коды маркировки товара должны содержать полный код маркировки включая код проверки
Всё о маркировке товаров
В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно вводиться система маркировки различных групп товаров. Под контроль потребителей и государства попадут не только рынки лекарств и табака, но и шин, фотоаппаратов и духов. Зачем нужна эта «реформа» и к чему уже сейчас нужно готовиться бизнесу?
Оглавление:
В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:
Что такое маркировка
С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».
Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.
В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.
Зачем в России внедряется маркировка
К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.
По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности. Так, например, сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей фактически нет — 60 % бутилированной воды является поддельной.
«Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине», — объясняет Андрей Кириллов.
В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.
Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля будет реализован в виде специального приложения, и им можно будет пользоваться с помощью смартфона.
Какие товары участвуют в системе маркировки
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.
В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий. Они продемонстрировали эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.
На сегодняшний день в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы:
Осуществляется подготовка проектов по маркировке шин, молока.
Оператор системы маркировки
В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.
Этапы внедрения маркировки
2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка Data Matrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.
Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее. Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.
Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.
В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:
Товар | Старт эксперимента | Обязательное использование |
Лекарства | С 1 февраля 2017 года | С 1 июля 2020 года |
Табак | С января 2018 года | С 1 июля 2020 года |
Обувь | С 1 июня 2018 года | С 1 июля 2020 года |
Шины и покрышки | Нет официальной информации | С 1 декабря 2019 года |
Духи и туалетная вода | С 1 марта по 30 ноября 2019 года | С 1 декабря 2019 года |
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье | Нет официальной информации | С 1 декабря 2019 года |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | С 1 марта по 30 ноября 2019 года | С 1 декабря 2019 года |
Пиво | С 1 июля 2018 года | Нет официальной информации |
Что такое «Честный знак»?
Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:
Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.
Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.
Что будет, если потребитель захочет купить товар, которого нет в системе маркировки?
Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий, подчеркивает, что ФНС выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.
Что такое Национальный каталог товаров?
В рамках системы маркировки «Честный знак» существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям.
Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.
С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.
Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
Data Matrix код и его криптозащищенность
Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.
Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.
Data Matrix код состоит из двух частей:
На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.
В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.
Как работает система маркировки
Процесс включает следующие этапы:
Если соединить все перечисленные этапы, то получится следующая схема:
Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно, уметь их наносить на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).
После этого каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо будет уведомлять оператора маркировки о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, в табаке такая передача регистрируется путем формирования электронного первичного документа, то есть стороны между собой подписывают первичный документ, в котором перечислены все коды маркируемого товара, и дальше этот первичный документ представляется ЦРПТ. На основании первичного документа ЦРПТ переносит коды от одного собственника другому.
После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.
Схема может усложняться, например, если код выбывает из оборота не через кассу: списание товара, хищение, брак, порча, возвраты и т.д.
Как бизнес должен подготовиться к маркировке
Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Начиная с 2019 года придется озадачиться ее внедрением и подготовиться к определенным финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлеченности в процесс маркировки и уровня автоматизации в компании.
Нужно оценить ситуацию и ответить на ряд вопросов. Потребуются ли вам онлайн-кассы? Придется ли менять оборудование? Нужен ли будет электронный документооборот (ЭДО)? Так, если у компании уже есть ЭДО, то достаточно будет только доработать процессы и подключить систему маркировки.
Чек-лист: что нужно для внедрения системы маркировки
Лучше уже сейчас изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.
Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее этот код считывать. Например, 1D-сканер с этой задачей не справится.
Если вы работаете с табаком и используете слабые 2D-сканеры, то будьте готовы к тому, что такие сканеры тоже не смогут считать Data Matrix код. Поэтому обратите внимание на поставщиков оборудования и их возможности.
Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего поставщика.
Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.
Проанализируйте их состояние и возможности. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки.
