последствия раннего органического поражения головного мозга код по мкб 10
Органический психосиндром
14-16 октября, Алматы, «Атакент»
150 участников из 10 стран. Новинки рынка стоматологии. Цены от производителей
Общая информация
Краткое описание
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Факторы и группы риска
Диагностика
Диагностические критерии
Лечение
Цели лечения: купирование психопродуктивной, психопатоподобной симптоматики. Купирование или нивелирование другой симптоматики в зависимости от клинических проявлений, улучшение качества жизни.
Немедикаментозное лечение: нет.
Медикаментозное лечение
При верифицированном диагнозе органического заболевания мозга применяется этиотропное лечение: антибиотики, противовирусные, гормональные препараты, иммунотерапия и др.
Патогенетическая терапия: детоксикация, дегидратация, средства, нормализующие мозговую гемодинамику и мозговой метаболизм.
Симптоматическая терапия: противосудорожные препараты, рассасывающие, сосудистые и другие средства, психотропные препараты.
Ниже приведены медикаменты с рекомендуемыми дозами (дозы могут варьироваться в зависимости от состояния пациента, развития побочных эффектов, терапевтической целесообразности) и при каких состояниях они могут быть назначены. Выбор медикаментов определяется врачом-психиатром в каждом конкретном случае:
— Пирацетам – в/в 10 – 20 мл 20% раствора в течение 10 дней, с последующим переводом на пероральные формы введения в суточной дозе 1,2 – 4,8 г в сутки, в три приема – положительное влияние на обменные процессы и кровообращение головного мозга, увеличение энергетического потенциала в организме.
— Винпоцетин – 0,5% раствор 2 мл, вводится в/в капельно от 10 до 20 мг на 200-400 мл физиологического раствора с переходом па прием внутрь по 5-10 мг 2-3 раза в сутки. Возможен переход на внутренний прием кавинтона-форте – оказывает сосудорасширяющее действие, усиливает кровоток, улучшает снабжение мозга кислородом, способствует утилизации кислорода.
— Циннаризин применяют внутрь после еды 0,25 х 3 раза в день – положительно влияет на мозговое и периферическое кровообращение, улучшает микроциркуляцию, повышает устойчивость тканей к гипоксии, обладает также противогистаминной активностью.
— Вальпроевая кислота от 300 мг до 1200 мг, в качестве нормотимика и противосудорожного средства.
— Карбамазепин от 300 до 900 мг в сутки в качестве нормотимика и противосудорожного препарата.
— Ламотриджин 200 мг в сутки в качестве нормотимика и противосудорожного препарата.
— Левомепромазин при возбуждении начинают с парентерального введения 0,025-0,075 г (1-3 мл 2,5% раствора), при необходимости увеличивают суточную дозу до 0,2-0,25 г в сутки (иногда до 0,35-0,5 г) при в/м введении и до 0,75-0,1 г при введении в вену. По мере терапевтического эффекта парентеральное введение постепенно заменяют на пероральное. Внутрь назначают по 0,05-0,1 г (до 0,3-0,4 г) в сутки. Курсовое лечение начинают с суточной дозы 0,1-0,3 г внутрь и до терапевтического эффекта. К концу стационарного лечения дозу постепенно уменьшают и назначают для поддерживающей терапии 0,025- 0,1 г в сутки – перорально с начальной дозы 25 мг, с последующим повышением до оптимального терапевтического эффекта (максимальная разовая доза 100 мг). Оказывает общее антипсихотическое действие, выраженный седативный эффект, устранение психомоторного возбуждения, тревоги (возможно введение в/в капельного на физиологическом растворе). Препарат следует вводить под контролем артериального давления, при снижении АД назначают кофеин или кордиамин.
— Тиоридазин начальные дозы от 50-100 мг в сутки с постепенным повышением до терапевтического эффекта (максимально 600 мг/сут).
— Диазепам при возбуждении, при учащении судорожных пароксизмов, начальная доза 10 мг в сутки, максимальная 60 мг в сутки, дробно в 2-3 приема.
— Тригексифенидил 0,002 х 2-3 раза в сутки, для предупреждения нейролептического синдрома.
При наличии депрессивной симптоматики, назначаются антидепрессанты:
— Флуоксетин при адинамических депрессиях, начиная с 20 мг утром, с повышением дозы до 60 мг. В отличие от амитриптилина и мелипрамина не вызывает затруднения при мочеиспускании, не оказывает кардиотоксического действия, удобен в применении, применяется 1 раз в сутки.
— Милнаципран – капсулы 50 мг х 2 раза в сутки, при отсутствии терапевтического эффекта возможно повышение дозы до 200 мг в сутки (100 мг х 2 раза) (рекомендуемые терапевтические дозы 50-150 мг в сут.) – оказывает сбалансированное действие на депрессивные состояния различной степени тяжести, минимизация побочных эффектов, возможность назначения у пациента с сопутствующими соматическими заболеваниями. Всем больным необходим контроль артериального давления.
При резистентных формах могут применяться следующие приемы: «одномоментная отмена психотропных препаратов», «ножницы», «зигзаг».
В лечении необходимо применение различных видов и форм психотерапии:
1. Групповая, которая должна включать в себя:
— поведенческая психотерапия – в целях адаптации пациента в современных условиях, развитие навыков, для облегчения ресоциализации;
— когнитивная – осознания заболевания, болезненности переживаний, необходимости приема лечения и т.д.;
— группы общения, поддержки – улучшение качества жизни.
3. Индивидуальная (как правило, рациональная).
Также при лечении органического психосиндрома в зависимости от состояния возможно применение ЛФК индивидуальной, электросна.
Профилактические мероприятия: нет.
Перечень дополнительных медикаментов: нет.
* – препараты, входящие в список основных (жизненно важных) лекарственных средств
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с атонически–астатическим синдромом
14-16 октября, Алматы, «Атакент»
150 участников из 10 стран. Новинки рынка стоматологии. Цены от производителей
Общая информация
Краткое описание
Союз педиатров России
Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Этиология и патогенез
Наиболее частыми причинами последствий перинатального поражения ЦНС с атонически- астатическим синдромом являются перинатальные поражения центральной нервной системы гипоксически-ишемического генеза: церебральная ишемия II, III степени, внутричерепное кровоизлияние II, III степени. Поражение лобных долей, мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути.
Наиболее часто геморрагический инфаркт и ишемия развиваются у плодов и новорожденных в области перивентрикулярных сплетений – субэпендимально в сочетании с поражением вещества мозга. Кровоизлияние может происходить также в боковые желудочки мозга и в субарахноидальное пространство. Помимо описанных изменений, морфологическим субстратом гипоксии, как правило, является полнокровие мозга, его общий или локальный отек.
В патогенезе гипоксически-травматических и гипоксически-ишемических энцефалопатий причины и следствия меняются местами, переплетаются в сложных «порочных кругах». Нарушение гемодинамики (макро- и микроциркуляции) приводят к многовариантным метаболическим сдвигам (нарушение кислотно-основного состояния и электролитного баланса, дестабилизация клеточных мембран, гипоксемия и тканевая гипоксия), а эти сдвиги в свою очередь усугубляют расстройства микроциркуляции.
У недоношенных детей повреждающее действие внутриутробной гипоксии потенцируется незрелостью сосудов головного мозга, дезадаптацией в интранатальном периоде.
Установлено, что повреждающее воздействие различных факторов может реализоваться как в форме быстрой гибели клетки (нейрональный некроз), так и в форме отсроченной, замедленной гибели – апоптоз.
