коды 1100 и 1400 какая информация станет общедоступной
Коды 1100 и 1400 какая информация станет общедоступной
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2019 г. № ЕД-4-2/25672@ “О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС»
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656@ в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС указаны особенности заполнения Согласия (Форма по КНД 1110058), а именно:
1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением № 3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:
2. В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» указывается цифра «2», что подразумевает выдачу Согласия только на часть сведений, составляющих налоговую тайну».
Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | Д.В. Егоров |
Обзор документа
Сведения, содержащиеся в ПК «АСК НДС-2» о несформированных источниках для принятия к вычету сумм НДС, возникающих в связанной цепочке организаций и договорных взаимоотношений между ними от момента производства сырья или продукции (выполнения работы, оказания услуги) до момента потребления результата выполненных работ, оказанных услуг, реализации товара на экспорт либо на внутренний рынок для переработки, являются налоговой тайной.
ФНС выпустила разъяснения по раскрытию информации с кодами «1100», «1400», кейс «TG» о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС.
Сведения раскрываются на основании согласий налогоплательщиков. Разъяснен порядок его формирования.
Переданные согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами указанных сведений.
Коды 1100 и 1400 какая информация станет общедоступной
Дата публикации 29.03.2019
Налоговая инспекция предлагает подать согласие по форме 1110058 о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Инспектор утверждает, что при выданном согласии с кодами 1100 и 1400 информация о наших поставщиках и покупателях не будет общедоступной. Так ли это и где можно посмотреть данные о нашей компании после согласия?
Налогоплательщик может выразить согласие на то, чтобы сведения стали общедоступными. В этом случае они перестают быть налоговой тайной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Форма согласия утверждена приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ (далее – Порядок) и предусматривает возможность представления согласия на признание общедоступными как всех сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, так и их части. Во втором случае в согласии указываются коды сведений, которые налогоплательщик делает общедоступными (п. 16 Порядка). Соответствующие коды приведены в приложении № 3 к Порядку.
Предоставление согласия по коду 1100 делает доступными все сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого налогового (отчетного) периода.
Код 1400 означает, что налогоплательщик соглашается с общедоступностью иных сведений, относящихся в соответствии со ст. 102 НК РФ к налоговой тайне, для которых не утвержден отдельный код.
Поскольку согласно ст. 102 НК РФ налоговой тайной являются любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, то формально проставление кода 1400 делает общедоступной в т.ч. и имеющуюся у налогового органа информацию о контрагентах налогоплательщика. Соответственно, исключить возможность появления такой информации в открытом доступе нельзя.
Сведения, не составляющие налоговую тайну, размещаются ФНС Росси на своем сайте.
Федеральная налоговая служба: Письмо № ЕД-4-2/25672@ от 12.12.2019 О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG» о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с нормами статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сведения, содержащиеся в ПК «АСК НДС — 2» о несформированных источниках для принятия к вычету сумм НДС, возникающих в связанной цепочке организаций и договорных взаимоотношений между ними от момента производства сырья или продукции (выполнения работы, оказания услуги) до момента потребления результата выполненных работ, оказанных услуг, реализации товара на экспорт либо на внутренний рынок для переработки, являются налоговой тайной.
При этом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, становятся общедоступными с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (далее — Согласие).
Такое Согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (далее — Приказ).
В письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656@ в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС указаны особенности заполнения Согласия (Форма по КНД 1110058), а именно:
1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением № 3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:
«1100» — Сведения из налоговых деклараций (расчетов);
«1400» — Иное. В текстовом поле «Для кода 1400» указывается код в следующей последовательности букв и символов: «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС».
2. В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» указывается цифра «2», что подразумевает выдачу Согласия только на часть сведений, составляющих налоговую тайну«.
В целях разъяснения, какие именно сведения раскрываются территориальными налоговыми органами при информировании налогоплательщиков о несформированных источниках по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) на основании данных ими Согласий с кодами: «1100» — Сведения из налоговых деклараций и «1400» — «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) «несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС», ФНС России сообщает следующее.
При этом, указание кода Согласия «1100» — «Сведения из налоговых деклараций (расчетов)» необходимо исключительно для использования деклараций по налогу на добавленную стоимость как источника информации о фактах наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированных источников и не подразумевает раскрытия третьим лицам каких-либо сведений из налоговых деклараций, кроме факта, сообщаемого только покупателю о том, что его непосредственный поставщик, операции с которым отражены в декларации по налогу на добавленную стоимость покупателя, имеет (урегулировал/не урегулировал) несформированный источник по цепочке его поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.
Код Согласия «1400» — «Иное» служит неотъемлемым механизмом для корректной автоматизированной обработки принятых Согласий и идентификации кейса Согласий, а именно: кейса по информированию налогоплательщика о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированных источников для принятия к вычету сумм НДС.
Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.
Приложение N 3. Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными
Приложение N 3
к Порядку заполнения формы согласия
налогоплательщика (плательщика
страховых взносов) на признание
сведений, составляющих налоговую
тайну, общедоступными,
утв. приказом Федеральной
налоговой службы
от 15 ноября 2016 г. N ММВ-7-17/615@
Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными
Сведения о физическом лице
Ф.И.О., вид, серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность; дата и место рождения; гражданство; адрес места жительства; страна проживания; адрес в стране проживания
Сведения об организации
Сведения об обособленных подразделениях организации; сведения о лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами
Сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности
Сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности
Сведения о счетах в банках и лицевых счетах, движениях денежных средств по счетам в банках
Сведения, полученные по результатам налогового контроля
Дата акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях; дата представления в налоговый орган налоговой декларации, расчета (для камеральной налоговой проверки); дата акта налоговой проверки; дата начала и окончания налоговой проверки; предмет и период, за который проведена проверка; наименование проверяемого налога (сбора); проценты, начисленные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
Сведения о сумме налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов исчисленных организации
Наименование налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, акциза; налоговый период; сумма, исчисленная к уплате; дата и номер документа, служащего основанием для исчисления налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, акциза
Сведения о сумме налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, исчисленных индивидуальному предпринимателю
Наименование налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, акциза; налоговый период; сумма, исчисленная к уплате; дата и номер документа, служащего основанием для исчисления налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, акциза
Сведения о сумме налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, исчисленных физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем
Наименование налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов; налоговый период; сумма, исчисленная к уплате в бюджет; дата и номер документа, служащего основанием для исчисления налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов
Сведения о сумме налога, подлежащей возмещению из бюджета
Дата представления налоговой декларации; наименование налога, по которому представлена налоговая декларация; сумма налога, подлежащая к возмещению; налоговый период; дата акта налоговой проверки, сведения о решениях о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость, решениях об отказе в возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость, сумма акциза
Сведения об объектах налогообложения
Реквизиты документа о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, транспортные средства и сделок с ними; тип имущества, кадастровый номер объекта имущества, тип транспортного средства; идентификационный номер транспортного средства; марка; регистрационный знак
Сведения из налоговых деклараций (расчетов)
Сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого налогового (отчетного) периода
Сведения о доходах физических лиц
Сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого отчетного (налогового) периода, сведения из сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), сведения из налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), сведения из налоговых деклараций о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), сведения о расчете суммы налога на доходы физических лиц, исчисленной и удержанной налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)
Сведения о страховых взносах
Сведения о страховых взносах
Сведения, составляющие налоговую тайну, признаваемые общедоступными
Как раскрытие налоговой тайны может привести к штрафам от Роскомнадзора
Представители рынка клининга и технической эксплуатации, а также других отраслей, по которым ФНС реализует так называемые Проекты обеления, в желании доказать свою налоговую добросовестность и законопослушность, к сожалению, часто забывают, что в России действует не только Налоговый кодекс, но и Кодекс об административных правонарушениях с Законом о персональных данных.
Участники отраслевых проектов, которые послушались «рекомендаций» и решили вступить в различные сообщества, «созданные при участии ФНС», раскрывают для этого часть своей налоговой тайны. Однако мало кто из руководителей этих компаний задумывается, что такой избирательный подход к законопослушности может привести к многомиллионным штрафам от Роскомнадзора. Некоторым может не хватить даже квартальной выручки, чтобы рассчитаться по долгам за несоблюдение требований по обработке и распространению персональных данных собственных работников. А общая сумма штрафных санкций для отрасли фасилити способна достичь 10-значных величин.
В рамках раскрытия налоговой тайны на основании п. 1 ст. 102 НК РФ раскрываемые сведения становятся общедоступными, то есть доступ к ним ничем не ограничен и они могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст. 7 Закона «Об информации информационных технологиях и о защите информации»).
Зам. руководителя ФНС России Д.С. Сатин в своем письме от 19.03.2020 №СД-4-2/4748@ разъяснил, что согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1000», «1100», «1300» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов GRUZ, выражают согласие налогоплательщика на признание общедоступными в том числе сведений о застрахованных лицах (код тарифа, ИНН, ФИО).
Участникам Реестра БелыйФМ его держатель рекомендует период таких согласий указывать с первого дня текущего года и без указания конечной даты, то есть раскрывать налоговую тайну без ограничений по времени.
БелыйФМ.рф — информационный ресурс, созданный совместно с Федеральной налоговой службой в рамках отраслевого Проекта по повышению прозрачности рынка фасилити-услуг
Согласно разъяснениям Роскомнадзора (письмо № 08-20922 от 07.04.2021), информация в объеме фамилия, имя, отчество физического лица и ИНН является персональными данными, обработка которых должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона № 152-ФЗ. Таким образом, вместе с налоговой тайной, раскрытой по кейсу GRUZ, становятся бессрочно общедоступными персональные данные работников компаний-участников отраслевых проектов ФНС. Речь идет обо всех штатных сотрудниках компании (от генерального директора до уборщицы) и работниках по гражданско-правовым договорам, за которых производились выплаты в ФСС в период действия Согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. В это число входят и «старослужащие», и «срочники», и «вахтовики», и те, кто всего один день отработал в компании.
С 1 марта 2021 года общедоступные персональные данные называются «персональными данными, разрешенными субъектом персональных данных для распространения» (ПДнРР), а их обработка должна осуществляться с учетом положений статьи 10.1, введенной ФЗ от 30.12.2020 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных».
Новая статья оговаривает необходимость оформления субъектом персональных данных (работником) отдельного Согласия на обработку ПДнРР, которое предоставляется конкретным операторам на конкретный срок.
Операторами таких персональных данных, согласно разъяснениям Роскомнадзора, являются как работодатель, так и третьи лица, среди которых ИФНС и организации, получающие информацию о юрлице на основании запроса по форме КНД 1110070 «На предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, признанных общедоступными в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации».
Однако к ФНС требования Закона о персональных данных не применяются, так как она обрабатывает их «в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей». То есть, действуя в рамках ст. 102 НК РФ, налоговики лишь выполняют возложенные на них обязанности по обработке запроса налогоплательщика на раскрытие его налоговой тайны и предоставление по запросам раскрытых им общедоступных сведений третьим лицам.
По смыслу положений Закона о персональных данных, компания-работодатель, решившая принять участие в отраслевом проекте по обелению отрасли и раскрыть свою налоговую тайну по кейсу GRUZ, становится оператором персональных данных, разрешенных к распространению, так как планирует обрабатывать и распространять ПДнРР своих работников (ФИО ИНН).
Подать согласие на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ без предварительного получения вышеуказанного согласия от работника юридическое лицо не имеет права, так как «молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения». При этом Согласие должно содержать прямое разрешение на распространение ПДнРР и прописанное отсутствие запретов на их обработку.
Перед подачей согласия в ФНС будущий участник Реестра БелыйФМ или иных реестров, использующих информацию, раскрытую по кейсу GRUZ, должен:
Стоит отметить, что оператор (работодатель) не имеет права принуждать субъекта к подписанию Согласия, так как в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ-152, гражданин принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. То есть пугать увольнением или расторжением договора за отказ подписать Согласие — противозаконно. А полученный под угрозами документ не будет иметь юридической силы.
Помимо работодателей, Согласия на обработку персональных данных, разрешенных к использованию, с работников компаний, раскрывших налоговую тайну по кейсу GRUZ, должны собирать и те, кто планирует запросить общедоступную информацию о таких организациях через форму КНД 1110070, — ИП и юридические лица любой формы собственности (коммерческие и некоммерческие). Перед запросом такой информации на сайте организации-получателя должна быть опубликована Политика в отношении обработки персональных данных и сведения об условиях обработки ПДнРР по полученным Согласиям.
До 01.07.2021 Согласия на обработку ПДн должны передаваться субъектом либо его представителем по нотариальной доверенности непосредственно оператору персональных данных в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Роскомнадзор своим приказом утвердил Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. Они вступают в силу 01.09.2021, но использовать эти рекомендации лучше уже сейчас, чтобы не собирать согласия заново в сентябре.
Закон предупреждает, что оператору ПДн в случае проверки Роскомнадзора или в судебном процессе придется самому доказывать наличие у него Согласий на обработку соответствующих персональных данных. То же касается и случаев раскрытия ПДн неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, например, когда работодатель «забыл» получить Согласие на предоставление неограниченному кругу лиц персональных данных от работника перед отправкой согласия в ФНС на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ. В этом случае и работодатель, и получатель общедоступной информации, как и любое лицо, осуществившее распространение или иную обработку ПДн работника, будут обязаны предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных.
За нарушение законодательства в области ПДн предусматривается административная ответственность в соответствии с положениями ст. 13.11 КоАП, в которой с 27.03.2021 ужесточены наказания: штрафы удвоены, а предупреждения отменены. То есть при выявлении нарушения платить придется в любом случае. А в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП виновным в совершении административного правонарушения юридическое лицо признается, «если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». В случае выявления конкретных должностных лиц, по вине которых закон был нарушен, их привлекут к административной ответственности по той же норме, как и юридическое лицо. Таким образом, за одно правонарушение будут судить и компанию, и ее ответственных сотрудников.
Нарушение Закона о персональных данных участниками отраслевых проектов обеления будет являться длящимся, начиная с момента подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны в ФНС, благодаря бессрочности такого согласия. При таком правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Однако, судебная практика по этому вопросу разнородна. Поэтому привлечение к административной ответственности по срокам давности (3 месяца) останется на усмотрение конкретного суда.
Заинтересованные могут ознакомиться и самостоятельно рассчитать величину возможных штрафных санкций для компаний и их руководителей за нарушение Закона о персональных данных при участии в отраслевых проектах обеления ФНС.
Для справки: в настоящий момент в Реестре БелыйФМ 328 организаций и ИП со среднесписочной штатной численностью — 343 человека.
1. За использование компанией-работодателем стандартного Согласия работника, не предоставляющего прав на раскрытие информации неопределенному кругу лиц, в качестве основания для подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ (п.1 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
2. За раскрытие компанией-работодателем налоговой тайны по кейсу GRUZ без предварительного получения Согласия на обработку ПДнРР работника, не получение (отсутствие) Согласия у нового работника, принятого на работу после раскрытия налоговой тайны по кейсу GRUZ, использование Согласия с неполным составом сведений, установленным законом, в том числе сроков действия и операторов, которым разрешено обрабатывать и распространять персональные данные работника (п.2 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
3. За отсутствие опубликованной Политики в отношении персональных данных у компании-работодателя или компании-получателя общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.3 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
4. За нарушение сроков (3-10 рабочих дней) выполнения требования субъекта ПДн по прекращению обработки или удалению персональных данных при их неправомерной обработке компанией-работодателем или компанией-получателем общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.5 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы: