Saas что это такое

Что такое SaaS: руководство

Узнайте об особенностях, преимуществах и этапах разработки SaaS-сервиса

Saas что это такое. Смотреть фото Saas что это такое. Смотреть картинку Saas что это такое. Картинка про Saas что это такое. Фото Saas что это такое

SaaS-сервис (с англ. software as a service — программное обеспечение как услуга) — это облачный сервис, который можно использовать онлайн без предварительной установки на свой компьютер или мобильное устройство.

Содержание

Особенности модели SaaS

Основное отличие SaaS как бизнес-модели заключается в том, что владелец сервиса полностью отвечает за его апгрейд, техобслуживание и управление. Для использования функционала платформы пользователям не нужно скачивать программное обеспечение, устанавливать его и обновлять. Для владельцев бизнеса модель SaaS стала настоящим спасением от головной боли, связанной с нелицензионными программами, на которые могут натолкнуться клиенты.

Принцип работы SaaS-сервисов часто сравнивают с арендой жилья. Мебель, технику и все удобства предоставляет владелец, а жилец платит за пользование. Однако, такое сравнение нельзя назвать корректным, поскольку оно является довольно поверхностным. Чтобы лучше понять, что отличает SaaS-сервис от других, ознакомьтесь с особенностями его работы:

Чтобы ознакомить клиентов со своим функционалом, SaaS-платформы предоставляют демо-версии, бесплатные тарифные пакеты с ограниченным функционалом или полный доступ к инструментам на ограниченный промежуток времени. После того, как пользователь опробует возможности сервиса, он может «арендовать» необходимые услуги, что обходится значительно дешевле, чем покупка лицензионного программного обеспечения. Благодаря относительно невысокой стоимости и простоте использования популярность SaaS-платформ стремительно растет.

В следующем разделе вы подробнее ознакомитесь с плюсами и минусами SaaS-сервисов.

Преимущества и недостатки SaaS-платформ

Использование SaaS-платформ имеет ряд преимуществ как для владельцев, так и для пользователей. Сначала, давайте посмотрим, какие выгоды удаленные сервисы предоставляют своим клиентам:

Теперь давайте рассмотрим преимущества создания SaaS-сервиса для владельцев:

Несмотря на явный ряд плюсов SaaS-платформ как для владельцев, так и для пользователей, у таких сервисов есть и определенные недостатки. Ниже мы подробнее рассмотрим основные из них.

Еще один недостаток, который нельзя не упомянуть, — это зависимость сервиса от скорости интернета. Однако, этот минус ежедневно становится менее значимым, поскольку стабильность работы интернета регулярно растет.

Чтобы разработать качественный и востребованный на рынке продукт, необходимо обязательно учесть интересы целевой аудитории и найти хороших разработчиков. В следующем разделе вы ознакомитесь с процессом разработки SaaS-платформ.

Этапы разработки SaaS-сервиса

SaaS-сервисы используют как в В2В, так и в В2С сегментах. Такие платформы значительно упростили жизнь отдельным пользователям и бизнесу. С их помощью стало удобнее управлять продажами, вести работу с клиентами, хранить файлы, создавать сайты, управлять социальными сетями и выполнять множество других задач.

Процесс разработки сервиса и его длительность зависят во многом от предназначения и функционала. Ниже вы ознакомитесь с основными этапами, из которых состоит весь путь создания SaaS-платформы, начиная от идеи и заканчивая работающей программой.

Запустить SaaS-сервис — это только половина дела. Далее предстоит непрерывное развитие и повышение конкурентоспособности. В следующем разделе вы узнаете, с помощью каких метрик отслеживают рост и успешность SaaS-бизнеса.

Ключевые метрики для SaaS-платформ

Ознакомьтесь с основными метриками, на которые стоит полагаться, чтобы анализировать прибыль, удержание клиентов и успешность маркетинговой стратегии.

