можно ли исправить ошибку в кодах видов расходов
Можно ли исправить ошибку в кодах видов расходов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2019-2020 годах учреждение ошибочно отражало расчеты по договорам об оказании услуг по обращению с ТКО по статье 225 КОСГУ вместо 223 КОСГУ. На 01.01.2021 на счете 1 302 25 000 по данным договорам также числится кредиторская задолженность.
Как в бухгалтерском учете казенного учреждения отразить исправление ошибки, возникшей в связи с неправильным применением подстатьи КОСГУ при отражении расчетов с контрагентами? Как правильно перерегистрировать неисполненные обязательства по данным договорам: исправлять ошибку, или можно перерегистрировать на правильный КОСГУ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В учете казенного учреждения на дату обнаружения на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) необходимо исправить ошибку прошлых лет способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью с применением специальных счетов 401 28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году» в части ошибки 2020 года и 401 29 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году» в части ошибки 2019 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Госсектор. Типичные ошибки применения кодов видов расходов. Часть 2
Продолжаем разбираться, какие нарушения в применении КВР чаще всего выявляют при проверках. А заодно сформулируем правила, соблюдение которых поможет минимизировать риск разногласий с ревизорами.
Оглавление
Ошибка № 8. Учреждение перечисляет страховые взносы только по КВР 119
Совсем недавно приказом Минфина России от 20.06.2016 № 89н был прямо урегулирован вопрос об отнесении на КВР расходов по уплате страховых взносов:
Госсектор. Типичные ошибки применения кодов видов расходов
Код КВР, на который отнесена выплата физлицу
Код КВР, по которому надо уплатить взносы
Соответствующий код: 119, 129, 139, 149
Любые другие коды КВР
Соцвзносы надо отнести на тот же код КВР, на который отнесена выплата физлицу
Нарушение приведенного выше порядка применения КВР ревизоры не оставляют без внимания../
Ошибка № 9. Не подтверждена принадлежность к капремонту работ, оплаченных по КВР 243
Татьяна Саакян,
Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России.
12 октября 2016 года
Новации бюджетного законодательства 2017 года. Финансовое планирование в госучреждениях: бюджетная смета, госзадание, план финансово-хозяйственной деятельности.
При этом вопросы отнесения работ к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской службы учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими «техническими» специалистами.
Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (см. Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038). Работы по ремонту дорог квалифицируются в качестве капремонта в соответствии с разъяснениями Минтранса России (см. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395).
Правомерность отнесения расходов на КВР 243 или 244 на протяжении нескольких лет является основанием для привлечения должностных лиц казенных учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. При этом не исключено, что штраф может быть наложен на главного бухгалтера (решение Волгоградского областного суда от 24 февраля 2016 г. по делу № 07-277/2016).
Суды, рассматривая подобные дела, квалифицируют работы в качестве капитального или текущего ремонта исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, а также иных нормативных правовых актов, разработанных в прошлые годы, в частности, «Положения. МДС 13-14.2000″, утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279, и Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312) (см., например, решение Пермского краевого суда от 25 января 2016 г. по делу № 21-80/2016, решение Красноярского краевого суда от 2 июня 2016 г. по делу № 7Р-536/2016).
Ошибка № 10. Без достаточных оснований исполнительный лист полностью оплачен по КВР 831
Достаточно распространенная ошибка — исполнение всех судебных актов в полном объеме по КВР 831.
Оплату кредиторской задолженности, которая являлась предметом судебного разбирательства, отражайте по соответствующим КВР и КОСГУ. По соответствующим – это значит по тем КВР и КОСГУ, которые надо было бы применять при добровольной оплате долга (см. также письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-06-10/23392).
Например, кредиторскую задолженность по закупкам на основании судебного акта надо оплатить по КВР 200, а долг по зарплате – по КВР 100. И самое главное, не забывайте о новых положениях Указаний 65н по применению КВР при выплате компенсации за задержку зарплаты. Эту компенсацию надо относить на КВР 853 «Уплата иных платежей» как при выплате в добровольном порядке, так и на основании судебного решения (письмо Минфина России от 2 августа 2016 г. № 02-05-10/45222).
Все дополнительные перечисления по исполнительному листу относите на КВР 831. Например, расходы на возмещение судебных издержек истцам (госпошлины) оплачивайте по КВР 831 в увязке с КОСГУ 290.
