штрих код по номеру расшифровка
Штрих-код и его расшифровка
Штриховой код представляет собой вид информации, наносимой на упаковку товара, и дающей представление об основных свойствах того или иного товара. Наносится штрих-код либо в виде последовательно располагаемых черных и белых полос, являющихся продолжением идеи азбуки Морзе, либо в виде геометрических рисунков, расположенных в определенной последовательности.
Вопрос: Можно ли внести в форму товарной накладной N ТОРГ-12 такой дополнительный реквизит, как штрихкод?
Посмотреть ответ
Расшифровка и структура
Тринадцатизначный код EAN разделяется на отдельные структурные зоны:
Расчёт контрольной цифры в штрих-коде
Воспользуйтесь приведённым ниже алгоритмом:
Полученная цифра и есть контрольная. Если не совпала — товар может быть произведён незаконно.
Штрих-коды стран производителей
Код производителя | Страна | Национальная организация EAN/UCC |
---|---|---|
00-13 | США и Канада | UCC (U.S.A. & Canada) |
30-37 | Франция | GENCOD-EAN France |
380 | Болгария | BCCI (Bulgaria) |
383 | Словения | EAN Slovenia |
385 | Хорватия | EAN Croatia |
387 | Босния и Герцеговина | EAN-BIH (Bosnia-Herzegovina) |
400-440 | Германия | CCG (Germany) |
45-49 | Япония | Distribution Code Center — DCC (Japan) |
460-469 | Россия | UNISCAN / EAN RUSSIA (Russian Federation) |
471 | Тайвань | EAN Taiwan |
474 | Эстония | EAN Eesti (Estonia) |
475 | Латвия | EAN Latvia |
476 | Азербайджан | EAN Azerbaijan |
477 | Литва | EAN Lithuania |
478 | Узбекистан | EAN Uzbekistan |
479 | Шри-Ланка | EAN Sri Lanka |
480 | Филиппины | PANC (Philippines) |
481 | Беларусь | EAN Belarus |
482 | Украина | EAN Ukraine |
484 | Молдова | EAN Moldova |
485 | Армения | EAN Armenia |
486 | Грузия | EAN Georgia |
487 | Казахстан | EAN Kazakhstan |
489 | Гонконг | HKANA (Hong Kong) |
50 | Великобритания | E Centre UK |
520 | Греция | HELLCAN — EAN HELLAS (Greece) |
528 | Ливан | EAN Lebanon |
529 | Кипр | EAN Cyprus |
531 | Македония | EAN-MAC (FYR Macedonia) |
535 | Мальта | EAN Malta |
539 | Ирландия | EAN Ireland |
54 | Бельгия, Люксембург | ICODIF/EAN Belgium.Luxembourg |
560 | Португалия | CODIPOR (Portugal) |
569 | Исландия | EAN Iceland |
57 | Дания | EAN Danmark |
590 | Польша | EAN Poland |
594 | Румыния | EAN Romania |
599 | Венгрия | EAN Hungary |
600-601 | Южная Африка | EAN South Africa |
609 | Маврикий | EAN Mauritius |
611 | Марокко | EAN Maroc (Marocco) |
613 | Алжир | EAN Algeria |
616 | Кения | EAN Kenya |
619 | Тунис | TUNICODE (Tunisia) |
621 | Сирия | EAN Syria |
622 | Египет | EAN Egypt |
624 | Ливия | EAN Libya |
625 | Иордания | EAN Jordan |
626 | Иран | EAN Iran |
627 | Кувейт | EAN Kuwait |
628 | Саудовская Аравия | EAN Saudi Arabia |
629 | Объединенные Арабские Эмираты | EAN Emirates |
64 | Финляндия | EAN Finland |
690-693 | Китай | Article Numbering Centre of China — ANCC (China) |
70 | Норвегия | EAN Norge (Norway) |
729 | Израиль | Israeli Bar Code Association — EAN Israel |
73 | Швеция | EAN Sweden |
740 | Гватемала | EAN Guatemala |
741 | Сальвадор | EAN El Salvador |
742 | Гондурас | EAN Honduras |
743 | Никарагуа | EAN Nikaragua |
744 | Коста-Рика | EAN Costa Rica |
745 | Панама | EAN Panama |
746 | Доминиканская Республика | EAN Republica Dominicana |
750 | Мексика | AMECE (Mexico) |
759 | Венесуэла | EAN Venezuela |
76 | Швейцария | EAN (Schweiz, Suisse, Svizzera) |
770 | Колумбия | IAC (Colombia) |
773 | Уругвай | EAN Uruguay |
775 | Перу | EAN Peru |
777 | Боливия | EAN Bolivia |
779 | Аргентина | CODIGO — EAN Argentina |
780 | Чили | EAN Chile |
784 | Парагвай | EAN Paraguay |
786 | Эквадор | ECOP (Ecuador) |
789 | Бразилия | EAN Brazil |
80-83 | Италия | INDICOD (Italy) |
84 | Испания | AECOC (Spain) |
