Rtx 3060 lhr что это
Rtx 3060 lhr что это
Сразу отметим, что сегодня у нас необычное тестирование. Дело в том, что ещё в феврале NVIDIA выпустила видеокарту GeForce RTX 3060. Она получила так называемую блокировку от майнинга именуемую LHR и означающую двухкратное снижение эффективности добычи в Эфириуме. Так вышло, что уже через несколько дней обнаружился способ обхода блокировки, что привело к исчезновению видеокарт с рынка и плавному переходу в руки майнеров. Уже летом NVIDIA снова решилась на повторный перевыпуск графического чипа для GeForce RTX 3060, а также двух более новых: GeForce RTX 3070/3080 Ti. Последние попали на прилавки ещё в июне, а вот GeForce RTX 3060 и GeForce RTX 3080 до сих пор почти нет в наличии. Что же, первые карточки с приставкой LHR поступили на рынок, а значит самое время изучить их потенциал.
реклама
Сравнивать будем обычную GeForce RTX 3060 с её версией LHR. Ещё раз отметим, что тестирование необычное. Дело в том, что по среднему показателю fps разницы между двумя моделями нет. Удивительно, но разницы нет и по показателю 0.1%, а вот с 0.01% всё не так просто. Сегодня мы не будем никому ничего доказывать. Ограничимся тем, что среди наших читателей есть перфекционисты, которые хотят видеть показатель 0.01%. Именно его они считают крайне важным, подтверждая свои заявления многочисленными теориями. Тесты проведены командой Testing Games. Мы не будем оформлять данные в обычную таблицу, поскольку отдельны сцены, где показатель 0.01% прыгает немногочисленны, но это не значит, что их нет. Ниже несколько скриншотов.
Если вы полагаете, что показатель 0.01% вообще ничего не значит, то можете считать, что между видеокартами нет никакой разницы. Если же вы уверены, что 0.01% важен, поскольку настоящие хардкорные геймеры видят подобные просадки, то вам стоит знать о весьма странной ситуации: новая GeForce RTX 3060 LHR лучше. Скорее всего всё дело в обновлённой ревизии чипа, хотя производитель уверяет, что не вносил никаких изменений. Разбираться в чём дело, мы не будем, поскольку это нереально, но зафиксировать сам факт, стоит.
Отметим, что есть игры, в которых разницы нет вообще. Например, Horizon Zero Dawn. Есть такие, где чуть ли не половину тестового ролика видно двухкратное отставание (Battlefield V). Вы удивитесь, но в Forza Horizon 4 по какой-то причине вперёд вырывается наш аутсайдер. Правда там разница невелика, но это также наводит на некоторые рассуждения.
NVIDIA представляет серию видеокарт GeForce RTX 30 Lite Hash Rate (LHR) с ограничителем криптомайнинга
Компания NVIDIA официально объявила, что ее линейка GeForce RTX 30XX получит новые варианты графических процессоров. Аббревиатура LHR означает Lite Hash Rate, что подразумевает наличие в новых GPU ограничителя скорости хеширования криптовалюты.
Напомним, что NVIDIA не впервые представляет такую «фичу». В феврале уже была предпринята попытка с моделью RTX 3060 12GB. К сожалению, из-за чьей-то ошибки (а была ли она?) в сеть сразу же был слит снимающий ограничения драйвер.
На сей раз NVIDIA представляет ограничитель почти для всей линейки. В новом драйвере 446.47 уже есть идентификаторы устройств PCI для новых микросхем. Среди них отсутствует только одна модель — GeForce RTX 3090 LHR. Это подтверждает ранние утечки о том, что выпускать вариант RTX 3090 с LHR компания не планирует, по крайней мере, прямо сейчас.
NVIDIA не предоставила информацию по хешрейту, но говорит, что производительность майнинга будет вдвое меньше. В заявлении также не упоминается простая RTX 3060 — вероятно, потому, что для этого видеоадаптера NVIDIA уже запустила сниженную производительность майнинга еще несколько месяцев назад.
