Silk screen printing что это
Шелкография на стекле — интересный способ декора
Особый интерес для разных сфер производства и рекламы представляет перспективное направление — шелкография на стекле. Благодаря низкому давлению на поверхность декор без труда переносится на этот тонкий, хрупкий материал. Слой краски отличает повышенная кроющая способность, можно заполнять поверхности с шероховатой и рельефной фактурой. Графика и рисунки получаются четкими, оттенки — сочными.
Шелкография — усовершенствованный вид трафаретной печати. Ее особенность — использование сеток уменьшенной толщины из полиэфира, нейлона или разных металлов. Нити расположены достаточно плотно, что обеспечивает высокую степень детализации рисунков. Технологию используют для обработки поверхностей из дерева, керамики, металла, текстиля.
Термин «шелкография» на английском языке — silk screen printing, что означает печать «шелковым ситом».
Раньше в своих статьях мы уже рассматривали шелкографию. Общие сведения об этом способе печати и инструкцию по самостоятельному нанесению рисунка можно найти в этой статье. А описание красок для шелкотрафарета — здесь.
Декор стекляных поверхностей с помощью шелкографии
Древние технологии в современной интерпретации
Шелкотрафареты были известны древним жителям Месопотамии и Финикии — стран, в которых зародилась эта технология. Финикийцы изобрели способ переноса рисунка с помощью матриц, удерживающих краску. Он мало походил на современную шелкографию на стекле, но послужил ее отправной точкой. Через тысячелетия, в конце XII — начале XIII веков, произошел технологический прорыв в этой сфере, и способ печати стал больше походить на современный.
Мастера Камакуры, города на японском острове Нипон, научились украшать доспехи со сложным рельефом. Они использовали нитяные сети, на которые наклеивали декор. Полотно фиксировалось на деревянной раме. Затем через него печатники наносили красящие пигменты с помощью тампонов.
Попав в Европу в период Средневековья, шелкотрафаретная печать быстро распространилась среди ремесленников. Но только в 1907 году запатентовали важнейшую для развития технологии методику работы резиновыми ракелями — ножами, распределяющими красящий слой по матрице. Они продавливали пигмент сквозь открытые участки на шаблоне и значительно упрощали работу печатников.
Современные плоские машины для шелкографии наносят декор размером 120х180 см и более на самые разные материалы.
Современная шелкография — безграничное поле для дизайна
Суть технологии нанесения изображений
Базовый принцип шелкотрафаретной печати на стекле или зеркалах — продавливание красящего вещества через сетчатую матрицу и последующее запекание рисунка. Матрица-форма для печати представляет собой комбинацию шаблона и сетки.
От вида технологического процесса зависит:
Базовая технология нанесения шелкографии на стекла включает такие этапы:
Качество результата определяет линиатура. Это число нитей в сетке на сантиметр длины, а также толщина, степень открытости. Чаще всего используют сетки с линиатурой 90—120 нитей на сантиметр. Разбег параметра составляет 10—200 нитей на сантиметр.
Процесс требует опыта и квалификации работников печатного цеха
Краски, трафареты и оборудование для шелкографии на стекле
Технология предполагает использование специфической краски — по стеклу в шелкографии работают полимерными составами:
Керамические однокомпонентные составы — самый популярный вариант. Они устойчивы к механическому воздействию, влаге, УФ-лучам и могут наноситься на уличные конструкции.
Керамокраски используются в широкоформатной полиграфии, а также для работ по стеклу на автомобилях, мебели и бытовой технике, витринах. Их впекают в поверхностный слой с помощью термозакалки или моллирования (формовки с получением блестящих стекол). Для декоративных целей пригодны УФ-пигменты.
Производители предлагают инновационные комбинированные краски. Они состоят из двух компонентов и высушиваются под УФ-лучами. У них оптимальное соотношение механической стойкости, а также скорости/простоты нанесения — при условии тщательной подготовки поверхности.
Натянуть сетку для шелкографии на рамку можно даже вручную
Преимущества шелкографии на стекле
Метод шелкотрафаретной печати:
Стекла с шелкографией выглядят эстетично, задерживают часть ультрафиолета от солнечных лучей. Возможны декоративные имитации — например, под бархат.