Эпидемиология
Диагностика
• Раннюю диагностику формирующегося детского церебрального паралича рекомендуется проводиться на первом году жизни ребенка: при своевременном выявлении у него задержки моторного и психо-речевого развития, нарушений мышечного тонуса, повышении сухожильных рефлексов, несвоевременной редукции безусловных рефлексов и задержке формирования установочных реакций [6, 7, 18].
Комментарии: для проведения дифференциального диагноза с болезнями обмена веществ
Дифференциальный диагноз
Лечение
— Гинкго двулопастного листьев экстракт (Код АТХ: N06DX02) 0,02 на в 2 приема, курс 2 месяца.
— Витамины (В1, В6, В12)
Медицинская реабилитация
Органическое поражение мозга и ЦНС: причины, проявления, диагностика, лечение, прогноз
© Автор: А. Олеся Валерьевна, к.м.н., практикующий врач, преподаватель медицинского ВУЗа, специально для СосудИнфо.ру (об авторах)
Органическое поражение головного мозга представляет собой сложный и многообразный комплекс симптомов, связанных с повреждением центральной нервной системы во время эмбрионального развития, в родах и раннем послеродовом периоде. Этот диагноз нередок среди пациентов клиник психо-неврологического профиля, однако вызывает массу вопросов не только у родителей больных детей, но и у специалистов.
Как самостоятельное заболевание, органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы) отсутствует в современных классификациях болезней, то есть это собирательное понятие, которое врачи сами применяют по своему усмотрению. Не определены ни четкие диагностические критерии, ни стадии или степени тяжести. Открытым остается вопрос лечения, которое чаще всего носит симптоматический характер.
Поскольку код по МКБ-10 для органического поражения мозга отсутствует, специалисты используют для него более обобщенные понятия — неуточненные или другие поражения мозга — G96.9, а при преобладании психических нарушений применяются коды болезней психиатрического профиля.
Сложности постановки диагноза органического поражения, его трактовки и подходов в каждом случае к терапии связаны с разнообразием симптоматики, разным возрастом дебюта патологии, вариабельной клинической картиной, а также тем, что у детей первого года жизни сложно оценить развитие, например, интеллекта, а речь и вовсе отсутствует.
Во многих случаях симптомы развиваются не сразу, а после стрессовых ситуаций, коими могут стать детские инфекции, частые респираторные заболевания и т. д. Случается, что малыш развивается нормально первые 2-3 года жизни, но после какой-то травмы, болезни или вообще без видимой причины появляются признаки мозговой дисфункции, тормозится интеллектуальное развитие, нарушаются поведение и эмоциональный фон.
Симптоматика может проявиться в дошкольном возрасте при попытках подготовить ребенка к школе, обучить поведению в коллективе, и тогда очень важно заподозрить неладное и найти его причину. В таком возрасте среди клинических признаков наиболее выраженными могут быть изменения поведения и эмоциональная неустойчивость, которые должны насторожить родителей и психологов дошкольного детского учреждения.
Органическое поражение мозга включает разные по степени тяжести и проявлениям состояния, поэтому обобщенно говорить о прогнозе нельзя. Если такое заключение вынес врач-невролог, то паниковать раньше времени не стоит. Прежде всего, следует оценить масштаб повреждения нервной ткани, а затем отправиться к неврологу, психиатру, педагогу-дефектологу и психологу.
Стойкие органические изменения могут быть обусловлены некрозом в мозге на фоне перинатальной гипоксии и ишемии, родовой травмой, кровоизлиянием, воспалением мозговой ткани или оболочек мозга, которые оставляют после себя участки повреждения, «видимые» при КТ или МРТ. Без морфологической основы об органическом характере патологии говорить сложно, и тогда врачи могут ограничиться в диагнозе каким-нибудь из функциональных нарушений.