Обзор видеокарты GIGABYTE GeForce RTX 3060 EAGLE OC (LHR) [GV-N3060EAGLE OC-12GD Rev2.0] — в играх и майнинге
Содержание
Содержание
Не будем много распространяться по поводу рынка – сегодня любой обзор начинается с хэйта майнеров, проклятий в сторону криптовалют, ненависти к перекупам и магазинам. Так сложилось, что у нас появилась возможность купить современную карту для игр и всего остального несколько дешевле. Так на роль карты «минимум на пару лет» в наш системник встал гордый орел – видеокарта GIGABYTE GeForce RTX 3060 EAGLE OC с LHR второй ревизии.
Сегодня посмотрим на ее внешний вид, оценим производительность в играх и посмотрим, как она себя ведет в майнинге. В общем, взглянем на то, что обычно и нужно от видеокарты среднестатистическому пользователю. Но для начала – лирическое отступление.
Ожидания от карты – что она умеет?
Конец 2021 года, на рынке появляется вторая партия 6600 XT от AMD. По прикидкам, новая карта немного мощнее 3060 по чистой производительности, но купить ее можно только по предоплате. Пока мы неспешно (в течение недели) искали, где с минимальной комиссией можно закинуть деньги на платежную карту – новинки расхватали.
В результате было решено остаться в зеленом лагере, хотя 3060 стоила на десять тысяч дороже. Из его несомненных преимуществ – адекватно обкатанная технология трассировки лучей и режим DLSS, активация которого позволяет в большинстве случаев обгонять 6600 XT. Не будем спорить по поводу мыльности картинки, но приличный буст производительности (пусть даже немного идущий в ущерб изображению) даст возможность пересидеть на карте пару-тройку лет точно.
Карта должна отрабатывать все современные игры в FullHD на ультранастройках графики с приемлемым FPS (60+), а некоторые игры должны нормально идти даже в 2К. У нас как-раз есть дизайнерский 2К монитор – проверим, как все работает. И последний (довольно весомый) плюс в пользу зеленых – они лучше оптимизированы под профессиональный софт, в котором у нас зачастую возникает необходимость.
Несмотря на то, что карта LHR версии 2.0, ее вполне можно использовать в майнинге и отбить часть затраченных на покупку средств. Вышедший в начале октября T-Rex Miner может майнить сразу две монеты, суммарно выдавая сто процентов производительности обычной не LHR карты. Да, в большинстве случаев просто майнить эфир все-еще выгоднее, чем пользоваться такой разблокировкой. Но, думается, дефицит и эра неадекватных цен на карта продолжается – всего через пару дней «орел» взлетел на пять тысяч по стоимости (кстати, вместе с картами от красных).
Нужно оговориться, что на нашем счету скопилось немного клубкоинов (результат написания статей), благодаря которым стоимость карты для бюджета составила тридцать девять тысяч. Да, это все-равно очень далеко от рекомендованных цен, но по полной нынешней стоимости покупка вообще вряд ли состоялась бы. Хватит отступлений, встречаем карту по одежке – смотрим дизайн.
Внешний вид
Карта поставляется в обычной сине-зеленой коробке. Спереди – логотип и модель.
Сзади, как обычно – информация об использованных в данной модели фичах и ноу-хау.
Орел от Gigabyte имеет квадратиш-практиш дизайн с исключительно прямыми рубленными углами. На передней панели есть фигурные геометричные выемки для красоты. Практически всю площадь передней панели занимают два десятисантиметровых кулера с логотипом компании по центру. Синие ободки гармонируют с надписью Eagle, находящейся на глянцевой вставке вверху.
Сбоку можно увидеть небольшое окошко с минималистичной подсветкой с возможностью управления режимами и выбора цветов. Сзади вместо простой печатной платы сделали серый пластиковый бэкплейт с логотипом производителя и названием модели. Со стороны дальнего кулера видим окошко – что это и для чего сделано узнаем в разделе посвященном охлаждению.
Со стороны интерфейсов подключения карта ничем не выделяется – два HDMI 2.1 и два DisplayPort 1.4а на перфорированной металлической пластине. Все разъемы можно задействовать одновременно и подключать до четырех мониторов с максимальным разрешением как минимум одного из них в 8К.
В целом карта собрана добротно и не разваливается в руках. Внешний вид и выбранные цвета (субъективщина, конечно) вполне приятный. В руках карта не чувствуется пластиковой мыльницей, но мы ее и купили не для того, чтобы любоваться или в руках держать. Вставляем ее в компьютер и смотрим, что она умеет.