Рисунок на стекле выглядит изыскано и стильно
Область применения
Печатная технология применяется для обработки и декорирования:
Отдельное популярное направление — шелкографическое декорирование автомобилей. На внутреннюю сторону стекла наносят цветные или монохромные изображения. Для тюнинга используют специальные ткани, трафареты, полимерные и УФ-краски. Технологию применяют и в производстве — для предупреждающих надписей, окантовки.
Смотрите на видео, как делают шелкотрафарет по стеклу:
Что такое шелкография?
Шелкография — это метод печати на поверхности с помощью продавливания красок через трафаретную форму.
Вступление
Самый популярный способ нанесения на одежду, кружки, сумки и другие рекламные изделия — шелкография, именно о ней мы написали самую полную и точную статью.
Трафаретная печать или шелкография (Silk screen printing) — это метод нанесения изображений на поверхности с помощью трафаретной формы, она представляет из себя тончайшую сетку, через которую продавливается краска специальным инструментом — ракелем.
Технология шелкографии
Данная технология появилась еще в древности, но современный формат он приобрел лишь в конце 19-ого века.
Сегодня вы можете найти много различных машин для шелкографии: от одноцветных ручных станков, до автоматизированных комплексов, которые можно встретить на крупных предприятиях печати.
Хотя выбор машин и велик, но принцип работы остается неизменным. Разбить его можно на три шага: подготовка изображения, создание трафаретов и печать.
Шаг 1. Подготовка
Перед созданием трафарета необходимо подготовить картинку: если она многоцветное, то каждый цвет печатается по отдельности и накладывается друг на друга в процессе нанесения.
1. Ручной метод
Существует достаточно количество способов подготовки картинки: ее можно нарисовать вручную на плотной бумаге. Она не должна содержать градиентов или полутонов, далее мы покажем примеры правильного и неправильного подготовленного изображения:
Слева направо: рисунок, трафарет, отпечаток
2. «Цифровой» метод
Более продвинутым методом является «цифровой», когда принт подготавливается на компьютере и печатается черным цветом на белой или прозрачной бумаге (или пленке), также не должен содержать градиент и полутона. Очень мелкие детали или линии могут не проявиться, имейте это ввиду.
«Цифровой» метод печати
3. Подготовка изображений с полутонами
Для примера возьмем фотографию яблока и подготовим ее для печати: закидываем ее в Adobe Photoshop и меняем Image Mode на “Grayscale”:
Далее меняем его на «Bitmap» (в диалоговом окне нам предложат указать разрешение, лучше выбирать 150 или 300):
Результат вы увидите сами, приблизив холст. Таким образом мы подготовили нашу фотографию с полутонами для шелкографии.
Стоит понимать, что мелкие детали могут не пропечататься подобным способом.
4. Многоцветные картинки
Если необходимо двухцветное изображение, придется подготовить два трафарета:
Помните, что при нанесении трафаретные рамки могут сдвигаться на несколько миллиметров, это необходимо учитывать: на варианте №1 может появится белый зазор между зеленым и черным слоем, на втором это учтено.
Каждый цветовой слой картинки наносится черным цветом на отдельной пленке (или листе).
Шаг 2. Создание трафарета
Принт переносится на трафаретную сетку экспонированием, это значит, что через форму будет проходить свет.
Рассмотрим данный процесс подробно. Трафаретная сетка натягивается на рамку:
Натяжение сетки на рамку
Далее на всю поверхность сетки наносится эмульсия (все это делается в темной комнате, чтобы вся эмульсия не засветилась). Последний шаг: изображение кладется на сетку, прикрывается стеклом и засвечивается мощной лампой:
Через 40 минут засвечивания рамка тщательно промывается, все, что было пол принтом смывается и получается форма, через которую будет продавливаться краска:
Шаг 3. Печать методом шелкография
Трафаретное нанесение возможно практически на любых поверхностях: ткани, металлы, стекло, дерево, пластмассы, бумага и многое другое!