850 | Куба | Camera de Comercio de la Republica de Cuba (Cuba) |
858 | Словакия | EAN Slovakia |
859 | Чехия | EAN Czech |
860 | Югославия | EAN YU (Yugoslavia) |
867 | Северная Корея | EAN DPR Korea (North Korea) |
869 | Турция | Union of Chambers of Commerce of Turkey (Turkey) |
87 | Нидерланды | EAN Nederland (Netherlands) |
880 | Южная Корея | EAN Korea (South Korea) |
885 | Таиланд | EAN Thailand |
888 | Сингапур | SANC (Singapore) |
890 | Индия | EAN India |
893 | Вьетнам | EAN Vietnam |
899 | Индонезия | EAN Indonesia |
90-91 | Австрия | EAN Austria |
93 | Австралия | EAN Australia |
94 | Новая Зеландия | EAN New Zealand |
955 | Малайзия | Malaysian Article Numbering Council (MANC) |
958 | Макао | EAN Macau |
Назначение штрих-кода
Введение в действие штрихового кода имело место в 1974 году, хоть патент на его изобретение был выдан в 1962 году.
Изначально назначением штрих-кода было нанесение маркировочных признаков на товары потребления с целью упрощения процедуры передачи товаров на реализацию и их последующей продажи конечным потребителям.
В настоящее время штриховой код имеет и иные функции, а именно:
Местом нанесения штрихового кода является упаковка товара, а способом его нанесения – приклеивание ярлыков с нанесенными на них печатными штрих-кодами.
Виды штрих-кодов
Существует два вида штриховых кодов, дифференцируемых по типу наносимых на товар графических изображений: линейный и двумерный. Различие состоит в способе кодирования информации и в способе ее считывания.
Линейный код читается по горизонтали, то есть в одном направлении. К линейным штрих-кодам относятся следующие подвиды, различающиеся, в том числе, и по количеству включаемых в код символов. Например, код EAN имеет два варианта – восьмизначный и тринадцатизначный. Логично предположить, что 13-значный код включает в себя больший объем информации о товаре.
Однако по сравнению с двумерными кодами все линейные штриховые коды обладают относительно малой информативной емкостью.
Двумерные штриховые коды изначально создавались для включения в них большего объема информации. Для обеспечения желаемой цели была разработана система, позволяющая включать в штрих-код два направления для считывания – горизонтальное и вертикальное.
Дополнительно двумерные штриховые коды дифференцируются на:
Современные двумерные штриховые коды могут вмещать в себя, в зависимости от количества слоев, от 7 до 1900 байт информации о товаре.
Применение в штрих-кодов в РФ
В Российской Федерации наиболее распространенным видом штриховых кодов являются линейный 13-значный и линейный 8-значный.
Предполагается, что в ближайшее время в РФ будет введен в действие расширенный штриховой код, в который будет вноситься информация о дополнительных характеристиках товара. Например:
Считывание
Функциональная польза от штрих-кодов может быть только в случае применения сканеров, считывающих со штрих-кода информацию. То есть отсутствие сканера сделает из штрих-кода всего лишь более или менее красивую картинку.
В настоящее время существуют два вида сканеров – стационарные, то есть кассовые, и портативные, чаще всего выглядящие как небольшая трубка с читающим устройством на одном из ее концов.
Применение того или иного вида сканера обусловлено их разрешительной способностью при считывании информации, объемом товаров, товарооборотом и количеством покупателей.
Сканер, считывая информацию, находится в постоянном контакте с базой данных конкретного субъекта предпринимательской деятельности. То есть, считывая штриховой код, сканер передает в компьютерную сеть не только факт покупки или отгрузки, но одновременно запускает алгоритмы перерасчета остатков продукции на складе и выдает информацию о необходимости пополнения запасов.
