самоистязание код да винчи
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Многие наверное помнят по книжками и фильмам как Дэн Браун, изобразил Opus Dei в «Коде да Винчи» как тайную секту, скрывающую важную информацию. Может быть вы в курсе, но я напомню, что это реально существующая сегодня религиозная организация.
Но кто же они на самом деле, эти живущие в миру монахи: «диверсанты Ватикана», хладнокровные убийцы, занимающиеся ритуальными самоистязаниями, или добропорядочные христиане, ищущие в повседневной жизни свои пути к Богу?
В начале октября 1928 года католический священник Хосемария Эксрива де Балагер пережил откровение и основал Opus Dei, одну из самых загадочных организаций мира.
Хосемария Эксрива де Балагер родился в испанской провинции Арагон в 1902 году. Он намеренно объединил два своих имени в одно, чтобы подчеркнуть связь Иосифа (Хосе) и Марии. В детстве он тяжело заболел менингитом и выздоровел только после того, как мать отвезла его в скит Девы Торресьюдадской. С тех пор Эскрива рос очень набожным и принял первое причастие, как только папа Пий X снизил на него возрастной ценз. Зимой 1917–1918 годов, между католическим Рождеством и Крещением Господня, у Эскривы случилось первое прозрение, и он понял, что хочет служить Богу. В 18 лет он поступил в Папский университет Сарагосы и в марте 1925 года был рукоположен в священники, после чего переехал в Мадрид.
Откровение снизошло на Эскриву 2 октября 1928 года в праздник Святых Ангелов-хранителей, когда он услышал колокольный звон в мадридском монастыре и увидел «Opus Dei, каким его захотел основать Господь». Через два года в организации появился первый мирянин — Исидоро Сорсано. В 1933 году в Мадриде открылся первый центр Opus Dei (лат. «Дело Божье») — академия Derecho y Arquitectura (исп. «право и архитектура»), где преподавали соответствующие предметы.
В 1936 году в Испании началась гражданская война, и, чтобы избежать расправы со стороны республиканцев, Эскрива почти полгода симулировал душевную болезнь, прячась от антиклерикальных сил в психиатрической больнице. Когда Франсиско Франко окончательно победил, основатель Opus Dei вернулся в испанскую столицу и опубликовал книгу Camino (исп. «Путь»), состоящую из 999 духовных афоризмов. За 70 лет было напечатано больше 4,5 миллиона экземпляров «Пути». На одной книге Эскрива не остановился, в дальнейшем им были опубликованы сборники изречений «Борозда» и «Кузница», а также книги «Христос проходит рядом», «Друзья Божии», «Крестный Путь» и другие, еще не переведенные на русский язык.
В 1946 году Эскрива переехал в Рим, что помогло ему не только расширить площадь распространения своих идей, но и сблизиться с влиятельными структурами в Ватикане. В 1948 году открылся римский Колледж Святого Креста, который впоследствии стал Папским университетом. Через четыре года в Памплоне был основан Наваррский университет, ставший главным источником новых членов организации.
Деятельность
Когда Эскриву открылась необходимость создать Opus Dei, господь, по словам священника, повелел, чтобы «христиане с радостью жертвовали собой ради других и освящали любую свою деятельность, любую добросовестную работу, любое занятие на Земле». Таким образом, основной целью, к которой движутся члены организации, стало достижение святости в процессе выполнения повседневной работы и труда. По данному Эскриве убеждению, святость не является исключительной прерогативой монахов и священников, но доступна каждому мирянину, соблюдающему евангельские заповеди. Более того, святость достигается скорее не через духовные практики, а через земные повседневные дела. Несмотря на это, членам Opus Dei значительную часть своего времени необходимо проводить в различных молитвах, размышлениях «о том, как поступать по совести», чтении Нового Завета и причащении — все это необходимо выполнять ежедневно.
Раз в неделю состоящие в Opus Dei миряне собираются вместе, чтобы обсудить традиции организации, а также проблемы совести и духовной жизни. Раз в месяц проводится «день воспоминаний», на котором они медитируют, беседуют и молятся. Каждый год члены организации должны проходить специальный курс, который в зависимости от их категории длится от нескольких дней до недели. Также несколько дней в год нужно провести в «уединении», то есть молчать и медитировать.
Эскрива и его преемники настаивают на том, что члены организации — обычные люди со свободной волей, которые сами решают, за кого им голосовать, куда вкладывать деньги и с кем общаться. Они так же, как все, ходят на работу, воспитывают детей и платят налоги, но каждое их повседневное дело направлено на то, чтобы «осветить мир изнутри», на собственном примере показать остальным, как встать на путь святости.
Чтобы люди не считали членов организации сектантами, будущему руководителю Opus Dei Альвародель Портильо пришлось начать курить, когда Эскрива заметил, что из трех стоящих перед ним священников никто не курит. В 1944 году это обстоятельство могло показаться подозрительным.
Структура
На сегодняшний день в Opus Dei состоят больше 90 тысяч человек, около двух тысяч из них — священники. При этом «божественное призвание» одинаково для всех членов, вне зависимости от их пола и категории, которые служат для обозначения их «полезности» для организации. 70% Opus Dei составляют супернумерарии, которые по сути являются обычными мирянами, живут в своих домах, могут вступать в брак и даже остаются членами своего прихода. Забота о собственных семьях делает супернумерариев довольно бесполезными для организации, зато они содержат ее финансово за счет ежемесячных пожертвований.
Около 20% членов организации — это нумерарии. Они принимают обет безбрачия и живут в центрах Opus Dei, что позволяет им полностью сосредоточиться на их внутренней работе, хотя у большинства из них есть и мирская профессия. Нумерарии отдают организации все средства, которые остаются у них после личных расходов. Помимо нумерариев целибат соблюдают ассоциированные члены, однако им не нужно жить в центрах Opus Dei.
Во всех центрах организации живут и работают около четырех тысяч женщин, чья категория носит название «помощниц нумерариев». Они занимаются готовкой, уборкой и другими домашними делами, которые отнимают у них весь день и считаются их профессиональной деятельностью. Поскольку в помощницы принимают только женщин, Opus Deiпериодически обвиняют в их дискриминации и пропаганде традиционного образа покорной женщины. Члены организации на это возражают, что женщины больше предрасположены к ведению хозяйства, и вообще не стоит менять представление, которое сложилось когда-то у Эскривы.
Под властью нынешнего прелата Opus Dei Хавьера Эчеваррию Родригеса находятся больше двух тысяч священников персональной прелатуры. Они возглавляют местные приходы, преподают в университетах и семинариях и другими способами опекают членов Opus Dei. Несмотря на объявляемое равенство мужчин и женщин перед обретением святости, священниками могут стать только мужчины.
Последняя категория, существующая в структуре Opus Dei — это так называемые сотрудники, которые не являются членами организации, но всячески помогают ее процветанию. Их число в два раза превышает количество действительных членов за счет того, что если супернумерарием может быть только католик, то сотрудником может стать человек любой конфессии. В настоящее время среди сотрудников Opus Deiесть православные, англиканцы, лютеране, иудеи, мусульмане, буддисты и даже атеисты.
Ватикан
На конгрессе 1969 года Эскрива впервые выдвинул идею превращения Opus Dei в персональную прелатуру. Основатель организации не успел дождаться, когда она войдет в юрисдикцию католической церкви, так как умер в июне 1975 года. Спустя семь лет папа Иоанн Павел II предоставил этот статус Opus Dei, и организация стала единственной персональной прелатурой в католической церкви. После смерти Эскривы в Ватикан пришли письма от 69 кардиналов, 241 архиепископа, 987 епископов и 41 генерала Религиозных конгрегаций, поддерживавшие его беатификацию. В 1992 году Хосемария Эскрива был провозглашен блаженным, а еще через десять лет Ватикан причислил его к лику святых.
Иоанн Павел II был не первым папой, который почитал Opus Dei. Еще в 1947 году Пий XII опубликовал папскую конституцию, разрешавшую создавать «секулярные организации», и затем признал детище Эскривы первой такой организацией. Помимо этого, Пий XII противился желанию Ватикана расколоть «Дело Божье» на мужскую и женскую половины и сместить его руководителя. Его преемник Иоанн XXIII высоко ценил миссию Opus Dei и открывавшиеся перед ней возможности. Павел VI использовал «Путь» в своих медитациях, а Иоанн Павел I признавал, что Эскрива изобрел мирскую духовность.
Благоволение церкви не раз давало поводы для всевозможных спекуляций о влиянии Opus Dei на Ватикан и расширения его контроля над католической церковью по мере нарастания его популярности. Специализирующийся на Ватикане американский журналист Джон Аллен писал, что в 2004 году из 500 важных должностей, определяющих политику Ватикана, только 20 занимали члены Opus Dei, поэтому ее влияние на Святой Престол преувеличено.
Сейчас действующий прелат Opus Dei Хавьер Эчеваррия готовится к беатификации предыдущего руководителя организации Альваро дель Портильо, который умер 20 лет назад.
Масоны
Слухи о том, что в центрах Opus Dei проводятся жутковатые мистические обряды, а стены их церквей покрыты каббалистическими знаками, стали распространяться в конце 1930-х годов, и организации получила славу «секретного еретического общества масонского склада». В 1941 году учрежденный испанским диктатором Франсиско Франко трибунал стал расследовать связь «Дела Божьего» с масонами, но до судебный процесс так и не начался.
На следующий год фалангисты опубликовали «Конфиденциальный отчет о секретной организации Opus Dei», в котором говорилось, что скрытой целью организации является противостояние испанскому государству. Губернатор Барселоны Антонио Корреа Веглисон считал членов организации чем-то вроде секты иллюминатов. В некоторых испанских городах проходили публичные сожжения книги «Путь». Генерал Общества Иезуитов Влодзимеж Ледуховский составил для Ватикана отчет, в котором замечал, что внутри Opus Dei можно обнаружить «признаки тайной склонности управлять миром при помощи своего рода христианского масонства».
