Seo специалист кто это чем занимается зарплата
Сколько зарабатывает SEO-специалист
На какой заработок в SEO рассчитывать начинающему специалисту, сколько получает опытный и какой предел у профи — честный обзор рынка.
В SEO, как и в любой другой профессии, понятие «средний доход» условное. За одинаковый набор функций разные компании могут предлагать разные деньги. Всё зависит не только от умения продвигать сайты, но и от навыка преподнести, «продать» себя. Поэтому развивайте не только технические способности, но и soft skills — навыки эффективной коммуникации, умение решать проблемы, управлять проектами и совершенствовать бизнес-процессы.
Основные требования к SEO-специалисту
Список обязанностей для помощника SEO-оптимизатора и гения органического продвижения в вакансиях на первый взгляд одинаковый. При этом от последнего ждут умения делать всё самостоятельно плюс ставить задачи программистам и контент-отделу, а у стажера попросят хотя бы теоретического понимания основных требований поисковых систем.
Если вы хотите претендовать на хорошую зарплату в качестве SEO-специалиста, изучите:
Разобраться, что это все такое, — уровень стажера. Сможете понять, как всё настроить, — считайте себя специалистом среднего уровня. Знаете и умеете с помощью этих инструментов выводить нужные запросы на первую страницу результатов поиска — подходите к званию мастера.
Проблема в том, что алгоритмы поисковых систем постоянно меняются, и процесс обучения SEO-специалиста не заканчивается — невозможно один раз выучиться и успешно работать годы, придется постоянно обновлять знания.
Возможности стажера и начинающего специалиста
Начните с трудоустройства в небольшую студию или маркетинговое агентство. Обратите внимание: здесь и дальше мы предлагаем обзор зарплат для удаленных позиций. Если работать в офисе в Москве, то ценник увеличивается на 5–10 тысяч. Если в регионах, то снижается на ту же сумму.
Стартовать в SEO невыгодно. В основном предлагают 10–20 тысяч рублей, через полгода-год обещают увеличить зарплату. Или предлагают платить за результаты по ключевым словам в топе. На этом уровне ищите предложения с окладом — ваших умений вряд ли хватит на продвижение даже низкочастотных запросов.
Путь среднего специалиста
Если вы проработали хотя бы год и постоянно оттачивали навыки, то уже можете рассчитывать на неплохую для SEO-специалиста зарплату. В среднем предлагают 35 тысяч рублей — небольшой оклад и премия за продвинутые страницы по конкретным запросам.
Эти деньги придется отработать составлением большого семантического ядра и структурированием запросов под отдельные страницы сайта. А еще вам предстоит править метатеги, анализировать сервисы статистики и изучать поведение пользователей.
На этом этапе вы можете уйти из студии и работать с клиентом напрямую. Если хотите расти дальше, постарайтесь найти работу в серьезном агентстве с крупными коммерческими проектами, например, с сетью интернет-магазинов.
Предложения для профессионала
Если вы проработали два-три года в крупных агентствах, провели несколько десятков экспериментов со своими или клиентскими проектами и стали гуру аналитики — можете попробовать найти вакансию с зарплатой в 60–100 тысяч рублей.
За эти деньги нужно работать или в крупной компании с сайтом на несколько тысяч ключевых слов, или в студии с десятком больших интернет-магазинов одновременно. Возможно, попросят обучать помощников. Навыков SEO для такой позиции недостаточно — нужно разбираться в SMM и других сферах интернет-маркетинга.
Таких вакансий не так много — обычно на «удаленку» есть 20–30 объявлений. В Москве можно рассчитывать на 50-60 предложений, в регионах — на 2-3 максимум.
Главный минус предложений для профессионалов — требование гарантировать продвижение в топ всех поисковых систем по конкретным, зачастую очень конкурентным запросам. А это, конечно, невозможно, ведь не вы создаете алгоритмы «Яндекса» и Google.
Попробуйте фриланс
Для совсем начинающих специалистов заказов практически нет. В основном ищут тех, кто может составить семантическое ядро, — за это предлагают 5–15 тысяч рублей, — или просят провести аудит сайтов за 10–20 тысяч.
Есть крупные заказы по 50–100 тысяч рублей, но оплату предлагают на так называемых партнерских условиях — процент от реализованного товара интернет-магазина. Иногда есть задачи с абонентской платой, например, 10 тысяч в месяц за вывод в топ по нескольким запросам.