Краткие характеристики
С гигафлопсами и прочими попугаями можно (еще более) детально ознакомиться на странице товара или официальном сайте производителя. Для нас прежде всего интересно, что:
Максимальная температура чипа 93 градуса – это хорошо, но было бы комфортнее находиться в районе градусов семидесяти плюс-минус. Давайте посмотрим, на усилия производителя в плане отвода тепла.
Охлаждение
Графический чип и память охлаждаются фирменным решением от GIGABYTE – системой из двух кулеров под названием WindForce 2X. Они вращаются в разные стороны и полностью останавливаются при низкой нагрузке – карта переходит в пассивный, абсолютно бесшумный режим. Если температура чипа возрастает выше 50 градусов, вентиляторы включаются снова.
Кулера большие, десятисантиметровые, с графеновой наносмазкой, увеличивающей (как утверждает производитель), срок безотказной службы охлаждения в два раза. Лопастям придали специальную форму для более эффективного управления потоками воздуха – понять, насколько это маркетинговый ход, а на сколько реальное решение проблемы довольно непросто.
Сквозь эти самые лопасти видно и достоинства, и недостатки системы охлаждения. К достоинствам – здесь завезли четыре касающиеся видеочипа медные тепловые трубки – это хорошо. В том смысле, что четыре больше, чем три на старых моделях.
Хотя, например, в 1650 Super отлично справлялась и одна, так что (видимо) четыре – это насущная необходимость. Память касается металлической базы на радиаторе и отдает излишки тепла через термопрокладки. Насколько они качественные – покажет время.
Что касается недостатков, то к ним можно отнести радиатор. Хоть он и доходит до самого конца карты, но он узкий и это можно увидеть, даже не разбирая карту. Да и длина ускорителя всего 24 сантиметра – для холодной карты маловато будет. Бэкплейт здесь есть, выглядит достаточно стильно – но он пластиковый.
В районе заднего кулера есть специальное окошко для продува. Однозначно высказаться об эффективности этого тренда сезона сложно. С одной стороны, отвод горячего воздуха – это прекрасно. С другой стороны, от этого могут греться другие комплектующие, особенно в закрытом корпусе. Благо, у нас все нормально продувается.
В целом система охлаждения компромиссная, будет очень интересно посмотреть на результаты тестов по нагреву. Заодно и проверим, как прорекламированные нанолубриканты влияют на кульки – они достаточно большие и, по идее, с шумом проблем быть не должно.
Фурмарк
Тестировать карту будем в компьютере с:
Десятиминутный прогон в Furmark разогрел карту до семидесяти градусов в пике. Выше температура расти отказалась и это радует. В нагрузке слышно, как работают кулера – но звук не противный, достаточно тихий. Если учесть, что они при этом крутятся практически на 100%, то можно сделать вывод, что карта в принципе не излишне громкая. Конечно, громкость – величина субъективная.
По поводу дальнейших тестов – сразу оговоримся, что разъем PCI-E на нашей материнской плате версии 3.0, в то время как карта построена на 4.0. Это может стоить нам нескольких кадров в секунду, но будем надеяться на лучшее.
Система, все программы и игры находятся на 500 ГБ SSD Samsung 870 EVO, 480 ГБ 2.5″, твердотельном накопителе A-Data SU650 и 1024 ГБ внешнем SSD Samsung T5. Все это установлено в продуваемый корпус Deepcool E-SHIELD с двумя двенадцатисантиметровыми кулерами на вдув спереди и одним на выдув сзади. Визуально боттлнэков нет, производительность системы должна упереться в графический ускоритель. Приступим же.
Методология тестирования
В процессе планируется прогнать шесть современных игр, проверив в процессе работу фирменных технологий Nvidia. Понятно, что максимальные настройки в Full HD не должны стать проблемой, но первым делом будем проверять именно их. Затем на том же разрешении включим лучи (при наличии) на высокие, а после этого постараемся скомпенсировать просадку FPS при помощи DLSS. Затем включим лучи на средние настройки.
Далее включим разрешение 2560х1440 и посмотрим, на что карта способна в 2К гейминге. Затем попытаемся положить орла на лопатки средними настройками рэйтрейсинга. И в завершение для чистоты картины задействуем лучи с DLSS. Нужно учесть, что захват видео будет отъедать 5-10 кадров – специальной карты для этого у нас нет.
Меряем FPSы
Первая игра не тестировании – Control, в которой как-раз будет возможность заценить работу лучей. Обратите внимание на стекла – в Full HD без RTX видим просто серые блики. FPS при этом держится в районе 80-90, с редкими просадками и подъемами плюс-минус десять кадров. Температура 62 градуса – хорошо.
Включаем лучи на высокие и смотрим в стекло – разница потрясающая. Расплачиваться за красоту приходится жертвуя FPS – имеем порядка 50 кадров.
В стремлении скомпенсировать лучи, включаем DLSS. Изменения в негативную сторону немного видны на текстурах, зато получаем обратно свои 80 кадров в секунду.
Выключаем DLSS и активируем средние настройки лучей – получается примерно 65 кадров.
Настало время жестяка – пробуем 2К! Деактивируем DLSS и лучи и получаем около 50 кадров – не так уж и плохо.
Попытка уложить орла на лопатки – активируем средние RT настройки. Получаем 42-44 FPS – в принципе, можно даже играть. Включение DLSS увеличивает играбельность до 70 кадров ценой сами видите чего – вполне неплохой результат.
Далее следует CyrberPunk 2077:
При этом греемся где-то до 67 градусов. В целом Киберпанк по количеству глюков на метр квадратный, конечно, до сих пор поражает воображение.
Переходим к настоящему, проверенному бенчмарку игр – запускаем третий Ведьмак. Имеем:
Далее у нас Assasins Creed Valhalla. На самых высоких настройках в Full HD имеем 65 FPS, при переключении в 2К теряем 10 – 55 кадров в секунду.
Forza Horizon – на ультра настройках графики в 2К больше 80 FPS, особого смысла включать Full HD нет – разве что чистый интерес. Но игра так долго включается, выключается, постоянно перезагружается и бесконечно показывает достижения, что взаимодействовать с ее красочным интерфейсом больше нет особого желания.
И последняя на обзоре – Metro Exodus. В замесе с волками в Full HD получилось 89 кадров, в 2К порядка 65-70 FPS. В игровых тестах карта показала себя хорошо, но мы живем практически во времена золотой лихорадки. Как наш орел справится в шахтерстве?
To mine or not to mine.
Если есть желание отбить часть затраченных средств пока эфир не ушел на PoS – лучшего шанса, чем сейчас, уже может не быть. Эфир и биткоин продолжают периодически бить рекорды. Посмотрим, на что карта способна в криптодобыче. Чтобы обойтись без лишних телодвижений, будем тестировать практически все на NiceHash.
Запускаем программу, разгоняем память до 1300 МГц, выбираем алгоритм Octopus и ждем. Да, эта игра не может порадовать сюрпризами в плане геймплея, да и динамичность проседает, но зато мы получим порядка 130-135 рублей в сутки.
Нагрев до 71 градуса с кулерами на 92 процента. В моментах на этом алгоритме проскакивает доходность до 200 рублей в сутки. Каким образом – загадка.
На очереди Ravencoin с алгоритмом KAWPOW, настройки не меняем, включаем и ждем пока устаканится хешрейт.
В целом получаем порядка 145-155 рублей в сутки – уже что-то! При условии, что крипта завтра не рухнет в ноль, это порядка 4500 тысяч в месяц. По температурам плюс-минус все то же самое, а кулера немного притихли – до 91 процента.
Обзор ситуации был бы неполным без эфира. Ставим Power Limit на 60, остальные настройки оставляем без изменений. Вместе с упавшим энергопотреблением нас ждут приятные 55-56 градусов, 32 мегахеша и порядка 140 рублей в сутки. Говорят, что при желании можно разогнать эту карту до 40 мегахешей.
Правда, загрузка карты пляшет, меняясь раз в секунду – 40%, 55%, 100%. Как это скажется на жизненном цикле оборудования – пусть скажут профессионалы в комментариях.
Ну и, конечно, хотелось бы посмотреть на последние результаты в плане разблокировки LHR. Делать это будем на основе T-Rex майнера 0.24.2. Здесь получаем результаты немного выше, в районе 34 мегахеш. При растущей цене эфира – вполне неплохо, это порядка 2.2 долларов в сутки на сегодняшний день.
Майнинг сразу двух монет будем тестировать на паре CFX+ETH. Эфир должен майниться осторожно, чтобы не триггерить защиту. Оставшиеся мощности карты задействуются на конфлюкс. Имеем порядка 13 мегахеш на эфире и 32 на конфлюкс.
На текущий момент это приблизительно 2,41 доллара – в моменте немного прибыльнее, чем добыча просто эфира. И греется карта намного меньше – всего 64 градуса с Power Limit 82.
Тесты закончены, пора переходить к выводам.
Итого
Видеокарта GIGABYTE GeForce RTX 3060 EAGLE OC (LHR) второй версии – неплохой вариант для Full HD гейминга с вполне весомой претензией на 2К. К сожалению, все вы в курсе состояния рынка – даже LHR карты отрывают с руками по ценам, которые… ну скажем так – далеки от рекомендованных. Так что рядовые геймеры, для которых (по заявлениям Nvidia) и создавались эти карты, по-прежнему остаются ни с чем.
Рэйтрейсинг однозначно стоит заценить – некоторые игры буквально преображаются за счет этой технологии. Особенно если в них много зеркал, витрин или стекла.
Карта достаточно горячая, но вполне нешумная несмотря на активную работу системы охлаждения в районе 100 процентов. Хотя признаемся – у нас периодически «стрекочет» один из кульков на низких оборотах и это на новой карте. В целом – если есть деньги, можно брать. Если нет – можно поискать что-то подешевле, без лучей – 1660, 1660 Ti или super, хотя где их сейчас можно дешево найти? Даже 1650 Super дешевле 30 тысяч – это на конец 2021 года практически нереально.
За обзор были начислены клубкоины.
Хочешь также? Пиши обзоры и получай вознаграждение.
Графический ускоритель Galax GeForce RTX 3060 в версии LHR (Lite Hash Rate), то есть, оснащённый аппаратным ограничителем майнинга, появился в продаже в одном из магазинов Южной Кореи. Рекомендованная стоимость этой версии видеокарты неизвестна, однако продавец оценил новинку в 1 080 000 южнокорейских вон или чуть более 960 долларов.
Следует отметить, что компания NVIDIA официально не анонсировала GeForce RTX 3060 в варианте LHR. Производитель сообщал только о перевыпуске моделей GeForce RTX 3080, GeForce RTX 3070 и GeForce RTX 3060 Ti. Оригинальная версия GeForce RTX 3060 уже была оснащена ограничителем майнинга (пусть и не совершенным), поэтому компания не стала добавлять для обновлённого варианта маркировку LHR. Тем не менее некоторые производители решили об этом указать, чтобы не путать потенциальных покупателей.
Модель GeForce RTX 3060 в исполнении LHR обладает точно таким же уровнем производительность, как и первоначальный вариант. Технически обе видеокарты оснащены ограничителем майнинга, однако LHR-версия видеокарты использует другой GPU — GA106-302. Благодаря этому обновлённая версия имеет иной идентификатор PCI Device ID. Ранее обнаруженный способ обхода ограничителя майнинга на обычной GeForce RTX 3060 вместе с новой версией работать не будут, поскольку обновлённая модель требует наличие нового драйвера.
Компания Galax в свою очередь подтвердила, что в составе обновлённой GeForce RTX 3060 версии LHR используется GPU с другой маркировкой, в чём можно убедиться, взглянув на фотографию ниже.
Оригинальная GeForce RTX 3060 построена на базе GPU GA106-300
Ранее NVIDIA сообщила, что все производители LHR-видеокарт серии Ampere должны указывать в наименовании моделей присутствие ограничителя майнинга. Galax это требование выполнила и для модели GeForce RTX 3060.
Визуально обновлённая GeForce RTX 3060 от Galax не отличается от ранее выпущенной версии без LHR. Эта модель называется 1-Click OC и является наименее производительным вариантом GeForce RTX 3060 среди выпущенных Galax. Из коробки она предлагает частоту GPU на уровне 1777 МГц, что аналогично эталонному значению, заявленному самой NVIDIA. Однако с помощью фирменного ПО Xtreme Tuner видеокарту можно настроить так, чтобы при каждом запуске компьютера её GPU автоматически разгонялся до частоты 1792 МГц.