Sabbatical leave что это

Саббатикал: что за сказочная практика длительных отпусков?

Что такое саббатикал

Этимология слова «саббатикал» отсылает к еврейскому слову «шаббат», которое означает священное время, когда нельзя выполнять никакую работу.

Сегодня понятие саббатикала или творческого отпуска можно встретить в глобальных компаниях-лидерах, прежде всего из ИТ-отрасли: таких как Google, Intel, IBM, eBay, BCG. Смысл в том, что давно работающим в компании сотрудникам разрешается взять время для перезагрузки, сохраняя за ними на это время рабочее место, а иногда (конечно, нечасто) — даже оплачивая этот период полностью или частично.

В основе идеи саббатикала лежит идея дать сотруднику не просто возможность как следует отдохнуть, лежа на пляже, а возможность получить новый опыт и развитие. Не зря саббатикал сродни творческом отпуску, который давно известен, например, в академической среде — когда преподаватель перестает читать лекции ради того, чтобы заняться научно-исследовательской работой.

Сейчас тоже предполагается, что смысл саббатикала в перезагрузке с пользой. Например, такие «отпускники» занимаются волонтерством. Так, сотрудник SAP может полтора месяца провести в Кении или Гане, участвуя в корпоративных социальных проектах. Вчерашние «белые воротнички» преподают в местных школах и развивают проекты социального предпринимательства. За человеком в это время сохраняется должность как при отпуске за свой счет, но зарплата ему не выплачивается.

Но это, конечно, не значит, что компания, которая предоставляет саббатикал, непременно обуславливает его какой-то целью, которую сотрудник потом обязан подтвердить — что он где-то учился или работал волонтером и так далее.

Зачем это нужно компаниям

Хотя само слово «саббатикал» в России известно, практика его применения у нас пока в диковинку. Ситуации, когда работодатель готов в индивидуальном порядке пойти навстречу конкретному, особо ценному ключевому сотруднику и отпустить его в длительный отпуск «по семейным обстоятельствам», не в счет. Потому что настоящий саббатикал — это когда каждый сотрудник компании знает, что при определенных условиях он может заслужить такой отпуск.

Работодатели, отпускающие сотрудника в длительный отпуск, верят, что он вернется полный сил и сможет показать высокий результат.

«Намного эффективнее отпустить человека, чем наблюдать, как он «выгорает», — объясняет HR-директор SAP СНГ Вера Соломатина. — Наличие таких программ показывает людям, что компания думает о них, — это мотивирует. Суть нашего ценностного предложения: Bring everything you are and get everything you want («Принеси в компанию всё, чем ты являешься, и получи всё, что хочешь»). Компания дает всем возможность развиваться в разных направлениях, использовать потенциал на благо. Находясь вне рамок и дедлайнов, они могут придумать по-настоящему прорывной проект».

Но есть и скептический взгляд на эту практику: бывают опасения, что отпускник, надолго переключившись на свободный режим, может не захотеть возвращаться. Тогда получится, что за ним зря держали рабочее место, притом что найти высококвалифицированную замену на временную ставку сложнее, чем на постоянную.

В большинстве компаний нет внутренней политики по саббатикалу, урегулированной на уровне локальных нормативных актов, — всё решается индивидуально. Например, так происходит в компании HeadHunter.

«Мы пришли к этому решению после нескольких случаев, когда люди увольнялись, а потом возвращались, — рассказывает Марина Львова, директор по организационному развитию HeadHunter. — Теперь, если мы понимаем, что человек близок к «выгоранию», мы предлагаем ему вместо увольнения сходить в отпуск за свой счет, чтобы отдохнуть, восстановиться, понять, чего хочется на самом деле, или даже попробовать поработать в это время в новой сфере. И только если решение уйти останется после этого — писать заявление об увольнении. Сроки отпуска оговариваются индивидуально, обычно от одного месяца до полугода.