Мы рассмотрели основные, но далеко не все метрики, которые отслеживают для анализа развития SaaS-сервисов. Еще рассчитывают вовлеченность, количество новых пользователей за период, среднюю стоимость заказа (CPO) и другие показатели. Далее вы ознакомитесь с примерами SaaS-платформ и сможете лучше понять, что они собой представляют.

Примеры SaaS-сервисов

Saas что это такое. Смотреть фото Saas что это такое. Смотреть картинку Saas что это такое. Картинка про Saas что это такое. Фото Saas что это такое

Еще один популярный SaaS-сервис это Canva. Платформа представляет собой визуальный редактор, в котором создают рекламную продукцию, посты для социальных сетей, обложки, визитки и многое другое. Сервис можно использовать абсолютно бесплатно, но с ограниченным облачным хранилищем и функционалом.

Для получения доступа ко всем возможностям платформы необходимо оплатить тарифный пакет на месяц или год. Стоимость зависит от количества человек в команде, которые будут иметь доступ к аккаунту.

Saas что это такое. Смотреть фото Saas что это такое. Смотреть картинку Saas что это такое. Картинка про Saas что это такое. Фото Saas что это такое

Saas что это такое. Смотреть фото Saas что это такое. Смотреть картинку Saas что это такое. Картинка про Saas что это такое. Фото Saas что это такое

Saas что это такое. Смотреть фото Saas что это такое. Смотреть картинку Saas что это такое. Картинка про Saas что это такое. Фото Saas что это такое

SaaS-сервисы прочно вошли в нашу жизнь и позволили решать разные задачи онлайн без покупки, скачивания и установки программного обеспечения. Отдельные пользователи, а также малый, средний и даже крупный бизнес получили полезные рабочие инструменты. Качественный SaaS-сервис требует немало времени и ресурсов на разработку, однако при условии тщательно продуманной стратегии развития результат окупит потраченные силы.

Источник

Модель SaaS простыми словами

Так сложилось, что я много раз рассказывал о том, что такое SaaS и что в нем хорошего, как на различных it-конференциях, так и в кулуарных беседах, но до сего момента писать по теме не приходилось. При этом модель SaaS во-первых для меня по сути родная, учитывая сферу деятельности, а во-вторых является одним из основных трендов в современных веб-технологиях. В связи с этим, хочу поговорить о SaaS, как о таковом, а в перспектике, если окажется интересным, о частных аспектах. По сути материал о базисных вещах, но именно такого понимания многим не хватает. А о сложном надо хотя бы пытаться говорить просто. Помогает.

Сразу хочу сказать одну вещь, SaaS — это специализированный термин и, если начинать в нем копаться, сложный. Он может навести не только тоску, но и определенный благоговейный ужас. Но на самом деле штука это простая. Чтобы пользоваться каким-то SaaS-продуктом, в том числе нашим, понимать глубинный, да даже и поверхностный смысл данного термина совершенно не обязательно. Более того, когда uCoz создавался, никто из самих разработчиков даже не слышал подобного слова. Просто появлялись продукты, имеющие по своей сути общую модель, и потом ее стали как-то классифицировать, выделять особенности, плюсы, минусы.
Если своим призванием или увлечением вы сделали веб-технологии, или же задумываетесь о том, какой тип продуктов лично для вас подходит более всего, какие наиболее перспективны и т.п., все это может быть интересно и полезно.

О SaaS написано много, и начать изучение можно, например, со статьи в Википедии. Но, как правило, вся эта информация оттуда достаточно тяжело воспринимается. В итоге вроде бы о чем речь и понятно, но зачем надо человеку остается неясно. А если попросишь рассказать человека, о чем он только что прочел, то, опять же, далеко не каждый сможет. Выходит классическая ситуация: “Все понимаю, но объяснить не могу”.
Поэтому попробую упростить максимально и рассмотреть модель предоставления программного обеспечения как сервиса, как услуги, на простейших примерах.