Успешно заниматься SEO на фрилансе возможно, если у вас наработана экспертиза, — возьмите несколько проектов на поддержку с помесячной оплатой. Но таких заказов мало, обычно просят комплексное решение с SMM и другими способами продвижения.
Как зарабатывать больше
Попробуйте поискать вакансию SEO-оптимизатора или специалиста. HH.ru или аналоги покажут много объявлений с заголовком «Интернет-маркетолог». Дело в том, что сейчас бизнес чаще воспринимает SEO не как отдельное направление, а как одну из компетенций профессионала в продвижении сайтов и бизнеса.
Чтобы зарабатывать приличные деньги и рассчитывать на старте не на 15, а хотя бы на 50–60 тысяч, стоит учиться смежным навыкам. Ваша ценность как специалиста будет больше, если кроме SEO вы сможете анализировать поведение пользователей, будете разбираться в привлечении трафика через таргетированную и контекстную рекламу, сможете поддерживать интерес к бренду с помощью email-рассылок. Эти умения дают на специальном курсе от Skillbox. Попробуйте, знания в комплексе ценятся выше.
Делает из вебинаров статьи, пишет про все и даже немного больше.
SEO-специалист
Основной задачей сеошника является настройка сайта под требования топовых поисковых систем (в России это Яндекс и Google). Необходимо выполнить это с минимальными затратами времени и средств, стараясь удержать/занять высокие позиции поисковой выдачи.
Функциональные обязанности SEO-специалиста заключаются в следующем:
Особенности профессии
Методов продвижения существует множество. Их мы описывать не будем, так как они меняются так же часто, как и алгоритмы поисковиков. Основным фундаментом всегда остается грамотная оптимизация. А вот оптимизация подразделяется на две основные группы:
Работа над внутренними факторами включает в себя следующие методы:
Правильно настроенный мета-title по ВЧ запросу «купить пылесос» на примере ТОП 3 Яндекса
Работа над внешними факторами предполагает приобретение ссылок с социальных сетей, блогов, других сайтов. Со ссылками надо работать очень тонко и грамотно, создавая видимость того, будто ссылка размещена бесплатно по причине большой популярности и полезности сайта. Проблема в том, что в свете появления алгоритмов Panda (Google) и Минусинск (Яндекс) закупка ссылок стала довольно опасным методом продвижения. Но он (метод) до сих пор (01.10.2019) имеет огромное влияние на ранжирование сайтов в поисковой выдаче. Часть сео-специалистов полностью отказались от закупки ссылок.
Необходимо умение совмещать все способы оптимизации в гармоничном сочетании. Успешному продвижению сайта способствует именно комплекс мер, а не отдельно взятые методы.
Как и в любом виде деятельности, существуют белые и черные методы SEO-оптимизации. Описанные выше методы являются белыми и легальными (кроме закупки ссылок). К черным можно отнести способы, которые пытаются обмануть поисковые системы, такие как:
Способы черной оптимизации лучше не использовать, так как поисковые системы их довольно быстро распознают и могут наложить санкции на сайт.
Так выглядит Яндекс-метрика изнутри
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Место работы
Важные качества
Специальные знания:
Правильная структура сайта (Silo)
Как стать SEO-специалистом с нуля
SEO — Search Engine Optimization, поисковая оптимизация — влияет на бизнес в целом: на репутацию бренда, узнаваемость в сети, качество трафика, продажи — и имеет долгосрочный эффект от использования.
SEO-специалист отвечает за продвижение сайта в поисковых системах. Чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него — и бизнес получает новых клиентов.
Разбираемся, чем занимается SEO-специалист, какие навыки и качества нужны, кто может им стать. Также даём пошаговый план погружения в профессию.
Аспирант направления «Маркетинг» в Нетологии
В материале
Как работает поисковая оптимизация
В основе профессии SEO-специалиста лежит понимание сути работы поисковых систем и алгоритмов ранжирования — давайте кратко остановимся на этом.
История SEO берёт своё начало в 1997 году, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин создали поисковую систему Google, а Илья Сегалович и Аркадий Волож — Yandex. Среди других поисковых систем можно отметить также Baidu, Bing, Yahoo!. На международном рынке лидером остаётся Google, на российском ― Яндекс, на китайском ― Baidu.
Любая поисковая система ― это совокупность определённых алгоритмов и компьютерных программ с целью предоставить пользователю информацию по его запросу.