Нужно определиться, каким решением вы будете пользоваться: разработаете собственное или воспользуетесь тем, что предлагают профильные IT-компании.
Пока у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к пилотным проектам, посмотреть, как устроена система маркировки в их отрасли, и решить существующие проблемы.
Участие СКБ Контура в системе маркировки
Компания СКБ Контур является оператором ЭДО и фискальных данных, ее системы интегрированы с информационной системой регулятора, что исключает необходимость прямого взаимодействия клиента с регулятором и позволяет клиенту оперативно решать свои задачи.
Маркировка — это совокупность различных бизнес-процессов. Исходя из этого СКБ Контур предлагает комплексное решение по автоматизации всех бизнес-процессов, которые участвуют в процессе маркировки товара. Кроме того, компания оказывает экспертную поддержку в методологии и технологиях, а также предлагает различные интеграционные решения или решения «под ключ».
Если у вас маленький неавтоматизированный магазин, то вам как раз подойдет решение «под ключ» – Контур.Маркет. Вы просто покупаете готовый комплект продуктов и в дальнейшем не заботитесь о том, как работать с ЕГАИС и маркированным товаром, как осуществлять ЭДО, приемку и учет товаров. Вместе с этим решением вы получаете все необходимое оборудование и кассовое ПО.
Обратите внимание на то, что для соблюдения правил оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней, в том числе и вывода кода маркировки из оборота, необходимо подключение ОФД.
Контур.ОФД отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара единому оператору по маркировке — ЦРПТ. Благодаря этому уникальный идентификационный знак выводится из оборота, и оператор маркировки сразу же получает сведения о продаже данного товара. Контур.ОФД взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Онлайн-кассы для торговли маркированными товарами
Торговым сетям и крупному бизнесу (оптовики, дистрибьюторы, производители) необходимы другие возможности: ЭДО, автоматизированный учет и обработка входящих и исходящих документов, интеграционные решения, позволяющие автоматизировать бизнес-процессы. Для таких клиентов решения подбираются с учетом их процессов, желаний, степени автоматизации и текущих систем. Они получают работающий и связанный комплекс инструментов для работы.
Торговым сетям подойдет Контур.EDI. Это решение ускоряет процесс обработки заказов, избавляя от ошибок ручного ввода наименования и количества номенклатуры, сокращает время создания документов в учетной системе, формирует электронные юридически значимые документы.
Кроме того, требуется подключение ОФД — это позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней. Данные о продаже маркированного товара ЦРПТ отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Оставить заявку на подключение торговых сетей
Для крупного бизнеса есть Диадок. Сервис позволяет отправлять и получать электронные документы, хранить документы в электронном архиве, приглашать к работе контрагентов, производить сверку взаиморасчетов и многое другое.
Если компания самостоятельно разрабатывает решение под себя, то ей могут потребоваться услуги по его интеграции с информационной системой ЦРПТ. СКБ Контур может предложить API для взаимодействия с ЦРПТ. Имея опыт работы с большим количеством клиентов, компания располагает всеми необходимыми ресурсами для оказания необходимой техподдержки в таких случаях.
Для соблюдения правил оборота маркированной продукции необходимо подключить ОФД, чтобы данные о продаже маркированного товара отправлялись ЦРПТ. Контур.ОФД выполняет эту задачу, взаимодействуя со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
Оставить заявку на интеграцию для крупного бизнеса
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое код маркировки товара и как его получить
В соответствии с требованиями законодательства, некоторые группы товаров должны быть обязательно промаркированы. Маркировка — это нанесение особого штрих-кода, в котором зашифрована информация о товаре. Этот код маркировки зашифрован в коде Data Matrix и/или идентификационном коде.
Идентификация кода маркировки происходит после того, как он будет отсканирован 2D-сканером. Подделать или скопировать код невозможно. Все коды маркировки и средство идентификации кода маркировки для каждого товара создаются в системе Честный ЗНАК. Здесь же можно сделать заказ кода маркировки. Производители и импортеры, участвующие в маркировке, смогут использовать идентификаторы GS1 на льготных условиях. Тариф составит 3000 рублей.
