Pws integration что такое
Что такое PWS и чем он опасен?
Термин PWS расшифровывается как “Похититель паролей”. Конечно же, эту расшифровку стоит понимать буквально: некоторые троянские программы PWS просто шпионят за повседневными процедурами ввода паролей на ПК. Чаще всего такие программы используют простой кейлоггинг. Они постоянно загружены в памяти Windows и во время того, как пользователь начинает вводить свое имя и пароль, троян-шпион просто записывает вводимые данные.
Так злоумышленники могут украсть пользовательский e-mail с общих или корпоративных почтовых сервисов, просто узнав логин и пароль. Это даст им доступ к таким личным данным, как банковские счета, личные данные, другая конфиденциальная информация. С помощью подобных программ уже был совершен ряд преступлений по всему миру, поэтому так важно иметь представление о том, как с ними справиться.
Помимо кражи ваших паролей подобные программы могут незаметно для вас установить другое вредоносное ПО. Так хакеры следят за пользователями и получают всю необходимую конфиденциальную информацию.
Троянская программа для кражи паролей принадлежит к большой группе программ по хищению данных. Это значит, что такие программы бывают очень разные и вред, который они могут нанести, тоже может быть различен. Например, они могут подключаться к удаленному серверу и загружать данные без ведома пользователя, отслеживать он-лайн поведение, управлять системными файлами компьютера.
Насколько это опасно?
Эти программы подвергают инфицированный компьютер риску быть зараженным другими неизвестными вирусами. Не забывайте, что они могут загружать вредоносные файлы для похищения данных ваших аккаунтов. Разве вам нужно, чтобы данные ваших банковских счетов, IP-адрес, системные сертификаты, номер порта и другие детали вашей ОС оказались в руках злоумышленников?
Хакеры, использующие такие программы, видят все, что вы делаете в интернете, так как отслеживают историю вашего браузера. Также они могут перехватывать личную информацию из вашей переписки, даже если она защищена. Троянские программы с PWS также могут запускать фоновые процессы на вашем компьютере, которые будут вами даже не замечены. Очень важно защищать ваш ПК от подобных вирусов установкой хорошей антивирусной защиты.
Как они работают? – Обзор Троянов с PWS
Похититель паролей — это та же самая троянская программа, которая обычно спрятана в других вредоносных программах. Она может попасть на ваш компьютер так же, как и другие вирусы — например, через небезопасную ссылку, email и т.п. Этот Троян пытается получить права доступа к вашему ПК после установки. PWS достаточно сложно отследить, так как они внедряются в ОС.
Похититель паролей загружается каждый раз, когда вы включаете компьютер и устанавливает другие вредоносные программы автоматически. После этого удаляет исходную программу и обнаружение вирусов становится практически невозможным.
Трояны сегодня являются наиболее широко распространенным и опасным видом вредоносного ПО. Они “притворяются” вполне безобидными файлами и все для того, чтобы вы установили их на свой компьютер. Большинство вреда наносится именно за то время, пока вы еще не заметили “преступника” и не попытались его удалить. Основной задачей троянов является остановка нормальной работы компьютера.
Они не только замедляют работу вашего ПК, но и заражают другое ПО. В число их способностей также входит: похищение персональных данных, удаление файлов, отслеживание вашей онлайн активности. Хакеры получают полный доступ к компьютеру, видят все, что вы делаете, так будто сидят прямо напротив вашего монитора. Так происходит потому, что троян без вашего ведома посылает информацию с вашего ПК прямо на сервер злоумышленников.
Как они проникают в компьютер
Есть много способов заразиться этим вирусом. Если вы замечаете какую-то подозрительную активность, то будьте предельно внимательны — это может привести к серьезным последствиям для вашей системы. Часто трояны пытаются получить доступ к вашему ПК через другие программы, просто вставляя свои загрузочные файлы в них. Источниками таких заражений могут быть:
Признаки того, что ваш компьютер инфицирован PWS
Основные симптомы того, что похититель паролей уже на вашем ПК:
Изменения в настройках браузера
Троянские программы с PWS часто устанавливают вредоносные файлы, которые могут изменить настройки вашего браузера. В результате замедляется скорость интернет подключения, открываются нежелательные веб сайты, появляются всплывающие уведомления.
Изменения в реестре
Это вредоносное ПО пытается добавить новые записи в реестр или изменить уже существующие. Ваша система постепенно инфицируется и хакеры получают полный доступ к вашей информации. Как следствие этого, вы постоянно будете замечать замедление работы и необычное поведение вашего ПК.