В упрощённом виде принцип работы поисковой системы выглядит так:
В интернете «гуляют» роботы поисковых систем ― «пауки», «краулеры». Они переходят от страницы к странице, сканируют и добавляют их копии в базу данных поисковой системы. Далее в базе данных страницы индексируются: анализируется их содержимое с последующим включением в индекс — поисковую выдачу.
Индексация происходит следующим образом:
Из проиндексированных страниц формируется поисковая выдача, которую видит пользователь в ответ на введённый поисковый запрос.
На этапе формирования выдачи поисковой системе необходимо определить, какие страницы в каком порядке будут показываться пользователю. Для этого нужны алгоритмы ранжирования ― способы, при помощи которых определяется ценность той или иной страницы. Чем выше ценность страницы, тем выше она будет показываться в поисковой выдаче.
Направления SEO-оптимизации
Чтобы лучше понимать, что включает в себя SEO-оптимизация, стоит разобраться в основных направлениях SEO — внутренней оптимизации (on-page optimization) и внешней оптимизации (off-page optimization).
Внутренняя оптимизация ― это работы, которые проводятся непосредственно на сайте и связаны с изменением его структуры, контента, технической составляющей.
Внешняя оптимизация повышает рейтинг сайта путём взаимодействия со сторонними сервисами и площадками.
Ключевая разница между этими двумя направлениями отражена в этой таблице:
Рассмотрим основные SEO-направления поподробнее.
Внутренняя оптимизация
Состоит из следующих поднаправлений:
Техническая оптимизация
Представляет собой выявление и исправление технических ошибок на сайте, которые препятствуют корректному отображению сайта в поисковых системах. Соответственно наличие большого количества ошибок напрямую влияет на позиции сайта в результатах поисковой выдачи.
Техническая оптимизация включает в себя большой пласт работ, включая улучшение скорости загрузки сайта, адаптацию сайта под мобильные устройства, настройку индексации, работу с редиректами.
Работа с семантикой
Семантика в SEO (ключевые слова, или ключевики) ― это запросы, с которыми пользователи обращаются в поисковую систему, чтобы найти на них ответ.
Семантическое ядро сайта ― это список ключевых слов, которые относятся к тематике продвигаемого ресурса и наиболее точно характеризуют вид деятельности и предлагаемые товары и услуги.
Ключевые слова группируются по определённым признакам и распределяются по страницам сайта. Процесс группировки ключевых слов называется «кластеризация».
Наряду с технической оптимизацией семантическое ядро играет ключевую роль в продвижении сайта, поскольку на его основе формируются остальные планы работ по оптимизации.
От семантики зависит:
Соответственно грамотный сбор и кластеризация семантического ядра лежат в основе успешного продвижения любого сайта.
Оптимизация структуры сайта
Правильно выстроенная структура сайта — один из важных факторов в SEO-продвижении. Это важно как в рамках работы поисковых роботов в процессе индексации, так и для посетителей сайта. Если человеку понятно, где что находится на сайте, а также удобно им пользоваться, он проведёт больше времени на ресурсе, что положительно скажется на продвижении сайта.
Эффективная структура сайта логична, лаконична и понятна пользователям, выстраивается на базе собранной семантики и покрывает всё семантическое ядро.
Не следует забывать об уровнях вложенности ― ко всем важным страницам пользователь должен добраться максимум в три клика.
Для оптимизации структуры сайта следует обратить особое внимание на внутреннюю перелинковку ― связывание страниц сайта между собой при помощи ссылок.
Существуют различные схемы внутренних перелинковок. Выбор той или иной схемы зависит от типа ресурса — к примеру, интернет-магазин, сайт услуг, информационный сайт — и целей продвижения.
Примеры элементов внутренней перелинковки:
Оптимизация контента на сайте
Согласно заявления Google, контент — один из трёх факторов, которые формируют рейтинг сайта.
Качественный контент создаётся с учётом потребностей поисковых роботов, но в первую очередь ― для людей. Контент включает в себя всё, чем наполняется сайт: текст, картинки, видео и аудио, анимация, другие форматы.
В данном разделе будем преимущественно говорить о тексте.
Конечно, при создании контента необходимо ориентироваться на собранную семантику, однако ключевые слова не являются единственным мерилом успешности в продвижении.
В первую очередь ключевые слова помогают поисковым роботам в определении тематики контента и его соответствии тем или иным поисковым запросам. Помимо ключевых слов для поисковой системы имеют значение микроразметка, title, заголовки h1-h6, списки и другие SEO-теги.