Что касается EAN-8:
По сути это младший собрат EAN-13, был введён для малоразмерных упаковок, для таких, где нет достаточно места для нанесения символики EAN-13.
ТОВАРНЫЙ ШТРИХ-КОД ПРОИЗВОДИТЕЛЯ стран и его расшифровка (Таблица)
Штрих-код производителя — это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Информация, содержащаяся в коде может быть напечатана в читаемом виде под кодом (расшифровка). Штриховые коды используются в торговле, складском учете, библиотечном деле, охранных системах, почтовом деле, сборочном производстве, обработка документов. В мировой практике торговли принято использование штрихкодов символики EAN для маркировки товаров. В соответствии с принятым порядком, производитель товара наносит на него штриховой код, формируемый с использованием данных о стране местонахождения производителя и кода производителя. Код производителя присваивается региональным отделением международной организации EAN International. Такой порядок регистрации позволяет исключить возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.
Существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные и двухмерные символики штрих кодов.
Линейными (обычными) в отличие от двухмерных называются цифровые коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространенные линейные символики: EAN-13, EAN-8, UPC-А, UPC-Е, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов – обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами. Пример кода символики EAN-13:
Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный штрих-код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Ниже показаны примеры двухмерных штрих-кодов по порядку QR-код, Datamatrix, PDF417 (акцизные марки на алкогольной продукции), Aztec.
Штриховой код можно наносить при производстве упаковки (типографским способом) или использовать самоклеящиеся этикетки, которые печатаются с использованием специальных принтеров.
Для считывания штрих-кодов используются специальные сканеры 1D (для линейных) и 2D (для двумерных), QR-код можно считывать камерой телефона и распознать через специальное приложение.
Расшифровка штрих-кода производителя
C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский универсальный товарный штрих-код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространенные EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14. Так же существует 128 разрядная система UCC/EAN-128. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).
Расшифровка штрих-кода стран производителей EAN-13:
Возьмем, к примеру, цифровой код 4820024700016 и расшифруем его:
482 (код страны) — первые две или три цифры означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, в данном случае это Украина,
0024 (код изготовителя) — следующие 4 или 5 цифр, в зависимости от длинны кода страны, говорят кто предприятие-изготовитель,
70001 (код товара) — еще пять цифр это наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет.
6 (контрольная цифра) — последняя цифра используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Поле «кода товара» в свою очередь тоже расшифровывается:
Онлайн проверка Штрих кода
Где и как покупать брендовые вещи со скидкой – ОТВЕТ
В странах постсоветского пространства штрихкодирование появилось относительно недавно. Это нанесение графического изображения полосок и цифр, при котором цвет штрихов — черный и белый.
Изначально многие думали, что это облегчает распознавание товаров на границе. В некоторой степени так и есть, но основная цель — проверить оригинальность товара. Чаще встречаются номера ean, состоящие из тринадцати знаков и уникальных линий.
Рассмотрим в статье как по линейному штрих коду достоверно определить изготовителя и подлинность товара.
Проверить штрих-код онлайн
Раньше обычные потребители не имели доступа к международной базе данных организаций, поэтому проверка была малодоступной.
С появлением гаджетов и распространением информации в интернете стали доступны порталы, содержащие информацию о некоторых товарах. Это позволяет оперативно и достоверно найти необходимые данные.
barcode-list.ru — На платформе можно прочитать информацию о товарах по их штрихкодам. Проект имеет более 500 тысяч внесенных позиций.
Удобен портал и для продавцов, которые могут вносить наименования и код своих товаров в базу данных.
Данные постоянно обновляются, работает поиск очень быстро, расшифровка проводится без труда.
www.gs1ru.org — база данных предоставляет информацию о товаре. Расшифровываем их по внесенному штрих-коду. Интерфейс здесь более сложный. Кроме того, как найти интересующий товар по известному штрих коду, на сайте представлены и другие сервисы.
Проверку онлайн можно осуществить, используя многочисленные мобильные приложения. Это бесплатный способ, открытый для любого пользователя мобильного телефона.
Какую информацию несет в себе штрих код
Как я покупаю одежду на Ламоде и экономлю до 60% на брендах
В цифровые значения зашифрованы следующие данные (читаются слева направо):
По штрих коду не видны данные: цена, состав, название.
Важно понимать, что проверка актуальна для штрих кода, наносимого изготовителем. Упаковка может содержать информацию, указанную самим магазином. Это помогает отслеживать прайс.