Существуют два основным варианта: прямая шелкография и с применением промежуточного носителя, когда картинка сначала переносится на бумагу, а затем на изделие.
Немаловажным фактом является возможность печати на рельефной и цилиндрической поверхности, реализовывать это позволяет толстый слой нанесения (до 0,1 мм).
Шелкография на стакане
Рассмотрим сам процесс шелкографии:
Пучок краски наносится на трафарет и движением ракеля продавливается через форму, оставляя краску на изделии.
После этого принт сушиться в специальным феном или иным оборудованием.
Казалось бы, все очень просто, но сделать качественный и ровный принт сложно, необходим опыт, чувство нажатия ракеля и правильно подбор краски для данного материала.
Область применения шелкографии
Теперь, когда мы разобрались с данным процессом, стоит узнать, где же он применяется. А область применения данного вида очень широка и каждый из нас с ней встречался.
Начнем с самого популярного круга потребления трафаретного способа нанесения — одежды. Да именно ее украшают различным картинками, которые чаще всего наносят с помощью трафарета и ракеля.
Шелкография на футболке
Также не менее популярная область — пакеты. Чаще всего там используется флексографская печать, но можно встретить и трафаретную.
Шелкография на пакетах
Если посмотреть на какой-либо домашний прибор, на нем можно заметить различные обозначение, которые, с вероятностью 90%, были нанесены нашим методом.
Шелкография на приборах
Ну и конечно же различные сувенирные вещи, типа кружек, нередко украшают именно этим способом.
Шелкография на кружка
Универсальность позволяет шелкографии проявлять себя практически в любой сфере бизнеса, за что она и ценится.
Достоинства и недостатки
Как и любые другие способы нанесения, шелкография имеет преимущества и недостатки. Начнем и преимуществ.
Плюсы
Главным плюс является ее универсальность: печатать можно практически на любых поверхностях и изделиях.
Следующий плюс – выбор цветов, также возможность использовать золотые, металлизированные, серебряные и флуоресцентные краски.
Особого внимания заслуживает толщина красочного слоя, которая придает особый декоративный эффект изделию.
Если речь идет о шелкографии в сфере одежды, то это одно из самых популярных решений. Выбор большинства производителей падает на нее не просто так, ведь по качеству и сохранению внешнего вида равных нет. Принт очень надежно садится на одежду и прослужит до конца носки.
Ну и нельзя не отметить стоимость, которая может приятно удивить. В среднем цена на трафаретную печать ниже аналогов.
Минусы
В первую очередь стоит выделить долгую подготовку: для каждого изделия нужно подготовить трафареты, настроить оборудование, подобрать краску, установить партию изделий и можно начинать.
Сам процесс нанесения тоже не быстрый, особенно если оборудование не механизированное.
Также к минусом можно отнести невозможность реализовать цветной градиент.
Не стоит забывать, что большинство производств принимают только векторный формат изображений, что влечет за собой дополнительные траты.
Оборудование для шелкографии
Список оборудования может быть очень длинным, каждое производство использует разный набор инструментов, в зависимости от бюджета.
Самые маленькие цеха используют ручные станки, которые позволяют печатать небольшие партии, чаще всего они одноцветные. Стоимость такого оборудования от 5 000 до 100 000 рублей, зависит это от количества и размера рамок.
Ручной станок для шелкографии
Более продвинутые используют карусельные станки, которые разделяются на полуавтоматические и автоматические. Названия говорят за себя, первый тип нуждается в помощи работе человека на всех этапах, второй более оптимизированный, большую часть выполняет машина.
Карусельный станок для шелкографии
Такое оборудование стоит дороже, в районе 250-300 тысяч можно найти неплохой станок на 6 цветов.
Также в арсенале должны быть рамки, экспонирующие устройства, трафаретные сетки, сушильные шкафы, ракели, станки для нанесения эмульсии промежуточные сушилки, спец-краски.
Оборудование для шелкографии
Цены на шелкографию
Вот мы и подошли к завершающей части нашей статьи — цены на трафаретную печать. Актуальность данного метода начинается при партиях от
50 штук. Если партия ниже – стоимость одной штуки будет слишком высокой.