Во второй половине 1980-х годов расследованием в отношении Opus Dei занимался итальянский парламент, который должен был определить его принадлежность к тайным обществам. В результате он пришел к выводу, что «Opus Dei не является секретной организацией ни в правовом, ни в фактическом смысле», поскольку всем известен адрес их штаб-квартиры в Милане, а также телефонный номер римского информационного офиса. Через некоторое время, однако, обвинения в адрес Opus Dei были предъявлены одной из швейцарских газет, и федеральный суд в Лозанне признал ее секретной организацией. В 1996 году Opus Dei вошла в список 172 французских сект.
Умерщвление плоти
После выхода экранизации книги Дэна Брауна «Код да Винчи», в которой члены Opus Dei представлены как истязающие себя до полусмерти фанатики, периодически убивающие людей, настоящим членам организации приходилось долго развенчивать созданные вокруг нее мифы. Так, католический священник и член Opus Dei О. Майкл Барретт объяснял, что церковь испокон веков использовала различные методы умерщвления плоти, и «Божье дело» только переняло эту традицию. Телесные покаяния, вопреки сложившемуся стереотипу, не несут никакого вреда человеческому здоровью или внешнему виду, а только создают «сравнительно небольшой дискомфорт», который помогает сосредоточиться на служении богу и приблизиться к Христу.
Умерщвление плоти практикуют давшие обет безбрачия члены Opus Dei. Два часа в день они носят власяницу — металлическую цепь с шипами, обвязанную вокруг бедра, а также раз в неделю в течение нескольких минут хлещут себя плеткой из шерстяных нитей, которая получила название «дисциплина». Во время самобичевания полагается читать молитву «Отче наш» или «Ave, Maria!».
По словам Барретта, эти практики имеют второстепенную роль, а на первом месте у любого христианина стоит любовь к ближнему. «Opus Dei подчеркивает скорее роль малых, нежели больших умерщвлений плоти, например продолжать работать, несмотря на усталость, быть пунктуальным, отказывать себе в небольших удовольствиях, в еде и питье, воздерживаться от жалоб», — приводятся его слова на официальном сайте организации.
Как сказано в «Коде да Винчи», «Опус Деи» принадлежит новый шикарный семнадцатиэтажный дом, в котором располагается штаб‑квартира этой организации. Он находится в Нью‑Йорке по адресу: Лексингтон‑авеню, 243. Вывески на нем нет. Внутри сооружения находятся две часовни, библиотека, конференц‑залы, жилые помещения и столовые. Как явствует из издаваемого в Ватикане альманаха, в США проживают тридцать тысяч членов «Опус Деи», а по всему североамериканскому материку разбросано примерно шестьдесят филиалов этой организации. По причине своего очевидно немалого богатства «Опус Деи» неизменно привлекает к себе внимание. В числе тех, кого можно назвать сочувствующими, немало очень богатых людей, понятно, что они жертвуют «Опус Деи» крупные суммы. Многие из них не являются католиками, однако видят в «Опус Деи» организацию, готовую серьезным образом отстаивать догматы христианской веры и противостоять всем ее противникам.
Критика
В адрес «Opus Dei» звучала самая разнообразная критика, но чаще всего лишенная серьезных оснований. Самые последние и распространенные образчики такой критики одновременно и самые необоснованные с объективной точки зрения, хотя и весьма популярные. Так после выхода в свет книги и фильма «Код да Винчи» многие заметили, что тайна – это хорошее вложение капитала и не колеблясь навесили на «Opus Dei» ярлык секретной организации. Вопиющим примером тому является обложка русского перевода книги знаменитого американского ватиканиста Джона Аллеи «Opus Dei», опубликованной издательством «Эксмо» в 2007 г. Для завлечения покупателей издатели поместили на обложке следующую аннотацию: «История “Папской разведки” и зловещие тайны самого секретного католического общества — Opus Dei, правда и вымысел».
В то же время в аннотации к американскому изданию сказано: “Opus Dei: An Objective Look Behind the Myths and Reality of the Most Controversial Force in the Catholic Church” («“Opus Dei” объективный взгляд за мифы и реальность самой полемичной силы Католической Церкви»). Почему-то обложка русской версии заметно отличается от английского оригинала. Чтобы заинтересовать читателя, т.е. чтобы получить как можно большую прибыль, издатели напускают мрака вокруг этой темы, очерняя прелатуру и чудовищно искажая действительность и еще поместили на обложке: «“Opus Dei” изображают тоталитарной террористической организацией христианских боевиков».
Русскоязычного читателя, предвкушающего великие секреты, ждет разочарование: прочитав лишь первые страницы книги он поймет, что обещания обложки были ложью: «Когда издательство “Doubleday” впервые заговорило со мной об этом проекте, я не без некоторого трепета обратился в римскую штаб-квартиру “Opus Dei”, имея в виду его вошедшую в легенды репутацию секретной организации. Я сказал, что собираюсь писать книгу об “Opus Dei” и хотел бы узнать, согласны ли они сотрудничать. Сразу же получив положительный ответ, я подписал контракт с издательством и начал работать. Справедливости ради должен сказать, что “Opus Dei” никогда не нарушал наших договорных обязательств о полной открытости» (с. 15-16). В конце книги автор, подводя итоги констатирует: «“Opus Dei” не является умышленно «тайным». Состав чиновников “Opus Dei” и адреса его центров публикуются в прессе, его деятельность подпадает под соответствующие правовые установки, и его информационные офисы отвечают практически на любой заданный вопрос» (с. 451-452). Среди сегодняшних критиков прелатуры есть и такие, кто называет «Opus Dei» сектой.
Но в таком случае трудно было бы объяснить тот факт, что в 2002 г. основатель организации был канонизирован на площади св. Петра Папой Иоанном Павлом II в присутствии множества кардиналов и епископов, и большое число высокопоставленных представителей Церкви благодарило при этом «Дело» за тот труд, которой оно ведет по всему миру. Обвинение в сектантстве слабо согласуется и с тем, что на данный момент идут процессы канонизации 11 членов «Opus Dei», епископы со всего света просят прелата начать работу «Дела» в их епархиях, в Риме под эгидой организации действует папский университет, среди ее членов есть два кардинала и немало епископов и т.д. Другие формы критики постарше. Когда основатель в начале сороковых годов проповедовал всеобщее призвание к святости, нашлись такие, кто принялся объявлять его еретиком, поскольку миряне якобы не призваны к святости, которая недостижима для людей, живущих в миру.
Еще более забавно, но от этого не менее нелепо обвинение в связях с масонством. «В 1940-х годах о. Хосемария был обвинен перед трибуналом по подавлению коммунизма и масонства. Это было крайне серьезное обвинение в послевоенной Испании. Достаточно сказать, что за причастность к масонству грозила смертная казнь. На заседании трибунала Opus Dei было названо “иудаистической ветвью масонства”, “иудаистической сектой, находящейся в связи с масонами”. Изложив мотивы обвинения, один из членов трибунала заметил: “Следует признать, что члены Opus Dei трудолюбивы и ведут целомудренную жизнь”. Это вызвало немедленную реакцию председателя трибунала, грозного генерала Саликвета: “Если они действительно ведут целомудренную жизнь, значит, не масоны. Я не знавал целомудренных масонов”. И объявил о закрытии дела» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 104-105, Санкт-Петербург, 2009 г.).
В заключении можно сказать, что, за исключением некоторых бывших членов, обиженных другими членами «Дела», критика проистекает от двух групп. Первая состоит из людей, свободных от угрызений совести, которые в погоне за легкими деньгами выдают «Opus Dei» за тайную конспиративную организацию. Ко второй же относятся те, кто нападает на Католическую Церковь и ее учреждения за то, что они отстаивают такие христианские принципы, как нерасторжимость брака и традиционная семья, состоящая из мужчины и женщины, неприятие абортов и эвтаназии, осуждение гомосексуализма и т.д.
Дэн Браун и «Опус Деи»
Дэн Браун и «Опус Деи»
Если вы помните, знаменитый роман Дэна Брауна «Код да Винчи» (2003) предваряется небольшой заметкой под кратким, но красноречивым названием: «Факты». Обратившись к тексту этой заметки (абзац 2), любой из читателей может прочесть следующее:
Рассказывая об истории «Опус Деи», Дэн Браун пишет:
Те из читателей, кто был огорошен подобной информацией, дополнительно ставятся в известность о следующем:
«„Опус Деи“ находится под личным покровительством самого папы!
Восхождение началось с 1982 года, когда Иоанн Павел II неожиданно возвысил „Опус Деи“ в звании до „личной прелатуры папы“. Это означало, что именно он официально санкционировал все их религиозные отправления. По странному совпадению возвышение „Опус Деи“ произошло в тот же год, когда, судя по слухам, некая очень богатая секта перечислила почти миллиард долларов на счет Ватиканского института религиозных исследований, известного под названием „Банк Ватикана“, чем спасла его от неминуемого банкротства. И папа римский не моргнув глазом тут же дал „Опус Деи“ „зеленый свет“, сведя таким образом почти столетнее ожидание канонизации всего к двадцати годам».
По мере чтения романа мы знакомимся с рядом представителей «Опус Деи», в первую очередь — с жутковатым персонажем по имени Сайлас, исступленным фанатиком и убийцей, которому предназначено выполнить особую миссию секты. Дэн Браун с таким мастерством изображает Сайласа, его судорожные мысли, страсть к самобичеванию, что невольно напрашивается мысль: речь идет не об отдельном человеке, созданном богатой фантазией автора, а, скорее всего, о целом собирательном типе. Впрочем, вы можете судить сами.
У пресловутого Сайласа внешность классического злодея:
«Высокий, широкоплечий, с мертвенно-бледной кожей и редкими белыми волосами. Белки глаз розовые, а зрачки угрожающего темно-красного цвета». Дэн Браун находит необходимым выделить силу воздействия Сайласа на тех, с кем ему приходится общаться; этот мрачный субъект буквально парализовал волю людей своим «немигающим взором страшных глаз, в которых поблескивали красные искорки».