Неестественная сетевая активность
Это может проявляться в слишком медленной скорости интернета, так как трояны пытаются получить доступ к сети для загрузки прочих вредоносных программ. Это очень похоже на ситуацию, когда двое пользователей пытаются по-разному использовать один и тот же компьютер одновременно.
“Медленный” компьютер
Время загрузки компьютера может сильно увеличиться, так параллельно с загрузкой обычных стартовых программ происходит запуск вредоносного ПО. А в целом работа вашего компьютера может замедляться тем, что вредоносные программы, загруженные ранее, постоянно работают в фоновом режиме.
Как удалить похитителя паролей
Первое, что необходимо помнить — этот тип вредоносного ПО очень трудно выявить и удалить вручную. Но сегодня есть большое количество эффективного антивредоносного ПО, которое может успешно определить и удалить PWS. Для этого необходимо полное сканирование компьютера.
Также важно помнить, что сканирование и удаление вредоносного ПО не исправляет тех изменений в системе, которые были сделаны вирусами в реестре Windows. Что же тогда делать? Нужно использовать программу для очистки реестров для удаления поврежденных записей реестра.
Используйте антивредоносное ПО
Троянские программы с PWS могут изменять реестр Windows. Они вносят правки в существующие записи и создают новые. Очень важно вовремя очищать реестр, дабы избавить компьютер от вредоносных элементов. Мы рекомендуем CCleaner, который эффективно очистит реестр вашего ПК.
Троянские программы с PWS могут нанести значительный ущерб вашему компьютеру, так как дают хакерам полный доступ к вашей информации. Предупредительные меры — лучший способ избежать вирусов. Никогда не скачивайте и не устанавливайте программы из ненадежных источников. Регулярно сканируйте ваш компьютер, чтобы выявлять вовремя все угрозы на вашем ПК. Это поможет сохранить безопасность вашего компьютера и ваших персональных данных.
Руководство для начинающих по NFT: Что такое невзаимозаменяемые токены?
Невзаимозаменяемые токены, или NFT (Non-fungible tokens), являются цифровыми активами, которые доказуемо уникальны. Они могут использоваться для представления как материальных, так и нематериальных предметов.
Криптовалюты, служебные токены, токены безопасности, токены конфиденциальности… цифровые активы и их классификации множатся и развиваются вместе с криптографическими и блокчейн-технологиями.
Невзаимозаменяемые токены (NFT) являются одним из самых быстрорастущих секторов криптоиндустрии. В этом руководстве мы рассмотрим, что это такое, как они работают и как они используются.
NFT – это цифровые активы, которые содержат идентификационную информацию, записанную в смарт-контрактах.
Именно эта информация делает каждый NFT уникальным, и поэтому они не могут быть напрямую заменены другим токеном. Их нельзя поменять на что-то подобное, так как нет двух одинаковых NFT. Банкноты, напротив, можно просто обменять одну на другую. Если они имеют одинаковую стоимость, то для владельца нет разницы между одной купюрой и другой.
Биткоин – это взаимозаменяемый токен. Вы можете отправить кому-то один биткоин, и они могут отправить его обратно, и у вас все еще есть один биткоин. Вы также можете отправлять или получать меньшие суммы одного биткоина, измеряемые в сатоши (думайте о сатоши как о копейках биткоина), поскольку взаимозаменяемые токены делимы.
Как правило, NFT не делятся, точно так же, как вы не можете отправить кому-либо часть билета на концерт. Часть билета на концерт сама по себе ничего не будет стоить и не подлежит выкупу. Однако в последние месяцы некоторые инвесторы экспериментировали с концепцией фракционированных NFT, хотя они остаются юридической серой зоной и могут рассматриваться как ценные бумаги.
Коллекция CryptoKitties были одними из первых NFT. Каждый цифровой котенок на основе блокчейна уникален. Если вы отправите кому-то крипто-котенка и получите крипто-котенка от кого-то другого, тот, который вы получите, будет совершенно другим крипто-котенком, чем тот, который вы отправили. Смысл игры в том, чтобы собирать разных цифровых котят.
Уникальная информация о NFT, таком как у CryptoKitties, хранится в его смарт-контракте и неизменно записывается в блокчейн этого токена. CryptoKitties изначально были запущены как токены ERC-721 на блокчейне Ethereum, но с тех пор перешли на свой собственный блокчейн Flow, чтобы облегчить доступ крипто-новичкам.
