Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников 8 декабря 2020 г. утвердил федеральную адресную инвестиционную программу на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Источник: Минэкономразвития России
Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников 8 декабря 2020 г. утвердил федеральную адресную инвестиционную программу на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (ФАИП). Объем средств на 2021 год составляет 846,3 млрд. рублей, на 2022 год – 885,8 млрд. рублей, на 2023 год – 925,8 млрд. рублей.
В рамках ФАИП предусмотрена реализация более 1 100 инвестиционных проектов, в том числе более 1 000 адресных объектов капитального строительства.
В их числе более 88 объектов в сфере здравоохранения, из них 17 онкологических центров, 3 инфекционные и 4 туберкулезные больницы. Запланировано более 50 объектов федеральных и региональных аэропортов (Московский транспортный узел, Новосибирск, Магнитогорск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Грозный). Начнется и продолжится строительство и реконструкция более 60 объектов морского и речного транспорта, более 121 участка автомобильных дорог федерального значения, мостов и путепроводов. Планируется берегоукрепление и защита от наводнений, в том числе в Комсомольске-на-Амуре. Строительство и реконструкция более 40 образовательных учреждений, 30 крупных объектов в сфере культуры и 20 объектов в сфере спорта.
В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года» планируется реализация более 230 объектов и мероприятий, и з них 46 детских садов, 14 школ, 3 мероприятия по развитию объектов культуры, 7 объектов Здравоохранения, в том числе: «Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь»; «Севастопольская больница скорой медицинской помощи» «Строительство городской инфекционной больницы на 200 коек», Строительство психоневрологического интерната; 13 объектов спорта, 44 объекта, направленных на обеспечение межнационального единства, и другие.
Ежегодно в ФАИП включается не больше 100-150 новых объектов, остальные объекты являются переходящими, т.е. ранее уже реализуемыми в рамках программы. При этом вводится в эксплуатацию ежегодно 200-300 объектов, что способствует снижению объемов незавершенного строительства.
Параметры ФАИП соответствуют проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета по адресному распределению бюджетных ассигнований.
Федеральная адресная инвестиционная программа формируется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами и подзаконными актами, регулирующими инвестиционную деятельность в РФ, Посланием Президента РФ Федеральному Собранию и Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию.
Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории РФ иных капитальных вложений:
В рамках федеральной адресной инвестиционной программы за счет средств федерального бюджета реализуется много крупных, уникальных проектов, не имеющих аналогов в мире. Например, строительство мостового перехода на Крымский полуостров, реализация комплекса мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу-2018, а также строительство ряда уникальных научно-медицинских центров и множества других объектов.
Решения о строительстве объектов капитального строительства с указанием сметной стоимости, мощности и сроков осуществления работ принимаются в виде нормативных актов Правительства РФ, либо в форме нормативного акта ведомства, которые согласовываются со всеми заинтересованными органами власти и организациями.
Основными принципами при определении направлений расходования бюджетных ассигнований в планируемом периоде в первоочередном порядке являются:
С подробной информацией о федеральной адресной инвестиционной программе можно ознакомиться на сайте http://faip.economy.gov.ru
Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ, а также инновационное развитие экономики.
ФЦП являются одним из важнейших механизмов Правительства РФ по реализации структурной, научно-технической и инновационной политики, активного воздействия на его социально-экономическое развитие. Решение о разработке ФЦП принимается Правительством РФ при утверждении концепции ФЦП.
ФЦП разрабатываются федеральными органами исполнительной власти. Реализация мероприятий ФЦП осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. ФЦП включают в свой состав инвестиционные проекты, а также увязанные с ними инновационные проекты и прочие мероприятия.
Мероприятия ФЦП реализуются в рамках механизмов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере формирования ФЦП, осуществляет экспертизу проектов ФЦП и их концепций, а также ежеквартальный мониторинг реализации ФЦП. Подготавливаемые Минэкономразвития России доклады о ходе реализации ФЦП ежеквартально рассматриваются на заседаниях Правительства РФ.
Основными документами, регламентирующими работу с ФЦП, являются Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594, а также иными нормативными актами.