Часто SaaS рассматривается в качестве бизнес-модели, при этом его зачастую ошибочно приравнивают к аренде, что хоть и носит общие черты, но основная суть все же в другом. При этом, как правило, интересным является технологическая особенность модели, а не порядок и периодизация оплаты.

Когда мы потребляем ту или иную услугу в качестве сервиса, а не в качестве устанавливаемого у себя программного обеспечения, мы уже в этот момент, как правило, становимся потребителями SaaS. Простейший, и всеми используемый SaaS-сервис — это сервис электронной почты — тот же gmail.

Чтобы организовать работу электронной почты самостоятельно с нуля, необходимо:

Почта, по большому счету, это самый простой пример, и самый массовый. Хотя бы в силу того, что абсолютное большинство пользователей сети электронной почтой пользуются, а вот какие-нибудь CRM, ERP системы, или те же самые сайтбилдеры нужны далеко не всем. У них более узкий круг потребителей. Но уже очень многие программные продукты можно найти в виде сервисов. В некоторых случаях они, конечно, еще отстают от своих десктопных аналогов, но зачастую дают своему потребителю преимущества. Почти всегда это выражается именно в простоте эксплуатации, в отпадении потребностей по обслуживанию, в экономической целесообразности, попросту говоря, в дешевизне такого решения и подхода. Другие плюсы зависят в основном уже от конкретной сферы, в некоторых случаях это более высокая степень безопасности, в других беспрецедентно удобная синхронизация и доступность комфортной многопользовательской работы, за счет облачного хранения данных.

Что бы не распылятся на общие слова и характеристики, предлагаю посмотреть на примерах. Самых таких обыденных.

Чаще других, в качестве примеров использования SaaS решений, можно встретить системы управления проектами, и совместной работы над ними, онлайновые органайзеры, системы документооборота. Они все уже под рукой и многие ими уже пользуются, не задумываясь над идеологией таких сервисов и страшными умными аббревиатурами.
Как я и говорил, за примерами далеко ходить не надо. Работа с документами? Пожалуйста — это популярный google docs, который позволяет вам отказаться от ворда, экселя, и получить ряд преимуществ, в первую очередь связанных с возможностями совместной работы над документами. Причем такие решения есть у целого ряда компаний — есть и у майкрософт, и у компании Zoho и прочих.
Онлайн органайзеров в принципе более чем достаточно, как и вообще систем для организации работы, ведения todo. Взять хотя бы наш календарь и систему по управлению проектам в вебтопе, или аналогичные решения от google, либо прославленные продукты компнаии 37сигналов: basecamp, backpack.

Третий (не очевидный) пример — онлайн игры. Их, конечно, не принято относить к SaaS-решениям, но и они на сегодня стали доступны как сервисы, со все той же идеологией. Чаще всего это MMORPG. На всякий случай напомню что игры — это такие же программы, а, к примеру, Xbox Live Microsoft очень четко себя классифицирует как SaaS-продукт.

К чему были все эти примеры? К тому, что программное обеспечение, представленное как сервис, давно вокруг нас. И рынок, и мы сами используем SaaS намного чаще, чем задумываемся. А удобство, простота, экономичность и прочие плюсы SaaS завоевывают сердца потребителей, не объясняя им свое сложное устройство и философию модели.
Надеюсь, это публикация для кого-то сделала термин SaaS не столь загадочным и страшным, каким он казался прежде, а его торжество в будущем окончательно очевидным.

Источник

Разница между IaaS, PaaS и SaaS: самая понятная статья об облаках в интернете

В описании облачных решений и сервисов часто встречаются аббревиатуры: IaaS, PaaS и SaaS. Расскажем, чем отличаются все эти aaS, как работают и какие возможности дают пользователям облаков.

Что такое IaaS: облачная инфраструктура как услуга

Практически ни одна компания не обходится без IT-инфраструктуры — даже небольшой фирме нужны серверы для хранения баз данных или инструменты, объединяющие компьютеры сотрудников в общую сеть. Компания может закупить серверы и настроить эту инфраструктуру у себя, но это достаточно долго и дорого. А может ничего не покупать, если взять в аренду облачные сервисы IaaS.

IaaS — это Infrastructure as a Service, то есть инфраструктура как услуга. К инфраструктуре относят вычислительные ресурсы: виртуальные серверы, хранилища, сети. Это что-то вроде виртуальных «компьютеров», на которые можно установить что угодно: операционную систему, программное обеспечение, приложения.

Поставщик IaaS (инфраструктуры как сервиса), или облачный провайдер, уже все купил и собрал, обеспечил серверы электричеством и интернетом. Вам остается только подключиться к этим вычислительным мощностям через интернет и использовать их для своих целей.

IaaS включает в себя:

Когда вы арендуете инфраструктуру IaaS, то получаете виртуальные серверы, сетевые настройки и облачные хранилища, за которые отвечает провайдер. При этом у вас есть доступ к операционной системе виртуальных серверов и большая свобода в настройке и установке приложений.

Примеры IaaS — как можно использовать облачную инфраструктуру:

Для построения в облаке сложной инфраструктуры IaaS для крупных проектов может потребоваться помощь провайдера в миграции и администрировании. Но для большинства проектов управление облачной инфраструктурой не требует непосредственного участия провайдера. А если возникнут сложности, всегда можно обратиться в техподдержку.

Что такое PaaS: облачная платформа как услуга

Провайдеры облачных услуг могут предоставлять уже настроенные инструменты (платформы) под разные задачи. Такие инструменты называют PaaS — это Platform as a Service, платформа как услуга.

Ключевое отличие PaaS от IaaS в том, что здесь у вас есть определенные инструменты, например: система управления базами данных, среда машинного обучения или обработки big data, промышленный IoT. Их нужно настроить под потребности компании, но не надо строить с нуля. Это позволяет экономить время разработчиков — например, им не нужно возиться с разработкой базы данных, можно просто загрузить в нее информацию и работать.

При этом у вас нет доступа к операционной системе, настройкам виртуальных серверов, которые лежат в основе PaaS, а также к низкоуровневым настройкам самой платформы. Провайдер берет на себя их оптимальную конфигурацию и снимает с вас необходимость следить за настройками, обновлениями, масштабированием и безопасностью. Вы получаете доступ только к интерфейсам самой платформы.

Вот несколько примеров PaaS:

PaaS-сервисы экономят время на конфигурацию инфраструктуры, нужной компании. Вы можете подключить нужный набор сервисов, главное, убедиться, что у облачного провайдера есть нужные сейчас и в перспективе решения.

Источник

SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет

Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.

SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.

Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?

В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.

Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.

Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.

Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.

Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.

Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.

Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».

Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.

Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.

Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.

Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.

Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.

Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.

Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.

Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.

Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.

А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?

Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.

Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.

Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.

Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.

Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.

У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.

PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.

Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.

Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud

Источник

Что такое SaaS

В первой части статьи про SaaS расскажем, как устроено потребление приложений через облако, почему люди не сразу привыкли к ним, как на SaaS-рынке вырос целый клондайк полезных данных и зачем сервисы бизнесу.

О SaaS простыми словами

Ведущий: Сегодняшний подкаст посвящен такой непонятной штуке как SaaS. Про нее все слышали, но где SaaS начинается и заканчивается — не ясно. Давайте каждый попытается объяснить простыми словами, что такое SaaS.

Александр:

Мне нравится определение, по которому SaaS — компьютер, который стоит не у тебя под столом, а где-то еще. Если расшифровать аббревиатуру, SaaS — это software as a service, или программное обеспечение как сервис.

Термин обсуждали в 2010–2011 годах, когда менялась модель потребления программного обеспечения. Тогда было непривычно, что софт может быть не только на ноутбуке пользователя или в соседней серверной. Это модель, в которой программное обеспечение находится у сервис-провайдера, а вы пользуетесь им из браузера или через дополнительное приложение.