«Боль, она, знаете ли, на пользу, месье» — этот афоризм сектанта-альбиноса, которым он делится со своей жертвой на самых первых страницах романа, многое говорит о его характере и тайных душевных склонностях. В этом отношении наиболее характерны те страницы «Кода да Винчи», что содержат описания пугающих самоистязаний Сайласа. Судите сами:
«Сайлас… почувствовал, как кожу начало покалывать от возбуждения.
Один час, напомнил он себе, благодарный Учителю за то, что тот дал ему возможность наложить на себя епитимью перед тем, как войти в обитель Господа. Я должен очистить душу от совершенных сегодня грехов. Впрочем, сегодняшние его грехи были совершены с благой целью. Войны против врагов Господа продолжались веками. Прощение было обеспечено.
Но, несмотря на это, Сайлас знал: отпущение грехов требует жертв.
Он задернул шторы, разделся донага и преклонил колени в центре комнаты.
Потом опустил глаза и взглянул на подвязку с шипами, охватывающую бедро. Все истинные последователи „Пути“ носили такие подвязки — ремешок, утыканный заостренными металлическими шипами, которые врезались в плоть при каждом движении и напоминали о страданиях Иисуса. Боль помогала также сдерживать плотские порывы.
Хотя сегодня Сайлас носил свой ремешок дольше положенных двух часов, он понимал: этот день необычный. И вот он ухватился за пряжку и туже затянул ремешок, морщась от боли, когда шипы еще глубже впились в плоть. Закрыл глаза и стал упиваться этой болью, несущей очищение.
Боль только на пользу, мысленно произносил Сайлас слова из священной мантры отца Хосемария Эскривы, Учителя всех учителей. Хотя сам Эскриваумер в 1975 году, дело его продолжало жить, мудрые его слова продолжали шептать тысячи преданных слуг по всему земному шару, особенно когда опускались на колени и исполняли священный ритуал, известный под названием „умерщвление плоти“.
Затем Сайлас обернулся и взглянул на грубо сплетенный канат в мелких узелках, аккуратно свернутый на полу у его ног. Узелки были запачканы запекшейся кровью. Предвкушая еще более сильную очистительную боль, Сайлас произнес короткую молитву. Затем схватил канат за один конец, зажмурился и хлестнул себя по спине через плечо, чувствуя, как узелки царапают кожу. Снова хлестнул, уже сильнее. И долго продолжал самобичевание.
— Castigo corpus теит (Наказываю тело свое (лат.).).
И вот, наконец, он почувствовал, как по спине потекла кровь».
Даже оставаясь на людях, Сайлас не избавляется от мук; но следует помнить, что на эти муки Сайлас обрек себя добровольно:
«Подвязка с шипами, сплетенная из человеческих волос, которую он носил на бедре, больно впивалась в кожу, однако душа его пела от радости. Еще бы, он славно послужил Господу. Боль, она только на пользу».
Вообще же этот атрибут (т. е. подвязка, или ремешок, с шипами) фигурирует в романе Дэна Брауна неоднократно, причем всякий раз в связи с деятельностью «Опус Деи»:
«…утыканный шипами ремешок, весь в крови… эта находка, возможно, указывает на участие в событиях члена консервативной католической группы под названием „Опус Деи“. Совсем недавно в одной телевизионной программе разоблачалась их неблаговидная деятельность в Париже, связанная с вербовкой новых братьев».
«„Опус Деи“… — прошептал Лэнгдон. И вспомнил недавние разоблачения в средствах массовой информации, антигероями которых стали несколько видных бизнесменов из Бостона, являвшихся членами „Опус Деи“. Этих людей обвиняли в том, что под дорогими костюмами-тройками они носят специальные подвязки с шипами. Впрочем, вскоре выяснилось, что это не так. Подобно многим членам „Опус Деи“, эти бизнесмены проходили стадию „испытания“ и умерщвлением плоти не занимались. Все они оказались истовыми католиками, заботливыми мужьями и отцами, а также верными членами своей религиозной общины. Впрочем, неудивительно, что пресса подняла такой шум — это стало лишь предлогом для разоблачения более последовательных в своих действиях постоянных членов секты».
«Вся его (т. е. Сайласа. — Ред.) широкая белая спина была сплошь в кровавых шрамах. Даже отсюда было видно, что раны свежие.
Этого человека безжалостно пороли хлыстом!
Она также заметила и кровавый круг на бедре, что оставила подвязка с шипами. Что это за Бог такой, которому угодно, чтобы плоть человеческая подвергалась подобным мукам? Нет, сестра Сандрин просто отказывалась понимать ритуалы, практиковавшиеся членами „Опус Деи“».
Кстати, обет умерщвления плоти — по мнению Дэна Брауна — безусловно распространяется и на женскую часть паствы «Опус Деи»:
«Женщин заставляли исполнять дополнительные ритуалы по умерщвлению плоти, последнее в качестве наказания за первородный грех. Словно они были в ответе за Еву, отведавшую яблоко с древа познания, и должны расплачиваться за это всю свою жизнь».
Тут необходимо сделать небольшое отступление.