Что влияет на стоимость:
На нашем производстве действуют следующие расценки:
Цены на шелкографию
Заключение
Так как наш блог посвящен одежде, подведем итоге в сфере печати на ткани при помощи данного метода: это самый популярный и надежный способ печати. Большие компании по типу Adidas, Nike, Reebok используют его для украшения и брендирования своих изделий.
Если вы начинающий бренд, который не может позволить себе средние и большие партии, стоит присмотреться к другим вариантам: цифровой печати или термотрансфера, в иных же случаях советуем использовать именно трафаретный перенос изображений.
Silk screen printing — «печать шелковым ситом»
Трафаретная печать применяется не только для нанесения различных красок и лаков на текстильные изделия, но и в традиционной полиграфии при использовании УФ-лаков. В трафаретной печати формой служит трафарет. Это рама – металлическая или деревянная, как для картины – на которую натягивается сетка. На сетку наносится фотоэмульсия, а сверху укладывается трафарет с рисунком. С помощью копировальной установки и ультрафиолетового источника света эмульсия засвечивается. Те участки, куда попал свет, затвердевают, а куда не попал, вымываются. Существует два способа печати: плоская печать и круговая. Вторая часто применяется для печати в сувенирной индустрии, в частности, на кружках. При печати на плоских поверхностях механизм печати может быть как цилиндрическим, что часто встречается на многосекционных печатных машинах – см. рисунок (сетка с рисунком, вернее, с маской рисунка, размещена по внутренней поверхности цилиндра, ракельная система расположена по центру, справа от нее находится жидкий лак, сетка крутиться вместе с цилиндром и лак, продавливаясь сквозь сетку, переносится на плоский лист или рулон материала, который проходит под цилиндром), либо плоскопечатным (более расространенная техника, принцип работы такой же, как и в предыдущем варианте, но только сетка расположена горизонтально и материал проходит под ней так же непрерывно, а сама сетка и ракельная система совершают поступательные движения). Сами сетки изготавливаются из различных материалов, в зависимости от субстрата, на котором необходимо печатать: самый распространенный материал – полиамидное волокно. Как и в офсетной печати, можно выбирать “линатуру”, то есть номер сетки. Сетка с номером 100 означает, что в 1 см. переплетено 100 нитей: чем ниже номер сетки, тем меньше разрешающая способность трафарета и толще красочный слой, но меньше прорабатываются детали. Критерием при выборе номера сетки является требуемая толщина красочного слоя и минимальная толщина печатной линии (разрешение). Именно отсюда идет то самое физическое ограничение на минимально-воспроизводимую толщину линий в дизайне, что относится не только к отдельно стоящим линиям и точкм, но и к штрихам букв текста или самого штрихового рисунка. Одни точки рисунка в процессе изготовления могут попасть на нити и не получиться, другие растровые точки могут попасть между нитями и быть смытыми в процессе проявки. Тонкая линия может быть перекрыта нитью и при печати иметь разрывы в виде пунктира, продавить краску через маленькое отверстие сложно. При выборе нужно искать компромисс между толщиной красочного слоя и разрешением сетки. В некоторых случаях целесообразно изготавливать два трафарета на один цвет, с разными номерами сетки. Это чем-то напоминает флексопечать, когда для печати плашекк и растровых элементов можно использовать две печатные секции для одной краски, чтобы выкатать ровную плотную плашку и точно воспроизвести полутона.
Для подготовки файла с УФ-лаком, что в векторном что в растровом виде, необходим дополнительный спот-канал и спот-цвет. В Фотошопе это можно задать, создав Spot Channel и назначив ему имя UV – цвет выбирается по желаю, контрастный к общему изображению или просто яркий, например, Magenta или Cyan. И все необходимые элементы к покрытию УФ-лаком рисуются в этом канале. Если файл сделан послойно, то можно просто выбирать необходимый элемент, делать по нему селекцию – Opt+Click on layer – либо кисточками рисовать в канале, либо сделать необходимый обтравочный контур – Path – и уже его использовать как выделения для формирования маски в канале.
