Решение, которое AMD сейчас зовёт Dual Graphics, ранее носило название Hybrid CrossFire. С технической точки зрения, прежнее название было более точным, поскольку функция использует технологию нескольких GPU AMD для масштабирования производительности APU с помощью дискретной графики.
Это значит, что вы можете взять систему на базе APU, добавить видеокарту Radeon, объединить их в одну конфигурацию и использовать получившийся совокупный ресурс графической производительности, чтобы добиться более высокой частоты кадров, чем у этих же компонентов по отдельности.
На доработку и усовершенствование аппаратной и программной составляющих технологии у AMD было целых три поколения. Поэтому мы подумали, что пришло время протестировать Dual Graphics более тщательно. В конце концов, AMD делает довольно смелые заявления о потенциальных преимуществах данной функции. Слайд ниже взят из презентации, сопровождающей премьеру Richland:
За последние два года у нас накопилось множество вопросов о Dual Graphics. Например, AMD не рекомендует связывать APU с видеокартами выше уровня Radeon HD 6670 из-за возможного дисбаланса графических ресурсов. Однако мы слышали, что Radeon HD 7750 отлично дополняет массив Dual Graphics. Можно ли вообще связать APU с графической архитектурой VLIW5 и дискретной картой на базе GCN с помощью данной технологии? Если да, то обеспечат ли карты дороже Radeon HD 6670 стоящие результаты, которые оправдают переплату? Если какие-либо ограничения Dual Graphics, о которых стоит знать? В данном материале мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Мы также хотели включить наш анализ на базе утилиты FCAT, который с помощью видеозахвата измеряет количество пропущенных и коротких кадров (слишком малое для восприятия невооружённым глазом), генерируемое конфигурациями из нескольких GPU. К сожалению, мы не смогли заставить утилиту успешно обрабатывать видео из Dual Graphics. В AMD сказали, что проблема, с которой мы столкнулись, в обозримом будущем исправлена быть не может. Если вы помните, в обзоре AMD A10-6700 и A10-6800K проблема проявлялась в том, что биты смежных кадров показывались там, где их быть не должно, примерно так:
Видите разрыв на изображении? С таким положением дел мы не согласны, поэтому нашли способ объективной оценки эффективности Dual Graphics: мы использовали видеозахват, который обычно применяется FCAT для генерации данных. Вы будете поражены неожиданными результатами (по крайней мере, мы были). Дальше мы более подробно поговорим о видеодемонстрациях.
Обзор AMD Dual Graphics | Демо-видео, тестовый стенд и бенчмарки
После входа следует закрыть и перезапустить веб-браузер. Теперь нужно получить доступ к управлению скоростью на базе HTML5 через кнопку настроек в нижнем правом углу окна воспроизведения видео:
Но сначала мы хотели бы дать несколько советов касательно тестирования HTML5. Убедитесь, что видеоролик полностью загружен, прежде чем воспроизводить его на скорости 2x. Для этого, как правило, нужен более широкий канал, поскольку скачки и зависания помешают нормальному восприятию картинки. Также мы наблюдали ситуации, когда YouTube не регистрировал изменения в настройках скорости без перезагрузки страницы. И, наконец, мы рекомендуем сначала просмотреть ролик на нормальной скорости, а потом на повышенной. Таким образом увидеть различия в плавности смены частоты кадров намного легче.
В ходе тестирования мы используем драйверы версии Catalyst 13.6 Beta вместо Catalyst 13.8 Beta, которые добавляют функцию регулировки кадров для более плавного и стабильного вывода. AMD утверждает, что новый драйвер не затрагивает конфигурации Dual Graphics. Он работает только с несколькими дискретными GPU. В остальном программное обеспечение других компонентов системы обновлено до последних версий.