Любопытно, что когда еще один герой Дэна Брауна Мануэль Арингароса, епископ «Опус Деи», продолживший священное дело основателя секты Хосемария Эскривы, подвергается в Ватикане словесным нападкам папского кардинала, то его организации инкриминируется следующее:
«Его святейшество крайне недоволен вашей агрессивной политикой в плане вербовки новообращенных и практикуемым у вас „укрощением плоти“ …а также вашей политикой в отношении женщин. Если уж быть до конца откровенным, „Опус Деи“ стала для Ватикана помехой и источником постоянно растущего недоумения».
Однако Арингароса отнюдь не смиренный агнец, он, в свою очередь, также обрушивается на ватиканского иерарха с уничтожающей критикой:
«А вы когда-нибудь задавались вопросом, почему католики покидают Церковь? Да проснитесь наконец, кардинал! Люди потеряли к ней всякое уважение. Строгость веры уже никто не блюдет. Сама доктрина превратилась в линию раздачи, как в каком-нибудь дешевом буфете! Чего желаете? На выбор: крещение, отпущение грехов, причастие, месса. Любая комбинация, берите и проваливайте, на остальное плевать! Разве эта ваша Церковь исполняет главную свою миссию — духовного наставника и проводника?»
Таким образом, налицо явный конфликт между Ватиканом и «Опус Деи». В романе Арингаросу ставят перед фактом: шесть месяцев спустя его секта утратит свой статус папской прелатуры — со всеми вытекающими последствиями. Конфликт настолько серьезен, что Дэн Браун намеренно посвящает ему отдельную линию сюжета. Однако давайте сейчас воздержимся от всестороннего анализа этого конфликта (для этого у нас еще будет время) и вернемся к нашему повествованию.
Согласно Дэну Брауну, условия жизни обычных монахов «Опус Деи» просты и аскетичны. Вот, например, как выглядит комната того же Сайласа:
Как видите, никаких излишеств. Между прочим, подобная традиция характерна и для резиденций секты в Европе:
«Резиденция „Опус Деи“ в Лондоне представляла собой скромное кирпичное здание по адресу Орм-Корт, 5, напротив располагались улица Норт-Уок и парк Кенсингтон-гарденз».
Однако этого отнюдь нельзя сказать о штаб-квартире руководства этой организации:
«Мюррей-Хилл-плейс — новая штаб-квартира и деловой центр „Опус Деи“ находились в Нью-Йорке, по адресу Лексингтон-авеню, 243. Строительство здания обошлось в 41 с лишним миллионов долларов, венчала его башня площадью 133 000 квадратных футов, выложенная из красного кирпича и известняка, добываемого в штате Индиана. Авторами проекта были архитекторы из бюро „Мей и Пинска“, в здании находилось свыше ста спален, шесть столовых, библиотеки, гостиные для отдыха, конференц-залы, офисы. Весь семнадцатый этаж был отведен под частную резиденцию. На втором, восьмом и шестнадцатом этажах располагались часовни, украшенные резьбой по камню и отделанные мрамором.
Мужчины могли пройти в здание через главный вход, выходящий на Лексингтон-авеню. Женщины пользовались входом с боковой улицы и, находясь в скинии, были постоянно отделены от мужчин „акустически и визуально“».
Дэн Браун лукаво отмечает:
«Журнал „Акитекчурел дайджест“ назвал здание штаб-квартиры „сияющим маяком католицизма, органично вписавшимся в современный городской пейзаж“».
Что ж, столь величественное здание секты может на кого угодно произвести впечатление. Право, нельзя не согласиться со словами Мануэля Арингаросы, когда тот горько сетует:
«В век всеобщего религиозного цинизма, популярности сомнительных культов и столь же сомнительных проповедников, вещающих с телевизионных экранов, растущие могущество и богатство „Опус Деи“ все чаще становились объектом необоснованных подозрений».
И впрямь, подозрения рождались, причем не только у пронырливых газетчиков, взявших себе за правило именовать «Опус Деи» и «культом промывания мозгов», и «ультраконсервативным тайным христианским обществом», и «культом Христа», и даже «мафией Господа». Причем у них имеются определенные основания для критики. Что и говорить, факты вещь нелицеприятная…
Дэн Браун приводит на страницах своего романа такую информацию:
Больше других скомпрометировал организацию разведчик ФБР Роберт Ханссен, судебный процесс над которым получил широкую огласку. Мало того что Ханссен был одним из авторитетнейших членов „Опус Деи“, так он оказался еще и извращенцем. На суде были представлены неопровержимые доказательства его падения: этот тип установил видеокамеру в собственной спальне, а потом показывал, друзьям пленку, на которой занимался сексом с женой.
— Вряд ли такого человека можно назвать истинным католиком, — иронически заметил судья».
Согласитесь, любого из подобных происшествий окажется более чем довольно, чтобы бросить нехорошую тень на репутацию любой организации.
Секта «Опус Деи» тоже не стала исключением. В романе буквально сказано:
«Все эти прискорбные факты способствовали созданию специальной наблюдательной группы над „Опус Деи“, сокрагценно ОДНГ. У нее даже появился свой сайт в Интернете — www.odan.org, — где можно было прочесть страшные истории от бывших членов „Опус Деи“, предостерегавших об опасностях вступления в братство».
Этот сайт действительно существует:
Opus Dei Awareness Network, Inc.