Суд может обязать учреждение выполнить определенные действия. Если для выполнения этих действий учреждение осуществляет закупки, расходы надо относить на КВР и КОСГУ в общем порядке. Например, хранение имущества надо оплачивать по КВР 244 и КОСГУ 226 (письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-06-10/23392).
Внимание!
В случае если на казенное учреждение судом наложено взыскание, КВР 831 должен применяться в увязке с разделом и подразделом, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования такого учреждения (письмо Минфина России от 11 марта 2016 г. № 02-05-11/13685).
Ошибка № 11. Не подтверждена принадлежность к затратам на ИКТ расходов, оплаченных по КВР 242
Указания № 65н не содержат перечня конкретных видов оборудования, материалов, работ и услуг, которые можно закупать за счет КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Определение принадлежности расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предметом Указаний № 65н не является. Эту принадлежность надо определять исходя из положений отраслевых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (письмо Минфина России от 17.12.2014 № 02-05-10/65250). Применение кода вида расходов 242 может быть увязано с соответствующим Планом информатизации.
Внимание!
Возможность применения КВР при исполнении бюджета публично-правового образования определяется его финансовым органом (письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-05-11/68872). Указаниями № 65н установлен порядок применения КВР 242 на федеральном уровне. При этом бюджетные и автономные учреждения расходы на закупки в сфере ИКТ должны отражать по КВР 244 (письмо Минфина России от 16 марта 2016 г. № 02-05-10/14696).
В Бюджетной смете казенного учреждения могут быть предусмотрены расходы в сфере ИКТ по КВР 242. Однако в Плане (документе) по информатизации в явном виде далеко не всегда указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).
В этом случае обращайтесь за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно ваши вышестоящие организации с учетом ваших предложений готовили обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете учреждения появился КВР 242 (письмо Минфина России от 4 июля 2016 г. № 02-05-10/38905).
Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган. На федеральном уровне таким органом является Минкомсвязи России (постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418, письмо Минфина России от 8 июля 2015 г. № 02-05-10/39378, письмо Минфина России от 28 марта 2016 г. № 02-05-12/17146, письмо Минфина России от 25 июля 2016 г. № 02-05-10/43381). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (см. предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22 января 2016 г. №№ 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).
Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244. Допустим, в организации принято решение о приобретении сервера или сетевого принтера. Как выбрать КВР для таких расходов? При соблюдении нескольких несложных правил Вы без труда сделаете правильный выбор.
1. Применять КВР 242 обязаны:
Организация госсектора
Условия для применения
Федеральные госорганы
Федеральные казенные учреждения
Органы управления государственных внебюджетных фондов РФ
1. Расходы по КВР 242 предусмотрены Бюджетной сметой
2. Расходы согласуются с Планом информатизации (иным аналогичным документом), принятым с учетом документов, разработанных уполномоченным органом в сфере ИКТ (Минкомсвязи России)
Получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета)
Финорганом субъекта РФ (муниципалитета) принято решение о применении КВР 242
2. Расходы в сфере ИКТ относят на КВР 244:
Организация госсектора
Условия для применения
Бюджетные и автономные учреждения (федеральные, субъектов РФ и муниципальные)
В любом случае относят расходы по ИКТ на КВР 244
Федеральные госорганы
Федеральные казенные учреждения
Органы управления государственных внебюджетных фондов РФ
1. Расходы по КВР 242 не предусмотрены Бюджетной сметой
и (или)
2. Расходы не согласуются с Планом информатизации (иным аналогичным документом), принятым с учетом документов, разработанных уполномоченным органом в сфере ИКТ (Минкомсвязи России)
Получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета)
Финорганом субъекта РФ (муниципалитета) не принято решение о применении КВР 242
3. Объекты, аналогичные включаемым в сферу ИКТ (с учетом монтажных и пусконаладочных работ), можно приобретать в рамках капвложений согласно сводному сметному расчету по КВР 410 «Бюджетные инвестиции».
Ошибка № 12. Нарушен порядок применения КВР 410 при строительстве «под ключ»
В настоящее время существует практика оплаты за счет бюджетных инвестиций движимого имущества (предметов мебели, бытовой техники, мягкого инвентаря и т.п.), которым укомплектован объект недвижимости при строительстве «под ключ». Такие действия учреждений в ряде случаев проверяющие могут рассматривать в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Даже включение стоимости этого движимого имущества в сметный расчет не всегда являлось достаточным основанием для освобождения должностных лиц от ответственности, так как по сути сметный расчет не является правовым основанием предоставления бюджетных средств.
