Seed раунд инвестиций что это
Раунды инвестиций
Знание разных этапов финансирования стартапов может помочь предпринимателям подготовиться. Они узнают, что ждёт их впереди и как эффективно управлять средствами стартапа. Это позволит легко разобраться, когда следует обратиться к инвесторам для правильного привлечения средств.
Немного о раундах инвестиций
Раунды инвестиций — это стадии привлечения средств на развитие бизнеса. Есть ранние и поздние этапы привлечения. К ранним относится Pre-seed, Seed и Round A. К поздним — Round B, Round C и т. д. Деление на раунды совсем не обязательно, но оно помогает собственникам и инвесторам понимать стадию бизнеса. На деле встречается много вариантов. Проект SFERA не ограничивается одним раундом, а использует сразу несколько. Сейчас, например, мы находимся где-то между pre-seed и seed-фандингом. Давайте разберём подробнее каждый из раундов инвестиций для большей наглядности.
Задача стадии Pre-seed — проверить гипотезы бизнес-идеи, выбрать направление деятельности и превратить его в продукт.
Это первый этап финансирования стартапов, поскольку он включает в себя взносы, сделанные основателями из их собственных карманов. Своих финансов обычно достаточно, чтобы запустить основную деятельность стартапа. В среднем основатели стартапов вкладывают по крайней мере 10 000 долларов в свою идею, прежде чем перейти к следующему этапу инвестирования. Однако, если вы состоятельный человек, стоит ожидать, что вы вложите гораздо больше.
Если вы понимаете, что собственных инвестиций не хватает, не спешите сразу бежать к инвесторам за помощью. Сначала обратитесь к друзьям и близким и попросите их вложить в вашу идею часть сбережений. Но будьте осторожны. Многие основатели сжигают мосты со своими близкими после этой фазы: продают слишком много акций или предлагают их не тем людям.
Seed funding или посевные инвестиции
Посевной капитал — это предварительное финансирование, привлечённое стартапом из внешних источников. Это стадия, когда производится первоначальная оценка стартапа и инвесторы имеют все сведения о клиентах, спросе и предложении на продукт или услугу, а также риске, связанном с бизнесом. На этом этапе начинающему стартапу уместно обратиться за советом к консультантам. Они позволят предпринимателю заранее подготовиться к привлечению более значительного объёма начального финансирования. Многие эксперты рекомендуют искать средства на срок от 8 до 18 месяцев. Так вы сможете добиться результата, пока деньги не закончатся.
3. Финансирование бизнес-ангелами.
Бизнес-ангелы — это богатые люди, не входящие в круг друзей и родственников, которые инвестируют в стартап и получают привилегированные акции в бизнесе. Как правило, этот раунд финансируется профессиональными или полупрофессиональными бизнес-ангелами индивидуально либо в группе инвесторов. Ангельское финансирование — это более значительная сумма по сравнению с начальным капиталом, а также означает первое вовлечение инвесторов в компанию. Основатели и инвесторы должны соответствовать своему видению бизнеса, а ангельские инвесторы получают существенное влияние на функциональные возможности.
Во время посевного раунда вы можете ожидать привлечения 1—2 миллионов долларов в обмен на не более чем 20% вашей компании. Во многих случаях первый раунд будет состоять из двух отдельных инвестиций. Например, ангел может инвестировать 200 000 долларов по более низкой оценке и ждать, пока ваша компания достигнет определённых рубежей, а затем инвестировать дополнительные 800 000 долларов по более высокой оценке.
4. Венчурное финансирование (венчурный капитал).
Здесь ситуация становится гораздо более серьёзной, поскольку это стадия финансирования стартапа, когда продукт или услуга достигли своей целевой аудитории и компания генерирует некоторый доход. Венчурное финансирование делится на серии (или раунды) финансирования:
5. Первое публичное размещение своих акций на бирже (IPO).
Первичное публичное размещение акций или IPO означает выход на рынок. IPO вступает в силу, когда стартап решает стать публичным и привлечь средства, предложив акции компании широкой публике. Процесс IPO включает в себя сложные юридические процедуры c Комиссией по ценным бумагам и биржам. Перед тем как прибегнуть к этому раунду инвестиций, компании обычно оцениваются более чем в несколько сотен миллионов, если не в миллиард долларов.