Pittsfield, MA 01202-4333
Executive Director: Dianne DiNicola.
Помимо признаний людей, свидетельствующих о реальном серьезном прессинге в плане вхождения в ряды секты, на этом сайте можно обнаружить ряд представляющих интерес материалов; так что, если вы являетесь пользователем Интернета, то вполне можете самостоятельно со всем познакомиться.
С другой стороны, представители Ватикана в «Коде да Винчи» недвусмысленно заявляют епископу Арингаросе:
«Ваши финансовые вливания стали единственной причиной, по которой вы получили статус прелатуры!»
Получается, что «Опус Деи» неугоден всем: и Небу, и миру!
А что же сам Мануэль Арингароса? Как лично он определяет «Опус Деи» и какие цели намерен поставить перед своей организацией в сложившихся обстоятельствах?
Дэн Браун пытается посвоему ответить на этот вопрос:
Итак, давайте подытожим.
Согласно Дэну Брауну, в мире существует некая могущественная секта, деятельность которой санкционирована самой Церковью. Филиалы секты находятся во всех крупных странах мира. Ее мощь и влияние неоспоримы.
С одной стороны, общество «Опус Деи» должно быть союзником Церкви, но все наоборот: Церковь, страшась быстрорастущего влияния секты, намерена лишить ее своего покровительства, с тем чтобы уничтожить ее и прибрать к рукам все богатства.
С другой стороны, «Опус Деи», во всеуслышание возвещая о своем стремлении нести в мир добро и о необходимости отказаться от лицемерных приемов Церкви, пытается претворить свои намерения в жизнь любой ценой. Чего стоит хотя бы один чудовищный Сайлас, профессиональный киллер и религиозный фанатик?!
Противоречие на противоречии…
Однако не будем забывать, что «Код да Винчи» — это художественное произведение, где факты вполне могут граничить с художественным вымыслом. Недаром же ведь прелатура «Опус Деи» в ответ на публикацию знаменитого романа Дэна Брауна выпустила в свет обращение, где буквально сказано:
«Описание Opus Dei, данное в „Коде да Винчи“, некорректно как в общем плане, так и во многих деталях, и было бы безответственным формировать какое бы то ни было мнение об Opus Dei на основе „Кода да Винчи“».
Но все, что касается «Опус Деи», и точно, весьма противоречиво! В этом вы могли не раз убедиться на протяжении нашего рассказа. А вот вам еще один факт. После выхода на экраны «Кода да Винчи», в «The New York Times» появилась исключительно любопытная публикация. Ввиду особой примечательности этого документа мы сочли необходимым представить здесь полный перевод вышеупомянутой публикации.
В качестве ее автора фигурировал Пол Фортунато, заметьте: отнюдь не вымышленный персонаж; а публикация состоялась 15.06.2006. Вот ее текст:
«Будучи членом организации „Опус Деи“, я желал бы выразить признательность Дэну Брауну и Рону Ховарду за „Код да Винчи“. Почему я не проявляю возмущение, подобно многим другим верующим католикам? Да потому, что я полагаю: о лучшем результате мы просто не могли и мечтать! Критики поливают как фильм, так и книгу руганью, называя их скучными и карикатурными. А поскольку фильм, скажем так, увидели практически все, то многих людей, которые в противном случае ни за что бы не проявили интереса к „Опус Деи“, стало обуревать любопытство. Это позволило нам выступить с необходимыми разъяснениями.
Официально заявляю, что я по паре часов в день действительно ношу металлическую цепочку на бедре — в точности как злодей из фильма, нумерарий Сайлас (обычно именно этот вопрос задают первым). Но зато рясу я не ношу, используя ее разве что для церемоний. Я преподаю английский в государственном университете и заканчиваю книгу „Современная эстетика и культура потребления в произведениях Оскара Уайльда“.
И давайте на этом завершим со стереотипами.
Я вступил в „Опус Деи“ в возрасте 18 лет в качестве нумерария — члена организации, давшего обет безбрачия и проживающего в специальном центре „Опус Деи“. Мой отец — супернумерарий (один из женатых членов организации, общее число которых достигает у нас 80 %). Отец никогда не призывал меня присоединиться, хотя они с матерью учили меня молиться и следовать учению Хосемарии Эскривы, основателя нашего ордена.
Я рано осознал, что хочу всецело посвятить себя Господу — лишь так я мог обрести истинное счастье. Но наряду с этим я был намерен наслаждаться всеми радостями мирской жизни. (Всеми, кроме секса, являющегося одной из самых больших радостей!) Тут-то обычно и начинаются искания. Разве можно посвятить себя Господу, молиться по несколько часов в день и в то же время пребывать в мире людей — зарабатывать деньги, участвовать в конкурентной борьбе, сотрудничать с коллегами, устраивать пирушки с друзьями? Мой ответ: да.
В самый первый день моей службы в университете, когда я признался, что принадлежу к „Опус Деи“, один человек вскричал: „О, тогда вам придется объяснить нам, что это означает“. Я объяснил, и в последующую пару месяцев мне пришлось давать еще ряд объяснений.
Я даже специально начал носить шорты, чтобы окружающие могли убедиться, что металлическая цепь не оставляет на моем бедре никаких жутких шрамов.
Я отвечал на вопросы о том, что такое медитативная молитва, почему „Опус Деи“ налаживает контакты с правыми группами, и чем в действительности является „умерщвление плоти“.
Одна из основополагающих идей в обряде умерщвления плоти — это ощущение своего единства с неимущими и страждущими путем отказа от некоторого жизненного комфорта — будь то путем поста или вследствие ношения цепи на бедре. За исключением этого моя жизнь в Америке — просто мучительно комфортабельна!
Так что спасибо вам, Рон Ховард, за то, что благодаря вам стало практически невозможно избежать обсуждения „Опус Деи“ с моими коллегами и друзьями. Вы существенно облегчили мой труд. Единственное, о чем я смиренно прошу: темы Иисуса Христа и Марии Магдалины в следующий раз все-таки лучше не касайтесь».
Итак, спрашивается: кому же верить?
Для получения ответа на этот вопрос вам следует обратиться к следующей главе нашей книги. Она посвящена Хосемария Эскриве — основателю «Опус Деи».
Читайте также
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ВНУТРИ ВАТИКАНА: УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЗИЦИЙ «ОПУС ДЕИ»
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ВНУТРИ ВАТИКАНА: УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЗИЦИЙ «ОПУС ДЕИ» Новым папой был избран кардинал Кароль Войтыла, взявший имя Иоанна Павла II. Понтификат его длился 26 лет и 5 месяцев (с 1978-го по 2005 г.).Основные направления деятельности нового пацы определялись теми
«Опус Деи» сегодня
«Опус Деи» сегодня 28 октября 1982 года была опубликована и вступила в действие Апостольская Конституция «Ut sit», посредством которой Святой Престол учредил «Опус Деи» в качестве персональной прелатуры Католической Церкви. Фрагмент этого достопамятного документа
Орден «Опус Деи» — «святая мафия»
Орден «Опус Деи» — «святая мафия» Известно, что в 1971 году орден иезуитов насчитывал 34 тысячи членов, из них 8,5 — в США. В руках иезуитов находятся более 1300 газет и журналов, не поддающееся учету количество учебных заведений. Полвека назад капиталовложения ордена в одну
Браун, Вернер фон
Браун, Вернер фон (Braun), немецкий ученый в области ракетостроения. Родился 23 марта 1912 в Вирзице, ныне Выжиск, Польша. Учился в Цюрихском и Берлинском технологических институтах и в Берлинском университете. В 1932 вступил в германскую армию. С 1937 один из руководителей
Браун, Ева
Браун, Ева (Braun), (1912–1945), любовница Гитлера, ставшая его женой за день до их совместного самоубийства. Родилась в Мюнхене в семье школьного учителя. В юности была ассистенткой Генриха Гофмана, личного фотографа Гитлера, который их и представил друг другу. Высокая, стройная,
Браун, Отто
Браун, Отто (Braun), (1872–1955), государственный деятель Веймарской республики, лидер социал-демократов. Родился 28 января 1872 в Кенигсберге в семье бедного полкового сапожника, позднее ставшего железнодорожным служащим. В молодости Браун организовал собственную
Браун, Отто
Браун, Отто (Braun), деятель немецкого и международного коммунистического движения. Родился 28 сентября 1900 в Исманинге, близ Мюнхена, в семье служащего. В 1918 вступил в «Союз Спартака». Участвовал в создании Баварской советской республики. В 20-х гг. был секретарем подпольного
Глава V «Опус Деи»
Глава V «Опус Деи» «Высокий, широкоплечий, с мертвенно-бледной кожей и редкими белыми волосами. Белки глаз розовые, а зрачки угрожающего темно-красного цвета». Так описывает Дэн Браун Сайласа, фанатика-убийцу из «Кода да Винчи». Сайлас, прежде всего, член общества под
Структура «Опус Деи»
Структура «Опус Деи» Какова же организация «Опус Деи»?На первый взгляд «Опус Деи» – некая копия бюрократического строя римской церкви. Деятельностью на международной арене в ордене занимаются президент и Генеральный совет, расположенный в Риме, рядом с Ватиканом. Совет
Члены «Опус Деи»
Члены «Опус Деи» Как же выстроена эта организация? «Опус Деи» состоит из нескольких «классов» и по своей жесткой структуре похож на индийскую кастовую систему. Разделение основано на таких критериях, как материальное благополучие, принадлежность к определенной
ОПУС 20 марта в 20–00 Борис Николаевич Ельцин выступил по телевидению с обращением к народу. В обращении он объявил о введении Особого Порядка Управления Страной (ОПУС), назначил на 25 апреля 1993 г. голосование о доверии Президенту и вице-президенту, а одновременно —
Съезд – разогнать (2 попытка: ОПУС)
Съезд – разогнать (2 попытка: ОПУС) Намерения Ельцина относительно высшего законодательного органа, контролирующего его деятельность, давно не секрет для здравомыслящих, да и для тех, кто хоть немного интересуется политикой. Отсюда непаническое отношение к обращению