Для предложения такого отпуска имеют значение несколько параметров: значимость сотрудника и проектов, которые он ведет, скорость его замены в случае увольнения. Но какого-то оформленного регламента, где были бы установлены универсальные правила, что для права на такой отпуск нужно иметь такой-то стаж работы и такие-то достижения, у нас нет».

По словам Марины, в основном, люди принимают решение остаться. Но даже если сотрудник увольняется, нельзя считать, что длительный отпуск он получил напрасно. «Главное, что решение, будь оно об увольнении или о том, что человек остается, в таком случае принимается осознанно и спокойно», — объясняет она.

Пример: как устроен саббатикал в компании

Ольга Романова, руководитель группы рекрутинга компании КРОК, рассказала, что компания практикует саббатикал с 2009 года. Под ним в КРОК подразумевают возможность развития вне компании с сохранением должности, задач и заработной платы в момент возвращения. Но сам отпуск не оплачивается. Саббатикал оформляется как отпуск за свой счет сроком до одного года, иногда на несколько месяцев — это вопрос договоренностей. Такая привилегия доступна для сотрудников, проработавших в компании более пяти лет. На практике сотрудники пользуются этой возможностью очень редко.

Компания не регламентирует, на какие цели можно взять такой отпуск. Но на практике наиболее популярными вариантами оказываются путешествия, самообразование, новое дело и бизнес, переезд в другую страну или просто возможность побыть с семьей.

Главное, что для человека это способ переключиться, попробовать сменить обстановку и сделать это без волнений о будущем, зная, что есть работа, где его ждут. Для компании это способ не потерять ключевого сотрудника, если он близок к «выгоранию».

Источник

Саббатикал — это маленькая жизнь: как уйти в отпуск на целый год за счет работодателя

Отдых — это святое

Слово «саббатикал» восходит к еврейскому «шаббат» — так называется священное время, когда верующие должны воздерживаться от работы. Все знают иудейскую традицию соблюдать шаббат в субботу; куда менее известно, что Книга Левит (входящая в Тору и Ветхий Завет) предписывала земледельцам каждый седьмой год отдыхать от работы в поле.

В Новое время саббатикалы первыми начали вводить у себя университеты, отправляя уставших профессоров в оплачиваемые отпуска на несколько месяцев. Пионером в 1880 году выступил Гарвард. Спустя почти сто лет их примеру последовал бизнес, столкнувшийся с проблемой выгорания сотрудников. Первым программу длинных отпусков — саббатикалов с сохранением должности предложил в 1977 году своим работникам McDonald’s.

С тех пор эта практика распространилась в западном корпоративном мире. Еще в 2012 году, согласно общенациональному опросу, саббатикалы предлагали своим сотрудникам 29% всех американских компаний, в том числе 11% предприятий малого бизнеса (со штатом до 100 человек). Среди них велика доля IT-компаний, которые, с одной стороны, традиционно отличаются большей гибкостью, а с другой — чаще сталкиваются с выгоранием сотрудников, работающих с большими объемами информации. Сегодня саббатикалы есть, например, в Google, Intel и IBM.

Но не только у айтишников есть такая возможность. Два месяца назад главный маркетолог BMW в Индии Паллави Сингх объявила, что на весь следующий год она берет саббатикал, чтобы «сфокусироваться на проектах и инициативах в области стартапов и НКО». Подтягиваются и банки: в 2017-м программу саббатикалов ввел у себя Bank of America, а год назад его примеру решил последовать Citi.

Чем это отличается от обычного отпуска?

В первую очередь длительностью. Например, Intel разрешает своим сотрудникам брать восьминедельный саббатикал каждые семь лет или четырехнедельный — каждые четыре года. В Citi максимальный срок составляет 12 недель, и взять такой саббатикал можно всего два раза за все время работы в компании. В других компаниях продолжительность саббатикала может достигать года.

