Riaa корректор что это такое

Расчёт цепи частотной коррекции стандарта RIAA

Частотная характеристика кривой стандарта RIAA. Онлайн калькулятор для расчёта
частотозадающих цепей фонокорректора проигрывателей винила.

Частотная коррекция RIAA является общепринятым стандартом как на студиях записи виниловых дисков, так и при разработке устройств для их воспроизведения.
Причём любая попытка видоизменить стандартную кривую RIAA каждый раз встречала ожесточённое сопротивление, в результате чего на сегодняшний день, именно первоначальный стандарт кривой RIAA используется большинством звукозаписывающих компаний, а соответственно, и подавляющим большинством производителей музыкальной аппаратуры.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

Рис.1 АЧХ фонокорректора стандарта RIAA, нормализованная к 0 дБ на частоте 1 кГц

При записи оригинала фонограммы на виниловый диск сигнал обрабатывается цепью предыскажений с постоянными времени 3180, 318 и 75 мкс, что соответствует частотам перегиба АЧХ 50, 500 и 2122 Гц. В результате амплитудно-частотная характеристика записи приобретает форму, которую можно представить в виде таблицы из ряда контрольных точек с зависимостью коэффициентов передачи (относительно уровня 1 кГц) от частоты:

Частота, Гц Коэффициент передачи, дБ
относительно уровня 1 кГц
Фаза, град.
10 19,743 -10,4
20 19,274 -20
50,65 16,941 -40,6
70 15,283 -48,4
100 13,088 -54,8
200 8,219 -59,6
500,5 2,6443 -52,6
700 1,234 -49,7
1000 0 -49
2000 -2,589 -55,9
2122 -2,866 -56,9
5000 -8,210 -72,1
7000 -10,816 -76,8
10 000 -13,734 -80,6
20 000 -19,620 -85,2
50 000 -27,341 -88,1

При воспроизведении же пластинки электромагнитным звукоснимателем исходный спектр сигнала необходимо восстановить при помощи корректирующей цепи с теми же постоянными времени, но обратной характеристикой АЧХ. Пример такой характеристики АЧХ приведён на Рис.1.

Частотная коррекция по стандарту RIAA может быть реализована как активными, так и пассивными фильтрами. Однако в высококачественной аппаратуре использование активных схем является нежелательным, причём это касается не только фонокорректоров, но и таких элементов, как регуляторы тембра.

Одной из классических схем, предназначенных для пассивной коррекции RIAA, является схема, приведённая на Рис.2.
Соотношения для расчёта номиналов цепей коррекции выглядят следующим образом:
R1*C1 =2187мкс;
R1*C2 = 750 мкс;
R2*C1 = 318 мкс;
R2*C2 = 109,05 мкс;
C1 /C2 = 2,916; R1 /R2 = 6,877.

Необходимо учитывать, что величина резистора R1 должна включать в себя выходной импеданс Rout предшествующего каскада, а величина ёмкости конденсатора С2 – включать входную ёмкость Сin последующего каскада.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое
Рис.2 Схема пассивной коррекции RIAA

Входное сопротивление последующего каскада Rin также будет оказывать некоторое влияние на суммарную АЧХ корректора.
Поэтому в формулы вместо R1 необходимо подставлять: R1′ = ( Rout + R1)* Rin /( R1 + Rout + Rin),
а из посчитанной ёмкости С2 следует вычесть значение Сin.
Рассчитаем номиналы цепей коррекции, исходя из заданной величины резистора R1, а также Rin, Сin, Rout подключённых к корректору входных/выходных каскадов:

ОНЛАЙН КАЛЬКУЛЯТОР ЦЕПИ RIAA ДЛЯ ФОНОКОРРЕКТОРА

Номиналы элементов следует подобрать с точностью 1% от расчётных посредством параллельного/последовательного их соединения.
Следует отметить, что стремление к идеальной точности по отношению стандартной кривой RIAA не имеет большого смысла, так как многое зависит от применяемого звукоснимателя, тонарма, да и диски записываются с большим количеством вариаций используемых коррекций. Гораздо важнее правильно сбалансировать каналы, т. е. выдержать идентичность АЧХ левого и правого каналов.

А на странице – ссылка на страницу можно познакомиться со схемой транзисторного фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры.

Источник

Предварительный усилитель-корректор для винила со стандартной характеристикой RIAA

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

На работе в театре мне срочно потребовалось с проигрывателя виниловых долгоиграющих грампластинок подать сигнал на линейный вход звуковой платы компьютера, для чего понадобился соответствующий усилитель-корректор.

Был взят обломок платы неопознанной модели «AKAI», на котором имелся неповреждённый участок с подобным корректором (далее УК), собранным на микросхеме типа С4558. Когда для проверки работы УК было подано питание, а к гнёздам были подключены проигрыватель и контрольный усилитель, то УК заработал с заметным шумом и нелинейными искажениями.

По моему мнению, причиной шума и искажений являлись электролитические конденсаторы на входе устройства и в цепи обратной связи. Когда они были замкнуты перемычками, то шум и искажения исчезли, но УК стал чувствителен к разного рода внешним помехам.

Содержание / Contents

Почти все используемые детали были с «исходного материала», кроме электролитов. Они приобретались специально. В питании они такие «емкие» (6800uF), чтобы обойтись без лишнего стабилизатора напряжения. К тому же, я считаю, что все лишние «добавки» в цепях питания вносят свои, иногда не самые желаемые коррективы (например, тепловой шум).

↑ Схема

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

Из схемы оригинала были исключены электролитические конденсаторы на входе и в цепях ООС (ранее они включались последовательно с резисторами R3, R4, R5 и R6). На выходе устройства были включены аналоги неполярных электролитических конденсаторов с подачей напряжения смещения (С5, С7, R13 и С6, С8, R14).

Была изменена схема включения земляной шины, которая теперь собой представляет две «звезды», разделённые резистором R19. по такой же «звёздной» схеме организовано и питание в обоих полюсах, что обеспечило высокую устойчивость к внешним помехам.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

↑ Список деталей

↑ Сборка и настройка

Всё устройство было собрано на макетной плате и помещено в жестяной корпус, который затем был затиснут в два одинаковых пластиковых короба, на одном из них была укреплена колодка с гнездами типа «RCA».

Трансформатор питания — любой маломощный с напряжением на вторичной обмотке порядка 18-25 Вольт (и желательно с разделительной экранной обмоткой) был помещён в корпус блока питания — «вилки» вместе с выпрямительным мостом, коим может быть, например, КЦ405А.

Блок питания подключается через трех проводный кабель (это может быть баллансный микрофонный кабель) с помощью подходящего трехконтактного разъема, коим может быть XLR или «DIN», аналог советского «СГ-3».

Вся конструкция получилась неказистой — нужно было срочно, в течении дня решить проблему. Однако уже почти восемь лет она благополучно работает. Кто будет повторять, может приложиь руку и к внешнему виду, желаю успехов.
Лабораторные измерения параметров устройства не производились.

P.S.
Я не стал разбирать всю конструкцию, чтобы отснять плату с деталями, т. к. она «на ходу». Каждый день мой отец слушает свои любимые «винилы».
В разработке «печатки» стоит исходить из габаритов деталей, которые могут отличаться от примененных мною.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Фонокорректор RIAA

Введение

Кривая RIAA является общепринятым стандартом для виниловых дисков. Он используется в течение длительного времени с 1954 года. К 1956 году новый стандарт, за которым закрепилось название «кривой RIAA», вытеснил конкурирующие форматы и захватил рынки США и Западной Европы. В 1959 году кривая RIAA была одобрена, а в 1964 году стандартизована Международной электротехнической комиссией. В 1976 году МЭК видоизменила стандартную кривую воспроизведения RIAA в области низких частот; нововведение встретило ожесточённую критику и не было принято промышленностью. В XXI веке подавляющее большинство производителей предусилителей-корректоров следует первоначальному стандарту кривой RIAA без изменений, введённых МЭК в 1976 году.

Частотная коррекция по стандарту RIAA может быть реализована как активными, так и пассивными фильтрами, и комбинациями фильтров двух типов. Многие используют корректоры, построенные полностью на пассивных фильтрах, в убеждении, что они звучат «лучше», но схема, показанная здесь, реализована комбинацией фильтров двух типов. Эта концепция была разработана мною задолго до появления Интернета, а показанная схема (с несколькими небольшими изменениями) была впервые опубликована на веб-сайте ESP в 1999 году.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое
Теоретическая и фактическая кривая RIAA

На приведенном выше графике показана теоретическая и фактическая АЧХ RIAA, нормализованная к 0 дБ на частоте 1 кГц. Большинство фонокрорректоров RIAA имеют дополнительный (и нежелательный) ноль на некоторой частоте выше 20 кГц. Этот дополнительный ноль отсутствует в описываемой конструкции, потому что в схеме используется пассивный фильтр нижних частот, который продлевает кривую АЧХ выше 20 кГц, при этом конечный предел значительно превышает 10 МГц (в зависимости от собственной индуктивности конденсатора).

Термины «полюс» и «нуль» нуждаются в некотором (в данном случае упрощенном) объяснении. Один полюс заставляет сигнал снижаться со скоростью 6 дБ / октава (20 дБ / декада), а один нуль вызывает рост с той же скоростью. Если после полюса вводится ноль (как показано выше), то эффект заключается в том, чтобы перевести АЧХ в горизонтальную форму. Горизонтальная АЧХ наблюдается на частотах от 500 Гц до 2100 Гц. Следующий полюс (2,100 Гц) заставит сигнал снова снижаться. «Неопределенный» ноль выше 20 кГц вызван тем, что многие предусилители не могут уменьшить свой коэффициент усиления ниже некоторого фиксированного значения, определенного схемой. Однако, не все корректоры обладают этой проблемой, нет ее и в приведенной схеме.

Следует отметить, что стремление к «идеальной» точности бессмысленно, так как многое зависит от иглы, тонарма и (конечно) записи. Когда вы покупаете винил, никто не скажет вам, какой эквалайзер был применен во время мастеринга, кроме того, АЧХ ухудшается после многократного воспроизведения. Поэтому, в конечном счете, вы должны позволить своим ушам стать последним судьей в том, что предпочтительно именно вам.

Схема фонокорректора

Представленный фонокорректор соответствует кривой RIAA, он очень «тихий» и обеспечивает гораздо лучшую звуковую эффективность, чем подавляющее большинство тех устройств, что приводятся в различных журналах. Как и в остальных каскадах предусилителя, в схеме фонокорректора используется ОУ NE5532. Он обладает низким уровнем шума, высокой скоростью и приемлемой ценой. Он идеально подходит для такого рода применения. Другим отличным ОУ является OPA2134.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое
Рис. 1. Схема фонокорректора

5 мВ на любой частоте вплоть до 10 Гц, и эти конденсаторы не играют никакой роли в построении кривой RIAA. Не бойтесь увеличить значение, если хотите (100 мкФ не является проблемой).

Общепринятое выравнивание кривой при 50 Гц не была полностью реализовано, так как большинство слушателей считают, что бас звучит гораздо более естественно без этого. В связи с этим можно сказать, что точности не хватает, но я до сих пор использую эту неточность и не выявил никаких проблем с низкочастотным шумом.

Характеристики кривой RIAA

Частота, ГцПостоянна времени, мксУсиление, дБНорма, дБОтклонение, дБ
2062.25
50318059.1658.420.74
50031843.8744.42-0.55
100041.42Эталонная
21007538,8838,420,46
2100022,1721,4221,420,75

Если резистор 100 кОм увеличить до 220 кОм общее усиление будет чуть больше, чем в два раза, на 38 дБ. Входной сигнал на 2-й ступени в 17 мВ (5 мВ с выхода звукоснимателя) дает нормальный выход на 1 кГц (до пассивного фильтра) от 1,12 В RMS. Теоретический выход на частоте 20 кГц превышает 9,75 В RMS, но это никогда не происходит, потому что на частоте 20 кГц все записи будут на 15-20 дБ ниже уровня на частоте 1 кГц (см. АЧХ на рис. 2).

Одним из факторов, который часто упускается из виду в фонокорректорах, является емкостная нагрузка на выходе операционного усилителя на высоких частотах. Это устранено в данной конструкции, а так как NE5532 и OPA2134 могут с легкостью управлять нагрузкой в 600 Ом, то резистор 820/750 Ом изолирует выходной каскад от любой емкостной нагрузки. Первый каскад имеет 10 кОм в сочетании с конденсатором, поэтому емкостная нагрузка не является проблемой.

Каждый ОУ должен быть зашунтирован электролитическими конденсаторами 10 мкФ х 25 В от каждого плеча питания на землю и конденсаторами емкостью 100 нФ между выводами питания.

