Как выйти на завод изготовитель
Как попасть на полку супермаркета: советы для мелких производителей
На сайтах крупных торговых сетей есть раздел для поставщиков. Нужно заполнить форму, отправить и ждать ответа. Другой вариант: пообщаться по телефону с менеджером и отправить форму на емэйл. Мы делали это десятки раз, но результат был нулевым. Думаю, у других маленьких производителей он будет таким же.
Через два-три месяца нам все-таки удалось попасть в «Ашан», «Добрынинский», «Викторию», несколько сетей поменьше и удержаться там. Некоторые действия мы совершали хаотично, но как потом выяснилось из общения с менеджерами сетей, именно они и являются универсальными. Наш опыт пригодится многим маленьким производителям, для которых продаваться в крупных сетях — до сих пор недостижимая мечта.
Идите на крупные выставки
Начините со знакомства с руководством сети. Кроме официального, есть два пути. Первый — посещение отраслевой выставки. Крупные выставки, вроде World Food, приезжают представители всех без исключения крупных сетей. В то числе топ-менеджеры. Задача простая: найти их и обменяться личными контактами. Именно таким способом мы познакомились с представителями «Ашана» и «Виктории». Мы разыскали их на выставке, «затащили» к себе не стенд, что и стало первым шагом на пути к ним на полки.
Второй способ подойдет на крайний случай и требует наличия харизмы и даже наглости. На встречу в офисе сети можно напроситься или даже приехать без предупреждения, устроив импровизированную презентацию продукта. Так мы попали в офис одной из сетей АЗС. Мы производим корейские паровые пирожки «тинпаны» и привезли с собой мини-печку, чтобы показать сотрудникам сети, как готовить и продавать продукт. На фразе «уничтожить ваших конкурентов» открылась дверь, вышел улыбающийся директор и спросил: «Хм, кто это сказал?»
Найдите самого главного
Формально решение принимается на комитетах, где собирается много сотрудников. Но на деле все зависит от заинтересованности и энергии одного человека, который запустит сложный бюрократический механизм попадания в сеть. Обычно это менеджер или руководитель направления. Его KPI должны быть напрямую связаны с продажами категории, к которой относится ваш продукт. Его и нужно искать на выставке или в офисе сети. Со всеми прочими переговоры не имеют особенного смысла.
В нашем случае категорией была кулинария. Ваша задача — найти того человека, кто отнесется не формально, а с профессиональным интересом. Впоследствии вам придется иметь дело с разными менеджерами. В том же «Ашане» есть мероприятие для директоров магазинов сети, которое называется «День поставщиков» и выглядит довольно официально. Директора кивают, говорят: «Да, интересно, возьму в свой магазин». В других сетях есть похожие мероприятия, но это только формальности.
В будущем формальности нужно, по возможности, сокращать. Это сбережет время и силы. Например, договорившись с «Ашаном», мы стали поставляем туда товар через дистрибутора. Для прямого договора с ритейлером пришлось бы готовить много документов, для дистрибутора — мало. С «Викторией» мы ввели электронный документооборот, что тоже избавляет от лишней бюрократии.
Подстройтесь под нужды сети
Первый критерий, по которому менеджер категории принимает решение, брать товар на полки или нет — новизна. Товар должен отличаться от всего, что в ассортименте и так уже присутствует. Будет плюсом, если сеть получит не просто товар, а «концепцию» — некое комплексное решение, куда входит, например, обучение продавцов. В нашем случае таким «комплексным решением» стала поставка печек в магазины, где пирожки «дозревают» из состояния полуфабриката и выгодно смотрятся.
Второй критерий — способность подстроиться под требования сети и поставлять товар под ее маркой. В «Ашане» тоже считается обычной практикой предлагать маленьким и «слабым» поставщикам работу под маркой сети. Согласитесь — войти в сеть будет проще. Наши пирожки продаются под маркой сети в магазинах «Добрынинский». Мы сделали для них специальную упаковку по четыре штуки с логотипом сети (в остальные магазины пирожки уходят в стандартных коробках по 30 штук).