Кроме того, предполагается, что во время саббатикала человек будет не просто отдыхать, но и попробует заняться чем-то новым и развивающим. Например, инженер по AR/VR, взявший в 2018 году восьминедельный саббатикал в Microsoft, потом писал в LinkedIn, что за это время не только отдохнул и укрепил отношения с семьей, но и освоил несколько программ вроде Adobe Illustrator и поучился на автогонщика. А бренд-стратег Intel за два месяца не только полежал на пляжах, но и посетил четыре национальных парка и две зарубежные страны — Мексику и Хорватию. Некоторые сотрудники западных компаний во время своих саббатикалов волонтерят в гуманитарных и экологических проектах, тратя не меньше сил, чем на работе.

Наполнение саббатикала смыслом и новыми впечатлениями считается настолько важным, что для этого появились специальные консультанты. Одна из них пишет у себя на сайте, что ее клиенты «возвращаются перезагрузившимися, наполненными, счастливыми и навсегда изменившимися». Некоторые из них, по ее словам, за время саббатикала смогли написать бестселлер, другие запустили собственный бизнес.

Это оплачивается?

Но такая щедрость и в западном корпоративном мире все же довольно редка, объяснила корреспонденту Forbes Life Алена Владимирская, создательница сервиса поиска вакансий Facancy и «Лаборатории карьеры Алены Владимирской». «В мире всего десятка два-три компаний, которые делают классические оплачиваемые саббатикалы. Это, что называется, совсем от жира бесятся, от очень больших денег. Потому что на самом деле, это очень дорогой процесс», — сказала она.

Неоплачиваемые саббатикалы сроком на один месяц и «по любой причине», предлагает своим сотрудникам компания Deloitte (наряду с оплачиваемыми 3-6-месячными «в целях персонального или профессионального роста»). В Японии программу неоплачиваемых саббатикалов ввела у себя в начале этого года крупнейшая авиакомпания страны All Nippon Airways — правда, при этом она обещает сотрудникам единовременную выплату в 200 000 иен ($1930). Что интересно, в ANA не возражают, если во время годичного «отгула» пилоты пробовали поработать на конкурентов.

Наличие выплат, как и другие условия, обсуждаются при согласовании саббатикала с работодателем. Как правило, это непростой процесс, потому что компании, что бы они ни писали в своих PR-материалах, на самом деле отнюдь не горят желанием оплачивать своим сотрудникам оплачиваемый отдых. На это их толкает не альтруизм, а вполне прагматические соображения.

Зачем это нужно работодателям?

«Это во многом жест отчаяния, — отвечает Владимирская. — Никто не хочет платить за то, что сотрудник не работает. Но качественных профессионалов настолько мало, что когда такой ценный сотрудник выгорает, лучше отпустить его на саббатикал, чем потерять навсегда. Однако компании об этом, конечно, никогда не скажут, а будут рассказывать, как они ценят своих сотрудников и как готовы вкладываться в их персональное развитие».

«Обычная история саббатикалов — долгосрочки заканчиваются плохо, — продолжает эксперт. — Это, знаете, как возвращение в семью, когда у тебя там все было нехорошо. Ты потом забыл все эти обиды и вернулся к любимому человеку, и они все вылезают. Где-то год назад было большое исследование LinkedIn о том, что люди, уходящие в саббатикал, потом все равно в течение трех лет после возвращения уходят из компании».

Однако есть и другие научные данные, говорящие о том, что эффективность работы сотрудника после саббатикала действительно может повыситься. Недавнее сравнение 129 университетских профессоров, взявших саббатикалы, с таким же количеством не делавших этого коллег показало, что у первых значительно снизился уровень стресса и пополнились психологические ресурсы, причем этот эффект сохранялся долгое время. Другой опрос, в котором участвовал 61 лидер НКО, показал, что многие из них после саббатикалов улучшили свои лидерские качества и эффективнее генерировали идеи.

Важно отметить, что уходя на саббатикал, сотрудники, как правило, подписывают обязательство в этот срок (и некоторое время после) не уходить из компании. В противном случае они должны будут вернуть компании деньги (если саббатикал был оплачиваемым), а также заплатить неустойку. Так что потерять сотрудника из-за саббатикала компании не боятся — во всяком случае, сразу.