NFT обладают уникальными атрибутами, обычно они связаны с определенным активом. Они могут быть использованы для подтверждения права собственности на цифровые предметы (такие как игровые скины), и вплоть до права собственности на физические активы.
Другие токены взаимозаменяемы, так же как монеты или банкноты. Взаимозаменяемые токены идентичны, они имеют одинаковые атрибуты и ценность при обмене.
Помимо цифровых предметов коллекционирования, таких как CryptoKitties, NBA Top Shot и Sorare, NFT могут использоваться для цифровых активов, которые необходимо отличать друг от друга, чтобы доказать их ценность или дефицит. Они могут представлять всё – от виртуальных земельных участков до произведений искусства и лицензий на владение.
Их покупают и продают на маркетах NFT. Специализированные торговые площадки, такие как OpenSea и Rarible, до сих пор доминировали в этой области, некоторые из ведущих криптовалютных бирж начали активно осваивать это пространство. В июне 2021 года криптобиржа Binance запустила собственную торговую площадку NFT, а Coinbase объявила о своих планах по созданию торговой площадки NFT в октябре 2021 года.
Токены, такие как Bitcoin и токены ERC-20 на основе Ethereum, взаимозаменяемы. Стандарт невзаимозаменяемых токенов Ethereum, используемый такими платформами, как CryptoKitties и Decentraland, – ERC-721.
Невзаимозаменяемые токены также могут быть созданы на других блокчейнах с поддержкой смарт-контрактов с помощью инструментов и поддержки невзаимозаменяемых токенов. Хотя Ethereum был первым, кто получил широкое распространение, экосистема расширяется, и блокчейны, включая Solana, NEO, Tezos, EOS, Flow, Secret Network и TRON, поддерживают NFT.
NFT и их смарт-контракты позволяют добавлять подробные атрибуты, такие как личность владельца, расширенные метаданные или безопасные ссылки на файлы. Способность NFT неизменно доказывать цифровую собственность является важным достижением для все более цифрового мира.
Как и проблема блокчейна на сегодняшний день, невзаимозаменяемые токены, их протоколы и технология смарт-контрактов все еще разрабатываются. Создавать децентрализованные приложения и платформы для управления и создания невзаимозаменяемых токенов все еще относительно сложно. Существует также проблема создания стандарта. Разработка блокчейна фрагментирована, многие разработчики работают над собственными проектами. Для достижения успеха могут потребоваться унифицированные протоколы и совместимость.
В настоящее время большая часть внимания, уделяемого невзаимозаменяемым токенам, сосредоточена на произведениях искусства, играх и предметах коллекционирования криптовалют. Все чаще узнаваемые бренды лицензируют свой контент для NFT. Фэнтезийная футбольная игра Sorare зарегистрировала на своей платформе более 100 футбольных клубов. Twitter запустил собственную коллекцию NFT в июне 2021 года, а несколько месяцев спустя он объявил о планах проверки аватаров пользователей NFT.
В играх NFT могут использоваться для представления внутриигровых предметов, таких как скины, что потенциально позволяет переносить их в новые игры или обменивать с другими игроками.
Однако их потенциал гораздо шире. Возможные области применения включают авторское право и права интеллектуальной собственности, продажу билетов, а также продажу и торговлю видеоиграми, музыкой и фильмами.
NFT добавляют потенциал для создания токенов безопасности и токенизации как цифровых, так и реальных активов. Физические активы, такие как собственность, могут быть маркированы для частичного или совместного владения. Если эти токены безопасности не являются взаимозаменяемыми, право собственности на актив полностью отслеживается и ясно, даже если продаются только токены, представляющие частичное владение.
Дальнейшим применением NFT может быть сертификация, такая как квалификация, лицензирование программного обеспечения, гарантии и даже свидетельства о рождении и смерти. Смарт-контракт невзаимного токена неизменно подтверждает личность получателя или владельца и может храниться в цифровом кошельке для удобства доступа и представления. Однажды наши цифровые кошельки смогут содержать доказательства всех сертификатов, лицензий и активов, которыми мы владеем.
Подписывайся на наш Telegram-канал, там мы помогаем новичкам, рассказываем про интересные проекты и ведем блог о инвестициях в криптовалюты.
Интеграционная платформа как сервис
История
Еще несколько лет назад вопрос выбора интеграционного решения не стоял перед малым и средним бизнесом. Буквально 5 лет назад внедрение шины данных было признаком того, что компания достигла значительных успехов, и ей требуется специализированное решение для обмена данными.