пример органического поражения мозга из-за перинатальной гипоксии/ишемии (кислородного голодания)
Разновидности органических поражений и их причины
пример органических изменений в мозге на МРТ
Органические изменения головного мозга разнообразны не только клинически, но и по морфологическому выражению. Это может быть очаг некроза с исходом в кисту после инфаркта мозга или гематомы, обызвествление после перенесенной инфекции или очаги пролиферации нейроглии — глиоз. Иногда такие изменения никак не проявляются и случайно обнаруживаются при проведении МРТ, и тогда невролог скорее всего не будет ничего изобретать и ставить диагноз, дабы не усложнить жизнь по большому счету здорового человека.
Заключение об органическом поражении имеет право на существование лишь при сочетании морфологического субстрата и соответствующей симптоматики, которая говорила бы о том, что очаги повреждения действительно нарушают межнейронные связи и функцию нервной ткани. Желательно, чтобы диагноз был подтвержден посредством КТ или МРТ.
Исключение может составлять длительная кома, до 30 и более дней, когда на МРТ явных признаков «органики» нет, однако длительность метаболических и гипоксических изменений позволяет говорить о диффузном органическом поражении нервной ткани.
Причинами органического поражения головного мозга могут стать:
Помимо перечисленных, тяжелый церебральный атеросклероз тоже может стать причиной органического поражения ЦНС, если возникнут характерные атрофические и рубцовые изменения в мозге в сочетании со слабоумием, однако такие тяжелые процессы как рассеянный склероз и боковой амиотрофический склероз в группу органических изменений не относят. Для этих заболеваний, в отличие от органического поражения, есть свои рубрики в МКБ-10.
В перинатальном периоде выделены четыре основные группы органических поражений мозга:
гипоксия мозга (внутриутробная или в родах) – основная причина диагноза у новорожденных
Такие распространенные заболевания, как остеохондроз с поражением корешков спинного мозга, компрессия периферических нервов и другие нарушения со стороны периферической нервной системы никак не могут способствовать органическому повреждению мозга.
Проявления органического поражения ЦНС
Все симптомы органического поражения нервной системы можно уложить в несколько групп:
Малыши с органическим поражением ЦНС нередко отстают в развитии, у них поздно формируется речь, словарный запас скудный, а при глубоком повреждении мозга речь может вообще отсутствовать. Страдает моторная функция: ребенок плохо удерживает головку, не ходит и не сидит в срок, не может пользоваться бытовыми предметами, самостоятельно есть, одеваться.
Дети с органическим поражение мозга плохо учатся, не усваивают материал в школе, страдают от дефицита внимания и памяти, снижения интеллекта, нарушений поведения. Они гиперактивны или медлительны, быстро устают, раздражаются по пустякам, не могут правильно оценить поступки и слова окружающих.
Остаточные признаки перенесенной перинатальной патологии мозга обозначают термином «резидуально-органическое поражение ЦНС». Оно включает церебрастенический синдром (утомляемость, эмоциональная лабильность), неврозоподобные изменения, гиперактивность и дефицит внимания, психопатии.
Особенности течения патологии в детском возрасте
Развитие малышей с органическим поражением головного мозга имеет некоторые особенности и отличается от такового у сверстников. Специалисты и родители детей практически всегда сталкиваются с трудностями воспитания и обучения, поскольку часть функций может соответствовать возрастному периоду или даже его опережать, тогда как другие серьезно отстают. В этой связи поведение ребенка может казаться не совсем правильным — он не слушается, создает впечатление невоспитанного и неуправляемого, быстро устает, может быть чересчур упрям, невнимателен, раздражителен и т. д.
Своевременная диагностика органического поражения мозга дает возможность работать с такими детьми целенаправленно, оказывая не только психолого-педагогическую, но и медикаментозную поддержку. Если же диагноза как такового нет, то задача психолога состоит в исключении органической патологии как причины поведенческих особенностей или трудностей с обучением.
Дети с органическим поражением мозга имеют так называемое поврежденное психическое развитие, в которое включают относительно легкие изменения и нарушения умеренной степени тяжести (минимальную мозговую дисфункцию, расстройство межполушарных взаимосвязей), а также состояния, говорящие о тяжелой мозговой патологии — эпилепсия, прогрессирующее нарушение ЦНС с глубоким нарушением психо-речевого и моторного развития.