Финансирование стартапов — это сложный лабиринт, и начинающие предприниматели должны заранее понимать различные этапы, чтобы знать, что их ждёт в будущем, и лучше планировать бизнес. Когда предпринимателям не хватает необходимых ноу-хау или они ищут руководства по сбору средств, они должны консультироваться с экспертами, чтобы получить правильные решения и развеять свои сомнения.
Что такое IPO и раунды инвестиций?
Знакомы ли Вы со стадиями развития проекта? В данной статье мы расскажем Вам о том, как происходит рост потенциально успешного проекта.
Что такое раунд?
Раунд — фаза проекта, которая поддерживается сторонними инвестициями заинтересованных людей. При делении на этапы учитывается стадия развития компании. Каждая стадия может быть охарактеризована собственным диапазоном оценок и своим типом инвесторов. Финансирование по раундам помогает разделить и минимизировать риски и упорядочить процесс вложения.
Большой объем средств на данном этапе могут внести криптовалютный энтузиасты, которые наименьшим образом заинтересованы в диверсификации портфолио.
Таким образом, становится больше крупных игроков, которым интересны зрелые проекты на поздних стадиях, а бизнес-ангелов, сфокусированных на ранних стадиях, — меньше.
Что такое Pre-Seed?
Pre-Seed — предпосевной раунд, когда у основателя есть лишь идея, а представление о том, что он будет делать, находится еще в процессе формирования.
Инвестором на данном этапе может быть исключительно близкий круг лиц собственника проекта — семья, друзья или такие же эмоциональные энтузиасты, которые заразились идеей. Обычно их описывают классической триадой FFF — Friends, Fools, Family.
Профессиональные инвесторы очень редко вкладываются во время предпосевной фазы, так как его проходят >10% стартаперов.
Что такое Seed?
Seed — посевной раунд, который является наиболее продолжительным по сравнению с остальными, во время него основатели тестируют бизнес-модель, и если она перспективная, проект начинает расти и привлекать интерес инвесторов — бизнес-ангелов и венчурных фондов ранних стадий.
Во время данной фазы возникают первые настоящие трудности. Одна из них — «долина смерти». На эмоциональном уровне это период высокой неопределенности, когда приходится искать ответы на вопросы, правильно ли развивается стартап, получится ли из него настоящий бизнес.
Среди ключевых причин, которые мешают стартапу перейти на следующий этап:
Что такое ангельские инвестиции?
Ангельские инвесторы — люди, заинтересовавшиеся развитием идеи в основе стартапа, которые могут инвестировать в проект в том числе на предыдущем этапе.
Главное отличие этого раунда от посевного в том, что помимо финансовой поддержки проект особенно нуждается в наставничестве.
В чем отличие раундов A и B?
Раунд А является завершающим этапом для предыдущих фаз финансирования проектов.
Зачастую венчурные фонды предпочитают создать коллаборацию, чтобы провести сделку. Конверсия в следующий этап достигает 40%, при этом по сравнению с этапом Pre-seed отсеивается 95% проектов.
Раунд B позволяет компании развиваться уже с несколькими ангельскими инвесторами или даже фондами в капитале. Размер конверсии определяют в том числе особенности рынка — компании достигают предела развития.
Что происходит во время IPO и на поздних этапах развития проекта?
Более поздние этапы считаются фактической подготовкой к проведению проектом IPO. Раунды C и D трудно разделить и оценить среднюю сумму сделки, так как бизнесы достигают разных показателей.
Первичное публичное размещение акций — один из способов выйти из инвестиций. Чтобы обеспечить стабильность котировок на бирже, инвесторы продают свой пакет постепенно, в течение нескольких лет. Помимо IPO инвестор может выйти через продажу прямому инвестору.
Желаем Вам успешной торговли вместе с OKEx!