Легко ли получить саббатикал?

Из всего сказанного уже понятно, что нет, нелегко. Как правило, шанс получить добро от руководства на длинный оплачиваемый саббатикал есть только у опытных сотрудников, которые демонстрируют хорошие результаты. Уже упоминавшиеся компании City и Hubspot дают саббатикалы только сотрудникам c не менее чем пятилетним стажем работы. В Intel этот срок составляет 7 лет. А в компании SAP, по словам одного ее российского сотрудника, возможность взять саббатикал «есть только у сотрудников с определенным рейтингом результативности, так называемых топ-перформеров, и им предстоит отбор — нужно написать эссе и пройти интервью».

В общественном колледже Лейн (штат Орегон, США) типичное заявление сотрудника на получение саббатикала состоит из 14 страниц с подробным описанием того, чему человек собирается посвятить это время, и как это повысит ее ценность как специалиста, а также расчетом того, в какую сумму колледжу обойдется замена преподавателя во время его многомесячного отпуска.

Кстати, необходимость подобрать, а зачастую и обучить сотрудника на замену уходящему в саббатикал может давать интересный эффект, который иллюстрирует кейс топ-менеджера Национального банка Австралии: «Сначала я просил [у руководства] 10 недель отпуска, но компания не хотела меня отпускать, потому что им невыгодно было бы искать и обучать сотрудника мне на замену, на столь короткое время». В результате менеджера отпустили на 14 месяцев.

Иногда обязанность работодателя давать сотрудникам саббатикалы прописана в законе — тоже с определенными условиями, разумеется. Например, в Австралии по закону любому человеку, проработавшему в одной компании 15 лет, полагается трехмесячный оплачиваемый саббатикал. Но банкир из последнего примера не захотел столько ждать, и договорился с работодателями сам.

Истории успеха

«Обычно как пример отличного саббатикала приводят Стива Джобса. Но давайте будем честны: это вообще был не саббатикал. Человека просто уволили, он сидел на горе и ждал, когда его позовут обратно. Это немного другая история», — говорит Владимирская.

Однако есть у популярных людей и успешные кейсы настоящих саббатикалов. Пожалуй, самый знаменитый пример подает нью-йоркский дизайнер австрийского происхождения Стефан Загмейстер, создавший обложки альбомов для таких групп, как The Rolling Stones, Aerosmith и OK Go. Однажды он год не работал, восстанавливая свои креативные силы, и результат его настолько впечатлил, что он с тех пор решил устраивать себе саббатикалы каждые семь лет.

«Я примерно прикинул, что мы тратим на обучение первые 20 лет своей жизни, потом 40 работаем, пока нам не исполнится 60. Потом еще 20 лет отдыхаем на пенсии, и жизнь кончается, — сказал он в интервью подкасту Time Sensitive. — И я просто подумал: почему бы не взять 6-7 лет, и не вставлять их между этими 40 годами рабочего времени?».

Из звезд годичный перерыв в своей карьере брали, в том числе, Эмма Уотсон, Адель и Бейонсе — что позитивно сказалось на их творчестве и общественной активности.

Похожие примеры есть и среди успешных стартаперов. Например, Джеймс Ху, основавший в 2014 году в США сервис Jobscan, помогающий людям искать работу и оптимизировать свои резюме с помощью ИИ, через пять лет, когда количество пользователей сервиса достигло миллиона, выгорел и взял годичный саббатикал, во время которого путешествовал по Европе и Азии. «Я перезарядился, вернулся с гораздо большим количеством энергии и готовностью работать на 10 лет вперед, — сказал он. — Я действительно ощутил разницу».

Рядовые сотрудники, бравшие саббатикалы, тоже отчитываются о профессиональном росте в результате. Уже упоминавшийся бренд-менеджер Intel описал это так: «Во время отдыха я думал над следующими вопросами. Что я хотел бы делать по-другому? Что приносит мне удовлетворение от работы и как я могу получать его больше в Intel? Как я могу лучше управлять своей работой день за днем, чтобы она была более продуктивной? После восьми недель саббатикала, я смог продуктивно поговорить с начальством о том, как я могу сфокусироваться на активностях, которые приносят мне максимум пользы как человеку и профессионалу, и нашел новый креативный подход к моей работе».