Минимальной мозговой дисфункцией называют легкую степень нарушения работы мозга, когда снижены способности к учебе и имеются некоторые поведенческие отклонения. Предпосылками для формирования этой патологии у детей считаются:
Перечисленные факторы могут вызвать очаговые изменения в коре и подкорке, которые отличаются чрезвычайным разнообразием симптоматики и определяются локализацией очага поражения. Самыми характерными признаками минимальной мозговой дисфункции считают моторные нарушения:
Эти симптомы по мере роста ребенка постепенно уменьшаются, а при правильном подходе к воспитательно-обучающей деятельности и терапии у подростка могут быть совсем незаметны, разве что обнаружатся в ходе обследования у нейрофизиолога, анализе ЭЭГ.
В случае неблагоприятных обстоятельств, как, например, травмы, операции, болезни внутренних органов, инфекции, переутомление, неблагополучный психологический климат в семье, признаки мозгового поражения углубляются, и тогда минимальные изменения перейдут в психопатию, неврозы, судорожный синдром, выраженное нарушение речевого развития, аутизм.
По причине риска усугубления мозговых дисфункций при органическом поражении даже слабой степени специалистам важно вовремя выявить малышей с отклонениями и направить их для наблюдения и лечения у невролога, на консультацию психолога, логопеда, дефектолога.
Другие проявления органического поражения головного мозга по типу минимальной дисфункции, церебрастении выявляются путем стандартного психиатрического обследования. У пациентов бывают:
Некоторые пациенты с минимальными нарушениями имеют соответствующее возрасту развитие личностных качеств, тогда как интеллектуальные возможности, память, обучаемость несколько запаздывают. Такие дети переживают по поводу своей несостоятельности, склонны к заиканию, фобиям, нарушениям сна, тикам, страдают сниженной самооценкой и очень реагируют на отношение и оценку со стороны значимых для них людей.
Если нарушается развитие волевой сферы, эмоций, то со временем может сформироваться психопатоподобное расстройство, которое проявится в избыточной возбудимости, эмоциональной лабильности, обидчивости, вспыльчивости. Пациенты с психопатоподобными синдромами склонны к таким нарушениям поведения как бродяжничество, агрессия, избыточное половое влечение и попытки его реализации. Критика к себе и поступкам снижена, самооценка неадекватна.
Отличие психопатоподобного синдрома от типичной психопатии состоит в расстройстве психики и неравномерности недоразвития интеллекта. При исследованиях можно установить точное месторасположение участка органического поражения мозга, что особенно актуально после повреждений черепа и ЦНС.
Межполушарная дисфункция — это расстройство развития какой-то из гемисфер мозга или взаимодействия между полушариями. Пациент с преобладанием активности правой гемисферы может быть левшой с необычным восприятием окружающего, образным и символическим мышлением, тогда как логические конструкции, абстракции, точные данные воспринимаются нелегко. В первых классах появляются сложности с математикой, лексическим и грамматическим анализом предложений.
«Правополушарные» дети имеют нормальные память, внимание, они работоспособны, хорошо запоминают зрительные образы во всех деталях, мыслят как бы картинками, однако построение логики и поиск закономерностей сильно страдают. Применение зрительных образов и ассоциаций может значительно облегчить обучающий процесс, поэтому в начальной школе педагогу важно не концентрироваться на стандартной программе, а максимально использовать наглядные пособия, рисовать и стимулировать самостоятельное рисование схем, таблиц и т. д.
«Левополушарные» дети, напротив, плохо справляются с заданиями, которые предполагают применение зрительного анализа. Они имеют правильную речь, прекрасно читают и пишут, обладают логикой, но могут страдать от недоразвития в эмоционально-чувствительной сфере.
Тяжелые формы органического поражения головного мозга сопровождаются глубокими расстройствами речи, письма, чтения, которые препятствуют обучению в школе. Таких пациентов важно научить распознавать эмоции других и выражать свои, анализировать поступки окружающих. Благоприятно действуют на развитие психики занятия музыкой, рисованием, специальные тренинги. В подростковом возрасте могут возникнуть трудности, когда общение с ровесниками уступит место компьютеру или домашнему времяпрепровождению.
Диагностика и лечение
Диагностикой органического поражения мозга обычно занимаются неврологи, психиатры или нейрофизиологи, среди пациентов — в основном дети раннего и дошкольного возраста. Для подтверждения диагноза применяют современные методики визуализации структур мозга — КТ, МРТ, мультиспиральная томография, рентгеноконтрастная ангиография. Малышам в роддоме проводится УЗИ (нейросонография) мозга.
Для определения степени интеллектуальных и психических нарушений используют специальные тесты, однако они в большей степени субъективны, нежели инструментальные методы, а результат может получиться противоречивым, особенно, у маленьких детей. В ряде случаев масштаб поражения не соответствует симптоматике, то есть очагов может быть много, а клиники практически нет и наоборот.
Лечение сформированного органического поражения носит скорее поддерживающий и симптоматический характер, поскольку избавиться от имеющихся очагов повреждения невозможно. В педиатрической практике лечение куда более актуально, нежели у взрослых, оно может помочь не только избежать обширного повреждения мозга, но и максимально адаптировать ребенка к будущей самостоятельной жизни ввиду пластичности и более высокой регенераторной способности нервной ткани малышей.
Для коррекции поражений мозга органического характера назначается медикаментозная терапия, направленная на устранение отдельных симптомов, улучшение метаболизма в нейронах, нейропротекцию. Лечение длительное, в ряде случаев — пожизненное. Параллельно с лекарственной терапией применяют массаж, физиотерапевтические процедуры, санаторное лечение, детям показаны занятия с дефектологом, психологом, логопедом.
Наиболее распространенные препараты, используемые при органических изменениях мозга, – это ноотропы и сосудистые средства (пирацетам, курантил, церебролизин, кортексин, милдронат, актовегин). Также назначаются витамины группы В, магний, по показаниям — антидепрессанты, психотропные средства (аминазин, галоперидол), противосудорожные (карбамазепин, клоназепам).
Восстановление после органического поражения мозга длится едва ли не всю жизнь. При постоянных занятиях, внимании со стороны родителей и педагогов ребенок может стать самостоятельным, вести обычный образ жизни, учиться и работать. Для достижения наилучшего результата важно обращаться только к грамотным и опытным специалистам, а также поддерживать ребенка дома, в кругу семьи, создавая ему спокойную и комфортную атмосферу. Многие родители привлекают акватерапевтические методики, иппотерапию и другие не совсем традиционные подходы, направленные на психологическую и социальную адаптацию.
В повседневности не стоит слишком опекать ребенка, брать на себя все его обязанности, поскольку такое поведение родителей снижает мотивацию к обучению и самостоятельности, не дает возможности самому научиться что-то делать, пусть даже через собственные ошибки. Важно поддерживать малыша, но не мешать ему приспосабливаться максимально полно к сложному окружающему миру.
Последствия от органического поражения нервной системы столь же разнообразны, сколь и симптоматика. Возможно как полное излечение и отсутствие признаков поражения мозга, так и тяжелые формы с нарушением трудоспособности, бытового обслуживания, обучения. Пациенту может быть определена группа инвалидности, но по решению врачебной экспертной комиссии на основании тщательного обследования и определения способности к трудовой деятельности.
Таким образом, исходом органического поражения ЦНС могут быть:
При любой форме патологии важно не терять надежду на улучшение, максимально рано начинать лечение, выбрав опытных специалистов, и активно поддерживать ребенка или больного взрослого в преодолении трудностей.