Илья:

У меня SaaS ассоциациируется с подпиской, SaaS — софт по подписке. Это не только то, где его запускают, но и модель покупки.

Например, если вы нанимаете новых сотрудников, платите за софт больше, увольняете — платите меньше. Для меня SaaS раскрывается еще и в подписочной модели, которая росла вместе с этим понятием.

Александр:

Это важное уточнение, но его тоже можно расширить. Потому что некоторые сервисы бесплатные, тогда речь о подписке не идет. Но сама модель потребления не перестает быть SaaS.

Ведущий: А e-mail ― это SaaS?

Александр:

Да. Можно сказать, первый из массовых. Хотя когда пытались стандартизировать понятие SaaS и говорили, что это приложение с единым ядром по подписной модели, многие утверждали, что e-mail — не SaaS. Но почему не SaaS? Здесь та же модель потребления, а если сервис платный, то та же подписная модель. Поэтому да, e-mail — SaaS.

Почему SaaS-сервисам удалось захватить мир

Ведущий: Почему раньше не было SaaS, а потом он появился? Почему такая модель стала основной? Например, я пользуюсь офисными приложениями исключительно удаленно. В какой момент все изменилось и почему?

Александр:

Это был длительный процесс, когда менялось сразу несколько факторов. Перечислю их без учета приоритета.

Многие маленькие компании хотят пользоваться софтом, но у них нет системных администраторов, которые бы его поддерживали в рабочем состоянии, делали бэкапы. В модели SaaS эти задачи берет сервис-провайдер. Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу.

Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что ПО было дорогим.

Еще одна важная вещь, которую я наблюдаю — пользователь привык, что его данные не хранятся локально в одном месте, а доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит, значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте.

Илья:

Были причины, по которым до какого-то момента модель SaaS была невозможна. Одна из них — ограничения интернета. SaaS масштабировался после появления быстрого интернета для корпоративных клиентов. Если это софт, от которого зависит бизнес, интернет обязан быть стабильным.

Лет 15–20 назад стабильными были только локальные сети. А чтобы получить хороший интернет-канал, с которым бизнес-процессы не остановятся, нужно было ставить спутниковую антенну, дублировать канал через двух провайдеров, тогда это было невозможно. В начале 2000-х, когда ситуация с интернет-каналами улучшилась, SaaS-модель стала развиваться. Исчезло ограничение в виде пропускной способности, появилась экономическая выгода и для провайдера, и для клиента.

Модель SaaS: софт отдельно, данные отдельно

Ведущий: Раньше, когда мы покупали ПО, оно становилось нашей собственностью, программа лежала на диске. С переходом на SaaS-модель контроль пропадает, у пользователя словно и нет собственного софта. Это, скорее, не про компании, а про конкретного пользователя — такой подсознательный дискомфорт, когда софт не ваш, но вы им пользуетесь. Есть такой эффект, как вам кажется?

Александр:

Есть четкое разделение между самим программным обеспечением (или сервисом) и данными, которые в нем хранятся. Все приличные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть на сервере или у другого провайдера. Когда это стало просто, пользователи перестали этого бояться.

Есть страх, чтобы данные не стали заложниками сервиса. Например, есть CRM, где работаешь день за днем, а потом выясняется, что нельзя разом получить данные — тогда да, дискомфорт есть. То есть до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.

Илья:

Это про IT-грамотность. В SaaS можно оценить качество сервиса, понять, хорошо ли он продуман, получится ли из него выгрузить данные и затем мигрировать. Когда проходишь определенный путь, уже понимаешь, как проверить сервис, задумываешься об этом до начала работы.

Проблема возникает у тех, кто не думает о безопасности данных на начальном этапе. Облака могут оказаться настоящей проблемой, если человек не может вытащить оттуда данные. Он чувствует себя уязвимым, потому что видит два выхода: либо потерять данные и уйти к конкуренту, либо продолжать платить прежнему провайдеру.

Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака не сверхсложная, но это уже абстракция, которая пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако». Всегда было интересно, почему такую сложную техническую вещь называют просто «облаками».

Как SaaS-сервисы распоряжаются данными

Ведущий: Приходит понимание, что данные — это важная вещь. Мы, работая с SaaS, отдаем ему данные. Получается, сервис может ими пользоваться? Может ли он монетизировать big data, большой массив анонимных данных? Например, поведенческие данные, вроде частоты слов, употребляемых в тексте. Информация накапливается у сервисов. Они могут решить ее продать или самостоятельно проанализировать?

Александр:

Напрямую взять данные пользователя и ими пользоваться сервис не может. Все зависит от того, что написано в пользовательском соглашении.

Я смотрю на вещи с позиции айтишника. Если сервис проанализирует поведенческие данные и использует в своих целях — например, узнает, что я хочу перейти в другой сервис, и предложит мне дополнительную скидку или услугу, я буду только «за». Хорошо, если он поймет, в чем я нуждаюсь. Если он захочет продать мои данные — это вопрос пользовательского соглашения и доверия к конкретному сервису.

В соглашении может быть заранее прописано, что сервис вправе передавать данные третьим лицам. Если там такого нет, то задним числом поправить соглашение и продать информацию никто не может. Это проблема грамотности — читаем ли мы пользовательские соглашения.

Ведущий: Facebook — это SaaS?

Илья:

В том контексте, что мы обсуждаем — да, Facebook тоже SaaS. Там такие же проблемы хранения и использования данных. Этот вопрос не зря поднимается на высоком уровне. В обращении с данными было много свободы, теперь сами вендоры просят у государства урегулировать вопрос с SaaS-сервисами. У бизнеса много рисков, понятно, что нужны правила.

Можно обойти тонкие границы использования данных, чтобы улучшить метрики или продавать дополнительный продукт — это нормально. А если на основе этих данных делать другой продукт?

Многие страны на законодательном уровне относятся к этому просто, по принципу «либо ты отдал все данные на обработку, либо не отдал». Очевидно, проблему еще предстоит решить.

Ведущий: Когда мы подписываем согласие на обработку данных, его нельзя обратно забрать — не существует такой схемы? Или если я согласился на обработку данных, могу потом потребовать удалить результаты их обработки? Пока звучит так: если по моим данным мне сделают коммерческое предложение — это ОК, а если начнут продавать мои данные кому-то еще, это нелегально.

Александр:

Есть такая схема. Но нет четких границ, в которых SaaS-сервис может использовать данные,
а за пределами которых — уже не может. В примере с Facebook я не вижу противоречия. С ходу не помню, что там в соглашении Facebook Workplaces для компаний, но если это Facebook для рядовых пользователей, то по пользовательскому соглашению их данные принадлежат соцсети. Понимая это, я не понесу туда корпоративные данные: логины, пароли, CRM или что-то еще. Я не сделаю там закрытую группу и не буду в ней общаться по чувствительным рабочим темам, потому что знаю: это не мое, принадлежит Facebook.

Илья:

Хороший SaaS-провайдер может извлечь больше ценности из тех же данных, чем отдельная компания. Например, есть сервис, оценивающий вероятности, дающий некие прогнозы по отрасли. Это работает на масштабе, когда суммарно данных у сервиса больше, чем у одной компании. И бизнесу это полезно для развития. Так возникает дополнительная ценность SaaS-сервисов, которые генерируют на данных добавочную стоимость.

Можно сказать, что это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, брать данные, которые клиент не может использовать и монетизировать самостоятельно. Клиент, отдавая данные в использование SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные сервисы.

Если подытожить, возможные риски при использовании SaaS закрываются юридической грамотностью с точки зрения оферты и четким осознанием, какие данные в вашем случае можно отдавать в SaaS, а какие нельзя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *