корни с чередованием чет чит правило

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

Чередование гласных в корне

корни с чередованием чет чит правило. Смотреть фото корни с чередованием чет чит правило. Смотреть картинку корни с чередованием чет чит правило. Картинка про корни с чередованием чет чит правило. Фото корни с чередованием чет чит правило

Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.

Таблица «Чередование гласных в корне слова»

От чего зависит написание

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Источник

Безударные гласные в корнях слов

ЧАСТЬ II.
(Материалы для повторения орфографии)

Чередующиеся гласные в корнях слов

В соответствии с традиционной классификацией орфограмм в этом разделе мы рассмотрим написание следующих корней 1 :

В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.

Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря. Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри, а кто-то вспомнит о зАреве. Под ударением в однокоренных словах оказываются то о, то а. Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь 2 , творчество), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).

В ряде корней написание гласной зависит от суффикса а-. Связано это с традицией, с историей языка. Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить. Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс а является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид. Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе: опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать. Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные изменения, и, в частности, чередования гласного в корне глаголов потеряли свою формообразующую функцию. В современном русском языке эти чередования являются историческими.

В корне -гор-//-гар- под ударением оказывается только а, а безударный звук обозначается буквой о. Почему? Как сообщают этимологические словари, в древнерусском и в старославянском языках до падения редуцированных произносилось г[о]реть, но г[а]рь. Так как в ту эпоху гласные в безударной позиции не редуцировались, проблем с правописанием гласных не было. И, хотя в современном русском языке написание о в корне оказывается немотивированным, по традиции мы продолжаем его писать.

Задание 9. Подумайте, могут ли корни в словах соберу, припереть, выжигать и подобных писаться по фонематическому принципу.

Корни с чередованиями гласных можно разделить на четыре группы в зависимости от условий выбора гласной буквы. Все они отражены в таблице.

! Если в инфинитиве глагола – корень -скак-, то в форме 1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в пов. накл. пишется а: скакать – скачу, скачи

Без ударения пишется:

-мок- – ‘напитываться влагой’

-мак- – ‘опускать в жидкость’

ровн— – ‘ровный, прямой, гладкий’

равн— – ‘равный, одинаковый’

(Вариативная постановка ударения. Проверочное слово – подросток)

А также все однокоренные слова:

отраслевой, росточек, ростовой, выросточек, выростоковый и др.

А также все однокоренные слова:

(Эти слова образованы от слова гарь)

Задание 10. Слово чета входит в состав исключений во многих справочниках и учебниках по орфографии, хотя это неправильно. Подумайте почему.

Задание 11. С помощью лингвистических словарей объясните значение слов-исключений изгарь, пригарь, выгарки и охарактеризуйте их с точки зрения сферы употребления.

Задание 12. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поле Бородина”:

Установите с помощью лингвистических словарей, содержит ли первая строчка орфографическую и ритмическую ошибку. (См. словарь Н.А. Еськовой Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы; Ударение; Около 12 тыс. слов совр. русск. яз. Изд 6-е, испр. М.: Астрель, Асг, 2008 г.)

Задание 13. Какие рекомендации дают словари и справочники по написанию слова з(о//а)рянка? Установите с помощью поисковой системы Интернета, какое написание наиболее частотное.

1. Распол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоретические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, литературное прил_жение, сл_гаемые успеха, легкий пол_г.

2. Полезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленное ср_щение, дор_сти до глазка в двери, прир_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове, подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_cль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.

3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить от неожиданности, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченным, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из вагона, мигом приск_чу, cк_чите галопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.

1. Шоколадный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось здание, дог_равший костер, приг_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спички, паровозная изг_рь.

2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре цивилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.

3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцогине, покл_ниться старшему, скл_нение прилагательных, прекл_няться перед героизмом, прикл_нить голову;

4. Великое тв_рение, тв_рить чудеса, претв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший раств_ритель, разная утв_рь;

5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, загорелые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха;

6. Нераств_римые соединения, укл_няться от обязанностей, кухонная утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой, раств_риться в тумане, держаться на пл_ву, з_ревать, заг_рая у реки, откл_ниться от курса, оз_ренный счастьем, притв_рить калитку, увидать пл_вцов.

Задание 16. Выучите 10 корней, написание которых зависит от суффикса -а- по образцу -бер-//-бир/а-, и слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Задание 17. Запомните значение корней мак и мок-. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь, подм_чил репутацию, м_чить волосы, пром_кашка, сапоги пром_кают, непром_каемое пальто, разм_кло от слез, аккуратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съел, пром_кнуть салфеткой.

Задание 18. Установите с помощью словообразовательного словаря, каким словом мотивировано слово пром_кашка, каково его словообразовательное значение?

В ряде слов с корнями ровн и равн значение корня установить достаточно легко, и написание таких слов не вызывает больших трудностей. Например: сравняться в весе, равнозначный, уравнять в правах, ровнять асфальт, разровнять песок. Орфографическая проблема возникает там, где значения слов невозможно свести к семам (элементам значений) ‘ровный’ или ‘равный’ или где закрепились противоречащие правилу написания. В школе предлагаются к запоминанию такие слова, как равнина, уровень, поровну. А как объяснить написание гласной в команде “Равняйсь!” или в словосочетании поравняться с лесом? Ведь носитель русского языка, вероятнее всего, будет объяснять значения этих слов через семы ‘встать ровно’, ‘по ровной линии’.

Орфографическая сложность выбора корней ровн и равн объясняется фактами истории русского языка. Эти корни являются родственными: они имеют общего “предка” – славянский корень, из которого в древнерусском языке развились слова с ровн-, а в старославянском языке – слова с корнем равн-. Изначально оба эти корня имели одно значение, в котором совмещались значения ‘равный, одинаковый’ и ‘ровный, прямой’. В учебном пособии А.И. Кайдаловой и И.К. Калининой “Современная русская орфография” авторы отмечают, что еще в XIX в. слово ровный могло употребляться в обоих значениях, и приводят такие примеры:

Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге. (И.Тургенев “Дворянское гнездо”)

Имение было разбито на три ровные части. (А.Герцен)

В ходе развития языка происходит семантическая дифференциация: за каждым из корней закрепляется одно значение. Однако в некоторых словах написания закрепились традицией, несмотря на изменения в семантике, а у некоторых слов развились новые значения.

Усложняет ситуацию и уже знакомое нам чередование о//а в корнях глаголов. Например, формы глаголов несовершенного вида у глаголов сровнять и сравнять орфографически и фонетически совпадают в форме сравнивать.

Задание 19. Прочитайте выдержки из МАСа. Выпишите в тетрадь значения слов с корнями ровн- и -равн-, которые, на ваш взгляд, не сводимы к семам ‘ровный’ или ‘равный’.

1. (сов. сравнять). Делать равным, одинаковым в каком-л. отношении; уравнивать. Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она [смерть]. (Тютчев). Две силы есть – две роковые силы. Климат равняет всех. Так что все вьетнамцы, можно сказать, одеты одинаково: штаны из простой ткани и белая легкая рубашка. (Солоухин. Открытки из Вьетнама).

2. с кем-чем. Считать равноценным, приравнивать к кому-, чему-л. [Донна Анна:] Я не хочу оправдывать Жуана; Он был преступен, но порочен не был. Его дела нельзя равнять с другими, И общей мерой мерить их нельзя. (А.Толстой, Дон Жуан). Новаторство, когда мы думаем о пушкинском раскрепощении поэтической речи, нельзя равнять с “технологическими” опытами в лаборатории стиха. (Решетов. В его подлунном мире).

Быть равным, одинаковым в каком-л. отношении. Кедр поднимался выше лиственных пород, и только тополь мог еще с ним равняться. (Емельянова. В Уссурийской тайге) У нас семь классов, и последний равняется седьмому классу гимназии. (Каверин. Перед зеркалом) || с кем.

Разг. Считать себя равным, равноценным кому-л., приравнивать себя к кому-л.

Барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! (Пушкин. Барышня-крестьянка) [Лариса:] С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. (А.Островский. Бесприданница) || чему. Быть равнозначным, равносильным чему-л. Дочери давно посылали Арину Васильевну, но она не смела прийти, потому что слова Степана Михайлыча “никого не будить” равнялись запрещенью приходить. (С.Аксаков. Семейная хроника) [Паратов:] Ваша просьба для меня равняется приказу. (А.Островский. Бесприданница)

3. Становиться (в строю) на одну линию с фланговым. Грянул оркестр, и со двора, через распахнутые настежь ворота, рядами двинулись люди. Шли друг за другом, стараясь на ходу равняться по фланговому. (Бахметьев. Преступление Мартына) || повел. равня’йся! (равня’йсь!). Употребляется как военная, спортивная и т.п. команда – выровнять ряд (ряды). – Рравняйсь! – скомандовал Слива. (Куприн Поединок)

4. перен.; по кому и на кого. Следовать чьему-л. примеру. – Ты общественная работница, ты сила. Ты должна пример крепости показывать: ведь по тебе все равняются. (Гладков. Маша из Заполья). В войска фронта широко вливалось пополнение молодежи, еще не участвовавшей в войне. Эта молодежь равнялась на старших товарищей. (Брагин. Ватутин)

5. чему. Быть равным какой-л. величине, представлять собой какую-л. величину. Дважды два равняется четырем. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, а наименьшая 25 верстам. (Чехов. Остров Сахалин). Мощность его [судна] механизмов равнялась мощности крупной электростанции. (В.Кожевников. Последний рейс)

1. (несов. также разровнять). Делать ровным, гладким. Рабочие в фартуках на подмостках клали кирпичи, заливали из шаек кладку и ровняли’лами. (Л.Толстой. Анна Каренина). В отдалении непрерывно стрекотали тракторы Силина и Ремнева; они ровняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб. (Ажаев. Далеко от Москвы).

2. Располагать в ряд (ряды) по прямой линии. Ровнять шеренгу.

Они решили поровняться: кто выше ростом?

Мальчишка учился то на двойки, то на четверки, а потом выровнялся в учебе.

Задание 20. Определите лексическое значение слов с ровн- и равн-. Вставьте пропущенные буквы.

1. Пшенку с рисом ты не р_вняй! (А.Солженицын)

2. В мирской сходке, или громаде, несмотря на то, что власть его ограничена несколькими голосами, голова всегда берет верх и почти по своей воле высылает, кого ему угодно, р_внять и гладить дорогу или копать рвы. (Н.Гоголь)

3. Разве доброту сердца с деньгами можно р_внять? (М.Горький)

4. Сила действия должна р_вняться силе противодействия. (А.Измайлов)

5. Алексею хотелось ур_внять их отношения. (А.Пушкин)

6. …Охотники идут каждый с своею собакой, непременно хорошо дрессированною, в известном друг от друга расстоянии, р_вняясь в одну линию. (С.Аксаков)

8. Зловещим светом налитой, бритвенно острой полоской подрезало холмы, подр_вняло лес на горизонте. (В.Астафьев)

9. Всю эту пильняковщину, ахматовщину, всех этих серапиончиков и скорпиончиков надо или заставить р_вняться на пролетарскую литературу или выметать железной метлой, примирения быть не может. (А.Солженицын)

10. Если вы с максимальной точностью передадите каждое слово текста, но не передадите его поэтичности, достигнутая вами точность будет р_вняться нулю. (К.Чуковский)

11. У нас страна р_вноправия, вот пускай и будет всем пор_вну, и не важно, что на кого-то есть спрос, а на кого-то нет. (И.Архипова)

12. Дорога довольно однообразная: р_внина; по сторонам холмы. (А.Пушкин)

13. Через две минуты мы пор_внялись с человеком. (А.Пушкин)

14. В Мьянме, специализирующейся в основном на выращивании риса, женщины нар_вне с мужчинами участвуют в производстве, не ограничиваясь только ведением домашнего хозяйства. (А.Фатющенко)

15. Метели и снега по крышу зар_вняли дом. (Б.Пильняк)

16. Мой попутчик сидит за баранкой прямо, вытянув вперед подбородок, словно правофланговый в строю, по которому все должны р_вняться. (Б.Можаев)

17. В романе, сопоставляемом с “Войной и миром”, нет телесного, органического начала личности, начала, у Толстого овеянного духовностью, где страдание родов, смерти, боли одухотворено и выр_внено духовным началом любви. (Д.Самойлов)

18. Существует обидная арифметика: вред от 15–20 сигарет, выкуренных женщиной за день, можно прир_внять к 30 сигаретам, выкуренным мужчиной. (А.Варшавская)

19. Я подр_внял свою бородку и зачесал волосы на лоб. (В.Аксенов)

20. Да и никто из людей, из которых должно было найти преемника Барклаю, вообще не мог в этом р_вняться с Кутузовым. (Е.Тарле)

21. За семь минут до окончания основного времени Гогниев счет вcе-таки ср_внял. (А.Левых)

22. – Дома-то нашего нет, с землей ср_вняли, – испуганно сказал Климов поспевавшему за ним Полякову. – Неужели всех вас убило, братья мои? (В.Гроссман)

23. Ждали командира дивизии, и все подтянулись, лихо заломили фуражки набекрень и даже выр_внялись, совсем как на плацу. (Н.Гумилев)

24. …Наташка, живя на Фотьянке, выр_внялась с изумительной быстротой, как растение, поставленное на окно. (Д.Мамин-Сибиряк)

25. Назавтра всю эту немецкую трахомудрию артиллерией и самолетами с говном, извините, с песком и камнями ср_вняли, другая уж дивизия, кто говорил – две или три на косу поперли, но немец все еще оказывал сопротивление и, когда его подпятили к воде, загнали по пояс в мутную жижу, начал руки поднимать. (В.Астафьев)

26. – Когда ур_вни ср_вняются, – сказал он, – и мы поставим знак равенства между жизнью, идущей по ту и по эту сторону проволоки, репрессии станут не нужны, мы перестанем выписывать ордера на аресты. (В.Гроссман)

27. Хотели делиться и р_вняться по беднейшему, безлошадному, но тогда пришли безногие и безрукие: “Как же, – говорят, – нам быть, равенство не получается”. (М.Пришвин)

28. Смотрите, – сказал он, – слушать команду, р_вняться, идти в ногу, а пуще всего не прибавлять шагу. (М.Загоскин)

29. Когда солдат думает о том, чтоб идти в ногу да р_вняться, так не думает о неприятельских ядрах. (М.Загоскин)

30. Победы, завоевания и величие государственное, возвысив дух народа Российского, имели счастливое действие и на самый язык его, который, будучи управляем дарованием и вкусом писателя умного, может р_вняться ныне в силе, красоте и приятности с лучшими языками древности и наших времен. (Н.Карамзин)

31. Петр прир_внял крепостных, сидевших на земле, к холопам – дворовым, обратил “гулящих” людей в крепостных. (В.Гроссман)

32. Кожа курящего на 40% тоньше, чем кожа человека некурящего, ср_внить ее можно с кожей ребенка – она так же беззащитна. (А.Варшавская)

33. Мы ср_внялись и в возрасте, и в пристрастиях, ибо в бане, как известно, все р_вны. (Г.Горин)

Повторение темы
“Правописание безударных гласных в корнях слов”

Задание 21. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание выделенных букв и знаков препинания.

Унылая п_ра! Очей оч_рованье!
Приятна мне твоя пр_щальная кр_са –
Люблю я пышное природы ув_данье,
В б_грец и в зол_то одетые л_са,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой в_лнистою покрыты н_беса,
И редкий солнца луч, и первые м_розы,
И отд_ленные с_дой з_мы угрозы.

Здесь вам не р_внина – здесь климат иной.
Идут л_вины одна за одной,
И здесь за к_мнепадом ревет к_мнепад.
И можно св_рнуть, обрыв обогнуть, –
Но мы выб_раем трудный путь,
Опасный, как в_енная тр_па.

Мы, дети севера, как здешние р_стенья,
Цв_тем недолго, быстро ув_даем.

А в вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Г_рящие русские хаты,
Г_рящий Смоленск и г_рящий рейхстаг,
Г_рящее сердце с_лдата.

Еще ф_р_оны знали закон пов_новения: чтобы держать народ в страхе, карай не в_новатых, а нев_новных. (Неизв.)

И над отечеством св_боды просв_щенной взойдет ли наконец прекрасная з_ря? (А.Пушкин)

По синим в_лнам океана,
Лишь звезды бл_снут в небесах,
К_рабль од_нокий н_сется,
Н_сется на всех п_русах.

Шумный бьет крылом петух,
День встречая пением;
Все бл_стит… Св_тланы дух
Смутен снов_дением,

Часто во время з_ри я гл_дел на снега и д_лекие льдины утесов… (М.Лермонтов)

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. М., 1993.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М., 2001.

3. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография / 4-е изд. М., 1983.

4. Панов М.В. И все-таки она хорошая!: Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 2007.

5. Поисковая система Национального корпуса русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru/index.html

6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. ред. В.В. Лопатина. М., 2006.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.

8. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981–1984. (МАС)

9. Словарь русского языка: в 4-х т. М.: Русск. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp

10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.

11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М., 1985.

12. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М., 2002.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. СПб., 1996.

14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 2006.

15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2001.

1 Необходимо отметить, что здесь описаны далеко не все явления чередования гласных в корнях. Но остальные чередующиеся гласные либо не вызывают затруднений в написании, либо не сводимы к каким-либо правилам. Например, собирать – сбор, собраться, сон – сна, стирать – тереть – протёр и др. О чередовании о//а в глаголах, связанном с древней системой глагольного вида, речь шла в предыдущем разделе.

2 Связь между словами творчество, творец, одухотворенный и тварь уже историческая, а не современная словообразовтельная.

3 В некоторых словах с -ровн-//-равн- достаточно трудно объяснить значение слова через указанные в таблице значения корней, поэтому о словах с этими корнями необходим особый, более подробный разговор (см. ниже на стр. 18,19).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Написание гласной зависит от
конечных согласных корнясуффикса -а-ударениясемантики
(значения) корня
-лож-//-лаг/а-
Исключения