Следите за обновлениями OKEx
Методики оценки стартапов и их заблуждения на стадиях Pre-seed, Seed и Раунд А
До прихода во ФРИИ Максим работал директором по маркетингу компании Tekmi (совместный проект «РВК» и Softline) и возглавлял отдел по связям с общественностью Департамента инновационных проектов в Softline. Участвовал в создании и запуске одного из первых корпоративных венчурных фондов на рынке Softline Venture Partners. Сооснователь программы стажировок в Кремниевую долину GoValley.
Вопрос №1 на венчурном рынке: “Сколько стоит стартап, и при какой оценке входит инвестор?”. Казалось бы, все знают про стадии pre-seed, seed и раунд A, но как дело доходит до предметного разговора, выясняется, что в голове жуткая путаница. В этой статье я постараюсь простыми словами разложить по полочкам основные три стадии инвестирования, методики оценки на каждой стадии и типовые заблуждения стартапов. Прочитать стоит и недавним инвесторам, которые по каким-то причинам не прошли курс “Школа Инвестиций”, и предпринимателям.
Pre-Seed
Первая стадия, когда привлекается внешнее финансирование. Как можно догадаться, идти за этим раундом нужно к бизнес-ангелам и в акселераторы. На ранних стадиях у команды есть, внезапно, команда, MVP или продукт, гипотеза относительно клиентского сегмента, с которым они будут работать, и подтверждённый в этом сегменте спрос. Также у стартапа в потенциале должен быть достаточно большой рынок. В Акселераторе ФРИИ это требование звучит так: достижимый оборот компании не менее 300 млн рублей через 3-5 лет.
Методика оценки: фиксированная оценка стартапов одной стадии (в случае акселераторов) или конвертируемый займ, если сделка осуществляется фондом ранних стадий или бизнес-ангелом.
Фиксированная оценка означает, что есть список требований (у разных акселераторов и бизнес-ангелов они могут различаться), которым стартап должен соответствовать. Некий чек-лист — если есть все галочки, можно думать об инвестициях. Такая модель характерна для акселераторов, так как учитывает среднестатистические результаты. К примеру, у Акселератора ФРИИ фиксированная оценка портфельного стартапа на стадии pre-seed — 20 млн руб.
Рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии привычными методами нельзя: у него нет никаких статистически значимых данных ни по конверсиям, ни по емкости рынка, нет достаточных объемов денег, которые они зарабатывают. У стартапа на ранней стадии нет практически ничего, что можно было бы экстраполировать и построить финансовую модель.
ФРИИ для отбора компаний на ранних стадиях, когда нет статистически значимых данных для построения финансовой модели, использует скоринг. Это рейтинговая система оценки проектов, когда есть несколько основных требований, которые предъявляются к стартапам (продукт, конкурентное преимущество, рынок, монетизация, подтвержденный спрос, команда и т.д.). По каждому из требований мы оцениваем команду и по общей сумме баллов понимаем, какие стартапы для нас наиболее интересны.
Что еще стоит знать: инвесторы на стадии pre-seed понимают, что рынок на этом этапе точно посчитать очень сложно. Расчет рынка на pre-seed нужен не для того, чтобы с точностью до миллиона рублей понять, насколько рынок емкий, а чтобы понимать, что он вообще есть. И самое главное — насколько стартап на этом рынке может быть масштабирован: если рынок сам по себе узкий, понятно, что в какой-то момент расти будет некуда, и это вложение для инвестора невыгодно.
Преимущество конвертируемого займа в том, что оценку стартапа можно, в сущности, отложить: в случае конвертируемого займа инвестор дает компании деньги в долг. Этот долг затем конвертируется в долю либо при наступлении определенных условий, либо при следующем настоящем раунде инвестиций (уже с оценкой), с каким-то дисконтом для инвестора ранней стадии. Если компания не привлекла дополнительных инвестиций, и заранее обговоренные условия не наступили, стартап возвращает инвестору деньги с определенной премией и не расстается с долей в компании. На текущий момент эта форма инвестиций в российском праве работает только в случае согласия основателя.
Заблуждение: можно привлечь внешнее финансирование и на более ранней стадии.