Аргументом в пользу учреждения в подобной ситуации служит наличие «спорных» направлений расходов непосредственно в государственной (муниципальной) целевой программе, в рамках которой осуществляется строительство «под ключ», независимо от того, на какие коды классификации расходов РФ могли быть отнесены расходы, связанные с приобретением (изготовление) объектов нефинансовых активов при расходовании бюджетных средств вне такой программы (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2016 г. № А05-9525/2015).
В то же время поступившие в рамках строительства «под ключ» объекты имущества, неразрывно несвязанные с самим объектом недвижимости, не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта. Первоначальную стоимость таких объектов имущества формируйте на соответствующих счетах 0 106 30 000 «Вложения в иное движимое имущество учреждения» (письмо Минфина России от 18 июня 2015 г. № 02-05-11/35429).
Внимание!
В качестве нецелевого использования бюджетных средств проверяющие могут квалифицировать отнесение учреждением на КВР группы 400 расходов на охрану объекта недвижимости, незавершенного строительством (Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 февраля 2016 г. по делу № 12-57/2016).
Ошибка № 13. Применен КВР 113 или КВР 123 когда речь идет о закупке
Расходы, связанные с привлечением физических лиц для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудового или гражданско-правого договора, согласно Указаниям № 65н относятся на КВР 113 или 123. Перечень лиц, выплаты которым отражаются по КВР 113 и 123, остается открытым. При этом возможность применения КВР 113 или 123 зависит от статуса организации госсектора, которая осуществляет выплаты в пользу привлекаемых лиц. Так, указанные расходы госоргана (органа местного самоуправления) отражаются по КВР 123, а учреждения – по КВР 113 (письмо Минфина России от 16 мая 2016 г. № 02-05-11/27777).
Внимание!
Далеко не всегда расходы, связанные с исполнением отдельных полномочий привлекаемыми в этих целях лицами, могут быть отнесены на 113 или 123 КВР. Так, например, за услуги, оказанные «назначенным» адвокатом, может быть выставлен счет юридическим лицом. Соответственно, расходы должны быть отражены по КВР 244 (см., например, письмо Минфина России от 16 мая 2016 г. № 02-05-10/27774). Кроме того, услуги физических лиц (переводчиков, специалистов, экспертов, адвокатов и иных специалистов), независимо от наличия договора, но исходя из целевого назначения услуг, также подлежат оплате по КВР 244 (п. 5.3.2.2 Приложения № 3 к письму Минфина России от 21 июля 2016 г. № 16-01-08/42065). Типичный пример таких расходов – расходы, понесенные в соответствии с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1240.
Ошибка № 14. Некорректно выбран КВР при перечислении задатков и обеспечений
Перечисление обеспечения заявки казенного учреждения, выступающего в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в конкурсе или аукционе в соответствии со статьей 44 Закона № 44-ФЗ следует отражать по соответствующему разделу (подразделу), целевой статье, в рамках которых предусмотрены ЛБО на финансовое обеспечение выполнения функций учреждением, в увязке с КВР 853. Исключение из данного правила – задаток за участие в аукционе по продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности), перечисление которого отражается по соответствующему КВР группы 410 (п. 5.3.2.4 Приложения № 3 к письму Минфина России от 21 июля 2016 г. № 16-01-08/42065).
Внимание!
Операции по перечислению сумм в обеспечение заявок на участие в конкурсе или аукционе, а также в обеспечение исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями, выступающими в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), не являются «расходными», и, соответственно, в разрезе КВР не отражаются.
Владимир Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Новые правила исправления ошибок прошлых лет в бухучете бюджетников
С введением новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета изменились правила исправлений ошибок прошлых лет организациями госсектора. Перед составлением очередной отчетности напомним о новых требованиях.
На реальных примерах покажем, как действовать, если обнаружена ошибка в первичных документах или в регистрах бухучета в периодах, отчетность за которые уже сдана.
Ошибка отчетного периода, выявленная после завершения мероприятий по внешнему финансовому контролю, исправляется в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности как ошибка прошлых лет. При этом нужно учитывать требования стандартов ФСБУ «Концептуальные основы», «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», изменения, внесенные в Инструкцию по применению единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Кроме того, нужно не упустить и разъяснения, которые по этой теме дал Минфин России (в письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).
Что именно изменилось
Новые правила применяются при ведении учета уже с 1 января 2019 года и составлении отчетности, начиная с 2019 года.
Суть нововведений в том, чтобы в отчетности отражалась текущая операционная деятельность, а ошибки прошлого были обособленны (п. 18 Инструкции № 157н). Такую отчетность Минфин оценивает как более прозрачную, а хозяйственную деятельность учреждений — как отвечающую действительности.
Напомним, что в результате внесения изменений в Инструкции 162н; 174н; 183н появились новые счета для отражения исправительных записей по ошибкам прошлых лет:
401 18 000, 401 19 000 — служит для отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель доходов по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;
401 28 000, 401 29 000 — применяется для отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель расходов по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;
304 84 000, 304 94 000 — по ошибкам в части расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;
304 86 000, 304 96 000 — по иным расчетам года, предшествующего отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно.
В конце года показатели счетов бухгалтерского учета по отражению ошибок прошлых лет (0 401 18 000, 0 401 19 000, 0 401 28 000, 0 401 29 000, 0 304 84 000, 0 304 94 000, 0 304 86 000, 0 304 96 000) закрываются в общеустановленном порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н, с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Ошибки прошлых лет, допущенные при ведении бухгалтерского учета, исправляются в текущем отчетном периоде на дату обнаружения ошибки. Для этого делается дополнительная бухгалтерская запись либо бухгалтерская запись способом «красное сторно». Запись производится в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет», с применением названных выше счетов. Такой подход предложил Минфин России в письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.
Примеры использования новых счетов
В феврале 2019 года автономное учреждение обнаружило ошибку, допущенную в 2018 году: расходы на текущий ремонт здания в сумме 980 000 руб. ошибочно отнесены на увеличение стоимости здания. При этом сделаны такие бухгалтерские записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены вложения в основные средства
Увеличена балансовая стоимость здания (Отражены расходы на ремонт здания)
Начислена амортизация по данному зданию
Это пример существенной ошибки.
События после отчетной даты, информация о которых является существенной, организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности (ФСБУ для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»; приказ Минфина России от 30.12.2017 N 275н).
О несущественной ошибке можно говорить, если допущены искажения в аналитике или КБК. Например, при постановке на бухгалтерский учет строительных материалов (цемент, краска, доски) был использован счет 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» вместо счета 10534 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения»
В бухгалтерском учете на дату обнаружения ошибки прошлых лет (20.02.2019) отражаются исправительные корреспонденции:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Исправлена операция (вложение в основные средства) методом «красное сторно»
Исправлена операция (увеличение балансовой стоимости здания) методом «красное сторно»
Исправлена операция (начисление амортизации) методом «красное сторно»
Начислены расходы прошлого года (на ремонт здания)
В случае, если в аналогичной ситуации окажется казенное учреждение, то ошибочно сформированные операции отразятся так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Увеличена балансовая стоимость здания (Отражены расходы на ремонт здания)
Увеличена балансовая стоимость здания
Начислена амортизация по данному зданию
Исправительные бухгалтерские проводки представим в таблице ниже:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Исправлена операция (вложение в основные средства) методом «красное сторно»
Исправлена операция (увеличение балансовой стоимости здания) методом «красное сторно»
Исправлена операция (начисление амортизации) методом «красное сторно»
Начислены расходы прошлого года (на ремонт здания)
Как отразить исправления в отчетности
Показатели бухгалтерской отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) приводятся с учетом их корректировок по исправительным записям, если были выявлены ошибки прошлых лет.
Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, где отражены значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Рассмотрим, как такая корректировка выполняется на практике. После закрытия счетов в конце года составьте форму «Cведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, 0503773)». Отразите в ней данные операции с кодом причины — 03. В графе 3 укажите сумму изменения по тем счетам, где были скорректированы показатели. На основании внесенных исправлений корректируются остатки на начало года и по другим формам отчетности, прежде всего вносятся изменения в баланс, в формы 0503130, 0503730, а также в формы 0503168, 0503169, 0503768, 0503769.
Обратите внимание, что показатели баланса на начало года будут отличаться от показателей (остатков) на начало отчетного года в главной книге — расхождение на суммы корректировок.
Также нужно не упустить, что обороты (увеличение, уменьшение) по доходам, расходам при формировании показателей отчетов (ф. 0503168, 0503121, 0503110, 0503768, 0503721, 0503710) следует показать без учета операций по исправлению ошибок за предшествующий период.