Третий критерий, разумеется, цена. Почти всегда сети торгуются, и называя отпускную цену, сразу закладывайте запас. В случае с «Ашаном» нам пришлось уступить 20% от заявленной цены, хотя оно того стоило: сеть гигантская, и поставки туда покрыли все операционные расходы нашей компании. И еще одно предупреждение: готовьтесь к тому, что крупные сети работают с отсрочкой платежа, которая составляет в среднем 21 день (в «Ашане» вообще 41 день), и пользуйтесь факторингом.
Готовьтесь к сложностям на старте
Когда продукт уже стоит хотя бы в одной крупной сети, другие начнут звонить сами. Например, «Добрынинский» сам вышел на нас после старта продаж в Ашане» и «Виктории». Из сети закусочных «Воккер» нам вообще написал лично гендиректор, и мы продаемся в его точках в московских парках.
Впрочем, радоваться рано. Первое время продажи во всех сетях идут в тестовом формате, и работать, возможно, придется без прибыли. Очевидно, что в одних магазинах товар будет продаваться лучше, чем в других. Например, в спальных районах хорошо, а в центре плохо, или наоборот. Но сети поставляют его во все магазины сразу, и только потом оставляют там, где он востребован. Готовьтесь к списаниям и ждите.
Рядовые сотрудники сетей не будут уделять вашему товару особого внимания: он ведь один из тысяч. Но их равнодушие можно преодолеть. Сети позволяют выплачивать продавцам премии с продаж. Но если вы маленький производитель, то премии будут небольшими (у нас было пять рублей с пирожка) и поэтому не помогут. Лучше сделать ставку на эмоциональный контакт и заняться обучением. Продавцов обучать бессмысленно из-за высокой текучки, ориентируйтесь на заведующих отделами.
Как обучать? Сначала мы сделали видеоролик с рассказом про продукт и как с ним обращаться. Мы разослали ссылку всем заведующим, но его проигнорировали. Тогда мы стали приезжать в торговые точки и проводить семинары для сотрудников и дегустации. В таком случае ты уже выделяешься, и за товаром начнут следить.
Поставщики для маркетплейсов: основные критерии выбора и ТОП-8 вариантов
Следующий важный шаг после выбора перспективного товара для выхода на маркетплейс – поиск поставщиков. От правильности действий в данном случае зависит удовлетворенность будущих покупателей и рентабельность бизнеса в целом. Как искать надежного партнера, у которого можно закупать продукцию и какие есть варианты, рассказываем в статье.
Как выбрать надежного поставщика
При выборе партнера стоит ориентироваться на такие критерии:
Кроме того, поставщик должен регулярно предоставлять актуальную информацию об ассортименте за счет эффективной системы трекинга товаров. Если есть проблемы со стабильным наличием востребованных позиций на складе, лучше не начинать сотрудничество с такой компанией.
Где искать партнера
Закупать товары для маркетплейсов можно у производителей, оптовиков, дистрибьюторов или дропшипперов, через агрегаторов поиска поставщиков из Китая.
Производители чаще всего работают с одним видом товара или с разными позициями из определенной категории. Выйдя на таких партнеров напрямую, вы сможете приобрести продукцию по более выгодной цене и тем самым повысить рентабельность бизнеса.
Дистрибьюторы получают товар непосредственно от производителя и распространяют его среди оптовых продавцов на специальных условиях.
Оптовики – продавцы, которые работают только с оптовыми поставками. Они продают разные товарные группы и категории. Обычно их склады представлены во всех регионах страны. Это существенно упрощает логистику для селлеров маркетплейсов.
Искать подходящих партнеров можно через:
Самый простой способ – ввести в строку поиска соответствующий запрос и поискать полезную информацию в результатах выдачи на нескольких первых страницах. Например, пишем «производители мебели». В итоге можем попасть на официальные сайты производителей, оттуда выйти на дистрибьюторов и оптовиков. Или же, если подходят условия, договориться о прямых поставках.
Еще один вполне эффективный вариант поиска – на местах. Так можно найти неплохие организации, о которых нет информации в интернете. Для этого обратите внимание на наружную рекламу или расспросите продавцов магазинов с интересующим ассортиментом, где они закупают товар.
Начинать поиски стоит с территории РФ: здесь довольно много поставщиков самых разных продуктов. Поищите по каталогам, выставкам, журналам. Попробуйте поиск на местах.
Сотрудничество с отечественными партнерами проще и удобнее. Во-первых, будет меньше затрат на логистику. Во-вторых, вы сможете оперативно пополнять свой ассортимент ходовыми позициями, которые быстро заканчиваются. Наличие товаров на складе – одно из главных условий успешной торговли на маркетплейсе.
Если в России подходящих вариантов нет, тогда можно поискать за границей. Цена в Европе в основном выше средней. Там большой выбор, но достаточно сложно выйти на производителя напрямую. Местные фабрики предпочитают сотрудничать с агентами, которые поставляют продукцию ритейлерам со своей наценкой.
В качестве альтернативы стоит рассмотреть Турцию или Китай. Особенно широкое разнообразие товаров по доступным ценам предлагают китайские торговые платформы:
Работать лучше прямо с фабриками. Если планируете делать закупки через русских или китайских агентов, проверяйте их репутацию, тщательно изучая отзывы. Кроме этого, сравнивайте цены и уточняйте вопросы относительно качества изделий. На китайских платформах нередко встречаются мошенники.
Еще один важный момент, который нужно проверить перед сотрудничеством с зарубежными партнерами – наличие сертификатов соответствия для определенных категорий товара. Это обязательное требование большинства популярных маркетплейсов. А заниматься сертификацией самостоятельно затратно, как по финансам, так и по времени.
ТОП-8 поставщиков товара для маркетплейсов
INLIVITI
Сервис оптовых поставок для магазинов и маркетплейсов. Предоставляет целый спектр услуг: проводит переговоры с производителями из Китая, согласовывает выгодные условия по цене/качеству, доставляет товары на склад в городе заказчика. Также компания занимается таможенным оформлением, сертификацией, брендингом и тюнингом продукции.
Какие товары для маркетплейсов можно заказать через INLIVITI:
Список доступных позиций постоянно расширяется. Персональные менеджеры помогают подобрать наиболее подходящий способ доставки из Китая – ж/д, авиа, авто, море или сборный груз.
HitsOptom.ru
Оптовый интернет-магазин товаров различных направлений. Работает с самыми востребованными, хитовыми позициями на маркетплейсах. Ждать доставки из других стран не нужно, так как весь ассортимент уже находится на складе в Москве и всегда в наличии. Сборка осуществляется в течение 24 часов.
В каталоге собраны предложения из таких категорий:
Минимальная сумма для оформления заказа – 4 500 рублей. Компания работает на условиях 100%-й предоплаты, но для постоянных клиентов возможна рассрочка. В течение 7 дней после получения заказа предусмотрен бесплатный обмен брака.
Если вы не знаете, что продавать на маркетплейсе, можно подписаться на рассылку хитов продаж. В ней селлеры получают актуальные списки интересных, популярных продуктов.
Standartoptom.ru
Магазин с ежедневно обновляемым ассортиментом, в котором представлены разные товарные тренды. Продает оптом и по дропшиппингу. Особенность компании – тщательная проверка продукции на брак и качественная упаковка, которая предотвращает появление дефектов во время транспортировки. При каждой отгрузке для заказчика формируются фото-отчеты.
Каталог включает все популярные категории на маркетплейсах:
Доставка до перевозчиков и курьерских служб бесплатная. Заказы на сумму от 10 000 рублей компания доставляет до нужной точки за свой счет. Каждому новому клиенту предоставляется купон на 5% скидку. Продукция по оптовым ценам отгружается от 1-й единицы.
«Оптомус»
Оптовый поставщик товаров для маркетплейсов, онлайн-магазинов, одностраничников, организаторов СП. Делает доставки по всей территории РФ и СНГ.
К заказу доступны следующие категории:
Сумма минимального заказа – 5 000 рублей. Для удобства своих клиентов компания отправляет рассылки с актуальной информацией о топовых новинках на рынке.
В отдельном разделе на сайте есть подборка популярных позиций для маркетплейсов, сделанная на основе статистики продаж клиентов «Оптомус». Например, сейчас там видим 3D ручку с дисплеем, автомобильный беспроводной пылесос, панорамную камеру 360°. Эту информацию можно использовать как подсказку для формирования востребованного ассортимента на маркетплейсе.
Trend-opt
Оптовая компания, которая работает с продавцами на маркетплейсах, онлайн-магазинами, одностраничниками, группами в соцсетях. Специалисты Trend-opt регулярно отслеживают ситуацию на рынке и пополняют ассортимент wow-товарами, доставляя их из Китая. Практически все, что представлено в каталоге, имеется в наличии на складе в Москве.
Также компания оказывает услугу фулфилмента для маркетплейсов. Для постоянных клиентов предусмотрены скидки.
Что здесь можно закупить:
Минимум для заказа – 5 000 рублей. В комментариях нужно обязательно указывать предпочтения по цветам и размерам. Иначе товар отправляют со случайными параметрами.
Fastimport
Еще один сервис, поставляющий продукцию для маркетплейсов из Китая. Работает со всеми популярными торговыми онлайн-платформами в РФ – «Вайлдберриз», «Озон», «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет».
В перечень услуг входят:
Благодаря обширной базе проверенных партнеров, через Fastimport можно найти производителя любого продукта. Для расчета предварительной стоимости доставки груза можно воспользоваться удобным онлайн-калькулятором. Чтобы начать сотрудничество, нужно оформить заявку на сайте.
Китайские платформы
В Китае есть много крупных онлайн-платформ, работающих в формате b2b. Это один из самых доступных и удобных способов поиска поставщика и осуществления оптовых закупок любой продукции для маркетплейсов.
Вот список популярных площадок с большим выбором:
Поставщики.ру
Площадка, на которой можно получить информацию о производителях и поставщиках практически любой интересующей продукции.
В базе есть данные о поставщиках разных товарных категорий:
Данных действительно много и среди предложенных вариантов точно найдутся подходящие партнеры. К примеру, в категории одежды представлено более 6 000 компаний. Если открыть блок с любой из них, появится вся необходимая информация, которую стоит изучить перед началом сотрудничества:
Чтобы найти партнера, нужно зайти в раздел «Ищу поставщиков» или «Ищу дилеров» и просмотреть варианты в соответствующей категории. Если подходящего не находится, можно оставить новый запрос.
Для удобства поиска на сайте размещены рейтинг организаций, списки востребованных отечественных и зарубежных компаний (из Казахстана, Турции, Китая, Украины). Предоставляется услуга проверки партнера в Реестре недобросовестных поставщиков и через сервис «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС».
Используя сайт поставщики.ру, можно выйти на производителей конкретных изделий, которые предлагают самые выгодные условия по оптовым закупкам.
Вот несколько примеров:
Заключение
После выбора перспективной ниши и товара для выхода на маркетплейс остается разобраться с тем, где его закупать. Однако просто найти потенциальных партнеров мало. Необходимо правильно определить, кто из них больше всего подойдет для сотрудничества.
Для этого обратите внимание на стоимость и качество продукции, актуальность складских остатков, сроки поставок, удаленность склада. Также имеют значение сумма минимального заказа, условия доставки на склады маркетплейса или собственные, наличие лицензий и сертификатов.
Чтобы расти в будущем и при этом не искать новых поставщиков после каждого обновления ассортимента, выбирайте партнеров с широким предложением. В первую очередь советуем рассматривать варианты на территории РФ. Для успешной торговли на маркетплейсах важны регулярность и своевременность поставок.
Как начать производство товаров в Китае — гайд от предпринимателя с 15-летним опытом
Сооснователь и совладелец Digit Trading
Данил Концевой, сооснователь и совладелец компании цифровой торговли Digit Trading, занимается производством одежды, обуви и аксессуаров на фабриках Азии 15 лет. В 2020 году оборот производства составили 132 млн рублей. Он рассказал об особенностях производства товаров в Китае и с чего следует начать.
Почему Азия, а не Россия? Дело в том, что у нас относительно мало фабрик и хорошие сильно загружены. Из-за низкой конкуренции предприятиям хватает того, что у них есть, им не надо идти на уступки новым клиентам.
Если мы хотим выпустить какое-то очень недорогое изделие, например, 10 тыс. футболок с принтом, то дешевле сделать это в Бангладеш или Индии. В России даже с учетом того, что логистические расходы окажутся более низкими, цена все равно будет выше.
В том случае, если нужно сшить не более 200–300 единиц товара, стоимость производства в РФ и Азии будет примерно одинаковой. На зарубежных фабриках маленький объем стоит дорого, и им он не интересен.
Как найти производителя
Начать искать производителя в Китае можно через разные сайты, где собрана информация о местных производителях. Самые известные — Alibaba, Taobao, Globalsources. Но есть нюанс. Скорее всего, с вами будут общаться не представители фабрик, а реселлеры — посредники, которые зарабатывают на размещении заказов. Идти через них дороже. Если удастся договориться непосредственно с фабрикой, можно сэкономить 20–30%.
Но нет ничего страшного и в том, чтобы первое время действовать через реселлеров. Когда у вас не слишком большие объемы — до 100-300 штук на артикул-цвет — то без них и вовсе сложно обойтись. Фабрикам маленькие партии неинтересны, а реселлер объединит несколько имеющихся у него заказов в один и разместит их пулом.
Владелец предприятия, у которого нормально идет бизнес и завод загружен на полгода вперед, может просто не захотеть разговаривать с новыми клиентами с маленькими заказами. Да и английский язык эти фабриканты чаще всего не знают.
Это очень интересная каста людей наподобие наших «новых русских». Они обычные работяги, которые внезапно, за 5–10 лет, стали миллионерами благодаря тому, что очень большой поток заказов со всего мира начал стекаться в Китай.
Когда мы начинали работать с новой фабрикой, то иногда прибегали к стороннему аудиту. Процесс недешевый: стоит в среднем несколько тысяч долларов. Что интересно, есть фабрики, с которыми хорошо работать, но они никогда не пройдут жесткий аудит западных или больших российских компаний.
Причины могут быть разные, в зависимости от стандартов сертификации: например, не горит какая-то лампочка, сломался душ для рабочих или упаковка товара происходит в пыльном помещении. Но небольшому производителю одежды или обуви они выставляют приятный прайс и в сочетании с ответственными владельцами этой фабрики, вы получаете надежного партнера на старте.
Как размещать заказ
Самая важная часть договора — коммерческая составляющая: как, когда и сколько платим. Здесь есть разные схемы работы. При работе с новым заказчиком фабрики могут запросить предоплату в размере 30% в момент размещения заказа и 70% перед отгрузкой продукции.
Спустя какое-то время условия часто становятся более лояльными. Например, иногда оплатить оставшуюся часть позволяют спустя три-четыре месяца после отгрузки товара. В договоре обязательно указывают срок производства и штрафные санкции за его нарушение.
Мы работаем по принципу «нет образца — нет заказа» и всегда прописываем алгоритм предоставления образцов. На практике это означает следующее. Предположим, вы хотите произвести футболку. У вас есть ее дизайн, лекала со всеми размерами, четкое описание изделия, ткань, которая будет использоваться, artwork принта, то есть его рисунок в высоком разрешении.
Перед размещением заказа фабрика должна прислать development sample (образец будущего изделия), и вы как заказчик его утверждаете или отклоняете, или даете комментарии. После размещения заказа от хорошей фабрики вы получите следующее:
Только после подтверждения того, что вас все устраивает, партия может уходить в производство.
Мне кажется, что в договоре можно прописать что угодно, но главное не документ, а человек, с которым вы работаете: все в большей степени зависит от добросовестности конкретного физлица-контрагента. Я знаю крупные российские компании, у которых очень мягкие договоры. Сначала недоумевал, почему они так делают. Потом понял, что благодаря мягким контрактам можно привлечь больше интересных поставщиков. В процессе работы недобросовестные поставщики отсеиваются.
Доверяй и проверяй
Если фабрика новая, рекомендую провести quality control (контроль качества) во время производства. Когда линия уже работает, ваш человек может приехать и посмотреть, как идет процесс, какие ткани используются, как они раскроены, где хранятся.
Потом выборочно проверить упаковку и сделать финишный контроль при отгрузке. Мы осуществляем такой контроль не всегда. Все зависит от условий договора (кстати, именно в нем прописывается, кто проводит контроль: вы своими силами, что предпочтительнее, или фабрика) и степени доверия.
Я за все время работы ни разу не столкнулся с намеренным обманом со стороны азиатских партнеров. Только однажды на территории Китая был потерян контейнер продукции, но это была ошибка экспедитора, а не фабрики.
Вообще, мир все больше строится на доверии. Помните, в популярной книге «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари говорит о том, что мы достигли таких успехов, построили все эти небоскребы, больницы, школы, полетели в космос, только потому, что умеем доверять друг другу.
Конечно, если вы, например, хотите снизить или оставить цену на производство курток или кроссовок на прежнем уровне, притом что стоимость материалов увеличилась, то вас ожидают не очень приятные сюрпризы. Для того чтобы сохранить заказчика, фабрика может согласиться на его условия, но девальвирует сам продукт: начнет экономить на ткани, фурнитуре и т.д. В конечном итоге вы получите совсем не то изделие, что ожидали.
Каким может быть минимальный заказ
На любых фабриках есть минимальный заказ на артикул или MOQ (minimum order quantity). Он зависит в том числе и от категории продукции. Например, женские платья фабрики готовы производить по 150–200 штук на артикул, а футболки — от 500. Это ниши, куда легче всего входить с точки зрения начала производства. А вот у джинсов «минималка» выше: от тысячи на артикул. С мужской одеждой интересная история: ее выпускает меньше производителей и требования к объемам у них намного выше чем по женской одежде.
Что делать новичкам? Можно заказать изделие в одном из цветов, который будет лучше всего продаваться, в количестве 1000–1500 штук, а изделия в другой гамме попросить произвести всего по 200–400 позиций на артикул. Есть предприятия, которые соглашаются на такую схему. Проверить уровень продаж можно с помощью анализа открытых данных на маркетплейсах в конкретных субкатегориях или изделиях.
С обувью все еще сложнее, чем с трикотажем. Может быть, маленькая фабрика согласится сделать 200–300 пар кроссовок, но они будут очень низкого качества. Хорошее предприятие работу начинает от тысячи и более изделий на артикул.
Еще один совет тем, кто только начинает заниматься бизнесом и не может сделать большие заказы. На фабриках бывают периоды простоя, когда они не полностью загружены. Такая ситуация означает для них убытки: они ничего не производят, но продолжают платить за электричество, воду, выдавать зарплату сотрудникам.
Китай, Индия или Бангладеш?
С точки зрения производственных мощностей, разнообразия тканей, фурнитуры, материалов КНР стоит на первом месте. Индия и Бангладеш пока сфокусированы на простых изделиях. В основном это кроеный трикотаж. Если вам нужны дешевые футболки, то нужно работать с этими странами, а если требуется производить что-то посложнее, например, куртки, пуховики, обувь, обращайтесь к фабрикантам из Китая.
Из нашего опыта у китайцев есть особенность. Если вы на них сильно давите по времени, конструкции и другим вопросам, в большинстве случаев они не могут сказать «нет» — на все отвечают «да». А потом начинаются сюрпризы: сдвигаются сроки, изменяются объемы и стоимость.
Но при организации производства в нашей стране есть другие сложности. Например, для изготовления обуви есть очень мало пресс-форм, почти отсутствует выбор разных колодок, подошв, тканей, фурнитуры и т.д. Все это все равно нужно везти из-за рубежа.
Но есть большой плюс производства в России: из-за отсутствия необходимости доставлять готовый товар издалека, сокращается время его получения конечным покупателем. Если размещать заказ на хорошей фабрике в Азии, весь производственный цикл займет от двух до четырех месяцев, а в нашей стране — в несколько раз быстрее. Конечно, для e-commerce это невероятное преимущество, поэтому сейчас мы думаем над тем, как начать работать в России.