Все дело в том, что такое временное решение, как интеграция по принципу «точка-точка», с ростом бизнеса, не позволяет контролировать процесс обмена данными. К тому же, системы, которые общаются таким образом, обрастают сложноуправляемым кодом, который реализует API-ресурсы для интеграции с каждой отдельно взятой системой.
На рынке все еще можно встретить компании-гиганты, даже в области ритейла, которые продолжают поддерживать давно устаревшие CRM, ERP, MDM решения просто из-за того, что они серьезно модифицированы под нужды бизнеса. Их обновление сродни миграции на совершенно новую систему. Компаниям приходится содержать большой штат сотрудников для постоянной поддержки и развития этих решений, операционных систем и СУБД.
В такой обстановке начинает проявляться эффект «старожила» — людей, которые досконально разбираются в решении и могут передавать свой опыт новым сотрудникам. В данном случае, опасным является тот факт, что менеджмент может быть слишком расслабленным и спокойным, ведь, все вопросы так или иначе решаются уже на протяжении многих лет. Рано или поздно, такие люди могут покинуть компанию, что повлечет за собой серьезное торможение в вопросах развития и поддержки без опытных сотрудников. В свою очередь, такая ситуация увеличит утилизацию ресурсов и драматически отодвинет сроки.
Решением подобных проблем, отчасти, является использование таких отраслевых решений как шины данных — (Enterprise Service Bus (ESB)). Они призваны стандартизировать процессы обмена информацией между внутренными системами предприятия, уменьшить расходы на дополнительную разработку и поддержку целевых систем. Кроме того, вместе с внедренным решением, вы получите многолетний опыт компаний, которые разрабатывали и использовали программный комплекс длительное время. Это значит, что большинство основополагающих задач интеграции будут решены уже внутри самого продукта и не потребуют дополнительных усилий на аналитику и реализацию простых решений.
On-premise
Вернувшись на 5-10 лет назад, можно обнаружить, что все решения интеграции были исключительно on-premise системами. Несколько лет назад cloud-based решения начали повсеместно наполнять рынок. Модное направление не обошло стороной и эту отрасль. Большинство компаний на этом рынке не упустили возможность, предложив своим клиентам интеграционные решения «в облаках». Такие решения позволяют значительно сократить расходы на поддержку, как минимум, исключив из статей расходов аренду серверных мощностей и их сопровождение.
Учитывая особенности и объемы бизнеса, не каждая компания может себе позволить перенос интеграционных решений в облако. Часто, это связано с вопросами безопасности или со спецификой отрасли, иногда, затраты на миграцию превышают ожидаемую выгоду от проекта. В результате, решения интеграции on-premise продолжают оставаться востребованными на рынке и занимать лидирующие позиции, по сравнению с облачными.
Cloud
Благодаря стремительному развитию cloud-based интеграционных решений, у этого направления начали появляться клиенты из сегментов малого и среднего бизнеса. Модель использования сервиса по подписке (SaaS — Software as a Service) привлекает большинство клиентов простым стартом и прозрачным процессом использования. Кроме того, компании-разработчики решений часто предлагают свои консультационные услуги по внедрению, первичной настройке интеграционных процессов и их сопровождению.
Модель использования облачных решений позволяет клиенту сократить ресурсы и время на внедрение. Как правило, такие интеграционные платформы качественно и количественно отличаются от их on-premise коллег набором готовых коннекторов к большинству распространенных бизнес-систем. Многие из них также предлагают готовые сценарии обмена для популярных бизнес-сценариев. К примеру, для ритейла свойственно производить передачу данных между ERP и CRM системами, в таком случае, очень часто, разработчик интеграционной платформы (SaaS) готовит стандартный сценарий обмена данными между такими системами. Клиенту же, достаточно указать минимально необходимый набор конфигурационных параметров, таких как: учетные записи для подключения к системам, конфигурация запросов для получения данных от системы-источника (какой тип данных, в каком виде).
Со стороны клиента, такое решение выглядит привлекательным за счет WYSIWYG-подхода, когда большинство операций производится с помощью визуального редактора и не требует погружения в разработку. В итоге, получаем лояльного клиента на долгосрочную перспективу. Разработчику остается поддерживать стабильную работу платформы и высокий uptime), и продолжать развивать платформу, создавая новые коннекторы, сценарии, попутно актуализируя существующие.