Самостоятельная расшифровка по цифрам
Бывают случаи, когда указан код страны, не соответствующий производителю:
Для того чтобы проверить оригинальность продукта можно воспользоваться определенным расчетом.
ВНИМАНИЕ! Верный штрих-код еще не дает 100% гарантии оригинальности товара. Тем не менее некорректный штрих-код – это явный признак подделки.
Рассмотрим штрихкод 4814723005800. Проверить код на подлинность можно, используя несложные арифметические действия:
Если при отнимании от 10 получается единичное число, то оно и является итоговым, по которому можно проверить легальный ли штрих код.
Как проверить производителя
Разберемся, как определить страну изготовителя. Для этого необходимы три начальные цифры. Таблица содержит перечень кодов, соответствующих стране, по адресу которой зарегистрировано производство.
Штрихкод (1) | Страна (2) | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
000-139 | США и Канада | 500-509 | Англия | 627 | Кувейт | 789-790 | Бразилия |
200-299 | Внутренняя нумерация | 520 | Греция | 628 | Саудовская Аравия | 800-839 | Италия |
300-379 | Франция | 528 | Ливан | 629 | ОАЭ | 840-849 | Испания |
380 | Болгария | 529 | Кипр | 640-649 | Финляндия | 850 | Куба |
383 | Словения | 531 | Македония | 690-695 | Китай | 858 | Словакия |
385 | Хорватия | 535 | Мальта | 700-709 | Норвегия | 859 | Чехия |
387 | Босния-Герцоговина | 539 | Ирландия | 729 | Израиль | 860 | Югославия |
400-440 | Германия | 540-549 | Бельгия, Люксембург | 730-739 | Швеция | 867 | Северная Корея |
450-459 | Япония | 560 | Португалия | 740 | Гватемала | 869 | Турция |
490-499 460-469 | Россия | 569 | Исландия | 741 | Сальвадор | 870-879 | Нидерланды |
470 | Киргизия | 570-579 | Дания | 742 | Гондурас | 880 | Южная Корея |
471 | Тайвань | 590 | Польша | 743 | Никарагуа | 885 | Таиланд |
474 | Эстония | 594 | Румыния | 744 | Коста-Рика | 888 | Сингапур |
475 | Латвия | 599 | Венгрия | 745 | Панама | 890 | Индия |
476 | Азербайджан | 600-601 | Южная Африка | 746 | Доминиканская республика | 893 | Вьетнам |
477 | Литва | 608 | Бахрейн | 750 | Мексика | 899 | Индонезия |
478 | Узбекистан | 609 | Маврикий | 759 | Венесуэла | 900-919 | Австрия |
479 | Шри-Ланка | 611 | Марокко | 760-769 | Швейцария | 930-939 | Австралия |
480 | Филиппины | 613 | Алжир | 770 | Колумбия | 940-949 | Новая Зеландия |
481 | Беларусь | 616 | Кения | 773 | Уругвай | 955 | Малайзия |
482 | Украина | 619 | Тунис | 775 | Перу | 958 | Макао |
484 | Молдова | 621 | Сирия | 777 | Боливия | 977 | Периодические издания, пресса |
485 | Армения | 622 | Египет | 779 | Аргентина | 978 | Книги |
486 | Грузия | 624 | Ливия | 780 | Чили | 979 | Книги и ноты |
487 | Казахстан | 625 | Иордания | 784 | Парагвай | 980 | Возвратные квитанции |
489 | Гонконг | 626 | Иран | 786 | Эквадор | 981-982, 990-999 | Купоны |
Кто придумал Штрих код
В 1948 году Бернард Сильвер, будучи студентом института в Филадельфии, узнал о просьбе президента местной сети продовольствия разработать систему для контроля продукта с указанием определенных данных о нем. Сильвер поделился идеей со своими друзьями Норманом Джозефом Вудландом и Джордином Йохансоном. Они начали работать над проектом. Первая действующая система была основана на использовании дорогостоящих ультрафиолетовых чернил. Позже стало ясно, что они быстро выцветают. Вудланд был уверен в том, что систему можно осуществить и продолжал работать над ней.
Следующее решение было основано на Азбуке Морзе. Точки и тире растянулись в штрих и объединились в код.
Для того, чтобы распознать штрихи он использовал технологию оптической звукозаписи для киноиндустрии. В просьбе о финансировании развития системы отказалась компания IBM. Примерно через год 7 октября 1952 года Сильвер и Вудланд получили патент на изобретение. Позже патент был продан компании Philco, перепродавшей его RCA. Первый товар, который магазин продал по номеру, — жевательная резинка от производителя Wrigley.