Не взлетим, так поплаваем: пять маршрутов для яхтенных путешествий

Не взлетим, так поплаваем: пять маршрутов для яхтенных путешествий

Источник

sabbatical leave

He took a sabbatical leave from the Foreign Office. — Он взял творческий отпуск в Министерстве иностранных дел.

He has been on sabbatical leave writing a novel. — Он находится в творческом отпуске, пишет роман.

Смотреть что такое «sabbatical leave» в других словарях:

sabbatical leave — ➔ leave … Financial and business terms

sabbatical leave — n. a year or shorter period of absence for study, rest, or travel, given at intervals (orig. every seven years) as to some college teachers and now to people in other fields, at full or partial salary * * * … Universalium

sabbatical leave — n. a year or shorter period of absence for study, rest, or travel, given at intervals (orig. every seven years) as to some college teachers and now to people in other fields, at full or partial salary … English World dictionary

sabbatical leave — noun a leave usually taken every seventh year • Syn: ↑sabbatical • Hypernyms: ↑leave, ↑leave of absence • Hyponyms: ↑sabbatical year * * * noun see … Useful english dictionary

sabbatical leave — noun see sabbatical year … New Collegiate Dictionary

sabbatical leave — A year or more absence permitted a member of a college or university faculty for study, writing, or travel, usually with continuing pay or part pay. State ex rel. West Virginia Board of Education v Sims, 139 W Va 802, 81 SE2d 665 … Ballentine’s law dictionary

sabbatical — sab‧bat‧i‧cal [səˈbætɪkl] noun [countable, uncountable] HUMAN RESOURCES a period of time when someone, especially someone in a university teaching job, stops doing their usual work in order to work in business, to study, or travel: • He spent… … Financial and business terms

Sabbatical — [sə bat′i kəl] adj. [< Fr sabbatique < LL(Ec) sabbaticus < Gr sabbatikos < sabbaton (see SABBATH) + AL] 1. of or suited to the Sabbath 2. [s ] bringing a period of rest that recurs in regular cycles n. [s ] 1. a recurring period of… … English World dictionary

sabbatical year — n. 1. among the ancient Jews, every seventh year, in which, according to Mosaic law, the land and vineyards were to remain fallow and debtors were to be released ☆ 2. SABBATICAL LEAVE … English World dictionary

leave — Synonyms and related words: AWOL, French leave, Godspeed, OK, abandon, abdicate, abrupt, abscondence, absence, absence without leave, absentation, absenteeism, absenting, abstain from, accord, add a codicil, adieu, admission, admit, alienate,… … Moby Thesaurus

Источник

Саббатикал — что это такое?

Саббатикал практикуют многие мировые компании (в основном ИТ-направления), чтобы обеспечить некоторым сотрудникам более долгий отдых от работы. В СНГ такая практика пока не очень распространена и если случается, то скорее по инициативе сотрудника, что борется с профессиональным выгоранием. Разбираемся, что же такое сабатикал и почему он полезен, и для работодателя в частности.

Sabbatical leave что это. Смотреть фото Sabbatical leave что это. Смотреть картинку Sabbatical leave что это. Картинка про Sabbatical leave что это. Фото Sabbatical leave что это

Что такое саббатикал?

Саббатикал — творческий оплачиваемый отпуск (хотя касается он не только креативных профессий) продолжительностью от нескольких месяцев до года, который помогает сотрудникам с выгоранием с новыми силами взяться за работу.

Происходит понятие «саббатикал» от еврейского слова «шабат», что означает священный день, в который нельзя заниматься любой работой. Только тайм-аут от труда в случае саббатикала предполагает не только один день отдыха.

Зародился он в XIX веке в Гарварде. Тогда профессора, что проработали шесть лет в университете, имели возможность взять год оплачиваемого отпуска на написание научных работ и проведение исследований.

Сегодня мировые компании-лидеры, в том числе Google, Intel, IBM, eBay, Adobe, HubSpot, регулярно практикуют такой тайм-аут от работы. Некоторые из них дает дополнительный оплачиваемый отпуск на месяц-два за каждые 5-7 лет работы в компании, другие предлагают лишь частично сохранить оплату во время саббатикала, а есть и те, кто, помимо сохранения дохода, дает дополнительные деньги на расходы.

Саббатикал – это не просто отпуск для «полежать» на диване перед телевизором или на пляже с коктейлем. В его основе лежит идея именно творческой перезагрузки, получения нового опыта и развитие, которые со временем принесут компании свои плоды. Однако это не означает, что компания, предоставляющая такой дополнительный отдых, будет проверять, на что вы его потратили.

Зачем нужен саббатикал?

Чаще всего саббатикал пригодится, когда человек долго работает на одном месте, точно изучил все рабочие процессы и начинает скучать во время выполнения привычных задач. При таких условиях специалист получает возможность повысить свою квалификацию, получить дополнительный опыт и вдохнуть глоток свежего воздуха.

Некоторые также используют саббатикал как первый шаг к достижению свои мечты. Например, те, кто переросли свою привычную работу и желают открыть собственный бизнес, часто боятся рискнуть имеющимся положением вещей и начинать все с нуля. А вот когда у вас есть полгода отпуска, то всегда можно попробовать и в случае неудачи вернуться обратно.

Есть и те, кто просто использует тайм-аут в работе для релакса с семьей или же экстремального отдыха наедине, для переезда или ремонта, бракосочетания или ухода за ребенком.

Что получают работодатели?

Казалось бы, компаниям нет никакого смысла отправлять работников в отпуск, длительностью в несколько месяцев, еще и сохраняя их заработную плату. Однако работодатели также в выигрыше от саббатикала.

Вернувшись из длительного отпуска, сотрудники берутся за работу с особым энтузиазмом. Это приводит к улучшению результатов и конкретного работника, и всей компании. Зарубежные работодатели не зря отмечают, что лучше отпустить работника в саббатикал, чем смотреть, как он выгорает.

Вместе с тем, большое количество компаний не зря опасаются, что такой тайм-аут может быть неоправдан. Во-первых, работник, почувствовав свободу, не захочет возвращаться в офисный ритм – в результате компания потеряет и ценного сотрудника, и деньги, и время. Во-вторых, в коллективе может не найтись сотрудника для замены, а искать человека извне на небольшой период времени может быть довольно проблематично.

Как подготовиться к саббатикалу?

Если длительный тайм-аут жизненно необходим для вашей карьеры, советуем подготовиться к нему заранее, ибо на практике отдых сверх привычной нормы не такой и кайфовый, как кажется. Итак, что нужно сделать тем, кто думает о саббатикале:

Пока на просторах нашей страны саббатикал еще не слишком развит, советуем вам не пренебрегать законным отпуском, отдыхать в выходные и точно разграничивать личное и рабочее время.

Источник

Корпоративный шаббат. Зачем компании предлагают сотрудникам годовой отпуск

Саббатикал — это длительный оплачиваемый, частично оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск с гарантированным сохранением рабочего места и должности за сотрудником. Длиться он может от месяца до нескольких лет. Главное условие: он должен быть больше стандартного отпуска работника.

Этимология слова «саббатикал» восходит к еврейскому «шаббат» — так называется священное время, когда верующие иудеи должны воздерживаться от работы. Они празднуют шаббат каждый седьмой день недели. Но есть еще один интересный момент: в еврейской культуре каждый седьмой год сельскохозяйственного цикла земледельцы дают отдохнуть полям и себе целый год.