Что такое код товара
Код товара — уникальная последовательность цифр, которая присваивается товару после появления его описания на специальном ресурсе, где хранятся и учитываются все данные о товаре по номенклатуре.
Код товара выдает информационная система мониторинга.
Получать код товара нужно, если:
Как получить код товара
Сейчас предприниматели должны обязательно получать код товара в информационной системе мониторинга (ИСМ). Чтобы заказать код товара, необходимо предоставить в ИСМ следующие данные:
Как маркировать остатки
Остатки, которые находятся на складе или находятся в обороте, но еще не были реализованы, тоже нужно промаркировать. Для этого в ту же информационную систему нужно предоставить:
Обязательная маркировка товаров на 2021 год
Предпринимателям придется изучить все изменения, требования «от и до», чтобы безошибочно внедрить ее в свой бизнес. За неправильное или несвоевременное внедрение процессов в установленные сроки, грозят штрафы. Как этого избежать и сделать все правильно мы расскажем в данном обзоре. Разберемся, что такое маркировка товаров с 2021 года: перечень, понятия, должны ли вы участвовать и многое другое.
Что означает маркировка товаров
Обязательная маркировка товаров — это система внедренная государством для мониторинга движения каждого товара и выявления контрафакта посредством нанесения цифровых средств идентификации, запрета оборота без идентификаторов и передачи сведений бизнесом о движении товара.
Теперь производителям и импортерам необходимо заказывать коды маркировки на продукцию. Нужно заносить информацию о широкой группе изделий в национальную систему «Честный Знак» от оператора «ЦРПТ» или ГИИС ДМДК от оператора «Гознак», для государственного учета и возможности продавать их легально в магазине населению или в секторе B2B. Каждый участник логистической цепочки обязан регистрировать свои действия (вводить в оборот, выводить, передавать и другое), сканируя этикетку со специальным кодом на упаковке. Условия придется выполнять оффлайн магазину (рознице), интернет-магазинам, аптекам, оптовым продавцам, производителям и импортерам духов и другой продукции. К сведению: с самого начала было внедрено только чипирование шуб (с момента старта прошло уже 4 года).
Маркировка — это идентификационный знак (средство идентификации), наносимый на упаковку, ярлык, товар, этикетку, палет или тару в виде RFID (метки радиочастотной идентификации), DataMatrix, КИТУ (код идентификации транспортной упаковки) или АТК (агрегированный таможенный код). Маркировка товаров — это процесс нанесения средств идентификации, содержащие код маркировки выданный оператором, на товары подлежащие отслеживанию обращения и сбыта. Код маркировки — это последовательность символов подразделяющиеся на группы данных, которые кодируются в штрих-код DataMatrix, в нём зашифрована информация о товаре. Его можно отсканировать например 2D сканером или приложением (например для бизнеса «GetMark», для населения «Честный Знак»), благодаря которому происходит идентификация каждой единицы. Внешне метка похожа на QR-код, но обладает более высокой степенью защиты. QR-код чаще используют для коммерческих целей, например, для размещения на рекламных баннерах.
ДатаМатрикс генерируется в виде квадрата с черными и белыми элементами, в котором закодирована последовательность символов позволяющая получить информацию о том, кто, где и когда произвел товар, а также некоторые его характеристики. Подделать их не получится и повторно использовать тоже нельзя. Чтобы зашифровать эти данные в Дата Матрикс, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный Знак», внести туда данные из товарной номенклатуры и получить эти графические идентификаторы для печати. При маркировке по упрощенной схеме нужно указать 4 показателя, а для полной — 16. Сканирует Data Matrix сотрудник организации при продаже покупателю или поступлении, а также физическое лицо для проверки подлинности. В России его начали использовать с 01.07.2018 для марок системы прослеживания ЕГАИС, а затем и ЦРПТ переняла данную технологию.
Перечень товаров подлежащих маркировке
По планам правительства РФ, к 2024 году обязательной маркировке и прослеживанию будут подлежать большинство товарных групп. В этом разделе вы сможете посмотреть таблицу и список уже отслеживаемых категорий на 2021 год.
Список маркируемых товаров с 2021
Для того, чтобы было вам понятнее мы приведём отдельно список продукции, на который также необходимо наносить средства идентификации в этом году. Определен следующий перечень товаров подлежащих обязательной маркировке с 2021 года:
Как заявляет министр промышленности и торговли Денис Мантуров, дополнительно в перечень товаров подлежащих обязательной маркировке с 2021 года планируется включить велосипеды и велосипедные рамы. Дополнительно в конце первого квартале 2021-ого правительство утвердило постановление о проведении эксперимента по маркировке биологически активных добавок к пище. Прорабатывается вопрос проведения эксперимента с группой медицинских изделий.
Товары маркируемые ранее — до 21ого года
Не первый год работает государственный цифровой учет. Приведем перечень товаров отслеживание которых началось до 2021 года:
Внимание! Ниже по тексту по разделам, указаны в таблице товары подлежащие цифровой маркировке по классификатору ТН ВЭД и ОКПД2.
Обязательная маркировка товаров — перечень на 2021
Исходя из утвержденных государством нормативных актов, предоставляем список товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации на 2021 год. На данный момент необходимо учитывать в системе 10 товарных групп. Предпринимателям необходимо промаркировать изделия входящие в следующий перечень:
Группы товаров подлежащие обязательной маркировке | ОКПД2 | ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|---|
Табачные изделия | 12.00.11.130, 12.00.11.140 12.00.19.130, 12.00.11.110 12.00.11.120, 12.00.11.150 12.00.11.160, 12.00.19.110 12.00.19.120, 12.00.19.140 12.00.19.160 | 2402 20 900 0, 2403 11 000 0 24 02 10 000 0, 2402 10 000 0 2402 20 900 0, 2402 20 100 0 2403 19 100 0, 2403 19 100 0 2403 99 100 0, 2403 99 100 0 |
Меховые изделия | — | 4303109010, 4303109020 4303109030, 4303109040 4303109050, 4303109060 4303109080 |
Обувь | 15.20.11, 15.20.12 15.20.13, 15.20.14 15.20.21, 15.20.29 15.20.31, 15.20.32 32.30.12 | 6401, 6402 6403, 6404 6405 |
Фармацевтические препараты | Все лекарственные препараты (распоряжение от 12-10-19 г. № 2406-р Приложение №2) | |
Парфюмерия | 20.42.11 | 3303 00 |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 26.70.12, 26.70.14 26.70.17.110, 27.40.31 | 9006 (кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0) |
Шины / покрышки | 22.11.11, 22.11.12.110 22.11.13.110, 22.11.14 22.11.15.120 | 4011 10 000 3, 4011 10 000 9 4011 20 100 0, 4011 20 900 0 4011 40 000 0, 4011 70 000 0 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 |
Одежда и белье | 14.11.10, 14.14.13 14.13.21, 14.13.31 13.92.12, 13.92.13 13.92.14 | 4203 10 000, 6106 6201, 6202 6302 |
Молочная продукция | 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190 | 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0 2202 99 950 0 2202 99 990 0 |
Ювелирные изделия | Изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством РФ, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации |
В экспериментальном режиме уже можно начать маркировать БАДы, пиво и пивные напитки. Завершены эксперименты с креслами-колясками, бутилированной водой, минералкой, велосипедами и рамами от них. Конкретные даты вы можете посмотреть ниже.
Установленные сроки и даты
Часто бизнес не успевает к установленным срокам из-за сложности в наладке новых процессов. Поэтому этого Правительству приходится идти на встречу предприятиям и отодвигать установленные ключевые даты. Мы решили опубликовать свежие даты, в том числе и отдельно по переносам сроков.
Этапы маркировки товаров
Вступают в силу новые нормативные акты изданные государственными органами. Необходимо знать про установленные сроки маркировки товаров, поэтому приведем этапы. Перечисленная выше продукция должна быть промаркирована неукоснительно в следующем порядке до указанных дат.
Этап №1. Изделия маркирующиеся на 2021 год:
Этап №2. Обязательная маркировка товаров скоро будет введена для следующих категорий:
Этап №3. На стадии эксперимента:
Внимание! Ниже по тексту в таблице, описаны этапы связанные со сроками запрета на оборот и крайних дат маркировки остатков которые входят в перечень.
Сроки маркировки товаров в России
Мы с вами уже разобрались со сроками, перечнем и знаем когда вводится запрет на оборот немаркированной продукции, в том числе и молочной. А в следующем подразделе разберемся, какие существуют этапы маркировки товаров — что нужно сделать и до каких чисел можно внести остатки в госсистему.
Таблица: Установленные сроки обязательной маркировки товаров
Категория | Дата запрета оборота без кода | Крайняя дата маркировки остатков |
---|---|---|
Шубы | 12.08.16 | 12.08.16 |
Сигареты и табак | 1 июля 2020 | 1 июля 2020 |
Лекарства | 1 июля 2020 | 1 июля 2020 |
Обувь | 1.07.20 | 1.04.21 |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 1.10.20 | 1.12.20 |
Шины и покрышки | 15.12.2020 | 1.03.2021 |
Одежда и текстиль | 1 января 2021 | до 1 мая 2021 |
Ювелирные изделия | 1.07.2021 | 1.10.2021 |
Духи и туалетная вода | 30.09.2021 | до 31.10.2021 г. разрешается маркировка товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г. |
Молочная продукция | 1 декабря 2021 крайняя дата запрета кроме фермерских хозяйств, подробнее в статье про сроки маркировки молочки | не предусмотрено (разрешен оборот до истечения срока годности) |
Переносы сроков
Ввиду возникающих сложностей у бизнеса правительство старается идти навстречу и переносит сроки маркировки по отдельным товарным группам. Государство вносило следующие отсрочки:
Не исключены новые переносы сроков, поэтому рекомендуем внимательно следить за новостями маркировки.
Законы о маркировке товаров на 2021
Данная тема не простая. Существует множество документов (законы, распоряжения и постановления) которые регулируют все процессы, этапы, условия, сроки, требования и виды товаров подлежащих маркированию в России, а также правила торговли. Поэтому далее подробно расскажем существует ли специальный регулирующий документ и об остальных самых важных моментах на 2021 г.
Все стандарты, терминологию и условия по которым работает система, вводят перечисленные ниже по тексту документы: внимательно изучите их, чтобы узнать, что требуется от вашей фирмы и не получить штраф. Правительство утвердило следующий список актов.
Федеральные законы РФ о маркировке товаров и мониторинге:
Распоряжения Правительства РФ:
Нормативные акты о маркировке товарных групп РФ:
Нормативные акты об экспериментальной маркировке:
Полный перечень нормативных актов по теме вы можете найти на странице «Список законов о маркировке».
Роль GS1 рус и Национального каталога
Производителям и импортерам необходимо покупать коды маркировки, чтобы успешно это выполнить нужно для начала описать товары и получить на них коды товара — GTIN (Global Trade Item Number/Глобальный номер торговой единицы). Его можно получить только в международной организации GS1 после вступления в ассоциацию. Это независимая НКО по созданию международных стандартов для бизнеса.
В России представительство называется «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», вступить в него можно напрямую через их сайт или по льготной системе через Честный ЗНАК. Описывать товарные единицы и получать коды товаров в таком случае вы сможете через подсистему, которая называется Национальный каталог. Стоимость ежегодного участия вместо 15000 рублей в год будет всего 3 тысячи.
После регистрации и оплаты вам выдадут Свидетельство о членстве в Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Это электронное Свидетельство, подписанное цифровой подписью. Придет оно к вам на указанную электронную почту в формате pdf и с файлом подписи sig.
К сведению. Национальный каталог послужит обширным справочником всех товаров Российского рынка с детальным описанием. По планам у каждого наименования продукции появится свой уникальный профайл в каталоге, в котором также будет храниться сопроводительная и разрешительная документация.
Как внедрить маркировку средствами идентификации?
Расскажем в виде сжатого чек-листа о том, что нужно сделать, кому и есть ли простые варианты.
Этапы для рядового предпринимателя
Процесс взаимодействия с госсистемой будет слегка отличатся в зависимости от типа участника. Подробную инструкцию по началу работы вы можете посмотреть по ссылке. А здесь рассмотрим основные виды участников оборота.
Производителю и импортеру
Оптовики и розница
Для этой категории организаций и ИП взаимодействие с Честным Знаком будет примерно таким же как и у предыдущей группы участников, за исключением следующих моментов:
Простые этапы для клиентов GetMark
Процесс маркировки товаров в системе Честный ЗНАК + GetMark
Как сделать так, чтобы новая система мониторинга и прослеживаемости не помешала основным бизнес-процессам? Как сделать так, чтобы закон был соблюден, а маркированные изделия можно было легко сканировать? Автоматизировать ее за счет специальной умной системы маркировки товаров, передающей информацию в Честный ЗНАК и упрощающую работу с кодами.
С ГетМарк все эти условия можно выполнить легко в одном приложении. Вы можете скачать бесплатно программу на телефон из Google Play (для Android) и Apple App Store (для iOS). Система полностью интегрирована с «Честным Знаком». GetMark полностью готов, поэтому вы сможете формировать заказы на коды, они автоматически будут направлены в национальную систему маркировки. Совместно с партнёрами поможем вам настроить весь процесс. Работая с нами необходимо выполнить следующие этапы:
Наша техническая поддержка поможет вам разобраться со всеми этапами если у вас вдруг возникнут вопросы. Также вам не нужно будет лишний раз заходить на сайт «Честного Знака», чтобы ввести или вывести товар из оборота. В данной системе это можно делать автоматически в пару кликов. А смартфон заменит вам стандартное средство идентификации — скачайте прямо сейчас.
Как отгружать и принимать
Тем кто ещё не использовал системы электронного документооборота (СЭД) придется начать это делать. Теперь нужно передавать документы, сопровождающие товары с марками, в электронном виде через ЭДО (для молочных продуктов установлены отдельные сроки). Всё должно корректно функционировать с кассовой техникой и программой, а также с вашей товароучетной системой.
Во время продажи производителем или оптовиком в сегменте B2B, он должен отправлять получателю при отгрузке по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем всех кодов. Розничный магазин или оптовая организация, во время приемки сверяет переданные коды с нанесенными на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему мониторинга через оператора ЭДО. Рассмотрим ниже в таблице по шагам.
Требования к маркировке продукции
Продукция любого назначения должна иметь правильные и считываемые идентификаторы. С 2021 года добавились новые категории и действует новое правило торговли для розницы, производителей и импортеров; поэтому предпринимателям приходится проводить специальные мероприятия по настройке дополнительных функций учета. Основные требования к обязательной маркировке прописаны в законе «О защите прав потребителей» и других нормативных актах которые мы уже перечислили. А ответственность за нарушения указаны в КоАП и УК РФ.
Расположение наносимой этикетки
В 2021 ЦРПТ не устанавливает (и пока не планирует), где именно на этикетке должен располагаться штрихкод маркировки для учета. Важно, чтобы код DataMatrix был хорошего качества, считывался 2D сканером и был размещен в установленные сроки. Поэтому если вас интересовало куда наносить маркировку, то ответом будет: на саму продукцию, бирку-ценник или упаковку.
Для справки: центр развития перспективных технологий занимается крупными проектами в области цифровой экономики в России, является важным звеном и формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру, чтобы создаваемая отвечала современным вызовам и была прозрачнее. Распоряжение правительства № 791-р от 28.04.18 утвердило исполнителя проекта ЦРПТ в качестве оператора, основные принципы и модель функционирования цифровой маркировки товаров и учет средствами идентификации.
Содержание этикетки и данные
Содержание этикетки и состав необходимой информации в рамках каждой отрасли регламентируется ГОСТ и техническими регламентами. Их размер и форма строго не регламентируются. На упаковке (на каждой единице) необходимо размещать:
Перечень сведений зависит от категории — у каждого он индивидуален. А конкретные требования перед экспериментом к ним «Честный Знак» прописывает не только в Постановлении, но и в методических рекомендациях для каждой отрасли; А автоматизация должна проходить учитывая все необходимые параметры, которые нужно передавать.
Важно, чтобы код Data Matrix наносился в виде двумерного штрихового кода: без повреждений, лишней информации, и мог считывать 2D сканер. Товар с нечитаемой этикеткой приравнивается к немаркированному. А отсутствие марок является нарушением ФЗ-487. Такая партия подлежит изъятию.
Подробнее вы можете прочитать в статье: Что такое код маркировки.
Требования к принтеру и ККТ
Формально, любой принтер подойдет для печати этикетки с кодом ДатаМатрикс. Но этикетка клеится один раз на все время реализации изделия. Значит, её качество — важный момент. Долгий срок службы имеет специальная этикетка, напечатанная на термотрансферном принтере. Не забывайте также про ККТ (контрольно-кассовая техника), она должна поддерживать работу с маркированным товаром: принимать и передавать данные в ОИСМ (оператор информационных систем маркировки) через ОФД (оператор фискальных данных). Это тоже защищает от подделки, так как фиксируется продажа. Желательно приобрести сразу онлайн-кассу с постоянным доступом в интернет.
2D сканер кода DataMatrix
Для сканирования при приемке или продаже покупателю (физическому или юридическому лицу), понадобится: специальное бесплатное приложение на телефон (например GetMark) или классические сканеры с поддержкой считывания 2D штрихкодов (например АТОЛ, Honeywell и т.п.) и ТСД (терминал сбора данных). Подробнее вы можете прочитать в статье: «Сканер DataMatrix, как выбрать и купить».
Налоговый режим
Поправки затрагивают налоговый режим. Некоторыми промаркированными товарами запрещено торговать на ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и ПСН. С 1 января 2020 это касается обуви, одежды и белья, лекарственных препаратов, изделий из натурального меха. Если вы продадите хотя бы одну позицию, то вашей организации нужно будет перейти с патента — на общий режим или УСН (упрощённая система налогообложения), с ЕНВД на общий режим налогообложения. Изменения по ЕНВД вносит закон 325-ФЗ от 29 сентября 2019. Но и тут есть нюанс — с 1 января 2021 года внесенные изменения отменяют единый налог на вмененный доход, поэтому теперь вовсе нельзя торговать на этом режиме.
Остальные требования
Дистрибьюторы и остальные категории бизнеса должны самостоятельно промаркировать товарные остатки, если это предусмотрено нормативными актами. Производители и импортеры будут наносить коды на новую продукцию: ту, что выпускают после даты с которой вступает в силу обязательная маркировка товаров. Средствами идентификации для старых партий и групп, предприниматели должны будут заняться самостоятельно даже в розничном магазине, опте и складах маркетплейсов. Для этого придется использовать отраслевые решения или самостоятельно настроить бизнес-процессы, в том числе доработать и 1С, если вы ею пользуетесь.