Заключение
Сегодня штрихкодирование получило широкое распространение. Оно используется для быстрой оплаты, для чего камера смартфона наводится на код и моментально совершается платеж.
Любую информацию можно легко пробить по предложенному коду. Это часто используется на выставках, в сопровождении многих товаров, книжных изданиях. Всплывающие уведомления обычно содержат развернутую информацию.
Имея код почтовой посылки можно не дожидаться, когда принесут извещение в почтовый ящик, а отслеживая трек онлайн, получатель отслеживает весь путь следования.
Штрих код можно прочесть онлайн, не имея под рукой специальных устройств. Для этого необходим телефон с установленной программой и доступ в интернет.
Штрих-коды стран мира – таблица и расшифровка
Штрих-код – это уникальный идентификатор (ID) для каждого товара. По задумке, каждый товар от каждого производителя каждой страны должен иметь свой уникальный штрихкод, если у двух разных товаров код одинаков – кто-то где-то ошибся и может понести за это наказание. Ниже – о том, какие штрихкоды существуют, как их расшифровывать, можно ли проверить подлинность товара по штрихкоду, как получить «свой» код для товара.
Подробнее о штрих-кодах
Правильное название – штриховой код, но все пользуются сокращенными: штрихкод или штрих-код, по вкусу. Штрихкод был разработан в середине прошлого века американским инженером. Идея была такова: сделать для каждого товара, выпускаемого на рынок США, уникальный код, который можно было бы просто присвоить во время создания и просто считать во время продажи в магазине. Перебрав несколько вариантов, инженер остановился на такой схеме: берем 12 цифр, 2 оставляем для префикса, 4 выделяем на ID производителя, 5 – на ID самого товара, последнюю резервируем в качестве проверочной. Механизм есть, но осталась проблема с реализацией – сканеры того времени не умели считывать цифры, это было слишком сложно.
В итоге инженер разработал систему битового кодирования чисел с помощью полосок – каждой цифре была назначена своя уникальная последовательность черных и белых полос.
Может показаться, что все – просто и прозрачно, но это не так. Как уже упоминалось, сканеры того времени были очень примитивными, и это накладывало свои ограничения. Во-первых, кроме самих закодированных цифр в штрихкоде есть разделители – начало, середина и конец. Это – 3/5/3 полоски, которые немного длиннее остальных, они помогают сканерам ориентироваться. Тихая зона, в свою очередь, помогает сканеру найти эти самые разделители. Во-вторых, перед инженером стоял непростой вопрос: как считать штрихкод, если его сканируют перевернутым? Решение состояло в том, что линии, кодирующие цифры в левой и правой половине кода, отзеркалены по цвету – если вы присмотритесь, то увидите, что 0 из левого кода – «негатив» 0 из правого кода. Если сканер при считывании первой цифры натыкается на «негатив» – он понимает, что штрихкод перевернут, и считывает остальные символы так же в «негативе». Так инженеры и «крутились» вокруг ограничений в прошлом веке, когда технологии еще не были развитыми.
Итак, система прижилась в США – появился регулятор, который начал выдавать уникальные ID производителям, производители разработали систему присваивания уникальных ID своим товарам, и каждый товар в итоге получил свой штрихкод. Сама система получила название UPC – Universal Product Code. Постепенно товары с «отметками» проникли на рынок Европы, и европейские производители тоже заинтересовались штрихкодами – уж очень они были практичными. Но тут же обозначилась проблема: с помощью UPC нельзя узнать, чья страна является производителем, код не содержит такую информацию. При этом проблему нужно решить так, чтобы сканеры могли считывать и новый код, содержащий информацию о стране, и старый, не содержащий эту информацию, с минимальными изменениями в ПО сканера. Выход оказался простым – добавили еще одну цифру в начале. Первые 3 цифры стали кодом страны, а пул цифр, начинающийся на 0 или 1, оставили за США и Канадой в целях обратной совместимости. Если в штрихкоде только 12 цифр – это американский штрихкод, сканер автоматически добавляет к нему 13-ю цифру в начале – 0. Новый формат назвали EAN-13 (European Article Number), иногда можно встретить название UPC/EAN-13.
Последний момент о штрихкодах, который хочется обсудить – разнообразие форматов. Все штрихкоды делятся на 2 больших семейства: линейные и матричные (двухмерные). Линейные – это когда вся закодированная информация располагается в линию, они выглядят вот так:
В матричных кодах информация располагается в двумерной матрице, из-за чего в код можно добавить намного больше информации. Выглядят они вот так:
Есть еще радиокоды – дальнейшее развитие технологии. Радиокоды «вшиваются» либо в защитные замки, которые вешают в товар, либо в специальные стикеры на товаре, считываются такие коды специальными радиоустройствами. Ниже мы будем расшифровывать самый популярный линейный штрихкод – EAN-13.
Таблица штрих-кодов производителей стран мира
Если код начинается на 0, 1 или имеет 12 цифр – товар произведен в США или Канаде. Что касается остальных производителей – ниже предоставлены таблицы. Для удобства разобьем штрих коды стран производителей по первой цифре, чтобы вам было удобнее ориентироваться.
Страна | Штрихкод |
Франция | 300-379 |
Болгария | 380 |
Словения | 383 |
Хорватия | 385 |
Босния и Герцеговина | 387 |
Страна | Штрихкод |
Германия | 400-440 |
Россия | 460-469 |
Киргизия | 470 |
Эстония | 474 |
Латвия | 475 |
Азербайджан | 476 |
Литва | 477 |
Узбекистан | 478 |
Шри-Ланка | 479 |
Филиппины | 480 |
Беларусь | 481 |
Украина | 482 |
Молдавия | 484 |
Армения | 485 |
Грузия | 486 |
Казахстан | 487 |
Таджикистан | 488 |
Япония | 490-499 |
Страна | Штрихкод |
Великобритания | 500-509 |
Греция | 520 |
Ливан | 528 |
Кипр | 529 |
Албания | 530 |
Северная Македония | 531 |
Мальта | 535 |
Ирландия | 539 |
Люксембург | 540-549 |
Бельгия | 540-549 |
Португалия | 560 |
Исландия | 569 |
Дания | 570-579 |
Польша | 590 |
Румыния | 594 |
Венгрия | 599 |
Страна | Штрихкод |
ЮАР | 600-601 |
Гана | 603 |
Бахрейн | 608 |
Маврикий | 609 |
Марокко | 611 |
Алжир | 613 |
Кения | 616 |
Кот-д’Ивуар | 618 |
Тунис | 619 |
Сирия | 621 |
Египет | 622 |
Ливия | 624 |
Иордания | 625 |
Иран | 626 |
Кувейт | 627 |
Саудовская Аравия | 628 |
ОАЭ | 629 |
Финляндия | 640-649 |
Китай | 690-695 |
Страна | Штрихкод |
Норвегия | 700-709 |
Израиль | 729 |
Швеция | 730-739 |
Гватемала | 740 |
Сальвадор | 741 |
Гондурас | 742 |
Никарагуа | 743 |
Коста-Рика | 744 |
Панама | 745 |
Доминиканская Республика | 746 |
Мексика | 750 |
Канада | 754-755 |
Венесуэла | 759 |
Швейцария | 760-769 |
Колумбия | 770 |
Уругвай | 773 |
Перу | 775 |
Боливия | 777 |
Аргентина | 779 |
Чили | 780 |
Парагвай | 784 |
Эквадор | 786 |
Бразилия | 789-790 |
Страна | Штрихкод |
Италия | 800-839 |
Испания | 840-849 |
Куба | 850 |
Словакия | 858 |
Чехия | 859 |
Черногория | 860 |
Сербия | 860 |
Монголия | 865 |
КНДР | 867 |
Турция | 869 |
Нидерланды | 870-879 |
Республика Корея | 880 |
Камбоджа | 884 |
Таиланд | 885 |
Сингапур | 888 |
Индия | 890 |
Вьетнам | 893 |
Индонезия | 899 |
Страна | Штрихкод |
Австрия | 900-919 |
Австралия | 930-939 |
Новая Зеландия | 940-949 |
Мала й зия | 955 |
Отметим, что есть 3 специальных кода: 977, 978, 979. Первый предназначен для журналов и газет, второй – для книг, третий – для музыкальной продукции. При этом изготовитель не обязан пользоваться ими – к примеру, типография, расположенная в России, может использовать для книг как 978 в начале, так и 461.
Расшифровка штрих-кода производителя
Здесь мы объясним, как осуществляется расшифровка EAN-13.
Страна
Чтобы узнать, штрих код какой страны перед вами находится, вам нужно посмотреть на первые 3 цифры 13-значного штрихкода. Если код содержит только 12 цифр – добавьте к нему 0 в начале. Полная таблица кодов, позволяющая определить страну, будет предоставлена ниже, здесь же поговорим про коды, первая цифра которых – 0, 1 или 2. Если код начинается на 0 или 1, то проверить страну очень просто – это гарантированно будет либо США, либо Канада. Причины мы уже объясняли выше, из-за введения 13-й цифры и обратной совместимости с 12-значными кодами Северной Америки было предложено начинать штрих коды стран этого континента с 0, позже за ним «подтянулась» единица.
Если же вы нашли штрихкод, первая цифра которого – 2, то перед вами либо «липовый» код, либо на производстве произошла какая-то ошибка. Дело в том, что коды, начинающиеся с двойки, зарезервированы для внутреннего применения у производителя. То есть для каких-то своих дел (отметить брак, например) производитель может использовать абсолютно любой код, начинающийся с 2, но в продажу выпускать товары с такими штрихкодами запрещено, регулятор за это наказывает. Штрих коды стран никогда не начинаются с 2.
Производитель
Если вы хотели полностью расшифровать код самостоятельно, то здесь вас ждет первая плохая новость – код производителя в разных странах имеет разную длину, от 4 до 6 цифр. И даже в одной стране, к примеру – в России, эта длина может различаться, потому что у России есть несколько кодов страны (от 460 до 469) и для каждого отдельного кода регулятор может указывать свои длины кода производителя/кода товара. Самый простой способ точно узнать код производителя – взять 2 разных товара от него и сравнить между собой штрихкоды. Но это не будет гарантировать вам 100%-ный результат – если, например, первая цифра товара у обоих товаров будет одинаковой, вы можете ошибочно принять эту цифру за последнюю цифру кода производителя.
Товар
За цифрами, обозначающими производителя, следуют цифры, обозначающие номер товара, от 3 до 5 штук. Обратите внимание – номер товара. Внутренний номер, который лично вам ничего не скажет. Эти цифры имеют значение только для самого производителя и для продавца – с их помощью можно вести учет товара. Никаких «скрытых знаний» код товара не несет, код 48 (40, 2, 4, 20, 69..) ничем не отличается от любого другого. Хотя здесь вы можете запомнить 2 полезных момента:
Контрольная цифра
Последняя цифра кода – контрольная. С помощью нее сканер проверяет, верно ли он считал весь код. Как считают контрольную цифру для штрихкода в 12 символов:
Для примера возьмем вот этот штрихкод:
Цифры на нечетных позициях: 0, 6, 0, 2, 1, 5. Цифры на четных позициях: 3, 0, 0, 9, 4. Все нули откинем. Умножаем оставшиеся цифры из первой группы на 3, получаем: 18, 6, 3, 15. Складываем все: 18 + 6 + 3 + 15 + 3 + 9 + 4 = 58. 5 откидываем, 8 оставляем. Вычитаем восьмерку из 10, получаем 2. Проверочная цифра – 2. Все совпало, штрихкод верен.
У EAN-13 тоже есть проверочная цифра, 13-я. Но так просто рассчитать ее не получится, потому что информация о первой и последней (проверочной) цифре закодирована не в банальном вычислении, а в разности расположения цифр левой половины кода. Для проверки правильности штрихкода из 13 цифр вам лучше воспользоваться онлайн-базами, о которых мы расскажем в следующем разделе, потому что для ручной проверки вам придется «обложиться» сложными таблицами.
Как узнать товар по штрих-коду онлайн
Для проверки товаров по штрихкоду есть множество онлайн-сервисов. Давайте протестируем их, для проверки возьмем вот эту вот колбасу из Пятерочки:
Progaonline
Barcodesdatabase
Учитывая, что эта база предназначена больше для товаров из ЕС и США – неудивительно, что в базе ничего не нашлось.
Service-online
Можно сделать вывод, что товары из СНГ лучше искать в русскоязычных базах, товары из других стран – в англоязычных базах.
Как проверить товар по штрих-коду на подлинность
Если вкратце – то почти никак. Создать поддельный штрихкод – очень просто, вычислить поддельный штрихкод – очень сложно. Есть 2 момента, на которых можно поймать нечестных на руку производителей:
Все, других вариантов нет. Некоторые источники, к примеру, говорят, что знак «>» в конце кода указывает на «подлинность произведенной продукции», но это не так – этот знак просто указывает сканеру, что достигнут конец строки. Кроме того, даже если вы по штрихкоду определите страну производителя, это может вам ничего не дать. К примеру: в России выращивают чай, который потом в виде сырья переправляют в Англию. В Англии производитель этот чай обрабатывает и сортирует по упаковкам, на которые и наносит штрихкод. По итогу вы получаете российский чай с английским штрихкодом. Или юрлицо, производящее чай, зарегистрировано в Великобритании – тогда оно имеет право наносить британский штрихкод даже тогда, когда сам товар производится в другой стране (если за чаем зарегистрирован бренд). В общем, в плане определения качества штрихкод – сомнительный помощник. Подлинность штрихкода как такового проверяется через онлайн-сервисы и указывает только на подлинность штрихкода, но не товара.
Как сделать штрих-код для товара самостоятельно
Сделать штрих код на товар самостоятельно проще всего в специально разработанных для этого сервисах. Как пример: https://barcode.tec-it.com/ru/EAN13
Выбираете тип штрихкода, выбираете начальные данные, задаете параметры последовательности – получаете список штрихкодов и картинки линий штрихкода для скачивания.
А вот получить разрешение на использование штрихкодов – куда сложнее. Выдачей разрешений занимается компаний GS1. Вам нужно написать заявление на вступление в Ассоциацию автоматической идентификации (нужна подпись руководителя и печать), оплатить это вступление (25 000 рублей) и послать заявление + чек на рассмотрение. Вас примут в Ассоциацию, после чего можно будет пользоваться штрихкодами. За членство нужно ежегодно платить 15 000 рублей.
Ответы на частые вопросы
Что делать, если столкнулся с «липовым» штрихкодом?
Для начала – указать руководству магазина на ошибку. Претензию можно внести в книгу жалоб и предложений, в этом случае вам должны будут дать письменный ответ. Скорее всего ответом будет или «извините, производитель ошибся, мы его уведомили», или «производитель сам виноват – с ним и разбирайтесь». Во втором случае вы можете либо просто перестать покупать товары у этого производителя, либо, если есть время и желание, написать жалобу в Роспотребнадзор.
Насколько можно доверять определению «родины» товара на основании штрихкода?
Штрихкод не очень информативен в этом плане, потому что его может наносить не только изготовитель, но и упаковщик/дистрибьютор. Если товар произведен в одной стране, а упакован в другой – наносится тот штрихкод, где товар был упакован. Если вы пытаетесь отследить по штрихкоду родину товара от крупного бренда – у вас ничего не получится, потому что штрихкод будет принадлежать родине бренда, а не товара. Более достоверной будет информация, полученная от штрихкода неизвестного бренда.
На некоторых товарах есть основной штрихкод на 13 цифр, а рядом с ним – дополнительный. Что это за дополнительный код?
Иногда производители добавляют в такие добавочные коды дополнительную информацию – рекомендуемая цена, срок годности и так далее. Учитывая разнообразие кодировок, вам вряд ли удастся узнать, что именно «вшито» в этот дополнительный код. Если есть желание – можете спросить у сотрудников магазина.
На товаре нет 13 цифр, но есть QR-код. Стоит ли мне опасаться?
Нет. 12- или 13-значный код (UPC/EAN-13) очень распространен по историческим причинам, но производитель может выбрать и другой формат – QR, Data Matrix, Aztec и так далее. Главное, что код есть – это значит, что производитель заключил договор с регулятором.
На пачке сигарет нашел штрихкод из 8 цифр. Что это?
Это – EAN-8, упрощенная система «обычного» штрихкода. Она содержит информацию о стране (первые 3 цифры) и информацию о товаре, кодировка производителя опускается. EAN-8 используется на небольших вещах, на которых EAN-13 просто не помещается: сигаретные пачки, ручки, пачки жвачек и так далее.
Вместо вывода
Штрихкод – это уникальный набор цифр и соответствующих им графических символов, который маркирует определенный товар и позволяет отличить один товар от другого. Штрихкоды бывают разными и по виду, и по длине, но самый распространенный – EAN-13, состоящий из 13 цифр. Он содержит в себе код страны, производителя и товара, последний символ – проверочный. Несмотря на информативность для магазинов, штрихкод дает очень мало информации для обычного человека – по нему можно плюс-минус достоверно узнать страну производителя и его идентификатор, информацию непосредственно о товаре он не содержит.