Конфигурация тестового стенда
Процессор
AMD A10-6800K (Richland), базовая частота 4,1 ГГц, 4,4 ГГц в режиме Turbo Core, встроенная Radeon HD 8670D (844 МГц)
Системная плата
ASRock FM2A85X, Socket FM2, чипсет: AMD A85
Оперативная память
AMD Gamer Series Memory, 2 x 4 Гбайт, DDR3-1866, CL 13-13-13-34
Накопитель
Western Digital Caviar Black 750 Гбайт 7200 об/мин, 32 Мбайт кэша, SATA 3Гбит/с
Сеть
Встроенный контроллер Gigabit LAN
Видеокарта
AMD Radeon HD 6670 DDR3, GPU 800 МГц, 1 Гбайт GDDR5 на 800 МГц (эффективная 1600 МГц)
Блок питания
ePower EP-1200E10-T2 1200 Вт ATX12V, EPS12V
ОС
Microsoft Windows 8 Pro x64
DirectX
DirectX 11
Граф. драйверы
AMD Catalyst 13.6 Beta 2
Тесты и настройки
Metro: Last Light
Версия 1.0.0.0, DirectX 10, встроенный бенчмарк
The Elder Scrolls V: Skyrim
Версия 1.6.89.06, Версия 1.5.26.05, 25 с. Fraps
Tomb Raider
Версия 1.04, бенчмарк THG, 60 с. Fraps
F1 2012
Версия 1.2, Direct X 11, встроенный бенчмарк, 60 с. Fraps
BioShock Infinite
Версия 1.0.1441711, встроенный бенчмарк, Fraps
Company Of Heroes 2
Версия 3.0.0.9804, встроенный бенчмарк, Fraps
Обзор AMD Dual Graphics | Результаты тестов
Прирост скорости с картами GDDR5 впечатляет меньше. Но, несмотря на смешивание архитектур VLIW5 и GCN, наблюдается явное улучшение показателей производительности.
График частоты кадров в динамике не показал ничего нового, хотя видно, как конфигурации Dual Graphics обеспечивают заметное повышение частоты кадров, нежели APU или дискретная видеокарта по отдельности.
Теперь возьмём в расчёт колебания времени между кадрами. Нетрудно заметить, что Dual Graphics обеспечивает существенную задержку смены последовательных кадров. Данные задержки могут быть причиной появления пропущенных или коротких кадров, что нивелирует пользу от высокой частоты кадров.
В видеоролике ниже представлено непосредственное сравнение результатов APU A10-6800K (средняя частота кадров 24,1 FPS), APU A10-6800K с Radeon HD 6670 DDR3 в режиме Dual Graphics (средняя частота кадров 43,3 FPS) и одиночной Radeon HD 7750 (средняя частота кадров 49,2 FPS).
The Elder Scrolls V: Skyrim
Показатели всех конфигураций достаточно стабильны во время теста.
Тест AMD Dual Graphics – Skyrim
К сожалению, взаимосвязи между колебаниями времени между кадрами и плавностью подачи кадров в Skyrim нет. Radeon HD 6670 DDR3 в массиве Dual Graphics показывает частоту, в среднем равную 40,7 FPS, что относительно близко к результату Radeon HD 7750 со средним показателем 47,9 FPS. Однако в реальности картинка подаётся так же «прерывисто», как на отдельном APU A10-6800K с показателем 23,8 FPS.
Company Of Heroes 2
Даже на самых низких настройках детализации тестируемое железо не может вытянуть Company of Heroes 2 на разрешении 1920×1080 пикселей. Вероятно, поможет снижение разрешения, но в данном случае наши конфигурации не могут обеспечить ощущение плавности картинки. Технически Dual Graphics демонстрирует небольшое преимущество над видеокартой и одиночным APU. Тем не менее, минимальную частоту кадров ниже 20 FPS тяжело назвать впечатляющим результатом.
График частоты кадров в динамике показывает, что столь низкий минимум не является результатом однократного «проседания» частоты. Производительность находится ниже уровня 30 FPS в течение довольно продолжительного периода времени.
Колебания времени между кадрами в Company of Heroes 2 крайне высоки. Однако частота кадров такая низкая, что это уже не имеет значения. Производительность данных решений не попадает в разряд приемлемой, поэтому, кроме «прерывистого» вывода видео, говорить особо не о чем.
Технология AMD CrossFire для APU и GPU в этой игре обеспечивает небольшой, но ощутимый прирост скорости. Но только Radeon HD 7750 смогла обеспечить минимум частоты на уровне 30 FPS на выбранных настройках.
В режиме Dual Graphics график демонстрирует больше скачков и проседаний, чем при одном самостоятельно работающем GPU.
В связке Dual Graphics у Radeon HD 6670 значительно возрастает интенсивность колебаний задержки между кадрами. Давайте посмотрим, как это отразится на реальном геймплее:
На самых низких настройках детализации ни одна из видеокарт по показателю минимальной частоты кадров не смогла превысить порог в 25 FPS. Dual Graphics улучшает только показатель средней частоты кадров в паре с Radeon HD 6670 DDR3. Карты с памятью GDDR5 не показали улучшений при активации функции.
Хотя у Radeon HD 7750 минимальная частота кадров была зарегистрирована на уровне 25 FPS, карта редко опускалась ниже 30 FPS. Таким образом, мы считаем 7750-ю модель приемлемой для игры в Metro: Last Light на таких графических настройках.
Поскольку Dual Graphics не обеспечивает приемлемую производительность, мы пропускаем видеосравнение.
BioShock Infinite представляет собой последнюю разработку на базе графического движка Epic Unreal Engine 3. Сможет ли Dual Graphics обеспечить прирост частоты кадров в проспонированной AMD игре?
График частоты кадров в динамике даёт понять, что только решения Dual Graphics и Radeon HD 7750 не переходят порог в 30 FPS в продолжение большей части теста.
Обзор AMD Dual Graphics | Результаты с драйвером Catalyst 13.8 Beta
Но чтобы убедится в этом на сто процентов, мы потратили лишний день на видеозахват с драйвером Catalyst 13.8 beta.
Тест AMD Dual Graphics с бета-драйвером 13.8 – Skyrim
Тест AMD Dual Graphics с бета-драйвером 13.8 – Bioshock
Обзор AMD Dual Graphics | Хорошо для бенчмарков, но не для игр
Но приводит ли это к более плавному геймплею, если опираться на изображение, видимое на экране? Испытав несколько игр с использованием данной функции, мы считаем, что нет. Но чтобы не быть голословными, мы нашли способ это продемонстрировать. Поскольку FCAT не работает из-за проблем с драйвером AMD, мы использовали видео, которое обычно пропускали через FCAT. И результаты для Dual Graphics оказались неутешительными.
Между более высокой частотой кадров в Fraps и тем, что вы на самом деле видите при выводе через DVI, нет связи. Об этой функции AMD говорит уже почти два года, и Dual Graphics должна была уже пережить свои детские болезни. Мы не знаем, сколько геймеров купили видеокарту для объединения с APU Llano, Trinity или Richland, полагая, что таким образом ощущения от игры заметно улучшатся, но, исходя из того, что мы видели, дополнительные затраты в основном были сделаны впустую.
В погоне за производительностью, есть ли смысл от Dual Graphics? Обзор и тестирование видеокарты ASUS Radeon R7 240 2 Gb DDR3 (R7240-2GD3-L)
Изобилие новинок на рынке порой заставляет задуматься о том, что делать дальше. Конечно это хорошо, что на рынке появляются новые продукты, но как быть владельцам старых систем? Как повысить производительность?
Не будем вдаваться в рекомендации по какому пути апгрейда идти – менять всю систему и вложить в это немалую сумму, а сейчас это весьма актуально в связи с ростом курса доллара и соответствующего повышения цен в розничных магазинах, либо все-таки попробовать «отделаться» малой кровью, затратив минимум средств и продлив работу системы на полгода-год. Решиться пойти по тому или иному пути должен сам пользователь.
Проблема малых затрат может заключаться в том, что на момент апгрейда технологии могут уйти так далеко, что фактически выбор сильно сужается (появляются новые сокеты, слоты, требования к интерфейсам, блоку питания и прочее), частично на это влияет и отказ производителей поддерживать старые системы (выпуск обновлений, драйверов), подталкивая тем или иным образом пользователя к замене и покупке практически всей системы.
В данном обзоре будет рассмотрена видеокарта ASUS Radeon R7 240 2 Gb DDR3 (R7240-2GD3-L) и один из возможных режимов повышения производительности старой системы на базе гибридных процессоров AMD APU – Dual Graphics.
Поддержка AMD CrossFire: до 2-х видеокарт (без моста)
Разрешение: максимальное 1920×1200 (DVI)
Интерфeйсы (выходы): 1 х D-Sub, 1х DVI-D, 1 x HDMI, с поддержкой HDCP
Энергопотребление: до 75 Вт (дополнительное питание не требуется)
Программное обеспечение: драйвера и ASUS GPU Tweak
Технологии ASUS: Super Alloy Power
Форм-фактор: однослотовая, низкопрофильная
Размеры: 15,9 x 11,1 см
Упаковка и комплектация
Красочная картонная коробка с видеокартой ASUS Radeon R7 240 2Гб (R7240-2GD3-L) выполнена в черно-красных тонах, которые компания ASUS применяет для графических ускорителей с графическими процессорами от AMD. Любой продукт встречают «по одежке» и даже несмотря на то, что видеокарта ASUS Radeon R7 240 2Гб относится к бюджетному уровню, на ней все-равно нашлось место для различных «инноваций». Так применена фирменная технология «Super Alloy Power» (применение твердотельных конденсаторов, мосфетов), которая обеспечивает карте высокую надежность, невысокий нагрев и лучшую производительность. Из остального: приличный объем видеопамяти в 2 Гб (правда DDR3), технология «Dust-proof Fan», «GPU Tweak» – поддержка разгона в режиме реального времени и совместимость с Windows 8.1 (куда без этого сейчас 😀 ).
Не осталась «обделенной» обратная сторона коробки, на которой в левой части приведена фотография платы, ее видеоинтерфейсы (D-Sub, HDMI и DVI). Более подробно описываются технологии, указанные на лицевой стороне:
– Благодаря применению «Super Alloy Power» карта имеет меньшие потери энергии и высокий срок службы.
– Суть «Dust-proof Fan» заключается в оптимизированном профиле лопастей вентилятора, улучшающие охлаждение и в то же время уменьшающие количество оседаемой пыли (лучшая балансировка, больше срок службы).
– «GPU Tweak» – утилита, позволяющая изменять частоту, напряжение, производительность вентилятора и прочее, через интуитивно понятный интерфейс.
Возможности видеокарты описаны на множестве языков, среди них можно найти и русский. В самом правом низу коробки можно заметить о гарантийном сроке, который составляет 3 года (неплохо!).
Внутри коробки видеокарта упакована в антистатический пакет и «защищена» картоном.
Учитывая бюджетный уровень карты, не стоит особо надеяться на богатую комплектацию, но все-таки «бонусы» в коробке можно найти в виде двух креплений видеокарты в низкопрофильные корпуса и винтика. Само собой есть инструкция и диск с драйверами и утилитами.
Внешний вид
Видеокарта ASUS Radeon R7 240 2Гб (R7240-2GD3-L) относится к категории низкопрофильных плат, имея компактные размеры. Для большей совместимости с корпусами сделана она в однослотовом формате.
Компоновка такой платы традиционная – небольшой радиатор с вентилятором накрывает графический процессор AMD Radeon R7 240, расположенный по центру.
Фиксируется радиатор с помощью 4-х винтов с обратной стороны. Один из них имеет гарантийную пломбу.
На этой же стороне находятся 4 микросхемы памяти DDR3 Nanya NT5CB128M16FP-EK (емкость 256 Мбайт), работающие на частоте 900 (эффективные 1800) МГц, с разрядностью шины 128 бит. Согласно спецификации они способны работать и на большей частоте 1066 (2133) МГц, но только при увеличении их таймингов. Так что потенциал есть, но какой?
С лицевой стороны ближе к краю платы расположены еще 4 микросхемы, накрываемые алюминиевым радиатором. Напомним, что профиль лопастей вентилятора создан для снижения образования на них пыли, а значит более длительного срока работы. Уровень шума от него нам еще предстоит оценить.
А вот и подсистема питания платы «Super Alloy Power», разместившаяся между графическим процессором и видеоинтерфейсами. Дроссели, мосфеты, твердотельные конденсаторы – такие же можно найти в материнских платах компании ASUS.
Сами интерфейсы: D-SUB, HDMI, DVI-D.
Программное обеспечение
Помимо драйверов на диске можно обнаружить утилиту «ASUS GPU Tweak», отвечающую за разгон и мониторинг показаний видеокарты ASUS Radeon R7 240 2 Gb DDR3 (R7240-2GD3-L). Интерфейс интуитивно понятный, с несколькими вкладками.
1. «Tuning» отвечает за изменение частоты видеоядра, памяти и регулировку скорости вращения вентилятора (автоматическая или ручная). Доступно сохранение профилей.
Из глюков сразу же было замечено, что если установлено несколько видеокарт/видеоядер AMD, то в утилите отображается «основное». В нашем случае им оказалось видеоядро Radeon 7660D процессора AMD A10-5800K, хотя все настройки применялись к видеокарте ASUS.
2. «Live Update». Проверка доступных обновлений.
3. «Settings» и «GPU Info». Задаем настройки, связанные с работой утилиты и просматриваем информацию о видеоядре и его работе.
Тестовый стенд
Центральный процессор: AMD APU A10-5800K (3800 МГц, Turbo Core Включен)
Система охлаждения: Deepcool Beta 40 (алюминий + медный сердечник)
Видеокарта: интегрированная AMD Radeon HD 7660D и дискретная ASUS Radeon R7 240 2 Gb DDR3 (R7240-2GD3-L)
Накопители: SSD OCZ Vertex 4 256 Gb SATA III
Корпус: Corsair Graphite 230T Grey Window Edition
Блок питания: Aerocool Strike-X 800W
Монитор: 23” LG 23EA63 (1920×1080)
Операционная система: Windows 8.1 Профессиональная x64
Драйвера видеокарт: Catalyst 14.9
Технология Dual Graphics
Когда появились первые гибридные процессоры AMD с интегрированным дискретным видеоядром, то практически сразу же была предложена и новая технология «Dual Graphics», которая фактически является асимметричным режимом CrossFire.
Для обычного режима работы CrossFire требуется две однотипные видеокарты (с одним и тем же графическим процессором), желательно одной модели, так как в противном случае сдерживать прирост производительности будет менее производительная видеокарта.
В случае использования гибридных процессоров AMD APU этого сделать невозможно, так как «однотипные» видеокарты имеют большую производительность из-за того, что интегрированному видеоядру приходится использовать для своей работы оперативную память компьютера и фактически именно видеоядро может оказаться слабым местом. Поэтому компания AMD рекомендовала с какими процессорами какие видеокарты можно использовать и тем самым образовать связку из дискретной и интегрированной видеокарты, называемой «Dual Graphics».
На текущий момент эти рекомендации можно увидеть на рисунке ниже.
Правда определенные опасения вызывает позиционирование компании AMD новых продуктов, где о совместимости старых гибридных процессоров A-серии с новыми видеокартами Radeon R7 не сказано ни слова. Как быть владельцам процессоров AMD A-серии 5ххх?
Как можно заметить из конфигурации тестового стенда, то процессор AMD A10-5800K имеет неплохое даже по современным меркам видеоядро AMD Radeon HD 7660D. Если сравнить с характеристиками AMD Radeon R7 240, то у него даже есть небольшое преимущество за счет большего количества потоковых процессоров и частоты памяти, но не забудем про различия в самой архитектуре видеоядер.
Поэтому будет интересно, возможна ли связка в режиме Dual Graphics видеоядра 7660D + Radeon R7. Первые попытки показали, что возможность создания конфигурации CrossFire (Dual Graphics) есть, но почему-то утилита Catalyst Center упорно отказывалась их объединять.
Причина была установлена быстро – вспомнили про объем видеопамяти видеокарты ASUS Radeon R7 240 2 Гб и точно такой же вручную выставили в настройках BIOS материнской платы ASUS F2A85-V PRO, после чего связка заработала.
Опытным путем удалось установить, что минимальный размер памяти, выделяемой для интегрированной видеокарты Radeon HD 7660D должен быть не менее 1 Гбайта.
Из общих рекомендаций AMD отмечается, что вывод на монитор должен происходить через самое производительное устройство, то есть через дискретный видеоадаптер, так как в случае, если драйвер не может задействовать в игре/приложении режим Dual Graphics, то именно «первая» видеокарта и будет активной, а значит мы получим больший fps.
Из особенностей использования интегрированного видеоядра – в системе желательно использовать высокочастотную оперативную память DDR3-1866, чтобы повысить скорость обмена, а значит и производительность видеоподсистемы (в рамках данной статьи этот вопрос не рассматривается).
Что все это даст будет видно из результатов тестирования.
Разгон
Высококачественные компоненты видеокарты ASUS Radeon R7 240 2 Gb DDR3 (R7240-2GD3-L) и ограничение самой утилиты «ASUS GPU Tweak» позволили очень быстро закончить эксперименты с разгоном. Выше 1000 МГц по ядру утилита не позволяет выставить и именно на этой частоте проводились тесты видеокарты в разгоне. Память так же очень легко разогналась до 2000 МГц. Скорость вращения вентилятора не регулировалась (Авто).
Мониторинг после разгона.
В самом пике графический процессор Radeon R7 240 прогрелся до 60 °C (тест Metro Last Light максимальное качество).
Результаты тестирования
Для наглядности/сравнения на диаграммах будут представлены:
– AMD APU A10-5800K Radeon 7660D – значения интегрированного видеоядра.
– ASUS Radeon R7 240 2Gb (780 MHz) – штатный режим работы видеокарты ASUS.
– ASUS Radeon R7 240 2Gb (1000 MHz) – режим разгона графического процессора Radeon R7 240 и видеопамяти до 1000 МГц (2000 МГц эффективная частота памяти).
– AMD Radeon 7660D + R7 200 DG – режим Dual Graphics. Монитор был подключен к видеокарте ASUS.
Разгон видеоядра Radeon HD 7660D не производился из-за слабой системы охлаждения процессора (нагрев в штатном режиме достигал 80 °C.
Понимая, что видеокарта ASUS Radeon R7 240 не является топовой, то настройки в «тяжелых» играх выставлялись минимальные (или очень близкие к ним), правда разрешение использовалось 1920х1080.
Синтетический тест 3DMark.
По сравнению с интегрированным ядром Radeon 7660D в режиме Dual Graphics прирост не «двойной», но заметный (+65–70 %). Результаты видеокарты ASUS расположились посередине.
Игра F1 2013
Здесь результат более интересен и говорит о том, что связка не работает и из-за синхронизации двух видеокарт в режиме Dual Graphics результаты получаются хуже, чем одиночная видеокарта ASUS R7 240.
Результаты перепроверялись неоднократно (как и в других тестах).
Игра Metro Last Light
Прирост от Dual Graphics мизерный и куда лучший показатель среднего FPS получен от разгона.
Игра Sniper Elite V2
С точки зрения среднего FPS режим Dual Graphics показывает лучший результат, но больший минимальный FPS показывает система с дискретной видеокартой ASUS, то есть в данной игре у связки есть провалы производительности (лаги).
Уровень шума
За время тестирования нам не удалось заставить видеокарту раскрутить вентилятор на полную катушку – нагреваясь до 60 °C обороты вентилятора составляли 48% и шум от нее перекрывал процессорный кулер.
Выводы
Имеющийся тестовый набор небольшой, но и он позволяет оценить как потенциал, так и проблемы работы режима Dual Graphics. Поэтому если планировать использовать данную связку для повышения производительности, то лучше убедиться, что в драйверах Catalyst есть оптимизация для данных игр (указываются в релизе).
Что касается видеокарты ASUS Radeon R7 240 2 Gb DDR3 (R7240-2GD3-L), то к ее работе не возникло никаких претензий за исключением глюка в утилите GPU Tweak с отображением видеокарты.
Жаловаться на производительность бессмысленно – это видеокарта бюджетного уровня и играть придется в невысоком разрешении и при среднем/минимальном качестве графики. В плане качества изготовления, что подтверждается 3-х летней гарантией, возможности разгона, комплектацией с этим у нее все в порядке. Низкопрофильный форм-фактор и невысокое потребление (не требуется кабель питания PCI-E) позволит использовать ее в любой компактной системе.
Возможно кто-то скажет о недостатке в виде памяти DDR3, но видеокарту Radeon R7 240 с GDDR5 на рынке не найти, да и «сдерживать» производительность будет все-таки графический процессор. К тому же разрядность шины равна 128 бит.
Для нетребовательный пользователей она является хорошим вариантом.