С актуальной информацией о ФЦП можно ознакомиться на официальном сайте федеральных целевых программ http://fcp.economy.gov.ru
Сведения о ведомственных, государственных, федеральных целевых программах, исполнителем которых является Минэкономразвития России:
Информационные материалы
28 ноября 2019 г. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин утвердил федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (ФАИП)
Информация для ведомств о представлении отчетности по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе за 9 месяцев 2019 года
Методические рекомендации по формированию предложений к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в части бюджетных ассигнований на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ
Письмо о предоставлении отчетности о ходе выполнения федеральных целевых программ (мероприятий ФЦП, вошедших в отдельные государственные программы Российской Федерации) и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2019 года
Письмо Минэкономразвития России от 27 июня 2019 года №20830-АТ/Д17и «О согласовании распределения базовых бюджетных ассигнований по расходам на реализацию ФАИП и ФЦП на 2020-2022 годы»
Методические указания по подготовке главными распорядителями средств федерального бюджета распределения базовых бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в части расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ
Протокол заседания Межведомственной комиссии по подготовке предложений по формированию и повышению эффективности расходов инвестиционного характера за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
26 апреля 2019 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по формированию и повышению эффективности расходов инвестиционного характера за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период
Методические рекомендации по формированию предложений к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в части бюджетных ассигнований на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ
Протокол ежегодного совещания у Министра экономического развития Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 5-МО по вопросам реализации федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ в 2019 году и об итогах их выполнения в 2018 году.
Документы
Письмо Минэкономразвития России от 02.04.2019 №9920-АТ/Д17и «О предоставлении отчетности по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе за I квартал 2019 года»
Письмо Минэкономразвития России от 27 марта 2019 г. № 9028-АТ/Д17и «Методические рекомендации по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на реализацию ФАИП и ФЦП»
Письмо Минэкономразвития России от 1 февраля 2019 г. № 2754-АТ/Д17и «Методические рекомендации по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на реализацию ФАИП и ФЦП»
Письмо Минэкономразвития России от 19.12.2018 №37606-АТ/Д17и «О предоставлении отчетности о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 2018 год»
Письмо Минэкономразвития России от 20.09.2018 № 26954-АТ/Д17и «О представлении отчетности о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2018 года»
Письмо Минфина России от 19.04.2021 № 02-05-10/29153 «О направлении предложений по внесению изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
Письмо Минфина России от 19.04.2021 № 02-05-10/29153 «О направлении предложений по внесению изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Отправить по электронной почте
Письмо Минфина России от 19.04.2021 № 02-05-10/29153 «О направлении предложений по внесению изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Поделиться в социальных сетях
Дата публикации: 19.04.2021
Дата изменения: 19.04.2021
Прикрепленный файл: pdf, 447.75 кБ
Главные распорядители средств федерального бюджета
Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации
предложения «На новый код классификации расходов бюджетов»;
предложения «На изменение справочников основных мероприятий и подпрограмм государственной программы Российской Федерации»;
предложения «На изменение справочников направлений расходов и целевых статей расходов классификации расходов бюджетов».
Формирование Заявок осуществляется в соответствии с:
1) Руководством пользователя по формированию предложений на добавление, редактирование подпрограмм государственной программы Российской Федерации, основных мероприятий, направлений расходов и целевых статей расходов классификации расходов бюджетов, заявок на добавление новых кодов классификации расходов бюджетов в информационной системе Министерства финансов Российской Федерации для главных распорядителей средств федерального бюджета (размещено в ГИИС «Электронный бюджет», в реестре «Предложения по внесению изменений в НСИ», кнопка «Справочная информация», вкладка «Документация»);
2) Порядком изменения (дополнения) нормативно-справочной информации, используемой при составлении реестров расходных обязательств (раздел III Методических рекомендаций по составлению реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, размещенных на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Деятельность/Бюджет/Федеральный бюджет/Бюджеты/2021» по адресу https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2021/).
Формирование Заявок осуществляется с учетом следующих особенностей.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации «О системе управления государственными программами Российской Федерации» предполагается утверждение Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации (далее – Положение) и начиная с 2022 года реализация государственных программ Российской Федерации в соответствии с новыми подходами, установленными данным Положением.
Принимая во внимание положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными программами, претерпит существенные изменения перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подлежащих включению в государственные программы Российской Федерации, для формирования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – ЦСР на 2022 – 2024 гг.).
В целях формирования ЦСР на 2022 – 2024 гг. проектом приказа Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 85н» предусматривается уточнение составных частей кода целевой статьи расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (см. таблицу).
Целевая статья
Государственная программа Российской Федерации
Тип структурного элемента
Федеральный (ведомственный) проект, комплекс процессных мероприятий, федеральная целевая программа
Код ЦСР на 2022 – 2024 гг. состоит из:
— кода типа структурного элемента государственной программы Российской Федерации (3 разряд кода целевой статьи расходов);
Код типа структурного элемента государственной программы включает в себя:
В связи с предполагаемым изменением структуры государственных программ Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти и иным главным распорядителям средств федерального бюджета, являющимся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, необходимо предоставить предложения (заявки) на дополнение справочника основных мероприятий новыми федеральными проектами, ведомственными проектами, комплексами процессных мероприятий в новой структуре государственных программ Российской Федерации в соответствии с Положением в срок до 30 апреля 2021 года. Обращаем внимание на то, что в рамках формирования одного предложения «На изменение справочников основных мероприятий и подпрограмм государственной программы Российской Федерации» в ГИИС «Электронный бюджет» предусмотрена возможность добавления сразу нескольких федеральных проектов, либо ведомственных проектов, либо комплексов процессных мероприятий.
11 мая 2021 года Министерством финансов Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет» (Меню / РРО и ОБАС / Сопоставительная таблица) для главных распорядителей средств федерального бюджета будет открыта возможность формирования сопоставительной таблицы, увязывающей коды классификации расходов бюджетов 2021 года и планового периода 2022 и 2023 годов с кодами 2022 года и планового периода 2023 и 2024 годов.
Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо обеспечить корректное заполнение данной сопоставительной таблицы в части новых кодов классификации расходов бюджетов 2022 года и планового периода 2023 и 2024 годов в срок до 18 мая 2021 года в целях последующего согласования Министерством финансов Российской Федерации. Согласование Министерством финансов Российской Федерации сопоставительной таблицы является основанием для формирования перечня ЦСР на 2022 – 2024 гг. в соответствии с новой структурой государственных программ Российской Федерации в справочниках по бюджетной классификации Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет», а также уточнения (введения) новых кодов классификации расходов бюджетов. Формирование предложений «На изменение справочников направлений расходов и целевых статей расходов классификации расходов бюджетов» необходимо только в случае создания новых направлений расходов, не имеющих отражения в существующем в ГИИС «Электронный бюджет» справочнике направлений расходов.
Во исполнение пунктов 10, 11 и 14 Графика расчет базовых бюджетных ассигнований (перечень несогласованных вопросов по расчету базовых бюджетных ассигнований) федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предоставляется по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в рамках действующей в настоящее время структуры государственных программ Российской Федерации.
В целях реализации пунктов 10, 11 и 14 Графика предоставление предложений для формирования кодов классификации расходов бюджетов, в том числе кодов целевых статей расходов, в действующей структуре государственных программ Российской Федерации главными распорядителями средств федерального бюджета возможно до 18 мая 2021 года.
Сроки предоставления предложений по внесению изменений в коды классификации расходов бюджетов, содержащиеся в данном письме, отражены в приложении к настоящему письму.
Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации
Сроки предоставления предложений по внесению изменений в коды классификации расходов для составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Срок предоставления (не позднее)
30 апреля
Предложения (заявки) на дополнение справочника основных мероприятий новыми федеральными (ведомственными) проектами, комплексом процессных мероприятий в новой структуре государственных программ Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти и иные главные распорядители средств федерального бюджета, являющиеся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
11 мая
Открытие возможности формирования сопоставительной таблицы, увязывающей коды классификации расходов 2021 года с кодами 2022 года и планового периода 2023 и 2024 годов
Министерство финансов Российской Федерации
Главные распорядители средств федерального бюджета
18 мая
Заполненная сопоставительная таблица в части новых кодов классификации расходов бюджетов 2022 года и планового периода 2023 и 2024 годов
Главные распорядители средств федерального бюджета
Министерство финансов Российской Федерации
Предложения по внесению изменений в коды классификации расходов бюджетов
Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт
Утверждена программа госинвестиций на 2021–2023 годы
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) на 2021–2023 годы утверждена главой Минэкономики Максимом Решетниковым — в общей сложности на реализацию 1,1 тыс. инвестиционных проектов за трехлетку планируется потратить почти 2,7 трлн руб. бюджетных средств. По сравнению с 2020 годом расходы на госстройки в целом выросли всего на 1% (то есть с учетом инфляции — сократились). При этом существенный рост финансирования в 2021 году заложен по объектам из нацпроектов — сразу на 34%.
Минэкономики во главе с Максимом Решетниковым определилось, на что будут потрачены 2,7 трлн руб. средств государственной инвестпрограммы
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Минэкономики во главе с Максимом Решетниковым определилось, на что будут потрачены 2,7 трлн руб. средств государственной инвестпрограммы
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Минэкономики утвердило ФАИП на следующую трехлетку. Эта программа объединяет бюджетные расходы на государственные стройки, и ее стоимость составляет почти 2,7 трлн руб. В 2021 году объем финансирования составит 846 млрд руб., это на 1% больше, чем в этом году.
Почти половина заложенных на следующий год средств выделяется на объекты, необходимые для реализации нацпроектов — 376,2 млрд руб., это сразу на треть (на 34%) выше показателя этого года (291,2 млрд руб.).
Более всего средств, как и прежде, будет потрачено на реализацию Комплексного плана расширения и модернизации инфраструктуры — 153,8 млрд руб. в 2021 году. При этом объем его финансирования в рамках ФАИП несколько сократился (сейчас — 179,6 млрд руб.). В рамках плана, в частности, запланировано развитие Мурманского транспортного узла (9,7 млрд руб.).
Другое дорогостоящее направление ФАИП — нацпроект «Безопасные и качественные дороги». На предусмотренные им объекты в 2021 году выделяется 95,5 млрд руб., притом что в этом году на это было заложено всего 0,2 млрд руб. Среди наиболее значимых расходных статей — строительство и реконструкция участков федеральных трасс М10 «Скандинавия» (6,7 млрд руб.) и М18 «Кола» (5,9 млрд руб.).
ФАИП расходуется в 2020 году на четверть быстрее
Внушительные средства выделяются и на объекты в рамках нацпроектов «Наука» (26,1 млрд руб. против 6,4 млрд руб. в этом году) и «Жилье и городская среда», на который в этом году средства в рамках ФАИП не были предусмотрены (в 2021-м — 26 млрд руб.). В рамках некоторых нацпроектов финансирование объектов в ФАИП, напротив, снизится по сравнению с этим годом — это, например, «Здравоохранение» (20,5 млрд против 23 млрд руб.) и «Демография» (21,9 млрд против 25,3 млрд руб.).
Всего на 2021–2023 годы ФАИП предусмотрена реализация 1,1 тыс. инвестиционных проектов.
Запланировано строительство и реконструкция более 50 аэропортов, 40 образовательных и почти 90 медицинских учреждений. В год будет вводиться 200–300 объектов — это, полагают в Минэкономики, поспособствует снижению числа объектов незавершенного строительства.
Впрочем, в оценках эффективности ФАИП именно как инструмента борьбы с «незавершенкой» Минэкономики сильно расходится со Счетной палатой. Госаудиторы видят риски появления «незавершенки» в самом порядке формирования ФАИП (см. “Ъ” от 19 ноября) — в частности, из-за того, что в программу, как и ранее, включаются объекты, не готовые к началу строительства (например, без утвержденной проектной документации). В Минэкономики с этим не согласны, отмечая, что из 6 тыс. проблемных объектов менее 1% финансировалось ранее за счет ФАИП. Включение же проектов только при наличии утвержденной проектной документации «приводит к искусственному затягиванию начала работ минимум на год» — это создает риски удорожания проекта и появления «вечных строек», поясняют в ведомстве.
Число незавершенных объектов в госсекторе увеличилось
Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов отмечает, что сейчас власти исходят из того, что в 2021 году российская экономика будет восстанавливаться и начнет расти. Поэтому, несмотря на снижение доходов бюджета, инвестрасходы не сокращаются — например, их существенно наращивает в своей инвестпрограмме Москва. Эксперт считает, что роль ФАИП сейчас недооценивается и у этого документа есть потенциал для улучшения госуправления: «Проблема координации стратегических планов высвечивается в ФАИП — в привязке к конкретной территории можно посмотреть, стыкуются ли планы по их развитию и реализации нацпроектов».