При таком подходе, важно изначально иметь реалистичное представление о модели монетизации, ведь это не единовременный платеж. Дальнейшее сотрудничество будет включать в себя расходы на серверное время и на дальнейшую разработку решения с поддержкой. Именно такой подход используется в множестве iPaaS решений. При этом каждый клиент получает свое изолированное пространство (часто, уровень изоляции зависит от типа подписки), где может разворачивать собственные процессы. Детализация механизмов конфигурации для управления интеграционными сценариями отличается у каждой из платформ, потому очень важно заранее определить для себя вероятные сценарии для правильного выбора платформы.
Сравнение iPaaS
Попробуем разобрать и сравнить некоторые из популярных интеграционных решений — iPaaS. Для этого я выбрал первые 5 решений на рынке из статьи, которая оказалась первой в поисковой выдаче Google на момент публикации.
Dell Boomi
Данное решение представляет собой комплекс инструментов, который позволяет не только настраивать сценарии интеграции, но и разрабатывать, управлять API, разрабатывать свои приложения, настраивать процессы.
Этот программный комплекс был приобретен компанией Dell в 2010 году и быстро оказался в лидерах рынка iPaaS решений по рейтингам консалтинговой компании Gartner последние 6 лет.
Oracle Integration Cloud
Данный продукт является разработкой гиганта в области решений интеграции. Ссылаясь на опыт компании Oracle, решение подкупает лучшими отраслевыми практиками и готовыми интеграционными потоками, которые встроены в продукт. Библиотека готовых коннекторов позволит значительно сэкономить на начальной настройке. Ознакомьтесь с оценкой продукта по мнению Gartner и отзывами компаний, которые внедрили решение.
Workato
В библиотеке Workato вы найдете более 300 готовых настроенных сценариев интеграции между популярными решениями. Кроме того, продукт обладает простым и понятным дизайнером сценариев, который поможет вам создавать собственные интеграционные процессы.
Решение уже не первый год попадает в «магический квадрант» от компании Gartner.
TIBCO Cloud
TIBCO Cloud — это iPaaS решение от компании с многолетним опытом. Продукт позволяет выполнять конфигурацию интеграционных сценариев с помощью простого интерфейса, что станет удобным, если вы планируете передать задачу настройки процессов не только опытным разработчикам, но и бизнес-специалистам. Платформа обладает достаточно высоким рейтингом по результатам оценки консалтинговой компании Gartner.
elastic.io
Интеграционное решение компании elastic.io позволяет создавать и настроивать интеграционные процессы с помощью простого визуального редактора. Решение обладает библиотекой готовых коннекторов для подключения к популярным Ecommerce, ERP и CRM платформам, в том числе, и тем, которые находятся в защищенной локальной сети предприятия. Такое решение компания называет Local Agent — оно может оказаться очень интересным и полезным с точки зрения безопасности, если вы не желаете открывать внешний доступ к вашим внутренним системам. Несмотря на свой молодой возраст, продукт уже упоминается в рейтингах агентства Gartner.
Применимость: для предприятий малого и среднего размера из разных отраслей.
Цена: от €199/месяц, возможно использование платформы по OEM модели.
Demo/Trial: есть, 14 дней.
Заключение
Принимая решение о выборе интеграционной платформы, необходимо будет оценить более 20 продуктов представленных на рынке. Важными критериями для выбора будет — наличие библиотеки готовых коннекторов и шаблонов сценариев для легкого старта проекта внедрения, наличие, и простота/мощность визуального редактора для настройки сценариев, поддержка и консультации со стороны разработчиков, удобная модель тарификации и оплаты. Каждый из продуктов по-своему уникален и предлагает комплекс решений, включающий в себя саму платформу, редактор сценариев, библиотеку готовых коннекторов, поддержку со стороны разработчиков и комьюнити.
Определить, какое из решений обладает набором всех необходимых возможностей, поможет только внимательный анализ. К счастью, большинство из платформ можно взять в бесплатный «тест-драйв» на некоторое время. Если же вы все таки не можете перейти на iPaaS модель, по какой-то причине, то для вас есть огромный рынок on-premise решений, которые обладают большей гибкостью, но требуют значительных затрат на внедрение и поддержку.
Интеграция программного обеспечения. Описание процесса от бизнес консультанта
Синерги́я (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, греч. ἔργον — дело, труд, работа, (воз)действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы[1], эмерджентность.
В процессе работы бизнес консультантом, для увеличения эффективности работы систем предприятия, я почти всегда предлагаю провести интеграцию между различным ПО заказчика. Потому что интегрировав различные системы возможно добиться эффекта синергии.
Мне постоянно приходится сталкиваться с одними и теми же проблемами и решениями многие из которых приходится пояснять в каждом новом проекте заказчикам, некоторые – программистам. А потому я считаю, что о процессе интеграции стоит поговорить подробно. В большинстве примеров я выбрал различные случаи интеграции 1С и CRM, так как сегодня именно этот вопрос, как показывает моя практика, наиболее актуален. Хотя данная статья подойдет при интеграции практически любого программного обеспечения. Итак начнем.
Интеграция – это очень важная часть работы по автоматизации бизнес-процессов, так как требуется она постоянно. В разных ситуациях возникает потребность оперативно обмениваться данными между различными конфигурациями 1С, между программными продуктами 1С и сайтом, между 1С и CAD системами, а также системами биллинга и т.д. Также достаточно часто требуется интегрировать между собой различные веб сервисы, например, интернет-магазин и CRM-систему. В общем, объединить работу различных подразделений компании и автоматизировать рабочий процесс без использования интеграции в большинстве случаев невозможно.
Что такое интеграция?
Википедия дает нам такое определение:
Я считаю, что в данном случае Вики абсолютно права. И дополнить ее можно только одним определением:
Интеграция программных систем и продуктов — это обмен данными между системами с возможной последующей их обработкой.
Смысл интеграции заключается в том, чтобы данные, которые пользователь вводит в одну систему, автоматически переносились в другую. Продукт, в который пользователь вводит данные, называется источник. А получатель данных, соответственно, приемник.
Достаточно часто данные переносят в обе стороны, например, после преобразования в системе-приемнике результаты отправляются обратно в источник. А потому интеграция бывает как односторонней, так и двухсторонней.
Например, если вы объединяете конфигурацию 1С: Торговля с 1С: Бухгалтерией, вам может потребоваться передать данные по всем продажам в бухгалтерию, а обратно получить сведения об оплате по этим продажам.
Важно: при интеграции различных программных решений нужно хорошо понимать их функционал.
Когда-то я и сам совершал такую ошибку, и брался за интеграцию программных продуктов, которые я недостаточно хорошо знал. А потому могу сказать точно: изучать программный продукт в процессе интеграции – это не совсем корректно. При таком подходе чаще всего возникает множество ошибок и проблем, например, перенос не тех данных или сбои в работе. Рекомендую сначала хорошо изучить программный продукт, понять, что он может, каким образом в нем реализованы те или иные функции, и только потом заниматься интеграцией.
В принципе, в процессе интеграции вам может потребоваться и более сложный обмен, и придется вводить, например, трех- или четырехстороннюю интеграцию. Но, по сути, эти процессы ничем не отличаются от обычного одно- или двухстороннего процесса. А потому я буду говорить об интеграции односторонней. А в конце скажу пару слов об особенностях двухсторонней. Все остальные направления вы всегда сможете выстроить по аналогии.
Выбираем источник и приемник
Для каждого случая интеграции данных важно четко определить, какая система будет источником, а какая – приемником.
Например, у вас есть система CRM и программа 1С: Торговля. В обеих системах существует такое понятие, как контактное лицо. В принципе, вводить его вы можете и с одной, и с другой стороны. В данном случае, очевидно, что источником стоит назначить CRM, так как этого требует логика работы с любой CRM-системой.
Аналогично и в других случаях. Нужно понимать, в какой системе пользователь будет вводить данные, а какая станет получателем этих данных через интеграцию. Это обязательно согласовывается с клиентом (пользователем), кроме случаев, когда источник очевиден. при этом обязательно нужно поставить в известность клиента, что данные определенного типа следует вводить именно через систему-источник.
Сопоставление объектов (данных)
Каждый раз при работе с данными нужно очень хорошо понимать, что именно вы выгружаете, в каком виде, а также, куда вы будете выгружать эти данные. В некоторых случаях в источнике у вас будет строковая переменная, а в приемнике – два или более объектов. В других важно просто правильно выбрать объект-приемник.
Например, практически в любой CRM контактное лицо и клиент – это одно и то же. С другой стороны в 1С контактное лицо может быть клиентом, партнером, поставщиком. И очень важно понимать, куда именно записывать данные этого контактного лица. Также важно сопоставлять все данные до того, как начнется работа непосредственно с кодом. Для этого прекрасно подойдут таблицы или блок-схемы.
Когда-то я так же, как и многие, пренебрегал этим этапом работы. Сейчас я знаю, что эти действия позволят избежать огромного количества ошибок. На какой бы стороне ни работал программист – на стороне программы-источника или приемника, такая табличка очень помогает в работе. Программист должен четко понимать, какие данные будут брать из источника, куда их нужно переносить, и как они будут обрабатываться.
Например, при выгрузке контактного лица из CRM нужно четко сопоставить этот контакт партнеру или покупателю.
Также очень важно понимать, какие преобразования потребуются для выгружаемых данных. Например, нужные для интеграции данные в источнике хранятся в качестве перечисления в виде текста. А в приемнике (пусть это будет 1С) аналогичное перечисление имеет ссылочный тип. Следовательно, вам потребуется преобразовать текст в ссылку, и уже ссылку передать в документ.
И здесь возникает проблема: требуются правила сопоставления.
Вы должны четко продумать и прописать правила сопоставления. Более того, об этих правилах необходимо оповестить ваших клиентов. Важно понимать, что клиент не видит логику работы обмена данными, он не понимает особенностей интеграции.
Конечно, вы обязательно введете ограничение прав доступа, добавите другие варианты защиты. Но, как показывает практика, это не гарантирует от того, что пользователь совершит ошибку, из-за которой интеграция перестанет работать или будет работать не корректно. Это может быть кто-то из сотрудников, обладающий правами администратора, или приглашенный специалист, который дорабатывает, например, печатную форму документа, но при этом не осведомлен об особенностях интеграции.
В результате возникают самые разные казусы. Например, вы используете в качестве ключевого слова для поиска при сопоставлении слово «дилер». Клиент по каким-то причинам меняет его в программе-источнике на слово «дилеры». Казалось бы, мелочь! Но эта мелочь приведет к тому, что поиск в 1С перестанет работать.
Интеграция – процесс сложный, и проблемы из-за человеческого фактора возникают достаточно часто, защититься от них практически не реально. Также бывают и программные сбои, особенно это касается таких сложных систем с большим числом багов, как программные продукты 1С. А для бизнеса очень важно, чтобы обмен данными проходил своевременно, а если возникла проблема также важно ее оперативно устранить.
Например, в моей практике была ситуация, когда я провел интеграцию 1С и Oracle, причем, последний являлся программой-источником. Далее на стороне Oracle изменили одно из полей. В результате заказы перестали загружаться в 1С вообще, при этом сервер не выдавал уведомление об ошибке. Обнаружили проблему через неделю.
С одной стороны, это явная недоработка отдела продаж моего клиента, так как неделю не получать ни одного заказа и не волноваться по этому поводу, мягко говоря, странно. С другой – отсутствие уведомления об ошибке я считаю собственной недоработкой. Конечно, в результате ошибки были исправлены, система дальше работала без сбоев, но теперь я всегда добавляю несколько вариантов уведомления об ошибке при передаче данных.
Также стоит лог-файл ошибок вести максимально подробно и как можно дольше хранить историю. Не забывайте, что вы имеете дело с данными, которые имеются в одной базе данных, но отсутствуют в другой. И без подробного отчета вам будет очень сложно понять, что именно произошло в процессе передачи данных.
Обмен данными: писать самому или применять типовое решение?
Лично я предпочитаю всегда разрабатывать решение под заказчика. Здесь можно спорить, можно обсуждать различные варианты, но есть факт: типовые обмены данными всегда сильно перегружены возможностями, которые вашему клиенту не нужны. В результате процесс обмена значительно замедляется, а число возможных ошибок вырастает в разы.
Кроме того, при выборе типового программного решения вы очень сильно зависите от поставщика программного обеспечения. Для любого исправления бага вам придется ждать выпуск очередной версии программы. Также придется подстраиваться при обновлениях под все изменения в работе, который внес разработчик.
А потому при выборе между самостоятельным написанием обмена данными и типовым решением, которое не на 100% подходит для данной ситуации, лучше писать обмен самому.
В некоторых случаях, когда типовое решение действительно на 100% удовлетворяет потребности клиента, а скорость работы для него не критична, я также применяю готовые продукты. Например, при выгрузке номенклатуры и фотографий на сайт я не редко использую готовый обмен данными от Битрикс. Но только для выгрузки. Для работы с заказами я применяю самописный обмен.
Метод подключения: REST API, SOAP или прямое подключение к базе приемника
Выбор протокола обмена данными в большинстве случаев напрямую зависит от системы, которую вы интегрируете. В большинстве случаев программисту приходится учитывать требования обеих систем, а потому выбора как такового не существует. В тех случаях, когда система может работать с несколькими протоколами, выбирайте тот, который вам удобнее. По моему опыту, для малых и средних предприятий этот вопрос не принципиален.
Вопросы клиентского доступа: почему не работает обмен?
Я считаю, что обо всех возможных ограничениях в доступе нужно узнать на начальном этапе интеграции. Таким образом, вы гарантированно избежите очень распространенной проблемы:
Вы внедрили интеграцию, все проверили, протестировали, убедились, что система работает. После чего пользователь обнаруживает, что обмен данными не происходит.
В случае работы с CRM-системой ограничения обычно обусловлены оплаченным пакетом услуг. Здесь достаточно оповестить клиента о наличии такого ограничения, и, при необходимости, помочь оплатить и настроить расширенный пакет.
1С идентификаторы и ошибки, связанные с ними
При интеграции с 1С очень часто ошибки обмена данных возникают из-за неверного выбора УИ (уникального идентификатора). Суть проблемы заключается в том, что объекты в 1С имеют два типа УИ: один уникален внутри выбранного типа объектов. Второй используется для работы со всей базой данных.
Если вы будете проводить поиск по всему справочнику с использованием идентификатора, который предназначен для работы внутри определенного типа данных, возникнет ошибка. Объект может быть вообще не найдет, либо система найдет сразу несколько разных объектов. К этой особенности 1С нужно относиться очень внимательно.
Еще одна проблема: нет возможности привязаться к уникальному идентификатору.
Например, системой-источником является сайт, и на нем не предусмотрено отдельное поле для информации о клиенте, она идет в общем тексте заказа. В этом случае придется выбрать какой-то другой вариант идентификации, например, по email.
При интеграции очень важно выбрать в источнике одно из полей, которое и станет уникальным идентификатором.
Я считаю хорошим тоном дублирование этого идентификатора в двух системах. Например, если я делаю выгрузку информации из CRM в 1С, то поле-идентификатор из CRM я копирую в систему 1С. В дальнейшем весь поиск и интеграция производится по этому полю быстро и просто.
В принципе, это не обязательное действие. Более того, вы будете хранить даже избыточные данные, так как у вас есть нужная информация в одной из систем, но такое дублирование повышает надежность работы обеих программ и является удобным решением для интеграции и последующей обработки данных.
Например, по идентификатору, который идентичен источнику, поиск будет производиться проще и быстрее, так как он не будет требовать дополнительной обработки. Кроме того, если что-то случится с базой данных одной из систем, благодаря дублирующимся идентификаторам сопоставить данные будет намного проще.
Формат выгрузки
Для обмена данными используются самые разные форматы. Это может быть JSON, XML, CSV, TXT, прямой доступ к базе и т.д. У меня в этом вопросе нет каких-то определенных предпочтений. Я считаю, что здесь нужно исходить из рациональных требований проекта.
Постобработка
Итак, обмен данными прошел успешно. Что дальше? Я считаю, что это еще не финал интеграции, так как пользователю мало того, что данные появились в системе. Обычно ему требуется, чтобы с этими данными выполнялись какие-то действия. Что именно нужно клиенту, следует уточнить у него. Но всегда надо помнить о том, что вы работаете для пользователя, для того, чтобы ему было удобно.
Кроме действий, которые нужно выполнить в приемнике, также часто требуется после завершения успешной передачи данных выполнить определенные действия в источнике. Что именно потребуется, вам также расскажет пользователь.
Например, это может быть уведомление клиента о том, что его заказ успешно прошел выгрузку и отправлен в обработку. И здесь также может быть использовано sms, электронное письмо или просто изменение статуса заказа в системе.
Тестирование интеграции
С моей точки зрения интеграция – это часть (иногда частный случай) внедрения программного обеспечения. И здесь, как и для любой другой работы по внедрению ПО, потребуется тестирование программистом, потом – лично консультантом, а также различные варианты тестирования вместе с пользователями. Об этом я подробно писал в статье Внедрение программного продукта. Особенности работы бизнес-консультанта. Часть III. Финальная.
Отличие односторонней и двусторонней интеграции
На самом деле, принципиальных отличий у односторонней, двусторонней или многосторонней интеграции не существует. Суть процесса остается прежней, просто в разные моменты времени приемник и источник меняются ролями. Единственное важное правило, которое я ввел для себя и вам также советую: при двухстороннем обмене необходимо хранить уникальный идентификатор для всех систем, которые участвуют в интеграции. И я считаю, что его также стоит дублировать в обеих системах.
Сегодня я постарался кратко рассказать об особенностях процесса интеграции, с которыми я лично сталкиваюсь на практике. Я надеюсь, что статья оказалась для вас полезной, а если возникнут какие-то вопросы, я, как и всегда, готов на них ответить.