Первыми саббатикал начали вводить университеты: еще в XIX в. Гарвард стал предлагать своим профессорам долгосрочный оплачиваемый отпуск, чтобы те могли проводить свои научные исследования, не отвлекаясь на преподавание. Спустя почти сто лет их примеру последовали корпорации, столкнувшиеся с проблемой выгорания сотрудников. В конце 70-х гг. McDonald’s одним из первых ввел длительный отпуск с сохранением должности для своих работников. С тех пор саббатикал распространился в западном корпоративном мире: его опробовали такие компании, как Google, Intel, IBM, Bank of America и Citi. А в этом году феномен добрался и до нас. В июне «Сбер» объявил, что теперь его сотрудники могут брать долгосрочный неоплачиваемый отпуск сроком от одного до 12 месяцев с сохранением места и должности.

С новыми силами о саббатикале заговорили благодаря пандемии. Эпидемия вынудила большинство компаний перейти на дистанционную работу. Для многих специалистов, кто стал работать из дома, личные и рабочие границы размылись. В итоге все больше сотрудников, по данным опроса компании Glint People Science, стали жаловаться на переработки и эмоциональное выгорание, которое напрямую влияет на экономические показатели компании. Международные корпорации пытались по-разному бороться с этим недугом. Компания Google, например, ввела дополнительные выходные и неделю без совещаний. LinkedIn в апреле этого года объявила, что даст своим сотрудникам неделю выходных. А Citigroup запретила проводить рабочие видеозвонки по пятницам, чтобы облегчить усталость от удаленки.

Их меры по борьбе с выгоранием кажутся тактическими и краткосрочными. Дополнительные выходные или неделя без совещаний маловероятно компенсируют моральную усталость, накопленную за месяцы дистанционной работы. Поэтому саббатикал, как способ удержать лучшие кадры, кажется логичной мерой. Тем более что есть исследования, которые это подтверждают. Хотя большинство из них проведены на профессорах вузов, а не на корпоративных сотрудниках (потому что феномен «долгосрочного творческого отпуска» зародился в академической среде), эффект саббатикала понятен. Недавнее исследование, где сравнивали 129 профессоров американских вузов, взявших долгосрочный отпуск, с таким же количеством не сделавших этого коллег, показало, что у первых значительно снизился уровень стресса и пополнились психологические ресурсы, причем этот эффект сохранялся долгое время.

Но наряду с долгосрочными плюсами для работодателей есть большое количество вопросов к экономической эффективности этого явления в моменте. Оплачивать годовой отпуск — дорогое удовольствие. Даже такой гигант финансовой отрасли, как «Сбер», ввел неоплачиваемую версию саббатикала. Компании, которые применяют долгосрочный отпуск, рассчитывают спасти сотрудника от выгорания, чтобы продлить его «срок службы» в корпорации. Но российский рынок труда очень подвижен. При уходе в длительный отпуск специалист расстается с одними руководителем, командой и задачами. А по возвращении может столкнуться с тем, что поменялось абсолютно все — от начальства до задач. Такая стресс-ситуация может послужить триггером к еще более скорому уходу из компании.

Посчитать реальную эффективность саббатикалов в российской корпоративной среде можно будет только на большом количестве сотрудников, которые воспользовались этим корпоративным предложением, и на долгой дистанции. Например, если условная тысяча работников сходит в длительный отпуск, вернется, а потом проработает еще какое-то время — тогда можно будет сказать о влиянии (или его отсутствии) на продолжительность работы человека в компании.

Возникает вопрос: зачем корпорации вводят саббатикал? Компании могут использовать саббатикал в качестве приятного бонуса при найме специалистов, которые находятся в дефиците на рынке. Раньше корпоративные плюшки в виде гамаков, расширенного ДМС и бесплатной еды в офисе были привилегиями крупных FMCG и IT-компаний. Сейчас эти практики распространены даже в небольших стартапах и редко являются преимуществом в борьбе за лучшие кадры. Возможно, длительный отпуск тоже станет стандартной практикой. Но пока возможность взять даже неоплачиваемый саббатикал в России – редкость, а потому конкурентное преимущество.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *