставке в Турции.
Все примеры в данной статье приведены исключительно для того, чтобы было понятно: организация внешнеторгового бизнеса при всей кажущейся сложности не так уж трудна.
Что ещё нужно учесть?
Внимательно прописывайте все условия контракта, особенно раздел про способы расчётов: российское валютное законодательство строго следит за всеми операциями, связанными с возвратом валютной выручки.
Если присмотреться к модели организации внешнеторгового бизнеса, то от идеи до момента получения первых денег, конечно, пройдёт значительное время. Но полученный результат будет на перспективу, на постоянство и на масштабирование бизнеса. Ведь если вернуться к началу статьи, то вы пришли во внешнеэкономическую деятельность не вдруг, а осмысленно.
Не забывайте, что экспорт является одним из приоритетных направлений в экономике страны, а значит, есть масса программ, по которым вам могут оказать консультационную и финансовую помощь, есть субсидии для компаний для выхода на внешние рынки, на логистику. Так, в ноябре прошлого года Минпромторгом внесены предложения по субсидированию затрат маркетплейсов на логистику, чтобы поддержать через них экспорт продукции российский поставщиков. Кстати, работа с маркетплейсами в целях продажи своих товаров за рубеж — тоже достаточно интересная модель бизнеса и перспективное направление с учётом развития розничного онлайн-экспорта.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Хочу создать бизнес в Европе, управлять им удаленно и выйти на доход от 2000 € в месяц
Ситуация
Давно мечтаем с женой о переезде в Европу. Хочется встретить осень жизни в спокойном красивом месте с умеренно теплым климатом, в удобном одноэтажном доме с окнами в пол, стоящем на берегу Адриатического моря. И удовлетворенно спокойно жить, так как на инвестиционном счете больше полумиллиона евро обеспечивают пассивный доход в 2500+ евро в месяц с купонов по облигациям и дивидендов.
Много думали, обсуждали. Конечно же, возможность переезда и закрепления на месте упирается в первую очередь в доход. Если будет источник дохода, который либо совсем не привязан к месту жительства, либо находится в целевом регионе, это позволит осуществить нашу мечту о доме на севере Адриатики. А если доход будет перекрывать ежемесячные траты, то мы позволим себе инвестировать и накопить заветные полмиллиона.
Есть понимание, как легализоваться в Словении и в Эстонии, и возможности сделать это. В Словению ездили, понравилось. Но какую бы страну мы ни выбрали, первый этап — это создание стабильного дохода, а сейчас я переживаю кризис в этой сфере жизни.
Поскольку своей профессиональной деятельностью я выбрал предпринимательство, и весь мой активный опыт связан с созданием и развитием малого бизнеса в России, значит нужно использовать этот бэкграунд и создавать свой малый бизнес в Европе.
Старт
Uno. Опыт предпринимательства. Есть разный опыт предпринимательства в России: с 2005 года разными способами я участвовал в создании бизнесов и в управлении ими. Начинал с развития рекламной фирмы вместе с партнерами. Потом был опыт управления развлекательной франшизой в течение четырех лет. Открыл и быстро закрыл «автомойку-без-воды» — она все-таки царапает кузов.
После этого из наемной работы вырастил небольшой бизнес по оказанию бюрократических услуг перевозчикам. Он работает до сих пор, но сейчас находится в кризисе из-за изменений в законодательстве: сейчас решается его судьба — либо мы выживем и тогда бизнес точно будет устойчивым уже надолго, либо скоро закроемся.
Два года назад, предвидя неустойчивость этого бюрократического бизнеса, я начал смотреть по сторонам и думать о создании следующего. С этим запросом я обратился к своему бизнес-наставнику, и он предложил мне создать образовательную организацию в партнерстве с ним. Мы это сделали, она сейчас работает, но пока приносит доход только сотрудникам — мы как соучредители пока не получили оттуда ни копейки. Тем не менее, я приобрёл хороший опыт старта нового проекта, подбора персонала и управления им. Сейчас этим бизнесом управляет наемный генеральный директор и, возможно, в течение следующего года начнет приносить доход собственникам. Почему я сам не получаю в нем зарплату, выполняя работу генерального — тема для отдельного рассказа, но нет, не получаю.
Важно заметить, что оба эти бизнеса работают полностью удаленно. Все сотрудники сидят по домам в разных городах. Да, есть вопросы к контролю — возможно, он организован не самым эффективным образом, зато мы не тратим кучу денег на аренду и содержание офиса, плюс у нас гораздо шире пул кандидатов, когда открывается вакансия.
Сейчас я в поиске идеи для бизнеса в Европе. У меня, конечно же, есть наметки, но они пока меня не особо вдохновляют. Очень хочу найти потребность на рынке для создания micro-SaaS приложения, которое можно разработать с помощью no-code, но пока с адекватными идеями туговато. Я еще поищу до конца октября, а с ноября уже возьмусь за реализацию проекта, который мне кажется наиболее перспективным на данный момент в моей ситуации. Это бизнес по внедрению CRM и системы дэшбордов из гуглтаблиц — эдакой панели управления малым бизнесом. У меня есть определенные способности к организации потоков информации, я хорошо изучил возможности amoCRM и Google.Sheets. Мне хочется надеяться, что я могу быть полезен рынку с этими навыками. Рынок этих услуг существует, там немаленькая конкуренция, но значит, и спрос тоже присутствует.
Due. E-residence в Эстонии. Буквально на днях я получил e-residence card, которая позволит мне открыть юрлицо в Эстонии, находясь при этом в России. Это даст возможность заключать контракты с европейскими компаниями и принимать оплату в евро на банковский счет в европейском банке. Как раз то, что мне нужно. Заказал бесплатную консультацию в эстонском центре развития предпринимательства, буду у них учиться принципам евробизнеса. Может быть, в процессе консультирования придет идея какого-нибудь другого продукта для Европы?
Tre. Upper-intermediate English. Европа — интересный край. Представьте, что в Москве говорят на московском, в Иваново — на ивановском, в Перми — на пермском. И если московский с ивановским еще как-то похожи, как русский с белорусским, то пермский — вообще другой язык. Вот в Европе примерно так. Но спасает английский. Я пока еще очень тревожусь за то, как у меня будет складываться коммуникация с клиентами и партнерами на английском, но какая-никакая база у меня есть. И еще есть перед глазами вдохновляющий опыт знакомого индуса, который приехал в Россию учиться, и через десяток лет у него тут сеть из тридцати аптек. При этом по-русски он говорит весьма ломано до сих пор, что не помешало ему построить успешный бизнес.
Quattro. Кое-какие накопления. За последний год удалось заработать достаточно, чтобы досрочно погасить вторую ипотеку, а также отложить денег на финансовую подушку в размере 20 000 евро. Если в первых двух бизнесах будет совсем швах, то по крайней мере у меня и моей семьи есть возможность жить на сбережения в течение минимум полугода. А если текущие компании не пропадут, а продолжат приносить доход, то подушку можно будет использовать в качестве инвестиций в новый бизнес.
Вполне себе багаж, на который можно положиться в этом рискованном путешествии.
Препятствия
Во-первых, мне страшно. Эта тревога всегда парализует, внушает мысли типа «куда ты лезешь?», «мало тебе неудач?», «а что будешь делать, если опять не получится?» и всякое такое. Тревога съедает энергию и мотивацию, забирает силы. Я с ней работаю у терапевта, разбираю страхи, делаю микрошаги и, где возможно, стелю соломку. Но все равно все еще страшно.
Во-вторых, всё-таки у меня пока нет проверенной бизнес-идеи. Оба работающих российских бизнеса не могут быть экспортированы в Европу, надо что-то новое, а неизведанное дело может принести какие-то сюрпризы, некоторые из которых вполне могут оказаться непреодолимыми. К тому же если это будет все-таки micro-SaaS, то мне нужно будет научиться разработке — а это та еще задачка, которая потребует в первую очередь, времени. А время требует расходов на оплату счетов.
В-третьих, я понимаю, что моя финансовая подушка не такая уж и большая. Учитывая, что она предназначена не для меня одного, а для семьи из четырех человек, плюс алименты и помощь родителям — я осознаю, что эти деньги кончатся быстрее, чем хотелось бы.
Отношения с деньгами
О финансовой дисциплине. Когда было туго, мы с женой дисциплинированно вели бюджет в гугл-таблицах. Мы не просто фиксировали расходы, а вполне успешно планировали наш кэш-флоу на две недели вперед. Это, несомненно, помогало нам не провалиться в финансовую яму. Мы научились жить по средствам и не оказываться в ситуации, когда приходится брать в долг до получки. Даже получалось что-то откладывать.
Но когда дела пошли в гору, мы вообще перестали следить за расходами. Это так приятно — просто делать перевод с бизнес-карты на карту для семейных расходов, когда на ней кончаются деньги:). По итогу месяца я смотрел на результаты в бизнесе и принимал решение, сколько можно потратить на погашение ипотеки, а сколько — на крупные покупки или путешествия. Регулярные расходы мы старались просто не разгонять. Если вдруг возникал вопрос «а куда ушло столько денег» — анализировали их в приложении, благо теперь это делать весьма удобно. Но всегда приходили к выводу, что ничего ненужного мы не купили. Много уходит на услуги — медицина и терапия, доп.образование.
Финансовые достижения. Когда в 2012 году я закрыл «автомойку-без-воды», мы жили в кредит и долг по кредитке на момент выхода из этого неудачного бизнеса составлял 70 тысяч рублей.
Сейчас у нас есть три квартиры — в одной мы живем, а две купили в качестве инвестиции на этапе строительства. Брали в две ипотеки, обе погашены. Плюс подушка в 20 000 евро, которую мы накопили после погашения последнего кредита. Помимо, к 2019 году, когда открывал второй бизнес, я накопил для этого 3 млн. рублей, которые и вложил в образовательную организацию, пока безвозвратно.
Все это в сумме — вполне себе достижение, я считаю. Накоплено примерно 14 миллионов рублей за девять лет. Но этого мало, конечно. Мне надо 40 миллионов через семь лет в облигациях, плюс еще 15-20 на дом. Надо наращивать темпы сбережений, а для этого нужно наращивать регулярный доход.
У меня есть опыт торговли на фондовом рынке. Разный опыт. Начинал я сразу со сложного — научился у одного трейдера работать с фьючерсом на индекс РТС, и в течение года торговал счетом в 100 000 рублей. По итогу года получилось около 50 000 заработанных и выведенных средств, но в последнюю неделю слил 30 000, и остаток около 70 000 просто забрал и забыл про трейдинг надолго.
Прежде чем неудачно вложиться во второй бизнес, деньги я откладывал с помощью инвестирования в акции. Использовал тупейшую стратегию — сортировал в приложении акции по уровню изменения стоимости за последние полгода и покупал лидеров роста, вкладывал по 1000 долларов в акцию. Выставлял стоп-лосс на 5% от цены покупки, но тейк-профит не ставил, а при продолжающемся росте просто двигал стоп вверх. Начинал со счета в 1 млн, за год довел его за счет пополнений до 3 млн, а на росте акций в итоге заработал около 400 тысяч, но все слил в ноябре 2018-го и ушел в небольшой минус, который от переживаний фиксанул и снова забыл про фондовый рынок на время. А ведь у меня были тогда в портфеле и Amazon по 1800, и Apple по 227 и Moderna еще по 60! И Tesla покупал, грешен.
В общем, с фондовым рынком у меня все сложно, и пока я думаю, что буду использовать его для получения 5-6% годовых в валюте от купонов с облигаций (такие бонды есть, особенно для квалифицированного инвестора, которого Тинькофф дает за 3 млн на инвестиционном счету). Если у меня на счету будут вожделенные полмиллиона евро, это позволит просто получать и тратить купонный доход в размере 2-3 тысячи евро в месяц. Для семейной пары в возрасте — вполне себе нормальная пенсия, на которую можно и жить, и даже путешествовать. Как говорят шведы, lagom. Мне очень нравится этот принцип.
Может быть я когда-нибудь осилю фундаментальный анализ и еще раз попробую растить капитал на акциях. А пока основную ставку делаю все-таки на собственный бизнес, а подушку храню тупо в индексе S&P500.
Финансовые провалы. Давно хочу написать прямо таки отдельную статью про свои потери денег. Напишу как-нибудь в будущем подробный разбор, с графиками и таблицами.
Самый крупный мой финансовый провал — это неудачное вложение 3.5 млн рублей в образовательный бизнес. Купил недешевый такой опыт. Все же этот бизнес работает, хотя пока и без дохода, но есть признаки того, что он все-таки вырастет и начнет приносить чистую прибыль, которую мы с партнерами сможем выводить в качестве дивидендов. Так что это пока не зафиксированный убыток, я еще в позиции, однако она вполне может закрыться в минус. Конечно, я до сих пор переживаю за эту потерю, но при этом я ее вполне уже пережил и почти превратил ее в ресурс.
Второй по величине суммы провал — это очень тупая потеря 200 тысяч рублей на эмоциональной покупке валюты в конце 2014 года. Я тогда только-только начал поднимать голову, стали появляться первые накопления. И когда курс начал быстро расти с уровня в 35 рублей, я сначала сделал очень хорошо — купил 1000 долларов и 1000 евро по курсу около 50 рублей. При этом у меня еще оставалось около 500 тысяч в рублях. Но когда цена подскочила до 80 на бирже и не показывала признаков снижения, я психанул и на все полмиллиона рублей закупил валюты. Очень хорошо помню те бешеные спреды. И покупал я в зеленом банке, когда евро там стоил СТО рублей. Потом все полетело вниз. Мне было очень больно смотреть, как падает стоимость моего импульсивного пакета из валюты. Я подождал пару недель и продал все с убытком в 200 тысяч рублей. Эмоциональная торговля — зло и потери.
Хорошо помню также и первый опыт вложения в ПИФ. Это было еще в 2007 году. У жены был миллион, и мы решили купить паи одного красного фонда на 600 тысяч рублей. Как раз перед падением рынков. Потеряли 60 тысяч за пару месяцев, закрыли счет и решили не ходить на фондовый рынок, пока не разберемся. Ну а дальше вы знаете.
Вот вкратце о самых ярких событиях в моей финансовой истории. Спасибо, что прочитали. Stay tuned.
Реалити-шоу о финансовых целях: заявки. Первый этап, в котором читатели ставили цели и объясняли, почему выбрали их