Заметим, что при использовании звукоснимателя с подвижной катушкой, должен быть использован повышающий трансформатор или предварительный усилитель со сверхнизким уровнем шума. Эта схема предназначена для использования со стандартным подвижным магнитом.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое
Фото завершенного узла

Зависимость уровня сигнала от частоты

Существует очень мало информации в сети и других местах, чтобы дать любому человеку представление о том, на каком уровне они должны ожидать звук на любой частоте. Изображение на рис. 2 было захвачено с использованием «Visual Analyzer» – одной из многих доступных компьютерных программ на основе быстрого преобразования Фурье. Сигнал был взят из FM-тюнера – вы можете увидеть резкий спад частотной характеристики выше 15 кГц и пилот-тон на частоте 19 кГц, используемый для декодирования 38 кГц FM-поднесущей. Захват был снят с австралийской «альтернативной» радиостанции, так что включает в себя несколько различных жанров музыки, а также речь.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое
Рис. 2. Типичная АЧХ

Захват был настроен для удержания максимального уровня, обнаруженного за время выборки (более 2-х часов), так что представляет собой самый высокий уровень, записанный по все полосе частот. Коррекция не использовалась на принятом сигнале, захватывался непосредственно эфирный сигнал. Хотя все выше 15 кГц удаляется, общая тенденция отчетливо видна. В то время, как всегда будут отклонения и исключения с различными музыкальными стилями, общая тенденция действует в широком диапазоне музыкальных стилей.

При использовании рекомендуемых значений компонентов для эквалайзера RIAA максимально возможный уровень сигнала на выходе второй ступени составляет около 1 В RMS – довольно хорошо в пределах возможностей предложенных операционных усилителей. Даже если максимальный уровень будет 50 мВ (тот же результат на 20 кГц как и на 1 кГц), второй каскад по-прежнему будет ниже уровня перегрузки.

Дальнейшее повышение коэффициента усиления не рекомендуется, если вы не понимаете вероятный результат.

Общая АЧХ

Если схема корректора соответствует обратной кривой RIAA, то общая АЧХ должна быть ровной. Уже отмечалось, что представленный корректор имеет небольшое усиление в низкочастотной области, что можно увидеть на следующем графике.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое
Рис.3. АЧХ фонокорректора без фильтра ИНЧ и с использованием фильтра ИНЧ

Конечным результатом является усиление 1 дБ на частоте 40 Гц, при этом АЧХ падает на 36 дБ / октава ниже 20 Гц.

Источник

Винил коррекция по стандарту RIAA

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

Стандарт RIAA был утвержден еще в 1955 году. До этого времени фирмы изготовители пластинок делали записи по самым различным, зачастую собственным стандартам на характеристики. Такое положение требовало предусматривать в усилителе несколько видов коррекции грамзаписей или же использовать регуляторы тембра.

По мере распространения грампластинок, как основных носителей звука, такой подход становился все более и более некорректным. Количество фирм записи росло, а с ними росло и количество стандартов.

По этим причинам Международной электротехнической комиссией (МЭК) с 1958 г. была принята коррекция по стандарту RIAA (Recording Industries Association of America), которая вошла в стандарты большинства стран, например ГОСТ 7893-72, DIN 45 541.

Запись на пластинки осуществляется головкой-резцом. Скорость движения резца около точки равновесия (СЧ область) прямо пропорциональна значению подаваемого на него сигнала. Следовательно, при постоянном по амплитуде сигнале скорость также остается постоянной. А амплитуда резца и, соответственно, ширина канавки будут обратно пропорциональны частоте сигнала. Говоря проще, на высоких частотах ширина канавки буде уменьшаться и соотношение сигнал/шум ухудшится. На низких частотах ширина канавки увеличивается, что требует увеличения расстояния между канавками и приводит к повышению уровня искажений. Из всего этого и следует необходимость уменьшения амплитуды на НЧ и ее увеличение на ВЧ. Применение RIAA коррекции в конечном счете приводит к улучшению соотношения сигнал/шум, выравниванию и уменьшению ширины дорожек на пластинке и, соответственно, к большей продолжительности звучания одной пластинки.

Характеристика записи, утвержденная стандартом RIAA пригодна как для моно-, так и для стерео- записи.

Стандарт RIAA определяет три зоны

Такая характеристика получается с помощью трех постоянных времени τ

Эти три точки определяют зигзагообразность кривой записи, а три постоянные времени используются при расчетах величин элементов корректирующих фильтров.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

Кристаллические звукосниматели, которые использовались ранее имели обратную характеристику и не требовали корректировки т.к. частотная компенсация получалась автоматически. Однако такие звукосниматели не отвечают высоким звуковым требованиям и были полностью вытеснены магнитными звукоснимателями. Магнитные звукосниматели, в свою очередь имеют линейную частотную характеристику. Что вызывает необходимость использования RIAA — корректора сигнала звукоснимателя.

Источник

Качественный MM RIAA корректор Ульянова

По настоящему качественный MM RIAA корректор, собранный на коленке из доступных деталей почти со свалки, который позволит понять, почему винил звучит лучше цифры.

В последнее время много меломанов начинают возвращаться от безусловно удобных в обращении CD и новомодных хайтековых DVD-A, SACD к старым винильным грампластинкам. И это неудивительно. Звук, загнанный в цифру, так и не смог приблизиться по естественности к натуральному, оригинальному природному звучанию инструментов, человеческих голосов и звуков самой природы. Конечно, наш человеческий разум пересчитывает воспринимаемое нашими слуховыми рецепторами синтезное цифровое звучание под известные образы, заложенные в нашей человеческой музыкальной памяти, подобно как человеческий мозг аппроксимирует чуть слышимый звук с известными нам источниками звука. Но, одновременно, этот мозговой процесс пересчета убивает наше желание наслаждаться таким образом преобразованной музыкой, и мы, прослушав один раз любимую прежде музыку на компакт-диске, откладываем его в долгий ящик без желания вновь прослушать, лишь отметив себе: вот и эту музыку наконец нашел. Но вспомните! Если кто в старые времена имел дело с грампластинками, разве вы не заезжали до дыр любимую музыку на виниле? Кстати, отмечу, все эти процессы лежат в русле стройной философии мироздания – истина всегда проста.

Но перейду к сути своего. Сейчас, многие, возвратившись к винилу, не понимают, почему все-таки винильщики утверждают, что грампластинки звучат на порядок лучше компакт-дисков. К сожалению, истина и здесь проста. И упирается в совершенно банальное – деньги. Или стоимость аппаратуры. Обычно ведь вы начинаете слушать винил на имеющемся у вас усилителе, в котором производитель, ради расширения возможностей своего аппарата, установил дешевый по стоимости и очень плохо реализованный по звучанию специальный предусилитель для винила, т.н. корректор в стандарте RIAA. Конечно, этот вопрос только часть айсберга качественного натурального звучания. Но пока остановлюсь именно на нём, как на наиболее слабом месте. Итак, разрешение ситуации так же простое, буквально – замена корректора на качественно звучащее устройство. Можно приобрести корректор из имеющихся в продаже качественных фирменных изделий, очень дорогостоящих, если они реально качественны, на уровне самого основного усилителя. А можно сделать самому, получив при этом непередаваемое удовольствие от процесса изготовления, да и от внешнего вида получившегося устройства! И ностальгию свою потешите от всего этого, у кого, конечно, есть, что тешить. Но главное – с этим корректором у вас появится желание слушать прежде нелюбимую или уже надоевшую музыку, которая раскроется вам ранее незнакомыми гранями! И, более того, ранее ненавистный вам треск даже испиленных грампластинок станет вам таким же желанным, как треск костра на природе в окружении друзей.

Riaa корректор что это такое. Смотреть фото Riaa корректор что это такое. Смотреть картинку Riaa корректор что это такое. Картинка про Riaa корректор что это такое. Фото Riaa корректор что это такое

Итак, подробно рассказываю, как самому сделать довольно качественный корректор, с хрустальными верхами, живым голосом и натуральным полновесным басом, т.е. именно тем, что отличает звучание винила от любого цифрового носителя музыки. Основное время на изготовление корректора у вас уйдет на поиск деталей, саму же конструкцию можно легко, даже не обладая опытом мастера-всёделкина, собрать за один воскресный день. Принципиальная схема качественного и простого в сборке и по деталям лампового корректора винила изображена на прилагаемой картинке. Корректор построен на сосредоточенной цепи коррекции по стандарту RIAA, оптимизирован по всем возможным для оптимизации параметрам относительно своего среднего класса и возможности подключения его к транзисторным усилителям со стандартным значением импеданса входов. Пусть вас не смущает моя средняя оценка этого корректора, эта оценка по абсолютной шкале звукового качества, где на нижней ступени находятся все известные вам бренды, например Сони, Маранц, Техникс, Крик, MF, да вообще почти все, что изготовлено из транзисторов, как и большинство ламповой техники средней стоимости от брендов и, тем более, от так называемых “росхайэндщиков”.

Детали

Лампы. Корректор построен на старых октальных лампах, которые можно легко найти на любом радиорынке и в большинстве фирм, торгующих советскими радиодеталями, т.е. эти лампы совсем не дефицитны, и даже выпускаются ламповыми заводами до сих пор. На зарубежное замахиваться не будем, подобные зарубежные лампы высшего звукового качества стоят очень дорого, так как все относящееся к электронным лампам на западе давно уже перешло в разряд фетиша. Нам желательны старые лампы производства МЭЛЗ, они обладают наилучшим звуком из отечественных, хотя стоит добавить, что зарубежные звучат еще лучше. На год изготовления внимания обращать не стоит, хотя чем старее, тем результат основательней. К лампам нужно купить керамические панельки для октальных ламп, они также не дефицит и продаются там же, где вы будете приобретать лампы.

Все резисторы мощностью 0.5-1 Вт, подойдут марок С2-10, С2-29 МТ. Можно использовать и углеродистые резисторы ВС, которые применялись в старых ламповых радиоприемниках. Резисторы R3 и R6 желательно найти с точностью 1%, причем резистор R6 составлен последовательным соединением резисторов номиналами 30 кОм и 2 кОм. Конечно, в случае отсутствия этих серий, можно применить и распространенные МЛТ, или, из современных, углеродистые резисторы российского или импортного производства на указанную мощность, но качество звучания подсядет.

Конденсаторы С1 и С8 электролитические, производства ELNA, HITACHI, RUBYCON, NICHICON, желательно звуковых серий. Ни в коем случае нельзя использовать Самсунги, Самюнги, Чемиконы и прочие подобные низкокачественные конденсаторы, которые почему то российские продавцы продают по соизмеримым ценам с качественными изделиями. Звук от такого соседства сразу станет грязным и разваленным. Конденсаторы С2, С3 нужно найти слюдяные, серий ССГ, СГМ, КСО, К31, с погрешностью не более 2%, хотя вполне можно попробовать и 5% допуск. Конденсатор С5 тоже желательно слюдяной, например ССГ, КСО номиналом 0.047-0.1 мкФ, но за неимением подойдет бумажный К40У-9 или КБГ. Главное, конечно, собрать схему, что бы она заработала, а в дальнейшем вы сможете реально улучшать её звучание, заменяя используемые вами детали на более качественные, например зарубежные аудиофильные. Конденсатор С6 электролитический, тех же производителей, что и первые электролиты, хотя можно добавить к тому списку и фирму Саньо, некоторые их конденсаторы с органическим диэлектриком очень достойно звучат. Конденсатор С7 желательно найти бумажный, К40У-9 на напряжение 200 Вольт, за неимением можно использовать полипропиленовый из любой серии К78-хх, здесь главное не составлять этот конденсатор из нескольких.

Батарейка в катоде первой лампы это никель-кадмиевый аккумулятор стандартного размера ААА, на 300 мАч, обязательно использовать не российского производителя, хотя бы тайваньскую GP.

Дроссель L1 любой на ток более 20 мА и индуктивность 2-10 Гн, например от советских ламповых телевизоров. С деталями разобрались, осталось собрать конструкцию.

Конструкция

Для этого возьмем любую деревянную доску из родной русской древесины размером около 150х200 мм и толщиной около 10-18 мм. Проделаем в ней три отверстия для ламповых панелек. Одно отверстие проделываем на оси симметрии по длинной стороне под первую лампу 6Н9С, в которой физически находятся два одинаковых (почти) триода, они у нас будут работать каждый на свой, правый или левый канал. Панелька этой лампы должна быть закреплена в деревянном основании через прокладку из вязкой резины толщиной около 10 мм, это необходимо чтобы развязать лампу от механических вибраций основания.

Также нужно акустически развязать и колбу лампы от механических колебаний, передающихся через воздух. Это можно сделать, прикрыв колбу лампы стаканом с толщиной стенок около 5 мм, склеенным из нескольких слоев неплотного картона клеем типа Феникс. Этот стакан прикрепляется тем же клеем к той самой прокладке из резины, которая развязывает лампу от колебаний шасси. Виброзащита для этого типа ламп обязательна.

Два других отверстия для ламп 6Н8С делаем на расстоянии 7-8 см от первой лампы по длинной оси основания, на одинаковом расстоянии с каждой его стороны симметрично друг другу, поскольку триоды каждой из этих ламп работают на свой звуковой канал. Панельки этих ламп крепятся непосредственно к деревянному основанию.

Далее, перед лампой 6Н9С, симметрично длинной оси основания, делаем отверстия соответствующего диаметра и закрепляем, каждый со стороны соответствующего стереоканала, два стандартных панельных разъема RCA, желательно качественных, например фирмы NEUTRIK, которые легко можно найти в продаже. Эта пара разъемов будет входом корректора. Такие же разъемы нужно закрепить рядом с соответствующими канальными лампами 6Н8С, с противоположной стороны от расположения лампы 6Н9С. Это будут выходные разъемы корректора.

Далее понадобится медная пластина толщиной от 0.5-1 мм и размерами 150х100 мм. Из нее, вдоль одной длинной стороны, вырезаем полоски, которые будут служить опорными контактными площадками для распайки на них деталей (лепестки, терминалы), размером 10х25 мм, с обоих сторон которых делаем отверстия диаметром 2-3 мм. Одно из этих отверстий предназначено для крепления лепестка к деревянному основанию посредством обычного шурупа соответствующего размера.

После того, как эти опорные площадки будут закреплены в выбранных вами местах деревянного основания согласно принципиальной схемы, вы можете изогнуть их любым образом, чтобы было удобно крепить на них выводы соответствующих этим площадкам деталей. На рисунке все эти контактные площадки обозначены розовым цветом. Другие выводы деталей закрепляются либо на выводах (лепестках) ламповых панелек, которые на схеме отмечены черным цветом, либо на общей для обоих каналов земляной шине, вырезанной из той же медной пластины особым образом. Лишь выводы конденсаторов С7 и резисторов R10 каждого канала крепятся непосредственно к сигнальному контакту соответствующего выходного разъема RCA.

Если вам не хватит длины выводов деталей для соединения их согласно схемы корректора, то в качестве проводников нужно будет использовать вырезанные из медной пластины полоски шириной 2-3 мм, заизолировав последние, если потребуется, трубочками из хлопковой ткани или обычной бумаги.

Общая для обоих каналов земляная шина представляет вырезанную из той же медной пластины под вашу конкретную конструкцию и ваши конкретные детали фигурную пластину, начинающуюся от земляных контактов входных разъемов RCA, далее проходящую над тыльной стороной общей для обоих каналов панелькой первой лампы 6Н9С и огибающую эту панельку, далее снова спускающуюся до деревянного основания и проходящую между панельками вторых ламп 6Н8С каждого стерео канала и заканчивающуюся на срезе земляных контактов выходных разъемов RCA, причем сама эта фигурная пластина земляной шины своей большей площадью располагается перпендикулярно к деревянному основанию. Минимальная ширина фигурной пластины около 10 мм. Со стороны деревянного основания у земляной шины должны быть предусмотрены (вырезаны и отогнуты на 90°) лепестки для крепления, с помощью тех же шурупов, фигурной пластины земляной шины к деревянному основанию минимум в трех точках – около входных разъемов, после огибания фигурной пластиной панельки первой лампы и между панельками ламп 6Н8С каждого канала.

Земляная шина на рисунке обозначена сине-красной линией проводников, причем оранжевые площадки на концах этой линии означают общие (физически) точки крепления деталей, чьи выводы на принципиальной схеме присоединяются к общей шине на оранжевых площадках. После того, как вы разберетесь со схемой и поймете как её организовать в «железе», остается главное – заставить себя собрать конструкцию, при этом подавив в себе совковый позыв к рационализаторству. И приобщение к виниловому сообществу вам гарантировано!

Некоторые частности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *