штрих коды на товары с 2021 года
Маркировка товаров в 2021 году: список, что нужно знать
В 2019 – 2020 годах на работу с маркированными товарами полностью перешли участники рынка меховых изделий, табака, обуви, оборудования для фотосъемки, лекарственных препаратов. С 2021 года список товаров, подлежащих маркировке, пополнился. В него вошли текстиль, некоторые виды одежды и другие товары, полный перечень которых мы рассмотрим ниже, также в 2021 году завершится маркировка остатков шин, покрышек, парфюмерии.
В статье мы подробно расскажем о маркировке товаров, которая стартует в 2021, объясним, как подготовиться к ней.
Обязательная маркировка товаров с 2021: перечень изделий
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке с 2021 указан в распоряжении 792-р, подписанном в апреле 2018 года.
Список и сроки прописаны в таблице.
Наименование группы
Даты проектов и обязательной идентификации
В 2019 проведен эксперимент — Распоряжение № 753.Согласно Постановлению № 1958:с ноября 2020 г. — запрет на производство, импорт, продажу организациям, которые работают с производителями и импортерами резины без штрихкодов;
с декабря 2020 г. — запрет оборота и вывода из оборота непомеченных изделий;
с 15 декабря 2020 г. по 1 марта 2021 г. — маркировка остатков, непроданных до 15 декабря 2020 г.
В 2019 году проведен эксперимент.
В 2020 — начало работы всех участников в системе Честный ЗНАК, запрет на оборот немаркированных духов, туалетной воды.
С 30 сентября 2021 г. запрещен оборот немаркированных остатков, произведенных или экспортированных в РФ до 3 квартала 2020 г.
Блузки, трикотаж для женщин и девочек.
Верхняя мужская, женская и детская одежда.
Предметы одежды из кожи
В 2019 году проведен эксперимент — Распоряжение № 790.
Согласно Постановлению № 1956:
с января 2021 г. — запрещен оборот немаркированных товаров;
с 1 февраля 2021 г. — запрещен оборот остатков, непроданных до 2021 г.
В 2019—2020 проведен эксперимент — Постановление № 836.
В 2021 стартует обязательная маркировка:
с 20 января — по некоторым группам ТНВЭД;
не позднее 1 октября — по остальной продукции.
Предполагалось, что участники рынка будут работать в 2 программах:
«Меркурий» — контроль за движением от фермы до производителя.
«Честный ЗНАК» — от изготовителя до потребителя.
О маркировке молочной продукции с 1 июня 2021
За мониторинг продуктов животного происхождения отвечает федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Меркурий». Зачем подключаться еще и к «Честному ЗНАКу»? Чтобы обеспечить прослеживание готовой продукции. Задача ФГИС «Меркурий» — контроль получения и обработки сырья. Качество и товародвижение продуктов (например, сметаны или творога), изготовленных на основе молока, прослеживает «Честный ЗНАК».
Примечание. В конце марта 2021 на веб-портале ФГИС «Меркурий» появились новости, касающиеся успешной интеграции с «Честным ЗНАКом». Общий интерфейс доступен в личном кабинете (ЛК), зарегистрированном в системе прослеживания. Добавлен полноценный модуль «Меркурия», содержащий разделы:
Молокопродукты маркируют только изготовители и импортеры. Нанесение Data Matrix на остатки не предусмотрено — оптовики и розница могут продавать их до окончания срока годности.
Сроки и список товаров, подлежащих обязательной маркировке, утверждены Постановлением Правительства РФ № 2099* :
Маркировка молокопродуктов 2021 — какие товары нужно маркировать:
Категория | ТН ВЭД |
Молоко, сливки, сгущенка с сахаром и подсластителями или без них | 0401–0402 |
Кисломолочные продукты, включая йогурты | 0403 |
Сыворотка | 0404 |
Сливочное масло | 0405 |
Творог и сыры | 0406 |
Мороженое и пищевой лед | 2105 00 |
Другие продукты, в составе которых есть жиры, полученных из продуктов групп 0401–0404 | 2202 99 910 0/950 0/990 0 |
На упаковку или крышку ПЭТ-бутылки молокопродукта наносится код Data Matrix. Минимальные размеры области размещения идентификатора — 15 × 15 мм.
Примечание. Маркировать не нужно:
Перенос сроков маркировки остатков одежды с 1 февраля на 1 мая 2021 — последние новости об отсрочке
Примечание. Сперва крайние сроки маркировки обувных товаров перенесли на следующие даты:
Перечень одежды и текстиля, подлежащих обязательной маркировке с 2021:
Товарная категория | ТН ВЭД |
Предметы гардероба из кожи, включая спецодежду | 4203 10 000 |
Машинный и ручной трикотаж для женщин и девочек | 6106 |
Вся верхняя одежда | 6201–6202 |
Белье | 6303 |
Напоминаем: промаркировать остатки изделий легпрома необходимо было до 1 июня 2021!
Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться
Вся важная информация по маркировке в одной статье.
Михаил Кратов
В России ввели обязательную маркировку товаров — к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут обязаны купить оборудование и пробивать товары в специальной системе.
В этой статье разбираемся, что такое маркировка, какие товары уже есть в перечне и какие скоро туда попадут. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу подготовиться.
Что такое маркировка товаров
Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выходят из вашего производства.
Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На какие товары распространяется
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Велосипеды | С 1 сентября 2021 |
Как работает система маркировки
Производитель или импортер крепит марку на каждую коробку и отправляет партию оптовику → оптовик считывает код сканером и подтверждает, что получил этот товар.
Дальше он продает товар мелким розничным магазинам → розничные магазины тоже считывают код каждого товара и обновляют данные в системе. В розничном магазине товар продают конечному покупателю — продавец пробивает код через онлайн-кассу, и та передает данные в систему. Теперь товар продан, и система снимает его с учета.
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит в руках.
Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи.
Как подключиться к системе маркировки
Для розницы и дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. План действий такой:
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
Что будет, если не маркировать товар
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Производство без маркировки:
Компании — от 50 000 до 100 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Продажа без маркировки:
Компании — от 50 000 до 300 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет:
Должностному лицу или ИП — от 1500 до 3000 ₽
Маркировка товаров в 2021 году
Цифровая маркировка – содержит закодированные первичные сведения о товаре, реализуемые в виде уникальных двумерных штрих кодов.
В 2021 году обязательная маркировка товаров будет затрагивать следующие категории: табак, шубы, обувь, шины, парфюмерию, товаров легкой промышленности и одежды.
Предназначение маркировки товаров
Средства идентификации помогают прослеживать путь товара, что в свою очередь позволяет осуществлять контроль за оборотом контрафактной продукции.
Закон по маркировке:
В Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» указаны чёткие правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
По метке можно получить следующую информацию: на какой фирме, когда и в какой стране изготовлен продукт, кто осуществил импорт, какие особенности эксплуатации есть у продукта и каков его срок годности.
Как работает товароучетная система маркировки?
Правила маркировки товаров отражены в Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»
Получивший товар покупатель получает возможность проверить маркировку. С помощью мобильного приложения «Честный знак», поставщиком которого является сам ЦРПТ.
Какие товары должны маркироваться и в какие сроки
Маркировка товаров к 2021 году охватила разнообразный спектр товаров:
Так, с 1 июля 2020 года маркировке будет подлежать табачные изделия (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224), с 1 июля — обувь (Постановление Правительства РФ № 860). К декабрю того же года производители и поставщики должны будут готовы осуществлять маркировку:
Основной нормативный акт, закрепляющий перечни товаров, которые будут подлежать маркировке — распоряжение Правительства России от 28.04.2018 № 792-р.
К 2024 года предполагается развертывание маркировки на все типы продаваемых в России товаров.
Что меняется для розничного магазина?
Во-вторых, ПО способное формировать электронный кассовый чек, с указанием кода маркировки.
В-третьих, перейти от бумажного документооборота на электронную накладную в форме УПД (универсальный передаточный документ).
Ответственность за нарушение маркировки
За производство товара без маркировки:
При несоблюдение требований по обязательной маркировке товара с 2019 года, будут налагаться следующие штрафы:
За производство товара без маркировки:
За продажу, хранение, перевозку или покупку товаров без маркировки:
Административная ответственность за продажу продукции без маркировки
Что будет, если не маркировать?
Все, кто проигнорирует обязательную маркировку, рискуют лишиться товара и получить штраф (ст. 15.12 КоАП РФ).
Уголовная ответственность за продажу продукции без маркировки.
Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер.
В ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без маркировки согласно ст. 171.1 части первой УК РФ облагаются штрафом в размере до 300 000 руб. или лишением свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.
Алкоголь и табак за продажу продукции без маркировки.
Оборот немаркированного алкоголя или табачных изделий карается более жестко:
Что маркировать в 2021 году: одежда, молочная продукция, велосипеды. Когда начнут штрафовать за нарушения?
Мы вам уже напоминали в декабре о том, что нужно успеть промаркировать до 1 января. А именно — одежду и текстиль. И все-таки нам продолжают задавать вопросы об остатках, сроках и штрафах. Конечно, появились и новые задачи — в 2021 году нас ожидает маркировка велосипедов и молочных продуктов. Итак, спрашивали — отвечаем, а еще даем ссылки на подробные и полезные материалы по теме.
Маркировка одежды и текстиля с 2021 года — что все-таки маркировать и какие есть запреты?
С 1 января 2021 года запрещен оборот товаров легпрома (а это, в том числе — одежда, постельное белье и другой текстиль), на котором отсутствует маркировка кодами Data Matrix. Обратите внимание — речь не о штрих-кодах или QR-кодах, а о совершенно другом виде кодирования.
Оборот — это производство, покупка, перевозка и продажа. Хранение тоже.
Исключение — остатки немаркированного товара, приобретенного до 1 января 2021 года. Продать их тоже нельзя, а вот перевезти или подержать некоторое время на складе и закончить маркировку — можно. Срок до 1 февраля 2021 года.
После 1 февраля на немаркированные остатки уже нельзя будет нанести коды! Мало того, даже хранение такого товара становится незаконным.
Распространяется ли упрощенная схема маркировки на остатки одежды и текстиля?
Да. До 1 февраля вы можете промаркировать эти товары, указав только несколько основных реквизитов: вид, размер, цвет, наименование сырья (материала), пол (женская, мужская одежда), модель, номер стандарта, страну производства.
Обратите внимание! Упрощенная схема не означает каких-либо ограничений, эти коды бессрочны, они юридически значимы и ни ФНС, ни иные контролирующие органы не могут, ссылаясь на упрощенный порядок получения кодов, накладывать какие-либо санкции.
Когда начинается обязательная маркировка велосипедов?
Эксперимент по маркировке этой группы товаров закончился в мае 2020 года. Пока маркировать велосипеды и рамы можно в добровольном порядке.
Обязательная маркировка начнется с 1 сентября 2021 года.
В списке товаров, подлежащих маркировке:
Какая молочная продукция подлежит маркировке в 2021 году?
По молочке маркировка разбита на несколько этапов. Пока что вы можете начать добровольно маркировать товары этой категории с 20 января 2021 года. И мы настоятельно рекомендуем подключаться к системе именно сейчас — как показывает предыдущий опыт, оставлять на последние дни и недели работу с кодами не стоит.
Что касается обязательной маркировки, то ее начало зависит от вида продукции и срока ее годности:
Какие риски есть при продаже немаркированных товаров?
Для начала — потребители уже наслышаны о маркировке и обращают внимание на ее наличие. Честный ЗНАК позволяет установить приложение и сообщать о контрафактных товарах. Хотите попасть в число тех, на кого посыплются жалобы? Конкуренты тоже не спят и не преминут сообщить, что вы продаете товар без маркировки.
Если все это вас не пугает, то напомним о размерах штрафов:
Производство и продажа товаров без маркировки, а также неправильная маркировка:
Штраф за продажу немаркированной продукции грозит и физлицам — до 4000 рублей.
Кроме штрафа, вас ждет конфискация, поэтому вы рискуете потерять не только деньги, уплаченные в счет штрафов, но и все суммы, потраченные на закупку товара.
Весь цикл процессов, связанный с маркировкой товаров доступен в сервисе МойСклад бесплатно :
Напоминаем, что документы по маркированным товарам обязательно должны передаваться через систему электронного документооборота!
Если вы находитесь в постоянном движении — контролировать работу с маркированными (и не только) товарами можно через мобильное приложение со смартфона. Начать работу можно прямо сейчас, воспользовавшись бесплатным тарифом.
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.