В остальном качество контента определяется людьми. Написанный текст должен вызывать у читателей эмоцию, доверие, а также желание поделиться им с другими.
Основные требования, которым должен соответствовать качественный контент:
Оптимизация юзабилити
Юзабилити сайта ― удобство использования веб-ресурса посетителями.
Важно не только нахождение пользователя на сайте, но и то, каким образом он взаимодействует с ним, как долго останется на нём и получит ли ответ на свой запрос.
Юзабилити формируют следующие элементы:
SEO-специалисты часто недооценивают роль юзабилити в продвижении сайта. Однако данная составляющая напрямую влияет на поведенческие факторы, которые в свою очередь являются фактором ранжирования. Поэтому стоит направлять усилия на создание удобных сайтов с логичной навигацией и полезным контентом.
Оптимизация коммерческих факторов
Коммерческие факторы — это те характеристики, которые делают сайт удобным для оформления заказа и формируют доверие покупателей к сайту в целом.
Коммерческих факторов много, из них можно выделить следующие ключевые:
Внешняя оптимизация сайта
Представляет собой комплекс действий, направленных на увеличение позиций сайта в поисковой выдаче путём получения ссылок на продвигаемый ресурс с других сайтов ― блогов, форумов, СМИ, других интернет-площадок — и тем самым формируя ссылочный профиль сайта.
В идеальном представлении поисковой системы владельцы сайта ссылаются друг на друга, предоставляя пользователям интересную и полезную, по их мнению, информацию с других ресурсов.
Эти ссылки — рекомендация для пользователя и сигнал для поисковой системы, что сайт, на который ссылаются, имеет определённую пользу и его следует учитывать при ранжировании.
Чем больше авторитетных ресурсов ссылается на сайт, тем больше доверия он заслуживает — и тем выше он отображается в выдаче.
Чтобы перевести эти сигналы в математическую плоскость и дать возможность алгоритму корректно оценить рейтинг сайта на основании внешних ссылок, ввели понятие веса ссылки. Каждой ссылке поисковая система присваивает вес ― показатель значимости, который зависит от различных факторов, но в первую очередь от авторитетности ресурса, на котором она размещена.
Сайт-донор — ресурс, на котором размещена ссылка, — передаёт часть своего веса сайту-акцептору — ресурсу, на который ссылаются, — что в свою очередь учитывается поисковой системой при ранжировании.
Процесс наращивания ссылочного профиля сайта называется линкбилдинг. Этим направлением занимаются как широкопрофильные специалисты, так и узконаправленные ― линкбилдеры.
Итак, мы рассмотрели, как работает поисковая оптимизация, — переходим к разбору профессии SEO-специалиста и перечню шагов, которые помогут стать таким специалистом с нуля.
Методы линкбилдинга
SEO-специалист: чем занимается, сколько зарабатывает
SEO-специалист занимается продвижением сайтов в поисковых системах и выводит их в лидеры поисковой выдачи по соответствующим запросам.
Разновидности названий таких специалистов — сеошник, SEO-оптимизатор, специалист по продвижению в поисковых системах, специалист по поисковому продвижению сайтов.
К преимуществам профессии можно отнести:
Навыки и качества, которыми должен обладать SEO-специалист
Специалист по поисковому продвижению сайтов выполняет следующие задачи:
К личностным качествам сеошника можно отнести следующие:
SEO-специалистом может стать любой человек — вне зависимости от образования или профессии. На SEO-оптимизаторов переучиваются веб-мастера, SEO-копирайтеры и такие, не связанные с IT-сферой специалисты, как юристы, бухгалтера, учителя, филологи и другие.
Зарплаты SEO-специалистов
Доход отличается в зависимости от уровня специалиста, региона и направления, в котором занят SEO-специалист.
Помощник SEO-специалиста может получать в месяц от 25 до 40 тысяч рублей.
SEO-специалист — от 50 до 120 тысяч рублей в зависимости от количества успешных проектов. Зарплата может состоять из оклада и бонусов за выполненные KPI.
Руководитель SEO-отдела может получать от 80 до 200 тысяч рублей в зависимости от количества человек в отделе. Зарплата также состоит из оклада и бонусов за выполненные отделом KPI.
Подробнее о зарплатах SEO-специалистов можно почитать тут, а о зарплатах линкбилдеров — здесь.
SEO-специалист — кто это, чем занимается, обязанности, требуемые навыки и зарплата
В бородатом 2012 году я впервые познакомился с продвижением в поисковых системах, пройдя живой 2-х дневный интенсив: «Руководитель SEO-специалистов».
Курс был для управленцев обычных контор, уже тогда было понятно, как тяжело даётся человеку со стороны осознание этой ниши.
И сейчас многим новичкам трудно освоить SEO с нуля т.к:
Всё понятно, когда поплаваешь в местной среде годик-два. Однако, для большинства клиентов и мимо-проходящих SEO-ниша остаётся магическим процессом. Понятный отчет для клиента — тот еще квест.
Это создаёт поле непонимания у сторон, негатив, низкое качество работы специалистов, и, внезапно, безумную востребованность рынка в хороших специалистах.
Сегодня в моей уютной диджитальной тусовке достаточно SEO-специалистов с их болями, историями и рассуждениями о профессии. И добрая половина из них зарабатывает шестизначные суммы в месяц.
Более того, сам я нанимал и увольнял сотрудников этого направления на подрядные проекты, обзавёлся практическими навыками, и можно сказать, что сам являюсь частным сеошником-вебмастером хотя бы в рамках этого блога.
Есть 3 хорошие новости.
И сегодня ты взглянешь на это всё моими глазами.
Сеошник сегодня — кто это самыми простыми словами
Человек, который один или с командой занимается продвижением сайтов в поисковых системах и получает за это деньги.
Есть запросы от пользователей, которые обладают ценностью для бизнеса.
И чем выше находится продвигаемый сайт по ним, тем выше шанс того, что посетитель перейдёт туда.
А значит, больше возможностей получить с них прибыль.
Где есть коммерческая ценность, там рынки услуг и деньги.
У главных поисковиков существуют сотни правил и условностей, от которых зависит вывод сайта в их топ выдачи.
Причем, если брать Яндекс и Гуггл, даже между собой их правила противоречивы.
Подводим черту.
SEO-специалист — это профессионал, ориентирующийся на актуальные правила поисковых систем.
Относительно этих знаний и, опираясь на цели бизнеса, он управляет изменениями на сайтах, оптимизирует структуру, функционал и наполнение.
Следите за пальцами.
Раньше
Пару лет назад мой друг сказал фразу: «Денис, SEO же мертво, зачем этим заниматься?» — вся суть устаревшего понимания продвижения. Читеры черных и серых схем поискового продвижения так и думают.
Ранее (да и сейчас) некоторые оптимизаторы обманывали поисковики, например, имитируя посещаемость ботами или массовой закупкой арендных ссылок.
Избыточно засовывали ключевые слова в контент.
Это быстро выводило на нужные позиции и работало какое-то время.
Вот эти шаманские знания создавали вуаль вокруг всей ниши.
А затем поисковые системы сосредоточились на поведенческих факторах пользователей, обучили алгоритмы, добавили новых санкций ресурсам черных оптимизаторов.
Их сайты потеряли позиции, а клиенты деньги, многие домены погибли навсегда.
Всё еще существуют рабочие схемы, но изучать и применять их — не рекомендую. Более того, они умрут со дня на день, а вы останетесь в бесконечном поиске новой «таблетки быстрого роста».
Сейчас делать чёрное SEO — путь в никуда.
Только планомерная стратегическая история.
Сейчас
Актуальны и ценны белые схемы и стратегии.
Современная концепция никаких тайн не оставила. Надо только выкопать рабочие знания и укрепить опытом.
Как это выглядит усреднённо:
На любой чих есть свои чек-листы и методы решения.
В зависимости от объемности проекта и фронта работ на нём могут быть такие кадры:
К слову, если вы боялись кода, думая об этой профессии, то зря. В нём я вообще мало понимаю. Для этого есть другие люди.
Прикладными сеошниками можно назвать только первых двух, но остальные также участвуют в процессах.
SEO-фрилансер способен результативно организовать большинство задач единолично, привлекая подрядчиков на отдельные куски.
Однако, крупные коммерческие проекты так не тянутся, нужна команда оптимизаторов. А вот вся мелочь, пожалуйста.
Там и с клиентом кто-то будет общаться, встречаться, а плотность взаимодействия окажется совсем другой.
Требуемые навыки
Миграция в SEO-специалистов у копирайтеров, интернет-маркетологов, верстальщиков, программистов и всех, кто связан с IT — ну очень лёгкая. Остальным придётся осваивать с самых азов.
Основной базовый навык для старта — это продвинутый пользователь интернета.
Обязательные рабочие навыки:
Писать тексты, как и ковыряться в коде — не обязательно, хоть никто и не запрещает.
Умеете и хотите, пожалуйста.
А вот иметь в наличии и уметь пользоваться десятком сервисов — ситуация стандартная.
Кстати, все они стоят денег, но значительно сокращают временные затраты и улучшают аналитическое видение.
Типовые обязанности
В общем, сидеть за компьютером и пыхтеть. Всё, что мы любим.
Так-то занятий кратно больше и хорошая новость в том, что самые затратные по времени и сложные задачи обычно идут в самом начале.
Оптимизация и продвижение — это инерционные процессы.
Хорошая начальная база может показывать рост объема трафика и клиентов в течение всего срока сотрудничества.
Средний договор на эти услуги заключается сразу на 6-9 месяцев.
Самый прикол в том, что низкобюджетные проекты у агентств часто проходят в течение 6-ти месяцев простую базовую оптимизацию и фронт работ, который можно сделать за неделю, размазывается на полгода. Зато как красиво выглядит план. Неудивительно, что результаты от таких услуг тоже сомнительные.
Рабочие ветви SEO-специалистов
Выбери свою судьбу.
Штатный специалист
Зарплата: 30 000 — 200 000 руб./мес
Вот так по-разному ценятся штатники в зависимости от навыков, если идти от стажера до профи.
Найм тоже бывает разный
Естественно, в Москве и Спб этот рынок менее дремуч и более адекватен. Перспективы развития и доходы там тоже более прозрачны.
Решать об удобстве той или иной формы сотрудничества только вам.
SEO-Копирайтер
Зарплата: 10 000 — 100 000 руб./мес
Это как обычный копирайтер, только помимо того, что он пишет тексты, он осознает как они будут участвовать дальше в продвижении, и что значат все эти странные словечки в техническом задании.
Под тексты желательно подбирать разбирающихся в теме авторов.
Самый неопределённый рынок.
Хорошие спецы зарабатывают 50 000 — 100 000 руб. Это очень востребованная специализация.
Плохие пишут дешевле, зарабатывают фигню, выдают бесполезное водянистое мясо. Эти писаки не вовлекаются в процесс и хотят написать как можно быстрее и больше. От этого страдает качество. Не надо так.
Буквы ради буков без реальной ценности не нужны посетителю, поэтому не работают на поведенческие факторы, а страницы пролистываются. К слову, это мясо может быть написано по такому же низкокачественному заданию некомпетентного сеошника.
Если хотите сюда, потрудитесь разобраться:
Фрилансер
Зарплата: 0 — 1 000 000 руб./мес
Может быть по-разному.
Спецы высокого уровня часто сливаются на удалёнку, фриланс или собственные проекты.
Если честно, в офисе сидеть нужды вообще никакой на этих работах. Всё можно решить удалённо.
Особенности работы в SEO
Исключительных методик со 100% результатом не существует. Можно сделать ВСЁ, но самые высококонкурентные и трафиковые ключи для клиента окажутся недоступными.
К слову, поэтому сеошники постоянно срутся по каждой мелочи, будь то правильная оптимизация TITLE, description или любой другой пункт.
Когда начинаешь сеошить, десятки раз выгугливаешь спорные моменты, опираешься на свой и чужой опыт, логику, экспериментируешь. Радуешься, когда твои гипотезы дают плоды. Сам рабочий процесс полон поиска крупинок полезной информации среди хлама и окаменелостей.
Не знаешь, что делать? Общаешься, спрашиваешь, собираешь мнения. Так и живём.
Как стать SEO-специалистом: с чего начать?
У меня была хорошая база в интернет-маркетинге, SMM, профильное рекламное образование, зачатки знаний в сайтовом администрировании.
Мой процесс обучения выглядел так.
Что я понял?
Бесплатки сжигают время, ценность есть не всегда, восприятие материала не то. Мотивации нет.
Предлагаю найти начальный клиентский проект или сделать себе информационный сайт, личный блог. Это будет первая арена для теста и кейс.
Обе схемы введут тебя в SEO, правда в первом случае, будешь настоящим спецом, а во втором, как повезёт.
В заключении рекомендую обратить внимание на эти 3 крупных и системных образовательных курса, где есть сертификация, обучение ведётся на проекте и присутствуют нормальные преподаватели.