коды специальностей и направлений подготовки высшего образования
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061
«Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»
С изменениями и дополнениями от:
29 января, 20 августа, 13 октября 2014 г., 25 марта, 1 октября 2015 г., 1 декабря 2016 г., 10, 11 апреля 2017 г., 23 марта 2018 г., 30 августа 2019 г., 15 апреля 2021 г.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326), подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:
Информация об изменениях:
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 октября 2013 г.
Регистрационный N 30163
Закреплены перечни направлений подготовки высшего образования: бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и в адъюнктуре.
Утверждены перечни специальностей высшего образования: специалитета, подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Перечни, утвержденные в 2009 г. Правительством РФ и Минобрнауки России, можно применять до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в них.
Это перечни направлений подготовки (специальностей) высшего профобразования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», а также «бакалавр» и «магистр».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 октября 2013 г.
Регистрационный N 30163
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 1 ноября 2013 г. N 247
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 15 апреля 2021 г. N 296
Изменения вступают в силу с 8 мая 2021 г.
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. N 664
Изменения вступают в силу с 6 октября 2019 г.
Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. N 210
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2018 г.
Приказ Минобрнауки России от 11 апреля 2017 г. N 328
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2017 г. N 320
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 1 декабря 2016 г. N 1508
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. N 1080
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 25 марта 2015 г. N 270
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 13 октября 2014 г. N 1313
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2014 г. N 1033
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 29 января 2014 г. N 63
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Коды специальностей и направлений подготовки высшего образования
В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851), приказываю:
2. Признать утратившими силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении Перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), приказами Министерства науки и высшего образования от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026) и от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Министр | В.Н. Фальков |
Перечень
специальностей и направлений подготовки высшего образования уровней бакалавриат, специалитет, магистратура, по которым осуществляется подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
Коды укрупненных групп специальностей и направлений подготовки | Коды специальностей и направлений подготовки | Наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки Наименование направления подготовки и специальности | Квалификация |
---|---|---|---|
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | |||
15 | АРХИТЕКТУРА, СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | ||
0108.2 | Архитектура | Архитектор. Преподаватель высшей школы (с указанием специализации) | |
0708.2 | Реконструкция и реставрация архитектурного наследия | Архитектор. Преподаватель высшей школы | |
0808.2 | Градостроительство | Градостроитель. Преподаватель высшей школы | |
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА | |||
41 | СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||
0608.2 | Драматургия | Драматург высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин | |
1408.2 | Искусство хореографии (по видам) | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Хореограф | |
1508.2 | Актерское мастерство (по видам) | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Артист драматического театра и кино. Артист музыкального театра. Артист театра кукол. Артист эстрады | |
1608.2 | Сценическая речь | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1708.2 | Сценическая пластика и танец | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1808.2 | Искусство театральной режиссуры (по видам) | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Режиссер драмы. Режиссер музыкального театра. Режиссер театра кукол. Режиссер эстрады. Режиссер цирка | |
1908.2 | Сценография и театральная технология | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Сценограф | |
42 | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО | ||
1508.2 | Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам) | Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1608.2 | Искусство вокального исполнительства (по видам) | Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1708.2 | Искусство композиции | Композитор. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1808.2 | Мастерство музыкальной звукорежиссуры | Музыкальный звукорежиссер высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1908.2 | Искусство дирижирования (по видам) | Дирижер высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
43 | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ | ||
0608.2 | Монументально-декоративное мастерство | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Художник монументально-декоративного искусства | |
1108.2 | Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам) | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Художник декоративно-прикладного искусства | |
1208.2 | Искусство дизайна (по видам) | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Дизайнер | |
1308.2 | Искусство живописи (по видам) | Художник-живописец высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1408.2 | Искусство графики (по видам) | Художник-график высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1508.2 | Искусство скульптуры | Художник-скульптор высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
1608.2 | Искусство реставрации (по видам) | Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Реставратор | |
44 | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ||
0208.2 | Звукорежиссура аудиовизуальных искусств | Звукорежиссер аудиовизуальных искусств высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
0608.2 | Режиссура аудиовизуальных искусств (по видам) | Режиссер аудиовизуальных искусств высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе | |
0708.2 | Операторское искусство (по видам) | Кинооператор высшей квалификации. Телеоператор высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе |
*(1) По решению образовательной организации в квалификацию после точки включается квалификация по профилю/специализации освоенной образовательной программы (например, Бакалавр математики. Указание квалификации по профилю; Магистр физики. Указание квалификации по профилю)
*(2) По решению образовательной организации в квалификацию после точки включается квалификация по профилю/специализации освоенной образовательной программы (например, Бакалавр математики. Указание квалификации по профилю; Магистр физики. Указание квалификации по профилю
*(3) Для обеспечения обороны, безопасности и правопорядка + нужно альтернативное НП для «гражданских»
*(4) Для обеспечения обороны, безопасности и правопорядка + нужно альтернативное НП для «гражданских»
Обзор документа
С сентября 2024 г. планируется обновить перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.
Появится отдельный перечень специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Упразднят перечни направлений по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре.
ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Классификатор ОК 009-2016.
Коды ОКСО
Описание и справочные данные
Приказы и постановления
Список документов о введении в действие, отмене классификатора, внесении важных правок. Обратите внимание, что показаны не все официальные документы по классификатору, а только наиболее значимые.
Приказы, касающиеся изменений в классификаторе (добавления, удаления и корректировки данных), перечислены во вкладке списка изменений.
Скачать ОКСО
Доступен для скачивания 1 файл:
Комментарии
Пользователи сайта оставили 16 комментариев по классификатору и его годам.
Окончил Алтайский Политехнический Институт в 1988 г., автотранспортный факультет по специальности «Автомобили и Тракторы». Код был 0513. Сейчас называется Алтайский Технический Университет, факультет «Наземные транспортные средства», специализация «Автомобили и Тракторы» код 23.05.01. Где найти соответствие кода 0513 коду 23.05.01?
— Вадим 09.12.2020
Комментарии к коду 2.08.03.01
профиль: Автомобильные дороги
— Илья 28.10.2020
Комментарии к коду 2.08.05.01
Где определено, что такое «Строительство» и что такое «Строительство уникальных зданий и сооружений»?
— Левин Виктор Матвеевич 22.10.2020
Комментарии к коду 2.09.00.00
Почему классификатор не синхранизируется с актуальной версией Перечня специальностей и профессий СПО?
Кто является разработчиком данного документа, как часто он должен обновляться?
— Ольга Евгеньевна 09.09.2020
Комментарии к коду 2.15.01.30
Добрый день! Какой все-таки код ставит слесарю? 9211.9 или 2.15.01.30?
— Светлана Бекбулатова 17.06.2021
Комментарии к коду 2.23.04.01
Специальность по диплому «Многоцелевые гусеничные и колесные машины». Какой код КСО?
— Ольга 16.11.2020
Комментарии к коду 2.29.02.06
Вопросы.
Чем 29.02.09 (Печатное дело) отличается от 29.2.06 (Полиграфическое производство)?
— Румянцев Вячеслав Николаевич 25.05.2020
Комментарии к коду 4.36.00.00
Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста у меня специальность зоотехния со специализацией технология переработки мясомолочной продукции. Подходит ли мое образование под требования: профессиональное образование укрупненной группы «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров». Спасибо.
— Юлия 11.09.2021
Комментарии к коду 5.38.00.00
К чему можно отнести специальность секретарь-референт и специальность секретарь-администратор?
— Наталья 22.07.2021
Комментарии к коду 5.41.00.00
Востоковедение и африканистика больше не относится к группе 41. Теперь это отдельная укрупненная группа специальностей и направлений №58. Исправьте, пожалуйста.
— Александр Анатольевич Груздев 21.05.2020
Комментарии к коду 7.45.03.01
Все ясно
— Мария 10.11.2020
Комментарии к коду 7.47.04.01
Комментарии к коду I.3
Комментарии к коду II
Не могу найти код специальности СПО 09.02.03 программирование в компьютерных системах
— Валентина 28.05.2020
Комментарии к коду IV.6
Здравствуйте. Если у меня код направления начинается на 44.»Психолого-педагогическое образование», то я не психолог, а педагог?
Возникли проблемы при переподготовке, на которую требуется высшее психологическое образование. Была уверена, что у меня оно самое, а код не проходит?
— Екатерина 25.04.2020
Комментарии к коду V.3
Добрый день! Имеются ли коды специальностей по дополнительным профессиональным образовательным программам для специалистов, работающих в мед.организациях?
Физиотерапия, функциональная диагностика, мед.массаж, операционное дело, рентгенология. Где посмотреть? Требует Минздав при заполнении документов для первичной специализированной аккредитации.
— Елена 09.06.2021
Оставьте комментарий, если
1) у вас есть дополнительная информация по классификатору,
2) заметили ошибки и неточности на сайте,
3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.
Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Коды специальностей и направлений подготовки высшего образования
Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS BY EDUCATION
ОК 009-2003
(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России.
Представлен Министерством образования Российской Федерации.
Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.
ВВЕДЕНИЕ
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:
— определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
— регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
— интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.
Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.
Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.
Структурное описание объекта классификации включает:
— блок дополнительных классификационных признаков.
Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.
Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:
— укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.
Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.
Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.
Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:
1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5, 6-й знаки соответствуют специальностям.
Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.
Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:
Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:
— для среднего профессионального образования:
— для высшего профессионального образования:
Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.
Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.
При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.
Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.
Квалификации по направлению подготовки Геодезия
62 Бакалавр техники и технологии
68 Магистр техники и технологии,
где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:
Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: «Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия».
Квалификации по специальности Прикладная геодезия:
где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:
Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: «Инженер по специальности Прикладная геодезия».
Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП «ВНИИКИ» Госстандарта России.
ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 1 декабря 2016 г. N 1508 в приложение внесены изменения
С изменениями и дополнениями от:
29 января 2014 г., 25 марта 2015 г., 1 декабря 2016 г.
ГАРАНТ:
См. соответствие направлений подготовки высшего образования настоящего перечня научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденное приказом Минобрнауки России от 17 октября 2016 г. N 1288
Коды укрупненных групп направлений подготовки.
Коды направлений подготовки
Наименования укрупненных групп направлений подготовки. Наименования направлений подготовки
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
Математика и механика
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ
Компьютерные и информационные науки
ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
Физика и астрономия
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Техника и технологии строительства
ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Информатика и вычислительная техника
ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
Электроника, радиотехника и системы связи
ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
Электро- и теплотехника
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Физико-технические науки и технологии
ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ
Оружие и системы вооружения
ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
Промышленная экология и биотехнологии
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Техника и технологии наземного транспорта
АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Авиационная и ракетно-космическая техника
АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Управление в технических системах
НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ
Нанотехнологии и наноматериалы
ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Технологии легкой промышленности
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве
ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ
Ветеринария и зоотехния
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
Политические науки и регионоведение
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Образование и педагогические науки
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Языкознание и литературоведение
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
Исторические науки и археология
ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Философия, этика и религиоведение
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Физическая культура и спорт
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.