По факту, в PowerPoint-стартапы (т.е. те, которые состоят из одной презентации) перестали вкладываться уже давно. Нет венчурных денег до pre-seed, их просто нет. А если вы их найдёте, внимательно подумайте, согласятся ли инвестировать в вас на более поздних стадиях: оценка может быть невыгодной для инвесторов более поздних стадий, либо доля основателя — недостаточно большой для дальнейшего размытия.
Чем на более ранней стадии ты привлекаешь крупного инвестора, тем большую долю отдаешь. Самое ценное, что есть у предпринимателя — это доля в компании. Соответственно, надо до последнего стараться развивать компанию на собственные деньги, а привлекать инвестора — на максимально выгодных условиях. Когда у стартапа еще нет совсем ничего, даже MVP и первых клиентов, то оценка очень низкая. Когда стартап подтверждает множество гипотез, оценка растет. Именно поэтому на ранней стадии имеет смысл идти в акселераторы: они забирают небольшую долю, дают нормальные для такой ранней стадии деньги и возможность кратно вырасти за три месяца. Пара примеров из последнего 6-го Акселератора: компания “Турбодилер” за три месяца выросла в 8 раз по месячной выручке, а компания Finess-clubs — в 2 раза.
Цель предпосевных инвестиций — подготовить стартап к взрывному росту, то есть найти масштабируемые каналы продаж. Мы должны понимать, что у продукта есть спрос, каналы готовы к масштабированию, а у команды есть достаточно компетенций, чтобы делать этот бизнес.
Вторая стадия инвестирования стимулирует взрывной рост стартапа. На этой стадии у стартапа уже есть не только команда и продукт, но и каналы продаж, в которых сходится юнит-экономика, т.е. прибыльные каналы. Задача стартапа на этой стадии — масштабировать бизнес через эти экономически эффективные каналы с помощью полученных инвестиций. Это включает и расширение команды, и развитие продукта, но главная задача — это масштабирование бизнеса (количества клиентов, клиентских сегментов, географии и так далее).
Деньги даются не только на маркетинг, разработку или что-то еще конкретное. Деньги, в первую очередь, даются на масштабирование — когда команда кратно увеличивает объем продаж, при этом не увеличивая в таком же объеме штат, и вообще затраты компании в целом. Экспоненциальный рост выручки и линейный рост затрат. Глобальная цель — максимально ускорить компанию с помощью инвестиций, чтобы она захватила как можно больший объем рынка в минимальные сроки.
Методика оценки: на этом этапе на оценку можно посмотреть с двух сторон —сколько нужно команде, исходя из ее затрат в месяц, и какой отдачи через какой период ждёт инвестор.
Команда стартапа — это обычно не профессиональные финансисты, часто к инвестициям на стадиях pre-seed и seed они относятся как ко способу закрыть “дыры” в балансе. Они не всегда думают о том, что задача инвестора — не благотворительность, а вложиться в масштабируемый бизнес. У команды есть burn rate — сколько компания “сжигает” денег в месяц. Часто стартапы приходят к инвестору со словами “нам нужно 6 млн рублей, чтобы не умереть в течение трех месяцев”. Мы стараемся донести до них, что правильно говорить “нам нужно 6 миллионов, чтобы достичь таких-то продуктовых показателей”. Команда должна думать об интересах инвестора.
У инвестора на этом этапе есть разные инструменты оценки, основной — это построение финансовых моделей по методу DCF — discounted cash flow, методу дисконтирования денежных потоков. Формула расчета выглядит так:
Сегодня мы не будем подробно рассказывать о том, как рассчитать стоимость компании по методу DCF. Если вам интересны сами инструменты оценки в деталях, напишите нам в комментариях, и мы подготовим об этом отдельный материал.
Если упростить, то DCF — это когда на основании текущих данных и прогнозов развития будущего бизнеса, потенциала рыночного сегмента и данных похожих компаний из того же сегмента строится финансовая модель. Этот инструмент не дает точный ответ на вопрос о цене компании, но он позволяет спрогнозировать ее доход, а значит, и стоимость, через определенный период времени. При этом учитываются риски инвестиций, возможные темпы инфляции, а также ситуация на рынке. Кроме того, DCF позволяет понять, когда у компании возникнет необходимость в деньгах, в какие периоды. Любой бизнес обладает определенной периодичностью, финансовая модель позволяет вычислить, когда и где может возникнуть кассовый разрыв, и в какие периоды, напротив, ожидается наибольший доход. У финансовой модели “живые” ячейки, в которых можно на лету менять переменные, и строить различные сценарии развития, исходя из которых и вычисляется оценка компании.
Но важно понимать, что, в первую очередь, на стадии seed оценивается потенциал команды. К примеру, в команде помимо основателей должны быть компетентные специалисты, которые будут фокусироваться на маркетинге или продажах. Ну и “заряженность” основателей — важнейший фактор. Цифры, безусловно, имеют значение, но должна быть и “химия” — команда должна “гореть” этим делом.
Заблуждение: инвестор хочет забрать максимальную долю в бизнесе.
По факту, это не выгодно ни одной стороне сделки. Задача инвестора — заработать. У каждого инвестора есть определенный минимум по доходности, доля и оценка выходят именно из этого. Если стартап и профессиональный инвестор не смогли договориться (подробнее о конфликтных ситуациях будем говорить здесь), не стоит спешить с выводами. Возможно, это хороший стартап, но сделка с ним не вписывается в стратегию инвестора. Допустим, этот инвестор просто вкладывает деньги в стартапы на более поздней стадии или из другой сферы бизнеса. Нет смысла спорить об оценке с конкретным инвестором, если ожидания различаются в разы. Это значит, что для текущего инвестора сделка не обеспечит нужной доходности при комфортной доле для основателей. Это нормально, не нужно думать, что это плохой инвестор, или плохой стартап. Лучше не терять времени, а пойти к другому инвестору более ранней стадии, либо вложить все силы в развитие бизнеса и подрасти, чтобы соответствовать ожиданиям инвестора.
Раунд A
Самый сок — объемные венчурные вливания. ФРИИ инвестирует на этом этапе суммы до 310 млн рублей. Это уже серьезные сделки, которые длятся по нескольку месяцев. Такие сделки включают в себя много этапов общения инвестора с основателями. Представитель фонда на раунде А всегда приезжает в компанию, знакомится с командой. Бизнес-ангелы на этой стадии уже не инвестируют. Компания на этом этапе уже может быть размером в 50-100 человек. Есть команда, есть продукт с доказанными глубокими и проверенными каналами, и есть значительные объемы денежных средств, которые в эти каналы вливаются. Это стадия бурного роста. Цель на этой стадии — вырасти еще больше, масштабироваться, выйти на международный рынок, приобрести компании-конкуренты, которые находятся на более ранних стадиях. Или отнять у них долю рынка, захватить этот рынок.
Методики оценки в сущности те же — DCF и общение с командой. Финансовая часть оценки + эмоциональная составляющая — оценка менеджмента, сотрудников, перспектив. Проверка компетенций и распределения ролей в команде. Оценка технологий и их потенциала.
Заблуждение: самое сложное — получить первый венчурный раунд, а потом всё будет легко.
По факту, на раунде А и начинается мясорубка. Все предыдущие проблемы покажутся цветочками. Если на предыдущих раундах пессимистичный прогноз — слить в трубу год своей жизни и чужие деньги, то теперь в случае неудачи на кону судьбы десятков людей, на несколько порядков больше чужих денег, 4-5 лет своей жизни и репутация.
Ключ к выбору сделки для инвестора
Цифры не всегда являются решающим фактором при принятии инвестиционных решений, они лишь формулируют гипотезу, хороший или нет получится бизнес, и насколько компания выгодна для инвестиций. Но кроме них всегда есть команда, продукт и компетенции.
С выбором сделки, на самом деле, все не так уж сложно: если есть стойкое ощущение, что сделка плохая, то на сделку идти не надо, даже если там все очень заманчиво с точки зрения цифр. Интуиции нужно доверять. Инвестор должен понимать, для чего он это делает, почему инвестирует именно в эту команду, какая может быть потенциальная синергия между командой и инвестором.
Чисто финансовых сделок на ранних стадиях очень мало: невозможно принять решение о сделке на ранней стадии, смотря только на баланс компании и финансовую модель. Надо больше доверять интуиции. Для бизнес-ангела важно иметь опыт в сфере, в которую инвестируешь. Если инвестор разбирается в SaaS и проработал в этом 10 лет, то не стоит ему инвестировать в робототехнику. Ну и конечно, надо вкладываться в людей, которых инвестор понимает и с которыми находится на одной волне.
Венчурная история очень завязана на людях и отношениях. На ранних стадиях, когда бизнес еще не устоялся, нельзя забывать, что возможны развороты бизнес-модели, глобальные изменения продукта. Главные ошибки, которые обычно совершают инвесторы, касаются людей. О важности доверия и взаимопонимания в отношениях с инвестором должен помнить и предприниматель, который планирует выстроить крупную компанию с его помощью.
Материал подготовлен командами #tceh и Акселератора ФРИИ.
C 3 декабря стартует совместный курс ФРИИ и #tceh “Школа инвестиций” для бизнес-ангелов, непрофильных инвесторов и всех, кто собирается инвестировать в стартапы. Курс включает в себя теоретическую базу, реальные кейсы инвестиций и доступ к проектам Акселератора. Выпускники курса также получат членство в клубе бизнес-ангелов ФРИИ.
Что такое IPO и раунды инвестиций
Что такое раунд привлечения инвестиций
Венчурный рынок переживает период глобальных изменений. Инвесторы предпочитают вкладывать больший объем средств в меньшее число проектов. Увеличивается средний чек, размер фондов. Становится больше крупных игроков, которым интересны зрелые проекты на поздних стадиях, а бизнес-ангелов, сфокусированных на ранних стадиях, — меньше.
Раундом называется этап финансирования проекта инвесторами. При делении на этапы учитывается стадия развития компании. Для каждой стадии характерен свой диапазон оценок и свой тип инвестора. Финансирование по раундам помогает разделить и минимизировать риски и упорядочить процесс вложения.
Pre-seed (предпосевной раунд)
На этом этапе проект еще не является проектом в полном смысле этого слова. У основателя есть лишь идея, а представление о том, что он будет делать и с кем, находится еще в процессе формирования. Разработка первого образца продукта только начинается, и если хватит финансовой поддержки и упорства, может появиться прототип продукта. Участники будущего проекта обычно полны энтузиазма. Они охотно рассказывают про идею всем, кто может сам ее купить или помочь ее реализовать.
Инвесторами на этом этапе становятся близкие основателя — семья, друзья или такие же эмоциональные энтузиасты, которые заразились идеей. Обычно их описывают классической триадой FFF — Friends, Fools, Family.
Seed (посевной раунд)
С него начинается общепринятая классификация раундов финансирования. Посевной раунд один из самых длинных и сложных в жизни проекта — он может длиться год-полтора, с несколькими перезапусками. Основатели тестируют бизнес-модель, и если она перспективная, проект начинает расти и привлекать интерес инвесторов — бизнес-ангелов и венчурных фондов ранних стадий. В благополучные годы на этот этап приходилось до 40% сделок в количественном выражении. В денежном — доля меньше.
Среди ключевых причин, которые мешают стартапу перейти на следующий этап:
Ангельские инвестиции
Бизнес-ангелы — люди, заинтересовавшиеся развитием идеи в основе стартапа — могут инвестировать в проект и на предыдущем этапе. Посевной и ангельский раунды часто объединены, если проект находит инвестора и ментора в одном лице. Главное отличие этого раунда от посевного в том, что помимо финансовой поддержки проект особенно нуждается в наставничестве. Поэтому для успешного перехода к следующему раунду бывает трудно понять, чего именно не хватает — финансирования или ментора. Лучшие бизнес-ангелы делятся с проектом такими возможностями в организации проекта, управлении средствами, по сравнению с которыми размер инвестиций может оказаться вторичен.