В векторном редакторе для элементов УФ-лака создается свой спот-цвет с таким же названием и отдельный слой с подходящим названием и всем элементам на этом слое задается режим Overprint, чтобы эти элементы не влияли на сам дизайн: собственно, это отражает физический процесс нанесения лака – он происходит на отдельном этапе поверх всего изображения, что и отражено в файле в слоях и атрибутах элементов.
И если с плашечными объектами все достаточно просто, за исключением возможных неровных краев лака из-за размерности сетки – некоторая зазубренность, в большинстве случаев абсолютно незаметная – то для растровых изображений все немного сложнее, потому что требуется более тщательный подбор сетки для точного воспроизведения. И надо понимать, что в случае УФ-лака, в отличии от полноцветной печати трафаретом, можно заранее растрировать изображение самостоятельно для получения требуемой величины точек на сетке, причем они могут быть существенно большесамой сетки, что обеспечит большую толщину нанесения лака, но сделает переход более заметным – хотя подобные моменты часто относят к дизайнерским решениям. В общем случае необходимо понимать, что плавный переход лака в поверхность, на которую он наносится, невозможен, в отличии от, например, офсетной краски.
Что такое шелкография. Понятие шелкографии и трафаретного способа печати
Трафаретная печать – это метод воспроизведения изображения при помощи трафарета – специальной печатной формы, через которую типографская краска проникает на запечатываемую поверхность в тех местах, которые соответствуют печатающим элементам.
Что такое шелкография?
Что такое шелкография? Шелкография – это разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала для изготовления печатной формы используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей.
Свое название шелкография взяла от англоязычного названия патента начала прошлого века на процесс трафаретной печати «Silk Screen Printing» – дословно можно перевести как «печать шелковым ситом» – печать шелкографией. Считается, что этот способ печати возник далеко в древности, но современный вид и повсеместную востребованность технология шелкографии приобрела уже в середине XX века.
Шелкография – это, по сути, усовершенствованный трафаретный способ печати, вместо термина «шелкография» в полиграфии используется более точное понятие – трафаретная печать.
Трафаретная печать или шелкография имеет многовековую историю и является способом воспроизведения текстов, надписей и изображений, монохромных или цветных, с помощью трафаретной печатной формы, сквозь которую на запечатываемый материал проникает краска.
Трафаретный способ печати
Трафаретный способ печати имеет более высокие художественные возможности в отличие от других видов печати. Кроме того, спектр материалов для печати шелкографией практически безграничен: бумага, картон, ткани, металлы, стекло, дерево, синтетическая пленка, – печать на любой поверхности. Шелкография применима не только на плоских поверхностях, но и на объемных, и даже рельефных. Толщина красочного слоя может колебаться в пределах от 10 до 100 мкм, что обеспечивает высокое качество изображения. Только в трафаретной печати возможно применение флуоресцентных и перламутровых красок для достижения различных спецэффектов.
Схема трафаретного печатного процесса:
Особенностью трафаретного способа печати является строение печатной формы, ее печатающих и пробельных элементов. Материал или изделие, на которое необходимо нанести изображение располагаются со стороны, противоположной той, с которой поступает краска. Подается краска сквозь печатающие элементы формы, что дает возможность наносить слой краски разной толщины. Гибкость печатных форм и применение эластичных ракелей позволяет повторять форму запечатываемых изделий при минимальном давлении.
Наша типография трафаретной печати «Print For You» предлагает услуги трафаретной печати и другие полиграфические услуги по невысоким ценам при возможности печати любого, в том числе единичного, тиража, штучных полиграфических изделий, опытных и выставочных экземпляров продукции.
В настоящее время интерес к трафаретному способу печати значительно вырос и в России. Дело в том, что возможности классических способов печати достаточно ограничены в смысле формата, запечатываемых материалов и толщины слоя краски. Трафаретная же печать обладает практически неограниченными возможностями. Кроме того, шелкография – это печатная технология, являющаяся относительно дешевым и простым способом изготовления печатных форм. Сейчас уже полуавтоматическим способом можно печатать форматами 3х5м, а при автоматическом – 1,5х2,5м. Да и толщина красочного слоя может регулироваться в большом диапазоне. Существенным недостатком трафаретной печати, пожалуй, является пока еще низкая производительность.
Печать шелкографией отличается от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при которой сетка является и основой печатной формы и красочным резервуаром. Еще одним отличием является также возможность легкого перемещения формы и небольшим давлением в процессе печати. Качество оттисков зависит скорей не от капиталовложений, а от мастерства исполнителя.
Сегодня на мировом рынке представлен широкий спектр оборудования для трафаретной печати самой различной степени автоматизации и специфики, что является несомненным достоинством трафаретной печати, ведь предприятия могут выбрать то, что подходит именно им по технологии и имеющимся средствам. Например, большим предприятиям потребуется использование автоматизированного оборудования, а маленьким подойдут ручные или полуавтоматические машины.
Трафаретную печать можно использовать не только в издательском деле, но и при выпуске специальной продукции, например, продукции промышленной шелкографии. Метод шелкографии применим для печатания на стекле, пластмассе, фарфоре, различных видах упаковки, компакт-дисках, объемных предметах различной конфигурации, а также при лакировании любого типа продукции.
Трафаретная печать соответствующими красками может осуществляться практически по любым материалам: по бумаге, пластику, ПВХ, по стеклу, керамике, металлам, тканям, коже, дереву – печать на любой поверхности. Сами краски для трафаретной печати и шелкографии различаются по типу связующего: водные краски, сольвентные краски на основе растворителей, краски ультрафиолетового отверждения, пластизоли, краски с температурной фиксацией.
Благодаря технологическим особенностям шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях, поэтому современная трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.
Возможна как прямая трафаретная печать, печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная, трансферная трафаретная печать, печать на промежуточный носитель с последующим переносом на изделие.
Реклама на витринах, изображения и надписи на одежде, фирменные пакеты с логотипом, деления на измерительных шкалах приборов, обозначения на лицевых панелях приборов, рисунки клавиш на пленочных клавиатурах, объемные наклейки на заказ, изготовление стикеров, эмблемы, шильдики – все перечисленное объединяет одна технология полиграфической печати – это шелкография.
Что же общего во всех перечисленных предметах? Сходство состоит в том, что на эти изделия и материалы очень сложно, а порой, и невозможно, нанести надпись или логотип, напечатать изображение общими полиграфическими способами. Для оттиска краски с формы на запечатываемую поверхность требуется определенное давление, что практически неприменимо, например, при печати на тонком, хрупком материале. Шелкографии же доступна не только печать на любой поверхности, но и нанесение толстого красочного слоя высокой кроющей способности, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также наносить шелкографию, заполнять шероховатую и текстурную поверхность изделия.
Некоторые сложности в трафаретной печати вызывают полутона и многокрасочные изображения. Это вызвано самой природой трафаретной печати, которая не дает возможность получать репродукции с линиатурой растра высокой или офсетной печати. Предел воспроизведения растрового изображения в технологии трафаретной печати определяется тем, что ячейки сетки не могут устойчиво удерживать копировальный слой, особенно в глубоких тенях. Но в последнее время наметился значительный прогресс. Трафаретная растровая печать получает все большее распространение, благодаря использованию современной цветоделительной техники, новым методам обработки копировальных слоев и применению современных сетчатых основ для изготовления печатных форм.
Будущее трафаретного способа печати
У трафаретной печати большое будущее. И хотя она в некоторых отношениях уступает другим способам печати, это с лихвой компенсируется значительным преимуществом процесса и огромным разнообразием областей применения шелкографии. Что такое шелкография? Будущее технологии шелкографии – это, прежде всего, значительное повышение качества печатной продукции, расширение ассортимента и увеличение производительности, что может быть достигнуто при:
На сегодняшний день тенденция развития трафаретного способа печати ведет к революционному повороту, и в ближайшем будущем метод печати шелкографией не только расширит области применения, но и значительно увеличит свою производительность.
Если вам требуется недорогая печать шелкографией вне зависимости от того, на какой материал требуется нанести изображение, то наша типография – правильный выбор.
Убедитесь в этом сами, станьте нашим клиентом, доверьте нам свой заказ.